Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание осознанного отношения у детей, педагогов и родителей к ЛФК как условию повышения их здоровья и формирования правильной осанки

Муниципальноедошкольное образовательное учреждение
Детскийсад № 6

Опытработы
Тема:
Воспитаниеосознанного отношения у детей, педагогов и родителей к ЛФК как условиюповышения их здоровья и формирования правильной осанки

Инструкторпо физической культуре
первойкатегории
ПотеряеваНаталья Ивановна
МДОУ«Детский сад № 6»
Лысьва, 2007 г.

 
Оглавление
 
Введение
1.Теоретический раздел
1.1Сущность осознанного отношения к формированию осанки
1.2Возрастные особенности формирования осанки
1.3Классификация нарушений осанки
1.4Причины нарушений осанки
1.5Профилактические и лечебные мероприятия
2.Практический раздел
2.1Условия для формирования правильной осанки в ДОУ
2.2Планирование работы по физическому воспитанию
2.3Формы организации физкультурной деятельности
2.3.1Утренняя гимнастика
2.3.2Физкультурные занятия
2.3.3Корригирующая гимнастика
2.3.4Самостоятельная деятельность
2.3.5Совместные физкультурные досуги и праздники
2.4 Система отслеживания и результатыработы
Заключение
Список литературы
Приложение
 

 
Введение
Согласно«Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля под осанкой разумеют«стройность, величавость, приличие и красоту». Анализируя сущность данного понятия,необходимо подчеркнуть, что осанка характеризует не только привычную позучеловека в покое и движении, но и его здоровье, и степень гармоничностиразвития. [16]
Значениеосанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированнаягрудная клетка хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивойосанки, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия.
Насегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушенийосанки. Однако на фоне этого дефекта развиваются такие серьезные заболевания, каксколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз.… Кроме этого, деформации скелета, даженезначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводятк различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к даннойпроблеме с максимальным вниманием и ответственностью. [15]
Вдетском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичномположении. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц ивызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры,что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости,гибкости и силы.
Результатыобследования в нашем детском саду и срезы физического развития детей выявилиследующие проблемы: 1-ю группу здоровья имеют всего 14 – 16 % детей; вырослоколичество детей со сколиозом на 50 %, количество детей с нарушением осанки — на 29%, двигательная активность детей в течение дня составляет 60 %.
Анализусловий в нашем детском саду показал:
— не во всех группах мебель подбирается по росту ребенка;
— не всегда учитывается посадка ребенка за столом;
— не обращается внимание на позу ребенка;
— нет осознанного отношения к поддержанию осанки у детей и
педагогов;
— недостаточно соблюдается двигательный режим;
— нет системы упражнений.
Анализанкетирования родителей показал, что они почти не обращают внимания нанарушение осанки у ребенка. Большинство из них не связывают здоровье ребенка сего физическим развитием.
Основнаяцель моей работы – разработка педагогической системы формирования осознанного отношенияпедагогов, детей и родителей к своему организму и организму других людей, ксохранению правильной осанки.
Реализацияцели осуществляется через постановку следующих задач:
1. Провестианализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования осознанногоотношения к своему организму и сохранению правильной осанки.
2. Разработатьпедагогическую систему формирования осознанного отношения детей к себе и своемуздоровью.
3. Составитьпедагогические проекты по формированию осознанного отношения детей и родителейк своему здоровью, к сохранению правильной осанки.
4. Определитьстепень эффективности разработанной педагогической системы по данной проблеме.
Реализацияданных задач возможна при следующих условиях:
— использование различных форм организации физкультурно-оздоровительной работы;
— обучение конкретным приёмам и методам оздоровления и физического развития;
— организацию и реализацию проектной деятельности при активном участии педагогови родителей;
— повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики иформировании правильной осанки.
Дляпланирования данной работы использую программу В. Г. Алямовской «Здоровье»,программу Л.М. Пустынниковой «Система», элементы программы Т.Э. Токаевой«Азбука здоровья», программу и основы методики «РУССКОЙ АЗБУКИ – ЗАРЯДКИ» В.Н. Фросина,В.В. Фросиной…
Физкультурно-оздоровительнаяработа по формированию осознанного отношения к ЛФК строится на следующихосновных положениях:
1) единствоцелей и задач всех участников образовательного процесса;
2) систематичностьи последовательность работы;
3) индивидуальныйподход к каждому ребёнку и к каждой семье;
4) комплексныйподход к организации образовательного процесса;
5) взаимопомощьи сотрудничество педагогов, родителей и медицинских работников.

 
1.Теоретический раздел
 
1.1Сущность осознанного отношения к формированию осанки
Сознаниечеловека проявляется и формируется в его деятельности. Единство сознания вдеятельности выражено в том, что поведение человека разумно, осмысленно иосознанно.
Одноиз основных качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте,- произвольность, т.е. способность владеть и управлять своим поведением.Основная черта произвольного поведения – его осознанность, или сознательность.Важнейшей линией развития является самосознание дошкольника, т.е. формированиесистемы знаний, представлений, которые определяют поведение и являются базисомличностной культуры человека, в том числе двигательной, основой здоровогообраза жизни.[12]
Чтобыуправлять каким-либо своим действием или движением, нужно обязательно этодействие или движение чувствовать, осознавать. Сам ребёнок никогда не сможетнаучиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Он никогда непочувствует необходимости в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственныедействия, посмотреть на себя со стороны. Всё это он может научиться делатьтолько вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности.
Человеквыполняет сотни простых, постоянно повторяющихся действий. Они упрочилисьмногократными повторениями и выполняются автоматически. Такие движения идействия называются навыками, а стремление, потребность выполнять их в одних итех же условиях – привычками. [17]
Осанка– это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильнаято фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. Инаоборот, часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, нофигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом» опущеннаяво время ходьбы голова. [13]
Осанкунадо рассматривать как навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов,обеспечивающий сохранение привычного положения тела, отражающий внутренний мирчеловека – его психическое состояние: настроение, самочувствие и даже характер.Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могутговорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Когда человекздоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается –подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот. Этосвидетельство того, что он уверен в себе и благополучен. [8]
Преждевсего, необходимо знать, чем определяется осанка. Во- первых, состояниеммышечного аппарата, функциональными возможностями мускулатуры, ее способностьюк длительному статическому напряжению. Во-вторых, эластическими свойствамимежпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно – тканых образований суставовпозвоночника, а также таза и нижних конечностей. В-третьих, состоянием стоп иног в целом.
Позвоночник– это костный стержень, состоящий из 33 – 34 позвонков, соединенных маленькими эластичнымихрящевыми дисками и связками, которые придают ему гибкость. Роль растяжеквыполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам,лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков. Поэтомуочень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягалисьравномерно. Правильное положение тела, в основном, обусловлено степеньюразвития и тонусов мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Правильнаяосанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышцплечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно,результатом воспитания соответствующей привычки. Окружающие позвоночник мышцы образуюттак называемый мышечный корсет, одной из функций которого является поддержаниепозвоночника в его физиологических параметрах. При гармоническом физическом развитииу ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. [7]
Наформирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме ногаопирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой,обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопыослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощаютстопу. Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода,в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа вдошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формированиееще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могутпривести к возникновению функциональных нарушений.
Стопаявляется опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается наформировании всего организма.
Такимобразом, средствами формирования произвольного поведенияявляются: мотивация, взаимодействие нескольких детей и совместное выполнениеими заданий, индивидуальное выполнение упражнений, многократные повторения.
Осанкаопределяется правильными изгибами позвоночника и правильной формой стопы,гибкостью позвоночника, хорошим мышечным тонусом.
1.2Возрастные особенности формирования осанки
Осанка,в какой – то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессероста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанкиначинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностейвысшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательныхсвязей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиеническогорежима. Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этомвозрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка вбольшей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в нихмало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтомуосанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влияниемнеправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается втечение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы телагодовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют оченьважную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков исотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движенияхстоп. [5]
Сводстопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбиратьсоответствующую обувь (на каблучке), использовать упражнения для укрепления иправильного формирования свода стопы.
Силамышц кисти рук увеличивается с 3,5 – 4кг в возрасте 3 – 4 года до 13 – 15кг ксеми годам.
Силамышц туловища (становая сила) к семи годам увеличивается почти в два раза с 15– 17кг в 3 – 4 года до 32 – 34кг.
Свозрастом отмечается увеличение тонуса напряжения мышц спины и живота, чтоявляется результатом не только улучшения регуляторной функции центральнойнервной системы, но и положительного влияния физической тренировки.
Улучшениемышечного тонуса положительно влияет на выработку правильной осанки. [10]
Такимобразом, красивая правильная осанка активно формируется втечение дошкольного возраста под влиянием условий и системы упражнений.

 
1.3Классификация нарушений осанки
Нарушенияосанки бывают двух типов:
1.Нарушение осанки в сагиттальной плоскости – неправильное соотношениефизиологических изгибов позвоночника. В этих случаях можно наблюдатьсглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничноголордоза при слабо выраженном шейном и грудном кифозе (плоско – вогнутая спина),увеличение всех физиологических изгибов (кругло – вогнутая спина) и увеличениегрудного кифоза при уменьшенном шейном и поясничном лордозе (сутулость).
Плоскаяспина характеризуется уменьшением физиологических изгибовпозвоночника. Рессорная функция позвоночника снижена, грудная клетка уплощена,живот в нижней части выдается вперед, мышцы спины ослаблены. Плоская спина, какправило, результат функциональной неполноценности мускулатуры. Дети с плоскойспиной предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.
Круглаяспина характеризуется дугообразно увеличенным груднымкифозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позвоночника.
Удетей с круглой спиной связки и мышцы растянуты, а грудные мышцы укорочены. Этоукорочение ограничивает движения в плечевом суставе, поэтому дети с круглойспиной не могут поднять руки до отказа.
Прикругло – вогнутой спине отмечается увеличение всех изгибовпозвоночника. Угол наклона таза при этом выше физиологической нормы. Вследствиеувеличения угла наклона таза резко увеличена поясничная кривизна, поясничнаяобласть сильно прогнута вперед, брюшная стенка вялая, растянута. Голова, шея,плечи наклонены вперед, а живот выступает и свисает. Колени максимальноразогнуты, может возникать даже избыточное разгибание коленных суставов.
2.Нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется асимметрией вположении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника (остистыеотростки как бы образуют букву С или S).
Симптомынарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях – от чуть заметных дорезко выраженных. Наиболее часты нарушения осанки во фронтальной плоскости,которые важно своевременно отличить от сколиоза.
Длябокового искривления позвоночника характерно нарушениесрединного расположения линии остистых отростков позвонков и смещение ее привертикальном положении ребенка на том или ином уровне вправо или влево. Прибоковом искривлении позвоночника нарушается симметричное расположение тела иконечностей относительно позвоночного столба, а голова наклонена вправо иливлево, одно надплечье выше другого, лопатки на разных уровнях – на стороневогнутости ниже, асимметричны и треугольники талии. К этому следует добавитьслабое развитие мышц туловища и снижение физической работоспособности.
Сколиозв начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что инарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиозанередко принимают за нарушение осанки и наоборот – сколиоз первой степениотносят к нарушению осанки. [6]
Такимобразом, различные нарушения осанки могут привести к искривлениюпозвоночника.
 
1.4Причины нарушений осанки
Отчегоможет нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые:
1.Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводитв вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев истолов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше временипроводить в свободной позе (лежа на ковре, например), как это принято во многихзарубежных дошкольных учреждениях и школах.
2.Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
3.Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та,при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги. О равномерномраспределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбепараллельны.
Вотпочему воспитание правильной ходьбы – это помещение ребенка в такую ситуацию,когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам,доскам, стесанному бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующие упражненияи у него все в порядке с координацией, то он может спокойно пройти вдоль палкиили вдоль веревки.
4.Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, "калачиком ", и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед,закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу ) .
5.Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детейастенического телосложения, физически слабо развитых, переболевших в детстверахитом.
Нарушениеосанки — частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общейфункциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей)состоянии мышц и связочного аппарата. [4]
Неправильнаяосанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночныхдисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционированиявнутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения груднойклетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие- меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют надеятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек;неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.
Болезнипозвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшениякачества жизни и инвалидизации. [8]
Такимобразом, к нарушению осанки приводит отсутствие необходимых условий,вредные привычки и различные заболевания.
 
1.5Профилактические и лечебные мероприятия
Нарушениеосанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимымпроцессом, а подлежит исправлению. Основными средствами профилактики иреабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторыприроды.
Профилактикаи исправление осанки – кропотливая комплексная работа, которая должна включатьв себя целый комплекс мероприятий:
1. Постояннаядвигательная активность (ходьба пешком, прогулки, походы).
Красиваяпоходка – понятие не только эстетическое. От того, как мы ходим, во многомзависит положение и деятельность внутренних органов, состояние позвоночника, азначит, здоровье, которое, как известно, закладывается в детстве.
Ставязнак равенства между правильной походкой и здоровьем, прихожу к выводу:формирование правильной ходьбы – одна из задач физического воспитания в ДОУ.
Известно,ходьба относится к основным циклическим движениям. Внешне выглядя простой иестественной, ходьба на самом деле представляет собой сложное по координациидвижение, в регуляции которого принимают участие, различные отделы центральнойнервной системы, включая кору больших полушарий головного мозга, и, в котором,по словам великого русского ученого Н.А. Бернштейна, «задействованы вритмическом чередовании почти все сто процентов скелетной мускулатуры».
2. Контрольнад правильной осанкой в течение дня и на занятиях
Оченьважно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть истоять.
Сидениене отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие отвзрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы — разгибатели(особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устаюти стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаемэтого и ругаем детей за неусидчивость.
3. Включениеспециальных физических упражнений в комплексы утренней гимнастики,физкультурные занятия, досуги и праздники
Оченьважно организовать утренний отрезок таким образом, чтобы дети получили зарядэнергии на весь день и хорошее настроение. Поэтому утренняя гимнастика в зале ина воздухе становится одним из средств оздоровления детей и профилактикинарушений осанки и сколиоза.
Физкультурныезанятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительнойработы. На досугах, праздниках дети, с одной стороны, закрепляют,совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, а с другой – винтересной, увлекательной форме знакомятся с праздниками и связанными с нимитрадициями, расширяют кругозор в области спорта.
Главнаяцель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребностьдетей в движении, воспитывать потребность в систематических занятияхфизкультурой и спортом.
4. Курскорригирующей гимнастики
Корригирующаягимнастика в последнее время начала использоваться в дошкольных учреждениях,как форма реабилитации детей 1,5 – 7 лет, имеющих различные патологические ипредпатологические состояния.
Причины,определившие внедрение корригирующей гимнастики в дошкольные учреждения,многообразны: резкое ухудшение здоровья новорожденных и, как следствие, детейдошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижениеиммунобиологической реакции ребенка; занятость родителей.
Вдетских садах есть необходимые условия для своевременной профилактики иреабилитации (режим дня, материально – техническая база, кадры).
Общиезадачи корригирующей гимнастики:
· Формироватьу детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранениюправильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.
· Способствоватьгармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки,грациозности.
· Развиватьдвигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность присохранении правильной осанки.
Главноесредство корригирующей гимнастики — физические упражнения. Известно многоклассификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степениактивности, по характеру двигательных действий и т. д. В дошкольной практикенаиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметови игры.
Лечебноедействие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движенийв жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функцииорганизма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятныепоследствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказываютразнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения ифизической нагрузки. [15]
Такимобразом, предотвратить нарушения осанки возможно черезсистему профилактических и лечебных мероприятий в ДОУ и в домашних условиях.
2.Практический раздел
 
2.1Условия для формирования правильной осанки в ДОУ
Нарушениеосанки – это не заболевание, это состояние, которое не является необратимымпроцессом, а подлежит исправлению. Исправление осанки – кропотливая комплекснаяработа, которая включает в себя целый комплекс мероприятий. Огромное значениеимеет профилактика нарушений осанки, особенно в детском возрасте. Правильнаяосанка – это не просто красиво. Это свидетельство того, что вы уверены в себе иблагополучны.
Внастоящее время одной из проблем в нашем ДОУ являются дефекты осанкидетей. Для решения данной проблемы определила цель: взаимодействиепедагогов, детей и родителей в профилактике нарушений осанки и искривленийпозвоночника. Реализацию цели осуществляю через постановкузадач:
1.Формировать у детей представления о гигиене и физиологии человека, валеологии,технике выполнения различных упражнений.
2.Способствовать формированию у детей навыков и привычки к сохранению правильнойосанки, обогащению двигательного опыта.
3.Содействовать изменению позиции детей, педагогов и родителей к укреплению иформированию осанки через активное участие в образовательном процессе.
Реализацияданных задач возможна при следующих условиях,
которыесозданы в нашем ДОУ:
Ø наличиеспортивного и тренажерного зала, достаточного места для активного движения,спортивная площадка на участке детского сада;
Ø вкаждой группе оформлены уголки «движения» с подбором спортивного инвентаря,нестандартного физоборудования; сделаны турник, кольца, приобретены детскиетренажеры и массажеры;
Ø достаточноеколичество спортивного инвентаря и физкультурного оборудования для работы сдетьми в зале и на площадке;
Ø мебель,соответствующая росту ребенка, и кровати с твердой поверхностью;
Ø физиотерапевтическийкабинет и кабинет для массажа.
Оформлендидактический и наглядный материал:
Ø картотека,включающая гимнастические упражнения для укрепления позвоночника и мышц;подвижные игры; игры на снятие напряжения; физкультминутки;
Ø рисунки,схемы, плакаты – модели; правила на карточках «Как правильно сидеть, стоять,лежать»;
Ø карта– схема планирования упражнений на весь день — «Дневник здравника»;
Ø кассетыс ритмической и спокойной музыкой;
Ø дидактическиеигры по валеологии.
Такимобразом, в ДОУ созданы необходимые условия для организациисистематических занятий, самостоятельной и совместной деятельности с детьми втечение дня по укреплению и коррекции осанки.
 
2.2Планирование работы по физическому воспитанию
Заоснову своей работы по физическому воспитанию и совершенствованию детскогоорганизма взяла авторскую программу В.Г. Алямовской «Здоровье», как комплекснуюсистему воспитания ребенка – дошкольника физически здорового, разностороннеразвитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственногодостоинства. А также элементы программы Токаевой Т.Э. «Азбука здоровья», В.Н.Фросина, В.В. Фросиной, П.В. Фросина, Т.В. Фросиной, Х.В. Фросиной «Основы иметодики Русской Азбуки – Зарядки», цель которой – помочь малышам сохранить иулучшить здоровье, повысить их жизнеспособность. На основе этих программсоставлены перспективный план обучения основным видам движений и картотекафизкультурных занятий.
Планированиеи организацию работы с детьми осуществляю по направлениям:
Ø усложнениефизических упражнений от возраста к возрасту с учетом индивидуальныхособенностей детей, их способностей;
Ø взаимосвязьфизкультурных занятий и праздников с другими видами деятельности;
Ø планированиепредварительной и индивидуальной работы с детьми;
Ø использованиеигровых упражнений, подвижных игр в самостоятельной деятельности;
Ø диагностикуфизического развития и здоровья детей.
Составлениепланов и организацию физкультурной деятельности разрабатываю на основеследующих принципов:
Ø системности;
Ø последовательности;
Ø преемственности;
Ø индивидуализации;
Ø дифференциации;
Ø взаимосвязивсех субъектов образовательного процесса.
Работаосуществляется через разработку и организацию проектной деятельности на тему«Взаимодействие детского сада и семьи в здоровьесбережении детей», а конкретно,в профилактике нарушений осанки и искривлений позвоночника. В проектепредставлена система работы по формированию осознанного отношения педагогов,родителей и детей к сохранению правильной осанки; созданию оптимальных условийдля эффективного сотрудничества педагогов и родителей. Реализация данногопроекта осуществлялась в течение 2006 – 2007 учебного года в рамках работыпроблемной группы под моим руководством. Проект успешно реализован благодаряактивному участию педагогов, родителей и детей. Итог работы был представлен дляпедагогов города в День открытых дверей.
Я,как инструктор физкультуры, провожу ежедневно два занятия в зале и одно — навоздухе; педагоги под моим руководством дополнительно проводят во времяпрогулки одно игровое физкультурное занятие и пеший поход или целевую прогулку.Это позволяет создать оптимальный двигательный режим. Ежедневные физкультурныезанятия позволяют, не перегружая детей, добиться хорошей физической подготовки,дают возможность более целенаправленно учить детей, организовыватьиндивидуально – подгрупповое обучение. Основная цель – увеличить двигательнуюактивность детей и длительность прогулки.
Такимобразом, в детском саду планируется система физкультурной работы на основе реализациипроектов, взаимосвязи педагогов, инструктора физкультуры и медицинскихработников.
2.3Формы организации физкультурной деятельности
Физкультурно-оздоровительнаяработа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляюв следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятияфизической культурой в зале и на воздухе, досуговая деятельность.
2.3.1 Утренняя гимнастика
Оченьважно организовать утренний отрезок таким образом, чтобы
детиполучили заряд энергии на весь день и хорошее настроение. Поэтому утренняягимнастика в зале и на воздухе в сочетании с оздоровительным бегом стала однимиз средств оздоровления детей и профилактики простудных заболеваний.
Ужес 4 – х лет в утреннюю гимнастику включаю специальные упражнения дляформирования правильной осанки – «Бабочка», «Пингвин», «Ворона», «Морковь»,которые способствуют выпрямлению позвоночника; «Аист», «Кот», «Рыба», «Суслик»- вытяжению всего позвоночника; «Дедушка», «Олень», «Червь» — вытяжениюпоясничного отдела и т.д. Для работы со старшими детьми кроме специальныхупражнений в комплекс утренней гимнастики ввожу зарядку – настрой дляпозвоночника. Ее цель: улучшение гибкости, дыхания и кровоснабжения. Создание изадавание ребенком организму установку на оберегание всего позвоночника.
Детис большим удовольствием выполняют во вторник и четверг зарядку – настрой«Позвоночник», а в понедельник, среду и пятницу зарядку – настрой «Япозвоночник берегу и сам себе я помогу…».
Чтобыизбежать плоскостопия, в комплекс утренней гимнастики включаю упражнения дляукрепления мышц стопы и голени: «Мышь», «Скорпион», «Птица», «Белка» (РАЗ),хождение на носках и пятках, на наружных краях стоп, что приводит к укреплениюмышечно-связочного аппарата стопы. Благодаря утренней гимнастике иоздоровительному бегу у детей снизилась заболеваемость ОРВИ на 6,5%,увеличилась выносливость, дети стали более бодрые, на занятиях активны,инициативны, снизилась утомляемость.
 
2.3.2Физкультурные занятия
Вработе использую такие основныеварианты физкультурных занятий: занятияобычного типа, игровые, сюжетно – игровые, прогулки – походы; занятия,построенные на танцевальном материале и занятия серии «Забочусь о своёмздоровье».
Нафизкультурных занятиях особое внимание уделяю физическим упражнениям,направленным на предупреждение нарушений осанки. Физические упражнения –специфическое средство физического воспитания, используемое для решенияоздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Физические упражнения, входящиев различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организмребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физическойнагрузки.
В основных движениях сточки зрения формирования правильной осанки использую следующие физические упражнения:
1. Во время ходьбы слежуза тем, чтобы дети не опускали голову, двигались с развернутыми плечами; длявыработки ощущений правильной осанки предлагаю положить мешочек с песком прямона голову, придав ей правильное положение (предлагаю дойти до определенного места,не уронив мешочка, снять его и вернуться так, как будто на голове все еще лежитмешочек).
2. К обучению детейпрыжкам подхожу очень осторожно, обращая внимание не на овладение той или инойвысотой (длиной), а на мягкое приземление: «Кошка прыгая, приземляется на своилапки спокойно и мягко. Давайте и мы спрыгнем (перепрыгнем), как кошечка –мягко и на носочки».
3. При упражнении влазанье слежу за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо;кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч, иначе лазанье можетнеблагоприятно влиять на осанку. «Сегодня вы должны постараться залезть нагимнастическую стенку, как смелый пожарник, и позвонить в колокольчик,подвешенный на ступеньке».
4. Упражнения вподлезании, перелезании, пролезании увеличивают подвижность позвоночника иукрепляют мышцы спины. Однако помню, что после этих упражнений надоиспользовать такие, в которых дети могут активно выпрямить позвоночник:добежать до стоек, на которых подвешены ленточки, и, подпрыгнув, достать их.
5. При проведенииупражнений в метании обращаю внимание на правильный замах и позу туловища. Этоне только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевогопояса. Для одинаковой нагрузки на все мышцы плечевого пояса упражнения вметании выполняем как правой, так и левой рукой.
В своей работе применяюряд специальных упражнений корригирующего характера: «Велосипед», «Уголок»,«Лягушонок», «Рыбка», «Кошечка», «Лодочка» и др. Их включаю в физкультурныезанятия при проведении вводной и основной части, использую в подвижных иоздоровительных играх.
Физические и психическиекомпоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Они укрепляют различныегруппы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактикенарушений осанки.
Оздоровительные игрыпровожу как индивидуально, так и коллективно. Например: «Цапля», «Скачки»,«Парашютисты», «Тачка», «Кошка», «Бой петухов».
С целью воспитания осанкипровожу и подвижные игры, в которых дети должны принимать заранее установленныепозы (остановка по хлопку ведущего или имитационные движения в замедленномтемпе и др.): «Солдатики – пузатики», «Зайцы и волк», «Морская фигура», «Раз,два, три колонну (шеренгу) собери» и другие.
В процессе проведенияподвижных игр добиваюсь тренировки навыков в удержании головы и туловища вправильном положении; правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены,подбородок приподнят). Также выработке правильной осанки помогают игры накоординацию движений, равновесия: «Восточный официант», «Походи боком», «Зайцыи ястребы».
При организациидеятельности особое внимание уделяю созданию устойчивого интереса к занятиям пофизической культуре. Поэтому использую разнообразные приёмы: игровой сюжет,спортивную мотивацию (стройные солдаты, спортсмены, балерины); ритмическиеупражнения под музыку, танцевальные движения, гимнастические упражнения(мостик, березка); элементы йоги, творческие задания (придумай движения);приёмы с воспроизведением различных поз, мимики, звуков; дыхательные упражнениядля восстановления и оздоровления организма, элементы релаксации для снятиянапряжения мышц, разнообразные приёмы рефлексии.
Пришла к выводу, чтонеобычные, нетрадиционные методы и приёмы повышают интерес к занятиям, вызываютэмоциональный подъём, получить положительный результат, развивают у детейподвижность, пластичность, чувство ритмичности, артистичность, ловкость.
Таким образом,методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье, игры и т. д.вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины,плечевого пояса, живота.
 
2.3.3 Корригирующаягимнастика
Восстановить уженарушенную осанку на общепринятых занятиях физкультурой или утренней гимнастикеуже нельзя. Для этого необходимы специальные упражнения. В нашем детском садудля детей с дефектами осанки организовываю дополнительные занятия в кружкекорригирующей гимнастики.
Занятия в кружке провожутри раза в неделю и направляю на общее оздоровление и развитие ребенка, навоспитание осанки и укрепление мышц туловища. Принципы и методика занятийзависят, прежде всего, от формы нарушения осанки.
При кругло – вогнутойспине в целях коррекции осанки нужно растянуть мышцы передней поверхности бедраи спины (в поясничном отделе), а также укрепить мышцы задней поверхности бедери мышцы брюшного пресса.
Для растягивания мышц переднейповерхности бедер использую следующие специальные упражнения:
Ø «Мышь» — лежа на спине. Руки и ногиподнимаем вверх. Инструктор произносит: «Мышь замирает». Вдох. Ребенокзакрывает глаза, ладони укладывает на грудь, а ноги сгибает в коленях, медленнопроизнося «шшшшшш». В этом положении пребывает расслабленным на счет 1, 2,..5.Дыхание равномерное, неглубокое.
Ø «Скорпион» — лежа на животе, кистьюобозначая клешню: 4 пальца соединены, а большой отставлен в сторону. Инструкторпроизносит: «Скорпион ночью опасен очень». Дети поднимают голову, соединенныеголени и руки. В этом положении пребывают на счет 1, 2,..5. Опускают руки иноги, Восстанавливают частоту дыхания.
Ø «Качели» — стоя на коленях, руки напояс. Наклоны туловища назад, сохраняя прямую линию от колена до головы.
Для растягивания мышцспины использую специальные упражнения:
Ø «Верблюд» — ноги на ширине плеч.Приседаем. Опираемся на пальцы ног и рук. Поднимаем ягодицы, которымиобозначаем горбы, и передвигаемся вперед в произвольном порядке или один задругим по кругу, обозначая караван. Дыхание не задерживаем. Через несколькошагов опускаемся на колени.
Ø «Червь» — ложимся на спину. Ладонипрямых рук соприкасаются за головой. Ступни придвинуты к ягодицам. Инструкторпроизносит: «Жаба прыгает! Аист летит!» — Ребенок кончиками указательныхпальцев давит на пол и тазом двигает из стороны в сторону, не поднимая его отпола. Так он обозначает червяка, спешащего уползти в землю. Дыхание незадерживаем.
Ø Упражнение из основной стойки. Наклонвперед, стараясь лбом коснуться коленей. Затем ноги врозь – движение«дровосека».
Специальные упражнениядля укрепления мышц брюшного пресса (исходное положение для всех упражнений –лежа на спине с прижатием поясницы к опоре):
Ø «Ёжик» — ложимся на спину. Руки иноги сгибаем и прижимаем к туловищу. Инструктор произносит: «Волк». Из этогои.п. ребенок поднимает ноги и руки вверх и в стороны, выпрямляя их. Носки ног ирасставленные пальцы рук вытягивает вверх. Вдох. Произносит «Ё, Ё, Ё, Ё, Ё».
Ø «Велосипед» — согнуть и разогнутьпоочередно ноги в коленном и тазобедренном суставах.
Ø «Ножницы» — скрещивание прямых ног.
Упражнения, направленныена укрепление той или иной группы мышц, лучше выполнять преимущественно встатическом режиме, т.к. это способствует увеличению силы и статическойвыносливости мышц. Для этого мышцы напрягают и удерживают их в таком состоянии5 – 7 секунд, затем делают паузу отдыха в течение 8 -10 секунд и вновьповторяют упражнение. Статические упражнения следует чередовать сдинамическими, при которых мышцы напрягаются непродолжительно.
При плоской спинестремлюсьукрепить мышцы спины и передней поверхности бедер.
Для укрепления мышц спиныиспользую специальные упражнения (исходное положение – лежа лицом вниз):
Ø «Бабочка» — ложимся на живот. Пяткивместе, носки врозь. Кисти рук лежат на пояснице одна на другой ладонями вверх.Верхнюю часть туловища поднимаем, не отрывая ног от пола, и локтями быстродвигаем вверх – вниз. Дыхание не задерживаем.
Ø «Кит» — ложимся на живот. Пяткивместе, носки врозь. Предплечья укладываем перед грудью. Ладони вниз одна надругой. Подбородок — на кистях. На вдохе поднимаем туловище, опираясь напредплечья. На выдохе опускаем его и поднимаем ноги, не разъединяя их ипроизнося визгливо «КИИИт» — Вдох -… Выдох.
Ø «Камбала» — ложимся на живот. Головуукладываем на бок. Ноги раздвигаем предельно широко. Запястья прижимаем к талиисбоку. Ступни ног поднимаем и соединяем подошвами. Голени поднимаем и опускаемнесколько раз, не разъединяя ступни и двигая раздвинутыми пальцами рук какплавниками. Одновременно произносим «РыБЫ – БЫ – БЫ – БЫ».
Для укрепления мышцпередней поверхности бедер провожу специальные упражнения:
Ø Упражнение вис на гимнастическойстенке спиной к ней. Попеременное поднимание прямых ног. То же, но подниманиеобеих прямых ног с удержанием «угол». То же, но поднять левую ногу,присоединить к ней правую, опустить левую, затем правую.
Ø Упражнение, лежа на спине.Поочередное поднимание прямых ног. То же, но одновременное поднимание прямыхног.
Следует подчеркнуть, чтона занятиях гимнастикой при любой форме дефекта осанки специальные упражнения сдетьми выполняю на фоне общеукрепляющих упражнений, охватывающих все мышечныегруппы.
При дефектах осанки вофронтальной плоскости, т.е. при боковом искривлении, лечебныемероприятия имеют свои особенности. Так, значительное место отвожу разгрузкепозвоночника, имеющему целью предупреждение перегрузке мышц, поддерживающихпозвоночник. Другая задача – восстановить и сохранить нормальную гибкость иподвижность позвоночника. Еще одна важная задача – укреплениемышечно-связочного аппарата позвоночника и всех мышц туловища, создание такназываемого «мышечного корсета».
Создание «мышечногокорсета» обеспечивают упражнения, укрепляющие мышцы спины, брюшного пресса ибоковых мышц туловища. Упражнения для мышц спины и брюшного пресса уже былипредставлены.
Для укрепления боковыхмышц туловища использую следующие специальные упражнения:
Ø Упражнение, лёжа на правом боку,правая рука вытянута вверх, левая рука согнута в локте и ладонью упирается впол на уровне плеча («окошечко»). Приподнять обе выпрямленные ноги, удерживатьна весу, постепенно увеличивая время. Медленно опустить в исходное положение.То же на левом боку.
Ø Упражнение, лёжа на боку, приподнятьодну прямую ногу, присоединить к ней другую и медленно опустить обе. То же надругом боку.
Данные упражнения включаюв физкультурные занятия для укрепления осанки у всех детей.
На занятиях в кружкекорригирующей гимнастики по мере увеличения силовой выносливости возрастает количествоповторений каждого упражнения.
Дети с удовольствиемпосещают кружок и стараются правильно и чётко выполнять упражнения. Комплекскорригирующей гимнастики меняю один раз в месяц, чтобы у детей сохранялсяустойчивый интерес. Ведь упражнения, доведённые до автоматизма, способствуюткачеству их выполнения. Дети применяют знакомые движения в самостоятельнойдеятельности.
Таким образом,гармоническое развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижнихконечностей обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и способствуетсохранению осанки.
 
2.3.4Самостоятельная и совместная деятельность
Вопросо правильной осанке не может быть полностью решен только на занятиях икорригирующей гимнастике. Необходимы дополнительные индивидуальные занятия сребёнком в течение дня в детском саду и дома. Поэтому я направляю работувоспитателей на решение данной проблемы.
Я, как инструкторфизкультуры, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями, медицинскимиработниками и другими специалистами. Разработали с педагогами и медработниками мини– проекты для детей средних, старших и подготовительных групп. В мини –проектах спланировали мероприятия с детьми, родителями в д/саду и домашнихусловиях. Активные участники реализации проектов не только педагоги, дети, но иродители. Важно было не только заинтересовать родителей, но и вовлечь их вактивную совместную деятельность по сохранению и укреплению осанки. Один раз вмесяц участники проблемной группы собирались и обсуждали текущие проблемы,анализировали просмотренные мероприятия, обменивались опытом организации детейи родителей.
Вместе с воспитателямирешаем, какие физические упражнения, подвижные и оздоровительные игрыиспользовать в режимных моментах. Ввели Дневник Здравника в старших иподготовительных группах, цель которого — разнообразить двигательную активностьв режиме дня, сформировать привычку к физическим упражнениям и установку насбережение собственного здоровья. Дети в течение дня выполняют различныеупражнения. Утром, во время учебных занятий, дети делают такие упражнения как«Суслик», «Берёза». Возвращаясь с прогулки, идут в группу как «Медведи»,«Аисты». После сна в просыпательной гимнастике используют упражнения «Лисица»,«Ящерица» и другие.
Воспитание ощущенийнормальной осанки приобретается посредством многократного повторенияправильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендую родителями воспитателям проводить следующие мероприятия:
1.  Изучение и воспитание осанки спомощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливаетнарушенную осанку с помощью старших. Он должен понять, что для восстановленияправильной осанки необходимы определенные усилия и движения: надо выпрямитьпозвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячьягодичную мускулатуру.
2.  Упражнения у вертикальной плоскости.Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами,лопатками и головой. Когда ребенок научится правильно стоять у плоскости,предлагаю различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, поднимание наноски, приседания с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами,ягодицами и пятками.
3.Ношение различных предметов на голове. Физические упражнения, выполняемые содновременным удерживанием на голове различных предметов, установленных натемени ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держанияголовы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этимупражнениям относятся: ходьба, держа руки перед грудью и в стороны, ходьба наносках, полусогнутых ногах, ползание на четвереньках и т.д., не уронив при этомположенный на голову предмет.
4. Для выработкиправильной осанки необходимо воспитывать координацию движений,суставно-мышечное чувство, умение владеть своим телом. Здесь весьма полезныупражнения в равновесии и балансировании – стойка на одной ноге, ходьба поскамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге судержанием на спине медицинбола.
Всеэти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развиваютстатическую выносливость мышц шеи и спины, укрепляют навыки правильногодержания головы, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Воспитателипродолжают содействовать формированию гармоничного телосложения, правильнойосанки и стопы. Они являются активными участниками физкультурно-оздоровительнойработы с детьми в ДОУ.
Врезультате, дети, освоив движения, опираясь на Дневник Здравника, осознанно иправильно выполняют движения в нужной последовательности, замечают ошибкитоварищей и исправляют их.
 
2.3.5Физкультурные досуги и праздники
Ежемесячнопровожу в каждой группе физкультурный досуг или праздник. В этой форме работызакрепляются у детей навыки, полученные на занятиях, создаётся эмоциональныйнастрой, повышается интерес к физической культуре. Некоторые досуги направленына формирование осанки. Например: спортивно-игровая программа «Быть здоровыми икрасивыми хотим», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», Спортивный фестиваль,праздник «Крошечки – Хаврошечки» (конкурс красоты) и другие.
Задачивоспитания и развития детей по формированию правильной осанки решаются в тесномсотрудничестве с родителями. Дошкольный возраст – период, когда ребенокособенно привязан к дому, семье. Но, к сожалению, родители не всегда уделяютвнимание формированию у ребенка правильной осанки. Только когда ребенокстановится взрослее – замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ногив новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка, в какой – то мереобусловлена наследственностью, но на нее оказывают влияние и другиемногочисленные факторы, А ведь именно семья несет ответственность заформирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигурыребенка.
Всвязи с этим целью своей работы считаю: гармонизацию детско-родительскихотношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей вобласти физического развития и воспитания детей. Актуальными, на мой взгляд,представляются совместные физкультурные досуги и праздники родителей с детьми.
Задачисовместных досугов и праздников детей и родителей:
а)формировать двигательные умения в детско-родительской паре;
б)развивать творческую, познавательную активность, инициативу, расширятькругозор;
в)воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.
Начиная работу поформированию правильной и красивой осанки, профилактике сколиоза, мы совместнос медицинским персоналом, познакомили родителей на общей родительскойконференции на тему «Физкультура и здоровье» с проблемой ДОУ; с результатамидиагностик, т.е. показали факты и цифры; объяснили, какие цели, и задачи мыставим.
В дальнейшем длядостижения поставленных целей и задач в работе с родителями использовала:
1) наглядность в видеПамятки по созданию условий для сохранения правильной осанки; информации впапке – передвижке «Больше внимания осанке» и на стенде «Правила подбора столаи стула для ребенка», «Причины нарушений осанки», «Как избежать искривленияпозвоночника»; организации выставки физкультурного оборудования для укреплениямышц стопы, спины и живота.
2) консультации исобрания для родителей: «Профилактика и коррекция осанки и плоскостопия удетей», «Результаты диагностики физического развития детей»;
3) открытые занятия,показ корригирующей гимнастики в Дни здоровья;
4) клуб «Папа, мама, я –спортивная семья»;
5) совместные с детьмипоездки в лес, на трамплин, походы.
Родители и дети судовольствием принимали участие в следующих мероприятиях: «Зов джунглей»,«Игры, которые лечат», «Я здоровье берегу и сам себе я помогу» и др.
Всовместной двигательной деятельности родители наблюдают за своими детьми, чтодает им возможность оценить результаты своего воспитания; знакомятся создоровьесберегающими техниками и охотно осваивают физические упражнения. Совместныефизкультурные досуги и праздники родителей с дошкольниками позволили повыситьинтерес к данной форме работы, эффективность пропаганды здорового образа жизни,взаимодействия педагога с семьей.
Таким образом, в процессевыполнения физических упражнений у детей развивается способность воспринимать,испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту,изящество, выразительность движений, осанки, красоту костюмов, физкультурногоинвентаря, всей окружающей обстановки. Разные формы взаимодействия с педагогамии родителями формируют осознанное отношение к сохранению правильной осанки, ксвоему здоровью.
 
2.4 Системаотслеживания и результаты работы
осанканарушение профилактический лечебный
В системе провожумониторинг образовательной деятельности. Отслеживаю качество двигательныхнавыков по выполнению детьми основных видов движений. Диагностика знаний,умений и навыков помогает определить уровень физического развития каждогоребёнка и составить план коррекции. Для диагностики уровня физического развитияиспользую методику Пустынниковой Л.М., для оценки темпов прироста показателейфизического развития – формулу Усакова В.И.
По итогам каждогоучебного года совместно с медицинскими работниками проверяем состояние здоровьядетей. Анализ по группам здоровья и анализ индекса здоровья детей за последниепять лет показал, что увеличилось количество детей со второй группой здоровья,т.е. уменьшилось количество детей с хроническими заболеваниями, в 2006 годуувеличился индекс здоровья.
(Диаграмма «Показатели погруппе здоровья» и «Показатели индекса здоровья»).
Также провожу диагностикууровня физического развития. В целом в сумме высокий и средний уровеньфизического развития в 2006 – 2007 г. увеличился на 4% по сравнению с 2005 – 2006 г. (Диаграмма «Уровень физического развития детей»)
Вместе с врачом ЛФКотслеживаем изменения в формировании правильной осанки. Анализ показал, чтоколичество детей с нарушениями осанки в 2006 г. снизилось на 10%, в 2007 г. – на 18%. Показатель по сколиозу снизился в 2006 г. на 8%, в 2007 г. – на 17%. (Диаграмма «Уровень нарушения осанки и сколиоза»).
Кроме данных диагностикимы вместе с воспитателями провели опрос детей. В результате выявили, что 84%детей считают, что у них красивая осанка. 70% детей осознанно стремятся к тому,чтобы их осанка была красивой. Они объясняют, что делают для этого: стараютсясидеть прямо и красиво, берегут позвоночник, занимаются зарядкой и гимнастикой,физкультурой и спортом, делают массаж, спят прямо и т.п.
Анализанкет дляродителей «О здоровье ребёнка» показал, что 73 % родителей знают основныесоставляющие здоровья, 83 % имеют представление, как укреплять здоровье детей.Но большинство родителей не связывают физическое развитие и воспитание создоровьем детей, не видят проблем в формировании осанки, не совсем понимаютзначимость физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Поэтомупоставили задачу – содействовать изменению родительской позиции к сохранениюосанки детей, вовлечь родителей в образовательный процесс как активных егоучастников. В течение учебного года постоянно знакомим родителей с уровнемфизического развития, с формированием навыков правильной осанки, чтобысовместными усилиями добиваться наилучших результатов в физическом воспитаниидетей. Родители стали активными участниками всех мероприятий с детьми в рамкахреализации проекта. Итоговое анкетирование родителей показало, что 80%родителей оценили положительно работу детского сада по профилактике нарушенийосанки и сколиоза. Около 74% родителей принимали участие во всех мероприятиях.Считают, что дети улучшили свою осанку 72% родителей.
На основе результатовдиагностики осуществляю индивидуальную работу с детьми в вечернее время, алетом — на прогулке. Дети благодаря индивидуальному подходу становятсяуспешными и уверенными.
Таким образом, можносказать, что физкультурно-оздоровительная работа по укреплению и сохранениюосанки в нашем детском саду проводится в системе на основе диагностики развитиякаждого ребёнка, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, в тесномвзаимодействии с родителями.

 
Заключение
 
В дошкольном возрастезакладываются основы здоровой организации жизни на будущее. Поэтому в детскомсаду все формы организации физического воспитания ориентированы на формированиеоснов здорового образа жизни, на воспитание физической культуры личностикаждого ребёнка, на формирование осознанного отношения ребёнка к своемуздоровью. Они призваны обеспечить эмоциональное, физическое, социальное иинтеллектуальное развитие ребенка.
Принципы дифференциации ииндивидуализации создают условия для наиболее полного проявления возможностей испособностей детей в различных видах и формах физкультурно-оздоровительной работы.
В детском саду проводятсямероприятия, оказывающие эффективное влияние на повышение уровня физическогоразвития и воспитания детей, на укрепление и сохранение правильной осанки. Ихценность заключается в том, что дети получают возможность для самореализации,повышения самооценки.
Включение большегоразнообразия физических упражнений в детскую жизнь основано врожденнымстремлением детей-дошкольников к движению, в результате чего они испытываютценное чувство «мышечную радость» (И.П. Павлов).
Благодаря продуманноймотивации, индивидуальной работе с каждым ребенком на основе диагностики егоздоровья и физического развития, организации совместных мероприятий детей иродителей, введение педагогами системы упражнений в режим дня позволилоизменить позицию всех участников образовательного процесса.
В результатеиспользования различных форм организации физического воспитания детей, мыполучили следующие результаты:
— дети хотят приниматьактивное участие во всех мероприятиях, а это значительно повысило сопротивляемостьорганизма воздействию неблагоприятных внешних факторов, снизило заболеваемость;
— благодаря проводимойфизкультурно-оздоровительной работе мы смогли вовлечь в воспитательный процессродителей;
— большинство педагогов иродителей стали осознанно относиться к формированию правильной осанки у детей;
— у детей старшеговозраста сформировалась привычка и постоянство навыков в сохранении правильнойосанки; они научились самостоятельно и сознательно сохранять красивую осанку втечение дня.
Формирование физическойкультуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системепедагогических воздействий на её интеллектуальную, эмоционально-волевую ипрактическую деятельность как со стороны педагогов ДОУ, так и под влияниемродителей.
Приобретение осанки –длительный процесс, поэтому мы продолжаем работу по данной проблеме. Вдальнейшем планирую более углубленно заниматься вопросами, связанными сформированием правильной осанки, путем создания и реализации проектов по даннойтеме.
Таким образом, качествофизкультурно-оздоровительной работы зависит от эффективной совместнойдеятельности всего коллектива ДОУ, от осознанного отношения к решению проблемсохранения здоровья и физического развития каждого ребёнка.
 

 
Список литературы
 
1. Алямовская В.Г. Программа«Здоровый ребёнок». Как воспитать здорового ребенка / Журнал «Дошкольноевоспитание» № 11–12, 1993.
2. Алямовская В.Г. Современныеподходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Лекции 4-5. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей вдошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.; Мозаика – синтез, 2006.
4. Галанов А.С. Игры, которые лечат.М.: Т. Ц. сфера, 2004.
5. Кабанов А.Н, Чебовская А.П.Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение»,1975.
6. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечениеи спорт. Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
7. Козырева О. Комплексная физическаяреабилитация дошкольников с нарушением осанки / Журнал «Дошкольное воспитание»№ 12 – 1998.
8. Нарушение осанки. Типичныеситуации. Сборник под редакцией Мирской Н. М.: Чистые пруды, 2005.
9. Прищепа С., Храмцова Н. Гимнастикавдвоем / Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 – 2006.
10. Пустынникова Л.М. Региональнаяпрограмма физического воспитания «Система» для детей 3 – 7 лет в дошкольныхобразовательных учреждениях. Пермь – 1995.
11. Социальная технология научно — практическойшколы им. Ю.Ф. Змановского. Здоровый дошкольник. Сборник под редакцией АнтоноваЮ.Г., Кузнецовой М.М., Марченко Т.И., Прониной Е.И., — М.: Аркти, 2001.
12. Токаева Т.Э. Региональнаяпрограмма физического и валеологического развития детей дошкольного возраста«Азбука здоровья». Пермь, 1997.
13. Федянина Н.В. Формированиеправильной осанки и профилактика ее нарушений/ Журнал «Управление ДОУ» №1-2006 г.
14. Фросин П.В.; Фросина В.Н. РусскаяАзбука – Зарядка. Книга 1
«Тело человека». Оздоровительно – познавательноепособие,
Санкт – Петербург, 2001 г.
15. Харитонова Н. Лечебнаяфизкультура / Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2005 г.
16. Шарманова С., Фёдоров А. СпинуДержать / Журнал «Обруч» №3 – 2000 г.
17. Хрестоматия. Психологиядошкольника. М.: «AcademiA», 1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :