Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты использования игровыхтехнологий в процессе профессионального образования. 5
1.1 Сущность педагогической технологии. 5
1.2 Игра в системе современных инновационных средствобразования. 9
Глава 2. Использование элементов игровой технологии приизучении экономики в процессе профессионального образования. 17
2.1 Метод конкретных ситуаций. 17
2.2 Деловая игра. 21
Заключение. 33
Библиографический список. 36
Приложение 1. 39
Приложение 2. 47
Приложение 3. 48
Введение
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизацииобразования существующая теория и технология массового обучения должна бытьнаправлена на формирование сильной личности, способной жить и работать внепрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегиюповедения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность,т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Подготовка выпускников кбудущему заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоениижизненно необходимых навыков, в связи с тем, что современные технологии всеглубже проникают в нашу жизнь.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современнымобразованием, — акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование«компетентности», происходит замена знаниево-орентированной педагогики наличностно-ориентированный подход.
В образовательном учреждении особое место занимают такиеформы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося,повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результатыучебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых формобучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» даетопределение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практикезаранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровниусвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главнойцели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказываетсяболее эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующаядеятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Эффективность экономического образования определяется вомногом теми педагогическими технологиями, которые используются впрофессиональном образовательном учреждении.
Отсутствие целевых педагогических исследований в областиигровой технологии экономического образования учащихся тормозит ее широкоевнедрение в учебно-воспитательный процесс профессионального учебного заведения.Данное противоречие показывает актуальность темы исследования: «Использованиеэлементов игровой технологии при изучении экономики в процессепрофессионального образования»
Поиски новых форм экономического образования связанысегодня с разработкой и внедрением эффективных технологий, в том числе иигровых. Философские и педагогические подходы к игре как особому способувзаимодействия человека с миром, нашли отражение уже в трудах древних философов(Аристотель, Платон), в работах классиков педагогики (Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссои др.). Роль игры как социально-психологического феномена раскрыта в работахотечественных психологов: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева,А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, Д.Н.Узнадзе и др.Социально-педагогические аспекты игры исследовались по работам Н.П.Аникеевой,О.С.Газмана, В.М.Григорьева, И.П.Иванова, Т.Е.Конниковой, А.А.Люблинской и др.При разработке теории деловых игр изучались труды М.М.Бирштейна, В.Н.Буркова,С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жукова, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова, В.И.Рыбальского,В.Я.Платова, А.М.Смолкина, И.М.Сыроежкина, Т.П.Тимофеевского, Б.Н.Христенко идр. Методология и методика деловой игры рассматривается по работамЮ.В.Геронимуса, Ю.Д.Красовского, Е.А.Хруцкого и др. Из работ, непосредственносвязанных с темой исследования, следует отметить научные публикацииЛ.А.Байковой, Л.К.Гребенкина, О.Е.Еремкина.
Целью изучения данной темы является исследование новыхигровых технологий в процессе обучения студентов экономического профиля.
Объект исследования — процесс обучения студентовпрофессионального образования.
Предмет исследования — игровая технология в процессе изученияэкономики в профессиональном образовании.
Гипотеза исследования: систематическое использованиеигровой технологии будет способствовать значительному повышениюрезультативности экономического образования учащихся, целостному и системномуусвоению современных экономических знаний, формированию критическогоэкономического мышления, овладению первичными навыками и умениями практическойэкономической деятельности.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задачисследования:
Рассмотреть сущность педагогической технологии
Изучить место игры в системе современных инновационныхсредств образования
Подобрать элементы игровой технологии для использованияпри изучении экономики в профессиональном образовании.
Глава 1. Теоретические аспектыиспользования игровых технологий в процессе профессионального образования
1.1 Сущность педагогическойтехнологии
Основой целью профессионального образования являетсяподготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективнойпрофессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная наформирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаётот современных требований. Основой образования должны стать не столько учебныедисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не тольковыпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включитьего уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать кусловиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новыхрешений, успешно выполняющим функции менеджера.
Изменяющаяся социально-экономическая ситуация всовременной России обусловила необходимость модернизации образования,переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебныхзаведений.
Концепцией модернизации образования до 2010 г. иПрограммой среднего профессионального образования предусмотрены такиеприоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
Реализации этих приоритетных требований способствуютпедагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – этоиспользование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получениярезультата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночнойвостребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинствонововведений посвящены разработке технологий.
В последние десятилетия в педагогической практике началишироко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль отехнологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 летназад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чемуучат, имело успех.
Зарождение идеи технологии педагогического процессасвязано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса вразличные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить,что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирноизвестной «Педагогической поэме» он писал, что «наше педагогическое производствоникогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральнойпроповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важныеотделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций,конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений,нормирование, контроль, допуски и браковка.
Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может бытьлибо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технологияна науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затемвсе началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись впедагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, поинтуиции, т.е. является началом технологии.
Массовое внедрение педагогических технологийисследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированиемвначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторамсовременных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум,Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практикаосуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудахП.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М.Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.
В настоящее время педагогические технологиирассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются натеориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления именеджмента.
Первоначально многие педагоги не делали различий междутехнологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией.Термин «педагогическая технология» использовался только применительно кобучению, а сама технология понималась как обучение с помощью техническихсредств. В настоящее время педагогическую технологию понимают какпоследовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных нарешение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощениена практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такоепредставление о педагогической технологии предполагает:
• возможность разработки различных выверенныхпедагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретическойподготовки и богатый практический опыт;
• возможность свободного выбора педагогических технологийв соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельностиучителя и учащихся.
Педагогическая технология — это строго научноепроектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогическихдействий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системепринципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупностьвнешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществлениеэтих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личностьпедагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методикипреподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражаетпроцедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитаниябезотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технологияпредполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразныхпроявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно можетбыть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемойквалифицированным педагогом-профессионалом.
Имеются подходы, несколько сужающие понятиепедагогической технологии, низводящие ее до «искусства прикосновения кличности», научно обоснованного воздействия на учащегося в контексте еевзаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.).
Педагогические технологии могут быть представлены кактехнологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В.Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:
• технология разрабатывается под конкретныйпедагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая,философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачизнаний и технологии развития личности;
• технологическая цепочка педагогических действий,операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевымиустановками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
• технология предусматривает взаимосвязанную деятельностьучителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации идифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей,диалогического общения;
• элементы педагогической технологии должны быть, с однойстороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижениепланируемых результатов (государственного стандарта) всеми учащимися;
• органической частью педагогической технологии являютсядиагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарийизмерения результатов деятельности.
Соответственно этапам решения педагогической задачи внезависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанныеобщие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования,например процесса обучения и его осуществления. Частные — это технологиирешения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулированиедеятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных — типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.
Таким образом, в соответствии с целостным подходом приразработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимостремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея ввиду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других.Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработкусодержания и способов организации деятельности самих учащихся. Она требуетдиагностического целеобразования и объективного контроля качествапедагогического процесса, направленного на развитие личности учащихся в целом.
1.2 Игра в системе современныхинновационных средств образования
Современное общество характеризуется очень быстрыми иглубокими изменениями. Мы наблюдаем их в общественной структуре, в отношенияхмежду отдельными странами и народами, в отношениях «индивид-общество» инаоборот. Все изменения, которые вносят что-то новое, обычно называютсяновшествами. Сегодня они вторгаются во все сферы общественного труда.
Образование как подсистема глобальной общественнойсистемы, от которой ему нельзя отставать, должно учитывать все происходящиеизменения, меняя соответственно свою структуру.
В последние годы все больше заявляет о себе новая областьзнания — педагогическая инноватика — сфера науки, изучающая процессы развитияшколы, связанные с созданием новой практики образования. Эти процессы иназывают инновационными (Поташник М.М., Лазарев B.C.).
Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях вXIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это егозначение до сих пор сохранилось в этнографии. Педагогические инновационныепроцессы стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х гг.на Западе и в последнее десятилетие в нашей стране.
Педагогическая инновация — это изменение, направленное неулучшение развития, воспитания и обучения школьников (К. Ангеловски).
К основным функциям инновационной деятельности учителяпедагоги-исследователи относят прогрессивные (так называемые бездефектные)изменения педагогического процесса и его компонентов, одним из которых являетсяпедагогическая технология.
Среди инновационных технологий ведущее место занимают игровыетехнологии, так как они обладают всеми признаками активных методов обучения,имеют ряд преимуществ, главное из которых состоит в том, что игровые технологиимоделируют инновационную деятельность. Игровые технологии способствуютформированию тех черт творческой личности, которые побуждают к активномуучастию в инновационном процессе. В силу своих особенностей игровые технологиипредполагают процесс получения инновационной информации активным путем.
Зарубежные авторы (Widdowson, Wilkins) полагают, чтосуществуют особые приемы активизации, с помощью которых можно вызвать уучащихся желание выразить свое мнение или идею без дополнительных указанийпреподавателя. Преимущество этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуяв процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученныйматериал. Учитель, таким образом, узнает, какой объем материала учащиесядействительно усвоили и как они могут использовать его в профессиональнойдеятельности. Активизация является одним из приемов инновационной деятельности.
В зарубежной теории ролевых игр наибольшеераспространение получила классификация, разработанная социологом У. Гетхардтом,согласно которой роли делятся на статусные, позиционные и ситуативные. Другиеклассификации даны в работах R. Linton, W. Littlewood, R. Cattell, J.Schwerdtfeger, U. Dreitzel и др.
В зарубежной методике ролевые отношения принято делить насимметричные и ассиметричные. При симметричных ролевых отношениях коммуникантыявляются носителями одной и той же социальной роли. Ситуации такого общениянаправлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичнойроли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контекста. Ассиметричныеотношения наблюдаются тогда, когда участники общения характеризуются различнымисоциальными признаками (У. Герхардт). Ассиметричные отношения обучают, строитречевое поведение в соответствии с ролью и статусом партнера. Ролевые отношениямежду участниками общения являются основными параметрами, определяющимихарактер ситуации.
Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что игра — оптимальная форма обучения при изучении предмета. Игра формирует адекватноеотношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизациипознавательных процессов: внимания, мышления, памяти (Ж. Пиаже, Ф. Фребель,З.М. Истомина, Р.И. Жуковская, Л.С. Выготский, Е.И. Негневицкая, И.А. Зимняя идругие).
Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в70-е годы 20 века. В настоящее время в зависимости от сферы применениясуществуют различные модификации обучающих игр.
Обучающие игры выполняют 3 основные функции:
Инструментальная: формирование определенных навыков иумений;
Гностическая: формирование знаний и развитие мышленияучащихся;
Социально-психологическая: развитие коммуникативныхнавыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальнаяфункция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая — в дидактических,последняя – в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должнаотвечать определенным требованиям:
Игра должна соответствовать целям обучения;
Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую(психологическую) ситуацию;
Необходима определенная психологическая подготовка участниковигры, которая бы соответствовала содержанию игры;
Возможность использования творческих элементов в игре;
Преподаватель должен выступать не только в ролируководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1) Создание игровой атмосферы. На данном этапеопределяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовкаее участников;
2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж — разъяснение правил и условий игры участникам — и распределение ролей среди них;
3) Проведение игры, в результате которой должна быть решенапоставленная задача;
4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самимиучастниками, так и экспертами (педагогом).
Следует отметить, что в обучающих играх используется не толькоигровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую ииндивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос,создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использоватьразличные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.
Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некоторую специфику.В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательный элемент,дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качестве основногометода обучения.
Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можновыделить следующие их разновидности:
имитационные игры используются в обучении приформировании определенных производственных навыков.
сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация — жизненная,деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, гдекаждый участник выполняет(играет) определенную роль. Это игры творческие, в которыхсюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значениеиграет подготовка участников и разработка сценария игры.
инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоитв их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающее — развивающих«пространствах» — например, с использованием компьютерных программ.Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованиемновейших педагогических и информационных технологий.
Если вышеперечисленные виды игр различались по методу, топринцип выделения последних – это цель, назначение игры, состоящая вформировании определенных навыков управления конкретной ситуацией.
организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностикеигровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точкизрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников идругим формам групповой работы.
Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена.Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием имогут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, может быть ролеваяделовая игра, инновационно-имитационная и т.д.
Здесь от кандидатов требовалось не просто показать свои знания,но сделать это наилучшим образом, т.е. проявить компетентность и оригинальностьпри решении управленческих задач.
Деловые игры в образовательном процессе часто используютсяпри изучении экономических дисциплин. В целом в процессе деловой игры у ееучастников формируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Крометого, она оказывает корректирующее влияние на психологию учащихся, т.к. лишена психологическойнапряженности, присущей традиционным формам обучения и ориентирует участников наболее полное восприятие учебного процесса.
Психологические игры позволяют выявить у нихспецифические качества и навыки, необходимые для делового общения, создания иподдержания «духа компании». Во время психологических тренингов игры могутносить и раскрепощающий характер. Так, например, игра «Знакомство деловых партнеров»направлена на создание благоприятной атмосферы в группе. «Эффективнаякоммуникация»- пример психологического тренинга.
Основная цель тренинга состоит в обучении участников навыкамэффективного общения, т.е.такого, от которого сам человек и его слушатели получалибы удовлетворение.
В процессе тренинга участники усваивают основные принципывербального и невербального общения, получая не только коммуникативные навыки, нои навыки «обратной связи»(умение слушать), учатся элементам переговорного процессаи поведению в конфликтной ситуации общения. Особое место отводится формированиюличностной позиции («Я-концепция»), усвоению психологических моделей (например,модель «Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Использование игровыхтехнологий способствует органичному сочетанию теории и практики и делает самтренинг динамичным.
Таким образом, деловые игры учат:
сопоставлять свое мнение с мнением других;
оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитетаи степень доверия со стороны коллектива;
находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностномобщении;
осознавать свои поведенческие и психологическиеустановки;
выполнять различные функциональные роли и др.
Роль игровых технологий в образовании и психологии чрезвычайноважна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения,которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся.Говоря о роли игр, известный отечественный педагог и психолог М.И.Махмутов отмечал,что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной ипрофессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия виграх.
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуютмногочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, чтоэта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическое значениеи широко применяется в образовательной сфере, способствуя развитию интеллектуальныхи личностных качеств учеников.
Концептуальные положения игровых форм обучения:
Целевым ориентиром в обучении является развитие и формированиетворческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознаниеуникальности своего интеллекта, самого себя.
Переориентация сознания учащегося с обезличенногообщественного на сугубо личное социально важное развитие.
Свобода выбора, свобода участия, создание равныхвозможностей в развитии и саморазвитии.
Приоритетная организация учебного процесса и егосодержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытыхталантов, формирование предпринимательской деловитости.
Опираясь на данные концептуальные положения, определяемцель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивогопознавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать прочному усвоению учащимися учебногоматериала.
Способствовать расширению кругозора учащихся черезиспользование дополнительных исторических источников.
Развивающие:
Развивать у учащихся творческое мышление.
Способствовать практическому применению умений и навыков,полученных на уроке.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
Вырабатывать историческое самосознание – осознаннуюсопричастность к прошлым событиям.
Способствовать воспитанию саморазвивающейся исамореализующейся личности.
Глава 2. Использование элементов игровойтехнологии при изучении экономики в процессе профессионального образования
2.1 Метод конкретных ситуаций
Одним из звеньев системы работы преподавательскогоколлектива в данном направлении является метод конкретных ситуаций.
«Родиной» данного метода, являются Соединенные ШтатыАмерики, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые онбыл применен в 1924 году. «Культурологической основой появления и развитияметода явился принцип «прецедента» или «случая». Метод конкретной ситуациинаиболее широко используется в обучении экономике и бизнес наукам за рубежом.На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся в курсахобучения аспирантов по программе MBA. Этот метод изучения экономики былпредложен в Гарвардском университете в Америке и в последнее время нашелширокое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и другихнаук. В России применять метод конкретных ситуаций в обучении стали в 80-х гг.,сначала в МГУ, а затем в академических и отраслевых институтах, позднее — наспециальных курсах подготовки и переподготовки.
Метод позволяет демонстрировать академическую теорию сточки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать студентов в изучениипредмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки ианализа информации, характеризующей различные ситуации.
Существует довольно много разновидностей данного метода.
В описании метода следует отметить, что в общем случаестудент получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Егопросят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение.Затем студенты объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства инедостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управленияподчиняется данная ситуация.
Обычно студентам предлагается рассмотреть краткоеописание, в том числе и количественные данные, реальной управленческойситуации.
Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобыпомочь учащемуся лучше разобраться в основных законах и принципах экономики. Вбольшинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верногорешения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений ивозможность выбора формируют у студентов определенную гибкость подхода крассмотрению организационных проблем. Перед студентами ставят задачи не стольконайти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы,которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.
Метод конкретных ситуаций используется для того, чтобыразвить навыки студентов, позволяющие им определять первостепенные проблемы вэкономике. Студенты также учатся определять, с чего необходимо начинать поискответов, и составлять правильный план действий.
Он упорядочивает знания и факты
Он совершенствует умение учащихся анализировать проблемы,общаться и принимать решения
Он формирует собственное мнение, заставляет осознать, чтов области человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного илинеправильного
Студенты изучают ситуацию, приходят к собственным выводамо том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в группах.
Метод конкретных ситуаций развивает следующие навыки:
«Аналитические навыки.
К ним можно отнести: умение отличать данные отинформации, классифицировать, выделять существенную и несущественнуюинформацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропускиинформации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно этоважно, когда информация не высокого качества.
Практические навыки.
Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровеньсложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию напрактике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
Творческие навыки.
Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Оченьважны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзянайти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки.
Среди них можно выделить такие как: умение вестидискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа– средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения,убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки.
В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальныенавыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии илиаргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ.
Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализумнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемытребуют формирования социальных навыков их решения».
Технология работы с методом конкретных ситуаций в учебномпроцессе включает в себя следующие этапы:
1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых сматериалами (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив,предложение решения или рекомендуемого действия);
2) работа в малых группах по согласованию виденияключевой проблемы и ее решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп наобщей дискуссии (в рамках учебной группы).
При обучении на основе данного метода можно использоватькак минимум 6 форматов дискуссии:
1) учитель- студент: перекрестный допрос;
2) учитель- студент: адвокат дьявола;
3) учитель- студент: гипотетический формат;
4) студент- студент: конфронтация и/или кооперация;
5) студент- студент: «играть роль»;
6) учитель- класс: «безмолвный» формат.
1. «Учитель- студент: Перекрестный допрос.
Дискуссия между преподавателем и студентом. Высказываниестудента, позиция или рекомендация будет рассматриваться посредством рядавопросов. Тщательному исследованию подвергнется логика утверждений студента,поэтому следует быть предельно внимательным.
2. Учитель- студент: Адвокат дьявола.
Обычно это дискуссия между учителем и студентом, ноиногда в ней могут участвовать и другие студенты. Учитель принимает на себясовершенно непригодную для защиты роль и просит студента (и возможно других)занять позицию адвоката. Студенты должны активно думать и рассуждать,располагать в определенном порядке факты, концептуальную или теоретическуюинформацию, личный опыт.
Учитель- студент: Гипотетический формат.
Сходен с предыдущим, но есть одно отличие: учитель будетизлагать гипотетическую ситуацию, которая выходит за рамки позиции студента илирекомендации. Студента попросят оценить эту гипотетическую ситуацию. Во времядискуссии студент должен быть открыт для возможной необходимости видоизменятьсвою позицию.
Студент- студент: Конфронтация и/или кооперация.
В данном формате дискуссия ведется между студентами.Возникает как сотрудничество, так и конфронтация. Например, однокурсник можетоспорить позицию другого студента, предоставив новую информацию. Он или другойстудент будете пытаться «отразить вызов». Дух кооперации и позитивнойконфронтации позволит научиться большему (в отличие от индивидуальных усилий).
Студент- студент: «Играть роль».
Учитель может попросить студента принять на себяопределенную роль и взаимодействовать в ней с другими однокурсниками.
Учитель- класс: «Безмолвный» формат.
Преподаватель может поднять вопрос, который первоначальнонаправлен отдельному лицу, а потом и всему классу (так как никто не можетответить)
2.2 Деловая игра
В условиях рыночной экономики на первое место встаёткачество подготовки студентов, формирование творчески мыслящих людей, способныхк совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поискунеординарных решений. Выпускнику просто жизненно необходимо морально,психологически и практически быть готовыми к труду в условиях рыночнойэкономики; ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от ихпрофессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы,предприимчивости и творчества.
Экономическое мышление студентов, как и их сознание,развивается в разнообразной трудовой и учебной деятельности. Оно опирается наумения, получаемые в ходе учебной деятельности.
Поэтому участие в реальных, а не искусственных ситуацияхтрудовой и иной деятельности создаёт условия для реального проявления смекалки,деловитости, расчётливости, оперативности — тех качеств, которые представляютоснову для экономического мышления.
Важными условиями для формирования экономическогомышления являются система экономических знаний, знание рыночных законов, умениеприменить их в практической деятельности, информативность, юридическаяподготовка.
Рассмотрим некоторые пути экономического обучения ивоспитания.
Важную роль необходимо определить такому методу, какделовая игра.
Деловые игры встречаются в различных вариациях, но всеони, по сути, являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того,чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, студенты получают определенныероли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица– участника данной ситуации.
Деловые игры очень эффективная форма проверки пройденногодо того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможностьприменить полученные знания в условиях близких к реальным.
В настоящее время различают три сферы применения игровогометода:
1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебнойпрограмме для обучения, повышения квалификации.
2. Исследовательская сфера: используется длямоделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятиярешений, оценки эффективности организационных структур и т.д.
3. Оперативно-практическая сфера: игровой методиспользуется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различныхэлементов системы образования.
Педагогическая суть деловой игры – активизироватьмышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести духтворчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить кпрофессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучениивыступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы...»
Данный метод раскрывает личностный потенциал учащегося:каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также ив совместной деятельности с другими участниками.
Деловая игра – это контролируемая система, так какпроцедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходитв планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, атолько наблюдать и оценивать игровую деятельность учащихся. Но если действиявыходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель можетоткорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
В подготовке деловой игры можно выделить следующиеоперации:
1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игрыможет быть практически любой раздел экономики. Желательным является то, чтобыучебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
2) Формирование целей и задач с учетом не только темы, нои из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.
3) Определение структуры с учетом целей, задач, темы,состава участников.
4) Диагностика игровых качеств участников деловой игры.Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателяобращены не к абстрактному учащемуся, а к конкретному или группе.
5) Диагностика объективного обстоятельства.Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какимипредметами будет проходить игра.
Для подготовки деловой игры могут использоваться вседидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемноеизложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюстиметодические требования:
1) игра должна быть логическим продолжением и завершениемконкретной теоретической темы (раздела) экономической дисциплины, практическимдополнением изучения дисциплины в целом;
2) максимальная приближенность к реальнымпрофессиональным условиям;
3) создание атмосферы поиска и непринужденности;
4) тщательная подготовка учебно-методическойдокументации;
5) четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
6) выявление возможных вариантов решения указаннойпроблемы;
7) наличие необходимого оборудования.
В использовании деловой игры можно отметить положительныеи отрицательные моменты.
Положительное в применении деловых игр: высокаямотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка кпрофессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатсяприменять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплениюзнаний.
Отрицательным является: высокая трудоемкость подготовки кзанятию для преподавателя, он должен быть внимательным и доброжелательнымруководителем в течение всего хода игры; большая напряженность для преподавателя,сосредоточенность на непрерывном творческом поиске, обладание актерскимиданными; неготовность студентов к работе с использованием деловой игры.
Рассмотрим пример деловой игры при изучении экономики.
Деловая игра «Налоговый инспектор» (приложение 1)
Цели этого урока (игры):
обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденнымтемам курса; игровой форме выявить теоретические знания и практические умения,и навыки учащихся;
способствовать развитию логического мышления;
активизировать мыслительную деятельность учащихся;
формирование устойчивых интересов к профессии — налоговыйинспектор; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность,дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своихпрофессиональных знаний и умений.
Задача урока через игру в контексте экономизацииобразования — научить в игровой форме логике экономического мышления, показатьспособы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.
Правила игры. Перед началом игры учащиеся (группа)делятся на 2 команды — налоговые инспекции. Преподаватель знакомит участниковигры с правилами игры и с членами комиссии (администрация и преподаватели МУК).Учащимся объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается вдополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы (г. Москвы)прислали комиссию по налогам и сбором с целью — проверить правильностьисчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провестиаттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемымдолжностям
Игра состоит из 5 раундов-заданий. Каждый раунд выдержанво времени.
1 раунд: Мини – викторина. Цель: проверка знаний по всемтемам курса. Каждому члену команды задаётся вопрос, а он должен дать правильныйответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов.
2 раунд: Соотнести каждому из 5 налогов свои элементыналогообложения. Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”. Задание ввиде теста.
3 раунд: Расчёт налогов. Цель: проверка уменийпроизводить расчеты по налогам.
Задание состоит из 3 задач. Каждая команда делится на 3подгруппы и решает свою задачу.
Одновременно проводится конкурс капитанов: Расчетналогового вычета по НДФЛ.
Капитан каждой команды решает задачу по налоговому вычетупо НДФЛ на имущество- приобретение недвижимости (квартиры).
4 раунд: Игра «Слова». Цель: проверка знаний потерминологии налогообложения.
Каждая команда должна как можно больше назватьпрофессиональных терминов по налоговой системе. За каждый термин 1 балл.
5 раунд: Мини — проект «Свой налог». Цель: применениезнаний курса в жизненных ситуациях.
В этом раунде учащимся было дано задание — придуматьновый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь натеоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Этозадание на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Мышление учащихся развивается в процессе построения имиразного рода доказательств, решения всевозможных проблемных заданий, в поискахобъяснения разного рода явлений, в выборе путей и форм своего собственногоповедения. На данном уроке была дана возможность высказаться всем учащимся: итем, кто мыслил правильно, и тем кто ошибался, т.е учащиеся сами дошли доистины, которая надолго укрепится в их сознании. Мышление старшеклассников идетот реальности к возможности и обратно — от возможности к реальности. Вмыслительной деятельности учащихся большую роль играют умозаключения поаналогии. Это просматривалось во время презентации, где учащиеся уверенноотстаивали свою точку зрения, приводили доводы, учились правильно вести спор.
С помощью умозаключений по аналогии учащиеся на основанииполученных знаний на уроках курса, строят различные объяснения и доказательствана данном уроке нетрадиционной формы (деловая игра) в игровой форме.
Важнейшую роль в игровой модели обучения принадлежитзаключительному этапу – ретроспективному обсуждению хода и результатов игры.Игра рассматривается в 2 планах – содержательном и социально-психологическом.Учащиеся вместе с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры,эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, и полученный опыт.Особое внимание уделяется обсуждению соотношений игровой ситуации среальностью, возможности использования полученного игрового опыта в другихситуациях. Но не все участники, проходя через одну и ту же процедуру, оценят еёодинаково и получат одинаковый опыт. Одним из результатов рефлексии игры можетбыть и внесение в неё поправок, изменений
После проведения игры подводятся итоги. Члены жюри объявляютигровые результаты. Участники игры — учащиеся дают самооценку своих действий вплане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет.
Деловая игра «Открытие фирмы»
Цели урока:
1. Повторить и закрепить пройденный материал в формеигры.
2. Активизировать изучение и закрепление экономическихпонятий, определений, терминов.
3. Ознакомиться с процедурой проведения конкурсногоотбора, интегрировать знания, полученные на уроках экономики ипредпринимательства.
4. Развивать творческое мышление, реакцию на ситуативность,умение формулировать и конкретизировать ответы на вопросы.
5. Воспитывать объективность в самооценке, духсоревновательности, стремление к самоутверждению, конкурентоспособности нарынке труда.
6. Формирование непредвзятого отношения к предпринимательству,предприимчивости в условиях рыночной экономики, коммуникативных способностей.
Оборудование и оснащение игры: бумага, краски,фломастеры, клей, жетоны для жеребьевки, конверты с заданиями, бланкипротоколов для жюри, карты самоконтроля учащихся.
Межпредметные связи: экономика, технология(профессиональное самоопределение), основы предпринимательства, психология,право.
Этапы проведения игры.
1. Подготовительный этап. На предыдущем уроке учащиесяпознакомились с новыми профессиями рыночной экономики. Участники игры должныбыть готовы познакомить с этими профессиями на игре по следующей схеме:
Чем занимается специалист данной профессии?
Какие знания и образование ему необходимы?
Какие профессионально важные качества требуются дляуспешной работы?
Где он может работать?
2. Начало игры. Организационный момент. Вступительноеслово ведущего (знакомство, цель и ход игры). Представление жюри.
3. Жеребьевка и деление учащихся на две команды.
4. Конкурс профессий.
5. Задание командам на творческий конкурс путёмжеребьевки.
6. Презентация конкурсных работ. Определение победившей втворческом конкурсе команды (жюри).
7. Выбор главного менеджера компании (по одномупредставителю от команды).
8. Пресс-конференция 2-х претендентов на должностьглавного менеджера компании.
9. Подведение итогов конкурса менеджеров (жюри).
10. Итог урока. Заполнение карты самоконтроля учащихся.
НАЧАЛО ИГРЫ
1. Вступительное слово ведущего.
Дорогие друзья, сегодня на уроке вам предлагаетсяпоучаствовать в деловой игре. Деловая игра предполагает, что вы со всейсерьезностью примете правила игры и предлагаемые вам возможные жизненныеобстоятельства. Успех игры зависит от вашей способности воплотиться впредлагаемые жизненные роли и принять предлагаемую ситуацию. Сегодня вампредставится возможность показать свои предпринимательские, организаторские,коммуникативные и творческие способности.
Итак, всемирно известная фирма по рекламе “Аленушкаинтернешнл” расширяется. Аналитики по маркетингу, изучив ситуацию вконкурирующих фирмах, составили долгосрочный проект по открытию филиалов вразных странах. Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещениевакантных должностей специалистов для работы во вновь открывающихся филиалах.
Вы все хотите устроиться на работу в эту фирму. У насбудет работать комиссия по приему на работу (жюри). Необходимо убедить комиссиюпредоставить вакансию именно вам.
Составьте для себя легенду и, устраиваясь на работу,расскажите, почему вы хотите работать в данной фирме, где работали ранее, чтоумеете делать. Сформулируйте также идею, которой вы могли бы заинтересоватьфирму. Постарайтесь убедить членов комиссии в ценности вашей кандидатуры дляфирмы.
Позвольте представить компетентное жюри в составе:… .
2. Для работы учащиеся разбиваются на две команды (по жетонам,полученным в начале игры).
Команды для разминки выполняют задание:
Подготовят проект создания филиала (придумают егоназвание, основной принцип или девиз).
Предложат достойную кандидатуру менеджера на должностьисполнительного директора фирмы.
В конце игры будет проведена предвыборнаяпресс-конференция кандидатов на эту ответственную должность. (5 мин)
3. Работа групп.
Заполнение вакансии специалистов филиала – (главныйбухгалтер, экономист; менеджер; программист; дизайнер, художник; специалист по рекламе;маркетолог, торговый агент, торговый консультант; психолог; техническийредактор; юрисконсульт). (Приложение 2)
Для этого: ведущий называет вакантное место, выясняетколичество претендентов на эту вакансию, претенденты по очереди представляютсебя как специалиста, составив легенду (время представления — 1 минута накаждого участника). Жюри определяет по каждой специальности лучшего. (25 мин)
4. Выполнение творческого задания командами.
Необходимо придумать рекламу отечественных товаров (каких– покажет жребий. Например: Обувь фабрики «Североход» в Италии. Грузинский чайв Индии. Клюква в Бразилии. Шерсть в Австралии. Фарфор в Китае. Макароныобъединения «Русьхлеб» в Италии. Компьютеры “Агат” в Японии. Лимонад «Буратино»в Финляндии. Косметика фирмы «Северное сияние» во Франции. Русский квас вАмерике. Автомобили «Запорожец» в Америке), максимально проявляя своетворчество. Это может быть продукт в виде рекламного ролика, театрализованногопредставления, сказки и т.д. с использованием рисунков, стихов, песен и,конечно, юмора. 20 мин.
Представить свою творческую работу.
(10 мин)
Команды выбирают своего кандидата на должностьисполнительного директора фирмы.
Участники команд готовят по несколько каверзных вопросовдля пресс-конференции кандидатов (по 2-3 вопроса для каждого кандидата издругой команды).
5. Предвыборная кампания президента фирмы:
Претенденты на должность исполнительного директора фирмыприглашаются на сцену, садятся на приготовленные места. Затем, по очередикаждый участвующий в предвыборной кампании представляет себя, знакомя со своейлегендой, отвечает на вопросы, подготовленные другой командой. (10 мин)
6. Подведение итогов игры.
Подводятся итоги работы жюри и называются победители.(Каждый победивший в конкурсе вакансий приносит 1 балл своей команде).Называется командный победитель творческого конкурса. Вручаются договора приемана работу. (4 мин )
7. Итог урока. Заполнение карты самоконтроля учащихся(Приложение 3).
Таким образом, используя игровые технологии, системуразработанных проблемных задач на уроке позволяет формировать экономическоемышление учащихся и профессионально важные свойства и качества; помогают имадаптироваться в современном мире и ориентироваться в сфере налоговых систем;применять полученные знания в решении жизненных проблем и задач. Деловые игрыдают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вотэто». Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особеннов тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями. Позволяют учащимсявзглянуть на проблему с новой для себя точки зрения Повышают интерес учащихся,придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменитьсвое отношение к тем или иным вопросам. Деловая игра позволяет учащимсяпочувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, чтоугодно, без страха совершить ошибку.
Заключение
Основой целью профессионального образования являетсяподготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективнойпрофессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная наформирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаётот современных требований. Основой образования должны стать не столько учебныедисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не тольковыпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включитьего уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать кусловиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новыхрешений, успешно выполняющим функции менеджера.
Изменяющаяся социально-экономическая ситуация всовременной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмыслениетеоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.
Концепцией модернизации образования до 2010 г. иПрограммой среднего профессионального образования предусмотрены такиеприоритеты образования, как доступность, качество, эффективность.
Реализации этих приоритетных требований способствуютпедагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – этоиспользование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получениярезультата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночнойвостребованностью. Роль игровых технологий в образовании и психологии чрезвычайноважна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения,которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельностиучащихся.
О результатах применения обучающих игр в целом свидетельствуютмногочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, чтоэта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют также психологическоезначение и широко применяется в образовательной сфере, способствуя развитиюинтеллектуальных и личностных качеств учеников.
Ведущая цель таких технологий – подготовкапрофессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональныезадачи. Ориентация при разработке технологий направлена на формирование системыпрофессиональных практических умений, по отношению с которым учебная информациявыступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнятьпрофессиональную деятельность.
Игровой подход — это подход, связанный с активизациейучебной деятельности за счет эмоциональной компоненты психических функцийличности. Учебный процесс организуется в виде игровых ситуаций, дающих возможностьстимулировать коллективную учебную деятельность. Игра в этом случае выступаеткак форма, метод и средство для достижения целей обучения и воспитания. Имеетсямножество работ педагогических, психологических и методических с теоретическимобоснованием и методикой организации дидактических игр. Для подтвержденияважности данного методологического подхода можно сослаться на ряд утвержденийизвестных деятелей педагогической и психологической наук.
Формула игры: увлечение плюс развитие. Создание такогорода мотивации — мотивации достижения в совместной учебной деятельности — является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий исобственно игр в системе интенсивного обучения.
Применение игр позволяет решить и другую практически не менееважную задачу, связанную с необходимостью компенсации информационнойперегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха.
Игровые формы, особенно коллективные, целесообразны дляотработки функционального состояния глубокой релаксации — наиболееблагоприятного фона интенсивного обучения.
Библиографический список
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика,2003
2. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательногопроцесса» 2002г.
3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006
4. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии».М.Педагогика,2000г.
5. Бирн Д. Стратегическое планирование //Бизнес Уик.-2006-№7
6. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. — М.: Политиздат,2000.-271 с.
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.:«Высшая школа», 2001
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,процесс. М.: Фирма Гардарика, 2006.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1991
10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
11. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народноеобразование», 2001
12. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательнаятехнология [Текст] / В.В. Гузеев — М.: Народное образование, 2000.–240с.
13. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
14. Дакупин Использование активных методов обучения // «Вестник высшейшколы» № 8, 2003
15. Дробышев М. На пути к стандартизации экономического образования //Школьный экономический журнал. 2006. № 1.
16. Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. /Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан / Под общеё ред. проф. Г.П. Скамницкой.– М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
17. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. –2007г.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000
19. Кирсанов А.А. Методологические проблемы создания прогностической моделиспециалиста. Казань: Изд-во КГТУ, 2000.
20. Козуб Л.М. К вопросу о методике организации и проведения деловых игр поэкономическим дисциплинам // Технологическое образование и предпринимательство.Брянск: БГПУ, 1997. С. 70-73.
21. Литова З.А. Деловые игры в учебном заведении. Курск: Курский областнойИПК и ПРО, 1996. 21 с.
22. Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения. М.Просвещение, 1990г.
23. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ;Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
24. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшаяшкола, 1990г.
25. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов /М.В.Буланова – Топоркова. Ростов – на Дону; Феникс, 2002. – 539с.
26. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.М.: Росс. пед. агентство, 2006. 269 с.
27. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПОПрофиздат, 2001. 191 с.
28. Подласый И.П… Педагогика. – М.: Владос, 2001. – 398 с.
29. Полякова В.А. Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование//Педагогика. 2004. № 4.
30. Поташник М.А. Горе от «ума» / М.А. Поташник// народное образование. –2005. №1 – с. 203 -215.
31. Райзберг В. Экономике учить и учиться // Народное образование. 2002. №9-10.
32. Романова Н.И. Углубленное изучение экономики в школе // Школа ипроизводство. 1993. № 5.
33. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентовпедагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997, Гл.
34. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 2001
35. Тюнников Ю.С. Культурно-образовательное пространство личности: в поискахпроектных решений // Проектирование инновационных процессов в социокультурной иобразовательной сферах: Материалы 3-й Междунар. науч. метод. конф., Сочи, 12-14июня 2000 г. В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Ю.С. Тюнников, Г.В. Яковенко. Сочи: РИОСГУТиКД, 2000.
36. Хрупкий Е.А. Организация и проведение деловых игр: Учеб.-метод. пособие.М.: Высш. шк., 2004. 320 с.
37. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
38. Шелепина О.И., Рассадина Т.В. Применение дидактических игр в подготовкеучителя технологии и предпринимательства// Технологическое образование ипредпринимательство. Брянск: БГПУ, 1999. С. 120-122.
39. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. — М., 1992.
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1998. 301 с.
Приложение 1
ДЕЛОВАЯ ИГРА “НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР”
ТДЦ:
Образовательная: Обобщение и закрепление знаний учащихсяпо пройденным темам курса. В игровой форме выявить теоретические знания ипрактические умения и навыки учащихся.
Развивающая: Способствовать развитию логическогомышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательная: Формирование устойчивых интересов кпрофессии — налоговый инспектор. Воспитание профессионально важных качеств:творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянномсовершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Тип урока: проверка знаний по курсу.
Оснащение: карточки-задания, дидактические карточки.
Оборудование: ТСО – калькулятор.
ХОД УРОКАI. Организационный момент (2) II. Вступительное слово учителя о роли налоговой службы в жизни страны (6) Правила проведения игры. Сообщение целей урока. Игра состоит из 5 раундов. Каждый раунд выдержан во времени. Вся группа делится на 2 команды — налоговые инспекции. III. Представление команд и их капитанов — начальников налоговых инспекций (4) IV. Игра (60) 1-й раунд: Мини-викторина (10) Цель: проверка знаний по всем темам курса (вопросы прилагаются). 1 балл за каждый верный ответ; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников. MAX – 11 баллов Дополнительный балл присваивается за досрочное и точное выполнение задания. 2-й раунд: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения (8) Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”, карточка прилагается. 1 балл за каждый верный ответ. MAX – 15 баллов 3-й раунд: Расчет налогов (12) Цель: проверка умений производить расчеты по налогам (задание прилагается). MAX – 5 баллов Конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по НДФЛ. MAX – 5 баллов 4-й раунд: Игра “Слова” (15) Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения. 1 балл за каждый профессиональный термин по налоговой системе. 5-й раунд: Мини-проект “Свой налог”. (15) Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях. MAX – 5 баллов V. Заключительная часть (8)
1 РАУНД
ВОПРОСЫ:
1 команда
Что такое налог? (…обязательный платеж в казнугосударства)
Какие налоги называются федеральными? (…взимаются натерритории всей РФ и зачисляются в федеральный бюджет — Москва)
Стимулирующая функция налогов? (…развитие перспективныхотраслей, обеспечивающих вложения инвестиций в основной капитал)
Этот налог перераспределяет доходы высокооплачиваемыхслоев населения, посредством установления его на “предметы роскоши”? (акцизы)
Формирование доходов государства, необходимых дляреализации политических, социально-экономических задач – это функция?(фискальная)
Что называется ценой? (… денежное выражение стоимоститовара)
Разница между выручкой и себестоимостью называется…?(прибылью)
Основная функция налогов? (… регулировать экономику)
Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджетдобавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения?(НДС)
Налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды –Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды медицинского страхованияРФ? (ЕСН)
Перечислите меры ответственности за налоговыеправонарушения? (…штрафы, пени, лишение права заниматься определеннойдеятельностью и занимать определенные должности, лишение свободы до 4 лет,арест и конфискация имущества ...)
2 команда
Что такое Налоговая система РФ? (…совокупностьпредусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методових установления или отмена)
Какие налоги называются местными? (…устанавливаютсяорганами местного самоуправления и зачисляются в местный бюджет — Муравленко)
Контрольная функция налогов? (количественное отражениеналоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства вфинансовых ресурсах; оценивание эффективности налогового механизма и контрольза движением финансовых ресурсов)
Что называется выручкой? (…сумма цен, полеченная отреализации продукции, работ, услуг)
Налоги взимаются на территории округа (региона) – ЯНАО изачисляются в окружной (региональный) бюджет – Салехард? (… региональные,окружные налоги)
Формирование доходов и расходов, обеспечивая социальнуюзащиту определенных категорий населения – это функция? (распределительная)
Все затраты на производство (реализацию) продукции, работуслуг называется? (себестоимостью)
Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары,пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государстваполученную сверхприбыль? (акцизы)
Федеральный, прямой налог, конечным его плательщикомявляется физ.лицо, получившее доход? (НДФЛ)
С какого возраста физ.лицо может быть привлечено кналоговой ответственности? (…с 16-летнего возраста)
Перечислите основные виды налогового контроля (выездная,камеральная проверка, налоговые проверки, проверка данных учета и отчетности)
2 РАУНД
Задание: Соотнести каждому налогу свои элементыналогообложения.
НДС -…; НДФЛ -…; Акцизы -…; Налоговые вычеты -…; ЕСН -…
Высокорентабельные и “социально опасные” товары,“предметы роскоши”;
Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фондсоциального страхования;
18,10,0 %;
Резидент, нерезидент;
Мясо и мясопродукты, кроме деликатес, молоко имолокопродукты, яйца и яйцепродукты, товары для детей, медицинские товары;
35,30,13,6 %;
Стандартные, социальные, имущественные, профессиональные;
Спиртосодержащая продукция, ГСМ, алкогольная продукция,пиво, ювелирные изделия, табачные изделия, автомобили;
Зарплата, премии, дивиденды, призы, выигрыши;
3000, 600, 500, 400 рублей;
Государственные пособия, материальная помощь, страховыеплатежи, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
Налоговая база определяется отдельно по каждому видутовара;
Работы (услуги), выполненные в космическом пространстве;
Лица, производящие выплаты физ.лицам и индивидуальныепредприниматели, адвокаты;
Благотворительность, лечение, обучение, приобретениенедвижимости.
ОтветНалог элементы налогообложения НДС 3,5,13 НДФЛ 4,6,9 Акцизы 1,8,12 Налоговые вычеты 7,10,15 ЕСН 2,11,14
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Задача. Приобретена недвижимость (квартира) стоимостью1500000 рублей в 2003г. Среднемесячная зарплата (начисленная): 2003г –22600руб.; 2004г.– 29300руб.; 2005г.– 33400руб.
Рассчитать: Налоговый вычет условный и полученный?
Решение:
1)Условный: 1500000*13% = 195000 руб.
2) 2003 г. = 22600*13%*12 = 35256 руб.
2004 г. = 29300*13%*12 = 45708 руб.
2005 г. = 33400*13%*12 = 52104 руб.
Итого: 133068 рублей.
Ответ: Налоговый вычет условный – 195000рублей,полученный – 133068 рублей.
3 РАУНД
Задача №1. Доходы семьи в декабре месяце: зарплата –52860руб., премия – 25000 руб., пенсия — 4620руб., дивиденды – 24700руб.,выигрыш – 16800руб., стипендия –550руб.
Рассчитать: НДФЛ и чистый доход?
Решение:
1) НДФЛ: 13% = (52860+25000)*13% = 10122 руб.
35% = (16800-4000) *35% = 4480 руб.
6% = 24700* 6% = 1482 руб.
Итого: 16084 руб.
2) Доход: (52860+25000+4620+24700+16800+550) -16084 =108446 руб.
Ответ: НДФЛ – 16784 рублей, чистый доход – 108446 рублей.
Задача №2. Оплачено родителями за обучение детей в ВУЗе,сумма- 72500 рублей.
Рассчитать: Налоговый вычет?
Решение: 72500*13% = 9425руб.
Ответ: Налоговый вычет – 9425 рублей.
Задача №3. Бизнесмен решил часть доходов выделить наблаготворительные цели,
Доход — 36000000 рублей.
Рассчитать: Какую сумму (max) можно выделить наблаготворительность, налоговый вычет?
Решение:
1) Сумма: 25% *3600000 = 900000 руб.
2) налоговый вычет: 900000*13% = 117000руб.
Ответ: Сумма (max) на благотворительные цели – 900000руб., налоговый вычет — 117000 рублей.
4 РАУНД
Игра “Слова”
Задание: Записать слова (терминология), связанные ссодержанием курса.
Ответы1 команда 2 команда налог налоговый период резидент налоговая система НДС подакцизные товары ЕСН НДФЛ акцизы нерезидент налоговая ставка федеральные налоги местные налоги налогоплательщики льготы региональные налоги налоговые вычеты социальные налоговые вычеты профессиональные налоговые вычеты 1,10,18 % имущественный налоговый вычет стандартный налоговый вычет 6,13,30,35 % 400, 500, 600, 3000 руб. (НДФЛ) регулирующая функция контрольная функция цена выручка прибыль себестоимость доход объект налогообложения высокорентабельные товары “социально-опасные товары и товары роскоши” фискальная функция пенсии, алименты, стипендия, государственные пособия (НДФЛ) зарплата, премии, выигрыши, призы (НДФЛ) стоимость транспортный налог транспортные средства налоговые правонарушения распределительная функция налоговый контроль налоговая база благотворительность, лечение, обучение недвижимость … …
5 РАУНД
“Свой налог”
название налога;
объект налогообложения;
сроки уплаты;
налогоплательщики;
налоговая ставка – определенная сумма или %;
налоговые поступления — на что пойдут. история налога;
“Налог с посетителей ночных клубов (заведений)”
— налогоплательщики – посетители ночных клубов старше 18лет;
— объект налогообложения – посещение ночного клуба;
— налоговая ставка – 10% от стоимости входного билета(например: стоимость входного билета — 200 руб., сумма налога – 20 руб.; итогостоимость билета – 220 руб.);
— сроки уплаты – не позднее 15 числа, следующего заотчетным месяцем в налоговые органы;
— расход налоговых поступлений – часть налоговыхпоступлений пойдёт на благотворительность: клиники для больных СПИДом(наркоманов), раковыми заболеваниями; в детские дома, приюты.
— история налога — налог стали взимать (применять) внашем городе, когда стали открываться (работать) ночные клубы (заведения).
Приложение 2
Протокол конкурса профессийменеджер /> дизайнер, художник /> психолог /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> главный бухгалтер, экономист /> специалист по рекламе, маркетолог /> технический редактор /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> программист /> торговый агент, торговый консультант /> юрисконсульт /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Приложение 3
КАРТА самоконтроля учащихся
Ваша оценка деятельности на уроке команды………………………………………..
Оценка собственной работы на уроке…………………………………………………
Оценка организации урока……………………………………………………………..
Чтобы вы изменили в организации урока……………………………………………..