Реферат по предмету "Педагогика"


Игрушки (промышленные товары)

Содержание
Введение
1 История игрушки
2 Игрушка в жизни ребенка
3 Игрушки в разные периоды жизни ребенка
4 Выбираем игрушку
4.1 Критерии отбора
4.2 Мягкая игрушка
4.3 Мяч
4.4 Динамические игрушки
4.5 Вкладыши
5. Сырье для производства игрушек
6 Продажа игрушек
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Игрушка – неизменный спутникребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательныхцелях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
Выбирая игрушки для своегоребёнка, прежде всего, необходимо ориентироваться на его возраст, а значит на то,что он любит и умеет делать. Главная функция игрушки заключается в активизации самостоятельнойдетской деятельности.
Игрушка должна стимулироватьосмысленную деятельность ребёнка, создавать необходимые условия для его самостоятельнойактивности и тем самым способствовать его развитию. Развивающий и образовательныйэффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия.
Если это действие осмысленои активно, оно всегда способствует развитию тех или иных сторон психики и личностиребёнка. Однако действия ребёнка бывают самые разные.
В психологии выделяются двегруппы деятельности детей, которые развивают разные сферы психики ребёнка. В первуювходят те, в которых происходит освоение смыслов и норм отношений между людьми.На этой основе развивается социально-личностная сфера ребёнка.
Вторую группу составляют видыдеятельности, в которых происходит усвоение способов действия с предметами. На этойоснове формируются интеллектуальные и познавательные способности детей, их двигательныеи технические возможностей.
В каждом возрасте существуетглавная линия развития, которой соответствует ведущая деятельность. Приоритетныевиды игрушек на каждом этапе возрастного развития определяются, прежде всего, этойведущей деятельностью и связаны с её обеспечением. Это вовсе не означает, что уребёнка в 2 или в 4 года должны быть только однотипные игрушки. Очевидно, что исоциально-личностное, и умственное и физическое развитие ребёнка происходит во всехвозрастах. Поэтому ребёнку всегда нужны разные виды игрушек. Кроме того, существуютопределённые игрушки, которые открывают бесконечно разнообразные по возможностиигры и которые нужны во всех возрастах (например, мячи, вкладыши, мозаики, куклыи пр.).
И всё-таки, для каждого возрастасуществуют свои особенные игрушки, которые предполагают определённый способ действияи наиболее тесно связаны с возрастными особенностями и задачами развития данногопериода.
В данной работе, на основевозрастных особенностей каждого периода, рассказано о тех игрушках, которые способствуютразвитию ребёнка в разных возрастах. При этом в отдельные группы выделены игрушки,способствующие социально-личностному и познавательному развитию. Кроме того, естьещё одна важнейшая область – это физическое развитие, для которого тоже необходимысоответствующие возрасту игрушки. Они выделены в самостоятельную, третью групп.
Цель работы – определить назначение игрушки в жизни детей в разномвозрасте и выявить основные критерии их отбора.
В соответствии с поставленной целью в работе были определены ирешены следующие задачи:
1)        Рассмотренанеобходимость игрушки в разные периоды жизни ребенка.
2)        Даны основныерекомендации по выбору игрушек.
3)        Приведенахарактеристика некоторых видов игрушек.
Курсовая работа состоит извведения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.
Общий объём работы 29 страниц,список литературы включает 7 источников.

1 История игрушки
 
Игрушка во все историческиеэпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичныйоблик ребенка: ум, физические и нравственные качества.
Не только у первобытных, нои у народов с древней, высокой культурой мы находим рядом с ребенком его игрушку.По существу эти игрушки мало разнятся от современных: изменяется лишь форма, деталии техника изготовления. Уже в древнем Египте известны были игрушки, которые по древнемуобычаю клались рядом с умершими детьми, и таким образом, они сохранились до нашихвремен.
Как и сегодня, первой игрушкойребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному.Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Этипредметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье,что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Этобыли погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра.
Самые ранние известные намигрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянныефигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом.Позднее в игрушке возник образ коня. Известны кони-каталки, сделанные в V в. дон. э. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинствоминиатюр коней и всадников сделано из глины.
В глубокой древности возники такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаемв древних могилах маленьких египтян. Античные Греция и Рим оставили довольно большоеколичество кукол. Многие из них носили культовый характер. Девушки бережно хранилиэти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере.Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Рукии ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогихматериалов выполнялись куклы для детей знати.
Известно было тогда уже исерсо, но не в виде деревянного обруча, а железного, с надетыми на него колечкамидля шума и звона. Качели в форме скамеечки на четырех ножках, игра в волчок, калики,чурки, бабки, кости, орехи — все это были излюбленные детские забавы, как и в нашидни.
Первые сведения о игрушкахв средние века относятся уже к нарождающейся новой западноевропейской жизни. Производствомигрушек занимались почти исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горахЮры и примитивные ремесленники старого Нюренберга. Парижские игрушечники мало заботилисьо создании дешевой игрушки, предпочитая делать из гипса украшения, лепные работыи только изредка – кукол. Дешевой игрушки не существовало, кроме кукол из гипса.
В XVI веке парижские игрушечникивыработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Ценына такие игрушки были очень высоки. Дешевые городские игрушки (первоначально — куклы)во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда ещене представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметомспециальной торговли.
История немецкой игрушки яснопоказывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом.Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интереснымипамятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модельдома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большимпраздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.
Первый шаг к крупному производствубыл настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делатьиз папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком,который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик.Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делаетигрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершаетсяпереход к полному механическому характеру производства.
На территории России древнейшиеигрушки найдены среди предметов фатьяновской культуры (2-е тысячелетие до н. э.)– глиняные топорики и посуда. К эпохе бронзы и раннего железа относятся игрушкииз астрагалов (косточек) – погремушки, сосуды и др. Известны скифские игрушки — всадники и повозки из глины (II в. до н. э.). Глиняные фигурки конников и погремушки,найденные при раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья (VI – VIII вв.н. э.); глиняные свистульки-птички, кони, уточки, куклы, посуда – из раскопок вРадонеже, Коломне, Москве (X – XVIII вв.).
В феодальном обществе игрушкаотличались небывалой роскошью (куклы в дорогих нарядах, кукольные дома с полнойобстановкой, резная мебель, ювелирные игрушки из серебра, слоновой кости, фарфора).Эти игрушки часто служили украшением комнат и хранились как фамильные ценности.
В России в XVIII в. широкоеразвитие получила народная кустарная деревянная и гончарная игрушка. Центры гончарнойигрушки — село Гжель Московской области, Дымковская слобода под г. Кировом, селоОпошня на Украине и др.
Только с конца XVIII-го векаможно говорить о возникновении в России массовой игрушечной продукции. Спрос наигрушку во многом объяснялся ростом городов, характерным для периода правления ЕкатериныII. Но в этом можно усмотреть и усиление интереса к миру детей. Обилие лесных массивовв России, многовековые традиции деревообработки способствовали тому, что деревостало основным материалом для игрушечного производства.
«Игрушка – зеркало жизни»,- сказал известный художник и исследователь Н.Д. Бартрам. И это утверждение подтверждаетсяпри знакомстве с русской деревянной игрушки. Если в одних игрушках очевидны традиции,идущие из глубины веков, то в других отразились текущие исторические события, окружающаяжизнь.
Рубеж XIX-XX-го веков – особыйпериод в истории игрушки, когда она стала не только объектом интереса коллекционеров,исследователей, художников, но и результатом творческих поисков. Этот период расцветахудожественной игрушки не был продолжительным – к концу 1910-х годов на первый планвыходит воспитательная и развивающая функция игрушки.
2 Игрушкав жизни ребенка
Игрушкадля ребенка — не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорьев совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.
Игрушки— это фактически первые книжки ребенка. Какие они? Чему учат? Игрушка может значительнообогатить представления, если играть ребенку помогают взрослые. Очень важно соблюдатьв играх постепенность, последовательность в обучении, учитывать возрастные особенностиребенка.
Следуетучитывать также что, чем активнее взрослый, тем реактивнее ребенок. Поэтому необходимо,чтобы ребенок был не пассивным наблюдателем, а активным участником в действии сигрушкой. Нельзя забывать о том, что все попытки ребенка следует поощрять. Нельзязаставлять ребенка смотреть на кого-то или на что-то. Однако, необходимо предложитьему помощь в овладении той или иной игрушкой, привлечь его внимание к ней. Действияс игрушкой лучше проводить один на один с ребенком, сводя все посторонние раздражителик минимуму. Если ребенка интересуют посторонние предметы, необходимо поместить игрушкурядом с лицом взрослого и посодействовать, чтобы ребенок смотрел на него. При общениис ребенком очень важен как контакт глаза в глаза, так и эмоциональный контакт, будьто пение, речь, действие с игрушкой.
Психологиотмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить,может выполнять все больше действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольцана пирамидку, вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку.В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия действий,которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому детям раннего возрастабольше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивную деятельность: крупныеразноцветные кубики, легкие в сборе пирамидки, состоящие из нескольких колец; вкладывающиесядруг в друга коробочки разного размера и др. подобные игрушки, с которыми можночто-то построить, составить, перестроить.
Летомво дворе ребенок играет с песком: насыпает и высыпает песок совочком, лепит пирожки,с помощью формочек выкладывает из песка различные фигурки. Все эти действия, игрыбудут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно, если рядомбудет находиться взрослый, который прокомментирует все действия ребенка: насыпал,высыпал, налил, вылил, перелил.
Игрушка— способ привлечения внимания ребенка, попытка вызвать у малыша направленный взглядна новый для него объект (это может быть деревянная ложка, пустая банка, маминыбусы, яркий платок). Следуйте за направлением внимания малыша. Самые простые предметымогут превратиться для него в занимательную игрушку.
Особуюроль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушкииспользуют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушкистоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто.
В дошкольный период игра являетсяосновным источником познания и развития. Игра для ребенка – это не просто времяприпровождение,это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основныеумения и навыки. А игрушка для ребенка – с одной стороны это средство самовыражения,с другой — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Ребенокне способен воспринимать игрушку неэмоционально, он пропускает через себя образтой игрушки, с которой играет. И поэтому очень важно обращать внимание на то, чтоона собой представляет и какие качества может сформировать.
И помните, детям важно, чтобывзрослые время от времени играли вместе с ними. У ребенка подчас не хватает фантазии,чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать.Вот тут-то и должна вмешаться мама, предложив устроить кукольный день рождения сугощением для всех кукол, или игру «в зоопарк», в которой примут участие все мягкиеигрушки.
Сколько бы ни было игрушеку вашего ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, ваша задача — научитьребенка играть и через игру развивать собственный интеллект.
Когда покупаете игрушку, остановитесь,подержите ее немного в руках и подумайте, что будет чувствовать Ваш малыш, когдабудет играть.

3 Игрушки в разные периодыжизни ребенка
 
Первый год жизни – это наиболееинтенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляетогромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различныхпериода.
Первый период — новорожденность– занимает первый месяц жизни ребёнка. В конце первого месяца появляется зрительноесосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка. Второй период продолжаетсяот 1 до 6 месяцев. В конце этого периода возникают первые активные действия ребёнка,направленные на предмет. Третий период занимает вторую половину первого года жизни(примерно от 6 до 12 мес.). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интереск предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положение ведущей выходитманипулятивная деятельность с предметами. Общение со взрослым становится деловым– малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но и игрушки и совместныеигры. Каждый из этих периодов требует своих игрушек.
1) Игрушки,способствующие социально-эмоциональному развитию. Уже с 2-х месяцев для младенцавозможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека и животных». Игрушки,обеспечивающие эту линию развития должны воспроизводить реальное лицо человека,по возможности привлекательное, выразительное или стилизованное. Прежде всего, этосамые разные куклы определённого типа и размера. Подходят также игрушки, передающиевнешний облик животного или птицы – пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка,мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом). Очень хорошо подвешиватьнад кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне.
2) Игрушки,способствующие познавательному развитию. Для этого нужны яркие, динамичныепредметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес — это могут бытьподвесные игрушки: объемные фигурки, погремушки, карусель музыкальная с 3-4 различнымиигрушками, колокольчики, бубенчики, «турничок». В 4-5 мес. они начинают специальнотянутся к ним и вызывать их движение (или звук). С возрастом их движения становятсявсё более энергичными и целенаправленными – малыш с удовольствием стучит по погремушками наслаждается производимым эффектом.
Формирование согласованностивосприятия и действия (руки и глаза) происходит в простых действиях (ребёнок хватаетдоступные предметы, стучит ими, трясет и катает, перемещает подвижные части). Дляэтого нужны: простые погремушки прозрачные и с перекатывающимися шариками цветные(жёсткие и мягкие), колокольчики для раскачивания, геометрические формы — шары,кубы.
Для более сложных действийполезны игрушки, составленные из двух объектов, требующие координации рук: погремушкии игрушки с подвижными частями, игрушки с кнопками, со звуковым или световым эффектом,игрушки комбинированные с липучкой и с зеркалом, игрушки с наполнителем (горошком,шуршащей бумагой), открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания,игрушки-вкладыши (по 2–3 формочки с явными различиями в размерах).
3) Игрушки, способствующиеразвитию моторики и движений. Это могут быть: мячи — резиновый, большой надувной;прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; из мягкого материала с мелодией;надувные цилиндры для отталкивания ножками, кольца и специальные игрушки для кусания.
На втором году жизни взрослыйстановится для ребёнка образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослымуже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимосоучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. Взрослый теперь не толькодаёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность,связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Очевидно, чтодля такой деятельности нужны специальные игрушки.
4) Игрушки, способствующиепознавательному развитию ребёнка
Предметная деятельность, вкоторой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка,имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитиенаглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формированиецеленаправленности действий ребёнка. Каждое из этих направлений предполагает специальныеигровые материалы и особые характеристики игрушек.
Орудийные действия. Они отличаютсятем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметамиявляются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандашии пр. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурныеспособы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов: совочки,лопаточки, метелочки, грабельки, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны, удочкис магнитом для «ловли рыбок», игрушечный телефон, часы, сумочка и пр. кукольнаяутварь.
Наглядно-действенное мышление.Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающиедействия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этомутипу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающиеспособ игры. Это: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу, вкладыширазной формы и размера для вкладывания и накладывания матрёшки – 3-4 местные, столикис отверстиями, колышки, крупные пазлы и мозаики, кубики крупные пластмассовые идеревянные, шнурок и бусины для нанизывания и т.д.
Познавательная активность.Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиски самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могутбыть: коробочки с секретом; детские музыкальные центры; механические игрушки; клавишныеигрушки; игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движениеми появлением чего-то нового, материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки,совочки и пр.
Целеустремлённость и настойчивость.Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки: фигурные пирамидки,предполагающие создание какого-либо объекта – собачки, ёлочки, снеговика и пр.,пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезныекартинки и др.), составные игрушки – машинки, домики и пр., строительные наборы,бусы для нанизывания, шнуровки и застёжки.
5) Игрушки, способствующиесоциально-личностному развитию
Данное направление представленоглавным образом развитием речи как основного средства общения, и процессуальной(предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.
Речевое развитие. Игровыепособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания,понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть:картинки с изображением животных и людей, сюжетные картинки с изображением действий,наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей,элементарные виды детского домино и лото, последовательности картинок, изображающиесюжеты детских сказок, наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажиизвестных сказок, игрушечный телефон.
Предметная (процессуальная)игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками,моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, среди которыхмогут быть: тряпичные – гибкие, (высота – 30 — 40см), пластиковые – гибкие, кукла-голышс набором одежды, кукла в одежде, маленькие «пупсики» в разных позах.
Для игры в куклы маленькомуребёнку нужна кукольная утварь: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюлькии пр.), мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик), «продуктыпитания» – наборы овощей, фруктов, «предметы гигиены» для кукол – расчёски, щётки,мыло и пр., игрушечные животные – маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.
Наряду с реалистическими игрушкаминужны предметы неопределённого назначения, например, шарики, колечки или брусочкиразных цветов и размеров, кусочки ткани или паралона и пр.
6) Игровые пособия, способствующиефизическому развитию. Это: мячи (разных размеров), обручи, спортивное оборудование(качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка), скамеечки для ходьбы, коврикис разной поверхностью.
7) Игрушки, способствующиесоциально-личностному развитию
Эта главная для дошкольноговозраста линия развития осуществляется главным образом в ведущей деятельности этогопериода — сюжетно-ролевой игре.
Воображение. Для осуществленияэтих видов игры нужны: «признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающиеразличные названия и способ использования (способные служить заместителями разныхпредметов и персонажей); простые маленькие куколки (пупсики, солдатики); куклы неопределенногопола и возраста (без лица); пальчиковые куклы и куклы для театра; мелкие фигуркиживотных (мягкие и пластичные); предметы неопределенного назначения (брусочки, шарикииз разного материала, кусочки ткани).
Произвольность. Для этих видовигр нужны: наборы кукол разного пола и размера; кукольная мебель, посуда, одежда;наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; детали костюма и атрибуты,помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины,милицейская фуражка, красная шапочки и пр.); транспортные игрушки (грузовики, поезда,машинки, позволяющие что-то перевозить); куклы и утварь для игры в семью; атрибутыдля игры в парикмахера, доктора и пр.; настольно-печатные игры; дидактические игрыразных видов, адекватные возрасту.
Общение. Это так называемые«Игрушки-подружки», способные стать любимыми: куклы и животные с привлекательнойвнешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшогоразмера и с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнкаи легко «одушевляемые».
Приобщение к общественнойжизни. Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизниявляется участие в праздниках. Участие в праздниках связано с многочисленными праздничнымиатрибутами, к которым относятся: елочные украшения, флажки, шарики, свистки, трещотки,колпачки, шляпки, гирлянды и пр.
Весьма полезными могут бытьтакже игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разныхкостюмах, соответствующих разным ситуациям, атрибуты разных профессий и труда взрослых,модели современных технических средств, игрушечные машинки разных типов и др.

4 Выбираем игрушку
 
Подбор игрушек – дело серьёзноеи ответственное. От его успеха зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии.Однако, как правило, развивающие возможности игрушки, её педагогическую «полезность»родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации,в которой производитель пишет всё, что хочет. При выборе игрушек важно учитыватьне только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологическийэффект для развития ребёнка.
Оценивая игрушку, необходимоопираться на следующие критерии:
1. Первым и необходимым требованиемк игрушке является её потенциальная возможность стать предметом соответствующегодействия (деятельности) ребёнка. Выбирая забаву для ребенка, нужно представить,что Ваш ребёнок будет с ней делать.
2. Для того, чтобы игрушкастимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), онадолжна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательнойи привлекательной. Соответствие интересам и смыслам самого ребёнка – важнейшее требованиек игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Только в этом случае она вызоветжелание действовать с ней. В то же время, действуя с игрушкой, ребёнок реализуеткакой-либо способ игровых действий, что отвечает задачам развития.
3. Чтобы игрушка несла своюразвивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразныхформ активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но только стереотипные,однообразные действия могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры.Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жёстким, предполагающимстрого определённый способ употребления (как например заводные, механические илинекоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением,но не образовательной активной, творческой деятельностью.
Чем более определённой и завершённойявляется игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложныеи завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнкак известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускаютширокий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточнопростым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощениепоставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований.Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши,куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения,тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Следовательно, открытостьдля разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей,развивающей игрушки. Таким образом, действия ребёнка с игрушкой должны соответствоватьвозрасту, задачам развития и быть осмысленными и вариативными.4.1 Критерии отбора
1.Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств икачеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах,который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушкаоткрывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но — подобное«разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать-- возитьслоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнитьвсе эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь — на него ничегоне положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слономего считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах.Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнкутри разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.
2.Стимуляцияактивных действий. «Полезность» игрушки — далеко не единственный критерий оценки.Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствие интересамсамого ребёнка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает еёигрушкой. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможностьчто-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действоватьс ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новыезвуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.
Крометого, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной,но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Игра — это сфера образов,условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей ивыяснение свойств предмета, с которым играешь. Если же в игре с тем или иным предметомпредполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные,механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнениемили времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью.Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий.Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота — важноетребование для хорошей игрушки.
3.Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными.Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительныхи незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленькихдетей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакиваетзайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находитсясверху (и нажимать нужно вниз) — всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствиемиграть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещенаспереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе онасдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной — необходимапомощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.
Наличиене только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предметигры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельнойдеятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушкикак пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способдействия.
4.Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего,этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушкадолжна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.
Важныймомент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно,что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы,бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различныеобщественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметамдомашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе.Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям«дух своего времени», должны учитываться при оценке.
Крометого, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своегонарода. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская,сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать техническиекачества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.
Таковысамые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.
4.2 Мягкая игрушка
 
Пожалуй, самым популярными распространённым видом детских игрушек является так называемая мягкая игрушка,т. е. изображения различных животных (мишек, собачек, белочек и пр.), сделанныеиз мягкого материала (плюша, ваты, паралона и пр.) Такие игрушки принято даритьдетям на праздники, ими украшают комнату. Игрушечные прилавки и детские комнатыобычно завалены всевозможными зверями – огромными (буквально с человеческий рост)и крохотными (с напёрсток), пушистыми и гладкими, звучащими и молчащими, страшнымии симпатичными, гибкими и твёрдыми. Среди этих игрушечных животных можно обнаружить,наверное, всех представителей фауны земного шара. Помимо традиционных мишек и кисокпоявилось значительное число экзотических видов – громадные бегемоты, плюшевые крокодилы,тряпочные змеи, страшные пауки, и обаятельные динозавры – всех не перечислить.
Как выбрать среди этих звериныхзалежей то, что нужно конкретному ребёнку? Для ответа на этот вопрос недостаточноориентироваться только на привлекательность и внешнее обаяние пушистого зверя. Конечноже, многие плюшевые мишки или собачки очень милы и могут украсить любое помещение.Часто такие зверята становятся любимцами не только детей, но и взрослых – их носяти возят с собой в качестве амулетов и дарят в качестве сувениров. Но мягкая игрушкадля ребёнка, даже если она очень приятна на вид – не только украшение, сувенир илиамулет, но, прежде всего, игрушка, т.е. предмет и средство игры. Значит, чтобы выяснитьценность того или иного плюшевого зверя, важно понять, как дети играют с мягкимиигрушками, и какую роль они играют в жизни ребёнка.
Очевидно, что мягкая игрушканужна для маленького человека. Уже из этого тривиального утверждения вытекают определённыеограничения на внешний вид игрушки, а именно на её размеры. Она не должна быть слишкомбольшой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромныеметровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершеннонепригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам,или использовать в качестве подушки или подставки. Слишком маленькие, крохотныезверята тоже неудобны – они часто теряются, их трудно удержать в руках, с ними неудобнодействовать. Игрушка должна быть средних размеров (примерно от 10 до 40 см), чтобымалышу удобно было свободно действовать с ней. Но подходящий размер – это лишь самоеформальное и внешнее свойство, совершенно недостаточное для полноценной игры.
Наиболее распространённыйи подходящий вид игры с мягкими игрушками – это так называемая режиссёрская игра,в которой ребёнок сам действует и говорит за своих героев. Игрушки выступают в нейв качестве актёров, которыми как режиссёр управляет и руководит ребёнок. Под егоруководством, в его руках зайчики, собачки и мишки ходят друг к другу в гости, угощаютдруг друга, танцуют, беседуют или дерутся. Сюжет и содержание такой игры создаётсам ребёнок, который выступает в них как режиссёр. Это может быть и проигрываниеизвестных детских сказок – колобок, теремок, репка – в которых в качестве главныхактёров выступают известные всем звери. Желательно сначала помочь малышу подобрать«компании» таких зверей и вместе с ним воспроизвести знакомый сюжет. Такая игранаверняка понравится ребёнку и, скорее всего, скоро он сам захочет играть в знакомыесказки, а потом будет изменять их, придумывая собственные действия.
Конечно, игрушечный зверёкдолжен быть по возможности симпатичным и обаятельным. Но это не главное, тем болеечто представления о привлекательности ребёнка и взрослого сильно различаются. Важно,чтобы игрушка вызывала у ребёнка чёткий, непротиворечивый и понятный для него образ,чтобы он легко мог узнать и назвать кто это – зайчик, слон или медведь. Этот образподсказывает малышу характер действий героя его игры – как он ходит (прыгает илипереваливается), что любит кушать, как разговаривает.
Ещё одно важное качество хорошеймягкой игрушки – её открытость для разнообразных действий малыша. «Жёсткие» игрушкис фиксированными конечностями не позволяют варьировать их позу, а значит менятьих настроение, выражение, готовность принять то или иное отношение ребёнка. Чем«мягче» мягкая игрушка, тем больше возможностей она открывает для собственных действийи фантазии самого ребёнка. Например, плюшевую собачку со свободно болтающимися лапкамиможно обнимать, заворачивать в тряпочку, укачивать. В руках ребёнка она может прыгать,кувыркаться, вставать на задние или передние ножки, хлопать в ладоши, тявкать, иговорить, что угодно.
Очень важна возможность игрушки«говорить своим голосом», т.е. голосом ребёнка. Сегодня во многие мягкие игрушкивстраивается звуковой механизм, воспроизводящий какую-либо песенку или слова. Например,симпатичная коза, при нажимании на её живот, начинает громко петь хором детскихголосов «Жил-был у бабушки серенький козлик….». Это кажется забавным, но данноетехническое дополнение резко ограничивает возможности действия с этой игрушкой.Скорей всего ребёнок будет постоянно нажимать на нужное место и вызывать знакомуюпесенку. И так пока ему не надоест. После этого коза исчерпает свои возможностии станет неинтересной. Без такой песенки та же коза могла бы стать персонажем развёрнутыхигровых действий: её можно было бы и кормить, и раздевать-одевать, знакомить с другимиживотными и т.д. При этом она могла бы произносить самые разные слова своим голосом(т.е. голосом самого ребёнка), а не воспроизводить одну и ту же песню чужими голосами.
Способность менять голос,слова и интонации открывает возможности общения ребёнка с игрушкой. Обычно общениеразворачивается с другими людьми. Однако, в дошкольном возрасте возможно (и достаточнораспространено) общение с игрушкой, которая выступает как опора для внутреннегодиалога, как «партнёр» по жизни. Известно, что в жизни многих детей есть любимыеигрушки, с которыми малыши не расстаются: с ними они разговаривают, делятся радостямии размышлениями, с ними вместе спят, едят, берут их на улицу и в детский сад. Этотак называемые «игрушки-подружки», способные стать друзьями и помогать малышу втрудных ситуациях. Близость такого друга облегчает малышу переживание опасностиили одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. Такая любимаяигрушка может стать опорой для становящегося внутреннего мира ребёнка, субъектомего душевной жизни.
4.3 Мяч
 
Мяч – одна из самых удивительныхи универсальных игрушек. Играть с мячом можно в любом возрасте – от младенчестваи до старости.
Мячи бывают самые разные — водные надувные, баскетбольные, теннисные, шарики для пинг-понга, спортивные, детскиерезиновые мячи и огромные мячи для фитнеса – список можно продолжить. Есть такжемячи тряпичные (лоскутные народные мячики), валянные из овечьей шерсти или набитыеею, шитые или вязаные мячи, маленькие «сыпучие» мячики «Socks», снежки – мячикииз снега, резные и точеные из кости и дерева. Бесспорным достоинством «мягких» мячейявляется их безопасность при игре в помещении – это специально «комнатные» мячи.Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Мячей непросто должно быть много и разных, а они должны давать как можно более разнообразныйопыт для чувственного восприятия. Именно на это стоит обращать внимание при выбореигрушек для ребенка.
Важными особенностями мячейявляются величина и прыгучесть. Одни мячи весело прыгают, а другие – грубо долбят;одни мячи приятно держать в руках, а другие особых эмоций не вызывают. Прыгучимимогут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные.
Для маленьких детей (от 1года) мячи открывают большие возможности для детского экспериментирования. Большоймяч может быть легким, а маленький – тяжелым. В папиной ладони помещается большойфутбольный мяч, а в детской ладошке – теннисный. Маленький мяч проскакивает междуручками годовалого малыша. И ногой направить мяч к цели не так просто.
Ещё одно увлекательное занятиес мячом – это его катание. Малыши с удовольствием катают мячи с горки и пытаютсязакатить на горку, бегают с мячом, неся его двумя руками перед собой, стараютсясохранить равновесие на одной ноге, чтобы другой толкнуть мяч. Бросают мяч с брызгамив воду, слушают звучащий мяч и звук хлопанья об пол или землю, асфальт или воду.
Постепенно из самодостаточнойигрушки мяч становится средством общения. Способность принимать и отдавать мяч какдействие становится основой для важной социальной способности принимать и отдавать.Бросать и катать мяч друг другу можно только «договорившись» поиграть.
Позднее появляется желаниене просто бросать и катать, а делать это определенным образом или с определеннойцелью. 6-8-летки сравнивают и обсуждают свойства мячей. К школьному возрасту упражнениев ловкости и меткости приходит к своему апогею. И для достижения совершенства детибез устали упражняются: играют в Socks, чеканят футбольный мяч или всем своим существомнаправляют мяч в баскетбольное кольцо.

4.4 Динамические игрушки
 
Игрушки, передающие разныевиды движения живых существ и механизмов, можно называть динамическими или движущимисяигрушками. Большая их часть – традиционные народные игрушки, которые вновь возвращаютсяв обиход. Самые известные – это так называемые богородские игрушки: кузнецы, клюющиекурочки и проч., а также юла, волчок, лошадка-качалка, клоун-акробат, медведь-верхолаз.Есть и современные, идея или принцип действия которых основаны на традиции народнойигрушки. Все их можно условно разделить на виды:
-         Игрушки-каталки(барабанчик с бубенчиками, утенок-барабанщик..);
-         Крутящиеся(юла, волчок, мобиль,…);
-         Качающиеся(неваляшка, лошадка-качалка, …);
-         Катящиеся(дорожка для катания шариков — кугельбан, мячи, …);
-         Лазающиеи кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат,...);
-         Шагающиеигрушки (шагающие куклы, «Идет бычок, качается», скачущая белка, ныряющий дельфини пр.).
Их объединяет то, что всеони передают движение и равновесие (отсюда и название – динамические игрушки).
Характерной особенностью можносчитать то, что ребенок сам, собственным усилием запускает процесс их движения (раскручиваетюлу, запускает катиться шарики или качает неваляшку). После этого возможно либонаблюдение за движением, либо его развитие и поддержание с помощью собственногоусилия. В одних случаях малыш наблюдает его дальнейшее развитие и угасание (волчокзамедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятсяпо дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают).А есть игрушки, у которых можно непрерывно поддерживать и развивать движение (ребеноксам качается на лошадке, тянет за веревочку сороконожку или ритмично потягивая заодин и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз).В отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движением и оно становитсясвоего рода сюжетом игры ребенка.
Что дают динамические игрушкидля развития ребенка? Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малышв созвучии с её движением заворожено покачивается вместе с ней. В более старшемвозрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь,падает на бок. Трехлетний ребенок сидит на корточках перед вертикальной лесенкой,сверху которой кувыркается клоун-акробат, опираясь на ступеньки то ножками, то ручками.Малыш снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз. А спустя какое-то время(недели или месяцы) пробует сам вставать на руки и спрыгивать из этого положенияна ноги.
Таким образом, через динамическиеигрушки ребенок имеет возможность телесно отождествлять себя с разнообразными движениями.
Выбирая динамическую игрушкудля ребенка, нужно обратить внимание на следующие существенные моменты:
— естественность и плавностьдвижения – если у каталки-бабочки западает крылышко «ей невозможно летать»;
— эстетические качества игрушки(формы, цвета, цвет в движении)- живые, органические, природные формы и мягкие цветаи тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
— соответствие звука и образа– гусеница, трещащая при движении не формирует истинной картины движения насекомого;
— прочность и ремонтопригодность;
— возможности игрушки растивместе с ребенком, быть включенными в сюжетные игры в качестве персонажей (человечки,животные) или предметов-заместителей (мяч, волчок).

4.5 Вкладыши
 
Среди всего многообразия игресть такие, которые предполагают вкладывание, соединение — разъединение отдельныхчастей. Такие игры возможны с разного рода вкладышами. Благодаря своему разнообразиюони отлично подходят для игры детей в разном возрасте, начиная с самых маленьких.
 Вкладыши характеризуются тем, что они сами подсказывают правильный способ действия.Экспериментируя с ними, малыш учится подбирать нужные детали на глаз и выполнятьправильное действие сразу, без предварительных практических проб.
Игрушек типа вкладыши можноразделить на две группы: наборы вкладышей; коробки для форм и для предметных изображений.
Наборы вкладышей из нескольких(от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера подходят для ребенка,начиная с 10 месяцев. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинкишара, убывающие по величине. Для начала, дети могут просто вынимать стаканчики другиз друга, пробуя также вставлять, но, пока не ориентируясь на размер предметов.Таким образом, происходит развитие наглядно-действенного мышления, посредством соотносящихдействий — в действиях с двумя и более предметами необходимо учитывать и соотноситьсвойства разных предметов: их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр.
Для развития мелкой моторикии координации действий руки и глаза будет полезно простое перекладывание мелкихпредметов (бусинки, пуговицы, горох, шарики и др.) из стаканчика в стаканчик. Этопроцесс настолько увлекателен для малыша, что за этим занятием он может проводитьмного времени. Причём сначала дети предпочитают вытаскивать и разбрасывать эти предметы:например, взрослый собирает в стаканчик колечки и шарики, а ребёнок достаёт их;так продолжается несколько раз. В начале второго года жизни собирание мелких предметовв какую-либо ёмкость становится любимым занятием малыша. Он может сосредоточеннособирать в коробочку или миску палочки, колесики, шишки и пр., а потом доставатьих.
Здесь важна роль взрослого,который во время направит действия ребенка и сориентирует его в правильности действия.Помогая малышу вкладывать меньший предмет в больший, взрослый учит ребенка соотноситьвеличину предметов, координируя действия руки и глаза. Причём основное удовольствиеребенку приносит сам процесс перемещения предметов, а не полученный результат.
Одним из видов вкладышей являютсявсем известные матрешки. С этой простой, на первый взгляд, игрушкой, возможно разыгрыватьмного интересных сюжетов. С помощью матрёшки можно научить детей сравнивать предметыпо высоте, ширине и объёму, выделять величину. Всё это, конечно же, способствуеткоординации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
При выборе вкладышей стоитобратить внимание на то, как выполнен такой игровой материал. Он не должен бытьперегружен излишними функциями. Если это стаканчики-мисочки, то действия вкладыванияи вынимания должны быть легко осуществимы, иначе ребенок не сможет действовать сними и быстро откажется от игры. Вкладыши могут быть как пластмассовые, так и деревянныеили картонные, главное чтобы они были приятны на ощупь. Цвет не имеет особого значения,но хорошо, если это будут основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый).
Разнообразие в игру с вкладышамивнесут стаканчики с дырочками на дне. Можно просеивать сквозь них песок или переливатьводу. Из одних стаканчиков вода будет литься одной струйкой, из других получитьсядуш, а из третьих и вовсе вода не будет вытекать. Такие занимательные игры оченьнравятся детям.
Не забывайте, что на помощьвсегда может придти воображение, которое позволит найти среди окружающих нас предметовзаменители вкладышей. Это и такая интересная для малышей посуда на кухне — маминыкастрюли, пластиковые стаканы, цилиндры разной высоты и ширины. Дети с огромнымудовольствием будут перекладывать различные по величине предметы из емкости в емкость,«помогать» перебирать лук в корзине, пересыпать крупу, переливать воду. Тем болеечто «взрослые» предметы так привлекательны для малышей. Такие игры способствуютразвитию воображения у детей более старшего возраста.
Следующий вид вкладышей — коробки для форм (или «почтовые ящики») — это специальные пособия с прорезями илиуглублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметыили картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера.Дети знакомятся с основными формами (круг, квадрат, треугольник и т.д.), учатсяузнавать предмет по контуру, а также сравнивать предметы по величине.
Выбирая такие игрушки, следуетобращать внимание на то, чтобы способ выполнения действий был удобен для ребенка.Предметы должны легко входить в отверстия, которые в свою очередь должны четко соответствоватьконтуру.
Такие коробки форм могут бытьвыполнены из пластмассы, из дерева, или из мягких материалов (такие мягкие коврики,очень приятные на ощупь, однако они хороши лишь в том случае, если задание необходимовыполнить на плоскости – фигуры хорошо входят в отверстия).
Опыт показывает, что объемныекоробки форм, выполненные из мягкого материала не удобны, поскольку мягкость контурапозволяет вставить в отверстие предмет любой формы. Таким образом, ребенок вообщеперестает ориентироваться на признак формы, а занимается простым вкладыванием.
Для детей 3-4 лет лучше выбиратькоробки (или доски) с четко обозначенными геометрическими формами (треугольник,квадрат, круг, прямоугольник). Пусть сначала ребенок усвоит простые формы и лишьпотом переходит к более сложным. Здесь важно, чтобы стоящая перед ребенком задачабыла в определенной степени сложна, от этого зависит интерес к выполняемому действию.Усложнение может происходить как за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы,пятиугольники и др.), так и за счет усложнения способа действия. Сейчас можно встретитьогромное количество разновидностей так называемых «почтовых ящиков». Это и домикис отверстиями для окон и дверей; и машинки с отверстиями для колес, фар и многоедругое. В таких игрушках само действие вкладывания предметов различной формы включенов какой-то игровой сюжет. Например, ребенок не просто вкладывает кружок в соответствующееотверстие, а приделывает колесо к машине.
Для детей 4-5 лет подходятвкладыши с изображениями разных предметов. Ориентируясь на форму этих предметов,ребенок должен найти соответствующее окошко. Первое время игра с предметными картинкамитакже требует участия взрослого. Покажите малышу, как можно закрыть крышечкой каждоеокошко, обратите его внимание на то, что для каждого окошка подходит только однаопределённая крышечка, а другие не помещаются. Полезно обвести пальчик ребёнка покраю крышечки, чтобы он не только увидел, но и почувствовал углы, ровные линии илиокруглости разных форм. Вместе с ним попробуйте подобрать соответствующие по формекрышечки для каждого окошка. Затем предоставьте ему возможность самостоятельно подобратьнужные крышечки для каждого окошка. Особенно хороши такие вкладыши, где предметныекартинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно разыгрыватьигры с развитием сюжета — сказки, истории.
Еще одним усложненным вариантомвкладышей являются так называемые составные картинки, когда одно изображение состоитиз нескольких частей. Их очень много и они различаются по степени сложности. Такмалыши 2-3 лет способны справится с двух-трех составной картинкой. Картинку можнособирать, как вставляя части в отверстия, так и без опоры на контур. С возрастомчисло составных частей увеличивается, усложняется и задача. Такие занятия способствуютформированию целостного образа предмета, развивают образное мышление. При выборетаких игрушек важно учитывать, чтобы образ, который предстоит собрать ребенку, былзнаком ему. Это могут быть как фигуры животных, так и машины, дома.
Таким образом, игра с разногорода вкладышами, требует от ребенка концентрации внимания, сосредоточенности, направленностина результат, что в свою очередь способствует развитию волевых качеств и чувствауверенности в себе.

5. Сырье для производстваигрушек
 
Перечень сырья и материалов,разрешенных для изготовления игрушек, указан в СанПиН 2.4.7.007-93 «Производствои реализация игр и игрушек».
В соответствии с перечнемсырья и материалов, разрешённых для изготовления игрушек используются следующиеосновные виды сырья и материалов:
1.        пластическиемассы: полистирол, полипропилен, полиэтилен ВД и НД, пластизоль (пасты ПВХ), полиэтилен,полихлорвинил; дакрил, сеэвилен, винилискожа, фторлон и др.;
2.        полимерныепленки: поливинилхлоридная, полиэтиленовая, полиэтиленполиамидная, целлофан и др.;
3.        пиломатериалы(лиственных и хвойных пород);
4.        фанеру,картон, бумагу;
5.        мех искусственный,ткани;
6.        резину,каучук, а также лаки, краски, эмали, другие материалы, получившие гигиеническуюоценку и подтвержденные сертификатом.
Детали музыкальных духовыхигрушек, предназначенных для соприкосновения с губами детей, погремушки должны бытьизготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.
Для выпуска игрушек используетсоответствующие основные технологии:
1.        литьепластмасс под давлением на термопластах (ТПА) объемом впрыска от 63 см3 до 800 см3;
2.        экструзионноевыдувное формование пластмасс на экструзионно-выдувных автоматах (ЭВА);
3.        пошивискусственного меха и одежды для кукол.

6. Продажа игрушек
 
К реализации допускаются игрушки,изготовленные из разрешенных материалов. Все реализуемые игрушки обязательно должныиметь сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение. В организациях,осуществляющих торговлю игрушками, должен проводиться производственный контрольза соблюдением санитарных норм и правил контроля.
Работники, непосредственноосуществляющие реализацию игрушек, не должны иметь противопоказаний по состояниюздоровья в соответствии с действующими нормативными документами.
Прикладывать к губам игрушки,предназначенные для контакта со ртом, при их демонстрации запрещается – у продавцадолжен быть демонстрационный образец!
Продавец игрушек обязан производитьполную предпродажную подготовку товара (проверку наименования, количества, комплектности,сортности, цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб; распаковку,осмотр внешнего вида изделий, переборку, протирку, очистку, сборку, комплектование,проверку эксплуатационных свойств, подутюживание и т.д.); производить продажу товаровтолько при наличии правильно оформленных ярлыков цен или ценников на товары; размещатьи выкладывать товары по группам, видам и сортам с учетом товарного соседства, частотыспроса и удобства работы.
Продавец игрушек обязан следитьза наличием товаров в продаже в торговом зале согласно ассортиментному перечню,своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей. Продавецобязан осуществлять предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и консультированиепокупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними; предложениевзаимозаменяемых товаров, новых и сопутствующих товаров; демонстрацию товаров вдействии и т.д.; упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль.
Продавец игрушек обязан знать:ассортимент, классификацию, характеристику, назначение товаров данной группы, способыпользования и ухода за ним; правила расшифровки артикула и маркировки, розничныецены; основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров, и способыих распознавания; основные требования к качеству товаров; виды брака; гарантийныесроки пользования товарами.
Требования к качеству игрушек
К детской игрушке предъявляютсяопределенные требования: игрушка должна быть безопасной и гигиеничной, отвечатьвозрастным и умственным способностям детей.
Обязательная сертификацияигрушек в России проводится оценкой их безопасности по ГОСТ 25779-90. Наиболее серьезнуюпроверку проходят изделия для самых маленьких, например погремушки. Они не соответствуюттребованиям безопасности, если имеют поверхностную роспись и наклейки. Эти «украшения»ребенок может «съесть». Еще более опасны погремушки, не устойчивые к удару, таккак осколки могут поранить малыша, а наполнитель — попасть в рот, нос и даже уши.Поэтому контролируется прочность корпуса, а также возможность получения травмы приполомке.
В соответствии с ГОСТом контролируетсяразмер и вес игрушек, проводится проверка прочности крепления деталей, которые могутбыть оторваны и откушены. Проверяется и упаковка игрушки, чтобы малыш не задохнулся,случайно надев ее на голову. Стандарт содержит ряд требований по безопасности конструкцииигрушек — отсутствию острых кромок, отверстий, где может застрять палец ребенка.Особые требования к игрушкам, которые ребенок может взять в рот, а также к надувным.
Сертификация «горящих игрушек»регулируется нормативным документом «Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности»- ГОСТ Р 51270-99.
Все игрушки должны иметь маркировку.На потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которыхпредназначена конкретная игра или игрушка. Маркировку на русском языке наносят илина игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий товар. Маркировкадолжна быть четкой, хорошо видимой и несмываемой.
Маркировка должна содержатьследующие сведения: название игрушки; название страны-изготовителя; название фирмы-изготовителя;основное назначение игрушки или область ее применения; правила и условия безопасногоиспользования; предупредительные надписи (например, «Не рекомендуется для детейдо 3 лет», «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых»и т.д.); основные потребительские свойства или характеристики; информация об обязательнойсертификации; адрес изготовителя и (или) продавца; товарный знак предприятия-изготовителяи (или) название предприятия-изготовителя и др.
Текст, предупреждающий о возможнойопасности игрушки, должен быть выделен жирным шрифтом, а слово предупреждение –выделено прописными буквами.
Прежде получения сертификатасоответствия любая игрушка должна обзавестись «гигиеническим сертификатом», регулирующимматериалы и сырье, используемые в производстве. При изготовлении игрушек запрещаетсяприменять: материалы из утиля; древесная кора; полимерные недублированные пленкиразмером более 100x100 мм, толщиной менее 0,038 мм (для изготовления фартуков ит.д.); древесина с выпадающими сучками и червоточинами; неборосиликатное стеклодля изготовления стеклянных сосудов, предназначенных для нагревания; набивочныематериалы, содержащие твердые или острые инородные предметы; гранулированные набивочныематериалы с размером гранул 3 мм и менее, применяемые без внутренней оболочки, неявляющейся внешней оболочкой игрушки; целлулоид или аналогичные легковоспламеняющиесяматериалы, за исключением применения указанных материалов в лакокрасочном покрытии;горючие газы и горючие жидкости, за исключением горючих жидкостей, находящихся вотдельных герметически закрытых емкостях вместимостью 15 см3; стекло(при изготовлении игрушек для детей в возрасте старше 3 лет), за исключением случаев,когда это необходимо для выполнения игрушкой ее функций.
При изготовлении игрушек,предназначенных для детей до 3 лет, запрещается использовать материалы, указанныевыше, а также следующие: натуральные мех и кожа; стекло; наполнители игрушек типапогремушек, размер которых увеличивается во влажной среде более чем на 5%; резинаворсованная (латексы, каучуки); картон и бумага ворсованные.
Декоративное или защитноепокрытие должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.
Уровень звука, издаваемогоигрушкой, предназначенной для игры в помещении, не должен превышать 65 дБА, предназначеннойдля игры на открытом воздухе, быть не более 75 дБА. Уровень запаха игрушек всехвидов не должен превышать 2 балла.
 

Заключение
 
Игра – это универсальный способжизнедеятельности ребенка. Главное преимущество игры заключается в том, что этоактивная и самостоятельная деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видитрезультаты своих действий. Играет малыш всегда по собственному желанию, с удовольствиеми ради самого процесса, а не его результата.
Игра и связанные с ней игрушки– одно из важных средств познания окружающего мира. Она способствует поддержаниюу него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образногомышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошоразвитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются внестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Поэтомупрежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическуюи психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествитсебя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разныероли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришласьпо вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Список использованной литературы
 
1.        АркинЕ.А. Из истории игрушки//Дошкольное воспитание. — №3. – 1995. – С.8-15.
2.        Батурина Е. Игрушки в семье//Дошкольноевоспитание. – 1974. — № 9. – С.82–85.
3.        ГанзиковаГ.С. История книг-игрушек/Г.С. Ганзикова, Н.Р. Мавлютова//Мир библиографии. — 2000.- №4.- С.31-35.
4.        Игрушка в жизни ребенка./Под ред. КоссаковскойЕ.А. – М.: Просвещение, 1980. – С.64.
5.        Павлова Л.В. Какие игрушки предпочитают малыши?//Дошкольное воспитание.– 1997. — № 12. – С.86-89.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.