Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитательные системы и их развитие

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»
Факультет социальной работы, педагогики и психологии
Кафедра педагогики
Курсовая работа
Воспитательные системы и их развитие
Выполнила студентка 2 курса
Заочного отделения
Александра Андреевна
2009

Оглавление
Введение
Глава 1. Воспитательная система образовательногоучреждения: сущность и основные компоненты
§ 1. Что такое воспитательная система
§ 2. Основные компоненты системы воспитания
§3. Развитие воспитательной системы
Глава 2. Принципы технологии моделирования и построениявоспитательной системы
§1. Методика создания воспитательной системы
§2. Методика разработки концепции воспитательной системы
Заключение
Список использованной литературы
 
Введение
Возрождение воспитательной проблематики является характернымпризнаком современного образования. В конце ХХ века российское общество остро ощутилоглобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, политические,экономические и другие сферы, но и самого человека — его сознание, чувства, поведение[18].
Сознание вступающего в жизнь поколения, естественно, подверженовсем этим противоречиям и сомнениям. Снижается роль моральных норм и критериев,идет ломка сложившихся нравственных ценностей, обесценивание человеческой жизни,рост преступности, сиротства, сексуального насилия, резкое материальное расслоениеграждан, ухудшение медицинского обслуживания.
Новые исторические условия выдвинули новые проблемы, важностьи острота которых стали очевидными в воспитательной работе.
Среди основных из них можно отметить следующие:
1. Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи.
2. Радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей
3. Безыдейность нового поколения.
4. Негативное отношение к общественно полезной деятельности.
5. Безнравственное и асоциальное поведение.
Тяжелые социальные условия толкают подростков на преступления.Криминализация молодежной среды, наркомания, алкоголизм дестабилизируют общественнуюжизнь.
Образовательные учреждения остаются действенным институтом воспитаниямолодого поколения [18].
В современном интенсивно меняющемся мире, хотим мы этого илинет, неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции — интеграция и дезинтеграция.В результате этого возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования,в тоже время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные,глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогическойдействительности, в которой формируется и развивается современный человек и какиндивидуальность, и как определенный тип личности. В педагогической действительностиуказанные тенденции проявляются как при целенаправленном воспитании, так и стихийнопротекающих процессах социализации [5, 18].
Одним из феноменов современной педагогической действительности,порождаемых этими противоречиями, и являются воспитательные системы как декларируемые,так и реально существующие. Они становятся объектом пристального внимания ученыхи практиков.
Любая воспитательная система является единством не только общегои особенного, но и единичного — того специфического, что свойственно конкретномуучреждению с данным составом педагогов и учащихся. окружающей его средой. Существуетмножество путей развития воспитательной системы. Это определяется ее внутреннимисвойствами.
Моделируя воспитательную систему, закладывая в неё разнообразиеэлементов, их связей, альтернативные пути ее развития, важно выбрать главное: чтобудет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизациисистемы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупностьосновных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которыхона создается [3,18,23].
Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежитакадемику Л.И. Новиковой и ее коллегам В.А. Караковскому, Н.Л. Селивановой. На сегодняшнийдень в теории и практике воспитательных систем можно говорить и о других научно-практическихрезультатах.
Воспитательная система школы — широко известное в педагогическойсреде явлении. Теория воспитательных систем проработана довольно глубоко и тщательнодля школьных образовательных учреждений [19].
Цель: изучить теоретические основы построения и моделированиявоспитательной системы школы.
Задачи:
1) Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития воспитательныхсистем образовательных учреждений.
2) Выявить особенности основных компонентов системы воспитания и развития воспитательнойсистемы школы.
3) Изучить методику и технологию создания воспитательной системы школы.
4) Изучить методику разработки концепции воспитательной системы.
Объект: воспитательные системы и их развитие.
Предмет: технология создания воспитательной системы, разработкаеё концепции.
Глава 1. Воспитательная система образовательного учреждения:сущность и основные компоненты§ 1. Что такое воспитательная система
По мнению Л.Н. Новиковой, большое значение для реализации воспитательнойфункции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточносложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию,среду системы и управление [5, 13, 14].
Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему,направлен прежде всего на реализацию задачи социального развития человека. Решениепроблем современной школы связано с превращением ее из школы просто обучающей вшколу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процессбудет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.
Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательныйпроцесс» четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленныхпедагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательнаясистема, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешногорешения воспитательных задач.
А.С. Макаренко писал, что никакое средство нельзя рассматриватькак отдельно взятое от системы; никакое средство вообще не может быть признано нихорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целогокомплекса педагогических влияний.
Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукойс начала 1970-х годов [5, 13, 14].
воспитательная система образовательное учреждение
В книге Е.Н. Степанова и Л.М. Лузиной «Педагогу о современныхподходах и концепциях воспитания» описаны используемые в педагогической деятельностиконцепции, каждая из которых имеет свое определение понятия «воспитание».Исходя из того или иного определения, сущности воспитания формулируются соответственноцели, задачи, основные направления воспитательной работы. А значит, каждое из учебныхзаведений вправе определить, каким будет его стратегическое направление в процессевоспитания учащихся [19].
Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическомусловарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь,основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого понимания термина«концепция», можно дать определение концепции воспитания как системы взглядовотдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс — его сущность,цель, принципы, содержание и и способы организации, критерии и показатели его эффективности.
Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитаниядетей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание…Воспитание!».Её авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила ИвановнаНовикова, Наталья Леонидовна Селиванова.
Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский,Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, апроцессом ее развития. А это означает, приоритет в работе воспитателя отдается приемамопосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов,от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместоэтого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поискистины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческуюдеятельность [5, 13, 14, 17, 19].
Основные понятия:
в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества,а цель общественной жизни;
развитие личности не загнано в «ложе социального заказа»,а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;
самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самогосебя, своих обстоятельств.
Ученые Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова
и другие рассматривают воспитательную систему как особую педагогическуюкатегорию. Она имеет признаки как психолого-педагогической системы, так и социально-педагогической.Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор(через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как факторсоциальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываютсямежду детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе,позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).
Понятие «система» — одно из фундаментальных во всехнауках и видах деятельности. Система понимается как упорядоченное множество компонентов(элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг сдругом и на этой основе образующих целостное единство. Целостное единство системы- это качественная черта, отличающая любую систему от других систем, систему отсреды обитания [13,14].
Главный признак системы — ее упорядоченность. Но упорядоченностьможет иметь различные основания: не только цели гуманистического развития личностиребенка, но и соблюдение формальных правил, внешнего административного порядка ит.д. Поэтому социально-педагогическая система может быть не всегда гуманной по отношениюк ребенку.
Воспитательная система школы — социально — педагогический объект,упорядоченный не только относительно собственно педагогических целей, связанныхс воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворениемактуальных потребностей личности; и эти цели сориентированы.
Воспитательная система создается усилиями всех субъектов педагогическойдеятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей.
Зачем нужна воспитательная система? Она создает условия для эффективнойреализации воспитательных целей; в гуманистической воспитательной системе болееблагоприятные возможности для развития личности как ребенка, так и педагога [13,14].
Воспитательная система школы имеетсложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупностьидей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию;субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельностии общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоеннаясубъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему,и развитие этой системы [9].
В самом общем виде в процессе создания и развития системы долженрешаться ряд задач.
Во-первых, это формирование у детей целостное картины мира — целостной и научно обоснованной. Дети многое узнают об окружающем их мире в семье,в детском саду, и школе, на улице, из теле — и радиопередач, кинофильмов, В итогеу них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная.Задача школы — дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостнуюкартину мира. На реализацию этой задачи направлены и учебный процесс, и внекласснаяработа.
Вторая, не менее важная задача формирование гражданского самосознания,самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.
Третья задача приобщение детей к общечеловеческим ценностям,формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Четвертая — формирование у подрастающего человека креативности,«творческости» как черты личности.
И пятая — формирование самосознания, осознания собственного«Я», помощь ребенку в самореализации.
Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможнолишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы [9].
Воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупностькомпонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учрежденияобразования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективносодействовать развитию личности учащихся [6, 24].
 § 2. Основные компоненты системы воспитания
Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. Кчислу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующиекомпоненты:
· Индивидно-групповой;
· Ценностно-ориентационный;
· Функционально-деятельностный;
· Диагностико-результативный;
· Отношенческо-коммуникативный.
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детейи взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системыобразовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:
1. администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;
2. учащиеся;
3. родители учащихся;
4. другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельностиучебного заведения [16, 19, 20].
Ценностно-ориентационный компонентсостоит из следующих элементов:
· ценности сообщества детей и взрослых;
· цели воспитания;
· принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельностиобразовательного учреждения.
Этот компонент часто называют ценностно-смысловымядром воспитательной системы или главным детерминирующим и интегрирующим факторомее функционирования и развития. Базисные ценности воспитательной системы определяютее цели, которые, в свою очередь, служат не просто элементами, а важнейшими факторамиобразования, функционирования и развития этой системы. На пути к достижению целевыхориентиров происходят изменения в жизнедеятельности школьного сообщества, содержанияи организации воспитательного процесса. Из совокупности идей, отражающих представлениясообщества детей и взрослых о ценностях, целях, перспективах и принципах организациивоспитательного процесса и жизни в учебном заведении, как правило, выделяют однунаиболее важную, определяющую «лицо» и стратегическую линию развития данногоучреждения. Эту идею называют ключевой [16, 19].
Функционально-деятельностный компонентскладывается из следующих элементов:
· системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместнойдеятельности и общения;
· основных функций воспитательной системы;
· управления и самоуправления воспитательной системой.
Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательнойсистемы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основусоставляют совместная деятельность и общение учащихся, педагогов и родителей. Вобразовательных учреждениях выбираются в качестве приоритетного различные виды деятельности:трудовая, клубная, краеведческая, познавательная и др. Его выбор зависит от следующихфакторов: интересы и потребности учащихся, особенности педагогического коллектива,тип учебного заведения, традиции учреждения образования и окружающего социума, финансово-материальныевозможности учебного заведения.
Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательнойсистемой понимается как процесс реализации управленческих функций для достиженияцелей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным,если в него включены все субъекты деятельности (учащиеся, родители, педагоги, социальныепартнеры) и ни одна из управленческих функций не «выпадает».
Напомним эти управленческие функции: информационно-аналитическая;планово-прогностическая; мотивационно-целевая; организационно-исполнительская; контрольно-диагностическая;регулятивно-коррекционная.
Главной целью управления воспитательнойсистемой является оптимизация функционирования и развития. Как полагают Л.И. Новиковас коллегами, существуют четыре ее основных направления:
1. моделирование строящейся системы;
2. организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;
3. ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов, родителей на общечеловеческиеценности, корректировка возникающих отношений;
4. рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальнойи природной среды [9, 16, 19].
Диагностико-результативный компонент включает в себя следующиеэлементы:
критерии эффективности воспитательной системы
методы и приемы изучения ее результативности
формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения,которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленныхцелей, прогнозируемого результата и реально достигнутого [4, 9,12].
Технология мониторинга качества воспитательного процесса:
1. Определение методологических оснований, в том числе целей,критериев и показателей.
2. Определение объектов мониторинга.
3. Подбор комплекса методов и конкретных методик.
4. Планирование мониторинга.
5. Предварительная подготовка.
6. Реализация диагностических методик.
7. Обработка результатов.
8. Фиксация результатов и оформление результатов в форме, удобнойдля анализа и демонстрации [1, 16, 19].
Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:
· отношений в обществе детей и взрослых;
· внутренних и внешних связей воспитательной системы
Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности.Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностныесвязи совместной деятельности, взаимодействия.
В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен:как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.
Воспитательный аспект отношений проявляется в развитии социально-ценныхотношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектныеотношения, как известно, влияют на отношение человека к себе.
В этом плане системная деятельность должна быть направлена навоспитание «культуры отношений» (К.Д. Радина).
Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные,гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать.В пространстве отношений всегда зарождаются взаимоотношения. Отношения и взаимоотношенияв системе класса — существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива,воспитания.
Становление ученического коллектива в системной деятельности- и есть становление отношений, взаимоотношений субъектов.
Гуманные взаимоотношения предполагают положительное отношениесторон друг к другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что способствуетединству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга,познанию себя через Другого, развитию себя как некоторого единого целого.
Уровень таких взаимоотношений обусловлен как внутренними (личностными)особенностями взаимодействующих, так и объективными (внешними) условиями. В этомплане реализуется взаимосвязь, взаимообусловленность компонентов системы:«Взаимоотношения — субъекты», «взаимоотношения — деятельность».Тут очень важна педагогически верно организованная деятельность, способствующаястановлению эмоционально-нравственного опыта детей, развитию «эмоциональногобогатства личности» (К.Д. Радина).
Особую роль приобретают взаимоотношения «воспитатель — воспитанник»,ведь воспитатель воспринимается и как «источник» деятельности, и как ееучастник [9].
 §3. Развитие воспитательной системы
Воспитательная система — не застивший,а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления,устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационныеструктуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот,увеличивается дезорганизация — все эти явления характеризуют процесс развития воспитательнойсистемы.
Воспитательная система не задаетсясверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности; поэтомуона — не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Источником развития воспитательнойсистемы является прежде всего разрешение противоречия между нарастающей упорядоченностьюсистемы (процессом интеграции) и ее тенденцией к нарастанию независимости различныхэлементов (процессом дезинтеграции) [13, 14].
Интеграция выражается в сплоченииколлектива, в установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуацийи т.д. Дезинтеграция выражается в нарушении стабильности, нарастании индивидуальныхи групповых различий, в появлении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностями т.д.
Процесс развития воспитательной системыв значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся. Врезультате педагогического управления воспитательной системой и происходящих в нейпроцессов самоорганизации складываются закономерности ее развития.
Прежде всего, следует отметить, чтосуществует множество путей развития воспитательной системы. Это определяется внутреннимисвойствами самой системы, особенно если речь идет о перестройке ранее функционировавшейвоспитательной системы. Связь «школа — общество» отнюдь не однозначна:к счастью, далеко не все происходящее в школе определяется происходящим в обществе.
Процесс развития воспитательной системыпротиворечив и нелинеен. В нем бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительныепериоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда системакак бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения. Этого не надо бояться,необходимо знать и анализировать причины и последствия таких явлений.
На разных этапах развития воспитательнойсистемы более позитивным процессом может быть как интеграция, так и дезинтеграция.Так, на этапах становления и функционирования системы или послекризисного развитияпозитивны процессы интеграции, создающие для ребенка и педагога стабильную комфортнуюсреду. На этапе становления системы позитивными бывают дезинтеграционные процессы,удовлетворяющие потребности в новизне, формирующие активность субъектов педагогическойдеятельности, их креативность.
Противоречия между интеграцией идезинтеграцией развития воспитательной системы конкретизируются в противоречии междусистемой и личностью. Личность — активный участник создания системы. Создавая ее,она начинает подчиняться ей. По сути, человек подчиняется той системе, которую творитсам. Поэтому развитие воспитательной системы есть условие развития личности.
Процессы интеграции создают благоприятныеусловия для социальной адаптации; напротив, дезинтеграционные явления в системестимулируют процессы социальной автономизации ребенка и педагога. Таким образом,развитие воспитательной системы есть условие социализации ее субъектов.
В.А. Караковский выделяет две группыкритериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы школы [13,14].
Первая группа — критерии факта, позволяющиеответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система. Об этом могут свидетельствоватьупорядоченность жизнедеятельности школы, наличие сложившегося единого школьногоколлектива, единство воспитательных воздействий в педагогические комплексы.
Вторая группа — критерии качества,отвечающие на вопрос, каков уровень развития воспитательной системы, ее эффективность.Об этом говорят степень приближенности системы к поставленным целям, реализацияпедагогической концепции; общий психологический климат школы, стиль отношений вней, самочувствие детей и педагогов, внутренний комфорт; уровень воспитанности выпускниковшколы.
В развитии воспитательной системыможно выделить несколько этапов (В.А. Караковский). Безусловно, всякое деление наэтапы достаточно условно, потому что на каждом этапе развития системы можно увидетьчерты ее завтрашнего дня и, наоборот, отдельные явления прошлого. Знание основныххарактеристик этапов развития системы позволяет прогнозировать само развитие.
Этапы развития воспитательной системы, как объекта управления:
а) Этап становления системы.
Его содержание — формирование целевой установки, выработка главныхориентиров в организации воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей.В педагогической среде усиливаются разногласия, в ученической среде выделяются лидеры.Система имеет недостаточно прочные внутренние связи, её компоненты работают не зависимодруг от друга. Темпы развития системы на этом этапе должны быть достаточно высокими.
б) Этап, связанный с отработкой содержания деятельности и структурысистемы.
Утверждаются виды деятельности, идет отработка наиболее эффективныхформ и методов воспитательных воздействий. Происходит бурное развитие ученическогоколлектива и самоуправления в нем, а также межвозрастного общения. Наблюдается ослаблениедеятельности классных коллективов. Коллективность на этой стадии выражается в желаниидетей больше времени проводить вместе. Рождаются коллективные традиции. Педагогиуспевают оценить достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе.Они начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достиженииобщих успехов. Однако педагогический коллектив на этом этапе, как правило, еще непредставляет единого коллектива. Общность учителей обычно более статична и консервативна,детский коллектив более динамичен и революционен.
Главная трудность педагогического управления воспитательной системойна этом этапе заключается в согласовании темпов развития этих двух коллективов такимобразом, чтобы педагоги не только не стали тормозом в развитии коллектива учащихся,но и обеспечили педагогическую инициативу в организации его жизни.
Взаимоотношения системы с внешней средой в этот период складываютсясложно, особенно с молодежным окружением. Резкое возрастание интереса детей к внутришкольнымделам приводит к ослаблению, а порой и разрушению уличных, дворовых компаний; междуними и школой начинается борьба за влияние на личность ученика [23].
в) Этап окончательного оформления системы.
Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает своёместо, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается. Идет интеграция учебнойи воспитательной, в том числе внеурочной деятельности. Школьный коллектив выступаеткак единое целое, формируется «чувство школы». Усиливается внимание ученическогоколлектива к личности. Становится все более интенсивным процесс педагогическоговоздействия на ученическую среду. система накапливается и передает по наследствутрадиции, то есть обеспечивается преемственность. Среди педагогов развивается педагогическоетворчество, интерес к инновациям [23].
г) Этап обновления и перестройки системы.
Обновление системы может идти двумя путями: революционным и эволюционным.Революционный путь, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами в жизнишколы и в жизни общества. Эволюционный путь включает постепенное обновление за счетинноваций. При эффективном педагогическим управлением управлении механизмы такогообновления заложены в самой системе. Хорошо поставленная объективная информацияо состоянии и функционировании системы, нацеленность педагогов и ученического активана постоянный творческий поиск делают обновление системы процессом планомерным иуправляемым.
Таковы основные этапы развития воспитательной системы, разработанныеВ.А. Караковским, Л.И. Новиковой и другими учеными и практиками [23].
Любая воспитательная система в своем развитии проходит сходныеэтапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициямии новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем еесовершенства является развивающаяся личность [13, 14 20].
Таким образом, воспитательная система- это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграциякоторых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленнои эффективно содействовать развитию личности учащихся. Любая воспитательная системав своём развитии проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития выступаетпротиворечие между традициями и новациями, целью и результатом функционированиялюбой системы, показатели её совершенства является развивающаяся личность.
Глава 2. Принципы технологии моделирования и построениявоспитательной системы
 §1. Методика создания воспитательной системы
Создание воспитательной системы начинаетсяс изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческихвозможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученическогоколлективов, характера их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать всеразнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование,изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изученияначального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразносформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденцииразвития ее системы [13].
Затем разрабатывается концепция воспитательнойсистемы школы, т.е. смоделировать «конечный продукт» — личность выпускника.Наиболее эффективным является включение в процесс целеполагания всех участниковпедагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками,группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которымидолжен обладать выпускник данного образовательного учреждения. В результате вырабатываетсяего обобщенный образ.
Сообразно цели формулируются основныеидеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующиевиды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива.В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательнойсистемы.
Деятельность педагогов, учащихся,их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные)комплексы (В.А. Караковский), рассматриваемые как совокупность научнообоснованныхи практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемыхс учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути,в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становитсяцелостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными; воспитательныецентры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.[13,14].
Педагогическим (воспитательным) комплексомдолжен стать и урок. Познавательная деятельность — основной вид деятельности учениковна протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельностьдолжна стать системообразующей в воспитательной системе школы. Однако это чаще всегопроисходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностнозначимой для каждого ребенка. Известно, что с 10 — 11 лет наиболее привлекательнымдля подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательнойсистемы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.
Включать урок в воспитательную системушколы можно, во-первых, усиливая его воспитательную значимость (через содержаниеучебного материала, через методы организации на уроке, через личность учителя);
во-вторых, обогащая урок элементамивнеучебной деятельности: дидактических игр, викторин, приглашением интересных людейна урок и др. Гармонизации учебной и внеучебной деятельности может способствоватьтакже использование нетрадиционных форм уроков: межвозрастных, межпредметных,«аукциона знаний» и др. [7, 8, 10].
Таким образом, с одной стороны, элементывнеучебной деятельности органично включаются в основную форму организации учебногопроцесса; с другой стороны — сфера познания может быть расширена за счет активизациипознавательной деятельности во внеучебной работе. В этом случае педагогический процессстановится целостным, а целостность — важнейший признак любой системы [13, 14].
Стадии технологического процесса:
1. Создание инициативной группы;
2. Формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущегообразовательного учреждения, его воспитательной системы;
3. Поиск сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей;
4. Установление контактов с научно-методическими центрами района и области илиотдельными учеными и методистами;
5. Ознакомление педагогов с воспитательными системами, основами проектированияобраза выпускника;
6. Разработка программы построения модели воспитательной системы;
7. Диагностика учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личностишкольников, определение воспитательного потенциала окружающей среды;
8. Актуализация и стимулирование деятельности педагогов, учащихся и родителейпо формированию образа учебного заведения;
9. Интеграция индивидуальных и групповых представлений членов школьного сообществав коллективный образ учебного заведения;
10. Создание творческих групп и их деятельность по уточнению и разработке деталейобраза школы;
11. Конструирование модели воспитательной системы и составление программы еепостроения;
12. Мысленный эксперимент, связанный с реализацией модельных представлений, иапробация отдельных элементов воспитательной системы;
13. Обсуждение в школьном сообществе моделей и программы построения воспитательнойсистемы;
14. Научно-методическая и управленческая экспертиза модели воспитательной системыи программы ее построения, утверждение документов на педсовете и общешкольной конференции;
15. Целеполагание и планирование работы школы;
16. Организация жизнедеятельности школы;
17. Анализ и контроль [11, 16, 19].
 §2. Методика разработки концепции воспитательной системы
 
Модель воспитательной системы образовательного учреждения — этоописание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители[24].
Этапы создания модели воспитательной системы:
1) Разработка исходной концепции;
2) Создание образа школы, в рамках которой будет строится система(прогнозирование условий);
3) Построение описательной модели как модели будущего состояниявоспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов); оформляетсякак определенный документ [24].
Создание воспитательной системы начинаетсяс изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческихвозможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученическогоколлективов, характера их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать всеразнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование,изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изученияначального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразносформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденцииразвития ее системы.
Затем разрабатывается концепция воспитательнойсистемы школы, т.е. смоделировать «конечный продукт» — личность выпускника.Наиболее эффективным является включение в процесс целеполагания всех участниковпедагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками,группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которымидолжен обладать выпускник данного образовательного учреждения. В результате вырабатываетсяего обобщенный образ [5, 13, 16, 22, 23].
Содержание воспитания на теоретическом уровне может быть представленов виде концепций, моделей содержания и программ воспитания [3].
Конструирование модели воспитательной системы направлено на воплощениесформированного образа учебного заведения в одну из форм воспитательной системыобразовательного учреждения. Чаще всего коллективы избирают такую модель, как концепция(концептуальная модель). В философском энциклопедическом словаре, толковом словарерусского языка термин " концепция " объясняется как «система взглядовна что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея». Следовательно,можно дать следующее определение концепции воспитательной системы: это комплексвзаимосвязанных ведущих идей школьного сообщества, отражающих его представленияоб индивидуально — групповых, ценностно-ориентационных, функционально — деятельностных,отношенческо — коммуникативных и диагностико — результативных характеристиках воспитательнойсистемы [19, 21].
При разработке концепции воспитательнойсистемы образовательного учреждения необходимо четко сформулировать цель созданиявоспитательной системы, т.е. смоделировать «конечный продукт» — личностьвыпускника.
Сообразно цели формулируются основныеидеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующиевиды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива.В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательнойсистемы.
Деятельность педагогов, учащихся,их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные)комплексы (В.А. Караковский), рассматриваемые как совокупность научнообоснованныхи практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемыхс учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути,в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становитсяцелостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными; воспитательныецентры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.
Педагогическим (воспитательным) комплексомдолжен стать и урок. Познавательная деятельность — основной вид деятельности учениковна протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельностьдолжна стать системообразующей в воспитательной системе школы. Однако это чаще всегопроисходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностнозначимой для каждого ребенка. Известно, что с 10 — 11 лет наиболее привлекательнымдля подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательнойсистемы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.
Включать урок в воспитательную системушколы можно:
во-первых, усиливая его воспитательнуюзначимость (через содержание учебного материала, через методы организации на уроке,через личность учителя);
во-вторых, обогащая урок элементамивнеучебной деятельности: дидактических игр, викторин, приглашением интересных людейна урок и др. Гармонизации учебной и внеучебной деятельности может способствоватьтакже использование нетрадиционных форм уроков: межвозрастных, межпредметных,«аукциона знаний» и др.
Таким образом, с одной стороны, элементы внеучебной деятельностиорганично включаются в основную форму организации учебного процесса; с другой стороны- сфера познания может быть расширена за счет активизации познавательной деятельностиво внеучебной работе. В этом случае педагогический процесс становится целостным,а целостность — важнейший признак любой системы [5, 13, 19, 22, 23].
Концепция должна одновременно исходить из социального заказаобщества образовательному учреждению, учитывать степень реализации образовательнымучреждением его ведущих функций, опираться на внешние и внутренние возможности образовательногоучреждения в решении стоящих перед ним проблем. В концепции должны быть отраженыособенности и возможности ее воспитанников (социальный статус семей) [17, 26].
Приступая к разработке концепции воспитания, необходимо ответитьна следующие основные вопросы:
1. С какими концепциями воспитания вы уже знакомы?
2. Зачем нужна новая концепция?
3. Какие проблемы в сфере воспитания остаются не решенными ввашем учреждении?
4. Какие внутренние и внешние противоречия мешают конструктивнорешать эти проблемы?
5. Какие из них могут быть сняты или решены педагогическими средствами?
6. Какой позитивный опыт организации воспитания существует впрактике работы вашего учреждения? Что из него необходимо сохранить?
7. Что нового хотелось бы внести в существующую практику воспитания(идеи, подходы, принципы, содержание, формы, методы и др.)?
8. Где вы и ваши коллеги могли бы обеспечить преобразование системывоспитания?
9. Какие именно ресурсы (научные, организационные, административные,кадровые, методические, финансовые) вами могут быть привлечены для изменения ситуациивоспитания?
Только после обстоятельных ответов на перечисленные вопросы имеетсмысл приступать к концептуальным разработкам.
В учебных заведениях концепции состоят из нескольких разделов[3, 13, 14, 20].
I. Исходное состояние воспитательнойсистемы.
1. Основные параметры образовательного учреждения.
2. Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающейего среды.
3. Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.
II. Проектируемое состояние воспитательнойсистемы.
1. Теоретико — методологические основы системы.
2. Ценностные ориентиры системы (ценности, цели, задачи и принципыпостроения воспитательной системы).
3. Механизм функционирования системы:
функции воспитательной системы;
системообразующие виды деятельности и системоинтегрирующие формыорганизации воспитательного процесса;
педагогические технологии построения совместной деятельности,общения и отношений;
управление и самоуправление системой;
внутренние и внешние связи системы;
кадровое, организационно — нормативное, научно — методическое,психологическое и финансово — материальное обеспечение функционирования системы.
4. Этапы построения системы.
5. Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательнойсистемы [16, 19].
Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представитьконцептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания. [
При построении описательной модели не следует чрезмерно детализироватьсаму модель. Важно получить целостную картину, каркас. Сама воспитательная системабудет более многообразной и многоаспектной. Почему не следует излишне детализироватьмодель? Для того, чтобы она — воспитательная система — была управляема. Но модельдолжна предусматривать возможные пути развития воспитательной системы с учетом возникающихобстоятельств или тех, которые могут возникнуть, т.е. модель должна отвечать навопрос: «А что будет, если?» [24].
Пути развития воспитательной системы определяются внутреннимисвойствами самой системы, т.к. навязывать что-либо системе извне очень сложно. Поэтомуочень тщательно и разносторонне должны изучаться условия ее функционирования.
Могут ли изменяться воспитательные системы, основанные на однойи той же концепции? Да, могут. Это происходит с изменением системообразующего видадеятельности, с изменением идеологии.
Может ли изменяться концепция воспитательной системы? Да, еслименяется главная цель.
Реализация модели напрямую связана с управлением системой [24].
Разработка концепции образовательного учреждения связана с педагогическимпрогнозированием, моделированием, умением соединять реальность с перспективами развитияобразовательного учреждения.
На базе исходной концепции и образа школы формируется модельвоспитательной системы. Реализация модели предполагает разработку программы реализациисистемы. Необходима экспертиза модели и программы реализации. Процесс моделированиявоспитательной системы является непрерывным.
Концепция — это отражение прошлого, настоящего и будущего образовательногоучреждения в их взаимосвязи на уровне научного анализа разнообразных сторон педагогическойреальности [13, 24].
Таким образом, содержание воспитания на теоретическом уровнепредставляется в виде концепции развития воспитательной системы школы. Разработкаконцепции развития школы связана с педагогическим прогнозированием, моделированием,умением соединять реальность с перспективами развития школы.
 
Заключение
Модернизация содержания и технологий воспитания осуществляетсяна основе современных идей, подходов и принципов, адекватных новым условиям, российскойментальности, семейным, национальным, региональным и общероссийским культурным традициям.Именно это поможет создать необходимую развивающую среду, воспитательную систему,которая позволит не только выявлять, но и развивать склонности, интересы, активностькаждого учащегося.
Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детейи взрослых, в демократизации её жизнедеятельности, также назрела необходимость целостнойорганизации воспитательного процесса, требование взаимосвязи всех его звеньев.
В современном, быстро меняющемся мире, неуклонно проявляютсядве тенденции — интеграция и дезинтеграция.
Одним из феноменов, порождаемых этими противоречиями и являютсявоспитательные системы. Они становятся объектом пристального внимания ученых и практиков.Основная заслуга в создании теории воспитательных систем принадлежит академику НовиковойЛ.В. и ее коллегам Караковскому В.А. и Селивановой Н. Л.
Любая воспитательная система специфична для каждого учебногозаведения с данным составом педагогов и учащихся, окружающей его средой. Моделируявоспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, путиее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит вдальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательнойсистемы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенныхв основу системы, и целей, во имя которых она создается.
Воспитательная система образовательного учреждения имеет особенныечерты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, возрастучащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенностиобучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива,творческий интерес руководителя.
Воспитательная система включает в себя пять компонентов: индивидно-групповой,ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, диагностико-результативный,отношенческо-коммуникативный.
Воспитательная система школы в своем развитии проходит ряд этапов,при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями.Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенстваявляется развивающая личность. Прогнозируемый результат, который планируется достичьза определенный промежуток времени выражается в желаемом образе выпускника.
Воспитание есть целенаправленное управление процессом развитияличности учащегося. Воспитание эффективно, если оно системно.
Целью воспитательной системы школы является создание целостнойсоциокультурной среды, в центре которой находится личность учащегося, вовлеченнаяв активный процесс развития и саморазвития средствами учебной и внеучебной деятельности.
Механизм реализации концепции развития воспитательной системыобразовательного учреждения определяет место и роль всех субъектов воспитательнойсистемы в рамках образовательной программы, внеучебной деятельности, а также определяетресурсы, необходимые для функционирования учебного заведения нового уровня. Внеучебнаядеятельность интегрируется с учебной, воспитание происходит при целенаправленной,логически выстроенной системе дел и отношений в них.
Смыслом управления развитием воспитательной системы являетсяразвитие личности человека, включенного в систему, что требует управления взаимодействиеми взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способовуправления.
Содержание воспитания на теоретическом уровне представляетсяв виде концепции развития воспитательной системы образовательного учреждения. Разработкаконцепции развития образовательного учреждения связана с педагогическим прогнозированием,моделированием, умением соединять реальность с перспективами развития образовательногоучреждения.
Список использованной литературы
1. Анализ воспитательной работы в профессиональном учебном заведении/ Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2003. — 58 с.
2. Акульшина В.В., Батманова Л.М. Воспитательная система лицея. // Профессиональноеобразование. — 2004. — № 10. — С.33.
3. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова;Под общ. ред.В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. — М.: Издательский центр«Академия», 2005. — 336 с.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред.Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
5. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматическойтеории. Под ред.В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой./ М: Сентябрь 1997 — 112 с.
6. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие дляучителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов; Под ред. Л.И. Виноградовой.- М.: Просвещение, 2006. — 207 с.
7. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведенияличностно — ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.- М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.
8. Личностно — ориентированный подход в работе педагога: разработкаи использование / Под ред. Е.Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с.
9. Мониторинг качества воспитательного процесса в образовательном учреждении:Научно-методические рекомендации / А.Н. Иванов, О.А. Лепнева, Л.Е. Омельченко, Е.А.Тимошко. — Великий Новгород: НРЦРО, 2003. — 64 с.
10. Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическоепособие / Под ред. Л.П. Ильенко. — М.: АРКТИ, 2005. — 152с.
11. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогическихсоветов / Под ред.Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2004 — 160 с.
12. Психолого-педагогический практикум: Материалы к занятиям / Под ред.Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.116с.
13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебноепособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 384с.
14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процессав школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2001. — 256с.
15. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий,2005.320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
16. Система воспитания сельских школьников: Методические рекомендации/Под ред.Е.Н. Степанова. — Смоленск: СОИУУ, 2000. — 104 с.
17. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост.п.В. Степанов.Изд.2-е, доп. и перераб. — М., 2002.
18. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентацияна интересы молодежи. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. — 184с.
19. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса:Учебно — методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 224 с.
20. Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможныйвариант. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 64с.
21. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепцияхвоспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
22. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под.ред.В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. — М., 1999.
23. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 384 с.
24. Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность,содержание, управление — М.: ЦГЛ, 2003. – 200 с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :