Гипероглавление:
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Содержание
Введение
Предмет
Объектом
Цель
задачи
Глава
1.2. История создания и авторское своеобразие сказок А.С. Пушкина
1.3. Пути ознакомления со сказками А.С. Пушкина в начальной школе.
Глава
. Организация работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина младших школьников во 2 классе.
2.1. Изучить уровень представлений о сказках у детей 8 лет.
Занятие первое.
Занятие второе.
Занятие третье.
Занятие четвёртое.
2.3. Анализ результатов работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина во 2 классе.
Занятие пятое.
Заключение
Список литературы
--PAGE_BREAK--
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СКАЗКАМИ А. С. ПУШКИНА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Лятинг Виктория Викторовна
Специальность 050719
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
Курс 5, Группа 53
Руководитель: Лукьянчикова М.И.
Москва, 2010
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Характеристика вопросов изучения сказок в начальной школе………...7
1.1.Сказки: их особенности и место в работе с младшими школьниками……….7
1.2.История создания и авторское своеобразие сказок А.С. Пушкина…………13
1.3.Пути ознакомления со сказками А.С. Пушкина в начальной школе……….31
Глава II. Организация работы по изучению сказок А.С. Пушкина с младших школьников во 2 классе……………………………………………………………34
2.1.Изучить уровень представлений о сказках у детей 8 лет……………………34
2.2.Содержание работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина на различных уроках и на внеклассных занятиях…………………………………..35
2.3.Анализ результатов работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина во 2 классе…………………………………………………………………………...…41
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы…………………………………………………………………46
Приложение……………………………………………………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы связана с тем, что изучение сказок в начальной школе является важным компонентом обучения. Сказка является для детей необходимой духовной потребностью, сказка воспитывает, сказка учит. Задача учителя – привлечь, заинтересовать детей изучением сказок как в школе, так и дома.
В работе с младшими школьниками выделяются народные и авторские (литературные) сказки. В начальной школе изучаются сказки таких авторов, как: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», В.А. Жуковский « Сказка о царе Берендее…», П.П. Ершов «Конёк-горбунок», а также сказки А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина несут в себе много поучительного для младших школьников, повышают интерес к чтению и литературе в целом. Отличительной особенностью сказок А.С. Пушкина является их поэтичность. Если П.П. Ершов, Т.С. Аксаков – авторы преимущественно одной сказки, то А.С.Пушкин создал целый сказочный мир. В связи с этим есть необходимость более глубоко рассмотреть место сказок А.С. Пушкина в работе с младшими школьниками. В программах начальной школы изучаются такие сказки А.С. Пушкина, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Избранная тема актуальна не только в настоящее время, но будет интересовать всех учителей ещё очень и очень долгое время. Разработкой данной проблемы в творчестве А.С. Пушкина занимались многие литературоведы, такие как В.Е. Якушкин, П.О. Морозов, В.И. Саитов, И.А. Шляпкин, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотман, В.Э. Вацуро. И всё же, как ни значительны достижения в изучении сказок А.С.Пушкина в школе, мы не можем ими довольствоваться. В нашем исследовании мы старались обобщить и систематизировать материал по проблеме преподавания сказок А.С.Пушкина в школе.
С самого раннего детства мы слышим сказки от родителей. Становясь старше, мы вновь перечитываем уже знакомые сказки и часто начинаем видеть то, чего раньше могли не понимать. И тогда нам ещё ближе становится сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. Сказки А.С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребёнку. Неожиданность сюжетов, напевность, драматизм, разнообразие настроений и яркость картин так притягательны, что не только школьники перечитывают сказки А.С. Пушкина и открывают новые чудеса. Мир пушкинских сказок – это мир чудес. Когда читаешь сказки А.С. Пушкина, то переносишься в прекрасный многообразный мир, полный жизни и глубокой правды, находишь в нём что-то особенно близкое себе. Это такой «колодец», из которого может черпать каждый и черпать бесконечно на протяжении всей своей жизни.
Вхождение в мир сказок А.С. Пушкина – это погружение в его поэзию естественным образом. Когда тебе читают сказки или же читаешь сам, ты переживаешь вместе с героями этих сказок все происходящие события, в чём немаловажную роль играет напевность и мелодичность стиха. Выразительно охарактеризован В.Г. Белинским пушкинский стих: «Античная пластика и строгая простота сочетались в нём с обаятельною игрою романтической рифмой; всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря…»
Хотя А.С. Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество без их воспитательного воздействия. Сказка должна быть поэтическим элементом в разностороннем развитии всех способностей ребёнка, и тогда её влияние будет очень благотворно.
Сила, молодость, энергия, простодушие творчества А.С.Пушкина, его непосредственность, выдвигаемая в нём на первый план любовь к природе и человеку, вера в жизнь являются теми могучими факторами, которые неминуемо оставляют благотворный след в открытой детской душе.
Предмет исследования – внеклассная работа как способ знакомства младших школьников со сказками А.С. Пушкина.
Объектом исследования являются способы формирования интереса младших школьников к сказкам А.С. Пушкина.
Цель нашей работы: рассмотреть изучение сказок в начальной школе и определить особенности организации работы со сказками А.С. Пушкина во внеклассной работе с младшими школьниками.
Цель определила задачи работы:
Охарактеризовать особенности и место сказок в работе с младшими школьниками.
Организовать работу по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина младших школьников во 2 классе.
Изучить уровень представлений о сказках у детей во 2 классе.
Разработать и апробировать элементы уроков и внеклассные занятия по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина во 2 классе.
Методами нашей работы явились: метод теоретического поиска, беседа, тестирование.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены актуальность, проблема, цели, объект, предмет, задачи и методологический аппарат.
В первой главе рассматриваются вопросы, раскрывающие особенности изучения сказок в начальной школе.
Вторая глава посвящена описанию результатов проделанной работы по организации внеклассных занятий с целью ознакомления младших школьников со сказками А.С. Пушкина.
Заключение содержит выводы по данной проблеме.
Список литературы представлен 20 источниками.
Исследование проводилось в ГОУ школа № 3 ЮЗАО во 2 «А» классе в период преддипломной практики. В опытно-практической работе принимали участие 25 учащихся.
Глава I. Характеристика вопросов изучения сказок в начальной школе
1.1.Сказки: их особенности и место в работе с младшими школьниками
Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
Фольклорная традиция – тот самый фактор, который изначально формирует зарождение нового жанра в литературе. Можно сказать, что первые писатели, обратившиеся к жанру сказки, пересказали, обработали, перевели на литературный язык произведения устной народной словесности, дав им вторую – книжную жизнь.
Воспитание ребёнка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Сегодня устная народная словесность приходит к малышу иным путём, чем столетия назад: ребёнок получает её посредством взрослых, в основном из книг, собравших произведения самых разнообразных фольклорных жанров. Каждый ребёнок обязательно проживает дочитательский, домисьменный период, когда воспринимает художественный текст на слух – в чтении старших.
Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них — влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей.
Подход к рассмотрению устной народной словесности в курсе детской литературы, конечно, по объективным причинам отличается от систематического курса фольклора. Делается акцент на тех жанрах, которые более частотны в детском художественном образовании.
Детский фольклор включает в себя жанры, которые создаются для детей и часто самими детьми и бытуют в детской среде. Фольклористы (В.Я. Пропп, Э.В.Померанцева) расценивают детский фольклор как родовое понятие, разделяя всё многообразие жанров на две группы:
малые жанры, связанные с игровыми действиями;
самостоятельные устные жанры.
В русском фольклоре существует три жанра фольклора:
Малые фольклорные жанры (колыбельная, пестушки-потешки, календарный фольклор, считалки, дразнилки, мирилки, пословицы, поговорки и загадки)
Былина — фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым
Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Она представляет собой чаще всего прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного либо бытового плана с установкой на вымысел. Сказкой называют разные прозаические произведения: рассказы о животных, волшебные истории, авантюрные повести, сатирические анекдоты.
Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным русским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изучения т.н. “настоящего” русского народа, его поэтического творчества, а значит и могущим способствовать формированию русского литературоведения.
Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжествовать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедливость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, — выдумка, но выдумка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда торжествует справедливость.
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё достоинство человека.
Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их.
Сказки вызывают у ребёнка напряжённое внимание к зачаровывающим описанием чудес, необычных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребёнок спрашивает себя: кто я? Откуда произошёл? Как возник мир? В чём смысл жизни? Эти важные вопросы осмысливаются ребёнком не абстрактно.
Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовала сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
С течением веков, с развитием литературы появляется литературная сказка.
Литературная сказка – это авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей.
Следует заметить, что под литературной сказкой мы подразумеваем произведения трёх типов конструкций:
прозаическая сказка,
стихотворная сказка,
драматическая сказка.
Литературная сказка выросла из сказки фольклорной, унаследовав её черты, проявляющиеся в разной степени. Здесь можно говорить о жанровой эволюции.
Первые литературные сказки имели очевидную эпическую доминанту, но с течением времени, с наступлением эпох барокко, сентиментализма, романтизма лирический компонент начал более явно заявлять о себе.
Литературная сказка, будучи наследницей сказки фольклорной, обретает новую жизнь в печатном слове. Однако, как и в устной народной словесности, будучи жанром синтетическим, соединяющим в себе не только слово как смысл, но и как мелодию, и как актёрский, исполнительский фактор, как звуковой образ, мелодию; сказка в книжном печатном исполнении нуждается в животно-зрительном начале. В устной народной словесности рисует рассказчик, в книге – иллюстрация.
Само слово сказка появилось только в XVI в., ранее такие произведения устной народной словесности называли «байками» или «басенью», а рассказчика именовали «бахарем». Следовательно, в сказке соединяются два характеризующих принципа:
жанровые черты (отмеченные В.Я. Проппом, Л.Ю. Брауде),
невероятная история, рассказанная с назидательной целью.
Как письменный литературный жанр, сказка появилась в русской литературе лишь в XIX веке. В отличие от фольклорной, литературная сказка – творение авторское. Но она учитывает законы устной художественной словесности. Фантастика в ней – сюжетообразующий фактор, важный критерий характеристики персонажей.
Из всей литературы, сказки первыми проникают к людям разных сословий, и проникают рано, когда душа открыта всему высокому. В России исстари любили сказки. Русская художественная литература XIX—XX вв. очень обильно насыщена сказками, хотя с этой стороны она еще совсем не изучена. Обработки сказок у В. Жуковского («Мальчик с пальчик», «Сказка о царе Берендее», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Кот и в сапогах» и др.) укрепляют литературный жанр стихотворной сказкой. Прозаическая сказка Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки») включает элементы романтической сказки. Другая линия развития русской художественной сказки — морализирующая сказка, частью использующая сюжетылегенды. Таковы направления сказок для детей у В. Гаршина («Сказка о жабе и розе», «Лягушка-путешественница»), Г. Данилевского («Живая свирель», «Смоляной бычок», «Лесная хатка», «Ивашко», «Каратышка»), Ершова («Конек-Горбунок»), В. Одоевского («Бедный Гнедко», «Мороз Иванович»).
Ребёнка сказка способна завлечь в свой волшебный мир переживаний. Читая сказку, ребёнок проникается душой к герою сказки, становится с ним одним целым и готов переживать с ним все непредсказуемые и тревожные, необычайные события.
Кроме ожидания чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща ещё одна потребность. Ребёнок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удаётся. В сказке всё это возможно. Маленькая девочка или мальчик, смелый, находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Большие и малые мечты ребёнка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант её. Иными словами, ребёнок как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия – эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьёзная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребёнка к литературе. Знакомство ребёнка со сказкой начинается с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
Итак, сказка имеет особое значение в воспитании ребёнка и развитии у него психических функций, необходимых для обучения, способствует обогащению внутреннего мира, что помогает младшему школьнику находить гармонию в себе и мире вокруг.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2. История создания и авторское своеобразие сказок А.С. Пушкина
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – русский поэт, прозаик, драматург. А.С. Пушкин родился в Москве, в семье отставного офицера, помещика Сергея Львовича, происходившего из старинного дворянского рода. Мать, Надежна Осиповна, светская красавица, была внучкой знаменитого арапа Петра великого – Ганнибала, о котором в последствии рассказал сам А.С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого». Лето до семи, Александр Сергеевич жил с бабушкой, Марьей Алексеевной Ганнибал, и няней в селе Захарово под Москвой, которые воспитывали его как могли. У отца была хорошая библиотека, и мальчик с огромным интересом читал как русские, так и французские книги. А.С. Пушкин тоже стал писать стихи – и на русском и на французском языках. Александр Сергеевич любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна, иногда читал ей свои стихи.
Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!» — и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы «видеть свойства нашего русского языка». Даже в его повестях, романах и несказочных поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.
В 1831 г. в Царском Селе происходил «поединок сказочников», соперниками в котором были В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. В результате этого поединка А.С. Пушкин пишет «Сказку о царе Салтане…», В.А. Жуковский – три сказки: «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее» и «Война мышей и лягушек».
Осенью 1826 г. А.С. Пушкин жил то в Москве, то в Петербурге, то в деревне, и очень много работал: опубликовал сказки « О Саре Салтане…», «О рыбаке и рыбке» и много других произведений.
Интерес к народному творчеству у А.С.Пушкина с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные ещё в колыбели. В 20-е годы, живя в Михайловском, собирал и изучал народный фольклор.
К народным сюжетам он обратился в 30-е годы, когда разгорелись споры о русском национальном характере, об отношении к народному творчеству, о народности литературы, в своё время поднятые декабристами. Первой пробой пера в этом жанре была работа над древнерусской сказкой о Бове, сюжет которой восходит к французскому рыцарскому роману.
Сказки А.С. Пушкина, написанные в 30-х годах, явились выражением вполне сложившихся к этому времени у Пушкина принципов реализма и народности, своеобразным итогом многолетних стремлений поэта постигнуть образ мыслей и чувствований народа, особенности его характера, изучить богатства народного языка.
Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение. Пушкинская сказка летит «через леса, через моря», «в облаках перед народом», с высоты ей открываются и синее море, возле которого рыбак расстилает сети, и темная чаща, где играют медвежата. Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно, в каждой повой сказке стих Пушкина звучит по-новому.
Сказки А.С. Пушкина не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм: «Белоснежка», «Снегурочка» стали «Сказкой о мертвой царевне» и сказкой «Морозко.» Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно во вкусе русских народных сказок, А.С. Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых сказок.
Сказки народны также и потому, что А. С. Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени: «И пустили в Окиян», «Девицу в живых оставил», «Чародея подстрелил», «Лебедь тешится моя», «Мать и сын идут ко граду», «И ответ держать велит». «Обмерла и окривела», «Чудо-чудное завесть», «Свет о белке правду бает», «При честном при всем народе», «Злыми жабами глядят»,«С сватьей бабой Бабарихой», «И засеян двор большой // Золотого скорлупой», «В нем взыграло ретивое!», "… и дух в нем занялся...", «Царь слезами залился», «Их нашли насилу там...» — все эти строки взяты из пушкинской «Сказки о паре Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Один из характерных подходов к изучению сказок Д. С. Пушкина заключается в сопоставлении фольклорных образцов с оригинальной стихотворной сказкой, книжных вариантов народной сказки и пушкинской литературной, а также литературных сказочных произведений на одинфольклорный сюжет. Подобный анализ весьма плодотворен, так как преследует не только литературоведческую цель — попытку найти первоисточники пушкинской сказки, но и довольно много дает самому исследователю как текстологу. Такой прием как нельзя лучше выявляет исключительные индивидуальные стилевые черты художнической манеры А. С. Пушкина.
Примером различных подходов к поэтическому сказочному творчеству А. С. Пушкина может служить анализ «Сказки о царе Салтане...» Сюжетом ее послужила русская народная сказка, записанная в конце 1824 г. в Михайловском со слов Арины Родионовны. Первоначально, еще в 1828 г., Пушкин думал писать эту сказку, чередуя стихи с прозаическим текстом, но этот вариант он не стал продолжать и перешел целиком на стихи. Сюжет был значительно переработан. В народной сказке сестры не собирались быть царицами, а в разговоре между собой хвастались, что первая может все «государство одним зерном накормить», вторая — всех одеть куском сукна, а третья — родить тридцать трех сыновей. Царь женился на меньшей сестре, а двух других с собой не брал.
А.С.Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья. Многое Пушкин добавлял от себя, сохраняя везде истинно народный характер содержания. Наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. Гак, вместо свиней выдумал чудесную белочку, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с великолепными героями, способными преодолевать любые препятствия.
Написана сказка попарно рифмованным четырехстопным хореем. Этим размером в те времена обычно писались «подражания» народной поэзии. Эта сказка впитала в себя все наиболее существенные звенья народной волшебной сказки. Она прекрасный образец идеального мира, который как ключевые ценности утверждает идеи дома, любви, семьи.
Град на острове Буяне воспринимается сознанием, как действительно существующий, такой же, как и описан: за белыми стенами — маковки церквей, все богаты в этом городе, изб нет, везде палаты. Остров Буян — это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо. Похоже, что и сам А.С. Пушкин, душою отдыхая, воображал этот остров и город на нем. Все рассмотренные элементы сказок А. С. Пушкина дают возможность сделать вывод: им присуща народность, они созданы для народа, а поскольку сказки, как правило, ориентированы па определенный возраст, то можно с уверенностью сказать, что сказки Пушкина созданы для наших детей.
Любопытно расшифровать символический смысл Океана — Острова Корабля — Берега — Дуба. Изгнанными из дома, брошенными в огромный неведомый мир предстают мать и дитя. Брошенные на погибель, они рождаются для новой жизни, где зло будет истреблено. Океан, как и во многих мифологиях, народных сказках, — мир, Вселенная. Если Океан необъятный и неведомый, то Остров — пространство обжитое, но менее, чем, например, Корабль. Семантика корабля в мифологиях многих народов имеет родственную доминанту. Самое корневое в народной волшебной сказке это противоположение: Человек — Природа. Пушкинская сказка в смысле мифопоэтическом, символическом продолжает традиции народной волшебной сказки. Символика дуба как родового древа в семантике мифологий разных народов общеизвестна. В сказке же А. С. Пушкина так и выходит, что, «заново родившись», князь Гвидон, а не цесаревич становится основателем нового княжеского рода. Образ града на ос трове — это образ рая вообще и рая земного. Выстрадавший вместе с матерью жизнь грядущую, князь Гвидон представляет собой своеобразное триединство достоинств: человека земного, хозяина дома, государственной власти. Идеал властителя, по Пушкину, основывавшемуся на народной традиции, есть природное, унаследованное, помноженное на ум, трудом добытое, сердцем воспринятое.
Лебедь белая — в этом образе не только царственность, но и чистота, и сопричастность к божественному, непостижимому, целому, универсуму, она «дитя» Океана.
В «Сказке о царе Салтане» поднятые паруса символизируют быстроту и свободу движения:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит...
Красота царевны оказывается красотой выстраданной, а портрет ее персонифицированный портрет Мироздания:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает будто права;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Красота — всепроникающая сила в новой жизни князя Гвидона. Белкин «хрустальный дом» — чистота и святость, которых достоин лишь тот, кто войдет в жизнь вечную. Так безукоризненно глубоко и точно воспроизвел в своей стихотворной и одновременно поэтической сказке мир героя А. С. Пушкин.
В «Сказке о царе Салтане»А.С. Пушкина соединены две темы. Первая — традиционная в народных сказках судьба оклеветанной жены и благополучное разрешение этой судьбы. Вторая, введенная в сказку самим Пушкиным, — народный образ идеального, счастливого морского государства. На острове, где княжит Гвидон, «все богаты, изб нет, везде палаты», чудесная белочка своими золотыми скорлупками и изумрудными ядрами создает богатство острова, надежная волшебная охрана, тридцать три богатыря, выходящие из моря, охраняют его от внешних врагов. У Пушкина, как в народном творчестве (на что указал М. Горький в докладе на Первом съезде писателей), чудеса, волшебные предметы и действия выражают мечту народа об овладении природой для счастливой жизни. В «Сказке о царе Салтане...» зло было не наказано: и ткачиху, и повариху, сватыо бабу Бабариху, отпустил царь Салтан домой. О добре, любви к матери и отцу, об уважении к человеку, о любви к прекрасному, о выдумке и находчивости и просто о любви — обо всем этом А.С. Пушкин пишет в своих сказках.
Возьмем для примера его «Сказку о рыбаке и рыбке». Она является своеобразным, чисто пушкинским вариантом широко распространенной в поэзии разных народов сказки о старухе, наказанной за се стремление к богатству и власти. В русских сказках на этот сюжет — старик и старуха живут в лесу, и желания старухи исполняет или чудесное дерево, или птичка, или святой и т.п. Пушкин воспользовался соответствующей немецкой сказкой, где действие происходит на берегу моря, старик — рыбак, а в роли исполнителя всех желаний выступает рыба-камбала. Пушкин заменил этот малопоэтический образ (к тому же в немецкой сказке камбала оказывается заколдованным принцем!) — золотой рыбкой, народным символом богатства, обилия, удачи.
В пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и, чем выше старуха поднимается но «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет', испытываемый стариком. Старуха у Пушкина наказана не за то, что она хочет жить барыней или царицей, а за то, что, ставши барыней, она бьет и «за чупрун таскает» своих слуг, мужа-крестьянина посылает служить на конюшню; ставши царицей, она окружена грозной стражей, которая чуть не изрубила топорами ее старика, владычицей морскою она хочет быть для того, чтобы рыбка золотая служила ей и была у ней на посылках. Это придаетсказке А.С. Пушкина глубокий прогрессивный смысл. Сказка написана особым, созданным Пушкиным стихом.
Бедные люди бывают добрее людей, никогда не испытывающих нужду, всегда бескорыстно помогут в беде. Гак и старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не смог этого сделать:
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
А.С. Пушкин замечательно показал высокомерный нрав старухи, которая жестоко помыкала своим стариком, за что осталась в буквальном смысле у разбитого корыта. Но удалось все-таки старухе устроить старику беспокойную жизнь:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось…»
Пушкинский старик, всякий раз возвращаясь к золотой рыбке с очередным требованием старухи, прибегает к повторяющимся речевым формулам. Неизменным в просьбах старика будет его обращение к золотой рыбке:
Смилуйся, государыня рыбка!
Обращение это не простая этикетная формула, в черновиках старик обращался к рыбке иначе:
Смилуйся, сударыня рыбка...
Для Пушкина было принципиально важно не просто вежливое деликатное обхождение старика с благодетельницей, но акцентирование царственной сути тех милостей, которыми он, а еще больше его старуха вознаграждались. Не менее показательнопротивопоставление«взаимообхождения» старика и старухи, с одной стороны, и старика и золотой рыбки — с другой. В русских народных сказках герои пользуются сетью, неводом, но отнюдь не удочками. Пушкинская сказка отсылает пас к произведениям, где «менталыюсть» русского народа еще не заслонена «мелочами».
Образ пушкинской золотой рыбки — цельный, «дышит» народной мудростью, поэтический. Составляющей семантики символического образа золотой рыбки является «малое и неуловимое»: не рыба, а рыбка. Однако слово «золотая» несет в себе значения, содержащиеся в идиоматике устной народной словесности: «мал золотник, да дорог», «золотое сердце» — духовно богатый, щедрый, добрейшей души человек. Золотая рыбка — «критерий» справедливости, благодаря которому в конце концов приобретаю! полную ясность и определенность все человеческие качества: достоинство и спесь, терпение и ненасытная жадность, сострадание к тяжкому кресту безмерной «сказочной» власти и порицание человеческой гордыни.
Ритмический компонент сказки А. С. Пушкина явно усиливает и «живописное», и «музыкальное», и афористически речевое, усиливает национально-личностное, то, что формирует прежде всего достоинство человека. Внутренняя форма не просто стихотворной, но именнопоэтической сказки создается и комплексом собственно стиховых ритмических повторов, и повторяющейся и одновременно всякий раз меняющейся картиной одушевленного моря, и градацией живописных или даже драматургически точно выписанных сцен земного «восхождения» старухи. Таким образом, пушкинское произведение — это и стилизация народной сказки, где волшебное и сатирическое сосуществуют, где наказуемы человеческие.пороки. Это глубоко философская, опирающаяся на мудрость устной народной словесности поэма великого русского гения о человеке и его счастье, о пути к нему о «промысле» человеческом и Промысле Божьем, — о месте русского человека и русской души в беспредельности жизни.
В других сказках Пушкина, безусловно, можно найти еще достаточно много подтверждений тому, что общение с крестьянами и интерес поэта к их песням и сказкам породили целое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на языке, таком близком и знакомом им. И хотя мы живем в XXI веке, читая все эти строки, отдаешь дань восхищения русскому языку, его многообразию, певучести и красоте, а Л.С. Пушкин становится глубокой памятью сердца.
Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как ни сильны и ни наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Правда, Пушкин видел, что в жизни это бывает реже, чем в сказке, но тем приятнее было писать эти сказки.
Сюжет о жадном попе и перехитрившем и наказавшем его батраке очень распространен 15 народных сказках. В своей обработке Пушкин усилил социальный смысл этой антипоповской сказки и очистил ее от всего лишнего. Он убрал, например, эпизод о том, как Балда вылечил одержимую бесом царскую дочь, исключил сцену привода Балдой из леса к попу медведя, говорящую о необыкновенной физической силе Балды. Он сохранил только рассказ о собирании оброка с чертей 15 пользу попа («деловые» связи служителя церкви — с чертями!). Пушкин развил образ работника Балды, подчеркнув не только его хитрость и ум, но и трудолюбие («работает за семерых»), уменье заслужить любовь всех окружающих (кроме попа).
Сказка написана народным, так называемым «раешным» стихом. Текст распадается на резко отделенные двустишия, лишенные какого- либо стихотворного размера, но связанные внутри четкой рифмой и нередко параллелизмом построения {! }. Этот грубоватый, отрывистый по своему характеру стих Пушкин с величайшим мастерством применяет для плавного повествования сказки.
«Ест за четверых, // Работает за семерых»;
«Поживи-ка на моем подворье, // Окажи свое усердье и проворье»;
»Попадья Балдой не нахвалится, // Поповна о Балде лишь и
печалится" и т. д.
Во всех своих сказках поэт решительно изменял каноны народной сказки, когда требовалось соединить народный угол зрения и собственно авторский. Так, традиционный сказочный зачин «В некотором царстве-государстве жили-были царь с царицей…» он развернул в целую романтическую балладу о любви и смерти царицы-матери, предваряющую сказку о мёртвой царевне. Приём сказки в сказке, хорошо освоенный прежде, играет здесь особую, сложную роль. Разлука любящих супругов перед родинами напоминает эпизод из сказки о царевне Лебеди: «Царь Салтан, с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себя поберечь, его любя». В сказке о мёртвой царевне проложен другой путь сюжета, связанный с рождением чудесной дочери. Свадебный пир в финале этой сказки можно назвать преддверием семейных радостей и бед, описанных в начале истории. Радости – долгожданные встречи и рождение детей, беды – разлуки и смерть. Поэт изобразил долгое ожидание царицы так, что читатель не замечает поэтической условности — девять месяцев ждёт у окна царица и видит в окне один и тот же снежный пейзаж. Так с самого начала читатель оказывается в плену лирического восприятия природы и героев.
А.С.Пушкин, знавший национальную устную литературу не понаслышке, свои собственные сказочные образы создавал в народнопоэтическом духе.
В сказках А.С.Пушкина «о людях» проблемы любви, жизни, смерти – главная линия повествования. Из всех жанров литературы именно сказка давала поэту возможность наиболее прямо и непосредственно выразить свой идеал, свою собственную концепцию мира и человека. Автор размышляет в них о полноте человеческого существования, достигаемой, как ему представляется, не только в минуты – печали и беды, и человек обязан принять их достойно.
По мнению поэта, мужчине природой назначено руководить и царствовать. Удел женщины – быть женой и матерью. Потому Салтану («Сказка о царе Салтане») не интересны девушки, которые «весь крещёный мир» жаждут поразить своим ткацким или поварским искусством. А вот речь третьей сестры ему по душе: как и Салтан, она ищет простого человеческого счастья, мечтает о семье, о любви, о детях. В беззащитной царице-матери сказочник видит в первую очередь обыкновенную женщину. Царица станет вдовой, которая лишилась поддержки при живом муже. Осталась одна с сыном-младенцем на произвол судьбы, брошенная в «бездну вод». Когда Гвидон молитвой просит море вынести их с матерью на берег, море выполняет его просьбу, потому что по христианским поверьям, младенец – ангел. Правда её сын не долго остаётся ребёнком. В момент освобождения царский наследник уже не малыш, а сильный и ловкий молодец. С лёгкостью он применяет свою недюжинную силу, чувствуя ответственность за слабую женщину, и добывает «добрый ужин» способом, принятым у богатырей:
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой лёгкой завостил.
И пошёл на край долины
У моря искать дичины.
Истинный герой в изображении А.С.Пушкина в подтверждение мужской и княжеской доблести, по законам сказочного жанра, удостаивается целой страны во владения – такой как чудесный город Гвидона.
Оригинальны образы героинь пушкинских сказок. Оказавшись в незнакомом месте, молодая царевна («Сказка о мёртвой царевне») делает то, что в подобных случаях положено самой простой девушке:
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…
Скромно и просто продолжает она себя держать и на пиру, устроенном богатырями по случаю милой гостьи. Поведение её столь естественно и органично, что, по мнению А.С.Пушкина, характеризует русских женщин вообще. Даже собственное волшебницы – «Лебедь» («Сказка о царе Салтане»), вслед за народнопоэтическим «лебёдушка», у А.С.Пушкина становится символическим. Оно олицетворяет в себе женскую чистоту, непорочность, гармонию: в русских обрядовых (свадебных) песнях так называли невест, прекрасных и лицом, и душой.
В произведениях поэта много массовых сцен. Народ у А.С.Пушкина красноречив и когда высказывается, и когда хранит молчание. Поэт убеждён: сила народа – в естественности исповедуемых или этических норм. Не зря же, любя другого, но почти не имея надежды на воссоединение с ним, «мёртвая» царевна отказывается выйти замуж. Жениху дано слово, и оно нерушимо, да и не покупается счастье ценой несчастья других! Вот и могущественная Лебедь предостерегает Гвидона от неверного шага:
…Ведь жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь,
Да за пояс не заткнёшь.
А.С.Пушкин высоко ценил народную мудрость. В сложных нравственных ситуациях, случающихся не только в жизни сказочных героев, но и в реальной действительности, истинно русский человек, тысячелетиями живший в коллективе, привык оглядываться на соседа.
А.С.Пушкин понимает, что нормы поведения и нравственности проверены жизнью не одного поколения людей, выработаны в результате длительного взаимодействия человека с природой. Потому, художественное пространство сказок поэта неизменно включает в себя и природные стихии, и духовный мир человека.
Своеобразие пушкинской сказочной концепции мира состоит в том, что без человека блещущие в синем небе звёзды и хлещущие в синем море волны казались бы холодными и бездушными! В свою очередь основные события человеческой жизни, горести и радости пушкинских героев сопрягаются автором с природными процессами. Из животного мира возникают в сказках А.С.Пушкина «личины» людей: злыми жабами глядят ткачихой с Бабарихой да с кривою поварихой. Из тайников природы на свет является нечистая сила разного назначения: злой чародей – коршун, колдун – звездочёт, чёрт с чертенятами. Оттуда же являются и добрые сказочные чудеса: Золотая рыбка, Золотой петушок, волшебное зеркальце – традиционные магические союзники героя народных сказок. А вот и белокаменный город на острове, поющая белка и морской дозор – плод воображения самого А.С.Пушкина. О необыкновенном он умеет говорить серьёзным и порой увлекательным тоном сказочника, верящего в чудеса своей сказки, а его герои способны видеть чудо наяву.
В русской литературе поэт едва ли не первым заговорил о чудесном как о действительном. В сказке «о рыбаке и рыбке» море и Золотая рыбка – полноправные персонажи. В свою очередь человеческие взаимоотношения отражаются в движениях природной стихии: по мере усиления притязаний снаружи, пушкинское море сначала «слегка» разыгралось; предостерегающе «помутнилося» оно в следующий раз; «почернело» и «разразилося чёрною бурей» в финале. Добро и Зло в произведениях поэта проистекают из поступков людей. Так, в заключительной части «Сказки о царе Салтане» завистницы жены Салтана едва не остались безнаказанными.
В помощь человеку в волшебных сказках призывается магия. Но в самом человеке, полагает А.С.Пушкин, заключено могущество ещё большее. Вот, например, порождение океана – «не простая рыбка, а золотая». Казалось бы, должна быть всесильной. Но нет: пойманная в сети, вырванная из родной стихии, лишённая её поддержки, становится вдруг беспомощной. «Ровно тридцать лет и три года» прожив на краю моря, пушкинский рыбак умеет это понять: беззащитностью, хотя и временной, волшебного существа в корыстных целях не пользуется. Не злоупотребляет, как его старуха, доверием другого: не безопасно переступать грань, за которой просьба превращается в необоснованное требование, а жажда власти становится ненасытной. Свободная морская стихия этого не потерпит.
Добром надо платить за добро. Этот закон, по Пушкину, понятен всем: людям, животным, волшебникам. Всякое нарушение божеской норме приводит к буйству тёмных сил.
И в реальной и в условно-сказочной действительности негативные варианты развития личности весьма вероятны. Утрата меры в жизненных притязаниях человека ставит грань безумия. О таких в народе говорят «белены объелась», значит, померкло сознание.
Отличительной чертой человеческой и творческой натуры А.С.Пушкина – поэта был удивительный универсализм мировосприятия, стремление к гармонии всегда и во всём. У своих друзей и родных, литературных предшественников, себя самого «прошлого» он умел взять лучшее. Из ошибок – извлечь урок и идти дальше, преодолевая несовершенство своё и мира. Потому и как автор сказок А.С.Пушкин проявил себя не подражателем, а мощным художником-творцом. В старую литературную схему он вливал новое содержание: потому его герои и теперь кажутся нам близкими и живыми.
В волшебной устной сказке народному сказителю всегда удается передать активное движение событий. В сказке пушкинской развитию сюжета способствуют не только действия волшебных сил (зеркальца, золотого яблочка, Солнца, Ветра, Месяца), но и реальные чувства и события (зависть мачехи, сострадание Чернавки, преданность Елисея). Важнейшим изобразительным средством непрерывности действия поэт сделал глаголы и деепричастия, и приём стал открытием в литературно-сказочной поэтике. Так, встречу царевны с богатырями в «Сказке о мертвой царевне» он описывает в 22 строках, и почти в каждой из них есть глагол! В глагольной лексике предстают у поэта- сказочника и движения человеческой души:
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла
И царица умерла.
В то же время А.С.Пушкин мастерски пользуется ретардацией – широко распространенным в русской литературе приёмом замедления повествования через устроение эпизодов и повторение форм. Его сказки-поэмы строятся на внезапно возникающих и столь же внезапно обрывающихся сценах, соединённых в единое повествование лирическими связками. Так создаётся в них особый пушкинский ритм. Перед читателем автор разворачивает картины, несущие противоположную эмоциональную и содержательную информацию. Например, в «Сказке о мёртвой царевне» сцена смерти царицы сменяется сообщением о повторной женитьбе царя-вдовца; сцена любования новой жены царя собою перед зеркалом – упоминание о том, что царевна-падчерица – уже невеста и т.д.
Герой народной сказки – персонаж, созданный по закону широкого обобщения. Он каноничен и собирателен. Пушкин-сказочник действующих лиц своих произведений тоже наделяет постоянной чертой характера, но каждого – своей. Они не похожи один на другого. Мачеха у него зла, горделива, но красива и умна, что признаётся всеми. Красота царевны-сироты примечательна, но скромна, не столь пронзительна, как у царевны Лебеди с её блестящим под косой месяцем и горящей во лбу звездой. Ей ум и красота – от доброты. Философский смысл любой сказки поэта, полагавшего, что красота души и есть истинная красота человека, заключается в утверждении любви и добра как основы мира.
В отличие от законов фольклорного искусства в отношении к злу А.С.Пушкин не столь суров и категоричен. В представлениях народа идея уничтожения противника имеет магический смысл, а у А.С.Пушкина действует этика гуманизма: всё зло людского существования в мире презренно и обречено на гибель. Исчезнут ненависть, корысть, зависть, тиранство, и неизбежно восторжествует доброта и справедливость.
Разумно ли ждать от мира чего-то небывало большего, нежели даётся каждому в удел самою жизнью? – этот вопрос ставился А.С.Пушкиным и в других, несказочных, произведениях (вспомним, к примеру, «Пиковую даму»). Поэту в равной степени по душе и завороженный выдумками князь Гвидон, просящий у Лебеди чудес, и мудрый старик, живущий «у самого синего моря» (родины чудес!) и не доверяющий чуду – золотой рыбке («Удивился старик, испугался…»).
А.С. Пушкин «усилил народную песню и сказку блеском своего таланта», оставив неизменными при этом «их смысл и силу» (М. Горький). В сказочном мире А.С. Пушкина главное место заняли сказки волшебные, создавшие А.С. Пушкину возможность открывать национальное в общечеловеческом, а в общенациональном – общечеловеческое.
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (Н.В. Гоголь).
Уже более ста пятидесяти лет духовную жизнь русского народа нельзя представить без А.С. Пушкина. Имя это, как светлый солнечный луч, озаряет душу, входит в сердце и сознание каждого ребёнка и остаётся там навсегда. Мы непременно чувствуем, какой огромный художественный мир создал А.С. Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир, как в нём всё полно жизни, чувства, глубокой правды. Каждый из нас находит в этом мире что-то особенно близкое себе.
Таким образом, изучив сказки более подробно, их особенности, мы можем раскрыть в сказках А.С.Пушкина для себя, а соответственно и для младших школьников те аспекты, которые могут быть полезными в воспитании ребёнка. Влияние сказок А.С. Пушкина на нравственное воспитание детей, на развитие их воображения огромно. С этой целью, мы имеем возможность широко использовать их во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Пути ознакомления со сказками А.С. Пушкина в начальной школе.
Надо помнить, что все эти сказки предназначались взрослым, что написаны они в пору творческого расцвета А.С.Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьёзными его произведениями, — а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В 30-х годах его занимала тема Дома: вопросы природы, общества, истории освещались им с позиций «домашнего» человека. Под таким углом зрения легко было отделять добро от зла, правду от лжи. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную точку зрения на эти вопросы.
«…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», — писал К. И. Чуковский.
Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.
Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы («О царевне Лебеди», «О мёртвой царевне и семи богатырях») и сказки-новеллы («о попе и работнике его Балде», «О золотой рыбке», «О золотом петушке»). Сказки-поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы – справедливо, но несчастливо. Добро и зло в сказках-поэмах однозначно, положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений; а в сказках-новеллах отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло. Различие этих качеств в человеке – важный компонент в воспитании младших школьников. Ребёнок с детства должен усвоить, что хорошо, что плохо, как человек должен поступать и как не должен, как вести себя в трудной ситуации.
В сказках-поэмах внимание сосредоточено на семье, на «домашних» чувствах героев, социальный статус героев не играет никакой роли. Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми»; например, царь Салтан грустит в одиночестве без семьи, а князь Гвидон несчастлив из-за тоски по отцу, и все чудеса мира не могут утешить его. В сказках-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира – законами, что выше, сильнее суетных человеческих желаний. Поп, старуха, царь Дадон изображены с социальной стороны (как это принято в народных бытовых сказках), но вместе с тем подчёркнута их личная слабость. Так, поп – жалкий старик с «толоконным лбом», старуха – сварливая жена с безмерной жадностью, царь Дадон – глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их неразумным стремлением возвыситься над другими людьми, подчинить себе чью-то силу.
В современной начальной школе, сказки начинают изучаться уже в первом классе. Зачастую, уроков чтения не хватает, для полного проникновения в мир сказок, их осознанного восприятия. Именно по этому, процесс изучения сказок дополняется внеклассными занятиями, домашним чтением, различными экскурсиями, посещением театров и музеев, а так же имеет место межпредметная связь в ознакомлении со сказками А.С. Пушкина.
В нашем исследовании мы разработали собственный путь ознакомления со сказками А.С. Пушкина на внеклассных занятиях или по средством включения сказок в другие уроки, то есть осуществления межпредметной связи. Первым этапом является первичная диагностика знаний детей о сказках А.С. Пушкина. На этом этапе, мы можем выяснить, на сколько хорошо дети знают сказки А.С. Пушкина.
Вторым этапом работы является само ознакомление со сказками А.С. Пушкина. На этом этапе, в зависимости от уже имеющихся знаний детей, мы проводим ряд занятий, на которых обобщаем и систематизируем знания о сказках и их понимание младшими школьниками.
И заключительным этапом является анализ результатов проведённой работы, посредством игры – викторины.
Таким образом, изучив теоретические аспекты данного вопроса, мы сделали следующие выводы: что сказка имеет особое значение в воспитании ребёнка и развитии у него психических функций, необходимых для обучения, способствует обогащению внутреннего мира, что помогает младшему школьнику находить гармонию в себе и мире вокруг. Влияние сказок А.С. Пушкина на нравственное воспитание детей, на развитие их воображения огромно. С этой целью, мы имеем возможность широко использовать их во внеклассной работе с детьми младшего школьного возраста.
Глава II. Организация работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина младших школьников во 2 классе.
2.1. Изучить уровень представлений о сказках у детей 8 лет.
Первичная диагностика знаний детей о сказках А.С. Пушкина заключается в проведении тестового задания и анализе результатов.
Занятие первое.
Тема: Как мы знаем сказки А.С. Пушкина?
Цель: Выяснить уровень уже имеющихся знаний детей о сказках А.С. Пушкина.
Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
— Ребята, чей портрет вы видите на доске? (Александра Сергеевича Пушкина.) (приложение 1).
— Все вы знаете сказки А.С. Пушкина: вам их читали родители, вы их читали сами, смотрели мультфильмы, возможно посещали спектакли по сказкам А.С. Пушкина. Сегодня мы с вами выполним некоторые тестовые задания, чтобы выяснить насколько хорошо вы помните героев сказок А.С. Пушкина и происходившие в них события.
III. Основная часть.
— У вас на столах лежат карточки с этими тестами, вы должны внимательно прочитать вопросы и обвести правильный, по вашему мнению, вариант ответа. (приложение 2).
IV. Подведение итогов.
— Внимательно проверьте свои работы и передайте на 1 парту.
К следующему разу, вам необходимо дома прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Анализируя полученные результаты, мы можем видеть в целом, довольно хорошее знание детьми сказок А.С. Пушкина. Из 20 работ, 8 работ выполнены на отлично, 4 работы – с одной ошибкой, 7 работ – с двумя допущенными ошибками и всего 1 работа с пятью неправильными ответами. Таким образом, в дальнейшей работе мы можем лишь помогать детям обобщать и систематизировать уже имеющиеся знания и в незначительной степени знакомить детей с ещё неизвестными аспектами сказок А.С. Пушкина. Важно, чтобы каждое разработанное занятие несло увеличение познавательного интереса детей изучать сказки А.С.Пушкина.
В этих целях, мы также оформили стенд, посвящённый сказкам А.С.Пушкина.
2.2. Содержание работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина на различных уроках и на внеклассных занятиях.
Занятие второе.
Тема: Смотрим «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цель: Ознакомление детей со сказкой А.С.Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Так же проводится беседа по прочитанной дома «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Оборудование: Портрет А.С. Пушкина, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, видеокассета с записью мультфильма по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
— Ребята, сегодня на занятии, мы продолжим знакомство со сказками А.С. Пушкина. Какую сказку вы читали дома? («Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»).
— Давайте, кратко вспомним сюжет сказки и главных героев. (Дети рассказывают о сюжете сказки и вспоминают главных героев). Помощником нам может послужить стенд, посвященный сказкам А.С. Пушкина, обратите на него внимание. (Приложение 3).
— Хорошо, а теперь, мы познакомимся, а скорее вспомним ещё одну сказку А.С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Иллюстрацию к этой сказке, мы тоже можем наблюдать на стенде. (Приложение 4).
III. Основная часть.
Просмотр мультфильма по «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
IV. Подведение итогов.
-Ребята, о каких сказках мы сегодня говорили? (О «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и о «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»).
— Давайте, ещё раз обратимся к стенду. Посмотрите, иллюстрации к каким сказкам на нём присутствуют? (Приложение 5). («Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке».)
— С какой сказкой нам ещё необходимо познакомиться? («Сказкой о рыбаке и рыбке»). (Приложение 6).
— Эту сказку, вы должны прочитать дома самостоятельно.
Занятие третье.
Третьим шагом к освоению сказок А.С. Пушкина является проведение межпредметной связи, в виде включения сказок А.С. Пушкина в урок русского языка.
Тема: Части речи. Общее значение частей речи.
Цель: Повторить понятие частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), используя задания, основанные на сказках А.С. Пушкина.
Оборудование: Распечатки со стихотворениями, с таблицей, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, схемы частей речи.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
— Запишите число, классная работа. (Записывают число, классная работа.)
Словарная работа:
На доске написаны слова с пропущенными клетками. Нужно вставить правильную букву.
аллея трамвай праздник
бульон ребята вокзал
жёлудь коллекция дрожжи
лестница хоккей бидон
диван цирк
пожалуйста рюкзак
(Дети по цепочке называют нужную букву. Записывают слова в тетрадях в строчку, через запятую. Буквы вставляют зелёной ручкой.)
Получается предложение: Льёт мелкий дождик.
III. Основная часть.
Постановка цели урока.
№1. Читаем текст, вставляем название той части речи, о которой говорится в тексте.
(Проговариваем: (№2) Имя существительное – это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? И т.д. и т.п.)
В предложении записанном ранее проставляем части речи.
Гл. им.прил. им.сущ.
Льёт мелкий дождик.
Затем, берём распечатки, на которых напечатаны 3 стихотворения и таблички.
Заполняем таблички, выписываем примеры из текстов.
Выпиши имена существительные.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________
________________________________________________________________
Выпиши имена прилагательные.
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________
________________________________________________________________
Выпиши глаголы.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?__________________________
________________________________________________________________
Части речи.
Что обозначают
На какие вопросы отвечают
Примеры
Имя существ.
______________________
_______________
________________
________________
Имя прилаг.
_______________________
_______________
________________
________________
Глагол
_______________________
_______________
________________
________________
Физ. минутка. Гимнастика для глаз.
№ 3. Объясняем смысл пословицы:
Весенний день год кормит.
Дети запоминают её, пишут по памяти.
Самостоятельно проставляют части речи над словами в пословице.
Совместная проверка.
IV. Подведение итогов.
Рабочая тетрадь. С. 27 № 1.
(Выполняют задание, проговаривая с учителем значения частей речи.)
Выполненные работы в таблицах проверяются учителем, выставляются отметки. (Приложение 7).
Занятие четвёртое.
Тема: Рисуем сказки А.С. Пушкина.
Цель: Повышение интереса к сказкам А.С. Пушкина, формирование у детей навыков рисования, развитие творческого мышления, памяти и восприятия.
Оборудование: Иллюстрации с изображениями героев, стенд, посвящённый сказкам А.С. Пушкина, листы белой бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
— Ребята, сегодня, мы с вами снова окунёмся в сказочный мир А.С. Пушкина. Для начала, мы должны вспомнить, с какими сказками А.С. Пушкина мы уже познакомились на занятиях? («Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке»).
— Для сегодняшней работы, нам необходимо вспомнить героев этих сказок. Опять же, нам сможет помочь стенд. (Приложение 5). (Дети вместе с учителем вспоминают героев уже изученных сказок.)
— На доске, вы можете видеть некоторых из этих героев. ( Приложения 8, 9, 10).
III. Основная часть.
Дети самостоятельно выбирают наиболее интересного для них героя и рисуют с помощью цветных карандашей.
IV. Подведение итогов.
Собираются работы детей.
В ходе этого занятия интерес детей к работе со сказками А.С. Пушкина значительно увеличивался. Дети могли реализовывать на бумаге свои фантазии.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Анализ результатов работы по ознакомлению со сказками А.С. Пушкина во 2 классе.
Занятие пятое.
Тема: КВН по сказкам А.С. Пушкина.
Цель: Закрепление ранее полученных знаний о сказках А.С. Пушкина.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель делит класс на 2 команды.
II. Вводная часть.
— Ребята, сегодня, мы с вами проведём игру — соревнование, в ходе которой узнаем, на сколько хорошо мы усвоили сказки А.С. Пушкина.
— Для начала, вы должны разделиться на команды, название которых должно быть связано со сказками А.С. Пушкина. (Дети придумали названия – Золотая Рыбка и Князь Гвидон.)
1 конкурс. Узнай сказку по рисунку.
Детям показываются рисунки, команды по очереди отгадывают сказки.
Кораблик (Приложение 11).
Зеркало (Приложение 12).
Яблоко (Приложение 13).
Корыто (приложение 14).
Лебедь (Приложение 9).
Рыбка (Приложение 8)
После конкурса, очки, заработанные каждой командой, записываются на доске.
2 конкурс. «Знаток сказок».
— А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, на сколько вы были внимательны при чтении и при просмотре мультфильма.
— Узнайте сказку по следующим словам: путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Вопросы:
Как звали сенную девушку? (Чернавка.)
Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)
У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)
Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)
Как богатыри называли царевну? (Красна девица, Милая сестрица.)
К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру.)
Где братья похоронили молодую царевну? (Понесли в пустую гору.)
Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)
— Узнайте сказку по следующим словам: откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Вопросы:
Сколько лет жили стрик со старухой вместе? (30 лет и 3 года.)
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
Что просила старуха? (Корыто, избу)
Кем старуха хотела стать и стала? ( Столбовой дворянкой, вольною царицей.)
Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою.)
— Узнайте сказку по следующим словам: царь, бочка, кораблик, лебедь, гонец, зависть. («Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Вопросы:
Какую песню пела белка «при честном при всём народе»? («Во саду ли, в огороде…»).
Что за стража обходила дозором славный город? ( 33 богатыря.)
Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор.)
В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)
Кем был злой коршун, который хотел погубить царевну Лебедь? (Чародеем.)
Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.)
IV. Подведение итогов.
Проходит подсчёт очков, объявляется победитель.
Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
Ну, а если захотите,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит её в руки взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
Заключение
Внеклассная работа неизменно остаётся важным каналом, имеет огромные возможности для освоения литературы школьниками. Мы видим, что в условиях педагогически организованной внеучебной деятельности реализуются в определённых формах различные виды внеклассной работы. Внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения.
Викторины, музыкальные конкурсы, игры, загадки, выставки рисунков, словарные работы, просмотр мультфильмов – всё это благотворно влияет на развитие познавательной сферы учащихся. Дети благодаря системе внеклассных занятий развивают способности наслаждаться искусством, воспринимают произведения в их художественной целостности и неповторимой значимости.
Благодаря чтению произведений А.С. Пушкина, несмотря на то, что с ним нас разделяют уже почти два века, и жизнь стала совершенно другой, остались извечные вопросы, которые задавали себе люди во все времена: « Что такое любовь, благородство, честь, достоинство, патриотизм?». Ответы на эти непростые вопросы мы можем видеть в делах, поступках, характерах героев пушкинских сказок. Вместе с ребятами, обсуждая сказки, мы научили извлекать из пушкинских произведений нравственные уроки, закладывая в душе моральные установки. В сказках отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты, дворянский быт и царские хоромы. Перед глазами проходят злободневные, актуальные для нашего времени события, когда человеческие пороки: зависть, злоба и корысть толкают людей на безрассудные поступки, за которые всегда приходит расплата.
Значение А.С. Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга, а внеклассная работа один из путей ведущий ребят в мир А.С. Пушкина.
В нашем исследовании мы изучили возможности внеклассной деятельности с детьми по углублению знаний младших школьников и восприятия ими чудесных пушкинских сказок. В теоретической части нашей работы мы рассмотрели особенности и место изучения сказок в работе с младшими школьниками, изучили историю создания и авторское своеобразие сказок А.С. Пушкина а так же определили пути ознакомления детей со сказками А.С. Пушкина в начальной школе.
Теоретические обоснования были проведены нами на практике, которая состояла из трёх этапов – определения знаний школьниками второго класса сказок А.С. Пушкина; разработкой и проведением целого ряда занятий по углублению знаний учащихся о пушкинских сказках; анализа уровня сформированных знаний младших школьников после всей нашей работой.
Занятия проводились в игровой форме, с использованием конкурсов, тестовых заданий, творческих заданий, просмотров мультфильмов, домашних заданий и способом осуществления межпредметных связей. Все эти мероприятия были направлены на побуждение детей к проявлению интереса к сказкам А.С. Пушкина, развитие любознательности, обогащение внутреннего мира младших школьников.
Результаты нашей работы представлены в приложениях, где можно увидеть иллюстративный материал к заданиям, а так же работы, выполненные учащимися. «КВН по сказкам А.С. Пушкина» показал особый интерес детей к ознакомлению со сказками.
Организованная внеклассная работа была удачно разработана, в соответствии с целостным учебным процессом, успешно проведена, доказательством чего может являться активное включение детей в работу и высокая степень заинтересованности.
Список литературы
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: издательский центр «Академия», 1997. – 448 с.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе 1 ч. – М: Баласс, 2001. – 208 с.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе 2 ч. – М: Баласс, 2001. – 208 с.
Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. и др. Учеб. Для 2 кл. нач. шк. 1 ч. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. и др. Учеб. Для 2 кл. нач. шк. 2 ч. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
Детская литература / под ред. Е.О. Путиловой. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 384 с.
Зуева Т.В. Пушкин и народная сказка. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».// Литература в школе, 1982, № 5. С.57-62.
Игнатьева Т.В., Вохмятина Л.А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1 ч. – М.: Просвещение, 2002. – 320 с.
Львов М.Р., Горецкий В.Г. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
Минералова И.Г. Детская литература. – М.: Владос, 2005. – 175 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4-й классы. 1 ч. – М.: Астель, 2006. – 317 с.
Пушкарёва М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе.- М.: Просвещение, 1963. – 142 с.
Пушкин А.С. Избранные произведения. – М.: Детская литература, 1969. – 398 с.
Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М.: издательский центр «Академия», 1999. – 248 с.
Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X – 1-я половина XIX в. – М.: Просвещение, 1990. – 303 с.
Сквозняков В. «Ещё одна высокая, важная песня». О сказках Пушкина.// Дет. Литература. 1974. – 216 с.
Цветаева М. И. Мой Пушкин. – М.: Русская литература, 1981. – 222 с.
Шестипалова К.П. К изучению поэтического произведения в начальной школе. – М.: Московское городское педагогическое общество, 1999. – 188 с.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1987. С. 262-264.
Ярменко Е.О., Нечаева Н.В. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Учебная литература, 2004. – 288 с.