Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание культуры толерантности в общеобразовательной поликультурной школе

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультетпсихолого-педагогический
Кафедра методикначального обучения
Контрольнаяработа
/>Человек и мир с методикой преподавания
Тема Воспитаниекультуры толерантности в общеобразовательной поликультурной школе
Студентки Микульските С.И.
г.Симферополь
2007 – 2008

План
 
Введение
1. Межэтническаятолерантность
2. Критериитолерантности
3. Интолерантность(нетерпимость)
3.1 Проявления нетерпимости:
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В современном мирестремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своегорешения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость,обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебнымотношением и мнением, отличающимся от своего. Поэтому очень важной становитсяподготовка школьников к жизни в полиэтничном и поликультурном мире,предполагающая формирование межэтнической толерантности как качества личности.
Необходимо отметить, чтоправительство каждой страны несет отве6тственность за применение законодательнойбазы в целях защиты прав человека, что государство должно обеспечить одинаковуюдля всех возможность отстаивать свои права.
О необходимостивоспитания толерантной личности говорится в Национальной доктрине развитияобразования Украины в ХХІ веке, где наряду с воспитанием личности, осознающейсвою принадлежность к украинской нации, подчеркивается необходимость«воспитания уважительного отношения к истории и культуре всех коренных народови национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирования культурымежэтнических и межнациональных отношений».
Идеи межэтническойтолерантности находят свое отражение и в положениях Конституции Украины, вЗаконах «О национальных меньшинствах в Украине», «О свободе совести ирелигиозных организаций» и в других действующих документах, а такжемеждународно-правовых актах, ратифицированных Верховной Радой Украины.
Проблема формированиямежэтнической толерантности у подрастающего поколения находилась в центревнимания многих педагогов. В ее изучение внесли свой вклад Я.А.Коменский,С.Русова, В.А.Сухомлинский и многие другие. Различные аспекты данной проблемынашли отражение в работах В.Г.Маралова, В.А.Ситарова, П.М.Паламарчука,О.В.Сухомлинской, Ю.А.Ищенко, В.С.Заслуженюка и др.
Вместе с тем, анализпсихолого-педагогических источников, изучение практики формированиямежэтнической толерантности свидетельствуют о том, что многие вопросы остаютсянедостаточно разработанными.
Корни нетерпимости уходятв невежество и страх перед неизвестным – культурами, нациями, религиями,представления о которых формируются в образовательных учреждениях и социуме.Следовательно, среди названных условий акцент должен быть сделан наобразовании, основанном на принципах толерантности.
«Толерантность – это то,что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира»- говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральнойконференцией ЮНЕСКО в 1995 г.

1. Межэтническаятолерантность
Необходимо определить,что понимается под межэтнической толерантностью. Межэтническая толерантность –это уважительное отношение к этническим, религиозным, культурным и другимотличиям, способность принятия другого в его этнокультурной инаковости наоснове принципов гуманизма и общечеловеческой морали. Толерантность – этокомплексное личностное качество, которое подлежит целенаправленномуформированию в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Толерантное сознание школьниковформируется в процессе установки учащегося на культурный выбор, утверждениевозможности исповедать свою национальную, народную культуру, признание права насуществование и развитие культуры других народов и этносов.
Формированиемежэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительныйпроцесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение клюдям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде,возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением ихродителей в производственной деятельности, но и в результате того, что ониживут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведенииобщих для всех праздников.
Воспитательная работа вданном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно вмладшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки дляформирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознаниесвоей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, вмладшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о другихнародах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их«оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.
Определенная роль всистеме формирования межэтнической толерантности у младших школьниковпринадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкиевозможности для неформального общения учеников с учителями и между собой,создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы,взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместнуюпрактическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлятьсвою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки,посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальныхтеатров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иныхвидов национального искусства. Творческие кружки, театральные ихореографические объединения учащихся, хорошо продуманные школьные вечера способствуютобогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активностиучащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства другихнародов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей вдухе межэтнической толерантности и культуры мира.
Однако для успешногорешения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогическиеусловия.
К ним относятсяследующие:
— обогащение кругозорамладших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и другихнародов;
— создание благоприятногопсихологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих кразличным этническим группам;
— включение детей разныхнациональностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специальноспроектированные ситуации.

2.Критерии толерантности
равноправие (равныйдоступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическимвозможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности,религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
возможность следоватьсвоим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
взаимоуважение членовгруппы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различнымгруппам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
равные возможности дляучастия в политической жизни всех членов общества;
сохранение и развитиекультурной самобытности и языков национальных меньшинств;
охват событиямиобщественного характера, праздниками как можно большего количества людей, еслиэто не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
свобода вероисповеданияпри условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
сотрудничество исолидарность в решении общих проблем;
позитивная лексика в наиболееуязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

3.Интолерантность (нетерпимость)
Позитивное пониманиетолерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности — интолерантности, или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, чтотвоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Этоне просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что онвыглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью — смесьюнепримиримости и протеста. Речь, скорее, идет о таком индивидуальном иколлективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести кубийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве насуществование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтениеподавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как ониотвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широкомдиапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим илираздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являютсяпозором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для обществаи уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.
3.1 Проявлениянетерпимости
- оскорбления,насмешки, выражение пренебрежения;
- игнорирование(отказ в беседе, в признании);
- негативныестереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения очеловеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, какправило, на основе отрицательных характеристик);
- этноцентризм(понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традицийсобственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
- преследования,запугивания, угрозы;
- поиск врага(перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или инуюгруппу);
- дискриминация попризнаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальныхблаг, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
- расизм(дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что однирасы превосходят другие);
- ксенофобия вформе этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий,мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение втом, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);
- национализм(убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нацияобладает большим объемом прав);
- фашизм(реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формынасилия и массовый террор);
- империализм(покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсовподчиненных народов);
- эксплуатация(использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения,безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
- осквернениерелигиозных или культурных символов;
- религиозноепреследование (насаждение веры, ее ценностей, обрядов);
- изгнание(официальное или насильственное);
- сегрегация,включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий илиполов обычно в ущерб интересам одной группы);
- репрессии(насильственное лишение человека его прав), уничтожение и геноцид (содержание взаключении, физические расправы, нападения, убийства).

Заключение
Теоретический анализ иобобщение современных подходов к изучению толерантности позволили выявитьвзаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие уровнятолерантности: позитивная этническая идентичность, позитивные стереотипы, атакже субъективные представления подростков о социальной и психологическойдистанции по отношению к представителям своей и других групп. Все составляющиеуровня толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познанияменяющегося мира и создают благоприятные предпосылки для регуляции отношенийподростков в городской среде.

Списокиспользованной литературы
1. Декларация Принципов толерантності// Материалы Генеральной конференции ЮНЕСКО. М. 1995.
2. Національна доктрина розвиткуосвіти: Затв. Указом Президента України від 17 квіт. 2002 р. № 342 // Освіта. –2002. – 24 квіт. – 1 трав. (№26). – С. 2-4
3. Новый энциклопедический словарь. –М: БСЭ, Рипол-классик, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.