РЕФЕРАТ
Воспитаниегражданственности у студентов в ВУЗе, на примере УГТУ-УПИ
Екатеринбург, 2008
Введение
В новыхполитических и социально-экономических условиях, в которых оказалось Россиясегодня, особую актуальность приобретает проблема гражданского воспитания.Сфера гражданского воспитания распространяется не только на семью, но и на всеобщество. Значительным вкладом в осмысление и обновление концепции гражданскоговоспитания сложного переходного периода явились последние разработкиэффективных воспитательных моделей, построенных на фундаментальной базе свободыличности, демократии и гражданственности, которые проводятся в ГосНИИ семьи ивоспитания РАО.
Основнымиэлементами гражданственности является нравственная и правовая культура, котораявыражается «в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности,дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и кгосударственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных иинтернациональных чувств». Общечеловеческие моральные ценности, утверждаютученые, – это базис нравственной культуры личности. Из данных положенийопределяется цель гражданского воспитания: воспитание в человеке нравственныхидеалов общества, чувства любви к родине, стремление к миру, в потребности втруде на благо обществу. Личность приобретает черты гражданского облика сраннего возраста на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальнойсреде, в Вузе. Но особенно важно привить человеку гражданственность, в товремя, когда он учится в ВУЗе, так как именно в студенческие годы происходит мощнаясоциализация личности, определение ценностей, формирование планов на будущее.Это тема особенно актуальна в УГТУ-УПИ, ведь в вузе учится около 45.000студентов. Из них на очной форме обучения 23.100, на физико-техническомфакультете около 1300 человек. Если бы каждый студент УГТУ-Упи приобрел такоекачество как ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, то Российская Федерация сала бы мировым лидеромпо всем показателям. Потому что гражданское воспитание связано с сознаниемчеловека. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданскийдолг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, нои судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальноеповедение и является существенным условием развития демократического общества.
Проблемойвоспитания гражданственности занимались такие выдающиеся люди как А.С. Макаренко,Г. Кершенштейнер, В.Г. Бейлинсон, Я.В. Соколов.
Цель исследования – изучитьособенности воспитания гражданственности на примере студентов УГТУ – Упи.
Цель определиласледующие задачи:
· Проанализироватьнаучную литературу по проблеме гражданственности.
· Провестианкету по проблеме воспитательного процесса.
· Выработатьпредложения о повышении гражданственности у студентов УГТУ-Упи.
Объект – педагогический процессвоспитания гражданственности студентов Вуза.
Предмет – воспитаниегражданственности студентов Вуза.
Методыисследования:
1. Обзорнаучной литературы.
2. Анкетирование.
3. Анализпервичной и вторичной информации.
Структура –введение,две главы, пять параграфов, заключение, список литературы и приложение.
1. Воспитаниегражданственности как педагогическое явление
1.1 Теорияучебно-воспитательного действия
Все мыявляемся и объектами, и субъектами воспитания практически всю жизнь. Существуетмнение, что воспитание ребенка, в частности приучение его к режиму, кпервоначальному восприятию музыки, целесообразно уже с внутриутробногосостояния. Но воспитательные действия осуществляются нередко в отношениипожилых людей в семье, в домах престарелых, даже в так называемых хосписах, гдесодержатся безнадежно больные люди.
В словаре В.М. Полонскогомодно встретить несколько значений понятия «воспитание»:
Вшироком смысле– система специально организованной передачи из поколения впоколение социального опыта и принципов социального формирования человека;
В узкомсмысле– это формирование у человека систем определенных нравственныхкачеств, взглядов и убеждений;
Впедагогическом смысле– целенаправленное воздействие в ходепедагогического процесса в учебном заведении.
Воспитаниетрудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к труду,ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной)деятельности.
Многие желаютизменить некоторые качества в своих окружающих, особенно в тех случаях, когда сними в силу обстоятельств имеется постоянный контакт.
Воспитательноевоздействие происходит и в различных социальных группах: семьях,образовательных учреждениях, в национальных и религиозных общностях, партиях,объединениях по интересам и т.д. наконец, один из самых сильных источниковвоздействия на личность – это сам человек, осуществляющий процесссамовоспитания. Вот почему закономерности воспитательного процесса должны бытьзнакомы каждому. В тех же случаях, когда педагогическая составляющая являетсязначительной частью профессиональной деятельности, овладение умениямиосуществлять воспитательные воздействия является обязательным.
Вот почемупонятие «воспитание» – одно из самых употребительных. Его содержание и объем вомногом зависят от контекста употребления. Одно значение оно имеет в устахспециалиста педагога, профессионально занимающегося организациейвоспитательного процесса в элитарном учебном заведении, иное – у воспитателяисправительного учреждения, религиозного проповедника, мужчины зрелоговозраста, вступившего в брак с молодой девушкой, женщины, родившей первенца, иее же воспитывающей первенца, и т.д.
Изучая путирешения задач воспитания, педагогика, психология и другие смежные дисциплинынакопили огромный материал наблюдений при осуществлении воспитательногопроцесса, обобщили передовой педагогический опыт, провели специальныеисследования, которые нашли отражение в педагогических теориях, системахвоззрений и практических рекомендациях. Однако их применение в реальныхситуациях требует от педагога творческого подхода, учета специфики конкретнойситуации, в которой осуществляется педагогическое воздействие. Воспитательныйэффект зависит от сознания педагогической ситуации, определяемой как «зонаближайшего развития». Она характеризуется таким субъективным уровнем трудностизадачи, принятым воспитанником для решения, при котором задача еще не решаетсяполностью самостоятельно, однако при соучастии воспитателя цель этого действиядостигается.
Обучение ивоспитание – двуединый процесс. Это две взаимодополняющие и взаимопроникающиечасти усваиваемой человеческой деятельности.
Как известно,человек при рождении представляет собой одно из самых беспомощных существ.Почти полностью отсутствуют у новорожденного инстинкты, являющиеся эффективным механизмомприспособления многих животных при появлении на свет.
И все жеодна, но очень важная способность человеку дается от рождения. Это способностьусваивать человеческую деятельность. Материальным субстратом этой способностиявляется человеческий мозг, приспособленный к прижизненному формированиюфункциональных систем. Так называют мозговые структуры, пластично, гибкоформирующихся в ситуации специфически человеческой активности – Деятельности,создавая тем самым «органы» для ее осуществления.
Другихприродой данных организму возможностей: двигательных, зрительных, слуховых ит.п. – вполне достаточно для освоения многообразия человеческих деятельностей.
Необходимостьучастия взрослого в жизни ребенка создает благоприятные возможностивоспитательных воздействий. И только игнорирование со стороны лиц,ответственных за воспитание ребенка, приводит к педагогическому браку, которыйнередко ставится в вину самому ребенка, его дурным задаткам, плохойнаследственности и т.д.
Напротив,понимание динамично применяющихся запросов человека, оказание ему содействия вих разрешении создает предпосылки для ориентирования его развития в общественнозначимых направлениях, предоставляя одновременно при этом широчайшиевозможности становления самой личности, ее самоактуализации.
Направленияразвивающейся деятельности задаются:
· Предметныммиром, в который входит ребенок;
· Находящимисярядом взрослыми людьми, открывающими для него объективную и субъективнуюстороны деятельности.
Объективнаясторона состоит в усвоении значений вещей («вещь» в широком, философском,понимании), способов действования с ними, их преобразования и получения вещей,наделенных новыми свойствами, удовлетворяющими материальные или духовныезапросы людей.
Субъективнаясторона открывает личности смысл деятельности, т.е. что деятельность может датьдля удовлетворения его собственных актуальных потребностей, перспективныхцелей, а также то, как оценивается эта деятельность окружающими людьми и вообщесоциумом через систему сложившихся требований и норм.
Воспитательнаяработа строится с учетом специфики поставленных целей. Виды деятельности, вкоторые включается человек, осваивая достижения предшествующих поколений, икоторые в свою очередь формируют соответствующие виды сознания: житейское,проектное, научное, эстетическое и этическое. Мера освоения деятельностей истепень развития каждого вида сознания у всех людей различна.
Вовлекаясь впроцесс воспитания (или самовоспитания), необходимо ставить желаемую планкудостижений на разумном уровне. Конечно, не существует количественныхпоказателей успеха в каждой области, подобно тому, как это имеет место успортсменов, скажем, прыгунов в высоту.
1.2Концептуальные основы гражданского воспитания личности
Гражданственностьпозволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно иполитически дееспособным.
Гражданин– человек,принадлежащий к постоянному населению данного государства пользующийся егозащитой, обладающий определенными правами и обязанностями.
Гражданскоеобщество – общество с развитыми экономическими, правовыми и политическимиотношениями между его членами, в котором сознательные и свободные гражданеспособны создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающимусловием которых является признание права индивидуальной личной свободы, правана самореализацию.
Особоевнимание заслуживает утверждение академика РАО Г.Н. Филонова о том, чтобез комплексного общенационального программирования воспитания ифункционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма,стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственноеоздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлогостолетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью как никогда ранееполезен для изучения и применения сегодня. В этой связи чрезвычайно актуальнопедагогическая деятельность А.С. Макаренко.
А.Ф. Никитини Я.В. Соколов справедливо отмечают, что «в теории и практике А.С. Макаренковесь педагогический процесс подчинялся единой цели – воспитание достойногогражданина»; что особое внимание педагог уделял «самочувствию человека вколлективе, характеру его коллективных связей и реакций», а среди качествличности им «выделялись дисциплинированность, готовность к действию иторможению, принципиальность и др.». Причем «все эти черты, по мнениюМакаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственногочеловека».
Исследованиепозволило выявить, что общая цель и лейтмотив педагогического творчества А.С. Макаренко– воспитать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи.Намеченная цель – воспитание гражданина – требовала конкретизации.
Прежде всего,Антон Семенович выделял такие качества целостной личности, как коллективизма, дисциплинированность,ответственность, трудовая активность, развитое чувство долга и т.д. Он считал,что правовое чувство (правосознание) и связанные с ним эмоции (правовая эмоция,этическая эмоция) тесно сочетаются с идеей (осознанием) долга и с идеейобщественной солидарности; сознательное поведение (т.е. следующее правам) –необходимое условие правового государства.
Своюконцепцию воспитания А.С. Макаренко создавал в процессе педагогическогоопыта. Опыт показал, что, во-первых, методы воспитания должны выводиться изпростой и практической цели (воспитание гражданина), что, во-вторых, «знаниепсихологии, знание души, знание каждого отдельного человека только поможетприложить методом наиболее удобно в одном случае, несколько отлично – вдругом». Жизнь доказала, что результаты воспитания были в высшей степени положительными.Все воспитанники А.С. Макаренко стали достойными гражданами своегоотечества, проявили чудеса героизма во время Великой отечественной войны. Средивоспитанников Антона Семеновича были квалифицированные рабочие, инженеры,летчики, военные, педагоги, юристы, художники, артисты, но всех ихдействительно можно назвать гражданами в самом высоком смысле этого слова… Почтивсе они героически сражались на фронтах, и многие погибли, защищая Родину.
Работа снесовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками заставила А.С. Макаренкоглубоко задуматься над философско-социологической проблемой «личность иобщество». Почему общество выбрасывает детей и подростков на задворки жизни ипорождает такое явление, как детская преступность? Сегодня общество позволило«возродиться» такому явлению, как детская преступность и беспризорность.«Преступность – раковая опухоль общества, – писал профессор И.А. Невский.Чем в более раннем возрасте она его порождает, тем она опаснее. Надежды на то,что ребенок подросток, совершившие преступление и направленные наперевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения,действительно в них исправиться и покинут их правопослушными гражданами, далеконе всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть иотрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своеймассе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних».Предупреждения ученого о быстро нарастающем усилении процесса криминализациироссийского общества оправдались.
Академик РАО Б.Т. Лихачевотмечал, что А.С. Макаренко, своей новаторской педагогикой показал пример,как сделать достойными гражданами бывших несовершеннолетних правонарушителей.Ученый писал: «Макаренко не просто с нами. Особенно в связи с совершающимсясоциальным кризисом, социальной заброшенностью современных детей, он не простос нами, он впереди нас, подает руку по мощи в трудный для родины час,показывает педагогические пути спасения детства». Академик РАО Г.Н. Волков,высоко оценивая народный, демократический пласт теории и практики А.С. Макаренко,высказал мысль, что «главным достоинством, главным качеством гражданинамногонациональной страны Макаренко считает единство, из которого возникаетдуховная общность людей… Макаренко народен и человечен, общечеловечен.Всемирный интерес к нему неслучаен. Он один из тех педагогов-гуманистов,которые указывают путь к единому человечеству».
И.А. Невский,также высоко оценивая творчество А.С. Макаренко, подчеркивал, что впедагогическом опыте и в творческом наследии этого педагога нашли в отражении и«основы теории управления и системного анализа явлений; влияние психологическихи информационных полей на психологический микроклимат коллектива», а также«экономика и практика организация полноценной жизнедеятельности коллектива какпедагогической системы и другие составные части его педагогического опыта,каждая из которых ждет своего исследователя.
С этихпозиций приходиться признать правильным утверждение некоторыхученых-макаренковедов о том, что педагогом – исследователям еще нужно дорастидо полного адекватного понимания наследия, оставленного нам великим педагогом».
1.3 Воспитаниечеловека-труженика, гражданина в творчестве
Идеявоспитания человека-труженика, гражданина была воплощена в жизнь ГеоргомКершенштейнером (1854–1932). Немецкий педагог разработал теорию трудовой школыи гражданского воспитания для народной школы. Главное внимание он уделялмассовой профессиональной подготовке молодых людей в жизни общества, ихнравственному воспитанию. «Первой целью воспитания молодежи, оканчивающейнародную школу, – писал Кершенштейнер, – является образование профессиональнойдеятельности и любви к труду, а вместе с ними и тех элементарных добродетелей,которые ведут, как к своему непосредственному следствию, к работоспособности илюбви к труду, труду: к добросовестности, прилежанию, устойчивости, чувствуответственности, самообладанию и преданности деятельной жизни».
А.С. Макаренкоразработал свою концепцию гражданского воспитания. Гражданин нового общества, –считал Антон Семенович, – это прежде всего человек трудящийся, «в этом егочесть, его радость и его человеческое достоинство. Трудовая забота – это непросто дорога к средствам существования, но эта еще и этика, это философиянового мира, это мысль о единстве трудящихся, это мысль о новом счастливомчеловечестве. Как же мы можем воспитать этого будущего гражданина, если с малыхлет не дадим ему возможности пережить опыта этой трудовой заботы и в нейвыковать свой характер, свое отношение к миру, к людям, т.е. своюсоциалистическую нравственность».
Макареновскаяконцепция гражданского воспитания человека-труженика рождалась в опытной работес несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками. Трудоваявоспитательная колония им. М. Горького не только раскрывала просторы длятворческой натуры педагога, но и требовала полной реализации всех егодуховно-нравственных ресурсов. Как отмечает В.Г. Бейлинсон «опыт Макаренко– это не что-то раз и навсегда данное», «это цельность изменчивая, оченьподвижная, развивающаяся через разрешение противоречий».
Вхудожественных произведениях А.С. Макаренко описал не внешние приметысвоего опыта, а «его сущность и дух – идеалы, принципы, логику и способы ихвоплощения, непрерывно меняющуюся и обогащающуюся целостность, строго следуяпри этом правде…». Педагог показал, как рождается «новое отношение к человеку,новая позиция человека в коллективе, новая о нем забота и новое внимание»,новый тип гражданина, хозяина своей жизни и своей страны, свободной отэксплуатации. Однако художественная форма изложения не позволяла ему отразитьвсей глубины созданной им педагогической системы.
Главной цельюпедагогической работы Макаренко считал воспитание у подрастающего поколенияреальных качеств, соответствующих определенному типу гражданина новогообщества. К следующему поколению, считал педагог, предъявит другие требования,которые «будут вноситься постепенно, по мере роста и совершенствования всейобщественной жизни». Не случайно в более поздних статьях, а также лекцияхАнтона Семеновича постоянно обращал внимание читателей на главную цельвоспитания – воспитание достойного гражданина-труженика. Но не следуетзабывать, что к практическому достижению этой цели Макаренко прошел тернистыйпуть раздумий, поисков и решений, практических действий. Педагог писал: «Ничтотак человека не учит, как опыт. Когда-то мне дали в той же коммуне им.Дзержинского несколько сот человек, и в каждом из них я видел глубокие иопасные стремления характера, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика,девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел, что на этотвопрос нельзя ответить в двух словах».
АнтонСеменович сделал важнейший методологический вывод: «Непосредственного переходаот целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредствопервичного коллектива, специально организованного в педагогических целях».Теория педагогики должна уделить особая внимание теории первичного коллектива. Непедагог, а первичный коллектив работает с отдельными воспитанниками («это естьформа воздействия именно на личность»), позволяя тем самыми каждой отдельнойличности не чувствовать себя «объектом воспитания». В этом состоит главныйсмысл закона параллельного педагогического действия. Первичный коллектив(отряд) является прекрасным воспитателем в том случае, когда он тесно связан собщим коллективом.
Подведемитоги по первой главе:
· Врезультате теоретического анализа научной литературы, можно сделать вывод, чтопроцесс воспитания гражданственности сложен, но его должен пройти каждыйуважающий себя человек. Так как гражданственность позволяет человеку бытьполитически, нравственно, юридически, социально дееспособным.
· Былоустановлено, что процесс воспитания гражданственности включает в себя множествометодов и способов. И что для воспитания гражданственности необходимовоспитания таки качества целостной личности как, коллективизм,дисциплинированность, ответственность, целенаправленность, трудовая активность,развитое чувство долга.
· Оченьважное место в процессе воспитания гражданственности занимает метод А.С. Макаренко,основная идея которого заключалось в воспитании гражданственности черезтрудовой коллектив.
2. Воспитаниегражданственности в Вузе
2.1 Особенностивоспитание гражданственности в Вузе
Процессвоспитания сложная динамическая система. Воспитание гражданственности так жединамично и видоизменяется в зависимости от обстановки в мире, а в моемисследовании от обстановки в России, в городе Екатеринбурге. Сегодня сталозаметно, что в студенческой среде идет резкое падение духовности, морали,нравственности, рост не дисциплинированности, кражи, убийства, самоубийства. Еслибы у студентов было развито чувство гражданственности, то ростбезнравственности значительно снизился. Чтобы воспитать у студентовгражданственность, в Вузе должна быть хорошо организованная система пропаганды:
· патриотизма,
· труда,
· нравственности,
· дисциплинированности
· героизма.
Воспитаниетаких качеств, по методу А.С. Макаренко, должно происходить черезколлектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: учащиеся,преподавательский состав, профсоюзные организации и в общем политика ипрограмма университета.
2.2 Анализсоциологического опроса
В ходе нашегоисследования бала собрана и проанализирована вторичная и первичная информация.Метод сбора первичной информации – анкета. Были опрошены студенты, обучающиесяна дневном отделении г. Екатеринбурга, УГТУ–УПИ 2-го курсафизико-технического факультета, кафедры «социальная безопасность». В результатевыборочной совокупности в число респондентов попали 20 человек.
Итак, будемпроводить анализ каждого вопросы анкеты.
Вы считаетесебя воспитанным человеком?
Проанализировавответы на первый вопрос, я выяснила, что большая часть студентов (80%) считаютсебе вполне воспитанными людьми. Это впрочем, не удивительно. Кто захочет,называть себя не воспитанным человеком. В принципе человек, осведомленный, чтовоспитание это непрерывный, длящийся всю жизнь процесс, может назвать себявполне воспитанным человеком. 15% все же признали, что бывают ситуации, вкоторых они забывают о воспитании. 5% затруднились дать ответ на этот вопрос.
Есть ли у васкачество гражданственности?
Самоепечальное, что 2% респондентов даже не знают, что такое гражданственность. 44%отвечают, что им привили это с детства и 44% ответили, что самовоспитываются.
Какое изкачеств, составляющих гражданственность, у вас присутствует (выберете нескольковариантов ответа)?
Большинствоиз респондентов отметили, что у них присутствует трудолюбие, ответственность ичестность, а именно около 70%. Еще 15% отметили наличие патриотизма ичестности, и остальные 15% отметили выбрали все кроме дисциплинированности. Ясчитаю, что это очень важные качества для самореализации в жизни человека.
Что,по-вашему, гражданственность?
65%респондентов отметили, что гражданственность – это любовь к родине, 30%, чтоэто патриотизм и 5% выбрали категорию другое – ответив что не знают.
Как высчитаете, что в большей степени влияет на вашу гражданственность (2 вариантаответа)?
Большинствореспондентов ответили, что на них повлияло семья и СМИ (90%) и оставшиеся 10%назвали учебное заведение и семью. Огорчает, что опрошенные молодые люди неназывают армию, ведь это мощнейший фактор развития гражданственности, где жегерои, которые готовы отдать жизнь за нашу великую Родину.
Как выдумаете воспитывает ли Вуз и преподавательский состав гражданственность встудентах?
Респондентов,отвечающих «да» оказалось 85%. Остальные ответили, что могло быть и лучше. Ясчитаю, что Вуз воспитывает в нас такие качества как ответственность,трудолюбие, дисциплинированность, патриотизм, а ведь основы гражданственности.
Вы считаетесебя патриотом своей страны?
99% ответили– да! Это поистине радует. 1% ответил затрудняюсь ответить…
Если выпатриот, то вы (отметить нужное)?
По мнению нашихстудентов, патриот знает гимн, конституцию, заботится об экологии своей страны.
Хотите ли выиметь такое качество как гражданственность?
80%опрошенных ответили, что имеют такое качество, и 19% что хотели бы егоприобрести.
Ваш пол?
В нашемисследовании приняли участие респонденты женского пола (80%), и мужского (20%).Общее количество опрошенных составило 20 человек.
Заключение
Проблемавоспитания гражданственности очень актуальна в нынешнее время, так средистудентов наблюдается падение нравственности, культурности, многие,элементарно, не знают истории своего Отечества, гимна. Среди молодого мужскогопоколения существует такой бич, как уклонисты от армии, они просто боятся тудаидти, у них нет чувства патриотизма, гражданственности. Героев в нынешнее времяочень маленький процент, и им стоит отдать должное. Поэтому необходимымероприятия, которые были бы направлены на воспитание у студентовдуховно-нравственных качеств, чувство патриотизма, ответственности за своипоступки. По данной теме была прочитана и проанализирована научная литература ипроведено анкетирование, в результате чего можно сделать такие выводы:
1. Гражданственностьюявляются нравственная и правовая культура, которая выражается в чувствесобственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, вуважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничномсочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
2. Образованиекак социальный институт выполняет свою роль. Многие ни приобретают чувствогражданственности в семье, а приобретают его в Вузе. Ведь Вуз нам помогает внакоплении нравственного опыта, формирует в нас нравственное поведение и такиекачества, как патриотизм, любовь к родине, самовоспитание, самоорганизация.
3. Мы узналио новаторской идее Антона Семеновича Макаренко. Он заставил нас задуматься надфилисофско-социологической проблемой «личность и общество». А так же осознатьнеобходимость воспитания наиболее полноценного гражданина, достойного своейэпохи, с такими качествами целостной личности, как коллективизм,дисциплинированность, трудовая активность, развитое чувство долга.
Предложенияпо воспитанию гражданственности у студента
1) Каждыйстудент должен заботиться о своей жизни, о своей стране, о своем потомстве. Уметьсамовоспитываться и поддаваться перевоспитанию.
2) Каждыйстудент должен стремиться к духовно-нравственному обогащению: посещать музеи,выставки, интересоваться мировыми ценностями, знать историю своей страны.
3) Каждыйюноша должен пройти военную службу в армии.
4) Заботитсяо старшем поколении, почитать героев нашей великой родины.
5) Сделатьрежим дня, чтобы воспитать в себе дисциплинированность, ответственность засебя, за окружающих, за свое здоровье.
6) В Упидолжна быть большая пропаганда военки. Жаль, что для девочек теперь туда путьзакрыт.
7) Способствоватьк сплочению коллектива. Нужно делать коллективные собрания, коллективный отдых.Ведь одно из качеств гражданственности – это коллективизм.
8) Носамое главное это правильная политика государства, направленная на то чтобылюди, живущие в Росси, гордились своей страной и делали все чтобы она быласамой лучшей страной на этой планете.
Списоклитературы
1. Гаманина О.С. Воспитаниегражданина. – Сб.ст. М.: Педагогика, 1991. – 192 с.
2. Филонов Г.Н. Воспитаниегражданина в педагогике А.С. Макаренко. – М.: Академический проект, АльмаМатер, 2006. – 967 с.
3. Бушканец М.Г. Хрестоматияпо педагогике, Учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1989. – 432 с.
4. Басова Н.В. Педагогикаи практическая психология, – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
5. Подласый И.П. Педагогика.Новый курс. Учеб. пособие для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Центр Владос. 2000.– 150 с.
6. Григорович А.Л. Педагогикаи психология. Уч. пособие. М.: Гардарики. 2001. – 250 с.
7. Полонский В.М. Словарьпо образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
8. Российскаяпедагогическая энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. Давыдов, 1993. – 224 с.
9. Филонов Г.Н. Одостоверности педагогических исследований. 2004. – 200 с.
10. Невский И.А. Во,что обходиться обществу неэффективное образование. 1995. – 368 с.
11. Керштейнштейнер Г. Проблем,а гражданского воспитания. 1961
12. Лихачев Б.Т. Социальнаяэкология личности о творчестве Макаренко А.С.М.: 1993. – 190 с.