Реферат по предмету "Педагогика"


Комбинированный урок "Вулканы. Горячие источники-гейзеры"

План-конспектурока «Вулканы. Горячие источники-гейзеры»
 
Тип урока –комбинированный урок с применением ИКТ.
Образовательные цели изадачи урока: сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, оформах вулканов и их извержениях; формировать потребности к использованиюинформационных ресурсов, стремление к самообразованию.
Ознакомить с отличиямидействующих и потухших вулканов, происхождением вулканических островов.
Развивающие цели:развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные цели:воспитывать готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование:
карта полушарий, картастроения земной коры.
карточки с новымипонятиями “магма”, “мантия”, “жерло”, “лава”, “кратер”.
компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
оборудование для опыта:
коническая колба,
фарфоровый тигель иличашка,
дихромат аммония,
спирт.
Выставка книгдополнительной литературы по теме.
Мультимедиа учебник“География. Начальный курс” для учащихся 6 классов, общеобразовательных учебныхзаведений.
Учебник: Т.П.Герасименко, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6класс.

Ход урока
1. Организационныймомент (приветствие, проверка готовности к уроку).
2. Опрос домашнегозадания.
1. Какие виды движенияземной коры вы знаете? (Медленные горизонтальные и вертикальные, складчатые,разрывные.)
2. Что такоеземлетрясения, каковы причины их происхождения? (Землетрясение – подземныеудары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом тектоническимидвижениями.)
3. Как землетрясениямогут изменить рельеф? (Возникают трещины, обвалы, могут опускаться илиподняться крупные блоки земной коры.)
4. Как необходимо вестисебя при землетрясении? (Если вы находитесь в здании, то следует срочно егопокинуть и выйти на улицу, отойти как можно дальше от строений и линийэлектропередач)
Выставляются оценки заответы.
3. Изучение новогоматериала.
1. Сообщение целей изадач урока.
Сегодня мы продолжимзнакомство с процессами, происходящими в земной коре, познакомимся с вулканами,горячими источниками и гейзерами.
2. Вступительное словоучителя.
Земные недрачеловечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много тайни загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можнозаглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое изглубин Земли.
Как вы думаете, какназывается это вещество? Как оно выходит на поверхность Земли и как называетсяэто природное явление? (Магма. Выходит через кратер. Природное явление –Вулкан.)
Латинское слово“Вулканус” — у древних римлян – Бог Огня. Вулкан — конусообразная, куполовиднаяили иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через котороеизвергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканическийпепел, мелкие камешки.
Вулканы образноназывают “огнедышащими горами”. Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасноедля людей природное явление.
3. Просмотр фрагментауз электронного мультимедиа учебника “География. Начальный курс” для 6класовобщеобразовательных учебных заведений.
Образование вулканов
Как же образуютсявулканы?
В земной коре, из-задвижения плит, возникают трещины, в близи которых давление вещества мантии –магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы (см. рис. 31учебника). Менее плотная, чем окружающая её твёрдая порода, магма, скопившись вдостаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическимканалам. Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Некоторыевулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхностиземной коры. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Онавытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенноохлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержениявязкость лавы может изменяться. Форма вулкана зависит от вязкости лавы.Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканыназывают щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычнообразует вулкан в форме конуса.
— Вспомните строениеземной коры материковой и океанической и предположите, где может быть болееактивный вулканический процесс — на суше или на дне океана и почему?
(Вулканы — чащеизвергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть насуше — в зоне разломов литосферных плит). Вулканы образуют так называемое — Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии,западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более370 вулканов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуетсявулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане. Вулканы естьв Средиземноморье (о них мы просмотрели видеосюжет)и в Африке.
Есть наука котораяизучает действие вулканов – это вулканология. Учёные вулканологи делят вулканына группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и наскольковелика вероятность нового извержения.
4. Работа с учебником.
— Найдите в тексте учебника,какие вулканы называются действующими, а какие потухшими?
(Вулканы которыеизвергались на памяти человечества, называются действующими.
Потухшими считаютсявулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.
Уснувшие – это вулканыо извержениях которых в историческое время нет данных, но уверенности в том,что их деятельность прекратилась – нет).
5. Работа сгеографическим атласом.
Задание.
На карте Строенияземной коры найдите вулканы на материке Евразия. Назовите несколько вулканов.Каким значком на карте показаны вулканы? (В виде звёздочки красной и чёрной илитреугольники)
На интерактивной доскепоказана карта строения земной коры и прямо на ней отмечаем вулканы Евразии.
6. Практическая работа.А сейчас мы сами попробуем разбудить вулкан.
Демонстрация учителемопыта “Вулкан на столе”.
Правила безопасности(после опыта проветрить класс). Не пытайтесь повторить данный опыт дома. Этопожароопасно и можно обжечься.
В горло коническойколбы вставьте тигелёк или фарфоровую чашку. Колбу можно покрыть пластилином,придав ей форму горы, или изготовить макет сопки. Под колбу или макет положитебольшой лист бумаги для сбора оксида хрома (3). В тигелёк насыпьте дихроматаммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается “вулкан” горящейлучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетаютраскалённые частички оксида хрома (3). Если затемнить окна в классе, создаётсявпечатление извергающегося вулкана из кратера которого выливаются раскалённыемассы. Реакция очень зрелищная.
7. Работа в тетради.
Задание. Определитьгеографическое положение вулкана Ключевская Сопка по плану на доске.
План.
1. На каком материке ив какой его части находится? (На востоке-северо-востоке Евразии.)
2. Определите егокоординаты.
3. Как вулканрасположен относительно других объектов?
8. Сообщение учеников.(Заранее подготовленное)
Горячие источники игейзеры
В областяхраспространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваютсямагмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников (родников).Некоторые горячие источники через определённые промежутки времени выбрасываютвверх струи кипящей воды и пара. Эти фонтанирующие источники называются –гейзерами. Гейзер – в переводе означает “горячий”.
На территории нашейстраны гейзеры встречаются на полуострове Камчатка в знаменитой Долинегейзеров. Ещё горячие источники можно встретить на острове огня и льда вИсландии, в Йеллоустонском национальном парке в США, в Новой Зеландии. Человекиспользует тепло этих источников: обогревает жилые дома и теплицы, получаетэлектроэнергию.
9. Закреплениеизученного материала
1. Что такое вулкан?Каковы причины их образования?
2. Способсвуют ливулканы увеличению площади суши на нашей планете? (Да, образуются целые островав океанах, растут горы.)
3. Каким условнымзнаком на картах показаны вулканы действующие и потухшие?
4. На каком материкенет ни действующих, ни потухших вулканов?
5. (Задание в парах) Поатласу установите соответствие между названием вулкана и степенью егоактивности (запись на доске)
Вулканы1. Котопахи   А.Действующие
2. Ключевская Сопка   Б.Потухшие
3. Везувий
4. Эльбрус
5. Килиманджаро
6. Гекла.
Ответ: 1А, 2А, 3А, 4Б,5А, 6А.
10. Домашнее задание. Вконтурной карте отметить условными знаками вулканы Евразии. Ответить на вопросыи выполнить задания на странице 52. Прочитать параграф 19. Зарисуйте в тетрадивнутреннее строение вулкана.
11. Итог урока.
Что нового вы узнали науроке? (Мы узнали о вулканах, их происхождении, об их формах).
Давайте сделаем выводыо значении вулканов для нашей планеты.
(Изучая извержениявулканов, учёные познают внутреннее строение глубинных слоёв Земли. Магма, современем превращается в различные горные породы и минералы магматическогопроисхождения. Изменяется рельеф местности. Происходит задымление атмосферы, изменяетсятемпература воздуха. В результате неоднократных извержений лава и пепелнакапливаются слоями, и создают вулканические горы разных форм и размеров илилавовые поля.)
12. Оценивание знанийучащихся.

Список используемой литературы
1.        ФионаУотт. Энциклопедия окружающего мира “Землетрясения и вулканы”. – М.: “РОСМЭН”1998 г.
2.        ОльгаБочкова. “ Земля”. — М.: СЛОВО/SLOYO, 2001 г.
3.        ДженинТайлер. В школе и дома. “Всемирная география”. — М.: “РОСМЕН”1999 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Активизация мыслительной деятельности учащихся среднего и старшего звеньев на уроке математики
Реферат Агротехника возделывания овощных культур в агрофирме Плантатор
Реферат Маркетинговая деятельность торгово производственного предприятия Завод деревоизделий г Москвы
Реферат Как снизить логистические издержки в компании, на примерах
Реферат Выявление фактов мошенничества на основе анализа финансовых коэффициентов
Реферат Модель развития и экономические реформы в России: механизм взаимодействия
Реферат Банковские риски и их классификация Сущность банковских рисков
Реферат Кто будет «сдаваться по электронке»
Реферат Учет представительских расходов
Реферат Портфели ценных бумаг
Реферат Физические обоснования и методика проведения процедур ультразвуковой терапии Аппаратная реализация
Реферат Нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учёта. Учётная политика предприятия
Реферат Формирование сбалансированной системы управления
Реферат Детали конвейерных машин
Реферат Понятие конкурентоспособности и его эволюция