Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне

Содержание
Введение
1.Профессиональный портрет социального педагога
1.1Цели деятельности социального педагога
1.2Функции и социальные роли социального педагога
2.Особенности работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
2.1Причины попадания семей в группу риска
2.2Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
3.Вариант механизма работы с семьями группы риска
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтомсоциализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания,приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы,необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечиватьосновные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологическиепотребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крышанад головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность влюбви, уважении и т.п.
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные дляразвития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятиемсемьи группы риска.
В своей курсовой работе я раскрыла особенности работысоциального педагога именно в таких семьях. Актуальность этой темы состоит втом, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненныхситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать службасоциальной помощи и социальный педагог. Но социальная помощь сегодня несоответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают нетолько взрослые, но и дети. Поэтому множество людей, в основном спедагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога,а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступаютмолодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемыважной её подструктуры – семьи.
Объём решенных проблем, связанных снеблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит отобщественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью исоциального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всемивозможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же приниматьнепосредственное участие в работе социального педагога с семьями группы риска.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главерассматривается социальный портрет социального педагога, а главным образом егозадачи и функции. Во второй главе непосредственно рассматривается главныйвопрос курсовой работы, раскрываются причины попадания семьи в группу риска,особенности работы социального педагога с данными семьями в микрорайоне. Втретьей главе разрабатывается вариант работы с семьями группы риска.

1. Профессиональный портрет социального педагога
 
1.1 Цели деятельности социального педагога
 
Социальный педагог – специалист, организующий воспитательнуюработу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах(семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовойколлектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагогизучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей еемикросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении,конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку;способствует реализации прав и свобод клиентов, обеспечение охраны их жизни издоровья.
Социальный педагог – специалист, компетентный в вопросахоказания педагогической, психологической, психотерапевтической, социальнойпомощи людям, нуждающимся в этой помощи.
Профессиональная деятельность социального педагога направленана человека в среде, нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте«личность и окружающая среда». Во главу угла ставится человек, и в центрвнимания социальных педагогов – есть проблемы.
Впредь объект социального педагога мы будем называтьклиентом.
Практическая деятельность социального педагога должна бытьобоснована теоретически и проведена профессионально: с диагностикой исоответствующим анализом социальной ситуации, оценкой функциональныхвзаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа.
В задачи практической деятельности социального педагогавходит: поддерживать людей, стимулировать их на развитие собственных сил,конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов;предлагать помощь, организовывать ее, устанавливая необходимые для этого связии контакты; сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода,проявлять личное участие, организовывать контроль за ситуацией в целях защитыклиента; вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощинуждающимся; оказывать воздействие на органы власти и управления с цельюповышения качества обслуживания и социальной защиты; информировать инстанциивсех уровней о факторах, негативно сказывающихся на условиях жизни дляопределенных групп населения.
Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилоговозраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозныхубеждений, этнической принадлежности. Объектом деятельности социальногопедагога может быть: отдельный человек, семья, группа, организация.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи,общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманныхотношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по местужительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяетсвоевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять нахарактер отношений между людьми, развивать полезные инициативы, творчество,различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.
Базовые характеристики социального педагога включают в себя:
-         Способностьобеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью,семьей, с одной стороны, и обществом, различными государствами и общественнымиструктурами – с другой;
-         Способностьвыполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена междуличностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
-         Умениевлиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме,стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
Социальный педагог должен знать основные закономерностиразвития личности на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений всоциуме; экологическую, демографическую, социально-педагогической работы ссемьями, различными группами и категориями населения; функции, права иобязанности государственных и общественных институтов по отношению к семье иличности; концепцию и программу современной социальной политики; основытрудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностикиличности и ее микросреды; иметь навыки анализа и программирования социальнойработы, проведения социально-педагогических исследований, уметь действовать всоответствии с кодексом этики социального педагога.
1.2 Функции и социальные роли социальногопедагога
 
Основными функциями социального педагога являются:
1. Воспитательная (социальный педагог обеспечиваетцеленаправленное влияние социальных институтов на поведение и деятельностьклиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспитательномпроцессе средств и возможностей общества, микросреды и самой личности какактивного субъекта воспитательного процесса);
2. Диагностическая (ставит «социальный диагноз», изучаетпсихологические возрастные и индивидуальные особенности, способности человека,вникает в мир его интересов; диагностирует характер отношений между людьми;выявляет позитивные и негативные проблемы);
3. Прогностическая (участвует в программировании процессасоциального развития конкретного микросоциума, деятельности различныхинститутов, задействованных в социальной работе);
4. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая(приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмыпредупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказаниесоциотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав);
5. Организационно-коммуникативная (способствует включениюдобровольных помощников, населения микрорайона в социальную работу, всовместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачиваетинформацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтамив их работе с клиентом);
6. Охранно-защитная (использует имеющийся арсенал правовымнорм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мергосударственного принуждения и реализации юридической ответственности вотношении лиц, допускающих прямые или опосредственные противоправныевоздействия на клиентов).
В своей практической деятельности социальный педагогвыполняет различные социальные роли. Прежде всего, эта роль посредника,связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственнымислужбами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном,физическом и психическом здоровье населения. Он содействует взаимопониманиюмежду отдельными людьми и их окружением, влияет на взаимодействие междуорганизациями и институтами.
Социальный педагог выполняет роль адвоката, защитникаинтересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения;добивается социальной справедливости, помогает людям реализовывать своиспособности.
Социальный педагог является участником совместнойдеятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности,побуждает людей к действию, инициативе, творчеству.
Социальный педагог выполняет роль помощника клиентов врешении их проблем, помогает развивать способность самим решать свои проблемы.
Социальный педагог выполняет роль конфликтолога, помогаетпредвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов.
Социальный педагог является своего рода аниматором и,побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодноговзаимодействия между личностью и обществом.
В соответствии с квалификационной характеристикой, вобязанности социального педагога входит:
-         Обеспечениепедагогического компонента в социальной работе, педагогической целесообразностисодержания, форм и методов, используемых в службах социальной защиты;содействие в формировании гуманных отношений в социуме;
-         Изучениемедико-психолого-педагогических особенностей личности и ее микросреды,интересов и потребностей клиента, условий его жизни; сбор информации, связаннойс нуждами клиента; выявление трудностей и проблем в среде детей, подростков, ихсемей, взрослого населения;
-         Организациясоциальной, оздоровительной, воспитательной деятельности в социуме, различныхвидов сотрудничества взрослых и детей; содействие в развитии социальныхинициатив, новаций, творчества, физического и нравственного совершенствования,различных видов самопомощи;
-         Оказаниепрофессиональной помощи клиентам в решении личных и социальных проблем; работапо предотвращению правонарушений, реабилитации клиентов, своевременномувыявлению и разрешению конфликтных ситуаций; предупреждение отклонений вповедении людей;
-         Представлениеи защита интересов клиентов, их семей во взаимоотношениях с различнымигосударственными, общественными структурами, содействие в повышении статусасемьи, укреплении и развитии ее воспитательно-оздоровительного потенциала путемобеспечения приоритета интересов семьи в деятельности государственныхучреждений и организаций.
Для выполнения этих обязанностей социальный педагог широкоиспользует свои права:
-         Представлятьи защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;
-         Вестигосударственную и частную социальную практику при наличии диплома о специальномобразовании или сертификата по специальности «социальный педагог»;
-         Собиратьинформацию, связанную с нуждами клиентов, проводить социологические опросынаселения, диагностические исследования;
-         Делатьофициальные запросы в общественные организации, государственные учреждения спросьбой о решении личных и социальных проблем клиентов;
-         Информироватьгосударственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере деятельностисоциального педагога;
-         Вноситьпредложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественныморганизациям о поощрении родителей, семей, общественников за социальныеинициативы и активность;
-         Вестиактивную работу по пропаганде опыта семейного воспитания,социально-педагогической работы, используя средства массовой информации;
-         Возглавлятьобщественные инициативы движения граждан, направленные на решение конкретныхсоциальных проблем.

2. Особенности работы социального педагога ссемьями группы риска в микрорайоне
2.1 Причины попадания семьи в группу риска
Семьяявляется одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.Семья представляет собой сложное социальное, комплексное, многофункциональноепонятие, формы жизнедеятельности людей, обусловленные существующимиобщественно-экономическими и юридическими нормами. Сегодня в России свыше 40млн. семей. Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативныеизменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смыслпроисходящих в обществе процессов, оценивая разрушающий для семьи процессы. Внастоящее время наблюдается, что большинство населения до уровня доходовнаходится практически на уровне прожиточного минимума. Снижается рождаемость,со снижением рождаемости повышается количество детей, рожденных вне брака, 67%составляют простые семьи. Тяжелая материальная ситуация складывается вмногодетных семьях, их составляет около 2 млн. Возрастает количествомалообеспеченных, а также беспризорных детей. Все социальные проблемы, скоторыми связана семья, усугубляют внутрисемейные проблемы, а социальноеповедение взрослых членов семьи ведет к подростковой преступности, раннемуматеринству, детской, подростковой наркомании, алкоголизму. Все это ведет кнеобходимости социальной реабилитации детей. Два десятилетия назад работа ссемьями группы риска заключалась в том, что родителей либо лечили, чаще всегоот алкоголизма, либо их лишали родительских прав, детей отправляли в детскиедома и интернаты, где упор делают на обеспечение жизненно-важных потребностей иобучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из семей группы риска из-занеблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослуюжизнь совершенно не подготовленными, не могут адаптироваться к группесверстников и испытывают трудности в общении. Работа с детьми из семей группыриска должна носить комплексный характер, учитывая психологические особенностидетей. Современная семья переживает сложный этап развития. Сложилась ситуация,при которой семья и дети стали заложниками экономических и политическихпреобразований в стране, что привело к деформации внутрисемейных отношений,искажению нравственно-ценностных ориентиров. Семье не хватает средств дляразвития ребенка: на книги, зрелищные мероприятия, экскурсии. Это затронуломногие благополучные и относительно благополучные семьи. Что же тогда остаетсядетям из неблагополучных семей, семей с родителями, злоупотребляющими спиртныминапитками и наркотическими средствами? Количество таких родителей возросло, невсе смогли пережить трудности. Влияние семьи на ребенка исключительно. Детимогут развить свой личностный потенциал, только если они воспитывались вбезопасном, предсказуемом окружении. Длительное стрессовое состояние родителейне может обеспечить безопасность, каждодневный уход за ребенком. Поэтомунеобходимо проводить с такими детьми социальную реабилитацию, направленную насоциализацию личности ребенка, адаптации его в общеобразовательных учреждениях.Работа должна вестись по восстановлению утраченных социальных функций и связей,пополнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем. В трудныхматериальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семейвозрастает количество беспризорных детей. По данным МВД России на учете ворганах милиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. В 30%неблагополучных семей, систематически злоупотребляют спиртными напитками.Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодноуходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, такжеусиливается тенденция жестокого обращения с детьми. В учреждениях системысоциальной работы имеются специальные образовательно-воспитательные потребности,необходимо специализированная социально-педагогическая помощь в работе ссоциально-дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполнымисемьями, лицами социально-негативного поведения, с людьми, больнымиалкоголизмом, употребляющими наркотические вещества, жертвами насилия и лицами,склонными к суицидальности.
Социальный педагог семье необходим, так как современная школазанимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитанииребенка.
Задача социального педагога в работе с семьями риска – эторазрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на ихсвоевременное предупреждение и нейтрализацию.
Исходяиз результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальныхисследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательносказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:
-         социально-экономическиефакторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
-         медико-санитарныефакторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболеванияродителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условияродителей и особенно матери» антисанитария и пренебрежениесанитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи иособенно матери);
-         социально-демографическиефакторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями,семьи с повторными браками и сводными детьми);
-         социально-психологическиефакторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов,родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низкимобщеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
-         криминальныефакторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизниродителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимыхчленов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Наличие того или иного фактора социальногориска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведениидетей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. Приэтом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольностабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляютсвое влияние.
2.2 Технология работы социального педагога ссемьями группы риска в микрорайоне
Социальный педагог – ключевая фигура вмикрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, дляоказания помощи ребёнку. Единство и преемственность воспитательных воздействийв различных сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной,так и вне её, в сфере семьи, быта, свободного времени – важнейший принциппедагогики.
Усиление внимания всовременных условиях вопросам воспитания людей в семейно-бытовой микросреде, поместу жительства – явление закономерное, основанное на рядесоциально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающеесявзаимодействие семейного и общественного воспитания; возрастаниесоциально-экономического и свободного времени, управление им в интересахгармоничного развития личности.
В силу территориальнойблизости к семье воспитательная работа в жилом массиве, в микрорайоне, в домерасполагает дополнительными резервами в совершенствовании педагогического иобщественного воздействия на семью и её ближайшее окружение, влияния на процесссемейного воспитания. Являясь своеобразным местом непосредственногосоприкосновения педагогических коллективов и широкой общественности с семьёй,местожительство становится тем конкретным звеном, которое заставляетвзаимодействовать во внешкольном воспитании различные социальные институты.
В современных условияхначинает складываться система совместной деятельности социальных служб и школыпо единому плану воспитательной работы и защиты детства. Это так называемыесоциально-педагогические комплексы. Комплексы создаются с целью объединитьразличные организации микрорайона, в которых наряду с общим образованиемучащиеся получают возможность развивать свои способности в эстетической,спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности.Комплексы включают общеобразовательные, музыкальные, художественные испортивные школы, станции юных техников и другие детские творческие организациии объединения, а также РЭУ, ДЭЗы, воинские части и отделения милиции.Финансирование комплексов осуществляется за счет бюджета и спонсорства.
Главным в этом единенииявляется ребенок, его личность, его настоящее и будущее – среди сверстников, всемье, в обществе. Поэтому одной из обязательных составляющих работысоциального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологическиеили педагогические проблемы, является работа с их семьями. Конкретноесодержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случаеобусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностямиданной семейной ситуации. Однако в целом технология работы социального педагогас неблагополучной семьей имею много общего.
Технология работысоциального педагога с неблагополучными семьями включает три уровня:профилактический; диагностический; реабилитационный.
Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс превентивныхмер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической исоциально-педагогической поддержки семьи.
На данном уровне деятельность социального педагога строится напринципе предоставления достоверной информации.
Один из путей к улучшению состояния – разработка таких специальныхпрограмм педагогического образования и просвещения родителей, которыеспособствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблемво взаимоотношениях детей и родителей.
Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенкаприбегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствияфизических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Опросы показывают, что практически все родители, применяющиефизическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из нихв детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяютфизическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у нихприсутствует.
Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средстваявляются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитаниядетей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.
Организация педагогического просвещения родителей этой категориинаправлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимымповедением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым можетпривести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выборадекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно инужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости отнее подбирать соответствующие методы воспитания.
В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослыхобязательным условием является добровольное сотрудничество родителей испециалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от техфакторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком.
Педагогическое просвещение родителей может осуществляться такжечерез создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. Притерриториальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемамвоспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для нихкраткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условияпребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободномуобмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.
При составлении программы педагогического образования родителейнеобходимо учитывать, что большинство из них не имеют специальногопедагогического образования. Кроме того, программа должна быть построена такимобразом, чтобы полученные знания могли быть использованы на практике.
Таким образом, данная программа должна быть направлена на:творческое усвоение педагогических знаний, с тем, чтобы они стали руководствомк действию и способствовали повышению эффективности воспитания детей;формирование способности осмыслить семейную действительность, умения приниматьнаиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями,принципами воспитания; взаимное обогащение опытом детско-родительскихотношений.
Педагогическое просвещение включает деятельность информационного иобучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этаповразвития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личностина конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возрастаи выработке общих рекомендаций по их разрешению.
Социальные педагоги должны заниматься пропагандойненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, спомощью которых можно воспитывать в детях послушание, ответственность, неприбегая к телесным наказаниям. Например, вовлекать ребенка в процесс принятиярешений, избегать пустых угроз и т.д.
Эффективность профилактической деятельности социального педагоганапрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимынебрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, атакже упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создаетсяпсихологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать дажевполне целесообразные предложения.
Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательноподготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательнообдумать содержание и форму беседы.
Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельностисоциального педагога: при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и вслучае необходимости организации консультации психолога; при недобровольномобращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней,обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются:
-         сбор информации;
-         анализ информации;
-         постановка социального диагноза.
Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч ссемьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкойдальнейшего взаимодействия с семьей.
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенныхпринципов. Выделим наиболее важных из них.
Методологические принципы: объективность в сборе фактов и ихинтерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошноеисследование, но в каждом новом факте социальный педагог видит подтверждениесложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык,делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный педагогостанавливает диагностическое исследование) эффекту; множественность источниковинформации; достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблемуисходя из интересов клиента).
Этнические принципы: конфиденциальность; степень открытости –право клиента; невмешательство в частную жизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностическиеметоды:
-         наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность,материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития исостояния психики клиента);
-         беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранееобдуманному плану);
-         анкета (письменный опрос);
-         тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определитьуровень знаний человека, состояние его личностных, психологическиххарактеристик).
Широко используются в диагностике:
1.        Шкальные методики. Для определения результата совместной работысемье предлагается шкала, на который ион должен отметить состояние своейпроблемы до и после визита к социальному педагогу. Этот показатель можносравнить только с показателями этой же семье в другой момент времени. Методикапозволяет переводить качественные характеристики в количественные и можетшироко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногихпростых в применении и устраивающих семью способов определения эффективностиработы;
2.        карточные методики – набор карт с определенным смысловымсодержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается заданиерасположить карточки по времени – настоящее, прошлое и будущее. Карточныеметодики позволяют составить общее представление об эмоциональном состояниисемьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения вобщении (мигранты, замкнуты), оказывает успокаивающие действие;
3.        проективные методики – разновидность тестов, нацеленных наопределение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение,скрытая агрессия, переживание);
4.        ассоциативные проективные методики, построенные на словесныхассоциациях, системе незаконченных предложений;
5.        экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи,рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результатыработы с клиентом;
6.        анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный).Изучение документов – важная часть работы социального педагога, которыйявляется составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы ссемьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, дляотчетности, для защиты своих интересов;
7.        метод социальных биографий – сбор информации об истории жизничеловека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников,переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется вработе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.
В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательноскрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самимребенком.
Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим всистеме работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения.Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболееполное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующимфизические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:
-         Знакомство, оценка проблемы;
-         Планирование работы;
-         Выполнение намеченных действий;
-         Подведение результатов.
Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так каквзаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будутдостигнуты цели.
Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку,если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на негодополнительную опасность.
Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней –индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями илис ребенком используются несколько технологий:
Консультирование – процесс взаимодействие между двумя илинесколькими людьми, в ходя которого определенные знания консультантаиспользуются для оказания помощи консультируемому.
Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этомнепосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучениятем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение ксложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования:
-         Беседа;
-         Включенное наблюдение;
-         Убеждение;
-         Одобрение или осуждение – находить компромисс, осуждать действия,выяснять причины, стараться не осуждать;
-         Прием активного слушания;
-         Прием парафразирования, проверка правильности высказаний другогочеловека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос илипример (хорошо учится – на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположноеутверждение;
-         Использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента(кинестет, аудит);
-         Прием конфротации. Конфротация заключается в том, чтобы показатьклиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтацииопасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению иразрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественногороста клиента, вскрытия его противоречий;
-         Метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другомчеловеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит втом, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствуетвизуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства обращения.
Этапы телефонного консультирования:
-         приветствие, знакомство;
-         принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию(«Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.);
-         предложение своей помощи;
-         исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема неясна, перейти к следующему этапу;
-         выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;
-         поиск согласия;
-         подведение итогов, совместный план действий;
-         расставание, выражение благодарности за звонок.
Метод «письмо-обращение». Средство обращение через лист бумаги, сотсроченной обратной связью или без нее.
Цели письма обращения: сообщить информацию или затребовать ее,ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита правклиента. Письмо – поздравление, поддержка клиента.
Социальный патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работыс клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходепатронажа можно осуществлять разные виды помощи – материальную,психологическую, образовательную и др.
Патронажи могут быть единичными и регулятивными, в зависимости оттипа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.
Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своемвизите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.
Технология патронажа:
-         Предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;
-         Оповещение клиента о времени визита;
-         Представление себя (нагрудный знак, визитка);
-         Обеспечение личной безопасности;
-         Представление и сообщение о цели визита;
-         Время посещения – 20–30 минут;
-         Подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составитьотчет.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа – этообъединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местомжительства и др. количество участников группы зависит от объединяющего людейпризнака.
Методы групповой реабилитации:
-         Беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);
-         Лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи,цель – повышения уровня информированности клиента);
-         Диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);
-         Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привестик спору, конфликту);
-         Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем,затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку.Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведутк какому-либо действию.
Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.
Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы –анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы –лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). однойиз базовых технологий социальной педагоги – это связь с общественностью,которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечениеобщественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественнойблаготворительности, реклама благотворительной деятельности некоторыхорганизаций.
Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, вдворовом клубе. Возможно привлечение общественности, волонтерского движения крешению не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных,развивающих, социокультурных задач в рамках помощи семье. Такая помощь можетпонадобиться для воздействия на трудные семьи, где, как достоверно известно,плохо обращаются с детьми. В таких случаях привлечение общественного мнения,осуждение и контроль со стороны соседей становятся необходимы, особенно еслиресурс самих родителей оказывается недостаточным для решения проблем иудовлетворения потребностей детей. 
3.        Вариант механизмаработы с семьями группы риска
Этап 1. Работа с микрорайоном
-         Выявлениесоциальной ситуации в районе. Постановка проблемы.
-         Составлениекарты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях.
Например:
Карта социального риска
 
Выявлено _____ семей, оказавшихся в социально опасномположенииПроблемы семьи Количество семей алкоголизм безработица насилие дети с проблемами мигранты, беженцы явные конфликты в семье
Этап 2. Комплексная диагностика семьи
1. Выявление готовности семьи к вмешательству извне и всоответствии с ней форм и методов реабилитационной работы:
Дифференциация семей проводится по степени мотивационнойготовности семьи к вмешательствуПсихологическая готовность выжидание зависимость категорическое неверие
модель разрешения проблем
методы, направленные на непосредственное решение проблемы:
– материальная и вещевая помощь;
– трудоустройство;
– содействие в организации отдыха и оздоровления детей;
метод поиска ресурсов – членам семьи предлагается определить жизненные перспективы семьи после решения проблемы. При этом первоначально не предлагая никакой помощи
методика присоединения \ отражения – включает «контракт в тамбуре» (по Шведской технологии) – тесный обмен информацией между семьей (что изменилось – причины, темп) специалистами (формы и виды помощи)
Работа с мотивацией редко фиксируется вдокументах, однако специалист, имеющий немалый опыт работы, может быть серьезно разочарован, столкнувшисьс непринятием семьи, с тем, что приходится принуждать людей принять эту помощь.
При работе с мотивацией важно не торопиться свыбором форм и методов работы, ускоренным оказанием помощи, которая можетскорее снизить мотивацию, чем способствовать ее укреплению. Поэтомуположительный опыт утверждает то, что любой человек свободнее чувствует себя внепринужденной беседе со специалистом, в свободном общении. Тогда клиент излюбой категории населения считает, что «сам контролирует ситуацию» и никто небудет на него оказывать давления против его воли. Наличие такого типа контролякак правило, очень важно для людей, имеющих негативный жизненный опыт и опытобщения со специалистами социальных служб. Кроме того, необходимо брать вовнимание данные исследований, которые подтверждают что женщины являются более мотивированнымиклиентами, поэтому в работе с семьей, акцент необходимо делать на матерей,имеющих детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста.
Если члены семьи не настроены активно помогать специалистам,то в практике социальной работы определено 5 уровней работы:
1. Низший уровень – просто встреча, общение, проведениевремени вместе (например, детей в приюте и их родителей, работников приюта иродителей). Параллельно может проводиться первичная беседа с «неблагополучными»членами семьи, выявление мотивации.
2. Контракт об информации – означает обмен информацией,например, информацией о развитии проблемной ситуации в семье. Члены семьи могутрассказать как изменилась обстановка, а специалисты объяснить последствия ипредложить помощь.
3. Исследование – мы заключаем контракт об исследовании,диагностике семьи, одновременно собирая информацию о ее социальном окружении.Этот уровень более сложный, так как требует внутренней информации о семье, издесь необходимо согласие родителей, позитивная мотивация на вмешательствоспециалиста.
4. Сотрудничество – он подразумевает, что мы должны оказатьобоюдную помощь друг другу. При этом четко проговаривается и объясняется, чтобудет делать специалист, что – родители, что – дети, как ведут себя«проблемные» члены семьи.
5. Семейная терапия – ее тоже можно назвать сотруднической,однако мы не можем здесь действовать обоюдно, так как специалист, оказываяпомощь, берет на себя большую ответственность за реализацию рабочего процесса.На данном этапе максимальна деятельность психолога. Психолог анализируетосновные компоненты проблемы и результаты диагностики определяются как основаработы смежных специалистов (социального работника, юриста. социального педагога).
Модель разрешения проблем может осуществляться по следующейсхеме:имя клиента Сегодняшняя (актуальная) ситуация препятствия ресурсы желаемая ситуация (то же, что и цель)
Каково Вам сейчас?
Что причинят Вам неудобства?
Как вы себя чувствуете? Что мешает изменить ситуацию? (прописываются все помехи)
Каких ресурсов Вам не хватает, чтобы изменить ситуацию?
Какие ресурсы уже имеются? Какой Вы хотите видеть свою ситуацию после решения проблемы?

Цель должна быть сформулирована в положительно ключе, следуетизбегать слов «нет», «нельзя» «прекратить». Желательно употреблять «надо»,«будет».
2. Сетевая диагностика включает исследование следующихпараметров:
2.        1. Диагностикапервоначального положения семьи на момент выявления
– степень «социальной опасности» положения (длительностьналичия проблемы, уровень сложности);
– материальное положение (источники доходов – постоянный иливременный характер, доход на члена семьи);
– социально бытовые характеристики (налаженность быта,обустроенность домашней обстановки, распорядок дня);
– психологический статус (степень внутрисемейных отношений,связи с ближайшими родственниками, семейные роли и авторитеты, причинывозникновения социально опасного положения);
2.2. Диагностика динамики ситуации (насколько быстроухудшается ситуация – причины, темп, от кого зависит разрешение);
2.3.    Выявлениесоциальных контактов семьи (изучение людей, с которыми больше всего общаютсячлены семьи, особенно те, кто является причиной кризисной ситуации или от когозависит ее разрешение).
Все вышеуказанные данные фиксируются в:
– исторической карте.
Историческая карта позволяет найти ресурсы, которые имеливажное значение в прошлом.
В нее могут включаться подобные вопросы:Что представляла ваша жизнь на предыдущемэтапе?
Каково было ваше окружение на предыдущем месте работы?
Кто был для вас наиболее значим, когда не было проблемы?
– географической карте.
Географическая карта отражает мобилизационную готовность сетиконтактов в зависимости от географической дальности.
Пример географической карты:наименование института Дальность расстояния контакт не доступен длительная поездка требуется 1 день местный транспорт на расстоянии ходьбы семья родственники друзья работа административные инстанции
— биографической карте.
Биографическая карта отражает значимые события жизни. Причемих можно расположить как в хронологическом порядке так и в порядке значимости
Я___1        _____2_____3______4____5_____…
– карте желаемого.
Карта желаемого преследует мотивационную цель. В нее могутбыть включены подобные вопросы:
Каких перемен я жду от жизни?_________________________________Могу ли я представить в этом случае свое окружение?_______________
К чему я стремлюсь?___________________________________________
Как я могу достигнуть желаемого?________________________________
Что нового будет в моей жизни?__________________________________
Полученная информация анализируется и взависимости от ситуации принимается следующее решение:

ситуация
решение Сведения не подтвердились не ставить семью на учет сведения указывают на то, что семья оказалась в трудной жизненной ситуации семья ставится на патронатный контроль с периодичностью посещений не реже 2 раз в год (совместно с УСЗН и органами опеки) сведения указывают на то, что семья относится к категории оказавшихся в социально опасном положении Семья ставится на учет в районе и сведения о ней передаются в РОВД, ПДН, органы опеки для организации комплексной и межведомственной работы с семьей.
Реабилитационную работу с семьей можно строить поплану, согласованному специалистом с членами семьи, который разрабатываетсяпериодически (ежемесячно, ежеквартально).
Например:
1.        Семья:
-          наблюдатьза взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
-          разработатьпрограмму взаимодействия членов семьи со специалистами;
-          установитьконтакт со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье в частности кдокризисной ситуации;
2.        Образование,трудоустройство:
– помощь в трудоустройстве, содействие занятости;
– налаживание внутриобразовательных контактов детей иподростков.
3.        Поведение:
– обсудить поступки, подчеркивающие кризисностьситуации, постараться выделить и разобрать проблемы, связанные с совершениемэтих поступков.
4.        Здоровье:
-          содействиеоздоровлению;
-          помощьв организации лечения;
-          поддержкаинтереса к здоровому образу жизни.
5.        Личностноеразвитие:
– развивать положительные качества личности;
-          формироватьпозитивную мотивацию к работе, учебе, решению проблемы.
6.        Дальнейшиепланы:
– разработать кратковременный план работы;
– выяснять эффективность реабилитационного процесса;
– постоянно встречаться с семьей.
Этап 3. Оценка эффективности работы.
Анализ эффективности работы необходимо проводитьвместе с клиентами, т. к. разрешение кризисной ситуации необходимо преждевсего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты.
Критерии выявления эффективности:
1.  Соответствиепоставленной задаче.
2.  Стабильностьположительной динамики.
3.  Возможностьпрогнозирования положительного развития ситуации.
В случае высокой мотивации членов семьи, установки на помощьтехнологию работы с семьей «потенциальной группы риска» необходимо строить последующим этапам:
1.        Организационный:
– диагностика – проводитсяотбор семей, разделение по группам выявленных проблем;
– исследование – изучаетсясложность проблемы, степень необходимости вмешательства специалистов.
2.        Проектный:
– моделирование картыразвития семейных групп (по проблемам), где намечаются основные направления иметоды работы с данной группой семей;
– разработкаиндивидуальной программы развития семьи – работа с каждой семьей индивидуально.
3. Функциональный:
– адаптация – работа ссемьей в сфере измененных межличностных отношений, социальной ситуации;
– кризис – принятиечленами семьи нового статуса, переосмысление ценностей;
– реабилитационный – помещениеребенка в семейную воспитательную группу. организация терапевтической работы счленами семьи;
– постреабилиация – возвращениеребенка из семейной воспитательной группы, регулярный патронаж семьи.
4. Контрольный:
– диагностика – проводитсякачественный анализ результатов проведенной работы, оценивается эффективность;
– перспектива – определениенаправлений и периодичности вторичной профилактики.
Данная схема предполагаетвзаимодействие органов социальной защиты, образования, здравоохранения, чтопозволяет не только повысить эффективность технологии «раннего вмешательства»,но также повысить ее профилактический потенциал.
Очень важно, работая с семьей, не только определить иисследовать ее внутренние взаимоотношения, но также и систему контактов,окружение семьи.

Заключение
 
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтомсоциализации, через которые ребенок усваивает основные социальные знания.Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития исоциального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием«семьями группы риска».
Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от негождут помощь, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидаютлишения родителей их прав, участие в принятии решения по вопросу привлечения ихк суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качествеадвоката, поручают исполнение решений суда о надзоре или изолировании ребенка.При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу можетпотребоваться помощь других специалистов.
Задачи социального педагога – создать в семье ощущениебезопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, бытьспособным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.
Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы иприемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственноподходить к их применению.
Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от другихпрофессионалов не только специальными знаниями, но и особенно отношением ксвоим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права какличностей, а с другой – учитывать неповторимость внутреннего мира каждогочеловека, что не терпит общего похода. Для установления контакта социальныйпедагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента – с позицииклиентоцентризма.

Списокиспользованной литературы
 
1.  Василькова Ю.В. Методикаи опыт работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов высш. пед. учебн.завед. – М.: Академия, 2006
2.  Василькова Ю.В.,Василькова Т.А. социальная педагогика. Курс лекций: учебн. пособие длястудентов пед. Вузов и колледжей. – М.: Издательский цент «Академия», 2003
3.  Зверева О.Л.,Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн.пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений. – 2-е издание. – М.: Академия,2000
4.  Каптеров П.Ф.О семейном воспитании. Учебн. пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб.Заведений. – М.: Академия, 2002
5.  Куликова Т.А. Семейнаяпедагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 2-еиздание, исправленное и дополненное. – М.: «Издательский центр «Академия», 2007
6.  Методикаи технология работы социального педагога: Учебн. пособие для студентов Вуза /под ред. Б.Н. Алмазов. – М.: Академия, 2002
7.  Минияров В.М.психология семейного воспитания. – М.: Московский психолого-социальныйинститут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005
8.  Мудрик А.В. Социальнаяпедагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999
9.  Мустаева Ф.А. Основысоциальной педагогики: учебник для студ. Высш. Пед. Учебн. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2002
10.                                                         Овчарова Р.В. Справочнаякнига социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2004
11.                                                         Олиференко Л.Я. Социально-педагогическаяподдержка детей группы риска. – М.: Академия, 2002
12.                                                         Семейноевоспитание: Хрестоматия. – М.: Академия, 2001
13.                                                         Социальнаяпедагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит.Издцентр ВЛАДОС, 2007
14.                                                         Шакурова М.В. Методикаи технология работы социального педагога: учебн. пособие для студ. Высш. Пед.Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Адміністративне право концептуальні підходи вчених дорадянського періоду
Реферат Адвокатура України 2
Реферат Административно-правовое регулирование управления культурной сферой страны
Реферат Адвокатура прошлое и настоящее
Реферат John C. Maxwell. The 360° leader (Developing Your Influence from Anywhere in the Organization)
Реферат Административно-правовое регулирование управления обороной
Реферат Административно-правовой статус общественных объединений Понятие и
Реферат Административное право 2 Формы осуществления
Реферат Административно-правовые нормы понятие и виды
Реферат Обзор конструкции зубофрезерного станки 5Д32 и расчет червяной фрезы
Реферат Административная ответственность 16
Реферат Адміністративна відповідальність 8
Реферат Адвокатура в Україні, Меліхова
Реферат Административная реформа в России
Реферат «Институт пластической хирургии и косметологии»