Федеральное агентствопо образованию РФ
Калужскийгосударственный педагогический
университет им. К.Э. Циолковского
Кафедра педагогики
Курсовая работа натему:
Воспитательная системав условиях детского оздоровительного лагеря
Калуга-2008
Содержание
1. Введение
2. Детский оздоровительный лагерь и его функции
3. Воспитательная система: характеристика основныхкомпонентов и этапов развития
4. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительныхлагерей
5. Организация воспитательного процесса на примере детскогооздоровительного комплекса «Геолог»
6. Заключение
7. Список литературы
Введение
В условиях динамикисовременных экономических и социальных процессов постоянно увеличиваетсянагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблемуоздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детскиеоздоровительные лагеря. Однако в летний период важным является не толькорешение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательногопроцесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективностьвоспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса вусловиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится всё болееактуальной.
Детские оздоровительныелагеря сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовомположении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложеныосновные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностногоразвития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:
· адаптация их кжизни в обществе;
· формированиеобщей культуры;
· организациясодержательного досуга.
Также в этом положенииизложены организационные основы деятельности учреждения.
Устройство и организацияжизнедеятельности в детских оздоровительных лагерях регламентируются положением«Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».
Для раскрытия этой темынеобходимо использовать потенциал таких наук как философия, педагогика,психология. Философия, как высший уровень методологии является базой дляосмысления концепций воспитательных систем, а также возникающих в детскихлагерях педагогических проблем. Философские категории необходимости ислучайности, общего, единичного и особенного и др. способствуют развитиюисследовательского мышления. Так же философия поможет определитьмировоззренческие подходы к исследуемому вопросу.
Общая педагогикарассматривает основные закономерности воспитания, принципы организациивоспитательного процесса. История педагогики, в свою очередь, даст возможностьпроследить развитие воспитательной системы, и выделить основные подходы кразработке проблемы воспитательной системы.
Для раскрытия этой темыданные психологии не менее важны. Социальная психология изучает закономерностисоциального взаимодействия, поможет проанализировать факты и события.Возрастная психология изучает особенности возраста, что не менее важно дляпонимания данной проблемы.
Говоря о предысториивоспитательных систем детского оздоровительного лагеря, можно выделитьнесколько периодов в его развитии. Сначала это было скаутское движение ивоспитательная система лагеря основанная на скаутизме. Скаутское движениезародилось в России в начале XXстолетия. Его родоначальником был А.С. Захарченко, преподавательАлександровского юнкерского училища в Москве и В.Г. Янчевский, преподавательлатинского языка 1-й Петербургской гимназии. Следующим этапом было пионерскоедвижение, которое возникло в 1922г. в Москве. Его первым теоретиком была Н.К.Крупская. Основой воспитательной системы детского оздоровительного лагеря вэтот период была деятельность пионерской организации, а сами детскиеоздоровительные лагеря назывались пионерскими[7].
В начале 90-х гг.начинает создаваться новая гуманистическая концепция воспитания, где находятотражение идеи единства социализации и индивидуализации личности. Именно этиидеи лежат в основе деятельности современных детских оздоровительных лагерей.
На протяжении этихпериодов в России разрабатывались различные воспитательные системы. В.А.Сухомлинский разработал воспитательную систему на основе гуманистическойконцепции, включающей личностные ценности: нравственный идеал, счастье,свободу, честь, достоинство, долг, справедливость, истинность, добро, красоту,творчество.
В.А. Караковскийразрабатывал и реализовывал свою концепцию через творчество, взаимодействие снаукой. Он также выделял общечеловеческие ценности: труд, знания, культура,мир, земля.
Сам термин«воспитательная система» был придуман Л.И. Новиковой. Она представляла эту системув виде целостного социального организма, функционирующего при условиивзаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративнымихарактеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [6].
В современной педагогическойнауке, теории и практике «воспитательных систем» уделяется огромное внимание.Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога иребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление,средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрестинеобходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешноисследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Инымисловами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлениюиндивидуальных способностей и развитию ребенка.
Проблема исследования: каковы особенности содержаниявоспитания, общения, управлении и организации воспитания как компонентоввоспитательной системы детского оздоровительного лагеря.
Объект исследования: детский оздоровительный комплекс иособенности его деятельности.
Предмет исследования: организация воспитательного процессав детском оздоровительном лагере.
Цель исследования: проанализировать и обобщитьтеоретический и практический опыт по проблеме развития воспитательных систем ипоказать значение этого опыта для современных детских оздоровительных лагерей.
1. Детский оздоровительный лагерь иего функции
Летние каникулы дляшкольников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, исовершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным иобразовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, ивоплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов вличностно значимых сферах деятельности.
Одна из наиболеераспространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являютсядетские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формойорганизации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития,с другой – пространством для оздоровления, развития художественного,технического, социального творчества ребенка.
Детский оздоровительныйлагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другимиформами и средствами работы. Прежде всего они в том, что обстановка сильноотличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, всовместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группесверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко гдеможно найти» (А.Б. Болл). Во-вторых, именно здесь ребята более тесновзаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает«зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образужизни – в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых,ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья иповышению уровня экологической культуры. В-пятых, отдых, развлечения ивсевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические идушевные силы, заняться интересным делом. [8, с. 5-6]. Все это помогает развитьновые навыки, раскрыть потенциал своей личности.
На сегодняшний деньсуществует большое разнообразие лагерей как по имущественной принадлежности,юридическому статусу, организационной структуре, так и по содержаниюдеятельности, обеспечивающие каждому право выбора собственной стратегиидополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видовдеятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальнойпрограммы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и распорядкаих посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного подходав организации образовательно-воспитательного процесса.
Ориентация на интересыребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детскийлагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализацииличности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей,как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическаяпсихология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание егоправа быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворенияиндивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это характеризуетдетский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерьпредоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путейудовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для организациидеятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:
· детскиеоздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой детиреализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической исоциальной компенсации;
· в основедеятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости иобщедоступности мероприятий по интересам; развития творчества исамодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единстваоздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей исоциальной средой;
· детскиеоздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность,конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроитьотношения между детьми, детьми и взрослыми.
При правильноорганизованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагаетблагоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловленорядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие видыдеятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная,эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.) [8].Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и формевключения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлениюинициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализпроисходящего в лагере, в том числе и участия каждого ребенка в его жизни.
Должна быть созданаобстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач,стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всюсложность социальных отношений, способствует формированию социальнойактивности, развитию лидерства.
Создание условий дляразвития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения,складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда,лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодолениясложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельностизависит их позиция в решении управленческих проблем.
Характер развития истепень оздоровления детей в значительной мере зависят от уровняпрофессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуютжизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
Таким образом, детскийоздоровительный лагерь на сегодняшний день является учреждением, которое нетолько осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательнуюи воспитательную функцию.
2. Воспитательнаясистема: характеристика основных компонентов и этапов развития
Появление в педагогикепонятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практикувоспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение всовременной науке.
Это понятие в настоящеевремя становится все более распространенным, и есть все основания считать, чтов ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике.
А.С. Макаренко на зареновой школы критиковал логику уединенного средства в организацииучебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бызаманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогикебудущего.
Среди понятий«педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательнойработы», « воспитательная система» последнее занимает особое место. Этонаиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своихкомпонентов.
Учитывая это, рассмотримсамо понятие «воспитательная система» как особую педагогическую категорию,связанную с другими, а также определим функции воспитательной системы, выявимзакономерности ее становления и развития, пути и условия совершенствования.
Прежде всего, дадимопределение такой категории, как воспитание. В педагогике есть несколькоопределений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ,концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принятоопределение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленноеуправление процессом развития личности. Это определение существенно отличаетсяот распространенного по сей день в педагогике определения воспитания какцеленаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, изкоторого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогамивоспитательного процесса является обучение – вооружение подрастающего поколенияопределенными знаниями, умениями и навыками.
Если воспитаниерассматривать как управление процессом развития личности через созданиеусловий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и несводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта системапсихолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она нетолько как педагогический фактор, но и как фактор социальный (черезвключенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются междудетьми, педагогами, родителями, руководителями; через психологический климат,позволяющий объединять детей и взрослых). Педагогическая система, такимобразом, — более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ееосновой.
Под системойвоспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанныхвоспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
В педагогике давнополучило признание понятие «дидактическая система». Дидактическая системавключает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс,методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую,так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколениеопределенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре,готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжениюобразования. Но не менее важной является функция, связанная с формированиемценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя вэтом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди другихлюдей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения.Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфередосуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.
Воспитательная система – это упорядоченная целостнаясовокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливаетналичие у учреждения образования или его структурного подразделения способностицеленаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся [5].
Воспитательная системаимеет определенную структуру. Ее компоненты:
· цели (то естьсовокупность идей, для реализации которых она создается);
деятельность,обеспечивающая реализацию целей;
· субъектдеятельности, ее организующий, в ней участвующий;
· рождающиеся вдеятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
· среда системы,освоенная субъектом;
· управление,обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этойсистемы.
Воспитательная системасоздается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности каквоспитанника, так и педагога, а также их социально-психологическойзащищенности.
На разных этапах развития воспитательной системы позитивнуюроль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы. Так, наэтапе становления системы интеграция способствует созданию стабильной средыразвития личности, усвоению норм поведения, способов деятельности и стилейобщения, служит своеобразным средством социальной защиты. В то же время надругих этапах излишняя упорядоченность может сдерживать активность личности, еевозможности в самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. Вэтом случае элементы стихийности обеспечивают возможность обновления,свободного выбора и т.д.
Опыт показывает, что воспитательная система проходит в своемразвитии три основных этапа.
Первый этап – становление системы. В качестве важнойсоставляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесьосуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательнойсистемы, моделируется ее структура, устанавливаются связи между еекомпонентами. Главная цель первого этапа — выработка нового педагогическогомышления, формирование коллектива единомышленников. На данном этапе компонентысистемы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны,преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск,формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции.Основными методами становления воспитательной системы являются методы убеждения,требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носитстихийный характер. Темпы системообразования в этот период должны бытьдостаточно высокими.
Второй этап – отработка системы. На этом этапепроисходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления,утверждаются системообразующие виды деятельности, приоритетные направленияфункционирования системы, закрепляются традиции, идет отработка наиболееэффективных педагогических технологий. Главными методами развития воспитательнойсистемы становятся методы организации разносторонней деятельности, общения,опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности иповедения. Трудности педагогического управления воспитательной системы школы наэтом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического ипедагогического коллективов.
Третий этап – окончательное оформление системы. Наданной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единойцелью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центревнимания здесь – воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой,практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений,повышение уровня культуры. Все это, по мнению Е.В. Бондаревской, является яркимпоказателем обновления воспитания, опирающегося на принципы гуманизма. Вниманиеакцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления,саморазвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций ипередача их от поколения к поколению. Воспитательная система и среда активно итворчески взаимодействуют друг с другом.
На последующих этапах возможна перестройка воспитательнойсистемы. Она бывает вызвана усилением дезинтегрирующих явлений и иногда ведет ктак называемому кризису системы. Причины возникновения кризисных явленийразличны, но чаще всего они сводятся к появлению усталости в коллективе,остановке в совершенствовании деятельности (содержания и методики), к дефицитутворчества и новизны. Выход из создавшегося положения — обновление системы наоснове реформ, развития творчества, создания инновационныхпсихолого-педагогических условий, а иногда смены лидеров [5].
Этапы развития воспитательной системы сообразуются состадиями развития коллектива, являющегося ее ядром. Движение от одного этапаразвития к другому, более высокому, возможно только в результатецеленаправленной работы, которую проводит коллектив единомышленников. Какотмечалось выше, успешность этой работы зависит прежде всего от организацииуправленческой деятельности, включающей в себя постоянное изучение и оценкукачества воспитательной системы.
Итак, можно говорить об определенной технологии и методикесоздания и развития воспитательной системы, а именно: выявлении ведущей идеи,формулировке основных целей и задач, формировании на их основе теоретическойконцепции, конкретизации составляющих системы и механизмов их взаимодействия,определении и использовании вариативных педагогических технологий и методик,проектировании необходимых для этого условий.
Подводя итог данной главы можно сказать, что воспитательнаясистема развивается успешно, если она целесообразна и современна, находится вцентре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуетсяна основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационныхподходов к организации деятельности.
3. Разнообразиевоспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном миресуществуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от другавидом, местонахождением, временем существования, моделью основанной наопределенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретныевоспитательные системы.
Скаутизм как добровольное движение было создано РобертомБаден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт длявсех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания в соответствиис принципами и методами, изложенными в его программных документах. В нихреализуются две концепции – человеческого достоинства и целостности окружающегомира.
Скаутский лагерь имеет свою воспитательную систему,направленную на разностороннее развитие и воспитание личности (развитиеспособности «учиться познавать» и позиции «учиться быть»). Первичнойорганизационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет6–8 человек. Скаутом может стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка ввозрасте от 6 до 20 лет и старше, признающий Конституцию Всемирной организациискаутского движения и действующий в соответствии с ее принципами.
Основные принципы скаутизма – патриотизм, аполитичность,внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию.Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себяпуть развития. Содержание деятельности определяется главным образом скаутскимОбещанием, Законами и направлено на овладение скаутом знаний и умений, которыеподразделяются на 12 групп и ориентированы на взаимодействие с природой,окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья.
Организационной основой воспитательной системы скаутизмаявляются также методы самовоспитания. Это самоанализ, самооценка,самотребование, самоприказ и др.
Лозунг скаутов — «Ни дня без доброго дела», девиз — «Будьготов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, форма, галстук,значок и др. [5].
Пионерская организация как воспитательная система прошла всвоем развитии ряд этапов. Их, как правило, связывают со значительнымисобытиями советского государства — образованием СССР, периодами коллективизациии индустриализации, Великой Отечественной войной, послевоенным восстановлениеми развитием народного хозяйства, перестройкой, распадом союзного государства иобновлением России.
Первый этап с 1922 по 1924 г. (становление воспитательной системы) связан с деятельностью юных пионеров им. Спартака. 19 мая 1922 г. Российский Коммунистический союз молодежи принял постановление о создании единой детской коммунистическойорганизации, утвердил основные положения ее программы, принципы деятельности,законы и торжественное обещание юных пионеров. Программа организации включалавсе основные компоненты системы и учитывала позитивные моменты деятельностискаутизма.
В качестве цели создания пионерских лагерей рассматривалосьсплочение и воспитание детей в духе коммунистических идей, подготовка их кборьбе за интересы пролетариата. Важнейшей задачей на этом этапе являласьзабота о всеобщей грамотности.
К основным принципам деятельности были отнесены:коммунистическая идейность; совместный труд на общую пользу; коллективизм,дружба, товарищество; самостоятельность и самоуправление в сочетании спедагогическим руководством взрослых; добровольность вступления и участия вделах; учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов; непрерывностьдеятельности.
Содержание деятельности пионерской организации определялосьположением, законами и торжественным обещанием юных пионеров. Основныминаправлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу,общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших. В 1923 г. при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят.
К 1924 г. в стране насчитывалось 50 тыс. октябрят и около 100тыс. пионеров. На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты,зарождаются традиции (красное знамя, галстук, значок, форма, салют, традициисборов и пионерских костров и др.).
В 1924 г. после смерти В.И.Ленина пионерской организации былоприсвоено его имя. С этого времени начинается второй этап развитиявоспитательной системы организации. Деятельность пионеров в это времяхарактеризуется усилением ее идеологической направленности, что нашло своевыражение в новых текстах положения, законов и торжественного обещания.Появляются разнообразные формы (всесоюзные марши, сборы, слеты, тимуровскоедвижение, военно-спортивные игры, турниры, конкурсы, экспедиции и т.п.) исоответственно разные методы работы (убеждение, упражнение в деятельности,самоуправление, соревнование, игра, красочность и романтика).
Последующие этапы развития воспитательной системы пионерскойорганизации характеризуются разносторонними направлениями: идейно-политическим,военно-патриотическим, интернациональным, атеистическим, нравственным,трудовым, эстетическим, физическим [5].
Еще одной системойявляется воспитательная система детского православного лагеря. В ней ребенок накакое-то время становится недоступен для многих институтов воспитания, которыеокружают его в повседневном мире. Его привычный распорядок дня заполняетсяопределенными мероприятиями, занятиями в уделах, беседами, общению со своимиправославными сверстниками и пр.
Воспитательная системадетского православного лагеря – это совокупность взаимосвязанных компонентов(воспитательные цели, люди их реализующие, их деятельность и общение,отношение, жизненное пространство и пр.), составляющая целостнуюсоциально-педагогическую структуру детского православного лагеря и выступающуюмощным и постоянно действующим фактором воспитания [1].
Воспитательная цельдетского православного лагеря является: содействие духовному и нравственномустановлению личности ребенка как полноценного и активного члена Русской ПравославнойЦеркви.
Церковноприходская жизньдетского православного лагеря самый важный компонент воспитательной системы. Целью в воспитательномпроцессе является приобщение детей к тому, что ребенок видит в Церкви: предметыцерковного обихода, иконы, и пр.
Системностьвоспитательного процесса приводит к разрушению стереотипов – везде приходитсявести себя одинаково. На этом этапе первостепенной задачей воспитателя являетсяпомощь ребенку остаться самим собой, а не начать играть одну определенную роль.Сделать это, возможно опираясь на системность педагогического воздействия.
Мероприятия, проводимые влагере, подобраны таким образом, чтобы не только доставить детям радость, но ивоспитать определенное качество. Например, «Веревочный курс» — мероприятие,направленное на сплочение детского коллектива, для того, чтобы пройти тот илииной конкурс, детям необходимо проявить заботу о ближнем, иначе просто ничегоне получиться.
Основные компонентывоспитательной системы детского православного лагеря тесно взаимосвязаны друг сдругом: взаимодополняя и детерминируя работу друг друга, в динамикипредставляют собой воспитательный процесс, направленный на достижение единойвоспитательной цели – содействие духовному и нравственному становлению личностиребенка как полноценного и активного члена Русской Православной Церкви.
В основе всех рассмотренных воспитательных систем лежатразличные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но ихобъединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармониис миром и обществом, с самим собой, создать условия для разностороннегоразвития его личности.
4. Организация воспитательногопроцесса на примере детского оздоровительного комплекса «Геолог»
Вэтой главе я хочу рассмотреть пример организации воспитательного процесса напримере детского оздоровительного комплекса «Геолог», где уже отработал 7 смен,из них 4 — старшим педагогом-воспитателем.
Детский оздоровительныйкомплекс «Геолог» ФГУП МЗСС расположен в поселке Детчино Малоярославецкогорайона Калужской области, в 145 км от г. Москвы на берегу реки Суходрев.
ДОК «Геолог» находится всосновом бору. На территории находится 2 спальных корпуса, столовая, спортивныйзал, диско – клуб, помещения для кружковой работы, спортивные площадки,библиотека, видеотека, бассейн, сборно — разборочные беседки со столами истульями (отрядные места на улице), банно-прачечный комплекс, медпункт иизолятор, символический памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественнойвойны.
Условия Док «Геолог»соответствуют всем необходимым санитарно-эпидемиологическим и педагогическимнормам и способствуют организации нормального отдыха детей, укреплению ихздоровья, развитию творческой и познавательной активности.
Педагогический коллективоздоровительного комплекса МЗСС «Геолог» возглавляет директор Лега АлександрНиколаевич, старший педагог Филимонов Андрей Владимирович. Педагогическийколлектив включает в себя:
— педагогов –воспитателей;
— руководителей кружков;
— спортивных работников;
— музыкальных работников.
Основная часть составаработает в комплексе не первый год. Подготовка педагогического коллективаосуществлялась через инструктивно-методические сборы, которые проходили вКалужском Государственном Педагогическом Университете им. Циолковского. Впомощь вожатым в лагере в 2007г. был создан кабинет, оснащенный методическойлитературой и разработками по проведению различных мероприятий для работы сдетьми. Ежегодно он пополняется благодаря новым и свежим идеям вновьпоступивших на работу воспитателей. Ежедневно проводились планерки, на которыхвоспитатели подводили итоги прошедшего дня, обсуждали план на следующий день.
В летний период 2008 годапедагогический коллектив ДОК «Геолог» поставил перед собой следующие задачи:
· пропагандасемейных ценностей, стимулирование общественной активности детей и подростков вусловиях временного детского коллектива.
· гражданское ипатриотическое воспитание детей.
· созданиеблагополучных условий для нравственного и эстетического воспитания,всестороннего развития и творческих способностей, формирования здорового образажизни.
· развитиеспособностей и интересов детей в условиях организованного отдыха.
· реализациятворческого потенциала личности путем вовлечения каждого ребенка в общественнуюжизнь лагеря.
Все представленные целидостигались с помощью проведения различных отрядных и внутрилагерныхмероприятий, ролевых игр, бесед и др.
Педагогический коллективДОК «Геолог» в летний период сезона 2008г. уделял много времени трудовому ифизическому воспитанию, а также воспитанию семейных ценностей. Для этогоорганизовывались дежурство в столовой, уборка территории, различные спортивныемероприятия, соревнования по футболу и пионерболу с ДОЛ «Магистраль».
Трудовое воспитаниепроводилось в форме ряда работ по самообслуживанию. Дети дежурили в столовой,участвовали в уборке территории, спальных мест и корпусов, диско – клуба.Самообслуживанием дети занимались и в кафе лагеря. На специальных стендахотражается успех каждого отряда в трудовой деятельности.
Педагогический коллективДОК «Геолог» считает трудовое воспитание важным элементом воспитательногопроцесса.
Ежедневно, утром ивечером, старший педагог и медицинская сестра проверяли санитарное состояниекорпусов и выставляли оценки отрядам. Вся территория ДОК разделена междуотрядами, и дети поддерживают на ней чистоту и порядок. Каждую сменупроводились дни защиты леса или экологические дни – уборка сухих сучьев,расчистка территории. Зачастую дети сами, подсказывали какие – то непорядки ипредлагали свою трудовую помощь. Эта бесценная инициатива всегда поощряласьпедагогами.
При работе в кружкахдетям прививались основные трудовые навыки, их обучали работе с материаламиразличных фактур.
Одним из основныхнаправлений работы с детьми является укрепление их здоровья, приобщение ксистематическим занятиям физкультурой и привитие навыков здорового образажизни.
Спортивная работа в ДОК«Геолог» МЗСС была направлена на укрепление здоровья детей. С цельюоздоровления и совершенствования физического воспитания проводились следующиемероприятия.
1. Всесменный розыгрыш КубкаГенерального директора МЗСС по футболу с участием команд старшего и младшеговозраста.
2. Матчи по пионерболу между девочкамистаршего возраста.
3. Матчи по баскетболу.
4. Внутрилагерные и межлагерные игры попионерболу и футболу в различных возрастных группах.
5. Тренировочные походы на байдарках пореке Суходрев.
6. Первенство лагеря по настольномутеннису.
7. Игровой кросс «Веселые старты» испортивные аттракционы.
8. Турнир по шашкам в младшей возрастнойгруппе и по шахматам в старшей возрастной группе.
9. Спартакиада, включающая в себясоревнования по легкой атлетике.
10. Спортивная викторина
11. Регулярное купание вбассейне.
В ДОК «Геолог» созданывсе условия для проведения активной спортивной работы, которая начиналаськаждое утро утренней зарядкой. Основной ее задачей является приобщение детей кразличным формам физических упражнений, привитие устойчивого интереса кзарядке. В комплексе имеется открытый бассейн, большая и малая волейбольныеплощадки, два футбольных поля, прекрасно оборудованный спортивный зал иперсонал, умело руководящий всем процессом.
Подводя итог даннойглавы, хочется отметить, что все поставленные перед собой цели были достигнутыпедагогическим отрядом.
Заключение
Таким образом, современные воспитательные системы детскихоздоровительных лагерей создаются на основе гуманистической концепциивоспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализацииличности ребенка.
Воспитательные системы детских оздоровительных лагерейнаходятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающаяпотребность в них. На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играютвсе большую роль в жизни общества. Те воспитательные системы, на принципахкоторых строится образовательный и воспитательный процесс, оставляют свой следна личности современного ребенка. Поэтому проблема, связанная с созданием новыхвоспитательных систем требует больших усилий, которые будут способствовать еевидоизменению и выхода на новый уровень своего развития.
С видоизменением самихвоспитательных систем изменяются и задачи, связанные с ними. Можно выделить рядзадач, которые должен ставить перед собой современный летний лагерь:
· максимальноевнимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей, удовлетворениюинтересов;
· широкоеприобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля итона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
· лагерь обязанукреплять здоровье, работать на закаливание организма детей;
· воспитывать детейс учетом национальных традиций проживавших на данной территории народов.
Создавая условия длятворческого развития и саморазвития нельзя не учитывать индивидуальныеособенности детей. Поэтому на сегодняшний день гуманистическая педагогикаприобретает все больший вес и влияние на деятельность детских оздоровительныхлагерей.
Список литературы
1. Алехина Е.В.Организационно-деятельностные особенности функционирования православногодетского лагеря / Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность:межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147
2. Байбородова Л.В. Воспитательнаяработа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. –Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.
3. Буданова Г.С. Летняя странадетства / Г.С. Буданова// народное образование. – 2001.- №3.- с. 26-34.
4. Лазарева А.Г. Организация жизнидетей в летнем лагере/ А.Г. Лазарева, З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С.Туренская// воспитание школьников. — 1998.- №2.- с. 17-21.
5. Методика воспитательной работы:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
6. Новикова Л.И. «Воспитательноепространство» как открытая система / Л.И. Новикова, Соколовский М.В.//общественные науки и современность. — 1998.- №1.- с. 132-143.
7. Сысоева М.Е. Организация летнегоотдыха детей: учеб.- метод. Пособие / М.Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 1999. — 176 с.
8. Сысоева М.Е. Основы вожатскогомастерства/ М.Е. Сысоева, С.С. Хансова. – М.: Центр гуманитарной литературы«РОН», 2002. – 128 с.
9. Таран Ю.В.Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ Ю.В.Таран// народное образование. — 2004. — №3.- с. 89-94.
10. Юзефавичус Т.А. Советы бывалоговожатого: Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей/Т.А. Юзефавичус. — М.: Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.