Реферат по предмету "Педагогика"


Как научить ребенка любить литературу

Как научить ребенка любить литературу?
Миронова Н. П.
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.
Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью — ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижениюгребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник этом — книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.
Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста — высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально-окрашенную, образную речь.
Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.
— Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.
— Его принадлежность к подлинному искусству.
— Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Приведем конкретные примеры.
Обратимся к финальной части русской народной сказки «Теремок».
Первый вариант. «Пришел медведь и стучится:
— Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса.
— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?
— Я вам всем пригнетыш.
Сел медведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал».
Второй вариант. «Идет мимо медведь косолапый, ревет:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить...».
Внимательно ознакомившись с этими вариантами, педагог скорей всего отдаст предпочтение второму как более понятному дошкольнику. Некоторые слова и выражения из первого варианта («пригнетыш», «хватыш» и др.) непонятны ему, а их запоминание и пересказ не способствуют формированию литературного вкуса.
В последнее время появились и разные обработки русской народной сказки «Колобок».
Первый вариант. «Вдруг навстречу ему идет заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, я тебе песенку спою, — сказал колобок.
Спел песенку и покатился дальше».
Второй вариант. «Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я, колобок, колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!..».
В первом варианте опущена песенка колобка, что, казалось бы, облегчает восприятие сказки, но без песенки колобка сказка теряет свое очарование. Художественный текст фактически превращается в сухое перечисление фактов, исчезает возможность наслаждаться народным слогом сказки, что не способствует формированию литературного вкуса ребенка.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой.
В связи с обсуждаемой нами проблемой целесообразно познакомиться с высказываниями студентов филологического факультета педагогического университета, будущих учителей литературы средних и старших классов.
«Литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует приобщать к фольклору (пестушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.), а в возрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (А. Пушкин, К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер и др.). Включение ребенка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению» (студентка 3-го курса Марина Бугакова).
«Литературный вкус дошкольнику необходимо развивать с 3-4 лет, читая сказки А. Пушкина, басни И. Крылова, рассказы Л. Толстого и др. Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду.
Ребенок постарше уже самостоятельно делает выбор, и если он не знаком с классикой, его выбор вряд ли падет на настоящую литературу» (студентка 3-го курса Катя Комарова).
«Чем раньше знакомится ребенок с настоящей литературой, тем успешнее происходят его интеллектуальное развитие, а также „напитывание“ грамотной литературной речью» (студентка 3-го курса Алла Абрамова).
«Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы» (студентка 3-го курса Ирина Мережникова).
«Важно как можно раньше познакомить дошкольника с различными произведениями как русской, так и зарубежной литературы. Это позволит ему выбрать то, что действительно понравится. В раннем детстве ребенок художественный текст воспринимает на слух, поэтому важно, чтобы литературное произведение принадлежало к настоящему искусству, а не было бы убогимподобием его» (студентка 3-го курса Елена Коломиец).
Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.
1. Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуем русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» (для младших дошкольников), «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» (для старших дошкольников).
2. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Например, взрослый читает стихотворение А. Барто «Слон»:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д.
При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
3. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К. И. Чуковского, дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
4. Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.
Примерные вопросы для литературной викторины:
Из какой русской народной сказки эти отрывки?
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое». («Курочка Ряба».)
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
И стали они жить вдвоем. («Теремок».)
Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку… («Репка».)
К каким художественным произведениям относятся эти иллюстрации?
Волк, опустивший хвост в прорубь (русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»).
Слон, оживленно разговаривающий по телефону (К. Чуковский «Телефон»).
Бычок, качающийся на доске (А. Барто «Бычок»).
Большой ящик, в котором лежат апельсины и Чебурашка (Э. Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»).
Вставьте недостающие слова в стихотворения А. Барто.
Идет… качается, Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (Бычок.)
Я люблю свою… (лошадку),
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык
Опрокинул… (грузовик).
(Самолет)… построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Назовите авторов следующих литературных произведений.
«Муха-цокотуха» (К. Чуковский).
«Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин).
«Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак).
«Мойдодыр» (К. Чуковский).
5. Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослый должен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...».
Важное условие успешной педагогической работы — сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя, который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте малыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.
Список художественных произведений, способствующих формированию литературного вкуса
Малые жанры фольклора: Детские песенки, потешки: «Идет коза рогатая...», «Кошкин дом», «Жили у бабуси...», «Пальчик-мальчик...», «Сорока, сорока...», «Водичка, водичка...», «Сидит белка на тележке...», «Уж ты, радуга-дуга...», «Гуля, гуля...», «Петушок, петушок...», «Вот и люди спят...», «Поехали, поехали...», «Наша Маша маленька...», «Дождик, дождик...», «Скок-поскок...», «Солнышко катилось...», «Ночь прошла...», «Ты рябинушка...», «Ножки, ножки...», «Катился месяц...», «Зайчишка-трусишка...», «Огуречик, огуречик...», «Иголка, иголка», «Уж ты, котинька-коток», «Ходит конь по бережку...», «В печи калачи...» и д.р.
Русские народные сказки: «Коза-дереза», «Петух да собака» (обр. К. Ушинкого), «Лисица и тетерев» (обр. Л.Н. Толстого), «Колобок», «Теремок», «Репка» (обр. К. Ушинского), «Курочка Ряба» (обр. К. Ушииского), «Соломенный бычок», «Лисичка-сестричка и волк» и д.р.
Литературные сказки:
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр».
Э. Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка».
Стихотворные произведения:
А. Майков «Голубенький, чистый...».
А. Плещеев «Травка зеленеет...».
А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...».
А. Блок «Зайчик».
Д. Хармс «Кораблнк», «Веселые чижи».
А. Барто «Игрушки».
В. Берестов «О чем поют воробушки», «Веселое лето», «Песочница», «Карусель», «Юла».
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Мяч».
Э. Мошковская «Мчится поезд», «Гав! Гав!».
И. Токмакова «Как на горке»
Н. Саконская «Где мой пальчик?».
Э. Успенский «Тигр вышел погулять».
Рассказы:
Л. Толстой «Нашли дети ежа», «Спала кошка...», «У Вари был чиж...», «Пришла весна...», «Птица свила гнездо...», «Тетя дала Варе меду…», «Была у Насти кукла...».
К. Ушинский «Петушок с семьей», «Уточки», «Коровка».
Н. Калинина «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад».
В. Сутеев «Под грибом», «Три котенка», «Кто сказал „мяу“ и др. --PAGE_BREAK--Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ смерти Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")
Реферат Три приема Максима Соколова
Реферат Отчет по преддипломной практике в ММПП Салют
Реферат Построение распределительных логистических систем на основе маркетинговой информации
Реферат Судебно-психологическая экспертиза 2 Решение следователем
Реферат Организация изучения основных алгоритмических конструкций в среде Лого Миры
Реферат 6. му «Информационное агентство «Мегионские новости»
Реферат Разработка многофункциональных астрономических часов
Реферат Російська класична музика
Реферат Битва за Берлин
Реферат Спеціалізація районів України
Реферат Организация орфографии на уроках русского языка
Реферат Стандарты - во главу угла
Реферат Предпринимательсво на основе долевой собственности
Реферат Открытие нового цветочного магазина