Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание нравственности в современной школе

Федеральноеагентство по образованию
ГОУ ВПО « Пермскийгосударственный университет »
Кафедра педагогики
Реферат
Воспитаниенравственности в современной школе
студента 3-го курса
экономического факультета
Бондарчука А.А.
Руководитель
Гашева Людмила Васильевна
Пермь 2009

Содержание
Введение. 3
1. Возникновениевоспитания. Воспитание как общественное явление. 5
2. Цель и задачивоспитания в современной школе. 7
3. Этическиевоспитательные дела. 9
4. Моральноевоспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся иформирование у них нравственных качеств. 15
Вывод. 17
Список литературы… 18

Введение
Более 70 лет отечественная педагогика и школа несли насвоих знамёнах цель всестороннего и гармоничного развития личности. Многое былосделано для её полной практической реализации. Но выполнить намеченныепреобразования так и не удалось. Всесторонне развитая, гармоничная личность таки не была сформирована. Теперь известны причины неудавшегося эксперимента-подавление прав и свобод личности, жёсткая регламентация воспитания, егоизлишняя идеологизированность, забегание вперёд реалий, отрыв от жизни.Нынешняя школа вынуждена идти на некоторое сужение целей. Но от главной целивоспитания- формирования всесторонне и гармонически развитой личности-отказываться бы не хотелось. Разумной альтернативы всестороннему игармоническому воспитанию нет. Оно по прежнему остаётся идеалом, к достижениюкоторого, с учётом допущенных ошибок, будет стремится новая отечественная школа.При разумной организации и поддержке всего общества эта цель вполне достижима.Нравственное воспитание также имеет и свои специфические цели. Оно определяетсягосподствующими общественными отношениями и духовными ценностями.Цельвоспитания- формирование нравственно устойчивой, цельной личности.Этоопределяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется вединстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения.Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единстваформирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественнойдеятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитанияявляется его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смыслеэтого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их вличностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется путёмсознательного освоения общественно значимой деятельности, глубокого осмысленияпрактического участия в ней, осознание её нравственного значения.
По мнению автора данного реферата, сегодня главноенаправление деятельности средней общеобразовательной школы — способствоватьумственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемернораскрывать её творческие способности, формировать гуманистические отношения,обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка сучётом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущегочеловека придаёт «человеческое измерение» таким целям современной школы каквыработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности ксамостоятельной жизни, труду, творчеству, участию в демократическомсамоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации вцелом.

1. Возникновение воспитания. Воспитаниекак общественное явление
Педагогика как наука сформировалась значительно позже,чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание. Когда жевозникло воспитание? Это не простой вопрос, на который давно пытаются ответитьразличные отрасли человеческого знания, и прежде всего философия, история,этнография, антропология. В 19 веке было создано несколько концепций,объясняющих появление воспитания:
1. Эволюционная или социолого – антропологическая теорияфранц. этнографа Шарля Летурно (1831-1904).
2. Социолого – психологическая теория профессорапедагогики Пауля Монро (1869-1947)
3. Социолого – трудовая теория немецких политологов,основателей марксистской философии К. Маркса (1818-1831) и Ф. Энгельса(1820-1895)
4. Духовно — культурологическая – немецкого педагогаКарла Шмидта(1819-1864), и др.
Авторы считают, что воспитание появилось когда человекстал Homo sapiens – (существом разумным) т.е. 40 000 лет до н.э. Все онисогласны с тем, что воспитание – это явление социальное (присущее чел.обществу), даже если его начало лежит в глубинных истоках биологическогопроисхождения человека (Ш. Летурно, П. Монро). Основной смысл суждений Ш.Летурно таков: « Человечество как оно есть…есть результат слепого и бессвязноговоспитания, которое дано было ему, с одной стороны природой, с другой стороны,социальным бытом [1]».
П. Монро, в отличие от Ш.Летурно, который инстинктивныедействия животных отождествлял с воспитательной практикой первобытных людей,признавал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружениюи заложенной в человеке от рождения способности к подражанию. Марксистысчитали, что человека создал труд и именно с момента применения им первогопримитивного орудия возникла новая социальная функция – воспитание.
Теория К. Шмидта утверждает, что воспитание появилось,когда человек стал замечать и понимать необходимость знаний и умений. У Шмидтав качестве ведущего и всеобъемлющего фактора развития воспитания выступает идеядуховности, воплощённая в культуре. Каждая из этих теорий по-своему объясняетвозникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложногосоциального явления, но представляется, что надо не решать какая из них самаяправильная, а принять их в совокупности, так как в каждой из них есть доляистины.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания вразвитии и формировании личности осознавались и ставились также с давнихвремён. Они связывались главным образом с тем, что только нравственноевоспитание обеспечивает формирование у личности доброжелательного характера идоброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. Втрактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философаСенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой труднонаучиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает внауках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Оченьвысоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которыедолжен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можноменьше зла и как можно больше добра.
Из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и яркохарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский.В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: Конечно, образованиеума и отягощение его знаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак неполагаю, чтобы ботанические или зоологические познания…могли сделатьгоголевского городничего честным чиновником и совершенно убеждён, что будьПавел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии, он останетсятем же весьма вредным для общества пронырой… Убеждённые в том, чтонравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития,мы ещё убеждены и в том, что…влияние нравственное составляет главную задачувоспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головыпознаниями.[2]
Нравственное воспитание – это сложный и противоречивыйсоциально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всемисоциальными институтами: общественными организациями, средствами массовойинформации, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня инаправленности.
2. Цель и задачи воспитания всовременной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающаяего наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся насвет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливая формулировкавстречается уже у философов и педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, нокорнями эта цель уходит в античные философские учения. В нашей стране вкачестве главной цели учебно – воспитательного процесса традиционно выдвигаласьподготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшейэффективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистическийподход требует, чтобы в качестве цели рассматривалось создание предпосылок длясамореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностныхориентаций и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, созданиепредпосылок для реализации её потенциала. На сегодняшний день, одна из главныхцелей современной российской школы – всестороннее развитие личности ребёнка.
При разумном подходе должна сохраняется преемственностьцелей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся национальную системувоспитания. Менять её на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный выводможно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями,которые стоят перед личностью и обществом.
Цель воспитания как система распадается на составныечасти – общие и конкретные задачи. Глубинная перестройка общества и школы,вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множествопротиворечий в определении конкретных задач воспитания. Эти противоречия не тольконе устранены, но стали ещё острее. Сегодня нашей школой реализуются как традиционные,так и новые, поставленные жизнью задачи воспитания. Традиционно в отечественнойпедагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: умственное(интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное,эстетическое (эмоциональное) воспитание. Современная жизнь и развитие обществавыдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое,правовое воспитание школьников. Все задачи настолько обширны, что составляютотдельные пласты педагогической теории и практики и часто называются составнымичастями воспитания.
Нравственное воспитание это одна из главных задач,которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформироватьглубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себяформирование у школьников нравственных понятий, суждений, навыков и привычекповедения, соответствующих нормам современного общества, направлено наформирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него,необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества. Нравственныепонятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможностьпонимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо.Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются вдействиях, поступках. Нравственные поступки и действия – определяющий критерийнравственного развития личности.
3. Этические воспитательные дела
Системность, комплексность, последовательность,непрерывность воспитания лучше других передаёт понятие «воспитательное дело»,которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики.Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретнойдеятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности –необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит изцепи непрекращающихся воспитательных дел. Воспитательные дела имеют коллективныйи творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными деламиили коллективными творческими делами.
Нравственное воспитание – это целенаправленное исистематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников сцелью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиямобщественной морали, это, без сомнения – важнейшая задача школы.
В процессе воспитания личности исключительно важноезначение имеет её нравственное формирование.
Мораль – нормы и правила, которые относятся к её сфере, вотличие от правовых норм, т.е. правил поведения устанавливаемых государством,обязательного характера не имеют и практически от самой личности зависит ихсоблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые инезнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силуобщественного мнения: упрёки, моральное порицание и, наконец, общественноеосуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже серьёзныйхарактер. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, аглавным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм иправил и необходимости их соблюдений. Для этого в этике (от лат. ethica-обычай, характер) – философской науке о морали – существуют две основныенравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, ихподдержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норми правил, отступление от них, характеризуется как нравственное зло.
Нравственное воспитание направленно также и наознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, понимания ихправомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственныеубеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственныхчувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявленийуважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Содержание нравственного воспитания в современной школепретерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникает остраяпотребность возродить общественные ценности. Главная такая ценность – жизнь.
Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молокомматери дети должны впитать истину, что покушение на жизнь и здоровье другихлюдей и на свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличениечисла самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это потеряв смыслжизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжениивеков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у нихпомощи и защиты.
Актуальной проблемой остаётся отношение к детям как кценности. Дать жизнь ещё одному человеческому существу, иметь детей,воспитывать их – на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. Вшколе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако донедавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установкана брак, материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей умногих выпускников школ не сформирована. Молодые люди, вступив в брак, иливообще не хотят иметь детей, решив « жить для себя», либо относятся к детям какк досадной помехе, уклоняются от своих родительских обязанностей. Всё чащемолодые мамы отказываются от своих детей в роддоме или бросают их на произволсудьбы.
Ещё одна общечеловеческая ценность – свобода. В условияхдемократизации значительно возросли права и свободы личности. На этом фонеотчётливо виден низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассникови выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человекпонимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства,достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода идисциплина – нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно изусловий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте. Но от послушанияребёнка нужно как можно скорее переходить к ответственности, к осознаннойдисциплине.
Не утратили своего значения, а наоборот, стали ещё важнеетакие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, долг, честь,совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны всистеме современного нравственного воспитания проблемы полового воспитанияшкольников, отношение к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство,наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодёжи – вотдалеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкиваетсяежедневно. Они разрушают нравственную сферу и самого человека: он деградируетдуховно и физически. Идёт процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегдаи особенно в деле воспитания должны стоять выше других интересов. Сегоднявопрос стоит о спасении молодых поколений.
Если в физическом, эстетическом воспитании для достиженияцели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранныхвоспитательных дел, то в нравственном воспитании всё намного сложнее. Вдумчивыепедагоги не без основания утверждают: не от метода здесь нужно идти, не отформы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они не казались, аот индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации иуже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приёмы иметоды. Если это требование нарушается, то работа будет формальной. В структуруэтических воспитательных дел педагог включает сведения о человеческой морали,добивается ясного понимания того, что мораль – форма человеческого сознания,часть человеческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов моралиприводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых ониоценивают поступки свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценоки суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете,определяют поведение и поступки человека. Нравственно убеждённый человекглубоко уверен в справедливости моральных норм, признаёт необходимость ихвыполнения. Но знание и понимание нравственных норм ещё не могут сами по себеобеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкойдля их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда ониприменяются в жизненном опыте, продуманны, критически переработанывоспитанниками.
В систему этических воспитательных дел органичновплетаются средства, стимулирующие нравственные чувства, под которымипонимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям,своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этическихвоспитательных дел – формирование нравственного поведения. Воспитательные деласоставляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизненных ситуациях. Именнопоступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности.Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия.Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспитанности. Важны ипобудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтомуформирование высоконравственных мотивов деятельности – важная и необходимаячасть этических воспитательных дел. Чтобы воспитанник совершал нравственныепоступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формированиенравственных потребностей есть процесс усвоения и переработки моральных норм ипринципов в систему индивидуального сознания. С помощью нравственных потребностейсоздаётся основа самой природы морали – возможность свободного выбора. Именно ввыработке способности к свободному нравственному выбору состоит функцияэтических воспитательных дел.
Система поступков ведёт к формированию нравственнойпривычки – устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки,как известно, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития,культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создаётся потребность иготовность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.
Передовая педагогическая практика последних лет накопилаценный опыт, который должен быть учтён при организации и осуществленииэтических воспитательных дел:
Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитанияпревращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не борьба, а длительнаякропотливая работа, складывающаяся из кропотливых будничных дел.
Нравственные качества личности не сформируются безнасущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации, конфликтногостолкновения нравственных позиций. Нужно дать воспитанникам пережить ипочувствовать на себе последствия нарушения этических норм. Тогда древняяистина: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступалипо отношению к тебе, — приобретёт понятный и конкретный смысл.
Как можно больше поступков, побуждаемых благороднымижеланиями, стремлением личности к моральному идеалу, — вот одно из золотыхправил воспитания нравственных качеств.
Проектируя этические воспитательные дела, создающиенравственные привычки, не нужно забывать советов К.Д. Ушинского: нельзявырабатывать сразу несколько привычек, т.к. это требует больших затрат нервнойэнергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, в началечаще, затем реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; числоповторения разумных действий очень индивидуально: для одного человека их можетбыть меньше, для другого больше, всё зависит от приобретённого опыта; ещё болеедлителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны,надо действовать против причин, её породивших, с другой – необходимо вытеснятьдурную привычку воспитанием положительной (привычку к грубости вытеснятьпривычкой к вежливости, привычку лгать – привычкой говорить правду); при этомнужно добиваться, чтобы ребёнок понимал, насколько вредна дурная и полезнахорошая привычка.
Высокие нравственные качества основываются на простых,элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нельзя воспитать, невыработав навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности,умению обращаться, деликатности в словах.
Для воспитания патриотизма, коллективизма,гражданственности, сознательной дисциплины и многих других нравственных качествдолжны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других,сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требованияколлектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и действия ит.д.
Через призму моральных качеств рассматриваются иотрицательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебиватьдругих, грызть ногти, размахивать руками и т.п. На конкретных примерах педагогидолжны показать молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложитьсяиз-за таких безобидных на первый взгляд привычек.
4. Моральное воспитание какпроцесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирование у нихнравственных качеств
Рассматривая содержание нравственного воспитания, авторотмечал, что оно должно быть направленно на формирование у личностинравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду,общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе.
Но моральные отношения не возникают и не существуют самипо себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею.Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитаниепредставляет собой сознательно организуемый процесс включения учащихся вразнообразные виды учебной и внеклассной деятельности, формирования положительныхморальных отношений к этой деятельности, и выработки на этой основесоответствующих личностно-этических свойств и качеств. Исходя
из содержания нравственных отношений, необходимо включатьучащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную,трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охраны природы,общение с другими людьми и т.д. В процессе активного участия в разнообразнойдеятельности при педагогически правильной её организации у воспитанников должноразвиться понимание (осознание) того, как её необходимо выполнять,сформироваться чувство совести и ответственности, должны выработаться навыкиповедения и укрепиться воля. Всё это в совокупности и характеризует те или иныенравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.)
Без хорошо организованной практической деятельности и еёумелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формироватьнравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, чтоесли те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности,становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любыхизменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
Процесс нравственного воспитания должен быть направлен нато, чтобы вырабатывать, развивать, и совершенствовать нравственные качествасовременных школьников. – В частности, речь должна идти о формировании такихкачеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культурамежнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к общественнымматериальным ценностям и частной собственности граждан и организаций,коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Чтобы выработать эти личностные качества, необходимоформировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу,включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами иправилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыкии привычки поведения и укреплять волевые свойства.

Вывод
Таким образом, нравственное воспитание в современнойшколе имеет свои специфические цели. Они определяются господствующимиобщественными отношениями и духовными ценностями. Педагогам необходимосформировать нравственно устойчивую, цельную личность. Это определяетнаправление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Высокая нравственная воспитанность учащихся должнапроявиться в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувстви поведения. Она достигается при условии цельности процесса воспитания,единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников вобщественной деятельности и отношениях. Законом научной организациинравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности,жизнью в широком смысле слова.
Научно обоснованное отношение к процессу нравственноговоспитания состоит в умении видеть подчёркивать и эффективно использоватьнравственный аспект любого вида деятельности, любого жизненного отношения. Вэтом случае грамотный педагог получает реальную возможность эффективногоуправления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостногопроцесса воспитания детей.

Список литературы
1.        Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия.Феникс.Ростов-на Дону. 2002
2.        Краевский В.В. Бережнова Е.В. Методология педагогики. Новый этап.Академия М.2006
3.        Лихачёв Б.Т. Педагогика. уч. Юрайт.М.2003
4.        Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов-100 ответов Владос М.2004
5.        Подласый И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. Владос. М.2003
6.        Подласый И.П. Педагогика. Поцесс воспитания.Владос. М.2003
7.        Сластёнин В.А. Исаев И.Ф. Шиянов Е.Н Педагогика. уч. Академия М.2008
8.        Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.1950
9.        Харламов И.Ф. Педагогика. Гос.изд. Университетское.Минск.2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.