Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования города Москвы
« Московский городскойпедагогический университет»
Кафедра общаяпедагогика
БеляцкаяТатьяна Анатольевна
Студентка Iкурса(08)
Заочногоотделения
Контрольнаяработа
Тема: Воспитаниеи самовоспитание, их взаимосвязь
Научныйруководитель:
Профессор: КозловаС.А.
Москва, 2008год
План
Введение
1. Понятия (основные и междисциплинарные): воспитание,обучение, образование, пед. процесс, формирование, развитие
2. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь
Заключение
Литература
Введение
Наука – это системазакономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки- это то, чтоона изучает. Предмет педагогики – воспитание.
Главной задачей педагогикикак науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека.
Знания фиксируются впонятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах.Поэтому педагогика наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция –познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания,развития, образования и обучения людей и на этой основе указыватьпедагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Теория вооружаетпедагогов- практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательныхпроцессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениямипрогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс вразличных условиях, оценивать его эффективность.
Несмотря на то, чтопедагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательнаядеятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальныхинститутах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющаясвои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания,образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов инеудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро илимедленно оно будет развиваться.
1. Понятия (основные имеждисциплинарные): воспитание, обучение, образования, педагогический процесс,формирование, развитие
Основные педагогическиепонятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическимикатегориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание,обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучнымикатегориями – такими, как развитие и формирование.
Понятие « воспитание»содержит множество важных признаков. И дать ему однозначное и точноеопределение весьма не просто. В самом общем философском смысле воспитание- этоприспособление человека к среде и условиям существования. Когда новорожденныйребенок сделал первый вдох, он приспособился к среде, в которой ему предстоитжить. Проглотив первую пищу, новорожденный навсегда приспособился к питанию.Разбив нос, он приспособился ходить, не натыкаясь на предметы, а заодно узнает осуществовании более твердых тел. Упав, навсегда ощутит влияние земногопритяжения. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался.Не суть важно под влиянием и с помощью каких сил ему это удалось, сам ли оносознал необходимость наиболее целесообразного поведения или ему помогли. Есличеловек выжил и продолжает жить, то он воспитан. Благодаря воспитанию человекстановиться цивилизованным. Без помощи квалифицированных воспитателей ондостигает мало, без воспитания остается лишь биологическим существом.
Воспитание служит базисомдля более широких категорий, смысл которых выходит за пределы педагогики.Понятия «воспитания» может рассматриваться:
— В общем философскомсмысле как приспособление человека к условиям жизни;
— В социальном смысле –как передачу опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим;
— В широкомпедагогическом смысле – как процесс и результат всех влияний на человека;
В узком педагогическомсмысле – как специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействиеколлектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданныхкачеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях;
— В практическом смысле –как процесс и результат воспитательной деятельности ( воспитателей, наставникови др.), направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Следующая основнаякатегория педагогики – обучение.
В наиболее общем значении– это работа над собой с целью приобретений знаний. Иногда обучением называютприобретение опыта. Обучение происходит постоянно и в любых условиях. Дляускорения этого процесса изобретены учебных заведения, в которых обученияпоручается специально подготовленным людям – педагогам. В «школьном» понимании обучение– это специально организованный, целенаправленный и управляемый процессвзаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений,навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальныхвозможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии споставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки.Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им нужнуюнаправленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельноважнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многиедругие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так жемы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элементы обучения.Обучая –воспитываем, воспитывая – обучаем.
Образование – результатобучения. Образование – система накопительных в процессе обучения знаний,умений, навыков, способов мышления. Именно система, а не объем разрозненных сведений.В настоящее время наличие огромного объема знаний, накопленных человечеством,не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностьюдаже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствуетлишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений вопределенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действийуровня самостоятельного мышления. В древнем афоризме « образование есть то, чтоостается, когда все выученное забывается» — большая доля истины.
В зависимости от объемаполученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различаютначальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленностиобразование подразделяется на общее, профессиональное и политическое.
Понятие развития выходитза пределы педагогики, изучением различных сторон человеческого развитиязанимаются многие науки. В педагогическом смысле развитие – это процесс ирезультат количественных и качественных изменений человека. Оно связано спостоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого ксложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действиеуниверсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественныеи наоборот. Развитие человека – сложнейший процесс объективнойдействительности. Педагогика преимущественно изучает проблемы духовногоразвития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Формирование – еще не установившаясяпедагогическая категория, не смотря на широкое ее использование. Смысл формированиято чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. Впедагогической литературе прежних лет формирование нередко употреблялось дляобозначения неуправляемых. Случайных воздействий на личность.
К числу основныхпедагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такиедостаточно общие понятия. Как «самовоспитание», «педагогический процесс»,«педагогическое взаимодействие», «продукты педагогической деятельности»,«педагогические технологии» и др.
Педагогическим процессомназывают развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленноена достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменениюсостояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами,педагогический процесс – это процесс в котором социальный опыт, знания преподавателейпреобразуются в качества ученика.
В педагогическойлитературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный» процесс.Однако это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса ипрежде всего его главных отличительных черт: целостности и общности.Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности иобщности составляет сущность педагогического процесса.
2. Воспитание исамовоспитание, их взаимосвязь
Прогрессивные педагоги понималивоспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовитьлюдей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практическойдеятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил»(Г.Сент-Джон).
Воспитание как говорилосьвыше это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.Воспитание – двигатель общественного развития.
Самовоспитание –сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализациючеловеком себя как личности.
Основываясь наактивизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясноосознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительнопозднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания,критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению,самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватнойсамооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализеим своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мереповышения степени осознанности саморазвития личности. Самовоспитание находитьсяв неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развиваяпроцесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитанияявляются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемысамовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
В современной педагогикесамовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностногосовершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных(жизненных) ориентиров. Иными словами самовоспитание представляет собой одно изнепременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявлениесущности человека, которому в силу его природы присуще стремление ксамореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможностисамовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность,устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
По своей сущности профессиональноесамовоспитание — явление социальное. Оно определяется рядом объективныхсоциальных условий: требованиям общества, системой педагогических воздействий, которымподвергается человек в процессе обучения, воспитания, развития и психологическойподготовки, выполнения своих служебных и общественных обязанностей. Подвлиянием этих условий человека создаются внутренние предпосылки длясамовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются илискладываются жизненные идеалы и цели, которыми человек руководствуется вцеленаправленной работе над собой.
Профессиональноесамовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностногосамосовершенствования человека, в один из главных путей его всестороннего развития,предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности испособности к самосознанию. Самоанализу, самооценке, к сравнению исопоставлению своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установкина постоянное самосовершенствование. А это значит, что между воспитанием исамовоспитанием существует сложная диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествуетсамовоспитанию, стимулирует и направляет его. Самовоспитание, в свою очередь,являясь результатом воспитания, придает ему действенность и в известной степенизавершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, взначительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном ифизическом совершенствовании, стремлении к профессиональному самовоспитанию.
Началом профессиональногосамовоспитания служат самопознания и самоопределение, осуществляемые с помощью самосознанияи самоизучения. В процессе самопознания и самоопределения формируется идеал,цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемыработы над собой. В соответствии с целью и конкретными задачами человек, решившийзаниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правилаличного поведения, которые становятся основой самоорганизации личной жизни ислужебной деятельности. Следование выработанным правилам поведения отражаетвнутренне принятые решения развивать (формировать) или изменять (реконструировать) у себя те или иные качества.
Заключение
Педагогическая наука покане имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнихвремен и до наших дней существует два диаметрально противоположных взгляда навоспитание:
1) воспитывать детейнужно в страхе и повиновении;
2) воспитывать детейнужно добротой и лаской.
Если бы жизнькатегорически отвергла один из подходов, то он бы уже давно прекратил своесуществование. Но в том-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу приносятобществу люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформированы суровыевзгляды на жизнь, люди с упрямым характером и неуступчивыми взглядами, в других– мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. Взависимости от того в каких условиях живет народ, какую политику приходитьсявести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые ужедавно ведут спокойную, сытую жизнь, преобладают гуманистические тенденциивоспитания. А в тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладаетжестокое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословномповиновении младшего. В условиях войны, голода, социальных конфликтов, лишений,может быть, и хотелось воспитывать детей помягче, но выжить в этих условиях онине смогут. Вот почему вопрос, как воспитывать детей,- вопрос не столько науки,сколько самой жизни.
Литература
1. 100 вопросов -100 ответов: учебн. Пособие для студентоввузов/ И.П. Подласый. –М.,2001
2. Основы педагогики: учебн. Пособие.Издание 2-е, перераб.идоп. –М.,1999
3. Дошкольная педагогика: учебник для студентов. Сред. Проф.Учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -8-е изд.,-М.,2007
4. Проблемы развивающего обучения. Давыдов В.В.-М.,1986