Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии

Реферат
ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
VI—VII КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯБИОЛОГИИ

Осуществление дидактического принципа единства обучения,воспитания и развития требует взаимодействия всех компонентовучебно-воспитательного процесса, при котором комплексно решаются задачиусвоения учащимися знаний, их использования для формирования научных взглядов,убеждений, отношений, развития психических и логических качеств личности,умственных и духовных сил школьников.
Биология как учебный предмет располагает большимивозможностями для решения задач воспитания и развития учащихся во взаимосвязи.Важно с первых уроков изучения биологии начать работу по формированию ушкольников системы взглядов на живую природу, отношений к природной среде. Оттого, как будет организована эта работа в самом начале изучения биологии, вомногом зависит успех дела.
Решение задач воспитания учащихся VI—VII классов при обучениибиологии зависит от содержания, уровня общей подготовки и психического развитияучащихся. Так, школьный курс биологии VI—VII классов содержит недостаточношироких биологических обобщений, теорий, которые имеют большоемировоззренческое значение. Учащиеся имеют ограниченный запас научных знаний по географии и физике, совершеннонезнакомы с химией. А для подведения школьников к выводу о материальномединстве растительного мира необходимо знание не только их структурнойобщности, но и сходства процессов жизнедеятельности. Кроме того, у учащихсяVI—VII классов преобладает конкретно-образное мышление, они еще не способны кусвоению абстрактных понятий и испытывают затруднения в осуществлении не толькомысленного, но и предметного анализа и синтеза. Большие трудности вызывает уних проведение обобщений, осуществление перехода от знаний к умениям,использование знаний для отстаивания научных взглядов.
Решение задач воспитания требует комплексного подхода,установления взаимосвязи различных его элементов. Так,диалектико-материалистические взгляды нельзя формировать изолированно отатеистических убеждений, нравственное воспитание осуществлять в отрыве отэкологического, трудового, гигиенического, экономическое воспитание проводитьобособленно от идейно-политического, трудового, экологического и т. д.
Из комплексного подхода к решению задач воспитания учащихсяследует исходить при разработке методики каждого урока. При планированииматериала темы важно четко определить, какие аспекты проблемы воспитанияучащихся следует решать в учебном процессе как основные, главные. В зависимостиот содержания, форм и методов обучения следует наибольшее внимание уделятьопределенному аспекту воспитания либо в комплексе решать сразу несколькоаспектов. Например, при изучении темы «Корень» в VI классе на основе знанийвнешнего и внутреннего строения корня, его основных функций, тканей, развития ироста корня, протекающих в нем процессов жизнедеятельности решаются задачиформирования элементов диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, атакже идейно-политического, экономического и экологического воспитания.
При определении задач урока не следует ограничиватьсяпостановкой только образовательных задач. Необходимо продумывать и возможностивоспитания и развития учащихся. С этой целью важно определить значимостьучебного материала для формирования научного мировоззрения школьников,воспитания и развития учащихся.
Для формирования мировоззрения, выработки отношений к миру,взглядов на живую природу, убеждений учащихся большое значение имеет выбор методов обучения, организация самостоятельной деятельности школьников, показиспользования биологических знаний в практике, проведение экскурсий,лабораторных и практических работ.
В целях большей четкости раскрытия проблемы каждый аспекткоммунистического воспитания будет рассмотрен отдельно.
Формирование научного мировоззрения. Научное мировоззрениеформируется в процессе овладения учащимися знаниями основ наук, раскрываемых всвете ведущих законов и категорий диалектического материализма: о материальности мира иобъективных закономерностях его развития, движении как форме существованияматерии, первичности материи и вторичностн сознания, развитии как борьбепротивоположностей, познаваемости мира и его закономерностей, о взаимосвязях ипричинной обусловленности явлений, практике как основе и цели познанияобъективного мира и критерии истины, несовместимости науки и религии.
Задача учителя биологии — ознакомить учащихся с темиположениями диалектического материализма, которые проявляются в биологическихпроцессах и явлениях, с методами познания живой природы.
Изучение разделов «Растения», «Бактерии. Грибы, Лишайники»позволяет показать учащимся приуроченность процессов жизнедеятельностирастений, бактерий, грибов к материальным структурам. Познание учащимисястроения и жизнедеятельности растительной клетки, клеточного строения органоврастения, установление взаимосвязей между клетками, тканями и органамиспособствуют выявлению материальной основы процессов жизнедеятельности.
Ознакомление учащихся с химическим составом растенийубеждает их в материальном единстве живой и неживой природы. Установлениесвязей между органами в организме растений служит основой для пониманияцелостности растительного организма, а раскрытие связей растений со средойобитания убеждает учащихся в причинной связи и обусловленности процессов иявлений, в их зависимости от реально существующих, а не сверхъестественныхфакторов.
Показ пути научного познания процессов фотосинтеза,минерального питания растений, условий прорастания семян, овладение приемамивыращивания растений, знакомство с факторами, влияющими на жизнедеятельностьорганизмов растений, бактерий, грибов, позволяют подвести учащихся к выводу опознаваемости явлений живой природы, выяснению естественных причинбиологических процессов. Так, ознакомление школьников с устройством лупы имикроскопа, привитие умений работать с ними, краткий экскурс в историю учения оклетке позволяют убедить учащихся в познаваемости внутреннего строениярастения, сделать вывод о том, что человек все глубже проникает в тайны жизнирастений, постигает их и использует в практической деятельности.
С учетом общего представления о взаимосвязи явлений следуетрассматривать вопросы о строении и функциях органов растения, акцентировать вниманиешкольников на причинной обусловленности роста и развития корня, побега, связикорня и побега, подчеркивать их значение в поддержании целостностирастительного организма.
Разделы «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» содержатбогатую информацию для формирования у школьников знаний о взаимосвязи строенияи функций, взаимообусловленности протекающих в живой природе процессов иявлений. Каждая клетка, орган, организм существуют только благодарявзаимосвязи. их строения н функций. Жизнь растительного организма возможнатолько благодаря его взаимосвязи со средой обитания. Установление зависимостиодних процессов от других вносит много ценного в понимание учащимисяцелостности и единства природы.
Формированию научного мировоззрения школьников способствуетвыделение в содержании ведущих идей и основных понятий, особенно идеи эволюции.Эволюционное учение — теоретическая и методологическая основа современнойбиологии. Только на уровне эволюционной теории можно говорить опоследовательном, научном познании закономерностей развития органического мира.Эволюционное учение имеет большое мировоззренческое значение, подводя к идеямматериальности и развития природы. В наше время идея развития приобретаетпервостепенное практическое значение, так как знания об эволюции становятсянепременным условием предвидения и предотвращения нежелательных последствийвмешательства человека в биосферу, управления развитием органической природы.
Не случайно в методике обучения биологии большое вниманиеуделено формированию эволюционных понятий. На первых этапах изучения строения ижизнедеятельности растительного организма учащиеся знакомятся с результатамиэволюции — многообразием растений и их приспособленностью к среде обитания.Учитель, показывая черты приспособленности у растений, их многообразие, говорито тем, что все это — результат длительного исторического развития растений. Вдальнейшем школьники знакомятся с доказательствами эволюции растений, с этапамиразвития растительного мира. Все это повышает объясняющую роль биологическихзнаний.
Развитию понятия об эволюции растительного мираспособствует расположение материала об отделах растений в порядке их усложненияот водорослей до покрытосеменных. Материал о бактериях и грибах в разделе«Растения» не рассматривается, так как эти группы организмов в соответствии сданными современной науки относят к особым царствам.
Процесс формирования мировоззрения нельзя ограничить толькоусвоением учащимися ведущих мировоззренческих идей. Знания должны перерасти втвердые убеждения и проявляться в конкретных поступках и действиях, вотношениях к трудовой деятельности, к природе, обществу. Только тогда, когда уучащихся выработалось устойчивое личностное отношение ко всему происходящемувокруг, потребность и умение оценивать события, использовать знания иотстаивать свои взгляды, можно говорить о наличии сформированного мировоззренияи соответствующих ему убеждений.
Для выяснения уровня сформированно мировоззрения учащихся,их взглядов и убеждений необходимо использовать специально составленные вопросыи задания, создавать проблемные и игровые ситуации, заставляющие школьниковрешать те или иные научные или практические задачи, высказывать свою точкузрения, отношение по конкретному вопросу. Так, учащимся предлагаются вопросы изадания, требующие умения делать выводы мировоззренческого характера, исходя изопределенных фактов и понятий; видеть в биологических явлениях взаимосвязи ивзаимообусловленность, проявление законов диалектики; использовать знания побиологии в практике сельского хозяйства и охраны природы. Например, можноиспользовать следующие вопросы и задания:
— Докажите зависимость жизнедеятельности растений отестественных причин.
— Приведите примеры из жизни растений, доказывающиематериальный характер происходящих в них процессов.
— Приведите доказательства естественного происхождениярастений.
—      Докажите, что растение — целостный организм.
— Докажите, что многообразие растений — результат ихисторического развития.
— Объясните понятие «приспособленность семян краспространению ветром, животными —это результат длительного историческогоразвития растений».
Обобщение результатов экспериментальных исследований ипедагогической практики позволяет определить следующие методические условия,способствующие успешному формированию научного мировоззрения учащихся:
—      Систематическое проведение обобщениймировоззренческого характера, раскрытие причин многообразия растений,материальности биологических явлений, возможности управления ими.
—  Рассмотрение учителем ведущих биологических идей, теорий,понятий, научных фактов с позиций диалектического материализма, использованиебиологических знании в качестве естественнонаучной базы для формированиямировоззрения учащихся.
—  Определение роли каждого этапа учебного процесса, а такжевидов деятельности учащихся в формировании их научного мировоззрения.
— Установление взаимосвязисодержания мировоззренческих вопросов разделов «Растения», «Бактерии. Грибы.Лишайники» с содержанием других учебных предметов.
—  Обеспечение доказательности биологических выводов на основепривлечения научных фактов, полученных с помощью эксперимента, проверенных напрактике. ,
—  Организация самостоятельных работ творческого, поисковогохарактера, создание проблемных ситуаций, применение познавательных задач идругих способов активизации познавательной деятельности учащихся.
Систематическая проверка сформированности у школьниковнаучного мировоззрения путем постановки вопросов, направленных на выявлениесобственной позиции учащихся, их убежденности, отношения к усваиваемым знаниям,стремления познать новые стороны биологических явлений, перевести знания всобственные взгляды и убеждения.
— Развитие потребностей у школьников применять основныезнания в учебной и практической деятельности, в которой проявляются отношениеучащихся к реальной действительности, их взгляды, убеждения в различныхжизненных ситуациях.
Формирование диалектико-материалистического мировоззренияспособствует научно-атеистическому воспитанию школьников.
Идейно-политическому воспитаниюучащихся в процессе изучения разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники»способствует использование в органической связи с содержанием фактов, цифровыхданных, диаграмм, отражающих эффективность применения данных биологическойнауки в различных отраслях народного хозяйства страны, республики, местногокрая. На уроках, экскурсиях в природу и на производство, в процессе работы научебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов в органической связи сизучаемыми вопросами биологической науки учитель в доходчивой форме знакомитшкольников с основными государственными документами, в которых ставятся задачидальнейшего развития биологической науки, сельского хозяйства,микробиологической промышленности, подчеркивает значение этих задач дляповышения благосостояния народа, могущества нашей страны, гуманизм политикинашего государства.
Заслуживает внимания опыт работы школ г. Белгорода иБелгородской области по идейно-политическому воспитанию учащихся. В практикеработы учителей К.П. Сейц, Т.И. Малыхиной, И.Б. Копхевской, О.П. Мироненко, Н.Я-Власовой и других сложилась система работы, которая в частности включаетознакомление учащихся с вкладом ученых в развитие биологической науки,сельского хозяйства, с их деятельностью, чертами личности и гражданскойпозицией; организацию полезной практической деятельности учащихся, в процессекоторой применяются биологические знания и умения и т. д. На уроках учителяпривлекают различные материалы общего и местного значения, в которых яркоотражаются успехи биологической науки, сельского хозяйства, микробиологическойпромышленности и др.
Идейно-политическое воспитание учащихся неразрывно связано спатриотическим и интернациональным воспитанием. Патриотическому иинтернациональному воспитанию учащихся способствует ознакомление их с историей пауки,достижениями отечественных и зарубежных ученых. В содержание программы разделов«Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» включены имена И. В. Мичурина, Н. И.Вавилова, К. А. Тимирязева, которые внесли большой вклад в развитиебиологической науки своим самоотверженным трудом. Чувство гордости за советскуюнауку испытывают учащиеся при изложении исследований отечественных ученых всоздании пенициллина, выведении ими высокопродуктивных форм. Школьникизнакомятся с работами П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойта, которые вывеливысокоурожайные сорта пшеницы и подсолнечника. Идейно-политическую, патриотическуюнаправленность имеют вопросы охраны природы. Раскрытие мер, принятых в нашейстране в целях охраны природы (охрана редких и исчезающих видов растений, средыих обитания и др.), противопоставление позитивной роли нашего государства вохране природы политике крупных капиталистических стран, в которой на первоеместо ставится прибыль капитала, способствуют выработке негативного отношенияучащихся к буржуазной идеологии.
Учитель биологии средней школы № 11 г. Белгорода В.Н.Кондратов проводит большую работу по экологическому и патриотическомувоспитанию. Большое внимание он уделяет внеклассной работе, ежегодно организуетс учащимися походы с целью изучения природы Белгородской области, редких иисчезающих растений и животных. В школе создан музей природы, в котором около1000 экспонатов. Учащиеся школы ежегодно развешивают свыше 3000 скворечников всвоем микрорайоне.
Необходимо подвести школьников к выводу о глобальномхарактере проблемы охраны природы, решение которой требует международныхусилий, интернациональной солидарности народов мира.
В разделах «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» имеютсябольшие возможности для трудового воспитания. Оно осуществляется черезраскрытие путей использования знаний биологических закономерностей строения ижизнедеятельности растений в сельском хозяйстве (интенсификациярастениеводства, борьба с сорняками и болезнями, повышение урожайности за счетприменения агротехнических мероприятий), ознакомление учащихся с научнымиосновами растениеводства, охраны природы, с прогрессивными технологиямивыращивания важнейших культурных растений, с деятельностью человека по охранеприроды, формирование общих умений сельскохозяйственного труда (обработкапочвы, полив, посев семян, внесение удобрений, подкормка, уход за растениями,уборка урожая).
Содержание биологического образования в VI—VII классахпересмотрено в аспекте усиления его роли в подготовке учащихся к жизни, к трудув сфере материального производства. Усилено внимание к раскрытию научных основпроизводства, в котором используются биологические системы, к технологиивыращивания сельскохозяйственных растений. Это достигается введением впрограмму раздела о растениях темы «Сельскохозяйственные растения», выделениемв теме «Корень» обобщающего урока на тему «Применение знаний о строении ижизнедеятельности корней при выращивании растений», включением в раздел«Бактерии. Грибы. Лишайники» материала об их применении для производства кормовыхдрожжей, лекарств, витаминов и других органических веществ, выделениемобобщающего урока «Роль бактерий и грибов в природе и их использование впромышленном производстве кормовых дрожжей, лекарств и других продуктов».
Политехническая, практическая направленность содержанияпрограммы обеспечивается также выделением времени на проведение практическихработ, экскурсий, включением в темы «Отдел покрытосеменные растения», «Отделырастений» фенологических наблюдений.
Осуществлению связи теоретического и практическогоматериала способствуют предусмотренные программой практические работы по уборкеурожая и сбору семян, уходу за растениями, заготовке черенков для размножения,определению всхожести семян культурных растений и др. В ходе практическойдеятельности по выращиванию растений, по охране природы учащиеся используютзнания, полученные на уроках, о жизнедеятельности организмов, об их связи междусобой и с факторами неживой природы. Следует иметь в виду, что в программеприведен примерный перечень практических работ, он может быть расширен, однивиды работ заменены другими.
Необходимо использовать все возможности для проведенияучащимися практических работ на учебно-опытном участке, общественно полезноготруда по озеленению улиц и скверов, в лесничествах, на полях колхозов исовхозов. При этом важно дать учащимся задания, направленные на применениеботанических знаний по уходу и выращиванию растений.
Целесообразно устанавливать контакты с ближайшими колхозамии совхозами, особенно городских школ, проводить туда экскурсии, включаться впроизводительный труд и оказывать посильную помощь, организовывать встречи спередовиками производства. Все это позволит расширить и конкретизировать знанияучащихся о сельскохозяйственных культурах, познакомиться с профессиями, получитьнекоторые сведения по экономике.
В процессе изучения биологии VI—VII класса такие учебныеумения, как работа с микроскопом, распознавание некоторых сортов растений,семян, удобрений, всходов, составление плана работ по выращиванию растений,приобретают политехнический характер. К политехническим умениям также можноотнести разработку плана опытов с растениями, учет результатов, вычисления ирасчеты производственного характера, распознавание, определение и изучениеобъектов, имеющих хозяйственно-экономическое значение.
Таким образом, связь теоретических знаний с практикой,показ на конкретных примерах практической значимости биологических знаний привыращивании растений, включение школьников в практическую деятельность научебно-опытном участке, на полях колхозов и совхозов, показ 'трудовых традицийи подвигов советского народа окажут большую роль в трудовом воспитаниишкольников, будут способствовать формированию у них уважительного отношения ктруду, к людям труда.
Трудовая подготовка учащихся тесно связана с ихэкономическим воспитанием, формированием бережного отношения к результатамтруда людей, к труженикам производства, к природе.
Интересен опыт работы по экономическому воспиташпошкольников учительницы школы № 315 г. Москвы Л.М. Авериной, которая ворганической связи с содержанием изучаемого материала формирует у учащихсяэлементы экономического мышления, проводит мысль о том, что необходимо разумноеиспользование природных ресурсов, забота об их воспроизводстве и строгое,экономное расходование. Так, на уроке, посвященном изучению пшеницы— важнейшейзерновой культуры, наряду с биологией растения, технологией его выращиванияосуществляется привитие бережного отношения к продуктам питания, особенно кхлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. К уроку готовятся плакаты: «Хлеб —главное богатство страны, мерило всех ценностей», «Хлеб — всему голова», «Будетхлеб — будет и песня». Отдельные учащиеся сообщают о том, сколько нелегкоготруда, упорства, а иногда и героизма требуется, чтобы вырастить хлеб, онеэкономном использовании хлеба в отдельных семьях. Учитель широко применяетдиаграммы, цифровой материал, вырезки из газет и журналов со статьями о хлебе,предлагает учащимся определить, как расходуется хлеб в их семьях, указать,бывают ли отходы и как они используются.
Рассмотрение подобных вопросов на уроке или классном часеобосновывает огромное значение хлеба в жизни человека, в экономике страны,заставляет задуматься о необходимости бережного отношения к хлебу.
В век научно-технического прогресса остро стоит задачаэкологического образования учащихся — формирования у них ответственногоотношения к природе. В содержании разделов «Растения», «Бактерии. Грибы.Лишайники» важное место отводится экологическим знаниям и умениям, па основекоторых формируется ответственное отношение учащихся к природе. В них находятотражение вопросы о природной среде и ее факторах, об условиях жизни растений,бактерий, грибов, лишайников, о растительном сообществе, о проблемах охраныокружающей среды. Основные вопросы экологии раскрываются в органической связи сизучением процессов жизнедеятельности и систематики растений.
Перечень экологических знаний и умений, которыми должныовладеть учащиеся, дан в «Основных требованиях к знаниям и умениям учащихся».Так, программа по биологии VI—VII класса предусматривает овладение учащимисязнаниями о связях растений со средой, об охране и рациональном использованиирастений, о приспособленности растений к совместному обитанию, о редких иисчезающих видах растений местной флоры и умениями проводить наблюдения вприроде за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результатынаблюдений, участвовать в озеленении школы и своей местности, соблюдать правилаповедения в природе.
Выделение в конце VI класса темы «Растения и окружающаясреда», в которую включены сведения об экологических факторах, взаимосвязяхрастений с факторами живой и неживой природы, о приспособленности растений ксовместному проживанию, позволяет шире использовать экологический подход приизучении многообразия цветковых растений, а также остальных отделов -растений,не только знакомить учащихся с таксономической характеристикой видов, но ираскрывать их роль в природе, подводить к выводу о значении одних видов длядругих, о необходимости их охраны. Экологический подход важно такжеиспользовать и при изучении бактерий и грибов: не только рассматриватьособенности строения и жизнедеятельности этих организмов, но и показывать ихроль в природе, в разрушении созданных растениями органических веществ, впополнении запаса веществ для растений.
Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсиив природу, где учащиеся знакомятся с растениями в их естественной среде.Общение с природой пробуждает у школьников чувство прекрасного, развиваетэстетическое восприятие мира. На первой экскурсии в природу в VI классепредусматривается ознакомление учащихся с правилами поведения в природе.Учитель школы № 80 г. Москвы Т. Б. Державина знакомит школьников с правилами инормами поведения в природе, которые следует соблюдать, чтобы не наносить вредрастениям, и дает им научное обоснование: не собирать букеты цветущих растений,так как это обедняет природу, поскольку лишенные цветков растения не образуютплоды и семена; не повреждать ветви деревьев и кустарников, не снимать с нихкору, так как растения при этом легко повреждаются микробами и засыхают; ходитьтолько по тропинкам, чтобы не нарушать лесную подстилку, не вытаптыватьтравянистые растения и оберегать связи, которые сложились между растениями йпроцессе их развития; разводить костры только в специально отведенных для этойцели местах и использовать лишь сушняк.
Для воспитания культуры поведения школьников в природенедостаточно ознакомить их с нормами и правилами, необходимо еще обеспечитьусловия, в которых эти правила могли бы быть закреплены в сознании учащихся.Поэтому Т. Б. Державина на экскурсии организует обсуждение со школьникамивозможных вариантов поведения человека в следующих ситуациях: «Человек в лесу»,«Как ходить по лесу», «Тишина», «Костер в лесу» и др.
В процессе анализа ситуаций учащиеся высказываютопределенное отношение к ним, излагают свою точку зрения, обосновывают ее.Учитель конкретизирует их ответы и рассуждения, ориентирует школьников напредотвращение повреждения растений во время сбора плодов и семян, напрактический вклад в дело охраны природы (участие в обрезке сухих ветвей,удалении валежника, участие в озеленении школы и микрорайона).
На экскурсиях в природу, при проведении фенологическихнаблюдений, выполнении летних заданий, общественно полезных работ повыращиванию растений школьники общаются с природой, что создает эмоциональноевосприятие ими растений, поднимает настроение, убеждает в огромном значении длязащиты растений связей между ними и природной средой. Учащиеся выявляют приспособленностьвидов к совместному обитанию, узнают о значении растений в поддержании газовогосостава атмосферы, в снижении загрязненности воздуха, в создании органическихвеществ как источника пищи, сырья для промышленности, получения лекарственныхпрепаратов и др. и приходят к выводу о необходимости охраны растений,восстановления численности редких, исчезающих видов и растительных сообществ.
Усвоение учащимися ботанических знаний, осознание большойценности растений, эстетическое восприятие их, знакомство со статьямиКонституции СССР по охране природы, Красной книгой, участие в озеленениитерритории школы, улиц своего района, в работе школьных лесничеств, «зеленогопатруля» способствуют приобщению учащихся к природоохранительной деятельности,делают их активными защитниками природы.
В процессе изучения биологии VI—VII класса необходимотеснее осуществлять связь учебного материала с современностью, насущнымипроблемами биологической науки, сельского хозяйства, охраны природы. В этомплане большое значение имеет работа с материалами XXVII съезда КПСС,Продовольственной программы, законами об охране природы, с периодическойпечатью.
Изучение природы родного края, разнообразия видов растенийближайшего окружения, ознакомление с законами об охране природы, с важнейшимигосударственными документами формируют у школьников умение оцениватьсовременное состояние окружающей среды, правильность политики, проводимой внашей стране по охране природы, по улучшению благосостояния советских людей, ина их основе желание внести свой вклад в защиту природы, в поступательноеразвитие нашей страны.
В период реформы школы усиливается внимание к задачеразвития учащихся, формирования учебных умений: интеллектуальных, практических,общеучебных.
Содержание разделов «Растения», «Бактерии. Грибы.Лишайники» располагает большими возможностями для формирования интеллектуальныхумений. Так, при усвоении знаний об особенностях строения растительногоорганизма важно обучать учащихся умению проводить анализ, а при рассмотрениицелостности биологических систем (клетка, организм, сообщество) — формироватьумения обобщать, синтезировать. При изучении видов растений разных таксонов,органов, клеток, тканей, фотосинтеза и дыхания необходимо формировать ушкольников умение проводить сравнение, классификацию.
Изучение материала о приспособленности растений к средеобитания, их жизнедеятельности должно быть направлено на овладение умениемустанавливать взаимосвязи, причинную обусловленность биологических процессов иявлений.
Знания о многообразии и эволюции растительного мира лежат воснове формирования умения находить единство в многообразии, доказывать родстворастений разных отделов, делать вывод о происхождении высокоорганизованныхгрупп растений от менее сложных.
Формированию у школьников умения обобщать способствуетизучение материала о классификации растений, составление характеристики отдела,класса, семейства.
При изучении биологии в VI—VII классах важно систематическиориентировать учащихся на выполнение различных интеллектуальных умений,знакомить с составом действий, из которых складывается умение, затем проводитьупражнения, а в последующем применять формируемые умения в знакомых ситуациях иновых условиях, переносить на новые объекты.
В процессе изучения разделов «Растения», «Бактерии. Грибы.Лишайники» учащиеся вооружаются практическими умениям и: рассматриватьмикропрепараты под микроскопом и определять основные части объекта, готовитьпростейшие микропрепараты, определять изучаемые виды растений с помощьюопределителя, ставить простейшие опыты с растениями, выращивать комнатныерастения и ухаживать за растениями на учебно-опытном или приусадебном участке,правильно вести себя в природе и др.
К общеучебным умениям, которым принадлежит большая роль вуспешном овладении биологическими знаниями, относят умения работать с текстом,рисунками, вопросами, предисловием, оглавлением и другими компонентамиучебника, учебно-методическим комплектом, а также с научно-популярнойлитературой. Необходимо систематически обучать школьников общеучебным умениям,предусматривать выделение времени на уроках для работы с учебником. При этомважно постепенно усложнять деятельность учащихся с учебником, увеличивать долюих самостоятельности при выполнении работы по заданию.
Задачи воспитания и всестороннего развития личностирешаются успешно при использовании комплексного подхода в обучении. Так, впроцессе изучения в VI классе темы «Растения и окружающая среда» учащиесяподводятся к мировоззренческим выводам о целостности растительного организма, овзаимосвязях живой природы. Они обнаруживают причинную обусловленностьбиологических явлений, на основе идеи взаимосвязи обосновывают необходимостьохраны природы, осознают важность ответственного отношения к ней.
Знания учащихся о растительном организме систематизируютсяна основе идей о взаимосвязи строения и функций, о связи растений со средой.Закрепляются умения использовать биологические знания в практическойдеятельности человека по выращиванию растений и охране природы, проверяетсяотношение учащихся к труду, к тем или иным поступкам людей с учетомвзаимосвязей в природе.
Содержание темы позволяет раскрыть взаимосвязи всех органовв целостном организме на разных уровнях его организации от клетки до организма,установить связи между целостным организмом и средой обитания.
Знания клеточного строения, сходства строения ижизнедеятельности клеток растительного организма, связей между тканями иорганами, функций растений служат основой для вывода о единстве цветковых растений, их родстве, опознаваемости внутреннего строения и жизнедеятельности растений. А этоспособствует пониманию диалектико-материалистического принципа о материальномединстве мира, идеи познаваемости мира, в частности познаваемости внутреннегостроения растения, процессов жизнедеятельности, протекающих в нем.
Большое внимание в процессе изучения темы уделяется вопросувзаимосвязи растений со средой, что позволяет конкретизировать идеюцелостности, полнее отразить взаимосвязи и показать взаимообусловленностьбиологических явлений. В частности, подчеркивается, что каждое растение —этоцелостный организм, для жизни которого необходимы определенные условия: свет,вода, тепло, воздух, минеральные вещества.
Идея взаимосвязи проявляется в том, что не только природнаясреда влияет на растения, но и растения существенно влияют на среду (защищаютпочву от разрушения, обогащают ее перегноем, изменяют состав воздуха и др.).Внимание учащихся обращается на взаимосвязи растений с животными (растения —среда обитания для многих животных, ими они питаются и в то же время опыляют ихв период цветения, распространяют плоды и семена и др.), микроорганизмами,населяющими почву и разлагающими растительные остатки до перегноя, а затем доминеральных веществ. Раскрывается влияние растений друг на друга (лианыиспользуют деревья в качестве опоры, одни растения выделяют летучие вещества,угнетающе действующие на другие, высокие растения затеняют низкорослые и др.).
На основе знания о взаимосвязи растений со средойобосновывается вред, наносимый растениям весной при сборе сока и цветов, показываютсяпути повышения урожайности растений путем создания благоприятных условий для ихроста и развития. Так, экологическому воспитанию учащихся способствуетвыяснение вреда, наносимого природе массовым сбором дикорастущих цветковыхрастений. Учитель ставит вопросы: почему нельзя проводить массовый сборцветущих растений? Какой вред приносит растениям неорганизованный туризм?Используя знания, полученные при изучении растений, учащиеся в ответахотмечают, что сбор букетов из дикорастущих растений, наносит природе большойвред, так как у растений с оборванными цветками не образуются плоды и семена, аследовательно, не будет потомства.
Массовые посещения людьми лесов и лугов, особенно ввесенний период, приводят к вытаптыванию дикорастущих растений, уплотнениюпочвы, что затрудняет рост растений, появление всходов, в результате нарушаетсяестественный процесс возобновления растений.
В процессе изучения заключительной темы учащиесяпривлекаются к решению задач практического характера — определению условий, агротехническихмероприятий, обеспечивающих повышению mie урожайности культурныхрастений. При этом важно познакомить учащихся с задачами по обеспечениюнаселения продуктами питания, задачами в области сельского хозяйства,поставленными на XXVII съезде КПСС и последующих Пленумах ЦК КПСС: увеличениепроизводства средств защиты растений от болезней и вредителей, применение новойтехнологии выращивания растений и уборки урожая и др. Все это подводит учащихсяк выводу об управлении человеком ростом и развитием растений, что служит вескимдоказательством естественного характера биологических явлений, беспочвенностирелигиозных утверждений. Школьники убеждаются в том, что знание условийжизнедеятельности растений, использование их в растениеводстве служат основой получениявысоких урожаев культурных растений.
Раскрытие достижений местных колхозов и совхозов восуществлении грандиозных задач развития сельского хозяйства позволяетустановить зависимость их решения от успешного использования биологическихзнаний в практической деятельности, от идейно-политической грамотности людей,их готовности выполнять поставленные задачи. Необходимо сделать акцент наответственном отношении каждого к труду, на значении трудовой дисциплины восуществлении намеченных планов. Учитель убеждает школьников в необходимостивнести свой вклад в общее дело — работать в летний период в местных колхозах исовхозах, лагерях труда и отдыха и т. д.
Содержание заключительной темы дает возможность привлечьвнимание учащихся к вопросам экономики, подчеркнуть огромное значениебиологических знаний для развития народного хозяйства, для совершенствованияэкономики производства. В связи с рассмотрением вопросов повышения урожайностирастений, орошения и осушения земель, применения минеральных удобрений учительостанавливается на затратах государства на эти мероприятия, экономном и болееэффективном использовании воды для орошения, научно обоснованном примененииминеральных удобрений с учетом биологических особенностей культурных растений,необходимости правильного хранения урожая, недопустимости потерь при уборке идр.
Развитие у школьников чувства прекрасного, формированиеответственного отношения к природе особенно успешно осуществляются на весеннейэкскурсии в природу. Учащиеся проводят наблюдения и убеждаются во взаимосвязирастений со средой, раскрывают причинную обусловленность весенних изменений урастений, выявляют особенности строения раннецветущих растений, ихприспособления к условиям обитания, к опылению ветром и насекомыми. На весеннейэкскурсии выясняется степень овладения учащимися нормами и правилами поведенияв природе. Учитель внимательно следит, как школьники, выполняя задания, ведутсебя в природе. Всякие случаи нарушения (обламывание веток, передвижение не потропинкам, затаптывание всходов и др.)сразу же обсуждаются и получают оценку коллектива.
На экскурсии обращается внимание школьников на бережноеотношение к растениям в период их роста и развития, когда они особенно ранимы,на охрану раннецветущих растений. С этой целью в задания для экскурсиивключаются следующие вопросы: как следует вести себя в природе, чтобы невредить ей? Собираете ли вы букеты дикорастущих растений и как относитесь клюдям, которые это делают? Почему нельзя ломать и ранить растения? Как выотноситесь к таким запретам: «Не ломай деревья»; «Не рви растения», «Невытаптывай почву на лугах, в лесу»?
Обсуждение этих вопросов укрепляет убежденность учащихся внеобходимости заботливого отношения к природе, не нарушать связей, которыесложились между растениями и средой в процессе исторического развития, неповреждать растения, не вытаптывать всходы деревьев и кустарников и т. д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.