Реферат по предмету "Педагогика"


Основные отрасли педагогики и их задачи

Московский ГосударственныйУниверситет Приборостроения и Информатики
Реферат на тему:
Основные отраслипедагогики и их задачи
Выполнила:
студентка3 курса,
спец.200401
ЗаразоноваМ.С.
Москва,2010
Введение
Педагогика-системанаук о воспитании и образовании детей и взрослых. «И взрослых?» — Спросите вы.Конечно, ведь человек учится чему-либо на протяжении всей своей жизни! Однако,педагогика детским садом, школой, училищем и ВУЗом не заканчивается. Педагогикаохватывает всю нашу жизнь. Педагоги — не только школьные учителя ипреподаватели ВУЗов, — они и логопеды, и руководители кружков, и преподавателиинтернатов, и дефектологи, и фитнес-тренеры, и преподаватели курсов повышенияквалификации, и репетиторы для школьников, даже мы с вами являемся педагогамидля своих детей. В данном реферате мы и остановимся на различных отраслях этойвеликой и важной системе наук и значении их в нашей жизни.

Основные отраслипедагоги/>ки
Как мы уже выяснили,педагогика-система наук, и, в зависимости от направленности и задач,подразделяется на различные её отрасли. Вот основные из них:
ü   Общаяпедагогика
ü   Возрастнаяпедагогика (ясельная, дошкольная, школьная, педагогика «третьего возраста)
ü   педагогикасреднего специального образования;
ü   отраслеваяпедагогика (педагогика среднего специального образования, военная, спортивная,производственная и др.)
ü   социальнаяпедагогика;
ü   сравнительнаяпедагогика;
ü   исправительно-трудоваяпедагогика;
ü   коррекционнаяпедагогика
ü   лечебнаяпедагогика.
Каждая отрасль являетсяогромным разделом изучения и имеет своё назначение. В следующих главах будутприведены основные цели и роли каждой из них в нашей жизни.
/>Задачи и назначение основных отраслей педагогикиОбщаяпедагогика
Общаяпедагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерностивоспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различныхвозрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачиисследования и организации форм, принципов и методов обучения и воспитания.Общая педагогика представляет собой систему, частями которой являются:
1) теория ипрактика обучения;
2) теория ипрактика воспитания;
3) теорияорганизации и руководства системой образования.Возрастнаяпедагогика
Возрастная педагогикавключает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскуюпедагогику (или педагогику высшей школы), педагогику «третьего возраста». Онаизучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастногопериода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста,студенческого периода.
/>Ясельная педагогика
Ясельнаяпедагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческоговозраста. По своему возрасту это сравнительномолодая отрасль педагогики. Однако ее вес по мере проникновения научной мысли всекреты направленного влияния на ум, здоровье, эмоциональную, социальную сферыформирования ребенка стремительно увеличивается. Характерной особенностьюясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний:психологией, физиологией, медициной./>Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика –наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольноговозраста. В настоящее время существуют отрасли дидактики дошкольногообразования, теория и методика воспитания дошкольников, международные стандартыпредшкольного развития ребенка, теория и практика профессиональной подготовкиспециалистов по дошкольному воспитанию и образованию. Разрабатываютсятеоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных,частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно,дву- и многодетных, полных, неполных семей./>Педагогика школы
Педагогикашколы относится к самым богатым и развитым отраслям науки о воспитании.Тысячелетия ее существования в мировой истории позволили накопить несметныеценности опыта руководства развитием, формированием подрастающих поколений в различныхсоциально-экономических условиях. Исследования образовательных моделейразличных цивилизаций, формаций, государств, идеологии, политических устройствдают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс.Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовскойпедагогики, которая выступает основой формирования учительского ипреподавательского профессионализма.
В наше времяпоявился новый стандарт школьных экзаменов и это потребовало полногоперестраивания школьной программы с целью подготовки к их сдаче (речь,несомненно, идёт о ЕГЭ). Это, несмотря на жалобы на трудность их сдачи, нанеобходимость выбирать ВУЗ заранее, упростило поступление во многие ВУЗы (порезультатам ЕГЭ, без вступительных экзаменов), а также позволило ещё со школыопределиться с профилем дальнейшего образования и на какие дисциплины надообратить внимание (ведь предметы для ЕГЭ сдаются по выбору, кроме русскогоязыка и математики)./>/>Педагогикавысшей школы
Педагогика высшей школы– педагогика институтов, академий, университетов. Данная отрасль относится и квозрастной и к отраслевой педагогике, т.к. высшая школа – образовательноеучреждение наивысшего ранга, занимающееся подготовкой высококвалифицированныхпрофессионалов и являющееся конечной ступенью образования.Образованиеданного уровня позволяет обучаться и развиваться не только в выбраннойпрофессии, но и развиваться духовно и личностно, благодаря таким гуманитарнымдисциплинам, как философия, этика, эстетика, педагогика, психология и другие.
Педагогика«третьего возраста»
Педагогика «третьеговозраста» разрабатывает систему образования, развитие людей пенсионноговозраста и находится в стадии становления. Так, например, с повсеместнымразвитием компьютерных технологий и мобильной связи необходимо обучатьпенсионеров работе с новыми приборами, компьютерами и мобильными телефонами, атакже банкоматами для успешной адаптации в сегодняшней России. И как бы неупрощались приборы с целью максимальной простоты обучения пенсионеров даннымиустройствами, всё же необходима специальная методика.Отраслевая педагогика
Отраслевая педагогикаизучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальнойгруппы или профессий: это — педагогика семьи, производственная,профессиональная, в том числе военная, правовая, спортивная общественныхорганизаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительнойработы, исправительно-трудовая (пеницентиарная). Рассмотрим основные её виды:Педагогикасреднего специального образования
Педагогика среднегоспециального образования развивается за счёт заимствования, адаптации научных иприкладных положений школьной и вузовской педагогики, а именно фундаментальныхи прикладных наук. Наблюдаются фактыактивизации научных исследований на стыке среднего и высшего профессиональногообразования. В связи с развитием комплексов по вертикали типа “колледж(училище) — вуз” интегрируются (внедряются, объединяются) силы ученых,разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границесреднего и высшего уровней специального образования./>Производственная педагогика
Производственнаяпедагогика изучает:
·         закономерностиобучения работающих;
·         переориентациюна новые средства производства;
·         повышениеквалификации работающих;
·         переориентациюна новые профессии.
Закономерностиобучения работающих необходимы для обучения студентов, или новых прибывшихработников, технологиям данного предприятия.
Переориентацияна новые средства производства актуально всегда в связи с непрерывнымвнедрением новых технологий.
Повышениеквалификации рабочих периодически необходимо для обучения работе с новымиматериалами, новой аппаратурой и новыми технологиями для улучшения качества иэффективности работы.
Переориентацияна новые профессии иногда необходима в связи с потерей актуальности старойвследствие каких-либо политических и экономических причин. Например,переориентация производства с военной на гражданскую продукцию, и, наоборот, всвязи с началом и окончанием Великой Отечественной Войны 1941-1945 года./> Социальная педагогика
Социальнаяпедагогика — отрасльпедагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальныхкатегорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях,так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.Социальная педагогика включает в себя разделы: социология воспитания,социально-педагогическая виктимология, философия социального воспитания, теориясоциального воспитания, психология социального воспитания, методика социальноговоспитания, экономика и менеджмент социального воспитания.
Социальнаяпедагогика, в отличие от традиционной, рассматривает педагогическуюдеятельность не только как основу воспитания, социализации личности, но и какпроцесс социальной помощи людям в период их личностного или профессиональногонеблагополучия.
Особенностьсовременной социальной педагогики — ее гуманистическая направленность, единствотребований и уважения к людям, в том числе к детям, то есть сотрудничество,сотрудничество воспитателя и воспитанника. Гуманистическая направленностьзаключается и в ориентации ее как на защиту отдельного человека в егоконкретной ситуации, так и на целостный подход к человеку, на защиту его общихинтересов и потребностей.
Гуманноеи альтруистическое значение социальной педагогики проявляется в том, что этанаука призвана решать чрезвычайно сложные и зачастую кровоточащие проблемысоциальной помощи населению, поддерживать формирование благоприятногочеловеческого социума, заботиться своими особыми, специфическими средствами очеловеке, духовно-нравственном здоровье, самосознании, формировании ценностныхориентаций (в особенности у подрастающего поколения).
Сегодняв центре социальной педагогики — духовный мир человека. На его развитие иобогащение направлены все ее усилия. Социальная педагогика исследует многиеволнующие духовно-нравственные проблемы современности, ведет человека к егокультурной зрелости, нравственному прозрению и идейной стойкости. Усилиясоциального педагога направлены на то, чтобы поддержать человека в богатой,разнообразной и свободной культуре, которая помогает человеку стать личностью,совершенствовать свои представления о мире, о человечности, истине и добре ит.п.

Исправительно-трудоваяпедагогика
Исправительно-трудоваяпедагогика содержит теоретические обоснования и разработки практикиперевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели её– перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобыулучшить качество жизни как их самих, так и окружающих.
Исправительно-трудоваяпедагогика как отрасль использует все основные понятия педагогики, а такжеразрабатывает и специфические, среди которых наиболее важные категории —исправление и перевоспитание осуждённых. Исправление — противоречивый процессломки сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, предполагающийсобой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью.Перевоспитание рассматривается как двусторонний процесс, включающийпедагогическую работу воспитателей, администрации по организации системыисправительно-трудовых воздействий и деятельность самих осуждённых по усвоениюэтих воздействий (т. е. исправление). Результат такого взаимодействия —перестройка сознания и поведения личности. Исправление выступает как цель ирезультат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности.Уровни или степени изменения личности различны, но при этом они вполне сопоставимыс общечеловеческими нравственными нормами, т. к. не существует отдельно взятойморали для правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессеперевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к труду,точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития,бережное отношение к общественной и личной собственности, приобретают статусправовых.
/>Специальные педагогические науки
Специальные(коррекционные) педагогические науки – логопедия, сурдопедагогика,тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы,принципы и средства воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения вфизическом и психическом развитии.
Так,например, логопедия занимается обучением и воспитанием детей с нарушениямиречи, сурдопедагогика занимается обучением и воспитанием глухих ислабослышащих, тифлопедагогика занимается обучением и воспитанием слепых ислабовидящих, олигофренопедагогика занимается обучением и воспитанием умственноотсталых и детей с задержками умственного развития, логопедия занимаетсяобучением и воспитанием детей с нарушениями речи./>Лечебная педагогика
Лечебная педагогика –новая отрасль педагогики, развивающаяся на границе с медициной. Основным еёпредметом является система образовательно — воспитательной деятельностипедагогов с больными и отстающими учениками.В связи с ростом болезней среди школьников возникает проблема разработкищадящих воспитательно-образовательных конструкций. Обучение и лечение в ихоптимальном сочетании требуют медицинских и педагогических теоретическихобоснований и методических разработок.Основнаяцель лечебной педагогики – дать возможность больным детям и детям сотклонениями в развитии адаптироваться к нашей жизни. Для этой цели создаютсяспециальные интернаты, детские сады, центры лечебной педагогики и другиеспециальные учреждения.
Сравнительная педагогика
Сравнительнаяпедагогика изучает закономерности функционирования и развития образовательных ипознавательных систем в различных странах путём сопоставления и нахождениясходств и различий.
Сравнительнаяпедагогика — это область педагогической науки, изучающаяпреимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденцииразвития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира,а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональнойспецифики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальныхобразовательных систем путём использования ими зарубежного опыта. Дляэтого направления методологически важны объективность, комплексность,конкретно-исторический, культурологический, этнопсихологический подходы.
Основная задачасравнительной педагогики — исследование причин и механизмовмирового кризиса образования, особенностей его проявления в различных странахдля того, чтобы прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчить ихвлияние.
/>Заключение
Педагогика – обширнаясистема наук, решающая много как педагогических, общественных, а также лечебныхзадач. По своим целям и связью с другими науками она подразделяется на отрасли.
В данном реферате мырассмотрели только основные отрасли педагогики, их основные задачи и значение внашей жизни (а значение её очень большое). Однако на этом перечень отраслей незаканчивается. Существуют и другие отрасли, но развитие их заморозилось в связис Распадом СССР, сменой правительства, перестройкой государства, реформ в сфереобразования и других причин вследствие потери актуальности. Появились и новыеотрасли, частично заимствованные у стран Западной Европы и Америки, изначительно развиваются старые, но ещё актуальные, отрасли педагогики и всёчаще встречаются в нашей жизни. Пока есть люди – есть и педагогика. Развиваемсямы, – совершенствуется и эта великая наука во всём своем многообразии ивстречается во всех областях нашей деятельности.

Список использованнойлитературы
1. Российскаяпедагогичекая энциклопедия т.2, с.361-363
2. Исправительно-трудоваяпедагогика. Учебник, под ред. И.Т. Богатырева, М., 1978
3. Информационно–просветительскийпортал Ханты-Мансийского Автономного округа- Югры (http://www.eduhmao.ru)
4. Педагогикаи психология высшей школы. Учебное пособие. М.В. Буланова – Топоркова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.