Реферат по предмету "Педагогика"


Возможности развития элементарных способностей в условиях работы в классах коррекционно-развивающего обучения

Министерство образования РоссийскойФедерации
Департамент образования Пермской области
ГОУ СПО Пермское педагогическое училище №3
Курсовая работа
Возможности развития элементарныхспособностей в условиях работы в классах коррекционно-развивающего обучения
Пермь 2005г.

ВВЕДЕНИЕ
В многообразнейшейчеловеческой деятельности (трудовой, обрядовой воспитательной, лечебной) былазамечена исключительная сила, с которой музыка воздействует на душевный мирчеловека, на объединение и сплочение людей, воспитание их нравственных идуховных качеств. Это и сделало музыку неизменной спутницей человека напротяжении всей истории цивилизации.
Эстетическоевоспитание детей, формирование их духовного облика является важнейшей задачейвоспитание подросткового поколения.
Уметьвоспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего мира, самому приниматьпосильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту,в отношениях людей – все эти качества не появляются сами собой их необходимовоспитывать, систематически развивать.
Искусство, и вчастности музыка как одно из наиболее доступных и распространенных его форм,оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыкиможно передавать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительнои ярко отобразить явления действительности. Воздействуя на учащихсяхудожественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоциональновоспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт.
Целью уроков пенияи музыки является воспитание эстетических чувств учащихся, формирование у нихэлементов музыкальной культуры.
Занятия пением имузыкой во вспомогательной школе имеют и специфическую задачу коррекциинедостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы.
На уроках пения имузыки у учащихся вырабатываются чувство ответственности за общее дело,понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие,уверенность в своих силах. Это очень важно, так как умственно отсталые детичасто бывают замкнутыми, необщительными, у многих из них мало развиты умения инавыки коллективной деятельности.
Для успешногорешения задач музыкального воспитания учащихся необходимо, чтобы учитель музыкивел свою работу в контакте с логопедом и школьным врачом – психоневрологом.
У школьниковмладших классов вспомогательной школы наблюдаются следующиеанатомо-физиологические особенности голоса: неустойчивость, вялость или,наоборот, крикливость. Задача учителя — выровнять общее звучание голосов уучащихся, не разрешать учащимся формировать звук и тем самым свой голос.
В классе, гдепроводится урок пения или музыки, не следует развешивать лишних картинок иплакатов, отвлекающих внимание учащихся.
Основоймузыкального воспитания учащихся является хоровое пение как наиболее активныйспособ развития их музыкальных способностей.
Учебный материалдается в ограниченном количестве и усложняется постепенно.
Характернойособенностью учащихся вспомогательных школ является недостаточно развитыйпевческий диапазон, что обуславливается более поздним развитием речи детей.Особенностью аномальных детей младших классов является наличие дефектов впрослушивании, а также отсутствие достаточного словарного запаса, что мешает импонять и усвоить смысл текста.
Неотъемлемойчастью каждого урока должно быть слушание музыки, которое способствуетрасширению музыкального кругозора учащихся и воспитывает и них музыкальныйвкус.
Дети с задержкойпсихического развития слушают, понимают и воспринимают музыкальныепроизведения, более сложные по своему содержанию и эмоциональной окраске, чемте, которые они исполняют. Поэтому слушание музыки имеет большое значение вкоррекционно-развивающей работе с этими детьми.
Огромноепознавательное значение на уроках пения и музыки имеет применение наглядногоматериала, разнообразных учебных пособий, технических средств. Опыт лучшихпедагогов говорит о том, что необходимо к каждой песне, к каждому прослушанномупроизведению подбирать иллюстративный материал. Слушание радио, посвящениекино, просмотр телепередач – все это должно служить вместе с уроками пения имузыки единой цели: музыкальному воспитанию учащихся.
В каждой школенужно организовать хоровой кружок, периодически проводить с учащимисямузыкальные беседы, которые не только способствуют общему музыкальному развитиюдетей, но и помогают решать коррекционные задачи вспомогательной школы.
Проблема: с помощью, какихвидов деятельности можно развивать элементарные способности.
Объект: развитие.
Предмет: развитиеэлементарных способностей.
Цель: изучить иобосновать передовой научный опыт и литературные рекомендации по даннойпроблеме.
Задачи: — изучитьпроблему развития элементарных способностей в научной литературе;
-             датьпонятие и сущность элементарных способностей (раскрыть сущность);
-             изучитьпрактику по развитию элементарных способностей, описать методику.
Структура работы: курсовая работасостоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА I НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1.    МУЗЫКАВ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Музыка – эточудесное творение человеческого ума и сердца. Музыка укрепляет и углубляетчувства детей, западает в душу с детства, остается потом на всю жизнь. Каждыйребенок должен соприкасаться с музыкальным искусством, изучать и знать музыку.Музыка открывает детям мир прекрасного. Музыка украшает наш быт, нашу жизнь,делает жизнь детей наряднее, веселее, праздничнее. Музыка помогает детямувидеть и понять богатый многообразный мир. Музыка может нарисовать картинуприроды, выразить чувства и переживания людей.
Музыка радуетдетей, создает бодрое настроение, заставляет грустить, переживать, развиваетчувство красоты, направляет на добрые дела. «Прекрасное побуждает доброе», — говорил композитор Д. Б. Кобалевский. А Н. К. Крупская писала: «впечатлениядетства оставляют след на всю жизнь», Музыка обладает громадной силойвоздействия на слушателя, вызывая в нем различные чувства переживания ипредставления. Музыка обладает духовным миром человека. Музыка – наш хорошийдруг. С ней приятнее помечтать. Музыкальное воспитание способствует:
1.        развитиюэмоций;
2.        развитиюречи;
3.        развитиюдвижений;
4.        обогащениюсамостоятельностью игры и деятельности детей.
Величайшийписатель нашего времени А. М. Горький, очень глубоко чувствовавший красоту исилу музыки, говорил: «Когда слушаешь музыку, то забываешь – день на земле илиночь, мальчишка я или уже старик, забываешь все…».
«Детство невозможно без музыки, как не возможно без игры, бес сказки», — говорилвыдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Пусть все дети живут в мире музыки, аэто значит получают много положительных эмоций и будут здоровыми и добрымилюдьми. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего,воспитание ЧЕЛОВЕКА», говорил композитор Д. Б. Кобалевский.
1.2 О ВЛИЯНИИМУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА
«Не всякая музыкагодится для всякого человека»
Гиппократ.
Музыка оказываетбольшое психотерапевтическое воздействие на организм ребенка. В наши дниребенка окружает музыка, разная по качеству и степени доступности, она звучитпо радио и телевидению, в кино. Такое музыкальное окружение требует строжайшегоконтроля со стороны музыкантов – педагогов, призванных оградить больных детейот вредного звучания, а, следовательно, и от травмирования.
Часто понимаетсяпод вредной музыкой? Это музыка насыщенная шумовыми и ритмическими эффектамивозбуждающего действия, надрывная, меланхоличная и слезливая. Из сказанного неследует, что предлагают слушать только классическую и серьезную музыку. Хорошаяразвлекательная музыка, спокойная, мелодичная, доступная детскому пониманию,может оказать положительное влияние на психику больного ребенка.
На уроках музыкинеобходимо пользоваться режимом щадящим и охраняющим нервную систему учеников,избегая их утомление и переутомления, которое ведет к перенапряжению.
Хорошо известно,что под влиянием музыки изменяются все физиологические показатели работыорганизма. В зависимости от характера и количества музыка может оказать хорошееи плохое влияние на организм человека.
К методам охранынервной системы детей с задержкой психического развития относится и борьба сшумом в классах коррекции. Установлено, что шум действует не только на органыслуха. Под разрушительным влиянием шума повышается кровяное давление,развивается заболевание сердца. Шумы оказывают пагубное влияние на весьорганизм больного ребенка, понижая внимание, ускоряя наступление утомления,изменяя скорость дыхания и пульса, нарушая обмен веществ.
В классахкоррекции не должно быть шумных игр, шумных и затяжных репетиций к детскимпраздникам, которые должны быть строго регламентированы во времени и продуманыв отношении программы. Следует избегать организации шумовых оркестров спреобладанием ударных инструментов.
Борьба с шумом –это борьба за сохранение здоровья ребенка с задержкой психического развития.
1.3 ОСОБЕННОСТИДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задержкапсихического развития – это нарушение нормального темпа психического развития,в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставатьсяв кругу дошкольных, игровых интересов. При задержке психического развития детине могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные заданиявыполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группедетского сада или семьи.
Проблеманеуспеваемости определенной части учащихся начальной массовойобщеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов,психологов, медиков.
Дети с задержкойпсихического развития характеризуются нарушениями психической деятельности,особенно отчетливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов. Специальноеобучение, направленное на развитие детей с задержкой психического развития,предусматривает в первую очередь формирование у них высших психическихпроцессов, особенно мышления, а также предусматривает совершенствованиеэмоционально-волевой сферы, которая играет большую роль в усвоении знаний,умений, навыков, в установлении контактов с соучениками и в социальнойадаптации ученика в школе и вне нее.
Обучение детей сзадержкой психического развития в большей мере опирается на процессы памяти,которые имеют многие своеобразные особенности: объем запоминания материаламеньше, чем у нормально развивающихся сверстников. При обучении таких детейследует использовать больше наглядного материала и часто менять виддеятельности на уроке. Особый акцент делается на активизации методов и формучебно-воспитательного процесса, задачей которого является формирование уучащихся положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности. Подобнаямотивация побуждала бы школьников к систематической учебной работе, способствовалабы развитию познавательной активности, при высоком уровне которой учащиесявыходят на самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование.
Обследования инаблюдения за состоянием музыкальным развитием детей с задержкой психическогоразвития показывают, что пение и музыка могут оказать большое влияние нафизическое, интеллектуальное и музыкальное развитие детей.
В процессеобследований музыкальных возможностей и особенностей детей с задержкойпсихического развития было установлено следующее:
1)        частодети с задержкой психического развития имеют хорошие музыкально-певческие иречевые данные;
2)        впроцессе обучения дети с задержкой психического развития хорошо развиваются и кокончанию школы достигают значительных успехов в пении и музыке;
3)        особенностипознавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с задержкойпсихического развития требуют от учителя большого методического мастерства,индивидуального подхода к ученикам, значительной детализации учебного материалана уроке, широкого применения наглядности и частого повторения изучаемогословесного и наглядного материала.
1.4 СПОСОБНОСТИКАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Анализ проблемыразвития способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, котороемы будем вкладывать в это понятие.
В толковом словареВ. Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий,пригодный, угодный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и«способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый,изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимаетсякак умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактическипонимается как умелый. Таким образом, понятие «способный" определяетсячерез соотношение с успехами в деятельности.
Говоря оспособностях, подчеркивают возможность человека что-то делать.
Иногда способностисчитают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает,что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатомразвития задатков.
Отметим слова Б.Л. Яворского, который высказал именно такую точку зрения на проблемумузыкально-инструментальных способностей. «Моторность, слух, ритм, — говорилон, словно читая современные психологические труды, — только лишь свойства.Способности же – это возможность на основе труда культивировать эти свойства,развивать их». Указывая на локальный характер отдельных свойств, Яворскийспособности связывал со всей личностью музыканта, с ее культурой в целом.
Существовал и ряддругих положений современных психологических способностей. Так И. С. Якимскаяподчеркивает: «Поскольку структура любой способности сложна и многогранна, невсе ее составляющие, имеющие разную природу, развиваются одновременно иодинаково. Следовательно, «своеобразная иерархия этих структур, наличие богатыхкомпенсаторных механизмов» определяют в каждом отдельном случае содержаниеспособности и пути ее формирования».
Развитие каждой изспособностей обусловлено специальными задатками и требует формирования адекватныхфункциональных систем, что должно быть осмыслено в теории, и учтено практикой.
У детей сзадержкой психического развития необходимо развивать способности:
— эмоциональновоспринимать музыку при слушании ее, пении, детском музицировании, пластическоминтонировании, импровизациях, драматизациях и прочее;
-          проявлятьустойчивый интерес к музыке как к искусству и музыкальным занятиям;
-          иметьпервичные представления о жизненном содержании музыки, соответственно импонимать средства музыкальной выразительности и изобразительности;
-           располагатьпредставлениями о простых (песня, танец, марш) и сложных музыкальных жанрах(опера, балет, симфония, инструментальный концерт), об интонации как носителесмысла музыкального произведения, о простых средствах развития иформообразования музыки (использование специальной терминологии в начальнойшколе предусматривается в минимальном объеме);
-          иметьначальные представления об особенностях русской музыки и музыки других народовмира (на примерах лучших образцов мировой музыкальной культуры);
-          располагатьэлементарными сведениями о деятельности композиторов, исполнителей, слушателей(на примерах народной и композиторской музыки и собственного опыта общения смузыкальными произведениями);
-          владетьнавыками эмоционально-осознанного восприятия музыки, ее элементарного анализа(размышления о музыке, собственная, личностная оценка индивидуальная трактовкаисполнения и др.);
-          использоватьэлементарные музыкальные грамоты в целях формирования навыков восприятия ивыразительного исполнения музыки);
-          приобрестинавыки и умения коллективного исполнения музыки в соответствии с задачамимузыкального обучения в каждом классе.
Вообще вмузыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностямиподразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма имузыкальная память. В термин «музыкальный слух» вкладывается обычно оченьширокое и недостаточно определенное содержание. Теплов в своей работерасчленяет понятие музыкальный слух на понятия звуковысотный слух и тембровыйслух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное иритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, ноподчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей,образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны свосприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковымиявляются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.
«Музыкальный слух в широкомпонимании, — это способность различать музыкальные звуки, воспринимать,понимать и переживать содержание музыкальных произведений». Многиеисследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический,внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух.Чем объясняется такое обилие разновидностей музыкального слуха?
Объясняется это,во-первых, природой музыкального слуха, сложною по своему составу, во- вторых,различным уровнем функционирования слуховой способности.
Музыкальные звукиимеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску,длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высотызвука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда этоотносится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаемзвук рояля от звука скрипки, мы относим это к тембровому слуху.
Музыка – явлениецелостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входятнесколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический игармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей поотношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально- слуховых способностейк восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупныхего частей называется архитектоническим слухом (впервые этот термин был введенН. А. Римским-Корсаковым).
Все это говорит отом, что музыкальный слух – это сложная функциональная многосоставная системасо сложной иерархической структурой.
В своей работе А.Готсдинер отмечает, что «звуковысотный, тембровый и динамический слух оченьважны для полноценной музыкальной деятельности во всех ее вида. Однакозвуковысотный слух выделяется как доминирующий, поскольку ведущую роль вощущении музыкального звука играет высота».
Очень важенмелодический и гармонический слух. Мелодический слух это проявлениезвуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, гармонический по отношению кмногоголосию и отдельным созвучиям. Главный признак мелодического слухазаключается в том, что звуки, образующие мелодию, воспринимаются в их отношениидруг к другу, которые выражаются в тяготении звуков между собою и их общемстремлении к тонике. Это переживание отношений между звуками называют «ладовымчувством». Ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на егооснове осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки.
Музыкальный ритм.«Обычнопод ритмом понимают регулярную повторяемость однородных или взаимосвязанныхразличных предметов или явлений, которые создают впечатление соразмерности,стройности, общей гармонии». Ритмическими поэтому можно назвать смену временгода, смену дня и ночи, поэзию и музыку.
«В музыкальнойпрактике под чувством ритма обычно разумеется способность, лежащая в основе техпроявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изображением временныхотношений в музыке». В процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки имеетместо тесное взаимодействие между собой темпа, ритма и метра. Темп – это основнаяскорость движения всех метрических единиц, которая обусловлена характером ижанром музыкального произведения. Он настраивает психику на восприятие всегомузыкального произведения. Ритмом музыкального произведения называют временнуюорганизацию музыкального движе6ния, образующего форму данного сочинения. Ритмпомогает более детализированному восприятию, которое стимулируется также метром, соотношениемопорных и равных не опорных длительностей, создающих равномерную пульсациювсего движения.
Таким образом,«музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать временнуюорганизацию музыкального движения, оно является важнейшей составной частьюмузыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие,переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке».
Анализируяосновные формы музыкального слуха, мелодический и гармонический, Теплов пришелк выводу, что в основе лежат две способности: ладовое чувство, которое называютперцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха и способность музыкальногослухового представления, которую называют репродуктивным или слуховымкомпонентом музыкального слуха. Таким образом, музыкальный слух нельзярассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере,двух основных способностей.
Выделим триосновные способности.
1.        Ладовоечувство,то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, иличувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Этуспособность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентоммузыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущениеммузыкальной высоты, то есть высоты отчлененной от тембра. Ладовое чувствонепосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительностик точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональнойотзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовьи интерес к слушанию музыки.
2.        Способностьк слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховымипредставлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можноиначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Онанепосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первуюочередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармоническогослуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способностьобразует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3.        Музыкально-ритмическоечувство,то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональнуювыразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннемвозрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыкинепосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, болееили менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлениймузыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хорамузыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основуэмоциональной отзывчивости на музыку.
Психомоторика. «Психомоторика вшироком смысле слова – это наиболее общая форма психологического отражения,которая обеспечивает чувственное познание и связь человека с окружающим миромпосредством движения». Придавая исключительное значение двигательной активностичеловека, многие ученые выделили психомоторные способности, отметив ихсамостоятельность и полифункциональность. Формирование психомоторных способностейосуществляется в музыкальной деятельности в процессе работы над умениями инавыками.
Музыкальнаяпамять.О важной роли музыкальной памяти во временном искусстве музыки говорил еще Р.Дрейк. Музыкальная память, по его мнению, самостоятельная музыкальнаяспособность.
К. Сишор придавалособое значение способности воспринимать музыку по памяти в музыкальномтворчестве. Он называл ее способностью к «созданию слухового образа» и связывалс долговременной памятью и работой «слухового воображения».
Б. М. Тепловсчитал, что «способность к слуховому представлению» образует «основное ядромузыкальной памяти и музыкального воображения». Л. Мейер говорил о значениимузыкальной памяти в предвосхищение процесса развития музыкального образа. Б.Гордон, А. Бентли, В. Янг, включая музыкальную память в структурумузыкальности, разделили феномены звуковысотной и ритмической памяти.
Существуют дветочки зрения. Известно, что Б. М. Теплов считал, что нет оснований, говорить омузыкальной памяти как о самостоятельной музыкальной способности. В то же времяряд исследователей констатирует существован6ие «ножниц» в уровнях развития унекоторых детей музыкального слуха и чувства ритма с одной стороны, имузыкальной памяти с другой (А. Л. Готсдинер, И. П. Тейнрихс, Г. М. Цыпин, А.К. Брыль). Г. М. Цыпин пишет: «Наряду с музыкальным слухом и чувством ритмамузыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей…По существу, никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех илииных функциональных проявлений музыкальной памяти».
«Музыкальная память – это сложныйпроцесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученногоорганами чувств». Она активно включается во все познавательные процессы и всепроявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление,входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер испособности. Память человека – это сложный процесс отбора и переработкиогромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий ипереживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами дляосуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явлениясопровождаются мнемическими процессами.
По времени ихарактеру мнемических процессов в музыкальной памяти различают системы памяти.
Ультракороткая (мгновенная)память – отпечаток коротких, прерывистых и неожиданных звуков, главным образомпризнаков звука – высоты, тембра. Длительность их невелика – 0,1-0,5 секунд. Всознании остается быстро исчезающий след, для оживления которого необходимоповторение сигнала.
Кратковременная память –отличается большим объемом звучащей в сознании музыки, что обеспечиваетзапоминание не отдельных признаков звуков, а блоков, имеющих смысловое значение– мотивов, фраз, мелодий.
Оперативная память –используется как материал непосредственного восприятия и кратковременнойпамяти, так и ранее усвоенного. Основное ее содержание – обслуживаниенепосредственно протекающей музыкальной деятельности – представляемой илиреальной, исполнительской или композиторской.
Многократныевоздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15-20минут, его повторение и воспроизведение вызывает в белковых молекулах нервныхклеток необратимые изменения, которые приводят к прочному закреплениювоспринятого. Это долговременная память, которая сохраняет надолго всезапечатленное.
В зависимости отсодержания мнемических процессов называют двигательную (психомоторную),образную (слуховую, зрительную), Эмоциональную и словесно-логическую видыпамяти.
Определяя понятиеспособностей, психология подчеркивает основной признак: способности являютсятакими психическими свойствами личности, которые необходимы для успешноговыполнения конкретной деятельности. Поэтому следует уделить особое вниманиевопросу о взаимосвязи музыкальной деятельности детей с процессом их развития.
Деятельность, связанная смузыкой, разнообразна. Это – творческая деятельность, в процессе которойсоздаются музыкальные произведения; исполнительская деятельность; процесс восприятиямузыки.
Психология утверждает,что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает внем двигательные реакции. По мнению Б. М. Теплова, восприятие музыки«совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательнымиреакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкальногодвижения» (1, с.5).
Опираясь на этиположения, можно путем подбора соответствующих музыкальных произведений вызватьопределенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.
Движения под музыку,применяемые на музыкальных занятиях как средство музыкального воспитания,облекаются в доступную и интересную форму музыкальных игр, а значение игр вмузыкальном воспитании уже достаточно убедительно показано в трудах Н. К.Крупской, А.С. Макаренко и других педагогов. Музыка же в игре усиливает еевоспитательную ценность.
Проблема творческихспособностей, или, по распространенной зарубежной терминологии, проблема д е тс к о г о т в о р ч е с т в а, является одной из самых значительных в областихудожественного воспитания детей и широко освещена в зарубежной литературе.
Утверждают, что именно вхудожественной творческой деятельности детей выявляется индивидуальность,потому что источник искусства лежит в мире субъективного, в миреподсознательного. Человек выявляет свое «я» в искусстве. Ребенок такжепроявляет в художественной деятельности свое «я», свою индивидуальность,развивающуюся по своим, только ей одной присущим законам.

ГЛАВА II ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙРАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ
2.1 ЭТНОКУЛЬТУРНОЕВОСПИТАНИЕ
Фольклор в наши дни являетсяобъективной ценностью представляющей собой самобытную целостную системуэстетического и нравственного воспитания. Мы рассматриваем фольклор как универсальное,дидактическое и развивающее средство и его социализации. Фольклор учитываетвозрастные психологические особенности ребенка, его интересы и творческиевозможности.
Поэтика русской речинеобходима ребенку для благополучного эмоционального развития. Обращение вдетстве к старейшим языковым и музыкальным формам необходимо и закономерно, таккак они духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Возрождениенародных, обрядовых и календарных праздников в наше время практикуется оченьинтенсивно. Такая непосредственная встрече со своей национальной культуройспособна пробудить первичные смыслы, которые организуют субъективный мирличности, явится гарантом ее устойчивости, ибо народный праздник всегдавыполнял и важные социальные функции. Поскольку в нем человек ощущал себяодновременно личностью и членом коллектива. Внутри праздника всегдаосуществляется свободное общение, проявляются все формы и виды народнойкультуры. Другой вариант решения проблемы, личностной заинтересованностиребенка при врастании в национальную культуру связан с принципомобразно-игрового «вхождения» в фольклор (разыгрывание). Игра становится формойсохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению сдругими видами познавательной деятельности, поскольку никогда не утомляет иестественно включает детей в орбиту познаваемого, идеально мобилизует эмоцииребенка, его интеллект. Вхождение в национальную культуру в форме игры ставит иребенка, и педагога в ситуацию первооткрывателей, в ситуацию идеологическогообщения, креативного творчества.
Игровая сущностьпронизывает все детство, а, значит, любое задание на уроке можно сделатьигровым. Использование движения на занятиях является не только непременнымусловием создания образно-игрового фона урока и фольклорного музыцирования вцелом, но и благоприятнейшей средой для развития мышления, музыкальности, слухаи творческих способностей уроков. Восстановление триединства музыки, слова идвижения является формой сохранения фольклорного наследия и обязательным условиемвоспитания гармонически развитой личности. Движение, танец, песня рождаются изритма. Ритм лежит в основе жизни. Ритму нельзя научить (Э. Ж. Далькрос, Б. Х.Хасельбах), начиная с элементарных движений: хлопков, шлепков, притопов,щелчков пальцами и так далее. Построение игры, игровой ситуации илииспользование какого-либо игрового приема должно опираться на конкретныепотребности и склонности детей, а также на возрастные особенности ипсихофизиологические закономерности развития. К игровой терапии можно отнестивозрождение традицион6ного бытования жанра пестушки, ибо пестушка может оказатьдейственную помощь при лечении логоневрозов, при снятии у ребенка боязниневербального контакта, как упражнение на психическую релаксацию и улучшениюпсихо-эмоционального состояния у детей.
Подводя итог, можносделать вывод, что только игра может придать обучению фольклору неформальныйхарактер; только игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее;только игра укрепляет связь времен, делает народную культуру живой инасущно-потребностной для ребенка, а значит, только игра может служить гарантомвоспроизведения этноса.

2.2 МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАКСРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Игра рассматриваетсяпедагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средстввоспитания детей с задержкой психического развития. Игра – один из путейподготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности.
В соответствии с решениемотдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с задержкойпсихического развития постепенно определялись следующие разновидности детскойигры: 1) творческие, в процессе которых хорошо развиваются творческиеспособности детей, позволяющие им отражать наблюдаемую действительность; 2)подвижные, способствующие физическому развитию детей и 3) дидактические,посредством которых развиваются ощущения.
Назначение игр как быспециализируется, что не исключает, а, наоборот, утверждает их общее значениекак средства всестороннего развития ребенка. Так, подвижные игры,способствующие главным образом физическому развитию, помогают также укреплениюволи, развитию инициативы, решительности, находчивости. Они воспитывают чувстватоварищества, ответственности, справедливости, формирующие моральный обликребенка. Точно так же и музыкальные игры содействуют как музыкальному, так иобщему развитию ребенка.
Во всех учебниках иучебных пособиях дается классификация игр по общепринятому принципу деления ихна т в о р ч е с к и е (созданные детьми) и г о т о в ы е (преподнесенные детямв готовом виде). Игры с готовыми правилами, в свою очередь, делятся наподвижные и дидактические, народные, подвижные, дидактические; на игры справилами – народные и современные.
Следует рассматриватьмузыкальную игру как одно из средств музыкального воспитания. Поэтому музыка,сопровождающая движения, помимо ее «моторного» характера, должна отличатьсяхудожественными качествами. По этим качествам она не должна уступатьпроизведениям, предназначенным для пения и слушания.
Чему можно научить детей,пользуясь музыкальной игрой?
Как известно, существуетпрограмма в которой наряду с другими требованиями указывается объем навыков,которые должны быть усвоены детьми в процессе разучивания музыкальных игр иплясок. Основное программное требование – н а у ч и т ь д е т е й д в и г а т ьс я в с о о т — в е т с т в и и с х а р а к т е р о м м у з ы к и. Чтобыпередать характер музыки, нужно не только передать в движении общее настроение(чаще всего веселое и спокойное), но и отметить в нем некоторые яркие черты,соответствующие наиболее важным элементам музыкальной выразительности (развитиюмелодии, темповым, динамическим и ритмическим изменениям), при этом детей учатдвигаться, точно «укладываясь» в музыку, выразительно передавать тот или инойигровой образ, изящно выполнять движения.
Музыкальная игра являетсяодним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям,одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих имузыкальных способностей.
Музыкальная играпредставляет собой активную творческую деятельность детей, направленную навыражение характера музыки посредством движений. Чтобы достигнуть поставленнойцели, необходимо обучать детей навыкам восприятия музыки и навыкам движений всоответствии с ее характером.
По принятой методикедошкольного музыкального воспитания классификации, существуют игры подинструментальную музыку и игры под пение.
Игры под инструментальнуюмузыку включают в себя сюжетные игры и несюжетные. В первом случае перед детьмистоит задача передать образы тех или иных персонажей и их действия в соответствиис музыкой; во втором двигаться в соответствии с характером и формоймузыкального произведения.
Игры под пение делятся нахороводы и игры-инсценировки песен.
Можем отметить, чтомузыкальная игра по своим задачам принадлежит к числу дидактических, похарактеру — к подвижным. Содержание игр находится в полном соответствии ссодержанием музыки, ее характером. Выбор музыкальных произведений,предназначенных для сопровождения игр, в свою очередь, определяетсяобщепедагогическими значениями.
Музыкальныеигры достаточно разнообразны по своему содержанию, видам, формам. Естественно,что в процессе этой деятельности развиваются разнообразные способности.
Деятельность детей впроцессе музыкальных игр складывается из восприятия музыки, прочувствования ипостепенного осознания ее особенностей и ответной двигательной реакции.
Эта деятельностьпротекает по различному в условиях игр. Содержание и построение игр, степень ихсложности, наличие учебных заданий – все это определяет и характерхудожественно-творческих и музыкальных способностей.
Способности в основесвоей зависят от задатков, имеющихся в организме. Навыки же своей материальнойосновой имеют систему временных связей. Необходимость выделения в схеме навыкови способностей, поэтому также очевидны. Вместе с тем было подчеркнуто, чтовыделение общих и специальных способностей условно, так как они находятся втесной взаимосвязи. Эти принципиальные соображения были положены в основу составлениясхемы (см. приложение №1).
В процессе музыкальных игр удетей с задержкой психического развития развиваются способности восприятиямузыки и активного внимания, воображение, познавательные способности,обогащается словарный запас новыми словами, терминами, развиваетсяэмоциональная сторона личности, находчивость, инициативность, чувство ритма,темпа.
Игра – это одно из средствобучения детей элементарнейшим представлениям и навыкам, связанным свосприятием музыки и движением под музыку.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХСПОСОБНОСТЕЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР
1.        Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическуювыразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее.
Эта способность выражается вследующем:
А) в заинтересованном,особенно внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдениивнешнего поведения детей;
Б) в различении изменений вмузыке, чередовании ее выразительных средств;
В) в устанавливании развитияхудожественных образов, развитии последовательного «музыкального рассказа» исвязи его с движением.
2.        Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
Эта способность выражается вследующем:
А) в увлеченности движениемпод музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные смузыкой и движением;
Б) в непосредственной,искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, впоисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки исюжету игры;
В) в произвольности движений(умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, вколлективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
Г) в ритмичности движений,свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмическогорисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы;
Д) в проявлении творческойинициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельныхэлементов игры.
4)        Способность оценивать красивое в музыке и движении, оцениватьритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможныхдля данного возраста.
Эта способность выражается вследующем:
А) в свободном различениихарактера музыки и связи его с характером  движения;
Б) в правильном различенииформы произведения, наиболее ярких средств его выразительности, в сочетании саналогичными особенностями движения;
В) в оценке качества движенийу себя и у своих товарищей.
ТЕАТРАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сложившаяся на сегодняшнийдень образовательная ситуация, при которой учреждения для детей с задержкойпсихического развития используют учебники и программы массовых образовательныхшкол, с одной стороны, и постоянное увеличение объема знаний в рамках цензовогообразования, с другой, когда его усвоение становится серьезной проблемой, дажедля здорового ребенка, приводит ко все более выраженному не успеху ребенка сотклонениями, подчеркивая ограниченность его возможностей.
Следственно для того, чтобыотвечать современным требованиям, образовательные учреждения для детей спроблемами в развитии нуждается в переосмыслении своего педагогического подхода– коррекция работы предполагает устойчивый комплекс действий, операций,промежуточных целей, которые позволяют с наименьшими затратами достичь желаемого,механизм, который помогает совершить скачок из области недоразвития возрастнойнорме.
В учебный планмузыкально-театрального отделения в школе-интернате входят следующиедисциплины: сольное пение или народное пение, сценическое мастерство, сценическаяречь, сценическое движение, общее фортепиано, сольфеджио, музыкальнаялитература, хор.
На уроках сольного пения,помимо произведений из учебной программы, разучиваются сольные партии изспектаклей, а на хоровых занятиях – хоровые партии.
Постоянными зрителями, азачастую и участниками репетиций, становятся дети, занимающиеся на другихотделениях. И что характерно, посещая репетиции, они, по свидетельствупедагогов (как правило, специалистов с высшим образованием), начинаютзначительно лучше заниматься по основной специальности.
Участие ребенка в музыкальномспектакле влияет на познание им окружающего мира. Мир чувств ребенка становитсяболее ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций у школьникаукрепляется уверенность, а так же способность адаптироваться в различныхобстоятельствах: он учится без стеснения выражать свои чувства в мимике ижестах. Играя какую-либо роль, он использует нужные движения, самостоятельнонайденные им, учится ощущать необходимые для создания того или иного образа, гротескные,юмористические и другие характерные черты.
В процессе репетиций новыйсмысл приобретает взаимоотношения индивидуума и группы, и, прежде всего, развиваетсячувство коллективизма необходимое условие сценического искусства. Происходитболее интенсивное эмоциональное и интеллектуальное развитие школьников. Мелодиипесен, их текст, различные игровые движения развивают память.
Наблюдая за учащимися,обучающимся на музыкально-театральном отделении, установлено, что у нихизменилось и отношение к учебе – заметно улучшилась и успеваемость пообщеобразовательным дисциплинам.
Благодаря игровым ситуациям иисполнению ролей, дающим возможность представить себе то, «чего нет»,развивается воображение, которое необходимо в каждой художественнойдеятельности. Вот, что говорят по этому поводу ученые: «искусство возникло вистории цивилизации для того, чтобы развивать и поддерживать фундаментальнуюосновополагающую человеческую способность – воображение. Конечно, искусстворешает множество задач – и социальных, и прикладных. И все же, в конечномсчете, оно направлено на то, чтобы сформировать воображение. Человек безвоображения – исполнитель. Любая проблемная ситуация требует такого способадействия, такого решения, которого человек в прежнем опыте не имел. Но найтиего надо. Вот тут-то необходимо воображение».
Уроки-репетиции должныопределяться, в конечном счете, атмосферой, артистической, культурной иморальной, в которой учат будущего, быть может артиста, быть может режиссера,быть может театрального критика и уж наверняка тонкого грамотного зрителя. Ивсе это имеет огромное значение для решения наиболее общих задач всестороннегоразвития личности.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯМУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ СЛУШАНИИ МУЗЫКИ
«Влияние музыки на детейблагодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»,- говорил В. Г. Белинский. Умение слышать музыку и размышлять о ней, надовоспитывать в детях с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первомуроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон:когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. Приэтом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этотзакон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка,только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее ипо-настоящему понять. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно напротяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и вмоменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжениядушевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Понимая проблемуразвития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждаетдетей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будутчувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческойдеятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальномуразвитию. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушаямузыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, чтозаложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под еевлиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже егособственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает внем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия.К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчествослушателя (см. приложение № 2).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕНА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Намузыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используютразличные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3)психогимнастику.
Занятияпо музыке значительно расширяют круг представлений таких детей и тем самымспособствуют улучшению их познавательной деятельности. Это требует координацииработы учителя музыки с педагогами, ведущими другие дисциплины.
1) Самым доступным жанромдля детей является песня. Песня сплачивает детей, дает яркие, художественные,музыкальные впечатления. Пение — процесс звукообразования, в котором важнакоординация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации,слухового и мышечного ощущений.
Пениеи движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц сразличными нарушениями в развитии. Органическим элементом песни является слово.Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.
Существуюттакие приемы обучения пению: перед слушанием песни педагог проводит беседу о еесодержании, разъясняет, рассказывает чувства, настроение, выраженные в ней.Затем педагог выразительно исполняет песню.
Прииспользовании пения в коррекционных целях следует придерживаться требований,имеющихся в логопедической работе с детьми, страдающими различными нарушениямиречи: учитывать поэтапность в нормализации речи; периоды щадящего режима убольных с органическими нарушениями голоса.
Пениенародных песен способствует эстетическому воспитанию детей, пробуждает чувстволюбви к Родине, к родной природе. Песни способствуют улучшению дикции иартикуляции, благоприятно влияют на выразительность речи. От музыки у детейбывают положительные эмоции, а значит, дети больше улыбаются и смеются. Этидети будут всегда здоровыми. При пении у детей исправляется дефект речи,исправляется заикание.
2)Инструментальная деятельность способствует эффективному развитию учащихся лишьв том случае, если гармонично вводится в процессе обучения и понимается какактивно-познавательная, творческая практика цель введения в урок детскихмузыкальных инструментов — активизировать музыкальные способности учащихся,обогащать их музыкальный опыт.
Игреотводиться особая роль, поскольку она вовлекает ребенка в сферу музыки,помогает развивать его творческие способности. Игра на музыкальных инструментахспособствует развитию кисти рук, например, молоточком на металлофоне,ксилофоне, медиатором на цитре; развитию дыхания во время игры на дудочках;развитию голоса артикуляции во время песен, попевок; развитию слуха при подборезнакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах;для нориолизации просодической стороны речи при импровизации мелодичных иритмических подпевок.
В работе с учащимисяначальных классов в коррекционно-развивающем обучении могут быть использованылишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы какчисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольники,тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так и звуковысотные(колокольчики, металлофоны, ксилофоны). Все инструменты должны издавать чистыйи приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, то есть быть красивыми,легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач.
3) Психогимнастика- курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различныхсторон психики ребенка.
Психогимнастикапримыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общейзадачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждениеэмоциональных расстройств у детей.
Назанятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Основная цель — преодоление барьеров в общении,развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения,создание возможностей для самовыражения. Придается большое значение общениюдетей со сверстниками. Во время занятий психогимнастикой в основномиспользуется бессловесный материал.
Учащимся,прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками,легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У нихвырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость,доброта и т. п.). Изживаются невротические проявления (страха, опасения,неуверенности).
Упражнения впсихогимнастике решают такие задачи: уменьшают напряжение, сокращаютэмоциональную дистанцию учащихся, вырабатывают умения выражать свои чувства,мысли, желания. Курс занятия способствует развитию и коррекции различных сторонпсихики ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕМузыкальное обучение и воспитание детей сзадержкой психического развития обеспечивает значительные успехи в коррекцииличности этих учащихся и их подготовки к жизни.
В процессе музыкального обученияу детей развиваются элементарные способности, которые способствуют развитиюдуховных, нравственных и физических качеств ребенка. У детей развиваетсяправильное дыхание, исправляются дефекты речи и заикание; развиваются кисти руки координация движений; воспитываются такие качества, как внимание, инициатива,смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе,ловкость, гибкость, самостоятельность. У детей развиваются все стороны психики.
Связь учебной и внекласснойработы по музыке и выступление учащихся перед зрителями и слушателями повышаетих уверенность в своих силах, их общественную активность.
В итоге занятий у детей сотклонениями формируется интерес к музыке и сознательное отношение кпроизведениям музыкального искусства. Дети не только учатся слушать музыку,понимать ее, но и с большим удовольствием участвуют в хоре, оркестре народныхинструментов, духовом оркестре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина В. Н.Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр/издательство академии педагогических наук — Москва, 2000.
2. Волкова Г. А.Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педин-тов/ Г. А. Волкова.– М.: Просвещение, 2002.
3. Готсдинер П. Л.Музыкальная психология/ международная академия педагогических наук — Москва, 2002.
4. Гусейнова, РаджабоваТеатр в школе-интернате — Москва, 2001.
5. Давыдов в. Искусство идети. А зачем?/ Современная культура, 2000.
6. Жилинская С. А.Игровые модели детского фольклора — Екатеринбург, 2001.
7. Крайг Г. Психологияразвития/ Г. Крайг — СПГ.: Питер, 2000.
8. Критская Е. Д.,Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка, М.: Просвещение, 2001.
9. Михайлова М. А.Развитие музыкальных способностей детей/ Популярное пособие для родителей ипедагогов – Ярославль: Академия развития, 2001.
10. Музыкально-певческоевоспитание детей в образовательной школе/ издательство «Музычна Украйина»,2000.
11. Соколова В. Н.Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре/ Начальная школа,2002.
12. Степанова О. А.,Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающимитехнологиями – Москва, 2003.
13. Журнал Воспитаниешкольников №5, 2001.
14. Журнал Воспитаниешкольников №9, 2001.
15. Журнал Начальнаяшкола №2, 2001.
16. Журнал Начальнаяшкола №3, 2001.
17. Журнал Читаем,учимся, играем № 3, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
В целом для анализа игрбыла предложена следующая схема:
Фамилия, имя, отчество иместо работы педагога, заполнившего данную схему.
Анализ игр.
1.        Название игры;название музыкального произведения, сопровождающего игру; композитор. Краткоеописание игры.
2.        Тип игры:
А) сюжетная,сопровождаемая программной музыкой;
Б) сюжетная,сопровождаемая песней;
В) несюжетная.
3.        Программныеумения, обучение которым происходит в процессе разучивания данной игры:
А) музыкальные;
Б) двигательные.
4.        Общее развитиеребенка в процессе музыкальных игр во взаимосвязи с развитиемхудожественно-творческих способностей:
А) способностьвоспринимать ясно, ярко музыку, внимательно следить за ее развитием и развитиемигры, оценить их;
Б) способность «перевоплотиться»,«войти в образ» переданный в музыке, в игре; проявить воображение – внести своютрактовку при передаче образа;
В) развитиепознавательных способностей; проявление инициативы, находчивости,сообразительности, поиски новых способов выполнения музыкально-двигательныхзаданий»
Г) проявление правильногоотношения к музыкальной игре: положительное отношение к игровым образам, кэлементам соревнования, к исполнению ролей;
Д) проявление воли,находчивости, выдержки при выполнении музыкально-двигательных заданий.
5.        Развитиемузыкальных способностей:
А) эмоциональнаяотзывчивость на характер музыки, на ее настроение; стремление передать это вдвижении;
Б) чувство ритма –способность точно двигаться в соответствии с темпом, наиболее ярким ритмичнымрисунком, с акцентами, с метром, с пульсацией, с построением произведения.
6.        Развитиехудожественного движения:
А) выразительностьпередачи образов и отдельных элементов движения;
Б) способность быстропереключаться с одного движения на другое, тормозить его, ориентироваться вовремени и в пространстве, произвольно двигаться в соответствии с особенностямимузыкального произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Вот пример разбуженногомузыкой творческого воображения. Когда, в связи с темой урока в первом классешколы («Марш»), педагогу пришлось сыграть первые такты траурного марша Шопена,почти все ребята сразу же сказали, что это «похоронный марш» и что музыку этуони раньше уже слышали. Потом один мальчик стал рассказывать, как под этумузыку в деревне хоронили его дедушку. Для этого мальчишки шопеновская музыкабыла содержательнее, богаче, чем для тех, для кого она была просто «похоронныммаршем». Для него это была не только музыка, но и частица его собственнойжизни, поэтому волновала больше и в сознание входила глубже. Воображение уребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальныекартинки» они слушают с удовольствием, причем чаще всего педагог просит ихслушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своемвоображении. Наблюдения педагога над ребятами заставляют нас сильно усомнитьсяв правильности широко распространенного в музыкальной педагогике мнения, будтодети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программныхназваний. Мы думаем, что они легко усваивают не программную музыку, апрограммные заглавия. В этих случаях программа не только не активизируетмузыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Вот почему длятворческого развития детей, играя им программную музыку (это, конечно, должнабыть очень хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием),педагог не сообщает предварительно ее названия, с тем, чтобы они сперваопределили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название,исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Перспектива збільшення економічності Зуєвської теплової електростанції за допомогою вибору оптимального режиму роботи енергоблоку
Реферат Оружее массового поражения
Реферат Влияние циклических спадов на рынке ценных бумаг на инвестиции
Реферат О композиции “Творимой легенды” Ф.Сологуба: к вопросу о роли алхимических реминисценций в организации структуры романа
Реферат Как появилась мобильная связь История изобретения
Реферат Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова
Реферат 11-й областной детской творческой конференции по экологической этике
Реферат Физкультурное образование Западной Сибири состояние и перспективы
Реферат Teaching Methods Essay Research Paper When comparing
Реферат Keith Haring Essay Research Paper Keith Haring
Реферат Современное оборудование для обустройства нефтегазовых месторождений
Реферат К.Д. Бальмонт, биография, анализ стихотворения
Реферат Правовой статус Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
Реферат Конкурентная борьба
Реферат Ядерная физика и строение Солнца