Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности строения органов дыхания человека оценка воздействия на них курения

--PAGE_BREAK--5) Каково значение органов дыхания?
(Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ).
6) Какие органы дыхания у животных вам известны?
(Жабры – у большинства водных обитателей; трахеи – у насекомых; легкие – у наземных позвоночных).
7) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система?
(Кровь циркулирует по кровеносной системе и разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада.
Кровь выполняет транспортную функцию: обогатившись в легких кислородом, она доставляет его ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к легким).
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
Тем не менее люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.
Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками, данными в учебнике на с. 138-139.
Ученики делают записи в рабочих тетрадях.
3. Обсуждение прочитанного.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя при этом наглядные пособия и рисунки учебника, учитель при необходимости дополняет ответы учащихся.
1) Дайте определение процесса дыхания.
(Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ).
2) Для чего живому организму необходим кислород?
(С помощью кислорода происходит окисление органических веществ и выделение энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности).
3)Какова роль дыхательной системы?
(Дыхательная система обогащает кровь кислородом и забирает из нее углекислый газ).
4) На какие две группы по функциональному признаку можно разделить органы дыхания человека?
(Органы дыхания человека делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена).
5) Какие органы относятся к дыхательным путям?
(см. Приложение № 2)
(К дыхательным путям относятся: носовая полость – носоглотка – гортань — трахея – бронхи).
6) Что является органами газообмена? (см. Приложение № 2, 3)
(Органами газообмена являются легкие).
7) Как устроена гортань и какие функции она выполняет? (см. Приложение № 1)
(Гортань состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный из них – щитовидный, расположенный в передней части шеи.
В полости гортани имеются голосовые связки, между которыми располагается голосовая щель. Если голосовые связки сомкнуты, то воздух, с силой проходя через них, заставляет связки колебаться. Так рождается звук).
Дополнение учителя. (см. Приложение № 1). Высота голоса человека связана с длиной голосовых связок. Чем короче голосовые связки, тем больше частота их колебаний и тем выше голос. У женщин голосовые связки короче, чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда выше.
Голосовые связки могут совершать от 80 до 100 колебаний в 1 с. Окончательное формирование звуков речи человека происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа, при изменении положения языка, губ, нижней челюсти.
Крик вредит голосовым связкам: они сильно напрягаются и сближаются, ударяются и трутся друг от друга, повреждаясь при этом. У человека, который часто кричит, голос становится хриплым или исчезает совсем. При шепоте голосовые связки сомкнуты не полностью. Когда нужно щадить голосовой аппарат рекомендуется говорить шепотом.
Повреждают голосовые связки частые воспаления дыхательных путей. Отрицательное влияние на голосообразующий аппарат оказывают курение и употребление алкоголя. Важную роль играет особый хрящ – надгортанник. Он закрывает вход в гортань, когда мы едим, и напротив, открывает его, когда мы дышим.
8) Как устроены лёгкие?
(Основной орган дыхательной системы – легкие. Легкие расположены в грудной полости. Каждое легкое сверху покрыто плеврой, которая состоит из двух листков: один покрывает легкое, другой выстилает грудную полость.
Между этими листками находится щелевидная полость, которая содержит немного жидкости. Ткань легкого состоит из разветвленных бронхов и легочных пузырьков – альвеол, которые густо оплетены капиллярами).
IV. Закрепление знаний
Работа в группах. Ученики класса делятся на группы и выполняют данные учителем задания. Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости дополняет.
I группа. Работа с заданиями рубрики «Какие утверждения верны?» на с. 140 учебника. (Верные утверждения даны на с. 141).
II группа. Работа с заданиями рубрики «Выбери правильный ответ». (Правильные ответы даны на с. 141).
III группа. Работа с заданиями рубрика «Подумай!» на с. 141 учебника.
1)    Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
(Рот – это орган пищеварительной системы и потому не имеет тех приспособлений и не выполняет тех функций, которые возложены на носовую полость. Носовая полость – это часть дыхательной системы. Внутри она выстлана слизистой оболочкой. Пронизана множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через носовую полость. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух, и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку. Его клетки имеют тончайшие выросты – реснички, которые все время находятся в движении, колеблются, «мерцают». Благодаря колебаниям ресничек из носовой полости выводятся частицы слизи с прилипшей к ней пылью. Из носовой полости согретый, очищенный и увлажненный воздух поступает в ниже расположенные органы дыхания).
2) Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?
(Ткань легких состоит из бронхов и легочных пузырьков, которые заполнены воздухом. Воздух легче воды и поэтому поддерживает кусочек легких на поверхности воды).
IV группа. Работа с заданиями рубрики «Рассмотрите рисунки» на с. 141 учебника.
Назовите отмеченные на рисунках части дыхательной системы.
А.
1 – трахея; Б. 1 – носовая полость;
2 – бронхи; 2 – носоглотка;
3 – легкое. 3 – гортань.
V Задание на дом.
Учитель объясняет ученикам, что необходимо выполнить самостоятельно.
Изучить текст учебника на с. 138-139; в рабочих тетрадях выполнить задания 111 и 115.
В тетрадях для лабораторных работ выполнить лабораторную работу «Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего» (собаки.
Предполагаемый вариант лабораторной работы.
Цель работы: сравнить строение органов дыхания человека и млекопитающего.
Ход работы:
1.    Рассмотреть таблицы, рисунки, отражающие особенности строения органов дыхания у человека и млекопитающего.
2.    Прочитав материал учебника и дополнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего, заполнить таблицу.
Вывод: органы дыхательной системы человека и крупных млекопитающих имеют существенное сходство в строении и функциях, что свидетельствует о принадлежности к одному классу – классу млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров, формы и некоторых других особенностей.
2.2 Урок № 2 на тему: «Газообмен в легких и тканях Дыхательные движения и их регуляция»
Цели:
-         обучающие — ознакомить учащихся с особенностями строения легких; механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной емкости легких, сущность дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха;
-         развивающие — формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро и качественно; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу;
-         воспитывающие – формирование таких качеств личности как умение работать в группах, коммуникабельность, взаимопомощь.
ТСО и средства наглядности: модель гортани; таблицы «Вид гортани при различных положениях голосовой щели» (см. Приложение № 1), «Бронхиальное дерево» (см. Приложение № 2), «Строение дольки легкого» (см. Приложение № 3), «Состав сухого воздуха» (см. Приложение № 4).
Используемая литература:
1. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.
2. Сонин, Н.И. Биология. 8 класс. Человек [Текст] / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. — М: Дрофа, 2001. – 216 с.
3. Биология 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина,
М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т.В. Козочек. – Волгоград: Учитель,
2006 – 328 с.
4.Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 –272 с.
Тип урока: комбинированный урок.
План проведения занятия:
Ход урока.
I.                  Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку класса (наличие чистой доски, наглядных пособий) и учеников (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале. Сообщает классу страницы учебника по данной теме.
II.               Проверка домашнего задания.
Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости дополняет.
1.         Выполнение задания 111 в рабочей тетради.
Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.
1 – носовая полость;
2 – гортань;
3 – язык;
4 – трахея;
5 – бронхи;
6 – легкое;
7 – альвеолы.
2.         Выполнение задания 115 в рабочей тетради.
Вопросы задания и предполагаемые ответы учеников
1) Каково строение легкого? Как это связано с его функцией? (см. Приложение № 2, 3)
(Основной орган дыхательной системы – легкие. Здесь происходит газообмен между воздухом и кровью. Ткань легких состоит из тончайших разветвлений бронхов и тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, их общая поверхность в 40-70 раз больше общей поверхности тела человека. Такая огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода с кровью, что способствует быстрому насыщению кровью кислородом. Стенки легочных пузырьков одним слоем эпителиальных клеток и густо оплетены сеткой капилляров, что также обеспечивает быстрое протекание газообмена.
Эпителиальные клетки легочных пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые в виде тонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Кроме того, вещества пленки обезвреживают микроорганизмы, проникающие в легкие с воздухом. «Отработанная» пленка выводится через воздухоносные пути в виде мокроты или переваривается легочными фагоцитами.
Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани – легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной клетки выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и совсем не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенки грудной полости и их объем всегда изменяется вслед за изменением объема грудной полости, а небольшое количество жидкости, содержащееся в плевральной полости, уменьшает трение при движениях легких).
III. Изучение нового материала.
1. Самостоятельное знакомство учащихся с текстом и рисунками на с. 142-144 учебника. Ученики по заданию учителя делают краткий конспект урока в тетради.
2. Обсуждение прочитанного под руководством учителя.
Вопросы учителя и предполагаемые ответы учеников. При необходимости учитель дополняет ответы учащихся.
1) Как изменяется состав воздуха во время дыхания? (см. Приложение № 4)
(Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03-0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и 4-4,5 % углекислого газа).
2) Как происходит газообмен в легких? (см. Приложение № 2, 3)
(Легкие состоят из легочных пузырьков (альвеол), густо оплетенных капиллярами.
Кислород из альвеол устремляется в кровь, а углекислый газ из крови – в альвеолы.
Кислород, растворившись в крови, благодаря диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там в соединение с гемоглобином. В результате образуется оксигемоглобин. Каждая молекула гемоглобина способна удержать четыре атома кислорода. Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда направляется во все органы и ткани).
3) Как происходит газообмен в тканях?
(Кислород из крови переходит в тканевую жидкость, а из неё в клетки.
Углекислый газ из клеток переходит в тканевую жидкость, а оттуда – в кровь.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :