Реферат по предмету "Педагогика"


Внеклассная работа по предмету

--PAGE_BREAK--
Направленность.Старшие школьники стремятся к углубленному знанию, их жизнедеятельность во многом определяется выбором жизненного пути. Возрастает интерес к смыслу человеческой жизни, обогащается понятийный аппарат.

Урок вызывает интерес интерес только тогда, когда вовлекает учащихся в активное личностное отношение при обсуждении проблемы. У старшеклассников наблюдается рост социальной активности, они интересуются жизнью общества, проблемы человеческих отношений. Увлечения ребят очень разносторонни.

Старшие школьники способны разграничить возможное и желаемое, принять решение без посторонней помощи. Большой интерес проявляют к проблемам самовоспитания. Осознают себя как личность, подвергают себя самоанализу: Что я могу? Мои способности …

Однако: старшеклассникам присущ романтизм и это побуждает их браться преимущественно за большие дела (увидеть крупицу большого в малом без посторонней помощи они еще не могут). Для школьников этого возраста характерен максимализм, стремление к идеальному, склонность фиксировать внимание на отрицательных сторонах, завышенность оценок и притязаний.

В отличие от младших подростков старшеклассники относятся к себе с пониженным самоуважением, оценивают себя и свои способности ниже, чем есть на самом деле. У них появляются трудности в общении: Что обо мне подумают? Как я буду выглядеть? Поэтому в классном коллективе часто происходит разобщение, дробление.

Опыт.Формируется индивидуальный стиль деятельности. Общение с другими людьми — неотъемлемая часть жизни старшеклассников, канал информации, важный вид деятельности.

Психические процессы. Повышенная реактивность. Эмоциональная неуравновешенность, бурное выражение эмоций.

Настроение более устойчиво, осознанно.

Учащимся старших классов присуще стремление к обобщениям, способность находить и ставить проблемы.

Биопсихические свойства.Интенсивное половое развитие, функциональные изменения в организме, интерес к другому полу.

Как видим, в структуре личности школьников происходят значительные изменения, поэтому в старших классах учителю следует обратить внимание на следующее:

1. Учитывать дифференцированность интересов учащихся.

2. В процессе проведения мероприятий ставить перед учащимися различные задачи, проблемы, решение которых давало бы учащимся применить свои знания и умения на практике, почувствовать себя активной личностью.

3. Учитывая философски-романтический возраст старшеклассников, акцентировать внимание на мероприятиях, содержащих нравственно-этические проблемы.

4. Ответственно подходить к выбору жюри из числа старшеклассников для мероприятий на средней и младшей ступени.

5. Всячески поощрять инициативу учащихся, давать возможность самим подготовить мероприятия, это снимет нежелательные последствия притязаний старшеклассников, их максимализма.

6. Планируя работу на год, ребята обычно предлагают огромное количество мероприятий, но нужно побуждать их правильно оценивать свои возможности, чтобы провести мероприятия качественно.

7. Помнить о склонности старшеклассников к самоанализу, самооценке и указывать им на то, что дает каждому участие в определенных видах деятельности, что учащиеся могут проверить в себе в процессе их выполнения.

8. Стараться не давать учащимся оценивать себя и свои способности ниже, чем есть на самом деле, заострять внимание на положительном.

9. Помнить и учитывать дружеские привязанности учеников класса и особенно учащихся из разных классов. Включать такие пары (группы) в совместную работу.

10. Опираться на разностороннюю систему досуга старших школьников и исключить однохарактерные мероприятия. Практически все формы ВР в том или ином виде могут быть использованы на старшей ступени, например, они могут руководить работой кукольного театра, драматического кружка, игротеки, принимать участие в работе разговорного кружка в 5-7 кл.

11. Оказывать помощь учащимся в самоопределении. Зная профессиональные направленности старшеклассников, проводить дискуссии и беседы на тему «ИЯ и профессия», «Пригодится ли мне ИЯ в будущем?» и др., устраивать встречи с людьми, которые используют ИЯ в своей деятельности, с носителями языка.

При организации ВР необходимо учитывать также психологические особенности коллектива класса: уровень его развития, степень единства, направленность деятельности (честность, попытки выделиться и т.д.); межличностные отношения, особенно взаимоотношения официальных и неформальных лидеров; эмоциональное состояние класса в момент выполнения работы.

Немаловажен и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося: их интересы, творческие, организаторские способности.

Таким образом, учет психолого-педагогических особенностей учащихся — необходимое условие ведения ВР по ИЯ. Осуществление его не требует от учителя больших затрат времени и сил. Планируя проведение мероприятия, необходимо опираться на эти особенности, ответив на вопросы:

а) при выборе форм работы: «Какие формы наиболее оправданны на этой возрастной ступени?»

б) при определении содержания работы по предмету: «Чем интересуются учащиеся, к чему они стремятся?»

в) при организации работы: «Что могут ребята? Что нужно в них развивать?»

Такой подход оправдывает себя и обеспечивает эффективность ВР по предмету. 

Литература:

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. С. 226-238.

2. Мокроусова Г. И., Кузовлева Н. Е. Организация ВР по немецкому языку. — М., 1989. С. 7-17. 

Тема 3

Функции внеклассной работы

1. Обучающая функция (связь внеклассной работы с курсом обучения ИЯ в школе).

Как уже отмечалось, существует настоятельная потребность вести учебную и воспмтательную работу по ИЯ в комплексе. Как учебный предмет, ИЯ является в этом плане благодатной почвой — темы учебников разнообразны, они затрагивают основные стороны жизни человека в обществе, дают возможность обсудить с учащимися множество проблем как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях.

Необходимость тесной связи урочной и внеурочной деятельности диктуется и еще одной причиной. Известно, что в 7-8 кл. интерес к ИЯ и уровень мотивации к изучению предмета падает в силу разных причин. Чтобы предотвратить падение интереса к ИЯ, учитель многое может сделать. И особое место в этом занимает ВР, т.к. она дает возможность ученикам использовать ИЯ как средство общения, показывает широкие возможности его использования. Конечно, не все формы ВР способствуют этому в равной степени, но каждая из них по-своему необходима и учителю следует всячески показывать во ВР как можно использовать ИЯ для общения.

В то же время не следует считать, что цели внеклассной и урочной работы полностью идентичны. Нельзя допускать того, чтобы ВР превращалась в дополнительные занятия. Главной на уроке всегда будет учебная цель (практическая, коммуникативная), во внеклассных мероприятиях акцент смещается на воспитательную, развивающую и познавательную (образовательную) цели, в зависимости от формы и характера мероприятия. Напр, в 7 кл. изучается тема «В здоровом теле — здоровый дух». По этой теме можно предложить внеклассное мероприятие в виде тематического вечера «Спорт в нашей жизни» или «Знаменитые спортсмены современности». Или, по теме 8 кл. «Путешествие в Германию» учитель организует викторину «Что вы знаете о ФРГ?» и т. д. 

О предстоящем мероприятии учитель сообщает заранее и каждый урок нацелен на него. Поэтому учащиеся более внимательно вчитываются в в материал, отмечают необходимую информацию. Когда ребята видят смысл своих учебных усилий, они работают более осознанно и энергично. Напр., при выпуску очередного выпуска стенгазеты в нее помещаются лучшие сочинения на тему. Или: при проведении страноведческой викторины в процессе прохождения темы акцентируют внимание в текстах и заданиях на именах, датах, событиях, которые могут пригодиться в викторине. Учитель ориентирует учащихся на поиск дополнительной информации по теме. После проведения викторины можно оформить альбом по ее материалу, куда войдут основные сведения по стране.

А можно идти наоборот — от ВР к работе на уроке. Подготовленный в разговорном кружке драматизированный текст показывают в начале урока в параллельном классе для последующей работы над этим материалом. Так осуществляется взаимосвязь двух аспектов работы по предмету.

2. Воспитательная функция ВР

Рассмотрим конкретные возможности осуществления воспитания, которые можно использовать во ВР по ИЯ.

1) Патриотическое воспитание. Его суть — в формировании чувства любви к своей стране и к малой родине. Патриотическое воспитание должно пронизывать все формы ВР, напр., при подготовке стендов, выставок, стенгазет, мероприятий и т.д. При проведении мероприятий следует обращать внимание на аналогичные события и поступки людей в нашей стране и стране изучаемого языка, сравнивать их традиции и культурные ценности.

2) Межкультурное воспитание — это воспитание уважительного отношения к традициям, обычаям и культуре других стран, нетерпимость к проявлениям национализма и шовинизма. ИЯ обладает для этого аспекта воспитания больше возможностей, чем другие учебные предметы, он выступает как средство межкультурного воспитания. Особенно ярко эти возможности проявляются при осуществлении международных телекоммуникационных проектов, при проведении таких форм работы как пресс-конференция, телемост, при встречах с носителями языка.

3) Этическое воспитание предполагает формирование нравственности. Применительно к ВР по ИЯ оно предусматривает воспитание культуры поведения учащихся во время проведения репетиций и мероприятий, это также воспитание дружбы, коллективизма.

Особенно важен в нравственном смысле этап подведения итогов после проведения каждого мероприятия. Примером для учеников служит здесь поведение учителя. От того, насколько объективно он оценивает работу учащихся, как реагирует на оценку других учителей в составе жюри, соблюдая этические нормы, зависит и поведение учащихся.

4) Эстетическое воспитание нацелено на формирование художественного вкуса, на развитие у детей способности и умения видеть и правильно понимать красоту в природе, в искусстве, в жизни, например, при подготовке помещения к проведению мероприятия, при изготовлении костюмов или каких-то других предметов. Нужно обращать внимание детей на то, чтобы все было продумано, аккуратно и красиво. При подготовке концертов следует учить детей правильно вести себя на сцене, красиво исполнять песни и стихи.

5) Трудовое воспитание — во ВР оно означает, что учащиеся все поручения должны выполнять самостоятельно, что при подготовке мероприятий больше предметов учащиеся должны делать своими руками (костюмы, декорации, подарки, плакаты, стенгазеты и т.д.).

Еще раз следует повторить, что воспитание средствами ИЯ идет не по отдельным, строго разграниченным направлениям, а через их единство, взаимосвязь. Например, при проведении лингвострановедческого фестиваля основная задача — воспитание уважения к культуре других стран. Однако эта задача будет решаться при условии патриотической направленности материала, эстетически выдержанного оформления мероприятия, соблюдения этических норм учащимися и использования их трудовых навыков. На практике же многие учителя ИЯ считают для себя самым главным межкультурное воспитание, не обращая внимания на другие аспекты и оставляя эстетическое воспитание на долю учителя музыки или рисования, этическое — классного руководителя, трудовое — технологии и т.д. В результате проходят мероприятия небрежно оформленные, не имеющие музыкального сопровождения (или на плохом уровне), отсутствуют костюмы и т. д., а самый главный недостаток — учитель все делает сам, не надеясь на учеников, что недопустимо в воспитательном плане.

3. Развивающая функция ВР

Развитие — неотъемлемый компонент любого обучения. Развивающее обучение опирается на положение, выдвинутое Л.С. Выготским о том, что обучение должно вести за собой развитие. Для развития человека, для формирования свойств его личности необходимо постоянно ставить перед ним все новые задачи и усложнять их.

Постановка перед учащимися задач подобного рода должна иметь место и во ВР по ИЯ, которая имеет такие возможности в изобилии: ВР, как и урок, требует от учащихся умственных и волевых усилий, работы памяти и внимания. А это, в свою очередь, развивает мышление, волю и др. свойства, необходимые человеку.

Таким образом, участвуя во внеклассных мероприятиях, учащиеся выполняют различные виды деятельности, которые способствуют воспитанию определенных черт характера и развитию способностей, свойств личности. Покажен это на примерах.

Соревновательные формы работы (конкурсы, викторины, игры и т.д.) развивают преимущественно: чувство товарищества, коллективизма; умение подчинить личные интересы интересам коллектива; взаимопомощь и взаимовыручку; внимание; чувство справедливости; сообразительность; умение быстро принимать решение; механизм догадки; наблюдательность; память.

При работе над средствами массовой информации (школьный журнал, стенгазеты, стенды, объявления и др.) формируются и развиваются: трудолюбие; сосредоточенность; аккуратность; терпение; умение работать с различными информационными материалами; художественный вкус и способности; абстрактное и логическое мышление; умение выделять главное и второстепенное; воображение.

Культурно-массовые формы работы (вечера и утренники) помогают развивать: ответственность за порученное дело; общий кругозор; творческое отношение к делу; драматические и музыкальные способности; активность, самостоятельность; речевые механизмы; память и восприятие.

Знание того, какие формы работы наилучшим способом развивают те или иные свойства учащихся, позволяет учителю сделать процесс развития и воспитания учащихся более целенаправленным, а значит, более эффективным. 

Литература:

Мокроусова Г. И., Кузовлева Н. Е. Организация ВР по немецкому языку. — М., 1989. С. 33-37. 

Тема 4

Требования к учителю-организатору внеклассной работы

Многие считают, что для успешного ведения организаторской деятельности нужно иметь особый талант и способности. Поэтому, когда внеклассная работа проводится нерегулярно, неинтересно, ради «галочки», учителя отговариваются отсутствием таких способностей.

Однако развитие организаторских способностей в значительной степени зависит от самого человека, Для этого нужно прежде всего знать, какими качествами должен обладать учитель-организатор.

Общие качества(они могут быть и у хорошего организатора, и у того, кто организаторской деятельностью не занимается):

Общительность; общий уровень развития (сообразительность); практичность ума (способность быстро приложить знания и опыт к решению практических задач); наблюдательность; работоспособность; личная активность; настойчивость; самообладание; пунктуальность; способность держать данное слово; хорошая память; уверенность в своих силах; восприимчивость (терпимость к взглядам, высказываниям своих учеников).

Специальные способности: способность учителя понимать психологию ученика и на основе этого понимания менять свой тон, форму общения, средства и методы действия. Обладая этой способностью, учитель легко может определить, на что способен ученик, какое поручение он хотел бы и мог бы выполнить, чем его можно заинтересовать во ВР, как лучше сгруппировать учеников для работы в зависимости от их взаимоотношений и т.д. Такой учитель для каждого определяет стимулы интереса к поручению (одного можно поругать наедине, другого слегка пожурить, третьего похвалить обязательно при всех и т. д.). Способный учитель-организатор прост в общении, справедлив по отношению к ученикам, что дети особенно ценят.

Когда говорят о требовательности учителя-организатора, имеется в виду постоянство требований с использованием разнообразных форм работы. Учитель не может заставлять или приказывать учащимся участвовать во внеклассных мероприятиях. Самая большая ошибка — требование-угроза. Ставя условие, результата учитель может добиться только однажды, в следующий раз он учеников после уроков не соберет. Поэтому требования следует предъявлять в виде совета, просьбы, намека, одобрения или осуждения, Учитель должен быть требователен в первую очередь к себе.

Еще одна важная черта организатора — критичность по отношению к себе и ученикам, т. е. умение объективно оценивать дела и поступки учеников, предлагая меры для исправления ошибок. Критиковать можно только по делу (не все в целом), доброжелательно, уважительно обращаясь к каждому ученику, чтобы не вызвать обиды и сильных переживаний, а тем более смеха других детей.

В целом учитель должен обладать следующими наиболее важными организаторскими умениями:

1) умение ставить задачи, давать посильные поручения каждому;

2) умение выделять главную задачу, определять очередность выполнения задач;

3) умение определить условия для подготовки и проведения мероприятия;

4) умение объединить деятельность школьников, распределять между ними роли;

5) умение выбрать ответственных, четко определить их функции;

6) умение быстро решать вопросы, быстро переключаться;

7) умение контролировать исполнение поручений и помогать, не вмешиваясь в самостоятельную работу ребят.

Развитие у учителя этих умений должно стать равноценным компонентом их профессиональной подготовки.

Профессионализм учителя определяется и вспомогательными умениями: умением рисовать, петь, играть на каком-либо музыкальном инструменте, хорошо владеть каким-то видом спорта, мастерить, коллекционировать и т.д. Эти умения не входят непосредственно в методическое мастерство учителя, но они являются фоном для подлинного обучения и воспитания.

Для учителя очень важны личностные качества. Однако, как заметил Н.В. Сорока-Росинский педагог — это не матрац, набитый добродетелями. Важна личность, свой стиль. Непреложными для учителя качествами являются любовь к детям, профессиональный интерес, стремление к самосовершенствованию, интеллигентность и главное — оптимизм. Оптимизм для учителя — это его «гражданская позиция», которую можно формировать и поддерживать в себе.

Литература:

Пассов Е. И. Методическое мастерство учителя иностранного языка // ИЯШ, 1984, № 6. С. 24-29

Тема 5

Система ВР по ИЯ в средней школе

Процесс организации ВР по ИЯ в школе можно рассматривать как систему, в которой каждой ступени обучения соответствуют определенные формы, полностью отражающие содержание ВР.

Под системой ВР по ИЯ понимается совокупность взаимосвязанных организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

С точки зрения системного подхода к формированию личности нельзя искусственно разграничивать задачи учебного и воспитательного процессов, поэтому каждая организационная форма должна быть многофункциональной и оказывать воздействие на многие стороны личности. Например, работая над выразительным чтением стихов на ИЯ, мы не можем ограничиться только постановкой техники выразительного чтения. Необходимо расширять кругозор учащихся, воспитывать эстетическое отношение к литературе и к самому ИЯ, развивать сценические способности и, конечно, коммуникативные умения и навыки.

В создании системы следует учитывать премственность различных возрастных этапов. Уровень языковой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности определяют выбор содержания, форм и методов работы, а также характер взаимоотношений учителя и ученика.

Говоря о системе ВР по ИЯ, нужно иметь в виду два аспекта: содержательный и организационный.

Содержательный аспект ВРсоставляют те ее формы, которые должны проводиться в школе. В педагогической литературе все формы ВР объединяются в 3 группы: массовые, групповые (с постоянным и меняющимся составом) и индивидуальные. В основе этой классификации лежит количество учащихся. Однако она отражает лишь внешнюю сторону работы и не учитывает ее содержания, напр., к массовым формам ВР относятся и вечер, и конкурс, и олимпиада и т.д.

Групповой формой работы является кружок, который предполагает ограниченный состав участников, большую однородность интересов.

Индивидуальная работа учащихся связана в основном с какими-либо поручениями по подготовке или проведению мероприятий.

Есть и другая классификация форм ВР в зависимости от содержания. В этом случае выделяют:

1) соревновательные формы работы (конкурсы, игры, викторины, КВН, олимпиады);

2) культурно-массовые формы (утренники, вечера, фестивали, акции и т.д.);

3) средства массовой информации (стенгазеты, стенды, выставки, объявления, радиопередачи, любительские фильмы и др.).

Кружок является синтетической формой ВР, поскольку в нем могут объединяться различные виды деятельности (разговорная речь, кукольный театр, перевод, драматизация и т.д.).

Организационный аспект системы ВР по ИЯ предполагает распределение имеющихся форм работы по ступеням обучения и классам.

На младшей ступени (5-6 кл.) можно использовать игры на ИЯ, выставки рисунков и игрушек, страноведческие выставки — о жизни детей в стране изучаемого языка; утренники — праздники, посвященные красным датам календаря, стенгазеты, конкурсы (чтение стихов, пение).

На средней ступени — КВН, викторины, тематические и развлекательные вечера, конкурсы (драматические; народной или эстрадной песни, на лучший перевод стихотворения и т.д.).

На старшей ступени — круглые столы, вечера, олимпиады, пресс-конференции, викторины, фестивали, телемосты, диспуты и т.д.

ВР по ИЯ эффективна только в том случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы.

Как говорилось выше, конечными целями ВР по предмету являются:

1) расширение и углубление ЗУНов иноязычного общения;

2) стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

3) содействие всестороннему развитию личности.

Цели ВР по ИЯ направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностными установками: «хочу научиться говорить на ИЯ», «хочу больше узнать о стране изучаемого языка», «хочу понимать тексты песен на ИЯ» и т.д. Если цели ВР и цели школьников не совпадают, если у школьников нет мотивов деятельности, вся система работы оказывается формальной, т. к. не принимается детьми и не воздействует на них.

Добровольный характер ВР по ИЯ, трудности в ее подготовке и проведении обусловливают необходимость разработки мер комплексной мотивации личности. Реализация целей системы ВР определяется также: личностью учителя, уровнем его педагогического мастерства, его разносторонними умениями.

При построении системы ВР по ИЯ необходимо также определить содержание ВР, т.  е. чему необходимо научить школьников. Содержание ВР заключается в трех направлениях:

1) прагматическом — формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, некоторых доступных умений и навыков художественной деятельности;

2) гносеологическом — сообщение знаний о стране изучаемого языка, о событих в мире и т. д.;

3) аксиологическом — развитие у детей ценностных ориентаций и мотивов деятельности.

Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоничное развитие личности в системе ВР по ИЯ. Однако любая самая хорошо продуманная и теоретически обоснованная система ВР по ИЯ будет нерезультативной, если не учитывать изменяющиеся условия в жизни класса, актуальные события в мире, отношение учащихся к ним и другие факторы. Нужно так организовать ВР по предмету, чтобы любой вид деятельности, предложенный учителем, был привлекателен для учащихся, не был однообразным, не вызывал переутомления.

Отчетные мероприятия, например, кружков, экономичны во времени. Их проведение обеспечивает гласность, общественно-практическую направленность деятельности учащихся.

В подготовке дюбого мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов, обеспечивающих его организационную четкость:

а) обсудить с учащимися и администрацией школы характер и содержание мероприятия, время и место его проведения;

б) подобрать необходимый материал, разработать сценарий, распределить между учащимися роли, назначить ответственных за музыкальное, художественное сопровождение и др.;

в) написать объявление и программу, разослать пригласительные билеты;

г) определить состав жюри и условия подведения итогов конкурсов и игр;

д) выпустить стенгазету или радиопередачу;

ж) организовать работу над сценарием с использованием ТСО, репетиции и т.д.

Кроме того, обязательно проводится отработка языкового материала, который будет использоваться в мероприятии. Таким образом, урочная и внеурочная работа по предмету должны создавать единую систему. Необходимость связывать урочную и внеурочную деятельность диктуется еще одним соображением. Известно, что на средней ступени интерес к ИЯ и уровень мотивации падает как по объективным, так и по субъективным причинам. Чтобы это предотвратить, учитель многое может сделать с помощью ВР по предмету, которая необходима в условиях отсутствия языковой среды.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Литература:

Мокроусова Г. И., Кузовлева Н. Е. Организация ВР по немецкому языку. — М., 1989. С. 25-28.

Савина С. Н. 

Планирование ВР по ИЯ

Внеклассная воспитательная работа основывается на продуманной и четкой системе планирования.

План внеклассной работы по предмету составляется учителем в начале учебного года с учетом общешкольного плана. Проведение мероприятий учитель ИЯ должен планировать параллельно с изучаемыми на уроках темами.

Организующим центром всей ВР по ИЯ в школе может быть Клуб любителей иностранного языка. План его работы на год обсуждается на заседании методического объединения учителей ИЯ,  утверждается администрацией школы и входит составной частью в план воспитательной работы школы.

Составление любого плана начинают с определения целей, которые предстоит достигнуть. Каждое мероприятие имеет свои цели, поэтому их формулируют не в общем плане работы, а в конкретной разработке каждого мероприятия.

В плане конкретного мероприятия указываются цели:

— практические: какие навыки и умения подлежат развитию или совершенствованию в ходе мероприятия, напр., закрепление лексики по теме в игре; совершенствование умений чтения при проведении конкурса и т. д.;

— воспитательная: формированию каких черт характера, каких свойств личности способствует участие школьников в данном мероприятии;

— образовательная: какие новые знания приобретут учащиеся (расширение общего, филологического кругозора);

— развивающая: какие интеллектуальные умения, какие психические функции, какие эмоции предполагается развивать.

Каждое мероприятие проходит через три этапа: а) подготовка; б) проведение мероприятия; в) подведение итогов (анализ). На каждом из этапов учитель должен определить: необходимые виды работы; задания или поручения, ответственных за выполнение заданий; сроки выполнения.

В разделе «проведение мероприятия» пишется подробный сценарий, а в разделе «подведение итогов» — как отметить наиболее активных участников.

Каждый год написанные ранее разработки мероприятий пересматриваются в зависимости от уровня подготовки, способностей, интересов учащихся данного класса. Часто материал приходится обновлять, дополнять, таким образом ВР постоянно развивается.
Принципы организации ВР по ИЯ

Принцип (лат. principium— основа, первоначало) — это основное, исходное положение, на котором построена какая-то деятельность или теория.

В основе функционирования системы ВР по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований. Наиболее значимые из них:

1. Принцип связи с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь ВР по ИЯ с условиями жизни и деятельности ребенка. Для реализации этого принципа необходимо:

а) систематически знакомить учащихся с актуальными событиями в нашей стране и стране изучаемого языка, проводить тематические вечера и конференции к юбилейным датам и т.д.;

б) широкое использование краеведческих материалов в раскрытии таких тем как «Выдающиеся люди нашего города», «История нашего города», «Моя будущая профессия», «Их именами названы улицы» и др., организация экскурсий на ИЯ (в парк, музей, по городу);

в) организация встреч с людьми, использующими ИЯ в своей профессиональной деятельности, с носителями языка; чтение и прослушивание текстов об использовании ИЯ выдающимися людьми — в прошлом и нашими современниками;

г) включение материалов по ИЯ в общешкольные мероприятия;

д) использование на занятиях разговорного кружка материалов из жизни школы, создание ситуаций, позволяющих детям высказать свое мнение, поделиться своими впечатлениями, распросить об интересующих их событиях и явлениях и т.д.;

е) привлечение материалов переписки с зарубежными сверстниками.

Тесное взаимодействие всех этих направлений с учебно-воспитательным процессом придает жизнеспособность системе ВР по ИЯ.

2. Принцип коммуникативной активности учащихся. Коммуникативность во внеклассной работе отличается от коммуникативности на уроке ИЯ — это обусловлено различием целевых установок и условий деятельности. Процесс обучения ИЯ включает в себя обучение иноязычному речевому материалу (средствами общения) и обучение самому общению. В учебном процессе представлены обязательно обе эти стороны. ВР проводится в основном уже на сформированных речевых умениях и способствует их дальнейшему развитию.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во ВР является возможность выбрать для себя более интересный и доступный вид деятельности: чтение книг на ИЯ, их обсуждение, участие в постановке пьес, разучивание песен и т.д.

Стимулируют коммуникативную активность не только разнообразные виды деятельности, но и ее содержание. Использование новых материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают у учащихся потребность в общении.

Для ВР отбирается языковой и речевой материал имеющий личностную значимость для учащихся, широко используется наглядность разного рода и  ТСО, дающие возможность интеллектуального и эмоционального самоутверждения. Для этого от учителя требуется так распределить роли в работе, чтобы каждый мог проявить свои самые сильные стороны; вовремя заметить успех учащегося и поощрить его.

Говоря о принципе коммуникативной активности, нужно помнить о возрастных особенностях учащихся.

В 5-6 кл. коммуникативная активность учащихся поддерживается за счет новизны предмета, удовольствием от участия в деятельности, оценкой и поощрением. При этом учащихся мало интересует содержание высказывания.

В 7-8 кл. учащиеся критически относятся к вынужденной примитивности своей иноязычной речи. Они замечают, что ситуация общения психологически фальшива, что диапазон речи на родном и ИЯ очень отличаются и что речь на ИЯ мало информативна. Невозможность полностью выразить свои мысли и чувства на ИЯ, неестественность обмена репликами разочаровывают подростков.

Для старшего школьного возраста характерно противоречие между развитой потребностью в общении и речевой скованностью из-за боязни ошибиться, из-за критической оценки собственных языковых возможностей. Коммуникативная активность старшеклассников достигает наибольшего уровня в сфере их познавательных и профессиональных интересов. Следовательно, необходим дифференцированный подход к организации различных видов РД учащихся на ИЯ.

Соблюдение принципа коммуникативной активности предполагает учет различия структур личности учащихся. Индивидуальные особенности учащихся, проявляющиеся в их РД, разнообразны: у одних хорошо развит слух, способность к имитации, у других — логическая или механическая память, они легко запоминают большой объем материала. Одни учащиеся относятся к интуитивно-чувственному типу, другие — к рационально-логическому. Уже сложившиеся психические особенности ребенка необходимо максимально использовать в целях эффективного овладения ИЯ. Методика ВР по ИЯ должна способствовать развитию индивидуальных преимуществ каждого ученика. Это станет возможно, если учитель не будет приспосабливаться к особенностям личности, упрощая внеклассные занятия, а видит перспективу развития учащихся, создавая условия для реализации и совершенствования индивидуальных особенностей.

Коммуникативная активность учащихся во ВР во многом определяется умением учителя создать благожелательные отношения с детьми, оказать им помощь и поддержку.

3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственность с уроками ИЯ. Как и на уроках, во ВР необходимо добиваться сознательного применения иноязычных ЗУНов. От понимания содержания материала, готовности учащихся включать его в свои высказывания во многом зависит формирование интереса ребенка к предмету.

Наличие слишком больших трудностей в языковом материале (обилие незнакомых слов, грамматических явлений) утомляет детей, снижает воспитательную и образовательную ценность проводимой ВР. На занятиях кружка учитель всегда должен чувствовать допустимый уровень трудности, превышение которого превращает внеклассное занятие в урок.

Чтобы избежать языковых трудностей во внеклассных мероприятиях, необходима тесная связь с уроками ИЯ. ВР должна быть одним из способов систематизации материала, упорядочения опыта иноязычной деятельности учащихся. Преемственность между урочной и внеурочной работой объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять ЗУНы, полученные на уроке.

Выявив недостатки учащихся в овладении ИЯ, учитель организует во ВР виды деятельности, направленные на устранение этих недостатков, напр., для ликвидации ошибок в произношении поможет проведение различных фонетических конкурсов, разучивание пословиц, скороговорок, стихов. Плохое восприятие иноязычной речи на слух устраняется обильным аудированием интересных текстов с опорной лексикой, наглядностью, использованием драматизаций и т. п. Слабое владение лексикой по теме можно поправить организацией игр, конкурсов и др.

Во ВР имеются реальные возможности компенсировать недостатки в содержательной стороне урока. Напр., по теме «Страна изучаемого языка» можно провести комплекс мероприятий, чтобы из отдельных, отрывочных фактов и сведений выработать целостное, глубокое представление о стране изучаемого языка, сформировать к ней определенное отношение.

Преемственность урока ИЯ и ВР по предмету не означает дублирования тем, форм и методов работы. В рамках каждой из программных тем можно выделить подтемы, наиболее интересные для учащихся для их использования вне урока.

4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность ВР по ИЯ во многом определяется соответствием ее содержания, форм и методов этапам изучения ИЯ и психофизиологическим особенностям учащихся.

Начальный этап организации ВР по ИЯ совпадает с младшим подростковым возрастом. Школьник этого возраста не в состоянии выдержать сильные и длительно действующие однообразные раздражители, управлять процессами возбуждения и торможения. В структуре мышления существенную роль продолжают играть конкретно-образные компоненты. Чувственные впечатления в ряде случаев оказывают более сильное воздействие, чем словесные. Иногда школьники с трудом абстрагируются от наглядного значения слов. Активность и импульсивность учащихся часто приводят к неустойчивости внимания, быстрой отвлекаемости. Внимание, как правило, непроизвольно. Чтобы организовать внимание учащихся во ВР, используются игры, особенно подвижные, в конце занятия, физкультминутки при появлении признаков утомления, частая смена видов деятельности, использование различных видов наглядности: изобразительной (картинки, фотографии, репродукции и т.д.), предметной (игрушки, макеты, предметы и др.), кинетической (движения, жесты, мимика и т.д.), а также аудиовизуальных средств.

У учащихся этого возраста мотивы деятельности определяются не чувством долга или жизненными планами, а интересом к самой деятельности. Следовательно, нет смысла разъяснять слишком глубоко социальную и личностную значимость ИЯ. Важнее увлечь детей коммуникативной деятельностью, чтобы они испытывали удовлетворение от достигнутых результатов.

Любимые виды ВР школьников этого возраста: выразительное чтение стихов, разучивание песен на ИЯ, драматизация диалогов и сказок, проведение игр, конкурсов, соревнований команд, просмотр слайдов, работа в кукольном театре и т.д. В соответствии с гигиеническими требованиями необходимо чередовать действия, требующие активности, с моментами релаксации, уменьшать темп и напряженность деятельности к концу занятия.

Второй этап в проведении ВР по ИЯсовпадает с наиболее противоречивым и трудным в воспитательном отношении периодом. Он характеризуется стремлением учащихся к самостоятельности, взрослости и недостаточными их возможностями (мал кругозор, несовершенны познавательные и практические навыки, не развито умение критически оценить свои силы). В это же время происходит формирование понятий, идеалов, развитие нравственного сознания и самосознания.

Старшие подростки очень чувствительны к формализму и шаблонности в работе, поэтому необходимо тщательно относиться к содержательной стороне ВР (подбор текстов, книг, составление программ внеклассных мероприятий). В общении с детьми этого возраста требуется особая тактичность: при оценке результатов деятельности учащихся; важно избегать навязчивости, мелочной опеки, грубых требований и категоричных распоряжений. В то же время со стороны учителя должен быть контроль и твердое и постоянное руководство. Для установления делового и эмоционального контакта с подростком необходимо говорить с ним как с равным, считаться с его обостренным чувством собственного достоинства, проявлять интерес и уважение к его личности.

При планировании ВР нужно помнить, что интересы подростков очень широки, неустойчивы и поверхностны, иногда в ущерб учебным занятиям. Это связано со стремлением подростка познать себя, проверить свои силы, определить свой главный интерес. Отсюда нежелание подростков участвовать в тех видах деятельности, которые им не интересны. Подростков может увлечь ролевая игра, имитирующая реальные ситуации общения, требующая творчества и импровизации, т. е. то, что способствует их самоутверждению. Это может быть игра в пресс-конференцию, приезд туристов из страны изучаемого языка, соревнование, конкурс с использованием ТСО и наглядности, произведений искусства и литературы.

ВР по ИЯ на этом этапе имеет тематический характер — это обусловлено накоплением языкового материала и его тематической организацией.

Третий этап ВР по ИЯсовпадает с периодом ранней юности, это завершающий этап в созревании и формировании личности. Это очень противоречивый возраст. Рост социальной зрелости отстает от физического развития; отсутствие жизненного опыта и стремление к самоутверждению, противоречия между притязаниями личности и ее возможностями, характером и способностями, между личными потребностями и  моральными обязанностями являются движущими силами психического развития личности.

Становление личности старшеклассника определяют стремление к самоопределению и формирование целостного взгляда на окружающий мир. Самым устойчивым мотивом, придающим жизненный смысл всей деятельности старшеклассника вне урока, яввляется представление о будущей профессии.

Возможность через ИЯ удовлетворить свои познавательные интересы, опора на «соревновательные» или сугубо личные положительные мотивы (похвала, поощрение, награда) активизируют школьника. Именно на этом этапе учащихся особо привлекает практическая сторона изучения ИЯ: умение понять инструкции о пользовании бытовой техникой, аннотации к лекарственным препаратам, косметике, содержание песен, статей в специальных журналах и т.д. Хорошее знание интересов учащихся позволяет привлечь их к участию во ВР — занятия кружка, тематические вечера, викторины, дискотеки и т.д.

Способами ориентации старшеклассников на использование ИЯ по избранной специальности являются:

— встречи со специалистами, которым необходимо знание ИЯ, с коллекционерами, туристами, носителями языка и т.д.;

— оформление стендов профориентационного характера;

— знакомство с различными видами художественного и технического перевода.

Все эти способы профессиональной мотивации могут быть реализованы в работе кружка по ИЯ.

Знание и учет типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность осуществлять перспективное планирование ВР по ИЯ, определять ее задачи и способы организации на каждом этапе.

5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Подготовка учащихся к иноязычному общению с различными партнерами в различных ситуациях — важнейшая задача учебной и внеучебной работы по ИЯ.

Интерес к коллективной деятельности отчетливо выражен уже у младших подростков. Стремление к признанию в коллективе, потребность в общении, дружбе способствуют вовлечению их в работу кружков, в подготовку внеклассных мероприятий. Большое значение в этом возрасте имеют доверие, поощрение инициативы учащихся.

В старшем школьном возрасте создаются еще более благоприятные условия для межличностного общения. Общие интересы и увлечения, потребность в обмене мнениями, установление дружественных отношений с учителем способствуют сплочению коллектива.

Проблема личности в коллективе и проблема организации общения тесно между собой связаны. Коллективные формы работы независимо от возраста их участников влияют на формирование личности и определяют развитие самого коллектива. Объединенные общей деятельностью учащиеся преодолевают психологическую скованность, проявляют свои задатки и способности.

Подготовка коллективных мероприятий включает групповые и индивидуальные формы работы. При организации групповых видов деятельности во внеклассной работе необходимо учитывать, что иногда творческая активность школьника, его душевное равновесие зависят не от признания его всем коллективом, а от симпатий его близких друзей. Поэтому при формировании групп учащихся следует предоставлять свободу выбора партнеров. Другой способ формирования групп — организация различных видов деятельности по интересам. В ходе совместной деятельности необходимо организовать взаимопомощь участников в группе.

Индивидуальная деятельностьучащихся в условиях ВР по ИЯ часто имеет самостоятельный характер, поэтому необходима система подготовки учащихся к ней, использование ТСО и контроль за качеством ее проведения. Особое значение следует придавать развитию самоконтроля у учащихся. Их необходимо обучать рациональным приемам и методам деятельности, показывать цели и перспективы для формирования положительного отношения к углубленному изучению предмета.

Индивидуализация ВР по ИЯ  предполагает разработку избыточных заданий для ее участников, варьирование этих заданий с учетом контингента и условий. Чтобы стимулировать активность учащихся, учитель предоставляет им право вида деятельности и ее содержания (роль в сценке, книга для чтения, стихотворение для конкурса и т. д.), привлекает к составлению программы отдельных мероприятий, к планированию ВР, выявляет «таланты» (умение петь, играть на музыкальных инструментах, выразительно читать, выполнять переводы стихов и прозы и т. д.) и использует их.

Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. Наиболее благоприятным вляется включение на определенном этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов с с мотивами коллектива.

6. Принцип межпредметных связей в проведении ВР. Значение этого принципа обусловлено:

а) единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса — развитие личности учащегося;

б) единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучатть по частям.

В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к обучению и воспитанию. С учетом этого требования ВР по ИЯ должна проводиться в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и др. предметам в работе кружков по ИЯ, при организвции внеклассных мероприятий обогащает ВР по ИЯ, способствует повышению интереса к ней учащихся.

Особое значение межпредметные связи приобретают на среднем и старшем этапе обучения. Материалы на ИЯ о выдающихся ученых, представителях литературы и искусства, их произведениях, сведения о стране изучаемого языка особенно ценны, если они дополняют и углубляют знания, полученные учащимися в ходе изучения других предметов.

Все обозначенные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа невозможно без соблюдения других — в этом проявляется их системный характер. Кроме указанных принципов необходимо соблюдать следующие условия:

— добровольное участие детей во ВР по ИЯ;

— сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;

— четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

— эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

— наличие целевых установок и перспектив деятельности;

— широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Формы проведения ВР по ИЯ

Массовые формы работы могут быть эпизодическими и периодическими, а также постоянными.

Вечера, утренники, олимпиады, конкурсы, КВН, викторины относятся к эпизодическим формам. Они определяются тематикой, целью и условиями проведения.

По содержанию вечера и утренники могут быть:

— тематическими;

— встречи с интересными людьми;

— творческие отчеты кружков, факультативов, клуба любителей ИЯ;

— литературный или музыкальный салон;

— развлекательного характера с концертом на ИЯ.

Вечера проводятся один раз в полугодие, их включают в план работы школы, поскольку они проводятся обычно на параллели или для смежных классов: 7-8, 10-11 классы и т. д. Основную подготовку к вечеру ведет оргкомитет, состоящий из учителей и старшеклассников.

На подготовительном этапе уточняются тема, время, место проведения мероприятия, составляется сценарий, готовятся костюмы, реквизиты, музыкальное оформление и призы для награждения победителей.

На втором этапе идет подготовка основных номеров в соответствии с программой, проводятся репетиции, ведется индивидуальная работа с выступающими школьниками, готовятся объявления и приглашения для гостей.

На третьем этапе — реализация программы, награждение участников.

На заключительном этапе — обсуждение итогов (что получилось, что нет, почему) с оргкомитетом и учителями ИЯ.

Программа вечеров на ИЯ должна быть разнообразной; вечер должен проходить в праздничной обстановке. Тематика мероприятия должна быть актуальной, отвечать познавательным интересам учащихся. Языковой материал должен обогащать языковой опыт учащихся и в то же время он должен быть понятным. Для активизации учащихся проводятся игры, конкурсы, викторины на ИЯ.

Для стимулирования интереса к ИЯ эффективен КВН. Его заседание проводится как заключительное мероприятие после изучения определенной темы или по нескольким темам. Программа КВН предусматривает различные соревнования: исполнение песен, стихов, иллюстрирование пословиц и поговорок, коллективное составление рассказа, решение кроссвордов на скорость и т. д. КВН отличается от других конкурсов определенной атрибутикой: название и девиз команды, приветствие капитанов, домашние задания и т. д.

К массовым мероприятиям относятся и «Недели (декады) ИЯ» в школе, которые проводятся в определенное время ежегодно, напр., после зимних или весенних каникул. В последнее время они часто бывают приурочены к 26 сентября, Дню европейских языков.

Для каждого класса и параллели разрабатывается специальная программа. В дни «Недели» могут проводиться радиопередачи на ИЯ, изучаемых в школе, вечер сказок, литературно-музыкальный вечер, конкурсы, викторины, открытые занятия кружков на ИЯ, заседания клуба любителей ИЯ и открытые уроки ИЯ в нетрадиционной форме. Завершается «Неделя /декада ИЯ» вечером-концертом или общешкольным фестивалем.  

Кружковая форма работыявляется основной организационной формой ВР по ИЯ и отличается стабильностью состава участников, систематичностью и планируемостью работы на занятиях.

Одним из видов кружковой работы является НОУ (научное общество учащихся) для учащихся 9-11 кл., которые проявляют особый интерес к изучению ИЯ. Часто эта работа идет в сотрудничестве с преподавателями вузов. Занятия проводятся 2 раза в месяц и посвящаются страноведению или лингвистике. Члены НОУ пишут рефераты, разрабатывают собственные проекты или являются участниками групповых проектов. С результатами работы члены НОУ выступают на ежегодных ученических конференциях.

Клубная форма работыимеет много общего с кружковой. Ее отличие состоит в том, что она объединяет все виды групповой, массовой и индивидуальной работы в стройную систему. Клуб любителей ИЯ является своего рода организующим и координирующим центром ВР. В своей работе клуб опирается на занятия секций, каждая из которых создается на основе общности интересов ее участников: секция переводчиков, переписки, любителей искусства и т.д.

Индивидуальная форма работыспособствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма дает учащимся возможность проявить творческую активность. Наиболее часто в индивидуальной работе используются: заучивание стихов и песен, составление заметок, работа над ролью, оформление материалов для выставок, изготовление альбомов, наглядных пособий, подготовка к докладам, олимпмадам, выступлениям в программе вечеров и др. мероприятий.

Экскурсия— один из эффективных групповых видов внеурочной работы. Экскурсия на ИЯ позволяет пользоваться языком при подготовленных и неподготовленных высказываниях учащихся; экскурсия содействует обогащению их словарного запаса.

Проведение экскурсии на ИЯ требует тщательной подготовки, которая включает в себя:

1) выбор и осмотр объекта экскурсии;

2) отбор словаря, знакомого учащимся и новой лексики;

3) соединение изученного речевого материала с ситуациями, которые будут использоваться во время экскурсии;

4) ознакомление учащихся с целью экскурсии, с планом ее проведения;

5) повторение необходимого материала;

6) разработка индивидуальных и групповых заданий;

7) подготовка экскурсоводов.

Повторение ранее изученного материала проводится на уроках или на занятиях кружка.

В конце каждой экскурсии учитель напоминает, что дома учащиеся должны составить описание экскурсии и дает для этого опору в виде вопросов. Если учащиеся делали фотографии во время экскурсии, можно подготовить стенгазету или альбом. Результаты экскурсии могут служить предметом беседы на уроке, на занятии кружка.

Длительность экскурсии на ИЯ не должна превышать 45 минут.

Экскурсия в парк (6-7 кл.)

Она способствует развитию речи по теме «Осень».

Накануне учитель составляет план экскурсии:

— ознакомление учащихся с целью экскурсии и заданиями;

— наблюдение за природой и беседа в связи с увиденным;

— сбор листьев и цветов для гербария;

— прогулка по парку;

— обмен впечатлениями;

— составление коллективного рассказа «Осень в парке».

Групповые и индивидуальные задания до экскурсии:

1) собрать материал для гербариев, наклеить листья и цветы на плотные листы бумаги;

2) подготовить дневник погоды (за несколько дней накануне экскурсии);

3) фотографировать объекты экскурсии и учащихся во время экскурсии;

4) составить заметку для стенгазеты (выпустить стенгазету);

5) общее задание — ответить на вопросы после экскурсии:

         War der Weg zum Park weit?

         Wie war das Wetter an diesem Tag?

         Welche Bäume habt ihr gesehen? Wie waren die Bäume im Park?

         Wie waren die Blumen und das Gras?

         HabtihrVögelgesehen? Erzähltdarüber.

         Was hat euch im Park gefallen?

         Ход экскурсии. По дороге в парк экскурсоводы (из числа лучших учащихся) или сам учитель предлагают поговорить о погоде в этот день, о погоде осенью вообще, о прогулках в лесу, в парке и задают вопросы типа:

Gefällt euch das Wetter heute? Gehst du oft in den Wald oder in den Park? Mitwem? Wasmachstdudort? И т.д.

В парке, обращая внимание на отдельные объекты, учитель задает вопросы: IstderParkimHerbstschön? WiesinddieBäume? DieBlumen? WieistjetztderTeich? WieistdasWasserimTeich? И др.

Введение новой лексики. Указывая на деревья, учитель называет их по-немецки, учащиеся повторяют их: DasisteineBirke(eineEspe, einePappel, eineLärcheи др.). Потом учитель просит принести ему листья этих деревьев: BringtmireinBirkenblattи т. д. Получая лист, учитель спрашивает:WieheißtdiesesBlatt? IstdasBirkenblattschön? IstdasBirkenblattgelbobergrün? и т.д.

Во время прогулки учащиеся собирают листья, цветы. Учитель дает их названия по-немецки. Слова повторяются хором и индивидуально, учитель побуждает учащихся расспросить друг друга о находках, при этом он может задавать вопрсы всей группе: WelcheBlumenhatDimagefunden? WasfüreinBlattistdas? WieistdiesesBlatt? WieheißtdieserBaum? Welche Blumen hat Ira gepflückt? … Такимобразомучащиесяусваиваютновуюлексику.

Во время прогулки учитель использует ситуации, побуждающие учащихся к высказыванию. Kinder, ichhabeeineschöneBlumegefunden, sehther! Das ist eine Kamille. — Aber das ist keine Kamille, das ist eine Aster ит. д.

Чтобы добиться более развернутых высказываний, учитель стимулирует их: KenntihrdieBäumegut? SehtihrdortzweiBäume? Wieheißensie? KenntihrdieVögel? WieheißtdieserVogel? WasfressendieVögel? WieheißtistdieserBaum? Welche Pilze kann man unter diesen Bäumen im Wald finden? Ich habe den Herbst gern, und ihr? Warum habt ihr den Herbst gern?

Обращая внимание на признаки осени, учитель спрашивает:

Wie ist der Park im Herbst? Wie sind die Blätter der Bäume? Und wie sind sie im Sommer? Wie ist der Himmel heute? Und wie ist der Himmel im Sommer? WieistdasGrasimHerbst? UndimSommer? WohinfliegendieVögelimHerbst? и др.

В заключение экскурсии учитель подводит итоги. Он спрашивает, понравилась ли им прогулка в парк, какие новые слова они узнали, о чем они говорили в парке. Учитель отмечает тех, кто не пользовался в ответах русским языком, кто лучше отвечал на вопросы.

Дома учащиеся пишут сочинение об экскурсии, группа детей выпускает о ней стенгазету. За хорошую работу во время экскурсии оценки выставляются в журнал.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Соревновательная форма ВР

К ней относятся конкурс, викторина, олимпиада, игра, КВН и т.д. Эти виды ВР объединяет то, что во время проведения мероприятий школьники проявляют инициативность, стремление знать и уметь больше других, любознательность. Проведение соревновательных форм ВР помогает учителю активизировать повторение ранее изученного материала, закрепить его, сделать изучение предмета увлекательным. При подготовке к викторинам и конкурсам удается организовать самостоятельную работу учащихся и деятельность учащихся носит при этом осознанно мотивированный характер. Все это способствует лучшему запоминанию и практическому применению иноязычного материала.

Подготовка таких мероприятий не требует много времени, поэтому их можно проводить регулярно, после прохождения разговорной темы. Каждое из мероприятий соревновательного характера может иметь разновидности, например, конкурс фонетический или на лучшего переводчика и т.д. Соответственно и цели мероприятия будут варьироваться в зависимости от его содержания.
Викторина (
Wissenstoto, Quiz)

Это игра в ответы на вопросы, обычно по какой-то общей теме — одна из эффективных форм организации самостоятельной работы учащихся по ИЯ.

Викторины проводятся на любом этапе обучения. В их основе могут лежать страноведческие знания, иногда сам язык с элементами лингвострановедения. Викторина может опираться и на межпредметные связи. В любом случае ее содержание обусловлено жизненным и учебным опытом учащихся.

Занимаясь поисками ответов на вопросы, учащиеся расширяют свой общий кругозор, приобретают дополнительные страноведческие знания и одновременно совершенствуют языковые умения и навыки.

Материал для викторины может быть в форме загадок, ребусов, тестов, кроссвордов и т.д. Желательно, чтобы викторина проводилась на ИЯ, но если это может быть помехой в обнаружении знаний, допустимо использование родного языка.

Начинается викторина с сообщения условий проведения и критериев оценивания ответов. Главное внимание при оценивании уделяется содержанию ответов. Ведущими викторину может быть учитель и один из старшеклассников (отмечает ответы на доске). Ответы учащихся на вопросы викторины оценивает жюри, обычно из старшеклассников. При подготовке викторины учитель продумывает шкалу оценивания: один ответ — один балл, если вопросы имеют одинаковую степень сложности, или количество баллов за разные группы вопросов будет различным. Самые трудные вопросы получают наивысшее количество баллов и в тексте викторины выделяются звездочкой или шрифтом. Итоги подводятся и объявляются жюри после каждой группы вопросов. Во время этой паузы можно отгадывать загадки, спеть песенку, вспомнить скороговорки и т. д.

На начальном этапе обучения ИЯ рекомендуется проводить общеобразовательные викторины, которые расширяют представления учащихся о сфере применения ИЯ, его распространенности в мире, взаимодействии с русским языком (заимствования, интернациональная лексика и т.д.). Цель таких викторин — формирование общелингвистических интересов учащихся. Привлекают учащихся 5-6 кл. также занимательные и игровые викторины.

Начиная с 7 кл. рекомендуется проводить страноведческие викторины, включающие несколько тем, напр., «Города Германии и России», «Спорт в Германии и России».

8 класс. «Школа в Германии», «Немецкоязычные страны», «Достопримечательности немецких городов».

9 кл. «Географическое положение Германии», «Немецкие поэты и писатели».

10-11 кл. «Искусство (современные литература, музыка, изобразительное искусство, кино). Викторины для старшеклассников следует составлять, ориентируясь на преобладающие в классе профессиональные интересы, напр., «Наука и техника в стране изучаемого языка», «Выдающиеся люди», «Национальные виды спорта. Спортивные достижения» и др.  

Независимо от возраста рекомендуется при проведении вечеров, заседаний клуба любителей языка, на занятиях кружка включать вопросы из викторин игрового характера: Кто больше…? Кто быстрее …? Кто точнее…? и т.д. Напр., Кто первым назовет автора (прослушанного) стихотворения? Кто быстрее угадает, из какой песни взята эта строка? Кто назовет больше достопримечательностей (города, страны)? и др.

 С помощью тематической викторины учащихся можно подготовить к ведению беседы или сообщению по программной теме. Новая информация, полученная в ходе подготовки к викторине, стимулирует речевое общение.

Если на вопросы требуется дать развернутый ответ, учащихся следует снабдить списком слов и выражений, которые можно использовать. Перед проведением викторины нужно повторить грамматический и лексический материал по теме.

В зависимости от количества участников, ответы на вопросы можно давать устно или письменно. Когда викторина проводится устно, оценивается темп речи, произношение, грамматическая правильность, лексический запас — это отдельная оценка. Правильность ответа (фактическая) тоже оценивается отдельно, таким образом, каждый участник получает два результата за свои ответы. Это делается для того, чтобы в викторине могли принять участие школьники любого уровня обученности по ИЯ.

В школах с углубленным изучением ИЯ учащиеся могут на вопросы викторины давать развернутые ответы в письменном виде (совершенствование письменной речи). При этом качество письменных ответов (грамматическая и орфографическая правильность, употребление лексики) оцениваются отдельно.

Большое значение для возбуждения интереса учащихся к викторине имеет ее художественное оформление: оно должно привлекать внимание, вызывать желание найти ответ на вопрос. Для этого используются различные виды наглядности, чтобы дать учащимся представление о стране изучаемого языка (ландшафты, праздники, обычаи и традиции, быт и др.). Для подготовки к викторине учащимся при необходимости дается список рекомендуемой литературы.

Особенно ценны для учебно-воспитательного процесса викторины, составленные самими учащимися по материалам учебника и дополнительной литературы.

Примерные вопросы викторины о роли и значении ИЯ в жизни человека и общества (7-8 кл.).

Образовательная цель: расширение филологического кругозора учащихся.

Воспитательная цель: учить внимательно работать с дополнительными источниками (литература, интернет).

1. На каком языке говорили Чиполлино и Пинноккио? Шерлок Холмс? Бременские музыканты? Три мушкетера? Микки Маус? Дон Кихот? Барон Мюнхгаузен? Граф Монте Кристо? Тиль Уленшпигель? (9 б.)

2. На каких языках говорили твои любимые герои? В какой стране они жили?

3. Каким языком в совершенстве владел Штирлиц? (1 б.)

4. Каким иностранным языком чаще всего пользуются моряки разных стран мира и почему? (1 б.)

5. Из какого ИЯ пришли в русский язык слова: рюкзак, ралли, регби, бухгалтер, галстук, футбол, ярмарка, циферблат, шлагбаум, хулиган, бутерброд? (11 б.)

6. Каким ИЯ должен владеть специалист, работающий: а) в Индии; б) на Кубе; в) в Канаде; г) в Австралии; д) в Австрии? (5 б.)

7. Кто назовет больше имен популярных зарубежных певцов, исполняющих песни на немецком (английском) языке?

8. В каких странах язык, который вы изучаете, является а) государственным; б) широко распространенным?

9. Людям каких специальностей необходимо знать ИЯ, который вы изучаете?

10. Назовите имена писателей (ученых, композиторов, художников), которые говорят (говорили) на изучаемом вами языке. Кто назовет больше имен?

11. Как вы думаете, почему в русском языке появляются слова иностранного происхождения? Какие слова появились недавно? (5 б.)

12. Считается ли язык, который вы изучаете, международным? Почему? (5 б.)

Ответы на вопросы 2, 7, 8, 9, 10, оцениваются в зависимости от объема ответа: каждое название — один балл.

Практическое задание:разработать викторину по одному из параграфов учебника для 7-11 класса. Определить цели проведения викторины, предложить шкалу оценивания.

Литература: 

Мокроусова Г. И., Кузовлева Н. Е. Организация ВР по немецкому языку. — М., 1989. С. 86-89.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. С. 271-272.

Савина С. Н. Внеклассная работа  по иностранному языку в средней школе. — М., 1991.
Конкурс (
Wettbewerb
)

Конкурсы проводятся как самостоятельное мероприятие или включаются в программу вечера, утренника. Они могут быть шуточными, игровыми или проводиться как серьезное мероприятие. Условно их можно разделить на две группы:

а) языковые конкурсы — они выявляют степень владения ИЯ;

б) творческие конкурсы — развивают художественную самодеятельность на ИЯ.

Языковые конкурсы:

— на лучшего знатока лексики, грамматики;

— на лучшее понимание текста (прослушанного или прочитанного);

— на лучшее письмо другу, эссе (письменная речь);

— на лучшего собеседника (диалогическая речь), лучшее сообщение по теме (монологическая речь) и др.

Творческие конкурсы:

— на лучший художественный перевод (стихи, проза);

— на лучшую инсценировку;

— выразительное чтение стихов;

— исполнение песен на ИЯ и др.

Большое значение имеют конкурсы, в которых участвуют коллективы разных классов и школ — на лучшее оформление кабинета ИЯ; тематических стендов; на лучшую инсценированную песню, спектакль, концертную программу и т. д.

При проведении конкурсов нужно учитывать этап обучения:

5-7 кл. — лексические, фонетические конкурсы; на выразительное чтение; на лучшую инсценировку песен и стихов; на разыгрывание сценок, драматизацию диалогов;

8-9 кл. — конкурсы на лучший рассказ, описание картины; исполнение песен; на лучшее письмо зарубежному другу; лучшую тематическую стенгазету и т. д.

10-11 кл. — конкурсы на лучший перевод (устный и письменный), лучший коллаж и сообщение по теме; лучший реферат, эссе; на лучший диалог в связи с проблемной ситуацией и др. 

Во время конкурсов учащиеся учатся оценивать работу свою и товарищей, правильно воспринимать критику.

Требования к подготовке и проведению конкурсов

1) по содержанию и форме конкурс не должен дублировать урок или напоминать экзамен;

2) учащихся нужно готовить к конкурсу заранее: ознакомить с условиями проведения и критериями оценок, с образцами выполнения аналогичных заданий; указать материал, который нужно повторить; если есть необходимость, организовать консультации — несколько минут на уроке или после него;

3) проведение конкурса должно способствовать решению практических задач — совершенствованию умений и навыков в различных видах РД. Задания конкурсов должны быть коммуникативно направленными.  

Одновременно решаются и воспитательные задачи:

1) сформировать потребность в изучении ИЯ, в практическом применении ЗУНов;

2) расширить общий кругозор учащихся;

3) воспитание взаимопомощи, уважения друг к другу, сотрудничества при работе в команде.

Обычно в конкурсе принимают участие несколько команд. Содержание заданий пишется на карточках крупно, формулировка заданий должна быть четкой, однозначной. Для проведения конкурса выделяются двое ведущих (старшеклассники); количество помощников зависит от числа команд.В жюри входит нечетное число членов (учитель и старшеклассники). Помещение, где проходит конкурс, должно быть оформлено празднично и оборудовано всем необходимым (ТСО, доска для записи результатов).

Выступления оцениваются не только жюри, но и всеми зрителями по 10-балльной шкале. Перед конкурсом им раздаются листочки с именами участников (названиями команд) и параметрами оценивания. Каждый ученик пишет на листочке свою фамилию и сдает его жюри после конкурса. Мнение зрителей учитывается при определении победителя.

Победители награждаются призами (грамотами), наиболее активные участники конкурса получают оценку в журнале.

Фонетический конкурс (5-6 кл.)

Первый тур проводят на одном из последних занятий 2-й четверти или в начале 3-й четверти (у учащихся уже накоплен достаточный материал).

Материалом для конкурса могут служить небольшие рифмовки, стихи, диалоги, которые можно драматизировать, пьесы для кукольного театра и т.д. В 5 кл. можно ограничиться четверостишиями, пословицами, скороговорками, которые разучивались во время фонетической зарядки на уроках.

Выступления участников оцениваются по 5-балльной системе учителем и учащимися класса. Перед началом конкурса председатель жюри раздает таблицы, в которых нужно проставить № участника, его фамилию, оценку за произношение, за выразительность и общую сумму баллов. После конкурса таблицы собираются и оформляется общий протокол. Участники, занявшие 1-3 место, участвуют во втором туре (на параллели).

Второй тур проводят во внеурочное время. Для него отбирают материалы, объединенные общей тематикой. Стихи, прозаические отрывки не должны быть слишком длинными. Учащиеся выбирают их из предложенных учителем.

Такой фонетический конкурс может быть составной частью программы мероприятия, посвященного детской поэзии. Участники могут проиллюстрировать свои конкурсные выступления. Художественное оформление оценивается дополнительными баллами.

В заключение конкурса проводят фонетические игры на различение звуков родного и ИЯ, на знание интонационных моделей и умение правильно использовать их в ситуациях общения.

Лексический конкурс (5-6 кл.)

До его проведения учащиеся получают задание повторить лексику по теме (нескольким). Учитель определяет количество участников, составляет команды, приглашает в жюри старшеклассников, вырабатывает критерии оценивания.

Программа конкурса составляется так, чтобы более легкие задания подготавливали к выполнению более сложных. Напр., начинают с решения кроссвордов, распутывают Wortschlangeили Wortsalat, вспоминают слова по теме в определенных группировках, затем переходят к драматизации текстов, по цепочке пересказывают прослушанный или прочитанный текст, описывают картинку и т. д.

Лексический конкурс для 5 кл. см. в пособии Савиной С.Н., стр. 129-130.

Конкурс-игра

Очень популярен на начальном этапе обучения ИЯ. В его программу входят языковые игры, подвижные игры, выполнение действий под рифмовку, состязания, например, эстафета: участники делятся на две команды. По числу заданий ведущий чертит на полу 5-7 полос параллельно для каждой команды.

По сигналу ведущего первые члены команды бегут поочередно к доске и выполняют задания:

— вставить пропущенные буквы в словах;

— составить слова из букв разрезной азбуки;

— составить предложения из слов, написанных на карточках;

— исправить ошибки в словах; в предложениях;

— превратить утвердительное предложение в вопросительное и наоборот;

— составить предложения по картинке;

— обмен команд вопросами по теме и т. д.

Выполнив задание, участник быстро возвращается в команду, его место занимает следующий участник. Эстафетная палочка — мел. Если задание выполнено правильно, команда передвигается на одну полосу. Побеждает команда, быстрее пришедшая к финишной черте.

И задания, и атрибутика должны создавать веселое настроение — за счет использования смешных картинок, песенок, игрушек, кукол, скакалок, мяча, воздушных шаров и др.

Конкурс на лучшего чтеца (7-8 кл.)

Этот конкурс выявляет правильность произношения и общую выразительность речи. Обычно проводится в несколько туров.

Iтур — чтение знакомого текста из учебника;

IIтур — чтение нового материала: прозаические отрывки, стихи (в соответствии с программными требованиями для данного класса);

IIIтур — материал для чтения выбирают сами учащиеся из предложенного по списку: небольшие законченные рассказы, стихи, сценки с 2-3 участниками.

Перед конкурсом — небольшие сообщения о поэте или писателе. Завершается конкурс литературной викториной. Самые удачные выступления записывают на пленку, их моожно потом использовать на уроке или во ВР. Звукозапись нужна и для комментирования результатов конкурса, особенно если есть спорные моменты.

Конкурс на лучшего рассказчика— выявляет умение строить связное высказывание. Предлагаются ситуации, оформленные словесно или при помощи наглядности.

Критерии оценки: полнота высказывания, связность, логичность, языковая правильность речи.

Конкурс на лучшего собеседника— выявляет умение вести диалог, обмениваться репликами разного характера. Ситуация, стимулирующая беседу, задается учителем.

При оценивании учитывается равноправие партнеров — попеременное пользование стимулирующими репликами; использование разговорных клише; обращенность речи (определяется количеством модально-эмоциональной лексики); объем высказываний (количество диалогических единств), языковая правильность.

При проведении конкурсов в устной речи рекомендуется использовать магнитофон для фиксации высказываний и объективного оценивания.

В 8-9 кл. можно проводить конкурсы на основе широкого использования ролевых игр:

— конкурс на лучшего гида по городам;

— конкурс на лучшего журналиста (кто лучше сможет провести встречу, кто больше задаст вопросов, кто лучше напишет заметку и т.д.);

— конкурс на самого любознательного туриста (беседа с гидом; с жителями города; обобщение впечатлений, сравнение со своей страной и т.д.).

На всех ступенях обучения популярны защиты проектов различного вида.

В 10-11 кл. можно проводить переводческие конкурсы.

Конкурс на лучшего переводчика-синхрониста — выявляет понимание речи на слух: учащиеся переводят аудиотексты.

Iтур — с голоса учителя, IIтур — с голоса диктора в аудиозаписи (носителей языка). Условия конкурса можно варьировать, создав дополнительные стадии: как в первом, так и во втором туре можно включить сначала слушание текста полностью с передачей его смысла конкурсантами, а можно предложить слушать текст по небольшим кускам с последующим точным переводом. Этот вариант больше оправдывает название конкурса, так как настоящие синхронисты переводят обычно по смысловым кускам. Объем материала от тура к туру возрастает, как и темп речи диктора.

Оценивается правильность и полнота понимания аудиотекста.

Конкурс на лучшего переводчика-референта. Этот конкурс выявляет умение понимать иноязычный текст при чтении.

Работа выполняется письменно, задания направлены на перевод и составление определенных компрессий текста: аннотации, реферата, резюме, рецензии на русском или иностранном языке. Учащиеся могут пользоваться словарем, но на выполнение заданий дается ограниченное время, поэтому пользование словарем минимальное.

Материалом для конкурса являются различные по функциональному стилю тексты учебника, книг для чтения, молодежных газет, журналов. Каждый последующий тур предполагает усложнение материала и заданий в расчете на разные виды чтения.

Примерное содержание туров конкурса.

Iтур — предлагается еще не прочитанный текст учебника для письменного перевода ( около 1500 зн. на час).

IIтур — предлагается текст для реферирования на родном или ИЯ объемом около 2000 зн. (в зависимости от того, как это делается на уроках, в зависимости от языковой подготовки учащихся). Это обычно текст научно-популярного или публицистического характера.

При оценке реферата учитывается соответствие смысловых вех (фактов), присущих оригинальному тексту, смысловым вехам вторичного текста, а также качество оформления реферата (использование клише).

IIIтур — предлагается несколько текстов с общим количеством примерно 2000 печатных знаков на одну или близкую тему для составления аннотаций.

При оценке учитывается, в какой мере удалось выявить тему статей и определить, кому они могут быть адресованы, а также оформление аннотаций в соответствии с требованиями.

В хорошо подготовленных классах можно предложить еще один тур на написание рецензии (по тексту или книге для домашнего чтения).

К конкурсу как виду соревновательной массовой формы работы примыкают викторины, олимпиады, КВН, игра «Что? Где? Когда?», фактически являющиеся вариантами конкурса и в увлекательной форме проверяющие ЗУНы учащихся, в результате чего мобилизуется их активность. Эти виды ВР обращены к «зоне будущего развития» учащихся, стимулируя их любознательность, не довольствуясь достигнутым уровнем в овладении ИЯ.

Литература

С. Мокроусова Г. И., Кузовлева Н. Е. Организация ВР по немецкому языку. — М., 1989. С. 68-71.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М.: Просвещение, 1991. С. 269-271.

Савина С. Н. Внеклассная работа  по иностранному языку в средней школе. — М., 1991. С. 

Кружок как синтетическая форма работы

Кружок — это групповая форма ВР; при обучении любому предмету она имеет большое значение: учащиеся совершенствуют свои ЗУНы, убеждаются в практическом значении ИЯ, приобретают дополнительную информацию, с пользой проводят свободное время. Как правило, кружок объединяет единомышленников, желающих участвовать в коллективной работе.

Занятия кружка не регламентированы программой, поэтому имеют большие возможности для творчества учителя. Кружковые занятия выполняют роль промежуточного звена между уроком и различными формами ВР.

Есть несколько вариантов организации кружковой работы.

Первый — объединение учащихся разных возрастов, увлекающихся определенными видами деятельности: чтением, драматическим искусством, пением, оформительской работой, художественной самодеятельностью на ИЯ.

Работа в таком кружке требует от учителя четкости, умения распределять внимание, контроля качества выполнения заданий. Такой кружок удобен, если в школе работает только один учитель ИЯ. Для руководства микрогруппами в составе кружка, которые создаются для выполнения определенных задач, желательно привлекать старшеклассников.

Второй вариант — объединение учащихся с примерно одинаковой языковой подготовкой, это обычно разговорные или переводческие кружки, напр., «Говорим на немецком языке», «Знакомимся с Германием», «Литературный кружок» и др.

Наиболее удобен для школы кружок комбинированного типа, который предполагает занятие различными видами деятельности: игры, разучивание стихов и песен, обсуждение прочитанного, прослушанного, просмотр кино- и видеофильмов, выпуск стенгазет, драматизации, подготовка к внеклассным мероприятиям. Такой кружок эффективен, поскольку учитывает разнообразные интересы учащихся и экономичен.

При организации кружка учитель должен учитывать ведущие стимулы, которые побуждают учащихся посещать его:

Для 5-6 кл. это новизна предмета, разнообразие и увлекательность форм и видов деятельности.

Для 7-9 кл. это возможность узнать новое, дополнительное о стране изучаемого языка, о ее обычаях и традициях.

Для 10-11 кл. это возможность приобрести знания, умения и навыки, необходимые для избранной профессии.

На всех этапах обучения учащимся должно быть интересно общаться с учителем и сверстниками вне урока.

Методические рекомендации по организации кружка

1) Участие в работе кружка — исключительно добровольное.

2) Перед каждым кружком ставят конкретные задачи, которые доводятся до его участников.

3) Кружок разговорной речи комплектуется из учащихся с одинаковой языковой подготовкой. Поэтому на одной параллели может быть несколько кружков с разным планом работы в зависимости от знаний учащихся.

4) Необходима четкая организация работы кружка:

— на первом занятии выбирают старосту, помощника учителя;     

— устанавливают точные часы и дни работы;

— обсуждают план работы кружка на год;

— обязательное условие — не должно быть пропусков без уважительных причин. Тот, кто нерегулярно посещает занятия кружка, исключается.

5) Работа в кружке должна учитывать возраст учащихся, необходимо найти интересные формы работы, чтобы занятия не были похожи на урок.

6) Периодичность занятий — не реже одного раза в две недели.

7) Число участников кружка зависит от содержания работы: в кружке разговорной речи — 10-12 человек, в кружке по переводу, драматическом, игровом и т.п. участников может быть больше.

8) Продолжительность занятия — примерно час.

9) Результаты работы кружка обязательно должны находить отражение в жизни школы — отчетные мероприятия, стенгазеты, витрины, вечера и др.

10) Нет домашних заданий; нельзя наказывать учащихся каким-либо административным способом.

Каждый из кружков имеет свои конкретные задачи, но общая цель их работы — совершенствование владения ИЯ. Расмотрим подробнее организацию отдельных видов кружков.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.