Кафедра информатики
Курсовая работа
Внедрение игровыхтехнологий в процесс преподавания информатики
Содержание
Введение1. Игровыетехнологии как вид педагогических технологий
2. Структура игры
3. Игровые технологии на различных этапахурока
Заключение
Библиографические ссылки
Приложение
Введение
Сегодня в центре внимания ученик, еголичность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя- выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуютпоставленной цели — развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания иобучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения и способствуютактивизации процесса обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровыеформы обучения и воспитания детей. Об обучающих возможностях игр известно давно.Многие выдающиеся педагоги: — Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., ПидкасистыйП.И., Прутченков А.С. и др. справедливо обращали внимание на эффективность использованияигр в процессе обучения.
Игра — особо организованное занятие, требующеенапряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения,и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, надэтим не задумываются, для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-тоона и привлекает учителей, в том числе и учителей информатики.
В обучении информатики сложилась уникальнаяобстановка, когда практика опережает теорию. Еще не переосмыслены цели и задачипреподавания, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практикууже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельнотребует научного обобщения и осмысления.
Игровая технология выгодно отличаетсяот других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированиюизучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненныхусловиях.
В данном исследовании за основу взятатрактовка А. С. Прутченкова игровой технологии, которая представляется как определеннаяпоследовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включениюдетей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатовигровой деятельности.
Прежде чем включить игровую технологиюв учебный процесс необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучатьс использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять;как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане дляее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме;как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каждом этапе урока.
Потребность в быстром и эффективном овладенииинформатикой, а также вышеназванные причины привели меня к выбору данной темы курсовойработы.
Целью исследования является разработка методическихрекомендаций по применению игровых технологий.
Объект исследования — внедрение игровых технологий в процесспреподавания информатики.
Предмет исследования — игровые технологии на различных этапахурока информатики.
В связи с целью данной курсовой работыбыли определены следующие задачи исследования:
— изучить и проанализировать научно-методическуюлитературу по теме исследования;
— изучить существующие в практике обучения информатике виды и типыупражнений с использованием различных игровых технологий;
— предложить ряд игр, которые учительможет использовать на различных этапах урока информатики.
Для решения поставленных задач использованкомплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические: анализ и синтез, обобщениеи интерпретация педагогической, психологической, методической литературы; социально-педагогическийанализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).
Эмпирические: метод самооценки, систематизации.
Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованиюигрового подхода на уроках информатики; конкретизировано понятие «игровые технологии»применительно к обучению школьников; разработаны методические рекомендации по обучениюучащихся школы с использованием игровых технологий.
1. Игровые технологии как вид педагогическихтехнологий
В настоящее время в педагогический лексиконпрочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такоетехнология в целом:
· В толковом словаретехнология определяется как совокупность
приемов,применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
· По Шепелю В.М. технология- это искусство, мастерство, умение,
совокупностьметодов обработки, изменения состояния [21].
В товремя как:
• Лихачев говорит опедагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок,определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарийпедагогического процесса [10].
• Педагогическая технологияпо Беспалько В.П. — это содержательная техника реализации учебного процесса [2].
• Волков И.П. видитпедагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатовобучения [4].
• Академик, член-корреспондентРоссийской академии образования Монахов В.М. понимает под педагогической технологиейпродуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию,организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортныхусловий для учащихся и учителя [11].
Анализ приведенных выше определений показывает,что многие исследователи идентично трактуют сущность понятия педагогической технологии.Отличие между ними состоит лишь в том, насколько широко раскрывается данное понятие.В данном исследовании предпочтение отдается определению педагогических технологийБ.Т.Лихачева.
Определившись с понятием педагогическойтехнологии, хотелось бы узнать ее структуру.
В учебнике педагогики под ред. ПидкасистогоП.И. находим, что в структуру педагогической технологии входят:
· организация учебногопроцесса;
· методы и формы учебнойдеятельности учащихся;
· деятельность учителяпо управлению процессом усвоения
материала;
· диагностика учебногопроцесса [12].
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс,при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическуютехнологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы(приемы, средства) + формы обучения [3].
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. Впедагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия«метод обучения». Так, Бабанский Ю.К. считает, что «методом обученияназывают способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых,направленной на решение задач образования»[1]. Ильина Т.А. понимает под методомобучения «способ организации познавательной деятельности учащихся» [8].
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, мыприведем классификацию по источнику получения знаний:
1. словесные;
2. наглядные:
· демонстрация плакатов,схем, таблиц, диаграмм, моделей;
· использование техническихсредств;
· просмотр кино- и телепрограмм.
3. практические:
· практические задания;
· тренинги;
· деловые игры;
· анализ и решение конфликтныхситуаций и т.д.
Вметод обучения игра превращается при условиях:
— наполнения технологии определенным содержанием;
— придания содержанию дидактического смысла;
— наличия мотивации обучаемых;
— установления дидактических связей с другими методами обучения [5].
Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогическиетехнологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:
1. Игровые.
2. Догматические, репродуктивные.
3. Объяснительно-иллюстративные.
4. Развивающее обучение.
5. Проблемные, поисковые.
6. Программированноеобучение.
7. Диалогические.
8. Творческие.
9. Саморазвивающее обучение.
10. Информационные (компьютерные) [18, с.44].
М. Новик, выделяет неимитационные и имитационныеи формы (виды) занятия.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемогопроцесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установлениепрямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемогопроцесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы,при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
М.Новик указываетна их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенноеприближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности.При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения [13,c.97].
Прутченков А.С.определил игровую технологию как определенную последовательность действий педагогапо отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлениюсамой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности [16].
Исходя из данныхвыше определений и классификаций, мы можем сделать вывод, что игровые технологииявляются составной частью педагогических технологий. Таким образом, педагогическаятехнология, доминирующим методом обучения в которой является игра, есть игроваятехнология.
2. Структура игры
Из предыдущего параграфа стало ясно, чтопонятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группуметодов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогическихигр. Давайте выясним, как определяют игру известные педагоги, психологи, писателиразличных лет.
А.М. Горький писал, что игра — путь детейк познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. В психологическойконцепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самомпроцессе ее осуществления.
По мнению Эльконина Д.Б., человеческаяигра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения междулюдьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности [22, c.25].
В отличие от игр вообще педагогическаяигра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующимей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном видеи характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Существует множество подходов к определениюигры. В отечественной науке наиболее общее и полное определение понятию, на нашвзгляд, дал известный ученый С.Л.Рубинштейн: «Игра человека- порождение деятельности,посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческойигры — способность, отражая преобразовывать действительность» [17,c.387].
Структура организации игры. Игра — это яркий и эмоциональный праздник.В организации игры все должно быть продумано до мелочей.
I. Выбор игры. Учительдолжен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представитьсебе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла,игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.
Выбор игровых технологий в практике работыпедагогического коллектива продиктован принципом активности ребенка в процессе обучения,которая характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоениизнаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам, т.к. игранаряду с трудом и учением — одна из основных видов деятельности человека. Игра используетсяв качестве:
1. самостоятельных технологийдля освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
2. как элемент болееобширной технологии;
3. в качестве урока (занятия)или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
4. как технологии внекласснойработы [20].
Различные виды игр используются практическина всех ступенях обучения.
Однако чтобы использовать игровые технологиина уроке педагогу необходимо знать, уметь подобрать педагогическую игру. В настоящеевремя интерес к игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличениючисла игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее.Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем. Рассмотримнесколько классификаций педагогических игр и выберем одну, наиболее приемлемую вданном исследовании.
При рассмотрении классификаций, предложенных различнымиисследователями игр, чаще всего разделяют по месту и времени их проведения. Этоигры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летниеигры. Все это подводит к некоторому разделению игр:
· по области деятельности(физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
· по характеру педагогическогопроцесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные,развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические;
· по игровой методике(предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
· по предметной области(математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные,прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие,экономические, педагогические, досуговые и др.);
по игровой среде ( с предметами и безпредметов, компьютерные, пространственно-временные) [ 22, с. 56].
В учебной практике же выделяют дидактические,имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые игры. К этимиграм применимо понятие «учебная игра». Учебная игра как специальный вид деятельности,направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средствомобучения, основной педагогический смысл и назначение которого — создать условиядля саморазвития личности учащихся.
Е. А. Крюкова подразделяет учебные игрына ситуационные, ролевые и деловые. Объединяют все эти игры, подчеркивает автор,то, что они личностно ориентированы. Выигрывает та личность, которая была болееоригинальна, сумела представить себя в новой роли, убедила большинство в правотесвоих воззрений [9, c.150].
Классификация по сущностной игровой основевыглядит следующим образом:
· игры с правилами;
· ролевые игры;
· комплексные игровыесистемы (КВН).
В данной работе также важна классификационнаямодель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры,ее возьмем как основную:
— игры для изучения нового материала;
— игры для закрепления;
— игры для проверки знаний;
— обобщающие игры;
— релаксационные игры — паузы.
При планировании педагогической работыв определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые,индивидуальные, диалоговые (парные), массовые [20].
Источником возникновения и внедрения подобныхприведенным и других игр является наличие и возможность функционирования их:
— в технологии одного отдельно взятогозанятия;
— в структуре ряда занятий по одной, отдельновзятой теме;
— в структуре всего курса дисциплины.
Игры, как элемент системы занятий существуютв определенных условиях, которые воздействуют на них и они в свою очередь активновоздействует на условия, в которых действуют, также они активно взаимодействуютс традиционными методами проведения занятий. При этом система развивается, расширяютсяеё границы.
II. Подготовка игры.
1) Предварительная подготовкаучащихся к игре.
Задача учителя заключается в том, чтобывсе дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительнаяподготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относитсяк ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовыватьподготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.
2) Подготовка непосредственноперед игрой.
Этот этап должен быть направлен на созданиеэмоционального игрового настроения [19].
Рассмотримосновные требования к игре и условиям её проведения. А.Деркач выделяет следующиетребования:
- Психологическиетребования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимостьдля каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована,а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическаяи интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствоватьсозданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопониманияи сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен учитыватьиндивидуальны особенности учеников–характер, темперамент.
-Требованиясоциально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающихвзаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условийявляется социально — психологическая готовность учащихся к такому роду деятельности.Данный вид готовности предполагает компетенции участников общения в области тойили иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающихэффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно бытьинтересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершатьсяполучением определённого результата.
-Педагогическиетребования сводятся к следующему: применяя игру как форму обучения, учитель долженбыть уверен в целесообразности её использования, должен определить цели игры в соответствиис задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающуюих определённую последовательность и постепенное её усложнение. При этом необходимоучитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебнуюзадачу, посильную для её участников. Учитель определяет цели и задачи игры, её содержаниеи ход.
Участникиигры также должны быть обеспечены методическими материалами: заданиями, инструкциями,реквизитом, документацией и т.д.[6].
III. Введение в игру.
1) Предложение игры детям.
Обычно организатору игры достаточно сказать:«А теперь давайте поиграем в: « Название игры» или «А чтобы вы лучше запомнилиэтот материал, мы с вами поиграем в игру» или «В связи с этим есть такая игра:».Этого достаточно.
2) Объяснение правилигры.
Необходимо сформулировать их кратко иконкретно.
3) Выбор участников игры.
Участников учитель может сам выбирать,потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстреерешить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву «А», те,у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п.для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс.Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше[20].
IV. Ход игры.
1) Начало игры.
Очень важно, чтобы игра набрала обороты.Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это «в руках» организатора:кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями «Ускоряем темп!»,«Долгая пауза!»:
2) Развитие игровогодействия (кульминация).
На этой стадии максимально проявляетсяазарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организаторуважно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.
3) Заключительный этапигры.
Учителю необходимо почувствовать, когдаспадает напряжение, не следует ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобывовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Такимобразом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончаниюигры [20].
При организации и проведении игровой технологиинеобходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительныхперерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила. В тожевремя следует учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков, необходимостьпродумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся ситуацию, изменитьстратегию или тактику игровых действий. Если отдельные игроки или игровые группыне в состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может поменятьисходные данные и затем продолжить игру. Такой же подход в игровом процессе возможен,если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальнымпоказателям. В этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех,кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появиласьвозможность выровнять игру [7].
V. Подведение итогов. (Оценка и поощрениешкольников).
Подведение итогов игры включает в себякак дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием,чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло емудостичь победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы классне перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональныйфон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, — вина учителя.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо:
1) перед началом подготовки к игре четкообъявить критерий, о котором будет производиться оценка результатов;
2) со всей тщательностью обязательно отметитьположительные стороны команд (участников), которые не заняли призовых мест;
3) отметить, что мешало игре, если таковоебыло. И, конечно, всем должно быть предельно ясно, что команды, которые получилипризовые места, действительно были сильнее [18].
VI. Анализ игры (обсуждение, анкетирование,оценка эмоционального состояния).
Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежитзаключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируютход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, атакже ход учебно-игрового взаимодействия [20].
Несмотря на то, что учитель сам чувствуетнастроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так какэто коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделатьвыводы для проведения последующей игры — с учетом индивидуальных особенностей каждого.И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает,провести анализ игры — он залог эффективности игровой деятельности, развития методическогомастерства учителя.
Оценка в игре — ещё одна проблема. Артистичныедети могут получить оценку не за знание, а за артистизм [15, c.124].
Однако, не смотря на все тщательностьразработки и подготовки учителя к урокам с использованием игровых технологий, всежесуществуют следующие негативные стороны в использовании игр в процессеобучения:
· во-первых, нередкообъяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителейс небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успеваютза оставшееся время изучить или закрепить материал;
· во-вторых, нередконарушается механизм игры, т. е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий.Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит кпутанице, а главное, к сомнительным результатам;
· в-третьих, послепроведения игр (и это особенно касается младших и средних классов) бывает трудновосстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят детина следующий урок;
· в-четвертых, при проведениипарных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастаетв нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем болеепредотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.
· В игре нет полнойпредсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекатьигру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д. [6].
Проделанный анализ позволяет сделать следующиевыводы:
— игра должна включаться в том или иномвиде в каждое занятие по информатике;
— использование игры на занятиях – обязательноесредство создания ситуации общения;
-выбор игры зависит от того, каких результатовхочет добиться педагог;
— проведение игр на занятиях по информатикепозволяет реализовать воспитательные цели обучения. Одна из задач учителя — научитькультуре игры и культуре поведения вообще;
— разработка и внедрение игр в процессеобучения способствует более успешному решению основных задач обучения на разныхэтапах обучения информатике;
-игры являются ценным средствомвоспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но тольков том случае, если проводит ее толковый организатор.
игра информатика методикаурок
3. Методические рекомендации по применениюигр на различных этапах урока
Место и роль игровой технологии в учебномпроцессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителемфункций и классификации педагогических игр. Используя классификацию игр в зависимостиот дидактических целей игры, здесь будут подобраны упражнения для каждого этапаурока. Но прежде расскажем о каждом этапе урока.
1. Мотивация знаний–это подготовительный этап, когда возникает
момент создания положительного эмоциональногонастроя на усвоение учебного материала. Учитель вместе с детьми ставит цели урокаи обязательно их анализирует, чтобы определить конечный результат урока для каждогоего участника. На данном этапе урока ученики становятся не объектами, а субъектамиобучения, активными его участниками. Через создание проблемной ситуации педагогопределяет цели урока. Это произойдет не сразу и не вдруг, но сразу же пойдет опоране на память, а на мышление детей. И методы обучения: — частично — поисковые, идеятельность учеников: — продуктивная [19].
Здесь можно использовать следующие игры:
Подвижная игра «Кто быстрее»
Класс делится на 2 команды. Во время повторенияили обобщения темы «Устройства ЭВМ» к доске вызываются по одному участнику из ряда,им предлагается задание, заполнить таблицу (Приложение, таблица №1).Вызываются2 ученика, на каждый шаг они должны назвать устройства ввода или устройства вывода.
Игра «Шутка наборщика»
При наборе слов наборщик решил пошутить,се согласные он вставил, а гласные пропустил. Найди неизвестные буквы по теме «Памятькомпьютера»
(Приложение, рис.1).
2. Актуализация знаний- это перенос уже имеющихся знаний в новую
ситуацию относительно содержания темыи целей урока через постановку проблемных задач. Дети должны суметь применить знания,а не воспроизвести их. Таким образом, на уроке идет процесс повторения, но на уровнемышления, а не памяти. Рассмотрим цели процесса актуализации знаний: активизацияличностного опыта каждого и использование его в обучении, формирование представленияоб изучаемых объектах, формирование у ребенка заинтересованности в усвоении изучаемогоматериала. Результатом данного этапа урока явится образ изучаемого объекта (в видесловесного описания, изображения и т. п.). Чтобы получить обратную связь, учительформулирует задания, которые выполняют все ученики (например: расскажите друг другу,запишите в виде вывода в тетради, составьте схему, изобразите …). На данном этапеможно предложить такие игры:
Игра «Кто больше?»
При изучении темы «Информация и информационныепроцессы» учащимся предлагается заполнить таблицу (Приложение, таблица №2).
При изучении темы «Применение ЭВМ» учащимсянужно записать сферы производства, где используются компьютеры, можно провести этуигру устно, каждый ряд называет по очереди сферу производства.
Игра «Найди ошибку»
Учитель читает фразы с ошибочной информациейпо определенной теме. При появлении ошибки в тексте нужно поднять жетон. Та команда,которая найдет больше ошибок, выигрывает. Также можно облечь в данную форму тестовыезадания, но учащиеся должны отвечать на вопросы только «да» и «нет».
Вопросы по теме «Программное обеспечение».
Текстовой процессор производит вычисление.
В графическом редакторе можно построитьокружность.
Операционная система — специальная программадля вставки символов.
Архиватор может найти зараженную вирусомпрограмму.
Калькулятор выполняет арифметические вычисленияв двоичной системе.
В текстовом редакторе Блокнот можно вставитьтаблицу.
Электронные таблицы выполняют построениедиаграмм.
Лексическая игра
Учитель читает словосочетания, а учащиесядолжны угадать о какой части компьютера идет речь:
Энергозависим, как…
Жесткий, как…
Намагничен, как…
Сверхоперативный, как…
Глобальный, как…
Региональный, как…
Манипулируемый, как…
Монохромный, как…
3. Формирования новыхзнаний. Цель — формирование знаний на уровне
осмысления сущности понятий. Если мыопределяем цели изучения нового материала через термин «формировать …», то мы ужесоздаем ситуацию на уроке субъект — объектных отношений учителя с учениками. Формулируяцели урока как «организацию условий формирования …», мы создаем условия для развитиясубъект — объектных отношений. Результатом данного этапа урока будут основные характеристикиизучаемых явлений, а выразить результаты можно через формулирование определенияпонятия самими учениками, таблицу, схему, модель и т. д.
В практической части урока задача учителя:создание условий формирования умения применить теоретические знания на практике,используя дифференцированный подход к учащимся. 1 уровень применения знаний — действиепо алгоритму. 2 уровень — действие в измененной ситуации. 3 уровень — действие вновой ситуации.
На данном этапе можно использовать игрупри работе с книгой.
Игра «Вопрос-ответ»
Перед вами текст. Быстро и внимательнопрочитайте его. Теперь разделимся на две команды. Пусть левая команда будет задаватьвопросы, правая — отвечать. Соревнование на лучший ответ и лучший вопрос по учебномутексту. Будут учитываться активность участников команд в конечно, количество и глубиназаданных вопросов и качество ответов, также юмор, оригинальность, находчивость.
Команды, еще раз внимательно прочитайтетекст. Теперь за 1 — 2 минуты левая команда придумает свои занимательные вопросы(можно кратко записать), правая — обсудит текст, выделит в нем главное, чтобы оценитькачество задаваемых вопросов. Пожалуйста, готовьтесь к турниру
Пожалуйста, правая команда, задавайтевопросы своим противникам, а левая команда постарается ответить. Начали!
Итак, давайте оценим проведенную игру.Ведущий, определите победителей.
Законспектируйте текст, отразив основныепонятия
Игра «Существительные»
Перед вами учебный текст. Внимание! Прочитаемего. Мы сейчас будем пересказывать текст коллективно. Слева направо, по порядку,вы будете говорить существительное, которое наиболее точно соответствует данномуабзацу. Причём последующий называет существительное, произнесённое перед ним игроками,и далее добавляет своё. Таким образом, мы должны воспроизвести учебный текст существительными,его основную идею.
4. Закрепление знаний.На данном этапе закрепить знания учащихся,
необходимые для самостоятельной работы,добиться понимания правильного использования полученных алгоритмов для решения частныхзадач, контроль и корректировка различными способами выполнения заданий. Условиямидостижения положительных результатов являются использование нескольких однотипныхзаданий, выполнение которых непродолжительно по времени и направлено на выявлениеособо значимых знаний и умений для последующей самостоятельной деятельности учащихся,рациональное местонахождение учителя для того, чтобы одновременно видеть и контролироватьдействия всех учеников, сидящих за компьютерами, умение учителя оказать экстреннуюпомощь учащимся, не снижая темпа работы всего класса.
Игра «Цепочка»
Класс делится на команды. Для каждой командыучитель записывает число в 2-ой, 8-ой или 16-ой системе счисления. Учащиеся должныпо одному выходить к доске и записывать числа столбиком по порядку или по возрастаниюили убыванию (Приложение, таблица №3).
Игра «Исполнители алгоритмов»
Опишите управляемого и управляющего всказке «Конек-горбунок», «Морозко», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и егоработнике Балде».Опишите алгоритмы и систему команд исполнителя в сказке «Репка»,«Курочка Ряба», «Кощей бессмертный», «Лягушка-царевна» и др.
Игра «Разгадай слово»
На доске заготовлены примеры переводаединиц измерения информации и несколько ответов. Решив примеры, учащиеся должныпрочитать закодированное слово.
0,5 Кб = ____ Б
1,2 Мб = ____Кб
0,3 Гб =_____ Мб
1024 Мб = ____ Гб
2700 Кб = ____ Мб
3600 Б = _____Кб
К=1228,8 Кб; А=307,2Мб; С=512 Б; Р=3,51Кб;Е=2,63Мб; Н= 1Гб
5. Процесс обобщенияи оценивания ответов учащихся.
-Это создание ситуации общения, позволяющеекаждому ученику
проявить свою самостоятельность, инициативук способам работы по изучению темы, т.е. это момент урока, где каждый может выразитьсвое отношение к нему.
-Это определение проблем по усвоениюизучаемого материала (выявление трудностей).
-Это сравнение достижений учеников сцелями урока.
-Это самооценка заинтересованности ученикапо усвоению материала.
Учитель видит конечный результат деятельностикаждого ребенка на уроке через задания, которые позволяют «материализовать» представления,полученные на уроке в виде схемы, таблицы, графика, правила, определения и т.д.
6. Итог урока. Во времяоценивания идет процесс материализации
ответов учащихся. За что ставим оценку«3»? « Я знаю…», то есть за воспроизводство изученного. За что-»4»? «Я знаю и понимаю,что говорю, привожу примеры…». За что- «5»? « Я знаю, понимаю, привожу примеры,могу применить в другой ситуации…». Иногда на данном этапе целесообразно акцентироватьвнимание на основных понятиях или основной мысли пройденного материала.
Игра «Поле чудес»
Разгадайте основные понятия, которые изучалисьсегодня на уроке по теме «Глобальная сеть». На доске отображены только гласные буквыданных слов (Приложение, рис. 2).
Заключение
Интерес к изучению информатики во многомзависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательностисдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужнокак можно шире применять нетрадиционные образовательные технологии, в данном исследованиирассмотрено применение игровых.
Изучение литературы,анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определитьтеоретические основы использованияпедагогических игр разных типов, предназначенныхдля применения на уроках информатики, огромное количество различных игр подвелок необходимости подбора комплекса игр, применение которых возможно на различныхэтапах урока информатики.
Подводя результаты работы, можно сделатьследующие выводы:
1.Игровые технологииявляются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых являетсяигра. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовалис древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольныхи внешкольных учреждениях. Существует множество классификаций игр, в данном исследованииособо выделена классификационная модель по структурным элементам урока: игры дляизучения нового материала, игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающиеигры, релаксационные игры — паузы. Игры являются ценным средством воспитания умственнойактивности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, еслипроводит ее толковый организатор.
2.В современной школе, делающей ставкуна активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность на урокахинформатики используется в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения,закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на урокахпо закреплению, систематизации или повторению материала.
3.Игровая форма занятий создается припомощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательнуюдеятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровуюзадачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используетсякак средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, которыйпереводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического заданиясвязывается с игровым результатом.
Изложенные выше выводы и предложения непретендуют на окончательное и исчерпывающее освещение проблемы использования игровыхтехнологий на различных этапах урока по информатике, это довольно широкая тема,поэтому данная проблема может быть развита в следующих направлениях: разработкаметодики внедрения игровых технологий на уроках информатики, анализ использованияигр как фактора интенсификации учебного процесса, ознакомление с опытом использованияигровых технологий на уроках информатики, выявление значения игры для становлениянравственного поведения детей.
Библиографические ссылки
1. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательнойшколе. — М., Просвещение, 1985. — 208 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемыепедагогической технологии. — М., Педагогика, 1989. — 190 с.
3. Бордовская Н.В., РеанА.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — СПб., Питер, 2000. — 304 с.
4. Волков И.П. Педагогическиетехнологии. — М., Просвещение ,1990. -381 с.
5. Выбор методов обученияв средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., Педагогика, 1981. – 176 с.
6. Деркач А.А., ЩербакС.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения
иностранным языком. – М.: Педагогика,1991. – 224 с
7. Еременко М. И. Развитиеключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделированияжизненных ситуаций. – Волгоград, Панорама, 2006. – 64с.
8. Ильина Т.А., «Педагогика».- М., Просвещение, 1984. — 496 с.
9. Крюкова Е. А. Личностно-развивающиеобразовательные технологии: природа, проектирование, реализация. – Волгоград., Перемена,1999. — 195с.
10. Лихачев Б. Т. Педагогика:курс лекций. Учебное пособие. — М., Прометей, 1992. — 528 с.
11. Монахов В.М. Технологическиеосновы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград., Перемена,1995. — 152с.
12. Педагогика/ Под ред.П.И.Пидкасистого. — М., Роспедагентство, 1996, — 440с.
13. Педагогические технологии/ Под ред. Кукушкина В.С. — Ростов н/Д., Март, 2002. — 336 с.
14. Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии». — М., Российскоепедагогическое агентство,1996. — 270с.
15. Прутченков А.С. Возможностиигровой технологии: понятия и термины./ Прутченков А.С. //ПЕДАГОГИКА. — 1999. — N3. — С. С.121-126
16. Прутченков А.С. Учимсяи учим, играя. — М., МПА, 1997. — 320 с.
17. Рубинштейн С. Л.Основыобщей психологии. — СПб., «Питер», 2000.- 712 с.
18. Селевко Г.К. Современныеобразовательные технологии. — М., Народное образование, 1998. — 256 с.
19. Усманова С.Х. Применениеигровых технологий на различных этапах урока информатики [Электронный ресурс]/ — С.Х. Усманова//Интернет и образование.-2008.-Т.2008,№2.-Режим доступа:http://www.openclass.ru/io/2/igrovye,свободный. — Загл. с экрана.
20. Шайхетдинова Л. Р.Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся [Электронный ресурс]/-Л.Р.Шайхетдинова //ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок».-Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/522077, свободный.- Загл.с экрана.
21. Шепель В.М. Особенностипедагогической технологии. — М., ЮНИТИ, 1994. — 194 с.
22. Эльконин Д. Б. «Психологияигры». — М., Педагогика, 1978. — 269 с.
Приложение
Таблица№1 Кто быстрееУстройства ввода Устройства вывода
Таблица №2 Кто большеПрофессии Информационные процессы
Таблица №3 Цепочка2-я 8-я 1001 57 1010 60 1011 61
/>
Рис. 1. Шутка наборщика
_Е__Е_
__О_АЙ_Е_
_О_Е_
__О_О_О_
Рис. 2. Поле чудес