--PAGE_BREAK--Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания и просьбы логопеда и товарищей что-либо принести, подать. Медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч, обруч и другие предметы в подвижных играх, больше времени тратят на игры с разборным материалом — строительным, башенками, бочонками, матрешками. У детей дошкольного возраста моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У школьников моторное напряжение более четко связывается с заиканием и проявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости.
Двигательная расторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая, таким образом, свое возбуждение. Движения порывистые, недостаточно целенаправленные, не координированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большие размахи. После игр дети, пытаясь обсудить ее течение и результаты, воспроизводят ее ход в многочисленных не координированных движениях.
Половине заикающихся детей свойственны самые разнообразные сопутствующие движения.
Как отмечает Н.А. Тугова [7], довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямой зависимости от таких психических процессов, как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.
Проводимые исследования В.И. Дресвянниковой чувства ритма, координации и переключаемости движений у заикающихся среднего школьного возраста показали, что чем выше степень заикания, тем более выражены нарушения моторики [15].
У школьников с легкой степенью заикания в большей мере страдает координация движений и в гораздо меньшей степени – чувство ритма и переключаемость движений. При средней степени заикания значительно понижается чувство ритма и переключаемость движений. С тяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений, а нарушения чувство ритма уравниваются с нарушениями координации движений.
Основной процент нарушений в области моторики падает на заикающихся с тоническим типом судорог. У мальчиков больше страдает чувство ритма и координации движений, у девочек – переключаемость движений.
Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. Причем, у мальчиков и девочек эти нарушения различны. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходит почти параллельно друг другу. Общая моторика, тесно связана с речевой, оказывает большое влияние на последнюю. Трудности перевоспитания речи заикающихся тесно переплетаются с трудностями координации моторики. Если успешно корригируются моторные нарушения, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи.
Коррекция нарушений моторики у заикающихся должна проходить комплексно, куда обязательно должны входить занятия по логоритмике с включением коррекционно-воспитательных упражнений.
Как отмечает Г.А. Волкова, использование логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися обусловлено следующим: между речевой функцией – ее двигательным, исполнительным компонентом – и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих центральных образований. Поражения определенных областей коры головного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой функции. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием, и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи.
Правомерность этого взгляда подтверждается хорошо известным фактом, что при любом изменении ритма речи заикающегося (чтении, декламация) уменьшается заикание; при отбивании такта рукой во время речи также снимается или уменьшается судорожность речи заикающегося.
По мнению В.А. Гринер и Ю.А. Флоренской, эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в динамических его качествах: ритме, мелодии, паузах, темпе и др.
Во фразе имеется музыка, которая придает ей собственное содержание. Этому способствуют такие элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в нем опору и восстанавливает равновесие, т. е заикание исчезает.
Г.А. Волкова отмечает, что лечебная и логопедическая ритмика в основе своей системы имеют понятие ритма, как начало организующего и дисциплинирующего, укладывающего всякое действие в определенную форму и регулирующего поведения больного. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время выполнения коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях логопедической ритмикой, возбуждают нервные процессы, дают благоприятный эффект.
Несомненно, коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое отношение с ними. В частности, логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и так далее, то есть дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.
Следовательно, логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного поведения.
1.3 Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмики
Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словестное объяснение без показа.
Следует согласиться с мнением Н.А. Туговой в том, что важнейшими элементами музыкально – ритмических занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и отражать в движении акцентированный звук.
Заикающиеся дети медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия.
Двигательные, музыкально – двигательные, музыкально – речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п.
Как отмечает Г.А. Волкова, что занятия логопедической ритмикой обязательно необходимо увязывать с работой логопеда и располагают логоритмическим материалом в течение учебного года сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания, оптико-пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации и т.п. С периода воспитания сопряженного произношения даются задания с речью, в которых также отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность.
А, также проводя занятия по логопедической ритмике с заикающимися, необходимо учитывать как формирование различных психических процессов и функциональных систем ребенка в нормальном онтогенезе, так и некоторые особенности развития самих заикающихся. Следует также принимать во внимание анатомо-физиологические особенности детей данного возраста, протекание их познавательной деятельности (в том числе игровой), эмоционального состояния, общительности, речи и моторной функции.
К тому же занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом следующих условий:
1.Взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности, речи и движений.
В раннем детстве пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения еще не выделяются в разделы музыкального воспитания со специальными задачами и программным содержанием. Происходит лишь возникновение этих видов деятельности, начинают формироваться предпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Поэтому слушание музыки сопровождается подпеванием, подпевание – движениями.
2.Неразвернутость процесса обучения.
Содержание логопедического занятия должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различной высоты, тембра, динамики. Уровень музыкально – ритмических навыков у детей раннего возраста характеризуется такими терминами, как «первоначальные певческие проявления», «элементарная ритмичность движений».
3.Повторяемость заданий.
Например, воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением двух – трехчастной формы, осуществляется в течение всего логопедического курса (при этом используется разный музыкальный репертуар).
4.Небольшой объем движений, речевого и музыкального материала.
5.Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этапов логопедической работы.
Примерное занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему [7;159]:
1) вводные упражнения: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе;
2) распевание: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движениями рук;
3) пение: для автоматизации звуков, воспитания координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте; для развития ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки;
4) упражнения на воспитание произвольного внимания (специальное стимулирование воспитания, быстрая и точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося);
5) упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;
6) слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;
7) игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмоциональности;
8) заключительное упражнение (спокойная ходьба в колонне).
В отличие от работ Г.А. Волковой, трактующих схему логопедических занятий с заикающимися, в исследованиях В.А. Гринер и Ю.А. Флоренского предлагаются следующие разделы логопедической работы с заикающимися.
I. Воспитание медленного темпа и плавных движений.
II. Связь речи с движением и музыкальным ритмом.
III. Связь движения и речи с характером ритма.
IV. Практика наступательности, решительности, смелости, в двигательно – речевых заданиях.
По сравнению с В.А. Гринер и Ю.А. Флоренским, Н.А. Тугова разделяет логоритмическую работу на кварталы. В кварталах представлены упражнения по возрастающей сложности. В первом и втором кварталах используются упражнения, развивающие четкую реакцию на сигнал. В третьем и четвертом кварталах упражнения, развивающие четкую реакцию на сигнал, усложняются: увеличивается количество сигналов, движения каждый раз заменяются новыми.
Таким образом, мы, видим, что занятия по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания очень необходимы и полезны, так как дети часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо неуверенно и это усиливает дефект, а именно логоритмические занятия с включением коррекционно-воспитательных помогают его исправить.
Вывод по 1 главе
Заикание – это сложное и, тяжелое и длительное протекающее речевое нарушение. И, чтобы искоренить этот речевой дефект требуются значительные усилия как самого заикающегося, так и всех специалистов, работающих с ним.
Мы рассмотрели виды и причины возникновения заикания и убедились, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.
Многие авторы отмечают, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Все это положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррегирования как общей, так и речевой моторики.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ
2.1 Результаты констатирующего эксперимента
Переходя к вопросу коррекционной методики, мы, прежде всего, должны определить, что именно может нас интересовать в плане обследования дефекта, устранение которого составляет нашу задачу. От этого зависит и выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволит оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания.
Как известно, логопедическое обследование заикающегося ребенка направлено на выявление характера судорог (тонические, клонические, тоноклонические), темпа речи (замедленный, ускоренный), состояние дыхания (толчкообразное, глубокое или поверхностное). Обращается также внимание на наличие психической реакции на дефект (страх речи). К сожалению, обследование по названным параметрам, на взгляд Р.Е. Левиной, и мы с ней согласны, не содержит в себе решающей для построения коррекционной работы информации ни в плане фронтальной работы, ни в плане дифференцированного подхода.
Нам представляется, что схема практического обследования детей, страдающих заиканием, должна предусматривать иные сведения. Поэтому нами был составлен критериально-оценочный аппарат, где мы выделили действенный и эмоционально-чувственный критерии, которые позволили нам определить уровень тяжести заикания.
Действенный критерий характеризуется: состоянием психофизиологических процессов (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к воспроизведению ряда элементов, способность к переключению, работоспособность, вхождение в деятельность).
Эмоционально-чувственный критерий характеризуется следующими показателями:
1. Свойства речевого поведения (общительность, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменения условий общения).
2. Черты общего поведения (возбужденность, вялость).
Мы предполагаем, что дети с низким уровнем тяжести заикания должны уметь выполнять серийные действия, без промедления переключаться с одного вида движений на другой, следовать инструкции, отличаться повышенной работоспособностью, уметь сдерживать себя, общаться как со взрослыми, так и с детьми. К детям с высоким уровнем тяжести заикании мы отнесли тех, кто не умеет вслушиваться в инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигналы, не умеет выполнять серийные действия, сдерживать себя, обладает повышенной возбудимостью и импульсивностью.
Все промежуточные результаты мы отнесли к среднему уровню.
Наглядно данный критериально-оценочный аппарат может выглядеть следующим образом:
Таблица 1
Критериально-оценочный аппарат
База эксперимента – специальная коррекционная школа – интернат 8 вида для умственно отсталых детей № 37.
В эксперименте принял участие один ребенок, страдающий заиканием. Нами были использованы следующие методы диагностики: беседы, наблюдения: в повседневной жизни, на занятиях и прогулке.
Результаты проведенного обследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты обследования
Анализ результатов обследования дал возможность определить уровень тяжести заикания – средний.
Сережа может выполнять только 2 действия в определенной последовательности. При переключении с одного движения на другое он теряется или переключается с очень длительным обдумыванием. Он предпочитает общение только со знакомыми людьми, в противном случае отказывается от общения. Присутствие группы людей или ответственное выступление ухудшают речь ребенка. У мальчика наблюдается волнение по поводу произнесения трудных слов, неуверенность в своих силах, а речевые неудачи сопровождаются общей скованностью, большим количеством запинок. Речь Сережи ситуативная, темп несколько замедлен, не соблюдает пунктуацию.
Из полученных данных результатов видно, что с данным ребенком требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня заикания.
2.2 Устранение заикания у детей с помощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике
Учитывая результаты, полученные в процессе экспериментального исследования, мы организовали коррекционную работу, направленную на преодоление выявленных трудностей.
Свою работу мы проводили совместно с логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем.
Одной из задач музыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, характером музыки, динамикой, регистрами, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии с музыкальными фразами. В плане коррекции заикания мы ставили задачу – развитие внимания, формирование черт общего и речевого поведения через применение коррекционно-воспитательных упражнений.
Так, большое место на занятиях мы отводили упражнениям воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Мы использовали такие приемы, как показ, сопровождаемый словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.
Все упражнения мы выполняли под музыку, причем подбирали музыку таким образом, чтобы была яркая смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так как именно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движения на другое.
В своей работе мы использовали еще и упражнения на передачу акцента как средства выразительности, как сигнал к окончанию музыкального отрывка и выполнению соответствующей инструкции (например, остановки).
И так как Сережа очень медленно устанавливает связь между движением и изменением музыкального сигнала, то есть он часть продолжает движение после сигнала, требующего остановки, мы использовали с ним в работе упражнения такие как «Передача мяча под музыку», «Передача флажка под музыку», «Движение по кругу» и другие (Приложение 1).
В начале коррекционного курса эти упражнения с трудом давались Сереже. Он продолжал движение даже после остановки музыки. И поэтому мы пришли к выводу о необходимости выполнять данные упражнения под более медленную музыку. И только постепенно, когда у мальчика стало получаться, мы ускорили темп. Затем в качестве усложнения мы включали упражнения, в которых количество сигналов увеличивается, а движения каждый раз заменяются новыми. Это такие как «Стройте круг» и другие. Наиболее сложным для Сережи было упражнение «Выворачивание круга», особенно когда на 2 часть музыки необходимо было бежать в противоположные стороны по кругу, где внимание ребенка должно быть направлено на резкое изменение ритма, темпа и характера музыкального сопровождения.
Когда мы приступили к выполнению упражнений, в основе которых лежит переключение с одного движения на другое мы столкнулись с тем, что Сережа недостаточно четко дифференцирует близкие по темпу музыкальные отрывки, поэтому мы, сначала включали упражнения, состоящие из контрастных движений, например ходьба и бег. Этим двум движением соответствуют и две противоположные по темпу мелодии: ходьба сопровождается маршем, бег — музыкой в быстром темпе. Сначала мы проиграли эти мелодии, затем выполнили под них оба движения – бег и ходьбу. Сереже постоянно необходимо было побуждение к внимательному и четкому выполнению задания. Как только мальчик стал выполнять задание без чьей-либо помощи и подсказки, мы перешли к упражнениям на переключаемость, состоящих из трех движений. Здесь работа шла следующим образом: сначала давали два знакомых движения и одно новое. Прослушивали три музыкальных отрывка и просили ребенка, объяснить какие движения нужно выполнять и в какой последовательности. А только затем приступали к выполнению. Последовательность отрывков от занятия к занятию меняли.
Особо следует отметить работу с мальчиком с использованием упражнений, которые формируют умение создавать замысел, предвосхищать серию движений. Эти упражнения очень сложные и требуют определенного опыта и навыка. В этих упражнениях необходимо самостоятельно продумать и показать действия, а затем снова воспроизвести в первоначальной последовательности. Количество действий 3-5. В этих упражнениях Сережа не мог придумать больше трех движений. Нам приходилось стимулировать его, предлагая придумывать вместе. Только спустя 5-6 занятий Сережа смог самостоятельно придумать упражнение, состоящее из четырех движений.
На протяжении всей работы мы постоянно подбадривали его, создавали ситуацию успеха. И все упражнения проводились с Сережей в порядке возрастающей сложности.
Мы стали замечать, что у Сережи произошли незначительные изменения: он стал более сдержанным, общительным, перестал бояться новых людей и чаще идет с ними на контакт.
Для того чтобы выяснить была ли наша работа эффективной мы организовали повторное экспериментальное обследование.
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента
С целью выявления эффективности проводимой работы нами были использованы те же самые методы диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты контрольного эксперимента
И.Ф. ребенка
критерии
итого
действенный
эмоционально-чувственный
показатели
Сережа Т.
С
Н
С
С
Нам не удалось устранить полностью заикание у ребенка, так как эффективность преодоления заикания во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. И особо велика здесь роль логопеда. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющем в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами способствовать эффективности логопедического воздействия. В нашем случае работа логопеда не была систематической и целенаправленной, так как менялись люди.
Проанализировав и обобщив результаты, полученные в процессе контрольного и сравнивая их с результатами констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая нами, с использованием коррекционно-воспитательных упражнений дала свои результаты. Это проявилось в небольшой положительной динамике: Сережа перестал бояться новых людей, в общении более сдержанный, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев, хотя он по-прежнему продолжает оставаться на среднем уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если коррекционно-педагогическая работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами и с использованием коррекционно-воспитательных упражнений систематически, то можно судить о динамике в развитии.
В нашем случае, естественно, динамика еще не значительна, что вполне объяснимо временными рамками формирующего эксперимента, но, тем не менее, полученные результаты позволяют утверждать, что при более длительной работе всех специалистов они могли быть гораздо выше. Это дает нам право говорить, что гипотеза, выдвинутая нами, в отношении данного ребенка вполне обоснована.
Выводы по IIглаве
С целью определения возможности использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием нами была организована коррекционная работа.
Мы провели обследование ребенка, и полученные данные, позволившие нам наметить пути фронтальной и индивидуальной коррекционной работы, которые мы реализовали в ходе формирующего эксперимента.
Проведение контрольного эксперимента позволило оценить эффективность проделанной работы. Мы пришли к выводу, что проводя логоритмические занятия с заикающимися детьми необходимо большое место отводить коррекционно-воспитательным упражнениям, которые воспитывают устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа посвящена актуальной проблеме использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием, поскольку исправление данного речевого дефекта ограничивается только логопедической помощью, однако эффективнее будет комплексный подход в преодолении нарушения.
Первую главу нашей работы мы посвятили рассмотрению причин возникновения заикания, раскрыли его виды. И пришли к выводу, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.
Рассматривая второй вопрос мы пришли к выводу о том, что логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных.
Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с заикающимися детьми школьного возраста были рассмотрены нами в третьем вопросе теоретической главы, где мы пришли к выводу, что занятия по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания очень необходимы и полезны, так как дети часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо неуверенно и это усиливает дефект, а именно логоритмические занятия с включением коррекционно-воспитательных упражнений помогают его исправить, а положительного результата можно достичь только при хорошо продуманной слаженной работе различных специалистов.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование, сущностью которого было выявление степени тяжести заикания. После проведенного исследования мы выяснили, что у мальчика средняя степень заикания.
Исходя из этого, мы организовали развивающую работу с использованием на логоритмических занятиях коррекционно-воспитательных упражнений.
Включив задания на устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений, мы отметили в своих наблюдениях и экспериментальном исследовании положительные изменения. Полученные данные служат основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы.
Действительно, возможно активное использование коррекционно – воспитательных упражнений для преодоление заикания. Непременным условием при этом является:
— систематическое включение коррекционно–воспитательных упражнений в логоритмические занятия;
— работу строить в соответствии с дидактическими принципами.
Материал, представленный нами в этом параграфе, определяет практическую значимость работы, поскольку вполне может быть использован в деятельности воспитателей, музыкальных руководителей.
продолжение
--PAGE_BREAK--