Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности занятий физической культурой школьников с ослабленным здоровьем 2

--PAGE_BREAK--Другой особенностью гигиенического нормирования двигательной активности является необходимость установить не только минимально допустимую величину, но и верхнюю предельно допустимую. Колебания активности между данными величинами считаются допустимыми, так как не оказывают существенного воздействия на здоровье детей и подростков.
При нормированной двигательной активности детей и подростков  рекомендуется объединять    в    следующие возрастные группы: школьники 8—10 лет,  11—14 лет. В подростковом возрасте при определении гигиенической нормы двигательной активности необходимо   учитывать   половые   особенности.   Экспериментально   установлено,   что здоровые девочки и мальчики в возрасте 8—11 лет совершают ежеминутно в среднем 14—20 движений, то есть 840—1200 движений в 1 ч и 15—20 тыс. шагов в сутки. Максимальное число движений в 1 мин составляет 225, в 1 ч — 9000. Отсутствие в режиме дня организованной мышечной деятельности дети компенсируют самостоятельно и, находясь в вынужденном положении (сидя), за урок совершают до 30 движений ногами в минуту.
Нужно помнить, что движения в часы бодрствования распределяются неравномерно. Подъемы двигательной активности (энергия деятельности) выявлены в первой половине дня — 7—8 и 12—15 ч. Во второй половине дня мышечная активность увеличивается в 15—16, 17— 18 и 20—21 ч. Часы подъемов двигательной активности, очевидно, наиболее эффективны для организации занятий физическими упражнениями.
В зимнее время двигательная активность снижается на 30—40 % по сравнению с осенним и весенним периодами. Учитывая, что это снижение проявляется, прежде всего, за счет самостоятельной двигательной активности, существенно дополняющей и регулирующей суточный объем движений, необходимо способствовать выполнению ежедневных оптимальных норм движений зимой преимущественно за счет организованных форм физического воспитания.
Двигательная активность в количественном отношении у младших школьников не одинакова — она ниже у девочек и составляет 70—80 % суточных величин движений мальчиков. Девочки меньше двигаются самостоятельно, реализуя при этом только 40 % суточного числа движений, за счет организованных форм воспитания — 50—60%. Мальчики, наоборот,—57% движений проявляют самостоятельно, а 43% — на различных занятиях по физическому воспитанию. Для девочек нужны другие методические приемы и больший объем организованных форм физического воспитания по сравнению с мальчиками.
Нужно учитывать, что потребность детей в движении в определенной мере удовлетворяется в условиях режима школы самостоятельными, спонтанными движениями в объеме 18—20 %. Однако и самостоятельные движения, наряду с уроками физической культуры, не могут полностью удовлетворять потребность учащихся в движении. В дни, когда проводится урок физкультуры, при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40 %, а   без таких уроков — до   80 %   движений. Но если они пропускают уроки, не участвуют в подвижных играх при интенсивной умственной деятельности, то они отстают в физическом развитии, хуже учатся, часто болеют. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20—40 %. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что для удовлетворения естественной физиологической потребности младших школьников в движениях суточный объем их активных движений должен быть не менее 2 ч, а недельный — не менее 14 ч. В настоящее время недопустимо ограничивать двигательную активность учащихся только уроками физической культуры. Гиподинамию можно полностью ликвидировать применением всех средств физического воспитания. Уроки физической культуры рассматриваются не только как возможные пути реализации потребности в движениях, но, прежде всего как обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками выполнения физических упражнений, воспитание потребности и привычки к ежедневным занятиям физкультурой. При наличии такой потребности и умений, полученных на уроках, дети в часы досуга самостоятельно занимаются подвижными играми, делают утреннюю гимнастику и, таким образом, получают необходимый объем движений.
1.2.         Гиподинамия и ее негативное влияние  на растущий
организм учащихся
Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характера. Сниженная двигательная активность, с одной стороны, — следствие отклонений в состоянии здоровья, с другой — фактор, поддерживающий болезненное состояние, или самостоятельная причина болезни (С.П. Тихвинский, 1988).
Малая двигательная активность ослабляет все функции организма и является общим условием для развития большинства заболеваний; особенно отрицательно она сказывается на растущем организме. У детей и подростков в условиях их роста и развития она приводит к отставанию в физическом развитии, гипоэволюции всех органов и систем (сердца, печени и др.). У хронически больных детей и подростков встречается недостаточное развитие сердца: его объема, мышечной массы, клапанного аппарата (капельное сердце). Недостаточно развиваются центральные и периферические сосуды. Состояние организма, препятствующее широкой двигательной активности, оказывает и отрицательный психологический эффект. Подросток с ослабленной физической подготовкой ограничивается в одной из главных форм общения между людьми и сфер воспитания — в физической культуре. Поэтому у физически ослабленных подростков часто наблюдаются   отрицательные свойства характера  и  личностные  особенности.  Низкая  двигательная  активность формирует наиболее общие особенности врачебно-педагогической характеристики учащихся, а именно:
1.  Отставание в биологическом развитии, половом созревании, физическом и интеллектуальном развитии.  Оно бывает выражено в той или иной мере в зависимости от степени общего снижения двигательной активности и конкретной формы  заболевания.   Отставание   психического   развития   проявляется   в   трудном освоении теоретических предметов, слабости внимания, памяти и пр.
2.   Недостаточное   развитие  двигательных  качеств.   При  отклонениях  в состоянии  здоровья   страдают  все  физические   качества,   но   в   большей   мере   -выносливость к работе большой интенсивности. Иногда могут не страдать быстрота и
сила сокращения отдельных мышечных групп при отставании общих скоростных и силовых качеств.
3.      Снижение     общих     адаптивных     свойств     организма,     высокая предрасположенность   к   заболеваниям.   Это   выражается   главным   образом   в предрасположенности   к   простудным  заболеваниям   и   к   обострению   хронически текущих болезней.
При заболеваниях два и более раз в год организм следует считать ослабленным. У таких школьников, как правило, имеются хронически инфекционные очаги, образующиеся по причине ослабления защитных сил, наблюдается плохая заживаемость ран.
4.    Ослабление   общей    работоспособности,    проявляющееся,  в    низких показателях учебной деятельности.Ученики быстро утомляются во время занятий. Срыв   адаптационных   и   компенсаторных   механизмов   ослабленного   организма, приводящий к обострению заболевания,  может произойти как под воздействием значительных физических нагрузок, так   и умственных, эмоциональных. Перегрузки легко вызываются неблагоприятными факторами среды и условий труда. Это создает особенно   высокие   требования   к   организации   труда   и   отдыха,    соблюдению оптимальных   гигиенических   условий.   Кроме   того,   требуются   дополнительные средства, снимающие утомление, восстанавливающие работоспособность.
5.  Нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий    характер.    Одним    из    нарушений    такого    рода    является    ослабление функционального   состояния   центральной   нервной   системы.   При   гиподинамии повышается и возбудимость, и утомляемость под влиянием самых различных раздражающих факторов, нарушается способность нервной системы регулировать вегетативные функции (обменные процессы, дыхание, деятельность сердечно­сосудистой системы и т.д.) С этим связана общая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения и общего самочувствия и т.п. Нарушение регуляции вегетативных функций является причиной повышенной реакции всех функциональных систем организма на физические нагрузки, и в первую очередь сердечно-сосудистой системы.
Другим нарушением общего характера является ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Ряд заболеваний непосредственно затрагивает аппарат кровообращения и само сердце.
Любое заболевание, сопровождающееся гиподинамией, приводит к ослаблению сердечной мышцы, уменьшению сети капилляров в тканях и к другим изменениям, ограничивающим функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Эти изменения определяют нерациональную реакцию сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки: чрезмерное учащение пульса или повышение кровяного давления, долгий период восстановления и др.
В условиях ограниченной двигательной активности недостаточно развиваются грудная клетка, участвующие в дыхании, недостаточна диффузия газов в легочной ткани из-за плохо развитой капиллярной сети малого круга кровообращения и т.д. Это создает недостаточность функции дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений и предрасположенность легочной ткани, бронхиального дерева к воспалительным заболеваниям. Общим проявлением нарушения функциональных свойств организма являются также расстройства со стороны пищеварительной системы.
6.    Неблагоприятное   состояние   опорно-двигательного   аппарата.   Общая мышечная слабость, гипотомия и гипотрофия приводят часто к нарушению осанки различного   характера,   к   уменьшенной   или   чрезмерной   подвижности   суставов, деформации стоп.
7.   Неблагоприятные особенности  личности.   Ослабленные ученики часто отличаются   необщительностью,   порок   скрытностью   характера,   отрицательным отношением к занятиям физической культурой.  Они  представляют определенные трудности для педагога рядом особенностей характера: неуверенностью в себе, боязливостью или, наоборот, капризностью, агрессивностью, требованием повышенного внимания к себе. Часто у таких учеников наблюдается повышенная эмоциональность, сексуальность (Э.Ш. Натанзон, 1984).
8. Вредные привычки.Отсутствие приобщенности к систематическим занятиям физкультурой и спортом способствуют формированию таких вредных привычек, как курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ и т.п. У ослабленных учеников заметно пристрастие к пассивному времяпрепровождению, к занятиям, не требующим физических нагрузок, но эмоционально окрашенным (азартные игры, просиживание у телевизора, у компьютера или у магнитофона и т.п.). Необходимо учитывать, что такие привычки, как курение, употребление   алкоголя   и   наркотичес-ких   веществ   способствуют   возникновению функциональных изменений различных органов и заболеваний. При попытке отказаться от курения, употребления алкоголя и, тем более, употребления наркотических веществ появляются субъективные болезненные ощущения и объективные изменения в органах — воспалительные изменения в бронхах, желудке, печени и др. Это вызывает необходимость использования в борьбе с вредными привычками не только педагогических средств, но и медицинских (Э.И. Аухадеев, С.С. Голеев, М.Р. Сафин, 1986).

Глава 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ
2.1. Врачебно-педагогическая характеристика школьников
с ослабленным здоровьем
Основным  критерием отбора в различные группы является  состояние здоровья учеников.  Определяет соответствующую  группу врач  при  обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следующие разделы:  детальный опрос родителей обследуемого ученика с целью уточнения характера и клинического течения, ранее перенесенных заболеваний (их продолжительность, осложнения), оценка общего состояния, поведения, умственной и физической работоспособности ребенка. По полученным результатам обследования, производится комплектация школьников по группам. Выделяют три группы здоровья в общеобразовательной школе (Н.Б.Тамбиан, 1988).
Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.
Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можнс использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.
Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время и другие формы занятий.
Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК).
Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что примногих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др.) у школьников, отнесенных к специальной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной других систем. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний.
При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата (паралич парезы и пр.), а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой.
При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания. Примерные показания приведены в таблице 2.1.
В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру.
При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия в неблагоприятных метеорологических условиях. Так, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособитель­ных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.
Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться совместно врачом и учителем — при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Примерные показания для назначения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Примерные      показания      для      определения медицинской   группы   при   некоторых   отклонениях   в   состоянии здоровья у детей и подростков
Заболевания, его
форма и стадия
Медицинские группы
Занятия ЛФК
Основная
Подготовительная
Специальная
1
2
3
4
5
Поражение
миокарда:
а) выздоравлива-
ющие после
перенесенного
ревм.
миокардита
при хорошем
состоянии здоровья
через два года после
приступа
не ранее, чем через
год, при отсутствии
клинических
признаков болезни
не ранее, чем через 8-
10 мес. по окончанию
приступа
назначается в остром
периоде и в первые
месяцы после
окончания острого
приступа
б)миокардио-
дистрофия
при хорошем
состоянии через 1 год
после болезни
не ранее, чем через 6
мес, при отсутствии
клин. признаков
болезни
с начала посещения
школы
в больнице, в
домашних условиях
Врожденные
пороки сердца
без цианоза


при отсутствии
гемодинамических
расстройств
в ранние сроки
Послеоперацион
ный период


при успешном
занятии ЛФК в
течение года
до и после операции
Хроническая
пневмания
при ремиссии более 1
года
через 1-2 мес. после
лечения
через 1-2 мес. после
обострения
в течение 1-2 мес.
после заболевания
Бронхиальная
астма
через 2 года после
последнего приступа,
при хорошем
состоянии
не раньше, чем через
год после приступа
если приступы не
чаще 1-2 раз в год
при частых
приступах
Операция на
легких

через год после
операции при
нормальном течении
послеоперационного
периода
через 4-6 мес.
после операции при
нормальном течении
послеоперационного периода
в раннем
послеоперационном
периоде
Туберкулез
легких
при отсутствии
дыхательной
недостаточности,
интоксикации
при благоприятном
течение заболевания
при дых.
недостаточности 1 ст.
решается
индивидуально
Хронический
гастрит, колит

при общем хорошем
состоянии
при отсутствии
обострений в течении
6 мес.
при не резко
выраженной
интоксикации и
признаках истощения
Язвенная
болезнь желудка
и 12-ти перстной
кишки


не ранее, чем через
год после окончания
лечения
вне обострения при
отсутствии
кровотечения, болей
Гемофилия,
болезнь
Вельгофа



может быть
назначена в очень
легкой форме
Хронический
пиелонефрит


вне периода
обострения и при
отсутствии изменений
в сердце
при компенсаторной
почечной
недостаточности
Продолжение таблицы 2.1
1
2
3
4
5.
Эндокринные
заболевания
(диабет,
ожирение)

назначается при
легких и
незначительных
нарушениях
при умеренно выра-женных нарушениях         при недостаточной   массе тела
при резких
нарушениях с первых
дней
Отставание в
развитии

когда показатели
роста и массы тела
ниже стандартов
при показаниях роста
и массы тела
значительно ниже
возрастных
стандартов
в ранние сроки
Грыжа паховая,
бедренная,
аппендицит
не ранее, чем через 6
мес. после лечения
в течение 6 мес. после
возобновления
занятий
в течение 6 мес.
после операции
в раннем
послеоперационном
периоде
Переломы
костей
не ранее, чем через 6
мес.
через 6 мес. после
операции
в течении 6 мес.
после операции
с первых дней после
операции (наложения
гипсовой повязки)
Сколиозы и
нарушения
осанки
при нарушениях
осанки


при сколиозе
Врожденные и
приобретен
ные деформации
ОДА
при отсутствии
нарушения
двигательных
функций
при не резко
вырожденных
нарушениях
двигательной
функции, не ранее,
чем через год занятий
в спец. группе
решается
индивидуально
при существенных
нарушениях
двигательных
функций
Параличи,
парезы, ДЦП,
полиомиелит


решается
индивидуально в
связи с клиникой и
характером
изменений мышечной
системы
рекомендуется с
первых дней
Хронические болезни дыхания
при отсутствии существенных нарушений носового дыхания
при умеренных нарушениях носового дыхания
при частых обострениях хронических заболеваний
в стационаре
  Хронический отите перфорацией барабанной перепонки
противопоказано плавание, прыжки в воду
при отсутствии нарушений функций слуха
при гнойных процессах
после операции
  Близорукость
менее +3 или -3 без коррекции зрения
менее + 3 или -3 с коррекцией зрения
+7 и более

  2.2. Заболевания и сроки возобновления занятий физической культурой
Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого учащегося с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболевания или травмы, степени функциональных нарушений, которые были вызваны заболеванием или травмой). Принимаются во внимание также пол, возраст, компенсаторные способности организма и другие индивидуальные особенности. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний представлены в таблице 2.2. При этом была использована ориентировочная схема, составленная профессором Д.М.Российским и доцентом Д.М.Серкиным, с коррективами и добав-лениями, внесенными профессорами В.К.Добровольским и Е.И. Янкелевич.
Ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная). Признаки выздоровления: отсутствие воспалительных явлений в зеве (краснота, припухлость и пр.) и болей при глотании; нормальная температура не менее 2 дней; удовлетворительное общее состояние. Занятия физкультурой в школе можно начинать через 6-7 дней, тренировки — через 12-14 дней, участие в соревнованиях — через 20-22 дня. Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела.
Ангина флегмонозная. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие болезненных явлений в зеве и шейных лимфатических узлах; нормальная температура не менее 7 дней; почти полное восстановление обычного веса тела. Занятия физкультурой — через 14-15 дней, тренировки — через 20-21 день, участие в соревнованиях — через 30-35 дней. При допуске к соревнованиям обращать особое внимание на состояние сердечно-сосудистой системы. Обязательно проведение функциональных проб.
Аппендицит: а)острый.Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 10 дней; отсутствие боли и напряжения брюшной стенки в области червеобразного отростка при ощупывании. Занятия физкультурой — через 7-10 дней, тренировки — через 14-18 дней, участие в соревнованиях — через 25-30 дней. Рекомендуется операция, так как нет гарантии против нового приступа;
б) после операции.Признаки выздоровления: хороший (безболезненный, подвижный) послеоперационный рубец; безболезненное напряжение мышц брюшного пресса. Занятия физкультурой — через 10-15 дней, тренировки — через 20-25 дней, участие в соревнованиях — через 30-40 дней. Следует ограничить прыжки, поднимание тяжестей и упражнения на гимнастических снарядах.
Бронхит острый, инфекционный. Острый катар верхних дыхательных путей. Признаки выздоровления: удовлетворительное общее состояние; нормальная температура; отсутствие кашля; отсутствие хрипов в легких. Занятия физкультурой — через 6-8 дней, тренировки — через 10-12 дней, участие в соревнованиях — через 14-16 дней. Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений.
Ветряная оспа. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 7 дней; отсутствие болезненных явлений в области дыхательных путей, суставов и кожи. Занятия физкультурой — через 7-8 дней, тренировки — через 10-12 дней, участие в соревнованиях — через 16-18 дней.
Острое воспаление придаточных полостей носа (фронтит, гайморит). Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 14 дней; полное исчезновение болей и неприятных ощущений в пораженных областях. Занятия физкультурой — через 8-9 дней, тренировки  —  через   16-18   дней,   участие  в   соревнованиях  —  через   20-25   дней. Необходимы особая осторожность на занятиях зимними видами спорта и постепенность при закаливании.
Воспаление легких (катаральное и крупозное). Признаки выздоровления; удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 14 дней; отсутствие кашля; нормальные данные при аускультации и перкуссии. Занятия физкультурой — через 12-14 дней, тренировки —- через 18-20 дней, участие в соревнованиях — через 25-30 дней. При затянувшемся катаральном воспалении и при тяжелых формах крупозного воспаления сроки увеличиваются на две-три недели.
Гастроэнтериты и другие острые расстройства желудочно-кишечного тракта. Признаки выздоровления: исчезновение всех болезненных явлений (боли, тошнота, поносы и пр.). Занятия физкультурой — через 2-3 дня, тренировки — через 5-6 дней, участие в соревнованиях — через 10-12 дней. Обращать особое внимание на строгое соблюдение режима питания.
Грипп: а) катаральная, желудочно-кишечная и нервная формы, легкие и средней тяжести(повышенная температура не более 4 дней, отсутствие резко выраженных местных явлений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 5 дней; полное отсутствие болезненных симптомов в области дыхательных путей, сердца, желудочно-кишечного тракта и других органов; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой — через 4-5 дней, тренировки — через 6-8 дней, участие в соревнованиях — через 10-12 дней;
б) более тяжелые формы(повышенная температура более 5 дней, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные явления общей интоксикации). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 7 дней; остальные признаки, как при легких формах гриппа; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой — через 10-12 дней, тренировки — через 18-20 дней, участие в соревнованиях — через 30-40 дней. При допуске к соревнованиям обследовать сердечно-сосудистую систему и прово­дить функциональные пробы.
Воспаление почек (острый нефрит). Признаки выздоровления: хорошее самочувствие; отсутствие отеков; отсутствие в моче белка и форменных элементов при трех повторных исследованиях через каждые 5 дней. Занятия физкультурой — через 30-35 дней, тренировки — через 40-50 дней, участие в соревнованиях — через 60-90 дней. Необ­ходим систематический врачебный контроль. Обязательны повторные анализы мочи после 2-3 тренировок в течение двух-трех месяцев.
Острые и подострые заболевания (заразные и незаразные) кожи и слизистых оболочек, не вызывающие резких болезненных явлений или ограничения движений (чесотка, стригущий лишай и др.). Момент полного выздоровления устанавливается лечащим врачом-спе-1иалистом и характеризуется полным отсутствием проявления болезни и рецидивов в течение 8-15 дней. Занятия физкультурой — через 5-6 дней, тренировки — через 7-10 дней, участие в соревнованиях — через 15-20 дней.
Острое расширение сердца (вследствие спортивных или других напряжений). Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие одышки при движениях; восстановление нормальных размеров сердца, чистые, ясные тоны; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой — через 30-45 дней, тренировки — через 60-75 дней, участие в соревнованиях — через 90-120 дней. Необходим систематический медицинский и педагогический контроль (в кабинете врача и на занятиях физкультурой).
Отит (острый). Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 5 дней; отсутствие болезненных явлений. Занятия физкультурой — через 14-16 дней, тренировки — через 20-25 дней, участие в соревнованиях — через 30-40 дней. Необходима особая осторожность на занятиях плаванием.
Плеврит: а) сухой. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 20 дней; удовлетворительное самочувствие; отсутствие болезненных симптомов в области легких и бронхов; восстановление обычного веса. Занятия физкультурой — через 14-16 дней, тренировки — через 20-24 дня, участие в соревнованиях — через 30-35 дней. Рекомендуется закаливание. Избегать простуды.
б) экссудативный. Признаки выздоровления: отсутствие признаков выпота в плевре. Занятия физкультурой — через 40-50 дней, тренировки — через 60-80 дней, участие в соревнованиях — через 90-105 дней. Рекомендуется закаливание. Избегать простуды.
Ревматизм острый. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 30 дней; полное отсутствие деформаций и болей в суставах при движениях; отсутствие болезненных явлений в области сердца. Занятия физкультурой — через 6-8 месяцев, тренировки — через 1-1,5 года, участие в соревнова­ниях — через 2-2,5 года. Через 3-4 месяца возможны занятия лечебной гимнастикой в специальных группах. Необходимы особая осторожность и постепенность тренировки. Если болезнь протекает в зимнее время, желательно не начинать тренировку до лета.
Сотрясение мозга. Признаки выздоровления; удовлетворительное самочувствие; полное отсутствие головных болей и головокружений как в спокойном состоянии, так и при движении (не менее 15 дней); нормальные рефлексы. Занятия физкультурой — через 20-25 дней, тренировки — через 30-40 дней, участие в соревнованиях — через 60-90 дней. Исключаются в течение полугода тренировки, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки на лыжах, футбол и др.), а также занятия боксом.
Скарлатина. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 20 дней; полное отсутствие шелушения кожи; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой — через 30-40 дней, тренировки — через 50-60 дней, участие в соревнованиях — через 75-80 дней. Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятиях. Обязателен анализ мочи перед началом тренировки и после одного из первых занятий.
Дизентерия. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие; нормальный стул не менее 15 суток; хороший аппетит; близкий к обычному вес; удовлетворительный результат функциональных проб сердечно-сосудистой системы. Занятия физкультурой — через 14-16 дней, тренировки — через 20-25 дней, участие в соревнованиях — через 30-35 дней. Необходим систематический контроль за само­чувствием, деятельностью сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
Дифтерия. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 15 дней; хорошее самочувствие; полное исчезновение болезненных явлений в области желез; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой — через 30-35 дней, тренировки — через 40-50 дней, участие в соревнованиях — через 60-75 дней. Врачебное наблюдение в течение 2-3 месяцев. Систематический контроль за деятельностью сердца. Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятиях. Обязательны контрольные анализы мочи. Корь. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 7 дней; нормальное функционирование кишечника; полное отсутствие сыпи на коже. Занятия физкультурой — через 14-16 дней, тренировки — через 20-21 день, участие в соревнованиях — через 25-30 дней.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Малярия. Признаки выздоровления; удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 10 дней; отсутствие увеличения селезенки. Занятия физкультурой — через 6-7 дней, тренировки — через 9-10 дней, участие в соревнованиях — через 14-16 дней. Особая осторожность на занятиях водными видами спорта и во время приема солнечных ванн. Обязателен повторный анализ мочи после первых 2-3 тренировок.
Таблица 2.2.
Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний
Наименование
заболевания  (травмы)
Срок
через
Примечание
Ангина
2-4 недели      
Для возобновления занятий необходимо дополнительное медицинское обследование. Избегать переохлаж­дения во время занятий лыжным спортом, плаванием и т.п.
Острые респираторные      заболевания
1-3 недели
Избегать переохлаждения. Зимние виды спорта и пла­вание могут быть временно исключены. Зимой, во вре­мя занятий на открытом воздухе, дышать только че­рез нос
Острый отит                        
3-4 недели      
Запрещается плавание. Избегать переохлаждения. При хроническом перфоративном отите противопоказаны все водные виды спорта. При вестибулярной неустой­чивости, наступающей часто после операции, исклю­чаются также упражнения, которые могут вызвать го­ловокружение (резкие повороты, вращения, перево­роты и т.д.)
Пневмония
1-2 месяца      
Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире использовать дыхательные упражнения, а также плава­ние, греблю и зимние виды спорта (свежий воздух, отсутствие пыли, положительное влияние на систему дыхания)
Плеврит
1-2 месяца      
Исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость и упражнения, связанные с натуживанием. Рекомендуются плавание, гребля, зимние виды спорта
Грипп
2-3 недели      
Необходимы наблюдение врача, ЭКГ-контроль
Острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия и др.)
1 -2 месяца
Возобновление занятий возможно лишь при удовлет­ворительной реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до по­лугода) упражнения на выносливость, силу и упраж­нения, связанные с натуживанием. Необходим ЭКГ-контроль
Острый нефрит
2-3 месяца
Категорически запрещаются упражнения на выносли­вость и водные виды спорта. После начала занятий физкультурой необходим регулярный контроль за составом мочи
Ревмокардит
2-3 месяца
Занятия разрешаются лишь при условии санации оча­гов хронической инфекции. Не менее года занимают­ся в специальной группе. Необходим ЭКГ-контроль
Гепатит инфекционный
6-12 месяцев
Исключаются упражнения на выносливость. Необходим регулярный контроль за функцией печени
Аппендицит
(после опе­рации)
1-2 месяца      
Первое время следует избегать натуживания, прыж­ков и упражнений, дающих нагрузки на мышцы живота
Перелом костей
конеч­ностей
3 месяца
В первые три месяца следует исключить упражнения, дающие активную нагрузку на поврежденную конечность
Сотрясение мозга (в зависимости от тяжести и характера   травмы)
2-3   месяца
не менее
В каждом случае необходимо разрешение врача-невропатолога. Следует исключить упражнения, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки, футбол, волейбол, баскетбол и др.)
Растяжение мышц и связок
1 -2 недели      
Увеличение нагрузки и амплитуды движений в повреж­денной конечности должно быть постепенным
Разрыв мышц и
сухожилий 
не менее
6 месяцев
после операции
Предварительно необходима (длительное время) лечебная физкультура
2.3. Принципы комплектования медицинских групп
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
В некоторых школах допускается практика совместных занятий школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с учащимися основной и подготовительной групп. Такие занятия малоэффективны. Дети этой группы обычно малоподвижны, не решаются выполнить ряд упражнений, стесняются на занятиях, движения делают неуверенно и робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек.
В других школах при медицинских осмотрах часть детей освобождают от занятий, но в часы уроков физического воспитания предоставляют их самим себе и нередко за эти 40 мин они подвергаются гораздо большей физической нагрузке, чем та, которую они могли бы получить на уроке (С.Ф.Цвек, В.С. Язловский, 1983).
В некоторых случаях ученикам, которым запрещено заниматься физкультурой, разрешают наблюдать за занятиями своих товарищей. Иногда такие дети уча­ствуют в подготовительной части урока физкультуры, от основной части урока их освобождают, и они включаются в занятия только в конце урока, что резко повышает их физическую нагрузку. Все перечисленные методы являются неправильными. Они часто угнетающе действуют на психику детей. Поэтому занятия по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем следует проводить отдельно от других школьников,     что   щадит   их    психику   и   освобождает   от   излишнего напряжения.
Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года. Наполняемость групп – 10-15 человек.
Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директорам школ, учителям физкультуры и во врачебно-физкультурные диспансеры. Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты занимающихся в спецгруппе (таблица 2.3.).
Антропометрические данные (рост, масса, окруж­ность грудной клетки, спирометрия, динамометрия и др.), данные функциональных проб (ортостатическая и клиностатическая пробы, пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе, пробы на скорость активных дви­жений; пульс, частота дыхания, артериальное давле­ние до и после 10 приседаний за 15 с и время восста­новления) заносятся в личную карточку перед началом занятий и периодически (один раз в квартал) определяются в процессе занятий.
Повторные антропометрические и функциональные измерения позволяют следить за динамикой физическо­го развития школьников, учитывать и оценивать вли­яние на организм учащегося систематических заня­тий, контролировать учебный процесс. Перед началом занятий  необходимо  собрать детей,  которые относятся к специальной группе, вместе с родителями и педаго­гическим коллективом (директор, классные руководите­ли), провести беседу с ними о профилактическом зна­чении физкультуры, о режиме дня, гигиенической гимнастике, закаливании и организации быта школь­ников. В заключение организовать показательные вы­ступления лучших спортсменов школы и детей специ­альной группы, которые уже занимались физкультурой продолжительное время и достигли успехов. Все эти мероприятия помогут убедить родителей в том, что их дети могут стать сильными, ловкими и здоровыми, если они и в домашней обстановке будут выполнять требования школы в отношении правильного ведения режи­ма дня.
Таблица 2.3.
Карточка
учета физического развития и физической подготовленности
1.  Фамилия, имя______________________________________________________________
2.  Школа ______ Класс________
3. Перенесенные заболевания_______________________Диагноз______________________
Антропометрические признакии функциональные данные
дата обследования
1
2
3
4
Рост, см
Масса, кг
Окружность грудной клетки, см     пауза
                                                вдох
                                                выдох
                                                размах
Спирометрия, см3
Динамометрия ручная              правая кисть, кг
                                                    левая кисть, кг
Пульс                                                 до урока
                                                           после урока
Частота дыхания
Ортостатическая проба
Клиностатическая проба
Задержка дыхания    на   фазе вдоха, с
Задержка дыхания    на   фазе выдоха, с
Проба на скорость   активных движений
Осанка — (а)  нормальная, б)  выпрямленная,
в)  сутулая, г) кифотическая,
д)  лордотическая, е) сколиотическая
Форма грудной клетки (нор­мальная, плоская, куриная, воронкообразная)
Форма стопы (нормальная, уплощенная, плоская, косо­лапая)
Физическая         подготовлен­ность:
а)  прыжок   в   длину   с места
б)  подскок вверх
в)  сгибание     рук     при прилегании в смешанном упоре
г)  поднимание ног в  по­ложении лежа
д) поднимание туловища, ноги фиксированы
е)  метание        набивного мяча
На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач, совместно с учителем физкультуры.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, от­несенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разде­лять на подгруппы — А и Б, с целью более дифференцированного под­хода к назначению двигательных режимов.
Подгруппа А — школьники, имеющие отклонения в состоянии здо­ровья обратимого характера, ослабленные различными заболевания­ми; таких детей большинство.
Подгруппа Б — школьники, имеющие тяжелые, необратимые изме­нения в деятельности органов и систем (органические поражения сер­дечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая сте­пень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.).
В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему — согласно адаптационным и функциональ­ным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте пульса 120-130 уд/мин в начале четверти, по­степенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной | части урока и частоту пульса до 140-150 уд/мин к концу четверти.      
Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд/мин являют­ся оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэроб­ного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
Учитывая, что большинство детей в специальной медицинской группе страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагруз­кам, двигательные режимы при частоте пульса выше 150 уд/мин не целесообразны.
Режимы физических нагрузок при частоте пульса 150-170 уд/мин являются переходным рубежом от аэробного к аэробно-анаэробному: дыханию.                                                                                                    
В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте пуль­са не более 120-130 уд/мин в течение всего учебного года, так как, по данным физиологов, при данной ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опор­но-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увели­чивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улуч­шается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных требований (В.К. Велитченко, 1998).
В односменных школах занятия групп здоровья планируются после уроков, в двухсменных – между сменами для младшей и средней возрастных групп, а для старших школьников – после окончания уроков второй смены. Занятия проводятся два раза в неделю во внеурочное время. Учащиеся, занимающиеся в специальных медицинских группах, обязательно посещают уроки физкультуры, принимают участие в подготовительной и заключительной частях, а во время основной части выполняют упражнения, разрешенные на занятиях в специальной группе.
2.4. Урок – основная форма организации занятий с учащимися,
отнесенными к специальной медицинской группе
2.4.1. Содержание уроков в специальной медицинской группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимальным и близким к ним напряжениям сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. В программе предусматриваются следующие практические разделы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжи. Кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.). Специальная программа не содержит нормативных требований, хотя предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего успешное развитие.
Основное место на занятиях отводится гимнастике, поскольку с ее помощью можно успешно совершенствовать основные двигательные качества и развивать двигательные навыки. К тому же, характер гимнастических упражнений и методика их проведения позволяют заранее точно определить оптимальную нагрузку на организм занимающихся и ожидаемый педагогический эффект, что весьма важно в работе с СМГ.
В программу введен раздел дыхательных упражнений, которыми следует пользоваться на каждом уроке. Обращается особое внимание на воспитание правильной осанки и на укрепление мышц спины и живота. Для снижения утомления и повышения работоспособности широко используются упражнения для расслабления мышцу. Включены танцевальные элементы и упражнения из художественной гимнастики.
Вместе с тем из гимнастики в СМГ полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными напряжениями, вызывающими длительную задержку дыхания.
Из легкой атлетики особое внимание придается строго дозированным ходьбе и бегу, т.к. эти виды тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Прыжки в длину и в высоту ограничиваются (с укороченного разбега, с трех шагов, не более двух, трех прыжков в одном занятии и т.д.). Ограничены упражнения и на скорость, силу, выносливость.
Продолжительность  игр  с  бегом  и  прыжками,   а  также  дистанции  бега сокращаются. Например, продолжительность игры с бегом и прыжками не должна превышать 5 минут.
От учителя во всех случаях требуется правильная дозировка нагрузки, совмещения бега, прыжков с умеренной ходьбой, успокаивающими и дыхательными упражнениями при окончании их.
Наряду с образовательными, оздоровительными задачами на занятиях решаются и задачи воспитательные, когда средствами физкультуры воспитываются смелость, настойчивость, дисциплинированность, навыки культурного поведения, чувство дружбы и товарищества. Особенно трудно переоценить значение подвижных игр, наличие в которых простых и естественных движений, не вызывающих резкого утомления (нагрузка чередуется с моментами кратковременного отдыха), делают их хорошим средством эмоционального и физиологического воздействия на школьников.
2.4.2. Особенности структуры урока в специальных медицинских группах
Занятие (урок) в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако, в отличие от обычных уроков, имеет свои принципиальные особенности (М.Д. Рипа и др., 1988; В.К. Велитченко, 1988).  
В подготовительной части урока(до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а также интенсивные нагрузки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В подготовительной части урока должны присутствовать такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мечами, бег в медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке.
В основной части урока (20-22 мин) занимающиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяются бег (отрезки по 20-3Ом), чередующийся с ускоренной ходьбой, метания, подвижные игры, эстафеты, упражнения на равновесие.
Упражнения на быстроту, а также новые и поэтому пока сложные для учеников движения на координацию следует разучивать в начале основной части урока. Это обусловлено тем, что с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей.
Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Необходимо чередование упражнений, учитывая особенности их структуры, влияние на группы мышц и функции организма в целом с тем, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для выполнения последующих упражнений. Для снятия утомления между выполнением различных заданий рекомендуется применение упражнений на расслабление.
В заключительной части урока (3-5 мин) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.).
Урок завершается изложением его результатов и заданием на дом.
Упражнения, составляющие домашние задания, направлены на развитие основных двигательных качеств и иногда на повторение простейших элементов техники движения.
Задания на дом не должны содержать теоретический материал, а также сложные упражнения, требующие специальных условий и страховки.                       
Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.
Таблица 4
Среднегрупповая частота пульса у учащихся IV-VIII классов, отнесенных к СМГ, при выполнении различных физических упражнений
№№
п/п
Виды физических упражнений
         Частота пульса, уд/мин
средняя
минимальная
максимальная
1
2
3
4
5    
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Построение
Ходьба в медленном темпе
Ходьба в среднем темпе (строевая)    
Ускоренная ходьба (спортивная)
Бег трусцой в медленном темпе (2 мин)
Бег со скоростью 2,5 м/с (до 2 мин)
Дыхательные упражнения
Общеразвивающие упражнения:
а) для плечевого пояса
б)  комплекс УГГ  (5 мин)
Элементы баскетбола:
а) передача мяча на месте
б) броски мяча в кольцо с места
в) броски мяча в кольцо после ведения
г) ведение мяча прямолинейно в медленном темпе
д) передача мяча от груди двумя руками после ведения
Подвижные игры малой интенсивности
Упражнения (эстафета) с набивным мячом (1 кг) Упражнения, сидя на гимнастической скамейке
 (наклоны вперед, назад, в стороны)
Упражнения, стоя у гимнастической стенки
 (махи, наклоны, приседания)
Упражнения в равновесии на низком бревне
 (ходьба, повороты, соскоки и др.)
Танцевальные упражнения.
Передвижение на лыжах по ровной местности
в медленном темпе (обучение технике, прогулки)
Прыжки в высоту с разбега
Упражнения на брусьях
91
105
118
135
129
148
100
118
126
132
125
149
131
146
154
169
120
122
135
132
124
128
132
77
86
104
122
112
135
90
115
104
120
118
125
120
114
120
144
108
110
123
124
119
125
128
112
119
151
162
152
175
118
120
147
146
137
166
145
170
176
184
131
143
145
148
150
130
136
При помощи таблицы 2.4.можно спланировать предполагаемую физическую нагрузку при определенной частоте пульса, как в отдельных частях урока, так и за урок в целом.
2.4.3. Требования к уроку физической культуры
в специальной медицинской группе
К уроку физкультуры, проводимому с учащимися в специальной медицинской группе, предъявляются следующие требования: (В.К.Велитченко,1998)
1. Обучение рациональному дыханию.
Дети, занимающиеся в этой спецгруппе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо, в первую очередь, обучить их правильному дыханию. Это очень важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучать правильному дыханию следует в статических положениях и во время движения.
При выполнении упражнений, способствующих расширению груд­ной клетки, делать вдох. Из анатомически выгодных положений, спо­собствующих сдавливанию диафрагмы (сжатию грудной клетки), все­гда делать выдох. Следить, чтобы выдох был полнее. После выполне­ния таких упражнений, как смешанные висы, упоры и т.д., обязательно должны использоваться дыхательные упражнения (обращать внимание на полный и своевременный выдох).
Обучение рациональному дыханию способствует:
а) быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной сис­темы;
б) улучшению окислительно-восстановительных процессов в орга­низме;
в) повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам;
г) общему оздоровлению и гармоничному развитию детского орга­низма.
При незначительной мышечной нагрузке вдох всегда следует делать через нос, а выдох — через рот. Вдох через рот выполняется только в тех случаях, когда требуется быстро пропустить в легкие большое количество воздуха, а также при интенсивных физических нагрузках.
Начинать обучение рациональному дыханию надо с первых уроков, используя самые простые упражнения и задания: вдох через нос и выдох через рот; вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях руками; дыхание во время приседаний и полуприседаний; дыхание при выполнении различных поворотов и наклонов туловища; дыхание во время ходьбы в различном темпе с различными сочетани­ями количества шагов и вдоха — выдоха (например: на 3 шага — вдох, на 3 — выдох; на 4 шага — вдох, на 4 — выдох; на 2 шага — вдох, на 2 шага — выдох; на 3 шага — вдох, на 4 — выдох; на 2 шага — вдох, на 3 шага — выдох и т.д.). Обращать внимание учащихся на то, что чем активнее выдох, тем глубже вдох.
Дыхательные упражнения можно использовать как средство, сни­жающее нагрузку. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих может быть следующим: 1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5. Если это со­отношение не обозначено в плане урока, то учитель включает дыха­тельные упражнения в зависимости от состояния учащихся и характера предыдущей деятельности.
2. Формирование правильной осанки и ее коррекция.
Соблюдение этого требования имеет не только эстетическое, но, главным.образом, физиологическое значение для ослабленных детей. Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствует более эко­номному расходованию энергии при выполнении физических нагру­зок. Формирование осанки — процесс длительный, который осуществ­ляется на протяжении всего периода роста детского организма. Поэтому, помимо систематического выполнения предусмотренных про­граммой специальных упражнений для осанки, учитель должен в тече­ние урока обращать внимание учащихся (как в статических позах, так и при движении) на оптимальное положение головы, правильность ра­боты рук, туловища и ног, поощряя правильную позу и помогая ис­правлять ошибки.
3.  Индивидуальный подход к занимающимся.
Это одно из основных требований к занятиям в специальной меди­цинской группе. В данной группе могут находиться дети всех 3-х воз­растных групп (младшей, средней и старшей) с различными недугами, с разной степенью их проявления и с различной адаптацией к физи­ческим нагрузкам.
Очень трудно подобрать упражнения, которые одновременно под­ходили бы для всех учащихся и возрастных групп. Эту задачу реша­ет учитель за счет наиболее рационального построения занимаю­щихся, гибкой и дифференцированной методики обучения, выбора оптимальных исходных положений, степени напряжения, амплитуды движений, дозировки нагрузки, за счет усложнения или упрощения упражнений и т.д. Например, в таблице 5 представлена рекоменду­емая динамика нагрузок на занятиях оздоровительным бегом и ходь­бой в подгруппе А.
4.  Урок должен быть эмоционально окрашенным.
Один из важных факторов реабилитации ослабленных детей состо­ит в следующем: на уроках физкультуры они должны забыть о своих недугах, почувствовать себя такими же полноценными, как и здоровые дети. Уроки в спецмедгруппах должны стать уроками бодрости, мы­шечной радости, эстетического наслаждения. Для детей младшей воз­растной группы целесообразно широко использовать на занятиях под­вижные игры, для старших — элементы танцев. Хорошая спортивная форма, манеры поведения учителя — все это создает у занимающихся положительный настрой.
Кроме посещения уроков физкультуры в группе рекомендуются и другие формы физической культуры в режиме дня, которые в общей сложности равны (или даже превышают) двигательной активности на уроках:
а) утренняя гигиеническая гимнастика; специальные комплексы уп­ражнений, составленные учителем физкультуры совместно с врачом;
б)  гимнастика до уроков;
в)  подвижные игры небольшой интенсивности на переменах;
г) физкультминутки во время общеобразовательных уроков и физ-культпаузы во время выполнения домашних заданий;
д)  пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры, посещение бассейна (оздоровительное плавание);
е)  походы выходного дня;
ж) дни здоровья;
з) закаливающие процедуры (воздушные ванны, души, обливания и др.), рекомендованные врачом и учителем.

Глава 3
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПРИ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
3.1. Задачи физического воспитания и периодизация занятий
в специальных медицинских группах
Основными    задачами    физического    воспитания    учащихся,    отнесенных    по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
—   укрепление   здоровья,   содействие   правильному   физическому   развитию   и закаливанию организма;
—  повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
— повышение физической и умственной работоспособности;
— повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
—  формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции;
— обучение рациональному дыханию;
— освоение основных двигательных умений и навыков;
— воспитание морально-волевых качеств;
—    воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
—   создание предпосылок,  необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся. 
Занятия со школьниками условно делятся на два периода: подготовительный и основной (М.Д.Рипа и др., 1988).
Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки; научить учеников быстро находить и правильно считать пульс, обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).
В первые 6-8 недель занятий с учениками необходимы специальные (показанные при каждом конкретном заболевании) упражнения, которые должны применяться только в сочетании с общеразвивающими. При подборе которых учитывается характер заболеваний, уровень функциональных возможностей, данные физического развития и подготовленности каждого ученика.
В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движением. Как правило, у ослабленных детей преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках их необходимо обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участие в акте дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох через нос, так как выдох через нос способствует лучшей регуляции дыхания. Сочетанию движений с дыханием надо обучать в медленном темпе. В первой четверти 50% всех упражнений проводится в исходном положении лежа и сидя в медленном темпе. В исходном положении лежа и сидя в медленном темпе. Каждое упражнение вначале повторяется 3-4 раза, потом 6-8 раз.
В течение первой четверти изучаются индивидуальные особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, психологические особенности, способность организма переносить физическую нагрузку урока физкультуры.
Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физическим нагрузкам, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.
В содержание уроков этого периода постепенно включаются все общеразвивающие упражнения, виды легкой атлетики: метания малый мячей в цель на дальность правой и левой рукой, медленный бег, эстафетный бег с отрезками от 10 до 30 м., прыжки в длину и высоту с места и с небольшого в 3-5 шагов разбега; элементы спортивной гимнастики: танцевальные шаги, некоторые висы и упоры, упражнения в равновесии, индивидуальные прыжки через «козла»; подвижные игры и элементы спортивны игр. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Не следует проводить сдвоенные уроки, в том числе и по лыжной подготовке, предполагающей проведение трехразовых занятий в неделю длительностью по 30 мин.
3.2. Особенности проведения занятий после заболеваний
сердечно-сосудистой системы
При сердечно-сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности. В организме создается значительный кислородный запас, и сердечно­сосудистая система обеспечивает значительное увеличение минутного объема циркуляции крови. Примером могут быть быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.д.
При коротких скоростных и силовых упражнениях не создается особого кислородного запроса, и минутный объем крови не увеличивается значительно. Такие упражнения не вызывают особенного напряжения сердца, но они повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни.
Вместе с тем, физические упражнения динамического, циклического характера, выполняемые с малой и умеренной интенсивностью, оказывают благоприятное оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом. Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голени и т.д.) и при условии небольшой реакции на них со стороны сердечно-сосудистой системы. Это важно помнить при развитии определенных профессионально-прикладных двигательных качеств, связанных с силой, быстротой движения в отдельных мышечных группах. Такие упражнения оказывают благоприятное влияние при наличии гипотонии. При сердечно-сосудистой патологии могут широко использоваться физические упражнения со сложной биомеханической структурой (гимнастические, акробатические), выполняемые с небольшой интенсивностью. В случае же сосудистых поражений противопоказаны положения вниз головой (стойки на голове и т.п.).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.