ЦЕНТРПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙРЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КОМПЛЕКСНЫЙМОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИННОВАЦИОННУЮ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ «ШКОЛА БУДУЩЕГО»
(методическиерекомендации)
Предлагаемые рекомендацииразработаны для оказания практической помощи руководителям органов управленияобразованием, заведующим районными (городскими) методическими кабинетами(центрами), руководителям общеобразовательных учебных заведений, реализующихинновационную модель развития «Школа будущего», по организации и проведениюмониторинга эффективности функционирования данных общеобразовательных учебныхзаведений.
Согласно Указу ПрезидентаУкраины от 04 июля 2005г. № 1013 «О неотложных мероприятиях по обеспечениюфункционирования и развития образования в Украине» в Автономной Республике Крымсоздается система мониторинга качества образования на различных уровняхуправления общим средним образованием.
Мониторинг эффективностифункционирования общеобразовательных учебных заведений, реализующихинновационную модель развития «Школа будущего», является неотъемлемой частьюмониторинга качества образования, основой оценивания образовательных услуг,равного доступа граждан к получению качественного образования.
Создание моделипроведения мониторинговых исследований эффективности функционированияобщеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модельразвития «Школа будущего», предполагает разработку инструментария длясоциологического опроса, перечня основных индикаторов, характеризующих процессыи результаты реализации инновационной модели развития общеобразовательногоучебного заведения.
Анкеты для участниковсоциологического опроса представлены в приложениях 1,2,3.
Перечень основныхиндикаторов, характеризующих процессы и результаты реализации инновационноймодели развития общеобразовательного учебного заведения, служит основой дляежегодной оценки качества и эффективности работы данных учебных заведений.
Главной особенностьюиспользуемой системы индикаторов является то, что с ее помощью оцениваетсядостижение конкретных и измеримых результатов.
Ключевым моментом данногоподхода является поэтапный анализ деятельности, осуществляемый в соответствии спринципом открытости:
· на первом этапе –проводится самоанализ работы образовательных учебных заведений, при которомрезультаты работы учреждения могут сравниваться с аналогичными среднимипоказателями ОУЗ «Школа будущего» по каждому индикатору (группе индикаторов),
· на втором этапе –на региональном уровне подводятся итоги работы общеобразовательногоучебного заведения, реализующего инновационную модель развития «Школабудущего»;
· на третьем этапе– организуются республиканские совещания с участием представителей Министерстваобразования и науки Автономной Республики Крым, руководителей органовуправления образованием, общеобразовательных учебных заведений.
Ежегодно, в соответствиис результатами оценивания (экспертизы), может составляться рейтингобщеобразовательных учебных заведений, реализующих инновационную модельразвития «Школа будущего».
Индикаторы,характеризующие процесс и результаты функционирования общеобразовательныхучебных заведений, реализующих инновационную модель развития «Школа будущего»,схема получения данных о состоянии индикаторов, пересчёт индикаторов вприведённые баллы представлены в приложениях 4,5,6.
При проведении экспертизыдеятельности ОУЗ по реализации программы инновационной модели развития «Школабудущего» целесообразно принять во внимание следующие разъяснения по рядуиндикаторов.
1. Нормативно-правовоеобеспечение функционирования «Школы будущего».
2.
Проведение экспертизы программы развития ОУЗ, продуктивностиее реализации.
Под продуктивностью реализации программы развития учебногозаведения понимается достижение целей программы развития в соответствии сустановленными в ней показателями результативности, а также ее содержательноесоответствие приоритетным направлениям развития образовательной системыУкраины.
Для оценки деятельностиОУЗ по реализации программы инновационной модели развития «Школа будущего»рекомендуется оценить содержание программы развития как документа, которыйявляется основным инструментом управления инновационной деятельностьюобщеобразовательного учебного заведения и основным фактором успешности процессаразвития, по ряду вопросов, а именно:
· насколько полноОУЗ справляется с реализацией намеченных в программе планов; укладывается ли вотведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует поставленные цели;
· является липрограмма развития школы действующим программным документом, на основаниикоторого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образованияшколы;
· имеются ли впрограмме четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения;
· имеются ли у ОУЗнадежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализациюпрограммы: бюджетные средства; внебюджетные средства, целевое финансирование погрантам, проектам и т.д.;
· обоснована ли впрограмме развития перспективность и эффективность внедряемых инновационныхпрограмм и других изменений инновационного характера;
· обосновано ли впрограмме развития, что для решения поставленных в ней целей и задач у ОУЗимеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические,материально-технические и другие условия;
· обоснована ли впрограмме актуальность обозначенных целей и задач и т.д.
3. Кадровыересурсы, система работы с кадрами.
Наданном этапе следует обратить внимание на:
· общее количествои виды современных образовательных технологий, используемых в учебном процессев целом и по ступеням обучения;
· процентпедагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в томчисле по ступеням обучения, а также процент педагогов, прошедших подготовку вобласти современных педагогических технологий; динамику этих показателей;
· готовностьпреподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий(процент преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).
Крометого, в ходе экспертизы необходимо учитывать эффективность внедрениясовременных образовательных и информационных технологий:
· разработка и реализация курсов сетевого дистанционногообразования;
· использование возможностей сети Интернет и компьютерного программногообеспечения в обучении и воспитании;
· использование развивающего ипроблемного обучения, методов творческой групповой работы, метода проектногообучения, элементов тренинговых методик, инновационных методов оценкирезультатов «портфолио» и т.д.
4. Материально-техническиересурсы
Приоценке по данному индикатору важно установить:
· насколькооборудование, технические средства обучения соответствуют современнымтребованиям, обеспечивающим новое содержание образования;
· оснащенностькомпьютерной техникой (по количеству учащихся на персональный компьютер);
· оснащенностьрабочих мест для учителей следующим оборудованием: компьютер, мультимедийныйпроектор, экран, сканер, принтер, копировальный аппарат, модем, наличиепрограммного обеспечения.
Информационноесопровождение
Экспертизаподанному индикатору предполагает:
· наличиеинформационных ресурсов, систематически занимающихся информационнымсопровождением экспериментальнойотработки инновационной модели развития «Школа будущего»;
· формы, обеспечивающиедоступность и открытость информации о ситуации в школе (школьнаяпресса, сайт или страничка в Интернете, ежегодные отчеты, открытые школьныедоклады перед родительской общественностью и др.);
· наличие практикивыявления общественного мнения по наиболее важным вопросамшкольной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячихлиний», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы собщественностью и получения обратной информации.
5. Финансовыересурсы
При оценкепо данному индикатору необходимо установить:
· включенностьвопросов финансирования экспериментальнойработы по внедрению инновационной модели развития «Школа будущего» в программу(Концепцию) развития ОУЗ;
· наличиеутвержденной схемы финансирования основных расходов по внедрению инновационноймодели развития «Школа будущего» с учетом возможностей бюджета и внебюджетныхсредств.
6. Управленческаядеятельность
Ключевое понятие этойпозиции — механизм принятия управленческих решений, правила обсуждениястратегических и тактических вопросов развития учреждения как внутри коллективасотрудников, так и с родителями, связи с общественностью, создание системымониторинга качества образования.
Реализация демократических ценностей через создание системыгосударственно-общественного управления предполагает:
· наличие органовобщественного управления (совет ОУЗ, попечительский совет, родительскийкомитет и т.д.);
· динамика развития форм участия общественностив принятии управленческих решений;
· нормативнаябаза пообщественному управлению в школе;
· результаты работы органов общественногоуправления и системы в целом:
· решение проблемОУЗ.
7. Содержаниеобразования
При оценке деятельности общеобразовательного учреждения поданному индикатору необходимо учитывать:
· формированиеинформационно-коммуникационной и социальной компетентности учащихся;
· сохранение психическогои физического здоровья школьников и т.д.;
· наличие вариантовпрограмм для разных групп учащихся, обучающихся в данном учреждении, то естьполноту удовлетворения их образовательных запросов;
· формированиекоммуникативной компетентности через создание языковой среды путем «иноязычногопогружения»;
· формированиеготовности школьников к продолжению образования после окончания школы.
8. Результативностьфункционирования общеобразовательных учебных заведений, реализующихинновационную модель развития «Школа будущего»
С позиций современных представлений о качестве образованиявысокой оценки заслуживают ОУЗ:
· показывающиенаиболее высокие результаты в реализации действующих государственныхобразовательных стандартов;
· имеющиеположительную динамику качества результатов обучения и воспитания;
· обеспечивающиемаксимальное соответствие выбранного учащимися в школе профиля обучениядальнейшему успешному продолжению образования в высшем учебном заведении.
Вместе с тем, припроведении экспертизы по данному индикатору необходимо также проанализировать:
· общее количествоконкурсных мероприятий, в которых принимали учащиеся 4-11-х классов;
● охват и динамику качестваучастия учащихся в олимпиадах и конкурсах.
Приоценке работы ОУЗ экспертам важно обратить внимание не только на результаты, подтвержденные грамотами, сертификатами и другимидокументами, свидетельствующими о победах, но и на разнообразиеинтеллектуальных конкурсных мероприятий.
Состояние здоровьяучащихся – ключевой показатель эффективности образовательной программы,реализуемой общеобразовательным учебным заведением.
Высокиеучебные достижения не могут служить оправданием ухудшения здоровья детей,следовательно, отсутствие отрицательной динамики по этому индикатору определяети обуславливает результативность целостного образовательного процесса.
При оценке деятельностиучреждения по данному индикатору необходимо помнить о факторах, негативновлияющих на здоровье учащихся:
· трудоемкиетехнологии обучения, ведущие к утомлению учащихся на уроке, перегрузкам иувеличению объема домашних заданий;
· авторитарныйстиль взаимодействия учителя с учащимися, не допускающий проявленияэмоциональной свободы, вызывающий повышенное нервное напряжение, утомляемость идискомфорт;
· невыполнениесанитарно-гигиенических норм в процессе проведения учителями занятий,следствием чего являются простудные и другие заболевания;
· недостатокдвигательной активности и физических упражнений во время длительного пребыванияучащихся в школе;
· травматизм назанятиях по физкультуре, техническому труду, во время перемен, прогулок ивнеклассных мероприятий со школьниками вследствие нарушения норм охраны труда итехники безопасности;
· несоблюдение вшколе режима рационального сочетания труда и отдыха в процессе учебы:минимизация школьных перемен, непродуманность составления школьного расписанияи т.д.;
· отсутствие уучащихся мотиваций к ведению здорового образа жизни и использованиенедостаточно эффективных средств для их формирования со стороны педагогическогоколлектива школы.
ЦЕНТР ПРОБЛЕМОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Функционирование«Школы Будущего»: ваша точка зрения
Уважаемые руководителиобщеобразовательных учебных заведений
Вашему вниманиюпредлагается анкета, которая позволит выявить актуальные проблемыфункционирования «Школы будущего» и найти возможные пути улучшенияобразовательного процесса.
Оцените эффективность управлениясистемой образования: (отметьте один вариант ответа в каждомстолбце)
В Вашем регионе
В Вашем учебном заведении высокая высокая больше высокая, чем низкая больше высокая, чем низкая больше низкая, чем высокая больше низкая, чем высокая низкая низкая
Какова эффективностьработы Вашей школы по следующим показателям:(отметьте вкаждой строке)Показатели высокая средняя низкая затрудняюсь ответить внедрение инновационных методов обучения личностно-ориентированное обучение рациональность распределения учебной нагрузки учащихся организация допрофильной подготовки, в т.ч. профессиональной ориентации школьников внедрение профильного обучения, в т.ч. на основе индивидуальных учебных планов, образовательных программ и маршрутов создание языковой среды путем «иноязычного погружения» взаимодействие в системе “ОУЗ-ВУЗ” использование информационно-компьютерных технологий в учебной деятельности подготовка выпускников для дальнейшего обучения в ВУЗе участие учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и т.п. создание деятельной системы функционирования органов общественно-государственного управления другие (напишите)
Оцените уровень профессионализмапедагогических кадров Вашей школы:
1.