Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние внеучебной работы на формирование экологической культуры студентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Предметная комиссия по экологии

ВЛИЯНИЕ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Курсовая работа
СтуденткаБелоногова Д.А. /___________/
ГруппаЕН-3606
Специальность020801 «Экология»
Руководитель /___________/
К.п.н.,доцент
НесговороваН. П.
Курган 2009

Содержание
 
Введение
1. Цели и задачивнеучебной работы со студентами
1.1 Направления внеучебной работы
2. Организациявнеучебной работы на факультете Естественных наук КГУ
3. Экологическаякультура
3.1 Формирование экологическойкультуры подростков
3.2 Биосферное мировоззрение
4. Вывод
5. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Внеучебнаядеятельность вуза является неотъемлемой частью процесса качественной подготовкиспециалистов, целостной динамической системой учреждения высшегопрофессионального образования, ее системообразующим фактором является цель — развитие активности личности студента, реализуемая во взаимодействии его свузовским сообществом, окружающей социальной средой; в оказании поддержки ипомощи студенту в самореализации и творчестве, готовности к отстаиванию своейнезависимости и ответственности, в становлении его способности самостоятельнорешать возникающие проблемы.
Цельобразования — развитие индивида, сообщества и в глобальном плане — сохранение иразвитие культурных, цивилизационных форм жизни. Достигается эта цельпосредством освоения индивидом различных видов деятельности и способов общения.
Вэкологическом воспитании молодежи в нашей стране уже накоплен определенныйопыт. В педвузе, помимо изучения специальных предметовестественно-географического профиля, в учебном процессе всё болееактуализируется и находит спрос информация экологической направленности. Помере развития экологии как науки появляется большое число работ, раскрывающихпроблемы экологического образования.
Различныеаспекты экологического образования, формирования готовности учителя к работе поэкологическому воспитанию школьников рассматриваются в научных трудахВ.А.Афонина, Н.Ф.Винокуровой, И.А.Воробьёвой, С.Н.Глазачева, В.П.Голова,С.С.Кашлева, Л.А.Реут, Л.В.Романенко, Е.С.Сластениной и др. Экологическаякультура, те или иные аспекты её становления и развития исследуют такие авторы,как Ю.Ю.Галкин, В.А.Игнатова, Е.А.Когай, О.Н.Козлова, И.П.Сафронов.
Методологические подходык проблеме воспитания экологической культуры человека основываются на идеяхсовременных философов о гармонизации взаимодействия человека, природы иобщества и роли культуры в этом процессе (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, В.Г.Горшков, Н.Н. Моисеев).
Теоретической основой дляосмысления сущности экологической культуры человека являются положения о том,что экологическая культура — это вид будущей глобальной культуры, факторразвития ноосферы (К.И. Шилин, А.Г. Маслеев, И.Ю. Солдаткина, А.А. Горелов).
В разработкуконцептуальных основ экологического образования на современном этапезначительный вклад внесли А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.В. Моисеева, А.П.Сидельковский, И.Т. Суравегина и др.
За последнее времяпроведен ряд диссертационных исследований, показывающих разные аспектыэкологического образования. Развитие экологической культуры в учебной работе напримере предметов естественнонаучного цикла и факультативных курсов проведеныГ.Н. Каропа, Г.Г. Обух, СЕ. Павлюченко; во внеучебной работе в диссертационныхисследованиях В.Д. Иванова, С.С. Соловьева, Л.М. Горбунова и др.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ
 
1. Воспитание высоконравственной,духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина России, способной квысококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности запринимаемые инженерно-технические и другие решения
2. Формирование устудентов нравственных, духовных и культурных ценностей, потребностей, научногомировоззрения, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе, здоровогообраза жизни.
3. Формирование устудентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой иполитической культуры
4. Формированиеличностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности,интеллигентности.
5. Ориентация наобщечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры.
6. Привитие умений инавыков управления коллективом с использованием различных форм студенческогосамоуправления.
7. Сохранение иприумножение историко-культурных традиций университета, преемственность ввоспитании студенческой молодежи.
8. Приобщение куниверситетскому духу, формирование чувства университетской солидарности икорпоративности.
9. Совершенствованиефизического состояния, привитие потребности здорового образа жизни, воспитаниенетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению.
10. Обеспечениевзаимосвязи воспитательного процесса, учебной и научной работы;
11. Созданиегуманитарного пространства – условий для освоения студентом материальнойкультуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, российским обществом
12. Создание средытворческого, интеллектуального, культурного общения, способствующейсамоопределению, самоутверждению и самореализации личности студента;
13. Создание условийдля актуализации научно-исследовательского потенциала студенчества (в т.ч.проведение молодежных студенческих конференций по научным, культурным и общественнымпроблемам современности).
Высокийуровень духовности, обуславливающий поведенческие и побуждающие мотивы,позволит возродить российскую интеллигенцию, обладающую сознанием гражданскогодолга и гражданского достоинства, личной ответственности перед людьми,гуманизма, культуры, свободы совести и вероисповедания.
Нравственностьпредполагает наличие внутренней принятой человеком общественной морали,регулирующей его поведение, опирающейся на мировоззрение, совесть, ответственность,справедливость, честность, долг, добродетель и сострадание. Процесснравственного воспитания в вузе предполагает организацию помощи студентам впреодолении и разрешении ими тех или иных жизненных проблем, конфликтов и т.п.в рамках принятых общественных норм
Воспитаниегражданственности предполагает формирование активной гражданской позицииличности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы иответственности за собственный политический и моральный выбор. Гражданский долгпроявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.
Патриотическоевоспитание связано прежде всего с формированием у молодежи российскогонационального самосознания, включая патриотические чувства и настроения.
Формированиеправосознания студента – сложный и длительный процесс, требующий творческогоподхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждогобороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете иобществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и российскогообщества.
Эстетическоевоспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности уобучаемых постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявленияинтереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественноготворчества. В результате эстетического воспитания должны быть сформированыспособности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений,пониманию его содержания и сущности через приобщение студента к миру искусстваво всех его проявлениях, умение противостоять влиянию «массовой»культуры низкого эстетического уровня.
Экологическоевоспитание связано с формированием у студентов экологического сознания,включающего совокупность взглядов и идей о проблемах оптимального соотношениявзаимодействия общества и природы в соответствии с конкретными жизненнымипотребностями людей и возможностями природы. Воспитание в этой сфере нацеленона изменение технократического стиля мышления и создание эмоционально-психологическойустановки на отношение к природе не только как к источнику сырьевых ресурсов,но как к среде обитания, обеспечивающей социальный и культурный прогрессчеловечества.
Физическоевоспитание направлено на развитие у студентов физических и духовных сил, повышениетворческой активности, укрепление выносливости и психологической устойчивости,способствует приобретению знаний о здоровом образе жизни, теории физическойкультуры и спорта. Последнее означает, что человек становится активнымучастником спортивно-массовых мероприятий, формирует у них упорство в борьбе засвое здоровье. Физическое воспитание способствует умственному развитию,вырабатывает способность принимать решения в сложных ситуациях, приучает квыдержке, умению доводить дело до конца, помогает четкой организации труда иотдыха. Значительна роль физического воспитания молодежи в антиалкогольном,антиникотиновом, антинаркотическом воспитании. Эффективность во многомобусловлена также степенью включения студентов в общественно полезную,трудовую, культурную, научную деятельность университета.
Пути внеучебной работы состудентами:
— приведениекультурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительскихмероприятий, организация досуга студентов;
— создание и организацияработы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений иколлективов, объединений студентов и преподавателей по интересам;
— организациягражданского и патриотического воспитания студентов;
организация работы попрофилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций среди студентов;
— изучение проблемстуденчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;
— работа по обеспечениювторичной занятости студентов (трудовой, социально значимой);
— организациянаучно-исследовательской работы студентов во внеучебное время;
— проведение мероприятийпо укреплению и поддержке молодой семьи;
— пропаганда физическойкультуры и здорового образа жизни;
— содействие в работестуденческих общественных организаций, клубов и объединений;
— информационноеобеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовойинформации;
— научное обоснованиесуществующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методоввнеучебной деятельности;
— создание системыморального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активноучаствующих в организации внеучебной работы;
— развитиематериально-технической базы и объектов, предназначенных для организациивнеучебных мероприятий.
1.1 Направлениявнеучебной работы
Задачи воспитательнойработы реализуются в конкретных направлениях деятельности в соответствии сэтапами социализации студентов.
Наиболее проблемнымявляется адаптационный период, который проходят студенты первого года обучения(как правило, 17–18 лет). Можно выделить социальные и индивидуальные параметрыуспешной адаптации к системе вузовского обучения. К социальным параметрамотносится становление коллектива студенческой группы с референтными установкамик повышению образовательного уровня. К индивидуальным – степень интериоризациитребований вуза обучающимися, степень информированности о вузе и факультете;специфике избранной специальности, ее востребованности на рынке труда. Целямивнеучебной работы с первыми курсами являются:
·  формирование и развитие культурыобучения и академических ценностей посредством информирования и вовлечения вразличные виды внеучебной деятельности;
·  способствование развитиюмежличностных компетенций, то есть индивидуальных способностей, связанных сумением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью ксамокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социальноговзаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, приниматьсоциальные и этические обязательства.
Методы внеучебной работысо студентами первых курсов.
·  каждое существующее во внеучебнойработе направление включает мероприятия для студентов первых курсов;
·  в течение первой недели обучения длястудентов первых курсов реализуется адаптационная программа;
·  в течение первого месяца обучения ввузе первокурсники получают полную информацию о специфике обучения и внеучебнойдеятельности вуза, а также возможность участия в интересующих мероприятиях.
·  с первого года обучения со студентамиработает куратор группы.
Успешная адаптацияпозволяет студентам интегрироваться в систему высшей школы. Интеграционныйпериод продолжается, как правило, с 1–2 по 4–5 курсы обучения.Продолжительность периода зависит от уровня развития внеучебной инфраструктурыв вузе и индивидуальной активности студента. Критериями интегрированностистудента в систему высшего образования можно считать показные результатыобучения, и как вариант, систематическая научно-исследовательская работа,либо/и систематическое участие в одном или нескольких направлениях внеучебнойдеятельности. Целями внеучебной работы на данном этапе является
· максимальноерасширение целевой аудитории посредством разнообразия и обновления направленийдеятельности;
· способствованиеформированию инструментальных компетенций, которые включают когнитивныеспособности.
Методы внеучебной работысо студентами-бакалаврами, студентами 2-4 курсов специалитета:
1. Стимулированиесамореализации, саморазвития:
·  участие в различных программах имероприятиях по внеучебной работе;
·  освоение дополнительныхобразовательных лидерских программ;
·  проектирование и реализациясоциальных инициатив.
2. Культурно-творческоеразвитие студентов:
·  стимулирование креативного подхода к проведениютрадиционных мероприятий;
·  освоение проектного подхода ворганизации внеучебных мероприятий.
Инновационный период предполагает владение общими иотчасти специальными компетенциями и преимущественно включает студентов старшихкурсов обучения (4–6 курсы), получивших опыт работы в студенческомсамоуправлении. Целями внеучебной работы со старшекурсниками являются:
·  создание механизмов преемственностина факультетах и в университете за счет привлечения магистрантов и студентовстарших курсов специалитета к организации мероприятий, разработке авторскихпрограмм, проведению мастер-классов, кураторству;
·  способствование развитию системныхкомпетенций, предполагающих способность планировать изменения с цельюсовершенствования системы и конструировать новые системы.
Методы внеучебной работысо студентами-магистрантами, студентами старших курсов специалитета.
1. Стимулированиеинициативы, самостоятельности:
·  студенты старших курсов обновляютпрограмму традиционных мероприятий;
·  разрабатывают новые проекты инаправления.
2. Созданиемеханизмов преемственности на факультетах и в университете:
·  студенты старших курсов организуютфакультетские и университетские мероприятия;
·  в образовательных программахвыступают в качестве координаторов, ведущих мастер-классов.
Существует достаточнобольшое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, чторазличные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую,чем традиционные формы обучения эффективность в процессе подготовки будущихспециалистов. Неслучайно, современные вузы, как правило, ведут обширнуюдеятельность по вовлечению студентов в различные внеучебные программы имероприятия, что приводит к более полному достижению стоящих перед вузамипсихолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Участие студентов во всехформах внеучебной работы стимулирует развитие ключевых компетенций. В процессеорганизации студенческого самоуправления, планирования видов деятельности,отвечающих интересам и потребностям в творческой самореализации, реализациисоциально-ориентированных программ, позволяющих принимать самостоятельныерешения и требующих всестороннего анализа, у студентов формируютсяинструментальные, межличностные и системные компетенции.
Межличностные компетенции включают индивидуальные способности, связанные с умениемвыражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью ксамокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социальноговзаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, приниматьсоциальные и этические обязательства.
Инструментальныекомпетенции предполагаюткогнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображенияметодологические способности, способность понимать и управлять окружающейсредой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решенийи разрешения проблем способность к организации и планированию решение проблемпринятие решений.
Системные компетенции представляют собой сочетаниепонимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом частицелого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов всистеме, способность планировать изменения с целью совершенствования системы иконструировать новые системы.
Ключевые компетенцииразвиваются у студентов в процессе участия во внеучебных мероприятиях. В первуюочередь, это организация студенческого самоуправления как самостоятельнойорганизационной структуры, заинтересованной и обладающей полномочиями влиянияна качество образовательного процесса. Планирование, организация исамостоятельное проведение мероприятий развивают способность работатьсамостоятельно, разрабатывать и управлять проектами, материальными, финансовымии людскими ресурсами. Поиск путей совершенствования учебного процесса иорганизации научно-исследовательской работы студентов стимулирует способностьучиться, позволяет применять знания на практике, развивать исследовательскиенавыки. Разработка и внедрение инновационных методик и программ работыстудентов по развитию социальной активности, участие в тренингах формируютспособность адаптироваться к новым ситуациям, порождать новые идеи, развивают креативностьи лидерство. Участие в различного рода смотрах, конкурсах, соревнованиях ифестивалях развивают инициативность и предпринимательский дух, требуютзаботиться о качестве собственной работы, формируют стремление к успеху.

2. ОРГАНИЗАЦИЯВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КГУ
Хотелосьначать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук«КГУ» осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов,обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в«КГУ» на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете«КГУ». И, говоря словами известного героя Александра А. Ревы, можнолишь добавить: «Да, это так!».
На факультетеи на кафедре организована активная внеучебная деятельность студентов. В целяхповышения качества культурно-воспитательной работы КГУ, удовлетворенияпотребностей студентов университета в творческом, нравственном,интеллектуальном развитии в культурном центре созданы творческие студии.
Деятельность творческихстудий осуществляется в следующем: участие и помощь в организациидосуговых, торжественных, официальных, массовых и других мероприятийуниверситета, проведение плановых мероприятий КГУ, представление вуза нарайонных, городских, областных, региональных и всероссийских мероприятиях. Помимоучастия в общеуниверситетских мероприятиях ежегодно студенты организуют ипроводят конкурсы, концерты, праздники на факультете
Традиционныетворческие мероприятия факультета
· Посвящение встуденты ФЕН
· День пожилогочеловека
· День учителя
· Новый год ФЕН
· 8 марта и 23февраля
· День рожденияуниверситета
· Игра «Вокругсвета»
· Последний звонок
Большоевнимание в КГУ уделяется физической культуре. Физподготовкой занимаютсяпо учебному плану студенты 1, 2, 3, 4 курсов. Желающие могут совершенствоватьспортивное мастерство в секциях по баскетболу, волейболу, настольному теннису,футболу, плаванию. При вузе работают здравпункт, профилакторий, база отдыха «Елочка»,бассейн «Дельфин». Для иногородних студентов КГУ предоставляет общежития, вкоторых созданы все условия для жизни и учебы студентов.
Традиционные спортивныемероприятия
· Участие в турнирепо мини-футболу КГУ,
· День здоровьяфакультета,
· Турнир пошахматам и шашкам,
· Турнир понастольному теннису,
· Турнир по футболумежду студентами и преподавателями.
Большое значение в вузе придается совершенствованию системы научно-техническоготворчества и научно-исследовательской работы студентов. Организация и координацияработ в этом направлении в университете возложена на Орден Науки в студенческомсамоуправлении. Также организованы различные общества, одно из них-«Экологическое общество», которое организует и координирует различныеэкологические акции. Для повышения качества подготовки специалистов и эффективностинаучно-исследовательской работы в университете, активизации научных мероприятийпланируется дальнейшее развитие научных олимпиад, конкурсов, выставокнаучно-технического творчества студентов, научных молодежных школ и конференций,планируется воссоздание студенческого научно-технического общества.
Традиционные научные мероприятия
· Научная неделя
· Внеплановыестуденческие конференции
· Олимпиады ипрочее
На факультете создан органстуденческого самоуправления как самостоятельное студенческое движение иПроект правового положения независимого объединенного студенческого королевства«ФЕНляндия». Организованы и плодотворно функционируют согласно своим протоколамОрден Печати и Сервиса, Орден Науки иОрден Спорта, Орден Профсоюза и Орден ФЕНоменов.
Традиционные мероприятиястуденческого самоуправления
· Анкетирование
· Выпускфакультетской газеты
· Конкурс на лучшуюакадемическую группу факультета
· Выборы главысамоуправления
· День рождениясамоуправления
Студентыфакультета естественных наук принимают активное участие в следующих мероприятиях:
· конференциях ивстречах:
· семинарах ипрограммах:
· проектах
· научно-исследовательскихэкспедициях
· экологическихакциях
· культурныхмероприятиях
Внеучебнаяработа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественнойподготовки специалистов и проводится с целью формирования у студентовгражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научныхценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивногоповедения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.
На факультете определеныследующие основные направления внеучебной работы со студентами:
· Формирование устудентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных,культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранениетрадиций вуза;
· Информационноеобеспечение студентов и сотрудников факультета через информационные стенды,факультетскую прессу и другие средства информации;
· Организацияработы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;
· Организацияработы кураторов академических групп, в том числе и проведение рабочихсеминаров и совещаний, направленных на совершенствование воспитательногопроцесса;
· Разработкапредложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы,подготовка методологической и локальной нормативной документации по организациивнеучебной работы на факультете;
· Организациявоспитательного процесса, связанного с художественно-творческой деятельностьюстудентов, проведение смотров-конкурсов на факультете;
· Организация попервичной профилактике наркомании и ВИЧ- инфекции на факультете;
· Внедрение впрактику воспитательной работы научных достижений, результатов социологическийисследований;
· Проведениеанализа и контроля воспитательной работы, проводимой на факультете,распространение передового опята работы других факультетов и вузов;
· Организацияучастия студентов в мероприятиях вузовского, городского и т. д. уровней;
· Содействие вработе студенческой профсоюзной организации факультета, других общественныхорганизаций, клубов, объединений;
· Подготовкапредложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизнифакультета;
· Осуществлениевзаимосвязи соответствующих структур вуза с профессорско-преподавательскимсоставом кафедр факультета по организации воспитательной работы.
Для координации работыорганизаций, принимающих участие в осуществлении внеучебной работы, создансовет по внеучебной работе.
Ежегодно на совете повнеучебной работе утверждается координационный план мероприятий, которыйдоводится до всех структурных подразделений университета и общественныхорганизаций.
На 2008-2009 учебный годэтот план включает такие мероприятия, как:
1. Осенью: заселениестудентов в общежитие; знакомство первокурсников с кураторами, деканатом,уставом, структурой, историей и традициями факультета, правами, обязанностями иправилами поведения; выявление пожеланий студентов о проведении мероприятий нафакультете; организация постоянного выхода факультетской газеты «ФЕНИКС»;подготовка и проведение мероприятий, посвященных «Дню пожилого человека» и «Днюучителя»; проведение старостата для 2-4 курсов; подготовка и проведениепраздника «Посвящение в студенты»; презентация студенческого самоуправления;организация предметных олимпиад для школьников (очных, заочных иИнтернет-олимпиад); внутрифакультетский конкурс на лучшуюнаучно-исследовательскую работу; подготовка к студенческому фестивалю «ВеселыйДЯФ».
2. Зимой: участие встуденческом фестивале «Веселый ДЯФ»; проведение мероприятий, посвященных «Днюборьбы со Спидом»; подведение итогов работы студенческого самоуправления;подготовка и проведение «Новогоднего праздника» на факультете; подготовка ипроведение праздника «Татьянин День»; подготовка и проведение праздников «14февраля» и «23 февраля».
3. Весной:подготовка и проведение праздников «8 марта» и «День рождения факультета»;подготовка и проведение «Недели науки»; выезд студентов «День самоуправления»;подготовка и проведение «Последнего звонка»; и проч.
В течении всего учебногогода проводятся такие работы, как организация предметных олимпиад для студентови школьников; разработка и постоянное сопровождение сайта факультета;разработка англоязычной версии сайта; издание монографий; разработкаэлектронной факультетской библиотеки; ведение летописи истории факультета,создание стенда по истории факультета.
Студенты факультетаискренне заинтересованы жизни университета и личного самообразования, о чемсвидетельствует их активное и успешное участие в различных мероприятиях иакциях. Чего только стоят ежегодные студенческие конференции с их постояннымилидерами-участниками и участницами, которые год за годом показывают самыелучшие результаты, постоянно повышая уровень своего развития.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА
 
В наши дни все большуюроль в системе образования играет экологическое воспитание и образование. И этовполне объяснимо, ибо современное общественное развитие характеризуетсяосознанием того, что необходимо оздоравливать окружающую природную среду.Кризисное состояние окружающей среды вызывает сегодня не меньшую тревогу, чемсостояние экономики, политики, нравственности и культуры общества.
Деятельность человекапривела к глубоким преобразованиям окружающей среды, в том числе и всейбиосферы. Социоприродные экосистемы во многих странах и регионах стали нетолько неблагоприятными для жизни человека, но даже губительными для него.Сегодня возникла острая необходимость создания гармоничного взаимодействиячеловека с окружающей средой, при котором будет сохраняться и развиватьсябиосфера как условие существования человечества.
Выход из кризиснойэкологической ситуации не может произойти автоматически и предполагает нетолько самые решительные социально-экономические, политические и правовые мерысо стороны общества, но и существенную перестройку в духовно-практическихотношениях людей к природе. Формирование экологической культуры, основанной наобщечеловеческих ценностях и приоритетах, осознаётся как имманентное условиепедагогического образования.
Под экологическим воспитанием принято понимать процессцеленаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знаниенаучных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическаякультура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде,ответственное отношение к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс,нацеленный на развитие у людей экологического стиля мышления, гуманногоотношения к природе, активной жизненной позиции в борьбе за утверждениепринципов разумной экологической деятельности.
Воспитанием людей в духелюбви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература,кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжениивсей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования.Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий идосуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды ипищи —все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяетсясреда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученыхв освещении экологических проблем. Судьба Байкала и Арала, переброска стока реки строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природывсколыхнули общественное мнение, стали катализатором развития экологическогодвижения.
Формированиеэкологической культуры невозможно без общения человека с природой. Оно делаетлюдей любознательнее, возвышеннее и добрее. Благодаря человеческой активностиприрода отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это происходит в процессепостижения значения природы в жизни людей, когда в ходе экологическогообразования утверждаются мировоззренческие взгляды и убеждения. Не менее важнымканалом развития личности оказывается обращение к природе с цельюудовлетворения потребности в «естественной красоте». Источнику формированиясострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому. И наконец, необходимымфактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезныйтруд в мире природы, практика природопользования.
Основными принципамиэкологического образования и воспитания являются: комплексность имеждисциплинарный подход; систематичность и непрерывность изученияэкологического материала; сочетание обучения с выходом в сферу практики;взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов; учет возрастныхособенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.
Одним из главных способовдостижения гармонизации отношений человека и природы должна стать экологическаякультура как новый способ самосохранения общества. Понятие «экологическаякультура» должно рассматриваться нами в контексте устойчивого развития,коэволюции. Слово «культура» — одно из наиболее употребляемых в современнойречи. Оно произошло от латинского (cultura-возделывание, воспитание, развитие,почитание). Культура -исторически определенный уровень развития общества ичеловека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, атакже в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Вмещающий объем этогопонятия огромен. До настоящего времени не выработано единое, универсальноеопределение понятия «культура». По подсчетам американских ученых А.Кребера иК.Клакхона, проведенным ещё 30 лет назад, уже в то время в научных работах былопредложено 164 определения понятия «культура». Это объясняется сложностью имногосторонностью культуры как социального явления. Многоаспектность понятия«культура», вызвавшая к жизни такое множество определений, отражает всёмногообразие материального и духовного богатства, которое создавалось человекомв течение тысячелетий. Большинство современных исследователей признают, чтокультура как способ жизнедеятельности человеческого сообщества являетсяодновременно процессом и результатом, совокупностью социальных норм и особойзнаковой системой, включает уровень развития общества и отношения людей междусобой, подразумевает своеобразие жизни наций и народов и универсальныенепреходящие ценности.
Мыслители прошлоговыделяли различные составляющие понятия «культура» как приоритетные. Но Цицеронвпервые выделил образовательный аспект культуры, считая его наиболее важным. Онупотребил слово «cultura» в контексте «возделывание души». «Как плодородноеполе без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души — это иесть философия». Если задать вопрос: «Что же отражает это поле, чтовозделывается этим способом деятельности, что впитывается с его помощьюобществом, что развивается и преобразуется?»- ответ будет один: «Природа».Культура — это явление, понять которое невозможно, не соотнеся его с природой.Не случайно самые короткие и емкие определения культуры включают понятие«природа» .
Экологическая культура – это уровень восприятия людьмиприроды, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношениечеловека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду неотношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а толькоотношение его самого к миру, к живой природе
Но, к большому сожалению,проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы,посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить этусферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблемеэкокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; онвпервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемамичеловеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, ЛеШателье-Брауна, Б. Коммонера и др.
Экологическая культура – это восприятие человеком природы иокружающей среды, это отношение человека к животным, природным ресурсам –вообще ко всему, что исходит от природы.
3.1 Формирование экологической культуры подростков
В современную эпохуэкологические проблемы затрагивают интересы каждого человека, человечество вцелом.
Вопрос об экологическомобразовании сам по себе не новый. Он получил развитие в работах И. Т.Суравегиной (экологизация курсов биологии и создание курсов по экологиичеловека), А. Н. Захлебного (методика организации экологических троп), Н. Н.Черновой (модель экологического образования в нашей стране) и другихисследователей. В этих работах большое значение отводится школе, котораяпризвана дать подрастающему поколению представления о взаимосвязи окружающейсреды и здоровья человека. В целом под экологической культурой принято пониматьсплав знаний, убеждений, навыков и умений в области взаимоотношений природы ичеловека
Экологическая культура(по Н. М. Романенко) — это сложное личностное образование в себя:
· ответственность за состояние окружающей среды;
· наличие экологических взглядов и убеждений;
· опыт деятельности по изучению и охране природной среды;
· системe научных понятий по проблемамэкологии и биологии .
Показателямиэкологической культуры является внешний и внутренний уровни культурности. Онитесно связаны между собой: внутренний уровни культурности определяет внешнийуровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей,в стиле общения с окружающими. В структуре экокультуры принято выделять семькомпонентов: мотивационно-целевой, содержательный, операционный,личностно-волевой, эстетический, валеологический, этико-правовой. Соотношениевыделенных компонентов экологической культуры с психофизиологическимиособенностями подростков позволило предположить, а экспериментальная проверкапозволила сделать вывод о том, что в подростковый период наиболее значительнымиявляются мотивационно-целевой (формируются взгляды и убеждения относительноприроды, сбережения ее богатств) и операционный компоненты. Начинаетразвиваться содержательный компонент (система научных знаний по экологиибиологии и охране природы).
На основании этого намибыло выделено три уровня развития экологической культуры: низкий, средний,высокий.
Подросток с высокимуровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкийкругозор, более полные знания по экологии и биологии, т.к. много читаетдополнительной литературы. Ответы на поставленные вопросы у негоаргументированы. Такой подросток способен к объективной оценке поступковтоварищей в природе, самокритичен к собственным действиям. Общителен, легконаходит общий язык со сверстниками. Принимает активное участие в разработке ипроведении мероприятий, посвященных дню защиты природы, дню птиц и т.д.
Подросток со среднимуровнем развития экологической культуры, как правило, отличаются по степениполноты знаний в области экологии и биологии. Не умеет при ответах оперироватьосновными понятиями по экологии и биологии. Подчас он необъективен в оценкесвоих поступков в природе. Принимает активное участие в общеуниверситетских и экологическихмероприятиях.
Подросток с низкимуровнем развития экологической культуры имеет узкий кругозор, знания поэкологии и биологии носят фронтальный характер. Полностью отсутствуетсамокритичность. Такие студенты не знают основных норм поведения в обществе,проявляют грубость в общении с другими людьми. Не принимают участия вмероприятиях посвященных экологическим проблемам. Недостаточно развитамировоззренческая культура, творческое мышление.Все это препятствует восприятиюэкологических проблем, как личностно значимых.
3.2 Биосферноемировоззрение
БлаженныйАвгустин разделял государства на те, которые составляют “Град Божий” и “ГрадЗемной”. Это примечательная дивизация сохраняется как это ни удивительно,сохраняется до сих пор, но уже в модернизированном виде. Дело всё в том, что вэкологической культуре существует представление о наличии двух видовцивилизаций по признаку отношения и восприятия природы. Во-первых, это биосферные(по Августину – это “Град Божий”) и потребительские (“Град Земной”). Биосферноемировоззрение отличается от потребительского тем, что оно пытаетсяприспособиться к условиям природы, а не подчинить её себе. Поскольку понятно,что человек не животное, а существо высшего порядка и покорять природу ему ненадо, так как заложенные в нём способности превосходят способности другихсуществ, постольку, “биосферный человек” любит, уважает и восхищается природой.Уровень его экологической культуры, если использовать современную терминологию,намного выше аналогичной у потребительского. Последний стремиться подчинитьсебе природу, взять из неё всё что только возможно, выкачать все ресурсы,ничего не возвратив; а после истощения последних – просто покинуть эту территорию:он ведёт экстенсивный тип хозяйствования. Примером здесь может служитьцивилизации Месопотамии и Палестины с Аравийской частью. Крестьяне там незаботились о том, что надо было что-то возвращать природе, из неё толькоизымали ресурсы. В результате эти территории, описанные Страбоном во II векекак самые плодородные земли на Востоке с обилием птиц, животных, деревьев ирастений, превратились в пустыни, которые считаются в экологии деградировавшимиэкосистемами.
Примером жебиосферной культуры может служить древнеегипетская цивилизация, индейская,византийская, русская (до 1917 года). В этих государствах человек подходил кприроде как к матери, дававшей пропитание, как к заботливой хозяйке, котораяпри разумной деятельности может обеспечить всем необходимым. Но при этом небыло панического страха перед смертью, человек прекрасно понимал, что этонеизбежность, поэтому никого не страшила перспектива умереть в бою с врагом,что на метаэкологическом уровне означало то, что природа соразмеряет количестворесурсов с тем, сколько человек она сможет “прокормить”. Поэтому населениеупомянутых стран оставалось приблизительно на одном уровне. Но при увеличениичисленности населения, природа включала свои защитные механизмы (болезни,эпидемии, голод-неурожай, война), что приводило к снижению популяции Земли.Здесь возможно привести пример цивилизации индейцев Северной Америки. Индеецбыл связан с природой, брал из неё необходимое для поддержания жизни и столькоже возвращал; к ресурсам он относился рационально: из одного бизона, накоторого охотился, приготовлял пищу, из его внутренностей – различную утварь, аиз шкуры – себе одежду. Биосферная и потребительская цивилизация постоянновраждовали, между ними существовал непреодолимый антагонизм. На всякое действиеодной, по “закону Б. Коммонера” наступало противодействие другой; поэтому наземле существовал постоянный очаг войны. К примеру, сейчас идёт война“биосферной” Индии и “потребительского “Пакистана” или Югославии против“потребительского” НАТО и США.
Но, конечно, можнозадать справедливый вопрос, почему экология впервые получила такоераспространение в потребительских государствах Западной Европы и США, а не в“биосферных”. Но ответ на этот вопрос очевиден, последние не нуждаются в охранеприроды, ибо они сами её производное. А в первом случае лишь, поскольку имстала угрожать деградация и вымирание. Но следует отметить следующий факт. Внастоящее время между государствами стираются границы, уничтожается культурнаяспецификация, а поскольку природа и её ресурсы общие и принадлежат всемучеловечеству, постольку проблема глобального “экокризиса” стоит перед всемилюдьми без исключения. Если погибнет Земля, то никто не сможет спастись: нибиосферные, ни потребительские государства. Ни у кого нет альтернативы улететьс Земли, основав цивилизацию на какой-либо пригодной для жизни планеты (тактаковая не существует), поэтому каждый должен решить для себя, как емуотноситься к природе, окружающему миру, выработать в себе “экологическуюкультуру”, только тогда станет возможной решение проблемы деградация планеты.
Поэтомусейчас практически в спешке, люди создают экологические дисциплины, вводятпреподавание экологии в школе, приучают молодых членов сообщества уважатьприроду, не вмешиваться в естественные процессы*, любить окружающий мир,бережно относиться к её богатствам. Но, не смотря на это, уровень экологическойкультуры остаётся крайне низким. Во многом, ресурсы растрачиваютсянерационально, мало возвращается обратно в природу. Во многом, человеквоспринимает природу как бездонный сосуд, из которого можно брать бесконечноеколичество богатств и ресурсов. Вместо рационального подхода господствуетпотребительский. К примеру, почему бы не заменить производство спичек надревесной основе, спичками с основой из вторсырья? Ведь в самой мелочипроявляется отношение к природе. Более того, на изготовление бумаги идётогромное количество древесины, а используется особенно в России крайне нерационально, ведь возможно организовать или восстановить пункты приёмамакулатуры и создавать бумагу из неё. Возможно также, что потребительскоеотношение в нашей стране к природе происходит оттого, что территория Россииимеет необозримые просторы, люди думают, что богатств хватит на всех, что ихбесконечное количество, поэтому их можно не беречь, однако это неверноеотношение.
От уровняэкологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человекостаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующеймутацией. Именно на такую дисциплину как “экологическая культура” сегоднявозложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействиявымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти кпроблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредствомобразования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всегозаконодательства.

ВЫВОД
 
В этом году встуденческой научной конференции принимали участие студенты всех курсовспециальностей «Экология» и «Биология». Широта и многообразие проблем, вкоторых заинтересованы студенты, еще раз подтверждают их профессиональность ипонимание своей специальности и ее важности. Это и состояние городского сада, иплан его развития, и экология и распространение ржавчинных грибов на территориигорода Кургана, и пиреноспороз на злаковых, и динамика биологических комплексовна биогеохимическом ландшафте горельников и многие, многие другие. Особоговнимания заслуживают как участники и организаторы конференций, так и ихзрители, большая часть из которых не только влившиеся в процесс обучения, в«добровольно- приказном порядке» пришедшие первокурсники, а масса студентов,чье сознание и внимание обращено на проблемы, освещавшиеся на мероприятиях. Этоговорит возрастании интереса к специальности в процессе обучения и участия вовнеучебной работе.
Также преподаватели истуденты ФЕН участвовали во Всероссийской научной конференции «Состояниеокружающей среды и здоровье населения», проходившей в г. Кургане. Участие внаучной конференции молодых ученых в городе Екатеринбурге по эколого-химическимпроблемам принимали студенты 4-5 курсов специальности химия. Студенты ФЕН ишкольники организовали и приняли участие в проведении недели экологии игеографии на факультете, в рамках которой прошли встречи с учащимися в школах, школьныеолимпиады, дни открытых дверей в КГУ специальностей ФЕН.
Экологическая олимпиадастудентов ФЕН проводилась в 2 этапа: теоретическом и практическом, в которойприняли участие студенты 1-5 курсов разных специальностей. На практическомэтапе соревновались сборные команды их представителей 1-4 курсов. Победителиотмечены призами и дипломами.
Нельзя забывать и обэкологических акциях, проводимых в 2008-2009 годах. Одна из них- организованнаяДепартаментом природных ресурсов о охраны окружающей среды Курганской области«Чистый берег»- очистка береговой линии и пляжа Голубых озер, в которойучаствовали студенты первого курса экологов. Сюда же можно отнести и проводимуюв 2008 году экологическую акцию по очистке озера «Школьного» в поселкеМалочаусово города Кургана. В акции, организованной преподавателями и«Экологическим обществом», принимали участие большое количество студентов, какмладших, так и старших курсов.
Студенты и преподавателикафедры географии принимали участие в организации и проведении фотовыставки«Мир глазами курганцев». Аспиранты, Студенты и преподаватели принимали участиев международном форуме «ELPIT»городе Тольятти, который был посвящен обсуждению проблем экологии,экологического образования и безопасности жизнедеятельности.
Организацию и проведениесоциологического исследования по проблеме»Экологические традиции в семьяхкурганцев» взяли на себя студенты 4-5 курсов и их руководители. Былиорганизованы и проведены научное исследование по теме «Практикоориентированныхподход к воспитанию экологической культуры студентов вуза» и творческий конкурс« В гармонии с природой»руководителями Несговоровой Н. П. и Савельевым В. Г. Преподавателии студенты 5 курса приняли участие также и в слете юных экологов,организованном экологическим движением «Журавлик».
Нельзя не отметитьучастие студенток 3 и 4 курса специальности Экология в 7 Всероссийскойстуденческой олимпиаде по природопользованию и геоэкологии, которая проходила вгороде Воронеж. Студенты еще раз проявили хорошие теоретические знания ипрактические навыки решения ситуационных задач в сфере геоэкологии иприродопользования.
Также студенты 1-4 курсови их руководители взяли на себя шефство за цветочно-декоративным отделомгородского сада г. Кургана и организацию и проведение комплексногоучебно-исследовательского практикума в п.Искра Звериноголовского района с цельюизучения состояния природных экосистем и влияния на них антропогенного фактора.
Исследование по проблеме«Формирование готовности педагогов к экологическому образованию» частичнозавершено первым выпуском студентов специальности «Экология» в количестве 25человек, 8 из которых получили диплом с отличием.
Все это свидетельствует ивысоких профессиональных качествах руководителей и воспитательного процесса,благодаря которым у студентов формируются высокие гражданские,морально-нравственные, психологические и физические качества, привычкиповедения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными ипедагогическими требованиями, которые способствуют формированию экологическойкультуры во всех ее проявлениях.
Воспитание студенческоймолодежи является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно,согласно закону РФ «Об образовании» профессиональной обязанностьюкаждого преподавателя и сотрудника вуза.
Основнойцелью воспитательной работы в вузе является разностороннее развитие личностистудента как гражданина Российского общества, обладающего глубокимипрофессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, суважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям инравственным ориентирам общества.

Список литературы
 
Банников А.Г. Основы экологии иохрана окружающей среды; М., 1999 г.
Новиков Ю.В. Экология, окружающаясреда и человек; М., 2000 г.
ГлазачевС.Н., Козлова О.Н.Экологическая культура — М.: Горизонт, 1997.— 208 с.
Дерябо С.Д.,Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону:Издательство «Феникс», 1996. – 480 с.
sovet.fizteh.ru/materials/minobrinauki/recomendation_o.html
rtf.ustu.ru/Vneuchebnaja-zhizn.22.0.html
www.ecoforum2.narod.ru/hem41/yasvin.htm
www.ecotown.khv.ru/NoteOleg03.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.