Влияние физическоговоспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьноговозраста
Введение
Детипостоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно – ведь у детейесть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знаетграниц, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий,некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самымсоздают множество трудностей, как для себя, так и для него самого – в школе, а позжеи в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеномв подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет кродительской заботе и любви особые требования. Не всегда легко понять поведениеребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны длятого, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического идуховного развития. Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждогоребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными. Впоследнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги,статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителямсоветы, приказывают, информируют и
предостерегают,как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано,что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние нанормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а еслиэти занятия проводятся на свежем воздухе-то и закаливают организм. Правильно проводимыефизические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельностьи самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество,выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научитсяопределенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли онправильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Своевременноеразвитие основных двигательных навыков почти так же важно, как и своевременноеинтеллектуальное развитие ребенка – например, развитие речи.
Физическоевоспитание детей нельзя полностью осуществлять только на уроках физическойкультуры. Чтобы ваш ребенок был не только умным, но и ловким, здоровымфизически, тогда родители и ребенок должны заниматься спортом. Ни у кого невызывает сомнения, что дети зимой любят кататься на санках с горок, а к лыжамтянутся с раннего возраста. Но то и другое обеспечивают высокий закаливающийэффект – занятия-то проходят на свежем воздухе. В любое время года школьники должныпроводить на свежем воздухе 2–3 часа в игровых движениях. Физическое воспитаниедетей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения инепосредственного участия [4; 123].
Объект исследования:общаяфизическая подготовка детей младшего школьного возраста.
Предметисследования: влияние физического воспитания в семье на общую физическуюподготовку.
Цельисследования: изучить влияние физического воспитания в семье на общую физическуюподготовку.
Задачи:
1) изучитьособенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.
2) рассмотретьособенности физического воспитания в семье.
3)разработать комплекс утренней гимнастики для детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, чтофизическое воспитание в семье влияет на общую физическую подготовку детеймладшего школьного возраста.
Методыисследования:
1.Эмпирические (наблюдение, эксперимент)
2.Практические
1. Теоретическийаспект физического воспитания в семье детей младшего школьного возраста
1.1 Роль семьи в воспитании ребенка
Всестороннеевоспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальнаязадача, решаемая обществом и семьей.
Семья – это коллектив,члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями.
Семья – этомалая социальная группа, связанная брачными или родственными связями. У семьи можетбыть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой форме онаудовлетворяет:
1) репродуктивная(биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности благодарярождению детей);
2) социальная(необходимо, чтобы последующее поколение было количественно большепредыдущего);
3) функцияпервичной социализации детей (постепенное введение ребенка семьей в общество);
4) воспитательная;
5) экономическаяи хозяйственно-бытовая (заключается в обеспечении биологического существованиясемьи);
6) медицинская(поддержание физического здоровья членов семьи)
Будучи членомсемейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодарякоторым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями ороли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияниеродителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальнойячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленностиих интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат. Отсемейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогическихвоздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет ватмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Семью укрепляют общие дела и заботы,будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому воспитателирасценивают организацию совместного досуга не только важное средство воспитанияребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое воспитаниеимеет большое значение для семьи. Понятие «Физическое воспитание» – о чемговорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле.Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенныхвоспитательно-образовательных задач, характеризуются всеми общими признакамипедагогического процесса. Отличительные особенности физического воспитания определяются,прежде всего, тем, что этот процесс, направленный на формирование двигательныхнавыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. Семья во многомопределяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активностьи инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослыхв разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность(обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионныхспортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенновосприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизнисемьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровыйобраз жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье [6;64].
1.2Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста
Младшийшкольный возраст характеризуется относительно равномерным развитиемдвигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаковего различна. Так, длинна тела увеличивается в этот период в большей мере, чемего масса. Исследования показывают, что младший школьный возраст являетсянаиболее благоприятным для направления роста подвижности во всех основахсуставах. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна,содержат в своем составе лишь небольшое количество белков и жира. При этомкрупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. В этом возрасте почтиполностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчиваетсярост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционированиенервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения. К концупериода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легкихвзрослого. Для практики физического воспитания показатели функциональныхвозможностей детского организма являются ведущими критериями при выборефизических нагрузок, структуры двигательных действий методов воздействия наорганизм. Для детей младшего школьного возраста естественной являетсяпотребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностьюпонимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком впроцессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети7–10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активностьдевочек на 16–30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляютдвигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей долеорганизованных форм физического воспитания. По сравнению с весенним и осеннимпериодами года зимой двигательная активность детей падает на 30–45%, а упроживающих в северных широтах и на Крайнем Севере – на 50–70%. Ученыеустановили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечитьдетям при выполнении ими разных видов физических упражнений. После учебныхзанятий в школе дети должны не менее 1,5–2,0 ч провести на воздухе вподвижных играх и спортивных развлечениях. Младший школьный возраст являетсянаиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростных икоординационные способности, способность длительно выполнять циклическиедействия в режимах умеренной и большой интенсивности) [15; 187–190].
1.3 Общаяфизическая подготовка и ее особенности
Термин«физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физическоговоспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическуюподготовку и специальную.
Общаяфизическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития.Специальная физическая подготовка – специализированный процесс, содействующийуспеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования.Физическое развитие характеризуется изменениями 3 групп показателей:
1) Показателителосложения (длина тела, масса тела, осанка).
2) Показатели(критерии) здоровья.
3) Показателиразвития физических качеств (силы, скоростных особенностей, выносливость).
Характерфизического развития как процесс изменения указанных показателей в течениежизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей.Процесс физического развития подчиняется закону возрастной ступенчатости.Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можнотолько на основе учета особенностей и возможностей человеческого организмаразличные возрастные периоды.
Процессфизического развития подчиняется закону единства организма и среды и,следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. Условиябыта, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют нафизическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функцийорганизма. При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важноучитывать ее особую необходимость и наибольшую эффективность в решении задачфизического развития, образования и воспитания. Необходимо исходить из того,что повседневная двигательная активность является естественной потребностьюрастущего организма и непременным условием физического развития, укрепленияздоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиямвнешней среды. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительносвидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточноиспользуются средства физической культуры в школе, внешкольных учреждениях и вдомашнем быту. В результате улучшения физического развития и укрепленияздоровья достигается существенное улучшение работоспособности учащихся.
Физическаякультура в школьном возрасте имеет большое значение и для обучения необходимымв жизни двигательным умениям, навыкам. Цель физической культуры – способствоватьвсестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника иподготовке детей к жизни, в первую очередь к приобретению профессии и успешномувключению в трудовую деятельность.
Физическаякультура – это занятия физическими упражнениями, закаливанием и туризмом,соревнование по разным видам спорта. К основным занятиям физическимиупражнениями младших школьников являются: урок физической культуры, гимнастикадо занятий, физкультминутки, подвижные игры на перемене, занятие в спортивныхкружках и секциях. Гимнастика помогает стать стройным и сильным. Легкаяатлетика и лыжные гонки помогают стать выносливым. Гимнастика до занятий нужнадля того, чтобы подготовить организм к урокам. Физкультминутки нужны для того,чтобы организм отдохнул. Если у школьника предостаточно развита сила, то емудают задания на выполнение силовых упражнений. Развитие физических качествизмеряют с помощью тестовых упражнений. Общеразвивающие упражнения оказываютположительное влияние на сердечно-сосудистую систему ребенка. Ритмичность,дозированность, периодическое увеличение и снижение нагрузки при выполнении упражненийспособствует укреплению сердечной мышцы. Важнейшее влияние упражнений оказываетна формирование и развитие нервной системы ребенка. Для формированияопорно-двигательного аппарата физические упражнения играют самую главную инепосредственную роль. Осанка – один из важнейших показателей здоровья. Фундаментздоровой осанки закладывается с раннего детства посредством физическихупражнений, правильного питания, закаливания. [8; 123]
К общимзадачам физической культуры относится:
1) Содействоватьнормальному формированию, гармоничному развитию растущего организма; укреплять здоровье,повышать сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
2) Обучатьосновам техники движений; формировать и совершенствовать умения и навыки,обучать сознательному, творческому применению их в изменяющихся условияхдвигательной практике.
3) Совершенствоватьдвигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества; приучатьдетей разумному использованию сил в соответствии с задачами.
4) Воспитыватьпотребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и использованиедругих средств физической культуры;
Воспитыватьвысокие нравственные качества, приучать к организованности,дисциплинированности, ответственности за свои действия. Таким образом,отличительной чертой физического воспитания является то, что оно обеспечиваетсистемное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитиефизических качеств человека. Физическая культура детей младшего школьноговозраста осуществляется в трех сферах:
1) в учебныхзаведениях, составляющих систему среднего образования
2) ворганизациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями.
3) в семье. [10;65]
1.4Особенности физического воспитания в семье детей младшего школьного возраста
Физическоевоспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являютсяобучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальнымифизкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурныхзанятиям. Воспитание физических качеств является не менее существенной сторонойфизического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующих развитиемсилы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплексестественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественныеизменения его функциональных возможностей. Все физические качества являютсяврожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходиморазвивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретаетспециально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говоритьне «развитие», а «воспитание физических качеств». В процессе физическоговоспитания приобретает также широкий круг физкультурных и спортивных знанийсоциологического, гигиенического, медико-биологического и методическогосодержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями болееосмысленными и в силу этого более результативным.
К задачам,решаемым, в этом возрасте относится:
1) укреплениездоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействиегармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятнымусловиям внешней среды;
2) овладениеосновами разнообразных жизненно важных движений;
3) развитиекоординационных (равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования впространстве) и кондиционных (выносливости и гибкости) способностей;
4)формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияниифизических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитиедвигательных способностей;
5) выработкапредставлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах иинвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
6) приобщениек самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,использование их в свободное время на основе формирования интересов копределенным видам двигательной активности;
7) воспитаниедисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнениях. [11; 190]
Физическоевоспитание представляет собой процесс решения определенныхвоспитательно-образовательных задач, которому присуще все признакипедагогического процесса. Отличной же особенностью физического воспитанияявляется то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений инавыков и направленное развитие физических качеств человека, дееспособность. [4;145]
Средствафизического воспитания
Одним изсредств физического воспитания детей младшего школьного возраста в семьеявляется физическая культура. Она включает массаж, гимнастику,спортивные упражнения, подвижные игры, а также закаливания.
Массаж – механическое воздействиеспециальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание) накожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает наорганизм разнообразное влияние. Массаж назначается в зависимости отфизиологических особенностей.
Гимнастическиеупражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения– это произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражение кожно – мышечно-нервногоаппарата. Пассивные упражнения производит взрослый. Это движения, при которыхне обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движенияруками или сгибание и разгибание ног). Температура при выполнении массажа игимнастических упражнений должна быть не выше 20–22°. Во время выполненияупражнений у ребенка поддерживают положительный эмоциональный тонус, радостноенастроение, не допускают переутомления. Формирование правильной осанки – однаиз важнейших задач физического воспитания детей младшего школьного возраста.При неправильной осанке (при круглой спине) особенно страдают органы дыхания: сдавливаютсяверхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильноедыхание. Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходныхположений (вертикального, положения сидя, лежа на спине, на животе, на боку).Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль.Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у ребятправильной осанки, тренируют и усиливают деятельность всех органов и систем(сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной) подготавливают организм ребенка ктем нагрузкам, которые предстоит ему преодолеть в процессе деятельности втечение дня. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивание,упражнения для разных мышечных групп. Родители должны быть знакомы с проведениемосновных упражнений для того, чтобы и дома было включать их в утреннююгимнастику. В настоящее время родители довольно часто устраивают так называемый«стадион на дому».
Спортивныеупражнения включают катание на санках, ходьбу на лыжах, бег на коньках, ездуна велосипеде, игру в городки. Для катания на санках необходимо, строгоучитывать погодные условия, и не только температуру воздуха, но и силу ветра.Легко одетый ребенок более подвижен и поэтому не переохлаждается. Но прежде чемразрешить детям преодолеть первый спуск, убедитесь, что снег достаточно плотнымслоем покрыл склон, и на нем нет посторонних предметов – камней, пней, а такжеям, бугров и других не ровностей. Для первых шагов на лыжах лучше подобратьукороченные лыжи – на 15–20 см меньше «нормы». В начале дети овладевают движениембез палок, а затем дают им палки. Продолжительность ходьбы на лыжах увеличиваютв зависимости от возраста и умений ребят постепенно- с 15–20 до 40 минут. Этотвид движений укрепляет и развивает все основные группы мышц, способствуетсовершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Бегна коньках способствует формированию правильной осанки, укрепляет связки стопы.Езда на велосипеде способствует развитию физических качеств – выносливости,ловкости, укрепляет мышцы ног и стопы. Все виды перечисленных спортивных упражненийшироко используются родителями, когда ребенок дома – в выходные и праздники. [14;27–56]
Подвижныеигры созданыдля того, чтобы показать достижения детей в разных семьях. Игра – относительносамостоятельная деятельность детей и взрослых. Подвижная игра относитсяк тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений.Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия,мотивированные ее сюжетом. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизничеловека, использовалась с целью воспитания и физического развитияподрастающего поколения. При правильной организации занятий с учетом возрастныхособенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игрыоказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укреплениекостно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанкиу детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма. [5;7–13]
Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.
При закаливании тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы – солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.
Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В помещениях для детей его температура не должна превышать 200 (это максимум для детей раннего возраста) и 180 (для дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне – от 160 до 230. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.
Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.
Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.
Прогулки младших школьников должны в совокупности продолжаться ежедневно не менее 4 часов.
С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.
Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом – по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство – после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур.
Основные принципы их правильного применения должны знать все родители: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья (процедуры проводятся, когда ребенок здоров); комплексное использование природных факторов и климатогеографических условий.
По традиции, закаливание связывают с адаптацией только к холоду, что снижает ее эффективность.
Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть – при соблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают), в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.
Полезно принимать солнечные ванны в движении – в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка. Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.
Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с древнейших времен. Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные. К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым – умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала теплой, затем прохладной водой.
Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой – 24–250, затем теплой – 360 и вновь холодной. Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. [16; 87]
Формы физического воспитания в семье
Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.
Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, выносливость, сочетают в себе познавательную и двигательную активность. Подготовка к походу. Собираясь в дальнюю прогулку или в поход на 2–3 дня, взрослые должны проявить внимание к одежде, обуви, снаряжению. Младшие школьники принимают самое активное участие в подготовке инвентаря: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.
Длительная прогулка с ребенком требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.
Для семилетних возможна прогулка до 40–45 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км. Продолжительность ходьбы должна увеличиваться постепенно. Так же постепенно включаются и препятствия, которые надо преодолевать на пути. Взрослым следует хорошо знать возможности естественного окружения, которые желательно использовать для упражнений детей в разнообразных видах движений. Это могут быть различные канавки, пригорки, мостики, деревья, пеньки, камни, дорожки с разным покрытием (песчаные, травянистые) и т.п.
Ходьба во время длительных прогулок не должна быть однообразной, так как это не столько физически утомляет детей, сколько оказывает неблагоприятное влияние на их нервную систему.
Влияние плавания на организм человека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной среде располагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массы тела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Под действием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой и массируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду и преодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубина дыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует его терморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во время плавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы, упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторения определенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемость его простудным заболеваниям.
Великолепным оздоровительным средством в зимнее время служат лыжные прогулки. Лыжные прогулки в лесу оказывают также положительное эмоциональное влияние: наслаждение зимним пейзажем, быстрыми спусками с горы т.д.
В отличие от бега ходьбе на лыжах детей надо обучать. Ведь, право, больно и обидно становится смотреть на школьников, большинство из которых очень неловко и неумело передвигаются на лыжах. Самое главное и одновременно трудное – суметь заинтересовать ребенка, дать ему возможность почувствовать удовольствие от скольжения на лыжах сначала по ровной снежной поверхности, потом по наклонной
Катание на коньках стимулирует двигательную активность дошкольников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую закалку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжение и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свод стопы. Значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное
напряжение.
Езда на велосипеде оказывает сильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
Бег имеет огромное значение для здоровья, достижения гармоничного телосложения, развития умственных способностей. Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо
регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Оно выполняется преимущественно на свежем воздухе, не требует специального оборудования. Умение быстро и ловко бегать помогает ребенку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности. Беговые нагрузки дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей: для ослабленных ребят бег на короткое расстояние в невысоком темпе постепенно укрепляет их здоровье, а тренированный ребенок пробегает больше и темп его бега выше. Велико значение бега для воспитания выносливости. Помимо закаливания, бег в неблагоприятных условия укрепляет характер детей, их настойчивость, выдержку, создает привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.
Спортивный танец является одной из форм физкультурно-оздоровительной работы, завоевывающей все большую популярность в повседневной жизни. Удачное сочетание комплексов физических упражнений с элементами акробатики, художественной гимнастики и танцевальных ритмических мелодий приобретает физкультурно-оздоровительную направленность. Обучение спортивному танцу начинают с разучивания комплекса ритмичной гимнастики, который по частям (3–4 упражнения) включается в содержание утренней гимнастики физкультурного занятия, индивидуальной работы на прогулке (упражнения разучивания без музыкального сопровождения). Танцевальные движения должны быть легко выполнимы для детей и интересны им по содержанию.
Физкультурные развлечения (подвижные игры и их варианты, народные игры) проводятся не реже одного раза в месяц. Форма работы предполагает проявление двигательной самодеятельности. Важно заботиться об эмоциональном эффекте игровых занятий. Значительное место в программах физкультурных развлечений занимают задания соревновательного типа. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к физическим упражнениям, учат детей оценивать свои возможности и управлять своим поведением.
Физкультурные праздники созданы для того, чтобы показать достижения наших спортсменов. В программу праздника включается общеразвивающие упражнения, игры со спортивными элементами и подвижные игры. На протяжение всего праздника необходимо максимально активизировать каждого участника, уместно использовать юмористическую шутку.
Домашнее задание по физкультуре детям лучше давать в занимательной форме. Очень важно организовать помощь со стороны родителей. Но делать это надо тактично, без назиданий и нравоучений. На физкультурном занятии тем, кто не умеет прыгать или делает это плохо, рекомендуется взять с собой скакалку и учиться дома с родителями. Критерием выполнения задания служит наиболее качественное выполнение ребенком со стороны родителей. [17; 156]
2. Эмпирическое исследование
2.1Организация исследования
Цельисследования: изучение влияния физического воспитания в семье на общуюфизическую подготовку детей младшего школьного возраста.
Задачиисследования:
1) Выявитьуровень физической подготовки детей младшего школьного возраста черезконтрольные упражнения.
2) Провестиобработку результатов диагностики и проанализировать их.
3) Разработатькомплекс утренней гимнастики для детей младшего школьного возраста.
Этапыисследования:
1. Подготовительныйэтап (подбор диагностического инструментария, определить базу исследования)
2. Основнойэтап (осуществление исследования)
3. Заключительныйэтап (анализ результатов, написание выводов, разработка рекомендации)
Базаисследования: МОУ «Крутоосыпская школа-сад»
Выборкаисследования: 5 семей, учащиеся 2,3 класса в количестве 5 человек, из них 3-девочка,2 – мальчика, возраст – 7–9 лет.
Диагностическийинструментарий: тестирование.
Тестирование– это стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развитияспециальных способностей, волевых качеств человека и с других сторон еголичности.
2.2 Анализрезультатов и выводы
Исследованиевключает 3 вида эксперимента:
– констатирующий;
– формирующий;
– контрольный;
Констатирующийэксперимент был проведен в январе месяце 2009 года. Учащимся 2,3 классов былипредложены контрольные упражнения (прыжки в длину с места, челночный бег,поднятие туловища, шестиминутный бег), с помощью которых мы определили уровеньфизической подготовленности учащихся 7–9 лет. Обработав полученные данные, мыполучили следующие результаты (таблица №1).
Таблица №1. Результатыуровня физической подготовленности (констатирующий эксперимент)
Испытуемый
Координационные
Скоростно-силовые
Силовые
/>Выносливость
Челночный бег (с)
Прыжки в длину с места (см)
Поднятие туловища
Шести минутный бег (м)
м
д
м
д
м
д
м
д
Миша (7 лет)
13
109
13
720
Саша (8 лет)
11,5
108
12
547
Юра (7 лет)
10,8
112
17
752
Лена (8 лет)
11
123
14
489
Вика(9 лет)
10,2
115
15
587
Полученные результаты также представим в виде сводной таблицы:
Испытуемый
Координационные
Скоростно-силовые
Силовые
/>Выносливость
Челночный бег (с)
Прыжки в длину с места (см)
Поднятие туловища
Шести минутный бег (м)
Уровень
Уровень
Уровень
Уровень
Миша (7 лет)
низкий
низкий
средний
средний
Саша (8 лет) низкий низкий
средний
низкий
Юра (7 лет) средний средний
высокий
средний
Лена (8 лет) низкий средний
высокий
низкий
Вика(9 лет) средний низкий
средний
низкий
На втором этапе эксперимента мы разработали детям комплекс утренней зарядки. Предложенный нами комплекс испытуемые выполняли в течение месяца в домашних условиях. Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастики способствует развитию у ребят правильной осанки, подготавливает организм к тем нагрузкам, которые следует ему преодолеть в процессе длительности дня. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнение для разных мышечных групп.
Комплекс утренней гимнастики для учащихся 7–9 лет.
1. Напробуждение мышц (потягивание, встряхивание ногами и руками)
2. Наусиление работы дыхания и сердца (ходьба и бег на месте)
3. Длямышц рук (круговые движения руками, «рывки» руками перед грудью, руки вверх споследующим отведением назад)
4. Длямышц туловища (наклоны вперед)
5. Длямышц живота («велосипед» из положения сидя на полу, поочередное подниманиеправой и левой ноги с хлопком руками под коленом)
6. Длямышц ног (приседания)
7. Нагибкость (наклоны из положения стоя и сидя на полу, маховые движения ногами ируками)
8. Насилу мышц рук (отжимание, подтягивание)
9. Навосстановление дыхания и работы сердца (ходьба с последующим выполнениемдыхательных упражнений).
Таблица №2. Результаты уровня физической подготовленности(кон рольный эксперимент)Испытуемый
Координационные
Скоростно-силовые
Силовые
/>Выносливость
Челночный бег (с)
Прыжки в длину с места (см)
Поднятие туловища
Шести минутный бег (м)
м
д
м
д
м
д
м
д
Миша (7 лет)
10,5
110
15
749
Саша (8 лет)
10,2
123
14
645
Юра (7 лет)
10,5
112
14
746
Лена (8 лет)
10,5
121
16
543
Вика (9 лет)
10,1
123
15
695
Полученные результаты контрольного эксперимента также представим в виде сводной таблицы и сравним их с результатами констатирующего эксперимента.
Испытуемый
Координационные
Скоростно-силовые
Силовые
/>Выносливость
Челночный бег (с)
Прыжки в длину с места (см)
Поднятие туловища
Шести минутный бег (м)
Уровень
Уровень
Уровень
Уровень
конст.
контр.
конст
контр
кон
конт
конст
конт
Миша (7 лет)
низ
сред
низ
низ
сред
выс
сред
сред
Саша (8 лет) низ сред низ сред
сред
выс
низ
низ
Юра (7 лет) сред сред сред сред
выс
выс
сред
сред
Лена (8 лет) низ сред сред сред
выс
выс
низ
низ
Вика(9 лет) сред сред низ низ
средн
сред
низк
сред /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
По данным таблицы можно сделать выводы:
1. Уровень физической подготовленности среди мальчиков и девочек 7 – 10 лет средний.
2. Воспитание в семье влияет на общую физическую подготовку детей.
3. Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль.
4. Поставленная нами гипотеза частично подтвердилась.
Выводы, к которым мы пришли по итогам исследования,
позволяют сделать следующие рекомендации для родителей:
1. Родителидолжны периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образажизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями испортом.
2. Родителидолжны участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физическойкультурой; следить за состоянием физического развития, осанкой и здоровьемдетей.
3. Родителямнеобходимо с раннего возраста прививать своим детям любовь к физическойкультуре.
Заключение
Физическоевоспитание играет огромную роль в воспитании детей. Именно в семье их готовят ксаду, к школе. Учат быть внимательными, аккуратными, вежливыми с взрослыми. Ужек 7 годам ребенок умеет выполнять элементарные физические упражнения. Родителидолжны внимательно следить за развитием детей. Развитие качеств быстроты,ловкости, выносливости тесно связаны с форматированием у детей двигательныхнавыков. Выполнение физических упражнений в разном темпе с различнымиусложнениями, в течение определенного отрезка времени способствует их развитию.В любое время года школьники должны проводить на свежем воздухе не менее 2–3часов в игровых движениях. Также родителям необходимо помнить, что следуетсистематически повышать нагрузку в упражнениях. Если не следовать этойинструкции, то это может повлиять на здоровье ваших детей. Приучать к активномуобразу жизни своих детей необходимо с раннего возраста, так как уже в старшемвозрасте у них будут другие потребности. Необходимо больше времени проводить насвежем воздухе. Найдите время и возможность каждый день погулять с ними наулице. Все понимают важность физических упражнений для развития ребенка.Родители, ответственно относящиеся к здоровью своих детей, конечно же сознаютнеобходимость каких-либо стимулов, побуждающих детей быть более активнымифизически. Развитие навыков занятий физическими упражнениями в раннем возрастеможет стать залогом постоянного стремления человека к здоровому образу жизни.Регулярные упражнения предотвращают и снимают нервно-психическое напряжение,улучшают эмоциональный фон, доставляя детям радость. Физические упражнения сраннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребенка на всюпоследующую жизнь.
Списоклитературы
1. Вайбаума Я.С., Коваль В.И.,Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.:Издательский центр «академия» 2002 г. — 240 с.
2. Вайбаум Я.С. Гигиенафизического воспитания. – М.: Издательский центр «Академия», 1986 г. – 167 с.
3. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитиефизических способностей: Книга для малышей и их родителей. – Ярославль:Гринго, 1996 г. — 176 с.
4. Виленская Т.Е. Физическоевоспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. –Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. — 160 с.
5. Жуков М.Н. Подвижныеигры: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр«Академия», 2000 г. — 160 с.
6. Зубкова Т.С. Организацияи содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособиедля студентов сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, – 2-е изд., –М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.-224 с.
7. Ковалько И. Азбукафизкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток,игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: Вако,2005 г. — 176 с.
8. Курамшина Ю.Ф. Теорияи методика физической культуры. – 2-е изд., исп. – М.: Советскийспорт, 2004 г. – 464 с.
9. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплекснаяпрограмма физического воспитания: Учебное пособие для студентов среднихпедагогических учебных заведений, – М.: Издательство «Просвящение», 2004 г.- 125 с. 10. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качестваподготовки учащихся начальной школы по физической культуре. – М.: Дрофа, 2002 г. –96 с.
11. Минх А.А., Малышева И.Н.основы общей и спортивной гигиены. – М.: Издательский центр «Академия» 2000 г. –156 с.
12. Научно-педагогическийжурнал «Физическая культура в школе».\Школа семейной физкультуры с 69, №2, 2007 г.
13. Сорока Н.Ф. Питаниеи здоровье. – М.: 1994 г.
14. Тонкова-Ямпольская Р.В.,Чертак Т.Я., Ради здоровья детей: Пособие для воспитания детского сада. –М.: Просвещение, 1985 г. — 128 с.
15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теорияи методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия»,2000 г. — 480 с. 16. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическоевоспитание дошкольников: Практикум: для студентов средних педагогическихучебных заведений. – 3-е изд., исп. – М.: издательский центр «Академия»,2000 г. – 160 с. 17. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическоевоспитание дошкольников: Практикум: для студентов средних педагогическихучебных заведений. – 4-е изд., исп. – М.: издательский центр «Академия»,2000 г. – 176 с.