МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Институт Педагогики и Психологии
Кафедра педагогики и методикиначального образования
Реферат
Тема:
«Влияние среды на развитиеличности»
Выполнили:Тишкова А. Д. и Павлова А. В.
Проверила:Бурова Л. И.
Череповец 2010
Человек становится личностьютолько в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми.Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитиепроисходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходитразвитие человека, называется средой. На формирование личности влияютразнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные,школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняясреда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всегосреду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую кближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, какобщественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни,характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.
Каково же влияние средына формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человекапока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадаютвзгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды несуществует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизничеловека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает болеевысокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет емунаиболее благоприятные условия.
Огромное влияние наразвитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. Всемье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формированиягоды жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, вкоторой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересови потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет иусловия, в том числе материальные, для развития природных задатков.Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.
Нынешняя семья переживаетне лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и числосоциально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, сталпричиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричинойроста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в Россиидостигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в странесовершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.
Школа, класс, друзья —следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние настановление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качествавоздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей онстанет.
Что оказывает большеевлияние на развитие человека — среда или наследственность? Мнения специалистовпо этому вопросу разделились. Приверженцы так называемого биогенного(биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдаютнаследственности, а социогенного (социогенетического, — социологизаторского) —среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорциивлияния среды и — наследственности на развитие человека. Результаты оченьпротиворечивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия исследуемыхфакторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкампредставителей социогенного направления, может достигать 90%; влияниенаследственности, считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менеезначимо: 80—90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующиекрайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) к следующемузаключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: изфакторов умственного развития
64% приходится нанаследственные влияния,
16% — на различия вуровне семейной среды,
3% — на различия ввоспитании детей в той же семье и
17% — на смешанныефакторы (взаимодействие наследственности со средой).
Разумеется, наукастремится к точности, это её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзныевычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждыйчеловек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. Вкаких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведётих взаимодействие, зависит от многих случайных факторов, действия которых ниучесть, ни измерить нельзя.
Влияние среды на развитие ребенка с точкизрения педагогики.
В педагогике социум,социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включениятуда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом.С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешнихсоциальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек вопределенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и средавлияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человекуопределяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды.Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает вобществе.
Их может быть несколькоодновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т.е. имеет разный социальный статус.
Статусы бываютврожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) иприобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).
Статус определяет поведениеличности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом,по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение,обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.
Усвоение различныхсоциальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализацииличности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать какпозитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли членасемьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятсяроли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.
Освоение ребенкоммеханизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность всоциальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться,адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всейпоследующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальнойсреды называется социальной адаптацией.
По мнению М. А.Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальнаяадаптация является непременным условием и результатом успешной социализацииребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах:деятельности, общении и сознании.
В сфере деятельности уребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ееосмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствамидеятельности.
В сфере общенияпроисходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление егосодержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладениеразличными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществев целом.
В сфере сознания —формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности,осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формированиесамооценки.
В процессе социализации уребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все»,параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, своюиндивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения,проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.
Таким образом, социальноеразвитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации(овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации(приобретения самостоятельности, относительной автономности).
Если при вхожденииребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации ииндивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения,принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него,свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.
Людьми родились, но не стали
Сейчас мы перейдём кгрустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой длявыявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымыселот начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческойцивилизации, эти события могли иметь под собой реальную почву. В старинныхпреданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанныхживотными. Что в них правда, что вымысел – теперь уже, наверное, не узнать.Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспитанный взвериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чемрассказывал Э. Кондильяк ещё в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15случаев вскармливания человеческих детёнышей волками,5 – медведями, один случай– павианами, другими породами обезьян – не менее 10. Один ребёнок был вскормленлеопардом, один – овцой.
В 1920 г. в Индии докторСинг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат 2 малышей. Это былидевочки, одной из них было лет на вид лет 7-8, другой-года два. Младшую девочкуназвали Амалой, старшую – Камалой.
Как ведёт себя дикийзверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные изджунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причём только ночью.Днём спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.
Младшая девочка вскореумерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет.
Все эти годы доктор Сингвёл подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Двагода ушло на то, чтобы научить её стоять. Через шесть лет Камала начала ходить,но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучиваниепервых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а ещёчерез три года – до ста. Дальше языковой прогресс не пошёл. К этому времениКамала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась естьруками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камалапо уровню своего развития была как четырёхлетний, если не трёхлетний ребёнок.
Вместо вывода вчитаемся вслова Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладаяврождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своегосуществования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человеклишь в обществе может добиться того исключительного положения к которому егопредназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самыхничтожным и неразумных животных…человек всегда только то, что из него делаетобщество…»
Литература
1) ДружининВ. А. Психология и психодиагностика общих способностей. – М.: Наука,1994.
2) ЛобановаЕ. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е. А. Лобанова. –Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
3) ПетровскийА. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие дляВУЗов – М.: Инфра-М,1998. 528с.
4) ПодласыйИ. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.– 576 с.