МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работаПо предмету: Теория и методика изобразительной деятельности.На тему: Влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности дошкольника.
Выполнила студентка заочного отделения
группы 04/474 зд
Багаутдинова Т.А.
Москва 2006
Содержание
1. Введение………………………………………………………………3
2. Изобразительнаядеятельность детей ………………………………3
3. Этапы развития детскогорисунка………………………………......7
4. Творческая деятельность. Влияниеизобразительного
искусства на творческую личностьребенка………………………….15
5. Вывод………………………………………………………………...18
6. Использованная литература………………………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей современного образованияявляется воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так какименно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – времяинформационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которыебудут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основтворческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годысензитивны для творческого развития, а именно для становления процессоввосприятия, памяти, воображения, мышления.
Анализ психолого-педагогической литературысвидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процессдеятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитиеребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого развития являютсяигра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разныестороны развития ребенка. В своей работемы рассмотрим влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности ребенка дошкольного возраста.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Изобразительная деятельность детейизучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюциядетского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализсвязи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка ирисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок сточки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этимсвязано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природудетских рисунков.
По мнению некоторых специалистов, изобразительнаядеятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивногостановления физиологических и психических функций. Рисование при этом играетроль одного «из механизмов выполнения программы совершенствованияорганизма и психики.
В первые годы жизниребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторнойкоординации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит кусвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует вформировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координироватьперцептивные и моторные акты.
Что касается характерныхособенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развитиязрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опираетсяв процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственногоизображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайнемалоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановкепредпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развитияи которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают болееправильными.
Изобразительнаядеятельность требует согласованною участия многих психических функций. Помнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованностимежполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируетсяконкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушарияголовного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левоеполушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающегопроисходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисованиепредоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, чтоон знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходитсяво мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетическогомышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их междусобой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить изафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Чемнаблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок,даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображаетдругие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своёотношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкойтого, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувстваребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнокищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Взрослым,которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочьему, прежде всего необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он такрисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или двапросидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе поднос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьевбольшие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь наимеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще оченьнеточных и схематичных.
Характернаяособенность изобразительного творчества детей на первом его этапе — большаясмелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни ивоспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты изпрочитанных книг.
Средирисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, длямечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома,события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северныхоленей, космические полёты и сказочные сценки.
Ребенок,рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он толькопостепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем,находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, каксмотрим мы.
Начинающийрисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскостьстола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Онзнает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскостьбез соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят еёчеред весь лист” опираясь на свой опыт — на ощущение протяженности дороги, покоторой идёшь.
Представленныесамим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайнопопавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более жестаршие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своейпродукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета ипоощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своихвозможностях.
Всекажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисуетбессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические иэстетические запросы и это надо помнить.
Рисуютдети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенноизлишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам нетребуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисункуребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе,но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и можетусовершенствоваться в работе над рисунком.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА
Итальянский психолог К.Риччи выделяетдва этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный.Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительногоэтапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет.Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересуетне изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотретьна карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеетсвязывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самихдвижений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисоватьчто-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например,яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадиикаракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием.Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот периодрисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту крисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, посколькуэтот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Стадия каракуль длится по-разному,иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет иосваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учитсяориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время — остановиться.Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечнуюгоризонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, аостановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самыйизвестный тип каракулей — бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своемуинтерпретировать, говорят: „Это он рисует звук, движение...“ — насамом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука началадвижение.
Часто стадию каракулейили стадию „мараний“ (какой понятный, почти житейский термин!)сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи,когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки,ребенок стремительно овладевает „звуковой материей“. Каракулизаканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур — »круг".
Очень важно уметьзамкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нетчеткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметногомира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет.Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них«вот такие», показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать итащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.
Вторая стадиядоизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается отпредыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадииребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу»,хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но еслиребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь онначинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисованиекаракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторнойкоординацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадиякаракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.
Примерно в возрасте 3-5лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадияпредметного рисования (схематичного изображения). Первые предметныеизображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» втом, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков,трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точкемира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолгоостанется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет менятьсявместе с развитием и изменением автора рисунков.
Предметное рисованиепроходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что,«зарождаясь» внутри спонтанного рисования, почерк первоначальностроится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именнов этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестаютследовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок — левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своейлевой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почеркиндивидуален по происхождению и очень усточив, он практически не меняется втечение жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимаетокончательную форму к 25 годам. Кстати, и судебно-медицинскую экспертизупочерка проводят только у лиц старше 25 лет, потому что почерк сформирован итеперь может измениться только при органических поражениях мозга, припрогрессивном развитии психического заболевания и в ситуации жизненного слома.
Сначала дети рисуют несебя, не папу или маму — они изображают человека «вообще», просточеловека. — Первое, что у них получается, — знаменитый «головоног»,созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая,минус — рожица кривая, ручки, ножки, огуречик — вот и вышел человечек».Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта);«огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову итуловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратитевнимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менеена первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и двеноги, а рот всегда один — никто еще из трехлетних детей ни разу в этом неошибался.
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержатьсяот нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителейподстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным,недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживаниясвоей «самости».
Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опытеребенка (другого у него пока нет), повторяют — всю недолгую историю его жизни.
Вспомним, что физически,двигательно, младенец развивается как бы «сверху вниз». Первоеизменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяетсяиз сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держатьголовку, его восприятие мира меняется, обогащается — по-другому начинаютработать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его всевремя держали вертикально. Так и на детских рисунках первой из«головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываютсяглаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общеетуловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут,например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а«надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображаетсячрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-нибудьподпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этогооказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческойфигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки. Туловище можетиметь самую различную форму — квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски ит.п.
Там, где из общей массытуловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо,фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. Вбольшинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляютсяна детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например- зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок какправило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующимистатусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета умужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одеждыотображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас.Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом онпродолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигурырисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это дажеприводит к удвоению отдельных органов — рта, носа и др.
Полные профили такжеимеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально немогут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемаятуловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно несоответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеетнаибольший объем, либо его длина непропорционально велика.
Следующая стадия развитиярисунка — стадия правдоподобных изображений — характеризуетсяпостепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный видпредметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто дажетогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинаетнаполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудьпредмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательнопрорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи — округлость.Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу.Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещепочти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставатьсянеизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляютсобой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточносложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще несоблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом,нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета,которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этимсвязана и наиболее характерная особенность детского рисунка — его прозрачность.Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане,и даже монеты, лежащие в этом кошельке.
Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок,в точности повторяя логику развития самого маленького художника.
Когда-то его собственныеруки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал, крутил, лизал, трогалих, прежде чем использовал по назначению — стал хватать настоящие игрушки,которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головойпервыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих вразные стороны из палочек-рук; и опять-таки заметьте: как правило, пальцевименно пять, а не три и не семь — у ребенка, который еще не имеет представленияни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.
Тело постепенно приобретает приятнуюокруглость, появляются и первые признаки одежды: пояс и пуговицы. Потом упятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как признак небиологического, а социокультурного существования, но это позже. Пока она — важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходитсяусваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах.Взрослые родственники иногда даже обижаются на «забывчивость» малыша,когда он вдруг не узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз вприхожей видел тетю в шубе и шапке, а эта — в платье и с бусами — это дляребенка совершенно разные люди.
Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на телоплатье, на платье пальто — те же «слои» — три параллельные линии — намножестве рисунков. На платье карманы — их не видно под пальто, но они же таместь! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие «рентгеновские»рисунки могут продержаться лет до семи. Только скелет дети не рисуют никогда — они его не чувствуют, не ощущают — потому и не рисуют.
Последними материализуются ноги — и снова через непропорционально большиестопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен также, как в жизни, — первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готовдвигаться — вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним будутпроисходить другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будетстановиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не толькореальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованныйчеловечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другимиперсонажами.
В возрасте 5-7 лет освоение образногомира в рисунке также происходит — от человека к его окружению.Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерныйрисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажнымдомом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашегонедоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этомдоме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А намкажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира:«Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле этонормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и современем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорцииустановятся и в окружающем мире.
Часто в рисункахфигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношенияи демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит,изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходстваи всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствоватьжелаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержаниямогут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений иусловий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражаетположительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду,находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствуетцентральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у негоотчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личнойценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, этосвидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.
Несмотря на значительноенесовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, необладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специальногообучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиесярисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с ужеотмеченными. Но если ребенок получает систематические указания нанесовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, ондостигает четвертой стадии — правильных изображений.
Здесь мы встречаемся срисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальныххудожественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общуюзакономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою«детскость» — те специфические особенности, которые присущи именнодетскому рисунку.
К подростковому возрастурисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции,его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровнюабстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большейлегкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.
Творческая деятельность. Влияние изобразительного искусства на творческуюличность ребенка.
Одним изважнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестведетей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общегоразвития и созревания ребенка.
Творческая деятельность -форма деятельности человека,направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом ктворческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможноразрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальныйпродукт деятельности получается в результате формулирования нестандартнойгипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации,привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видоввзаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкостьмышления (способность варьировать способы решения), критичность (способностьотказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплениюпонятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущилюбому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их иразвить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и яркихталантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинаковадля всех. Разница — в конкретном материале творчества, масштабах достижений иих общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решенииповседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном»мыслительном процессе).
Чтобы передать творческий опыт,необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения исоздающие для него условия. Возможность конструирования таких ситуацийобусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется напроблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны.Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требуеткорректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей дляобщества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровнесвоего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и дляобщества.
Формированиетворческого мышления. В практической и теоретической деятельности человек сталкиваетсяс задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов ипонятий. Познавательные процессы, позволяющие человеку решать также еще нерешенные задачи, называют творческим мышлением, О его формах иоперациональных структурах пока известно мало. Слова типа «озарение»,«вдохновение» лишь описывают факты, когда творческое мышление на первом этапене может целиком протекать в форме понятий и логических операций, которых учеловека еще не существует. Эти слова обозначают также, что результаттворческого мышления не просто применение известных представлений, понятий иопераций, а создание новых образов, значений и способов решения задач, причемтаких, которые обнаруживают новые свойства действительности или дают новыеспособы ее преобразования. Таким образом, творческое мышление во многомсближается и даже сливается с творческим воображением.
Главноедля творческого мышления — нешаблонность,умение охватить действительностьво всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены впривычных понятиях и представлениях. Чтобы полнее обнаружить свойстваопределенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней.Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления,надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений втворческом мышлении.
Н.П. Сакулинапишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоениядействительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание,оценка.
Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразиеприменяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнениязаданий следует предлагать разнообразныематериалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель,восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.
В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначалапедагог предлагает детям тот илииной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта,формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующиевопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий длявоплощения замысла художественный материал.
Такая тактика обусловленатем, что введение новых художественныхматериалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.
Использование разнообразныххудожественных материалов, применение смешаннойтехники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели иакварели и др.) не только позволяет детямдобиваться большой образной выразительности, нои содействует развитию художественного творчества.
ВЫВОД
На становление творческой личности ребенка,развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, вовзаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияниеизобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства удетей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлыхэпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками,дети приобщаются к элементарнойтворческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образыпредметов и явлений окружающей действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всехдетей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии,как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способностидетей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним,развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намногопозднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.
Какпоказывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько ототсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неуменияраспорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умениирисовать», но важнее — правильное отношение творческой деятельности. Часторешение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому неможем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какойдолжна быть работа. Таким образом задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческиеспособности.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под.Ред.А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979г
2. Г.Фолькельт. «Экспериментальнаяпсихология дошкольника»
М.-Л.: Гос. изд-во, 1930г
3. С.Степанов «Тайна детскогорисунка»//Няня, №9, 1997г
Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий смладшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.:Просвещение, 1991г
4.ГригорьеваГ. Г. Изобразительная деятельностьдошкольников. – М., 1999.
5.ГригорьеваГ.Г. Развитие дошкольника визобразительной деятельности. - М., 2000.
6.СакулинаН. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детскомсаду. - М., 1973.
7.Методикаобучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С.Комаровой. - М., 1991.
8. КомароваТ. С. Обучение детей техникерисования. - М., 1994.
9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995.