Министерство образования и наукиАстраханской области
ОГОУ ДОД «Центр детскогонаучно-технического творчества»
Система педагогического мониторинга
ОГОУ ДОД «Центр детского научно-технического творчества»
(методическое пособие)
Подготовила:
Лаврова С.В., зав. кафедрой
мониторинговых исследований
Рассмотрено и утверждено
Методическим Советом
ОГОУ ДОД ЦДНТТ
Протокол№3 от 29 февраля 2008г.
Астрахань
2008
Науканачинается там, где есть измерения
Д.И. Менделеев
Пояснительная записка.
Проблемаполучения качественной, объективной информации в области педагогическойдеятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироватьсясоциальная база потребителей такой информации. В ней испытывает необходимость и педагог для самооценкипрофессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировкипедагогических воздействий; и руководитель ОУ для определения стратегии егоразвития, для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразныхуправленческих решений.
В этойсвязи именно педагогический мониторинг становится реально действенныммеханизмом выделения факторов обеспечивающих или напротив, тормозящихдостижение максимально возможной эффективности образовательного процесса.
Педагогическиймониторинг – является одним из аспектов составляющих комплексную аналитическуюсистему мониторинга деятельности ОУ.
Под педагогическиммониторингом понимается системасбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагога, обеспечивающаянепрерывное слежение за состоянием ипрогнозированием развития образовательного процесса. В рамках мониторингапроводится выявление или оцениваниепроведённых педагогических действий.
Объектом педагогического мониторинга выступаютсубъекты образовательного процесса – обучающиеся, педагоги, родители.
Педагогическиймониторинг только тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логическизаконченную схему, начало, конец и перед мониторингом поставлены конкретныецели и после мониторинга сделаны конкретные выводы, приняты конкретные решенияи намечены пути их реализации.
Педагогическиймониторинг эффективен только тогда, когда он:
1. Целесообразен.
2. Имеетчеткие цели и задачи.
3. Направленна определенный объект.
4. Систематичени планомерен.
5. Формыи методы соответствуют целям и содержанию.
6. Оперативен.
7. Коллегиален.
8. Объективен.
Данноеметодическое пособие подробно раскрывает систему педагогического мониторинга, осуществляемогов ОГОУ ДОД «Центр детскогонаучно-техническоготворчества».
Основные компоненты,составляющие систему педагогическогомониторинга, осуществляемого в ОГОУ ДОД«ЦДНТТ»
Педагогический мониторинг
Методический мониторинг
Образовательный
мониторинг
· Оценка уровня профессиональной компетентности педагога, способности к саморазвитию и рефлексии.
· Оценка качества и результативность педагогической деятельности.
· Определение уровня инновационной и исследовательской деятельности педагога.
· Оценка уровня педагогического общения и степень удовлетворенности педагогической деятельностью.
· Выявление педагогических затруднений, потребностей, степень удовлетворенности педагога методической работой и уровнем профессиональной компетентности.
· Диагностика профессионального творческого потенциала педагогов
·
¬ Качественное и количественное увеличение образовательных программ по направленностям деятельности Центра.
¬ Программное обеспечение по сроку, уровню реализации, целевой установке и форме организации содержания образовательных программ.
¬ Состояние информационно-методического фонда.
.
Анализ содержания образования
· Нулевой контрольный срез знаний, умений, навыков обучаю-щихся в т/о.
· Диагностика освоения блоков образовательной программы обучающимися.
· Диагностика удовлетворенности обучающихся качеством образования в ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».
· Рейтинг деятельности обучающихся по итогам учебного года
· Уровень воспитанности обучающихся
· Административные контрольные срезы.
· Мониторинг определения уровня сформированностиучебных умений и навыков
Цель:
Мониторинг
качества образования
Анализ уровня профессиональной деятельности педработников
Мониторинг сохранности контингента.
I. Образовательный мониторинг
I.1. Мониторинг качества образования - комплексная система наблюдений состояния и изменений,оценки и прогноза по отношению к качеству образования (как результата, какпроцесса, как образовательной системы, ее внутренних и внешних связей).
¬ Нулевой контрольныйсрез знаний, умений, навыков обучающихся в т/о
Организация среза осуществляетсяпедагогом т/о. Способы могут бытьразличными: устный контроль, письменный, тестовый и т.д. (приложение №1)
Нулевой контрольный срез знаний,умений, навыков имеет констатирующий характер, проводится, как правило, впервые недели учебного года или после приема обучающегося в т/о.
Анализ результатов нулевого среза даетвозможность педагогу:
1. Выбратьадекватную методику обучения.
2. Сформироватьмотивацию обучающихся.
3. Определитьсяс графиком проведения промежуточных срезов по блокам образовательной программы.
Непрерывное отслеживание педагогомкачества обученности как учебных групп, так и отдельных обучающихся позволитпедагогу осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью.
¬ Диагностика освоенияблоков образовательной программы обучающимися.
Цель:
диагностикаэффективности усвоения ЗУН по текущему блоку образовательной программыпедагога.
Инструментарий:
Контрольныетесты по блоку образовательной программы педагога
(приложение№ 2).
Методика проведения:
Педагогсамостоятельно готовит материал для контрольных срезов, проводит и обобщаетрезультаты среза в удобной для негоформе.
¬ Диагностикаудовлетворенности обучающихся качеством образования в ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»
Цель:
выявитьстепень удовлетворенности обучающихся качеством образования в Центре.
Инструментарий:
Анкеты.
(приложение№ 3).
Методика проведения:
1. Кафедроймониторинга готовится анкетный материал.
2. Тестированиеобучающихся проводится назначенной рабочей группой педагогов.
3. Обработкарезультатов проводится кафедрой мониторинга.
Что дает:
1. Позволяетотслеживать степень удовлетворенности обучающихся качеством образования в ОГОУДОД «ЦДНТТ»
2. Порезультатам диагностики составляются рекомендации по улучшению качестваобразования в Центре.
¬ Рейтинг деятельностиобучающихся по итогам учебного года
Рейтинг- (от англ. – оценка, индивидуальныйэффект).
Цель:
оценкадеятельности обучающегося, степени реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающегося.
Инструментарий:
1. Рейтинговыедиагностические карты творческих достижений обучающихся т/о.
2.Статистическийанализ о профессиональной направленности
выпускников т/о (приложение№4)
На выходе мы имеем информацию:
1. Степеньактивности участия обучающегося в различных массовых мероприятиях (в процентномвыражении).
2. Рейтингобучающегося в т/о.
3. Рейтингт/о в Центре.
4. Списокпобедителей массовых мероприятий.
5. Статистическиеданные о профессиональной направленности выпускников т/о, Центра.
Методика проведения:
Приоритетными образовательныминаправленностями деятельности Центра являются научно-техническое творчество инаучно-исследовательская деятельность обучающихся. В связи с этим за исходныйматериал по оценке деятельности обучающегося берутся творческие достиженияобучающихся, участвующих в спортивно — массовых мероприятиях (выставках,конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, олимпиадах) различного ранга иуровня.
Результаты деятельности обучающихся фиксируютсяследующими способами:
1. Ведутсярейтинговые карты достижений обучающихся творческого объединения вспортивно-массовых мероприятиях.
2. Совместнос педагогом создаётся портфолио обучающегося.
Что дает:
1.Системность обучения, повышение активности обучающегося и настойчивости вобучении.
2.Позволяет изучить причины нереализованных потенциальных возможностейконкретного обучающегося и наметить конкретные пути повышения качества обучениячерез сравнение итоговых результатов деятельности обучающегося в т/о срезультатом контрольных срезов ЗУН.
3.Возможность организаторам образовательного процесса (зам директору по ОВР, зав.отделам, педагогу т/о) работать над повышением качества образовательно-воспитательногопроцесса и совершенствованием форм контроля.
4.Возможность обучающемуся представить своё портфолио на конкурс по выдвижениюсоискателя Президентского гранта и при поступлении в ВУЗЫ и СУЗЫ.
Примечание:
Статистическийанализ о профессиональной направленности выпускников т/о и заполнениерейтинговых карт проводит педагог.
Полученные результаты заносятся в банк данныхмониторинговых исследований.
¬ Уровень воспитанности.
Цель:
определениевоспитанности обучающихся ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».
Инструментарий:
1. Анкета «Уровеньвоспитанности» (по А. К. Марковой) (приложение № 5)
Методика проведения:
тестированиеобучающихся проводится в начале учебного года педагогом т/о совместно спсихологом. По результатам исследований готовится аналитическая справкадля кафедры воспитательной работы.
¬ Административныеконтрольные срезы.
Цель:
установлениефактического уровня обученности обучающихся т/о.
Определениеуровня знаний обучающихся (контроль «на входе», промежуточный, «на выходе»).Определение разности между результатами контрольного среза и оценкой педагога.
Инструментарий:
1. Планпроведения контрольных срезов.
2. Тесты контрольныхсрезов.
(приложение№ 6).
Методика проведения:
1. Материалдля проведения контрольных срезов готовится кафедрой мониторинга.
2. Тестированиеобучающихся проводится членами администрации.
3. Оцениваниерезультатов тестирования проводится совместно с педагогом т/о.
4. Обработкарезультатов проводится кафедрой мониторинга.
Что дает:
1. Объективную оценку уровня знаний, умений и навыковобучающихся.
2. Результатобразовательно-воспитательной деятельности педагога на конец учебного года.
Заметки:
методикипроведения контрольных срезов по каждому направлению деятельноститворчества не должны меняться, чтобыбыло возможно сравнить результаты. При невыполнении данного условия проведениесреза теряет всякий смысл.
¬ Мониторинг сформированности общеобразовательных учебных умений и навыков (из опыта работы МОУДОД ЦДО №1)
Цель: выявить состояние иуровень сформированности ОУУН.
Задачи:
¬ Определить уровеньсформированности ОУУН в образовательно-воспитательном процессе.
¬ Выявить и оценитьдинамику формирования ОУУН у воспитанников.
¬ Разработатьметодические рекомендации по регулированию и коррекцииобразовательно-воспитательного процесса.
Объектисследования: системаформирования общеобразовательных учебных умений и навыков вобразовательно-воспитательном процессе.
Субъект: воспитанники т/о.
Предметисследования:воспитанники т/о.
Гипотеза: постояннаядиагностика условий и факторов, стимул и препятствия формированияобщеобразовательных учебных умений и навыков, способствует оперативномурегулированию данной проблемы в деятельности педагога ДОД и его воспитанников.
Методы:
- Анкета«Развитие общеобразовательных учебных умений и навыков» (приложение №7)
-Наблюдение педагога – руководителя т/о.
-Контрольное тестирование для детей.
II. Мониторингсохранности контингента.
Цель: оценка сохранности контингента.
Инструментарий:
Картаанализа контингента обучающихся Центра (приложение№8).
Методика проведения
1. Картаанализа контингента обучающихся заполняется педагогами т/о.
2. Обработкарезультатов проводится мониторинговой службой Центра.
По результатам диагностики для администрации пишетсяаналитическая справка.
Что дает:
1. Статистическийанализ контингента обучающихся.
III. Анализ содержания образования.
Цель:
оценкасодержания образования в ОГОУ ДОД «Центр детского научно-техническоготворческого» (состояние программно-методического обеспеченияобразовательно-воспитательного процесса в учреждении).
Методика проведения:
Кафедра информационного ипрограммно-методического обеспечения образовательного процесса проводитаналитическую деятельность по следующим аспектам:
C качественное иколичественное увеличение образовательных программ по направленностям деятельности Центра;
C программноеобеспечение по сроку, уровню реализации, целевой установка и форма организациисодержания образовательных программ;
C состояниеинформационно-методического фонда.
Аналитическая справка по данномуисследованию является составной частью анализа работы Центра.
Примечание: инструментарийготовится кафедрой информационного и программно-методического обеспеченияобразовательного процесса (приложение №9).
IV. Анализ уровня профессиональной деятельности
педагогических работников ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».
Цель:
определениеуровня профессиональной деятельностипедагогических работников ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».
Инструментарий:
1. Опросник«Самодиагностика педагога» (методика Е.В. Бондаревскойи Г. А. Качана)
2. Картыпедагогической оценки и самооценки готовности педагога к творческойдеятельности (методика Муравьева Е.М.)
3. Тестоваякарта
(приложение№10).
Методика проведения:
диагностическиемероприятия проводятся в тесном сотрудничестве администрации, кафедры мониторинговых исследований, кафедрыкреативной деятельности педагогов. Результаты диагностики составляют основубанка данных об уровне профессиональнойдеятельности педагогических работников ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».
Что дает:
1. Оценкууровня профессиональной компетентности педагога.
2. Оценкуспособности к саморазвитию и рефлексии педагога.
3. Определениесистемы целей и адекватность выбора средств их
достижения педагогом.
4. Оценкукачества и результативность педагогической деятельности
педагога.
5. Оценкуготовности педагога к творческой деятельности.
6. Диагностикауровня креативности педагогов ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»
7. Педагогическиезатруднения.
8. Педагогическиепотребности.
9. Степеньудовлетворенности педагога методической работой и
уровнем профессиональной компетентности.
Литература.
1. АванесовВ.С. Основы научной организации педагогического
контроля в высшей школе. М., 1989.
2. АфанасьеваМ.П., Козлова С.А., Клейман И. С., Севрук А.И. Управление качеством образования вобщеобразовательном учреждении // Стандарты и мониторинг. № 1. 1999.С. 35-38.
3. Бабанский Ю.К. Оптимитизация процесса обучения. М., 1977.
4. БеспалькоВ.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
5. Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология. М., 1996. 536с.
6. ГорбВ.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышенияего уровня и результативности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000.№5. С.33-37.
7. Журнал«Завуч» №6, 2002., № 4,5,6,7,8, 2003, №5,7, 2004, №2,2007.
8. Майорова А. Н. Мониторинг в образовании. СПб.,1998. С. 344.
9. МакароваТ. Д. Обеспечение итогового контроля // Образовательные стандарты и контролькачества образования. Вологда, 1996. С.67-77.
10. Мякинченко Л.П. Настольнаякнига завуча школы. М.: Владос, 2005
11. Приложениек журналу «внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей имолодежи» Выпуск №11 2005
12. Севрук А.И., ЮнинаЕ.А. Гуманизация и гуманитаризация как методологическая основа инновационныхпроцессов в образовании //Инновации в российском образовании: Общее образование– 2003.М., 2003. С. 12-20.
13. СкокГ.Б. Как проанализировать собственную педагоическуюдеятельность. М., 2004. С.102.
14. Чепелев П.Н. Образовательный мониторинг:формируется понятие // Стандарты и мониторинг. 2004. №%. С. 47-51.
Приложение1.
Нулевой контрольный срез
знаний, умений, навыков
обучающихся в т/о.
Примерный тест для диагностики знаний, умений инавыков в т/о НТМ (1год обучения)
Обучающиеся должны влисте ответов отметить правильный вариант ответов на заданный вопрос.
Блок1. Техника безопасности
1. Ножницы нужно передавать….
а.