Реферат по предмету "Педагогика"


Использование игры в экологическом воспитании ребёнка

--PAGE_BREAK--  руководит  всей  игрой:  следит  за  развитием  сюжета,  исполнением  ролей  детьми,  ролевыми  взаимоотношениями;  насыщает  игру  ролевыми  диалогами  и  игровыми  действиями,  через   которые  и  осуществляется   дидактическая  цель.

Можно  выделить  несколько  видов  ИОС,  с  помощью  которых  успешно решаются  различные  программные  задачи  ознакомления  детей  с  природой  и  их  экологического  воспитания.

«Аналоги – это  такие  игрушки,  которые  изображают  объекты  природы:  конкретных  животных  или  растения»1.  Игрушечных  аналогов  животных  множество,  они  существуют  в  самом  различном  исполнении  (мягкие,  резиновые,  пластмассовые,  заводные  и  пр.).   Игрушечных  аналогов  растений  не  так  много – это  пластиковые  ёлочки  разного  размера,  деревья  и  кустарники  из  плоскостного  театра,  грибочки,  иногда  пенопластовые  фрукты  и  овощи,  фигурки  героев  сказки  Дж.  Родари  «Приключения  Чиполлино».

Игрушки – аналоги  замечательны  тем,  что  с  их  помощью  у  детей  начиная  с  2-3 лет  можно  формировать

________________________________________________

1Николаева  С.Н,  «Наглядные  пособия – важное  средство  ознакомления  детей  с  природой» стр. 38

  отчётливые  представления  о  специфических  особенностях  живых  существ  на  основе  ряда  существенных  признаков. « Маленьким  детям  можно  показать  главные  отличия  игрушки – предмета  от  живого  животного,  если  организовать  одновременное  их  восприятие  и  сопоставление.  С  помощью  таких  игрушек  легко  продемонстрировать:   что  можно  делать  с  предметом  и  что  можно  делать  с  живым  существом,  т.е.  показать  принципиально  разные  формы  деятельности  с  живыми  и  неживыми  объектами»1.

Рассмотрим  игровую  обучающую  ситуацию  сравнения  живых  и  игрушечных  рыбок.  Она  может  быть  использована  на  занятии  в  младшей  группе  после  цикла  наблюдений  за  аквариумными  рыбками.

Воспитатель  ставит  цель – закрепить  у  детей  представление  о  золотых  рыбках,  которые  живут  в  аквариуме  и  за  которыми  они наблюдали  достаточно  длительное  время.  Показать  отличие  игрушки  от  живых  рыб  по  следующим  признакам:  живые  рыбы  живут  в  воде,  из  которой  их  нельзя  вынимать,  сами  плавают,  едят,  за  ними  надо  ухаживать – ежедневно  кормить  специальным  кормом;  за  живыми  рыбками  надо  наблюдать – смотреть,  как  они  плавают,  как  едят;  игрушечные  рыбки – это  предметы,  с  которыми  можно  играть  (брать  в  руки,  изображать,  как  они  плавают,  понарошку  кормить,  укладывать  спать),  они  похожи  на  живых (у  них  есть  туловище,  голова,  хвост,  на  голове  рот  и  глаза).

Аналогичные ИОС  можно  использовать  в  ознакомлении  детей  с  птицами,  черепахой  и  любыми  другими  животными,  а  также  при  сопоставлении  игрушечной  и  живой  ёлки.  Это  может  быть  одно  из  наблюдений  цикла,  посвященного  хвойным  деревьям  и  проводимого  с  детьми  среднего  и  старшего  возраста  в  декабре  (перед  Новым  годом).  Воспитатель  выносит  на  улицу  пластиковую  ёлочку,  предназначенного  для

______________________________________________

1Букин А.П.  «В  дружбе с   людьми   и   природой».
кукольного  уголка,  и  проводит  сравнение.  Дети  уже  не  раз  наблюдали  за  елью  на  участке,  поэтому  сравнить  искусственное  и  живое  дерево  им  и  нетрудно,  и  интересно.

Воспитатель  обращает  внимание  на  то,  что  живое  дерево  стоит  на  одном  месте – оно  корнями  уходит  в  землю.  У  игрушечной  ёлки  есть  ствол,  ветки,  иголки,  но  нет  корней:  её  можно  носить  и  ставить  где  угодно,  с  ней  можно  играть.  Живое  дерево  растёт,  каждый  год  становиться  выше,  ветви  удлиняются.  Игрушка  остаётся  всегда  неизменной.  Живая  ель  пахнет  хвоей,  весной  у  неё  начинается  сокодвижение  в  стволе,  одни  иголки  отпадают,  а  новые  вырастают,  всё  лето  растут  и  созревают  шишки.  У  искусственной  ёлочки  ничего  не  меняется,  она  пахнет  пластмассой.  Живая  ель  очень  красива  тёмно – зелёной  упругой  хвоей,  покрытой  снегом  и  инеем,  она  величественна  и  стройна,  как  пирамида.  Искусственная  ёлочка  красива  по – другому:  её  сделали  умелые  люди,  она  очень  похожа  на  настоящую,  её  можно  наряжать,  с  ней  можно  играть.

1Новосёлова  С.Л.  «Игра  в  развитии  ребёнка»

 самым  косвенно  и  незаметно – через  игру – обучает  дошкольников. «Игрушки – аналоги  могут  быть  включены  в  любые ИОС,  в  любую  форму  экологического  воспитания  детей:  наблюдения,  занятия,  труд  в  природе.  Их  можно  взять  на  экскурсию  в  ближайшее  природное  окружение,  сочетать  с  чтением  познавательной  литературы,  просмотром  слайдов,  видеофильмов.  Во  всех  случаях  они  помогут  в  формировании  у  ребят  отчётливых  реалистических  представлений  о  природе»1.  В  отдельных  случаях  игрушку – аналог  целесообразно  демонстрировать  до  знакомства  с  животным.  Это  относится  к  некоторым  млекопитающим (кошка,  собака,  кролик  и  др.),  которые  вызывают  у  детей  яркие  и  сильные  эмоции,  желание  общаться  с  ними – обычная  игрушка  на  их  фоне  блекнет.  Соперничать  с  ними  может  только  интересно  сконструированная  заводная  игрушка,  которая  воспроизводит  элементы  поведения   (например,  собака,  которая  продвигается  вперёд,  виляет  хвостом,  лает,  поднимается  на  задние  лапы).  Анализ  такого  сопоставления,  несомненно, вызовет  интерес  у  старших  дошкольников,  поможет  им  глубже  понять  специфику  живого.

«Второй  тип  ИОС  связан  с  использованием  кукол,  изображающих  персонажей  произведений,  хорошо  знакомых  детям.  Герои  полюбившихся  сказок,  рассказов,  диафильмов,  мультфильмов  воспринимаются  детьми  эмоционально,  будоражат  воображение,  становятся  объектами  подражания.  В  экологическом  воспитании  дошкольников  с  успехом  используются  различные  персонажи  на  основе  их литературной  биографии – главных  событий,  характерных  ситуаций,  ярких  особенностей  поведения.  В  ИОС  сказочные  герои  «выходят»  за  пределы  сюжета  произведения,  действуют  в  новых, но  аналогичных  ситуациях  и  обязательно  продолжают  характерную  для  них  линию  поведения»2.

________________________________________________

1Компанцев Л.В.  «Поэтический  образ  природы  в  детском  рисунке» стр. 46

2Букин А.П.  «В  дружбе с   людьми   и   природой».

стр.73

Для  реализации  целей  экологического  воспитания  подходят  такие  литературные  произведения,  содержание  которых  так  или  иначе  связано  с  природой,  а  герои  имеют  кукольное  воплощение.  В  детском  литературном  репертуаре  таких   произведений  много – это,  прежде  всего  народные  и  авторские  сказки  «Репка»,  «Курочка  Ряба»,  «Красная  Шапочка»,  «Доктор  Айболит».  С  куклами,  изображающими  главных  героев  сказок,  можно  построить  много  различных  ИОС,  которые  помогут  решить  разные  программные  задачи  ознакомления  детей  с  природой,  выработки  у  них  необходимых  навыков.

«Каждая  отдельно  взятая  ИОС  решает  небольшую  дидактическую   задачу  с  помощью  литературного  персонажа – его  вопросов,  высказываний,  советов,  предложений   и  различных  игровых  действий.  Все  слова и  действия  куклы  должны  соответствовать  её  литературной  биографии:  в  новой  ситуации  она  должна  проявлять  себя  так  же,  как  и  в  произведении»1.  Рассмотрим  некоторых  персонажей  сказок,  которых  можно  использовать  для  построения  ИОС.

Чипполино  дети  симпатизируют,  он  нравится  им  за  смелость,  находчивость.  Его  сходство  с  луковицей  помогает  им  глубже  осознать  разницу  между  натуральным  овощем  и  его  игрушечным  изображением.  Главная  особенность  Чипполино:  он  много  знает  об  овощах  и  фруктах,  так  как  живёт  во  фруктово – огородной  стране.  Он  сообщает  новые  сведения  о  плодах,  даёт  советы  по  их  выращиванию,  уходу  за  огородными  растениями.  Игрушка  может  быть  использована  во  всех  занятиях  фруктово–овощной  тематики,  при  выращивании  лука  на  окне  и  создании  календаря  наблюдений  за  ним,  во  время  беседы  по  календарю.

Таким  образом, « литературный  герой,  привнесённый  в  педагогический  процесс,  — это  не  просто  симпатичная  игрушка,  которая  развлекает  детей,  а  персонаж  с  определённым  характером  и  формой  выражения,

_________________________________________________

1Николаева С.Н.  «Методика  экологического  воспитания  дошкольников»  стр.52

 решающий  дидактические  задачи»1.  Детям  он  интересен  тем,  что  в  совершенно  новой  ситуации  проявляет  свои  типичные  особенности,  т.е.   действует  в  своём  «амплуа»,  и  взаимодействует    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности квазигосударств в современном мире геополитические и правовые аспекты на примере Приднестровья
Реферат Demian And Desires Essay Research Paper In
Реферат Учебно-деловая игра "Этапы логопедического воздействия на ребенка"
Реферат Планування аудиту
Реферат Emeralds Essay Research Paper Emeralds The Emerald
Реферат Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета
Реферат Развитие химической промышленности Украины
Реферат Жіноча зачіска на основі моди останніх п'яти років
Реферат Манон Леско
Реферат Коммуникативные стратегии детского издания на примере республиканской прессы 2008 09 гг
Реферат Аксиологические основания и дидактические условия педагогики ненасилия (на материале отечественного образовательного опыта 70-80-х гг. XX в.) 13. 00. 01. общая педагогика, история педагогики и образования
Реферат Macbeth Essay Research Paper How exactly does
Реферат Мировое соглашение как институт процессуального права
Реферат Шпаргалки Зарубежная литература
Реферат Розробка привода тягового барабана скребкового транспортера