Содержание
1. Информация об опыте
2. Технология опыта
3. Результативность опыта
4. Библиографический список
Приложения к опыту
1. Информация об опыте
"Логика природы есть самая доступная для детей логика- наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудоксравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученныевиды под один род"
К.Д. Ушинский
Тема опыта: "Познание неживой природы путём экспериментирования".
Сведения об авторе
Новиченко Надежда Михайловна, воспитатель
Условия возникновения опыта
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическимиявлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем,поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует. Оказывает своё влияниеи непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая его в процесс поиска причинытого или иного физического явления, мы создаём предпосылки формирования у него новыхпрактических и умственных действий.
Работая с детьми, мы обратили внимание на то, что они имеют поверхностныепредставления о неживой природе. Обследуя эти навыки с помощью разработанных методикдиагностики знаний и умений детей, получили следующие результаты: низкий уровень-45%,средний — 45%, высокий — 10%.
Актуальность опыта
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение сприродой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в немлучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детейс природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Строя свою «школу радости» для дошкольников на основенепосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливосчитал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывалив нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышленияи речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрыммыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалялволю».
Задача воспитателя, который развивает эстетическое отношениек природе у своих питомцев, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить детейна встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность.
Как правило, ведущая роль на занятии принадлежит взрослому, ребенок- ведомый, он исполняет какие-то замыслы педагога, его указания.
Ребенок находится в объектной позиции. Взрослый чаще всего оставляетдошкольнику роль наблюдателя, явно недостаточно доверяя ребенку «сделать что-тосамому» — самому задуматься над вопросом, выдвинуть гипотезу, проверить еев ходе опыта, овладеть тем или иным способом самостоятельной познавательной деятельности,инструментом поиска. Но ведь еще В.А. Сухомлинский утверждал, что «ребенокпо своей природе пытливый исследователь, открыватель мира». А исследователь- это человек, которого влечет неизвестное, который находится в постоянном поискевопросов и ответов на них.
Детское экспериментирование — сложный многогранный процесс, включающийв себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенноовладевает моделью исследовательской деятельности — от постановки проблемы к выдвижениюгипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планированияэксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатови т.п.
Современные исследователи (Иванова А.И., Куликовская И.Э., НиколаеваС.Н., Рыжова Н.А., Поддьяков Н.Н. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментированияи в работе с детьми дошкольного возраста.
Существуют различные подходы в определении понятия «детскоеэкспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенногоПоддьяковым Н. Н.: «Детское экспериментирование — одна из форм организациидетской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельностидетей с другой».
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детейдошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видомдеятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность илюбознательность ребёнка.
Педагогическая идея опыта
· Расширить знания о значении экспериментирования в развитии детей дошкольноговозраста
· Формировать представления о правильной организации экспериментированияс ребенком-дошкольником.
Длительность работы над опытом
Диапазоном опыта является единая среда воспитательно- образовательного процесса (занятия, игры, упражнения, опыты, эксперименты).
Теоретическая база опыта
Методологическую базу формирования в педагогическом процессечувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания ребёнка,представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательностьчувственное и абстрактно — логическое познание, обращенное, в конечном счете, сновак практике, то есть чувственной предметной деятельности человека. Чрезвычайно важносохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания иобразования дошкольников.
Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойстваприроды для дошкольников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, контрастыцвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и временинадо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно — логическом. Аэто значит, что воспитатели должны вовлекать дошкольников в наблюдения за свойствамиландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие,умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.
Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей,садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы:
темные тучи, яркие звезды, разноцветные камушки в аквариуме ит.д.;
разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверканиеснега;
отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительнуювеличину и окраску, формы предметов;
воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев,звон весенней капели;
различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенностисезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки).
Деятельность экспериментирования способствует формированию удетей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступаеткак своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способамина окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешаетпосредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельноовладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес кисследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендациипо проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работахразных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагаетсяорганизовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым,могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видомдеятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование нестановится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого.Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должновозникать по инициативе самого ребенка.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходитсяпо двум направлениям: одно направление — превращается в игру, второе — в осознанноеэкспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяетему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставитьих, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеетсвою структуру:
· Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемымиобъектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающегомира
· Задачи:
· 1) развитие мыслительных процессов;
· 2) развитие мыслительных операций;
· 3) освоение методов познания;
· 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
· Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
· Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основекоторых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?»В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность:«Узнать — научиться — познать»
· Средства: язык, речь, поисковые действия
· Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
· Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельнойи учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций
· Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательскойработы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской,поисковой деятельности:
экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемоевзрослым;
экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизныи организуется взрослым.
Последнее формирует любознательность, желание познавать законыокружающего мира. И это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочногорефлекса.
Цели опыта:
дошкольник экспериментирование явление природа
1. Установление эффективности использования детского экспериментированиякак метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.
2. Расширение знаний воспитателей о развитии познавательногоинтереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальнойдеятельности.
3. Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи сосредой обитания и формирование в детях осознанно — правильного взаимодействия сокружающим его большим миром природы.
Задачи опыта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследованияобъектов неживой природы.
3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами,используя правила безопасности.
2. Технология опыта
Для того чтобы повернуть действия маленького исследователя вполезное русло, мы используем особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действияэкспериментирования, подводящие ребенка к познанию окружающего мира, физическуюприроду которого малыш будет познавать значительно позже, в школе, а пока. тольконакопление практического опыта под руководством взрослого.
В работе с детьми по изучению неживой природы используем различныеформы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулкии т.д. (рис.1,2).
Рис. №1
/>
Рис. №2
/>
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированностидеятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мыразработали показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этаповэкспериментирования[1].