Реферат по предмету "Педагогика"


Методика преподавания написания сочинения в начальных классах

СОДЕРЖАНИЕ                                  
 
Введение                                                                                    3                                 
Глава I.                                                                                      
1.   Методика работы над сочинением.                       5
1.1                  Методикаработы над сочинением в 1-ом классе.                       
1.2                  Методикаработы над сочинением во 2-ом классе.   8                 
1.3                  Методикаработы над сочинением в 3-ем классе.     10                
2.   Тема сочинения и еераскрытие.                          13                              
3.   Сочинения покартинкам.                                     14                          
4.   Сочинения по наблюдениям.                                15                          
5.   Сочинения на основе прочитанного.                  17                          
6.   Сочинения по даннойчасти.                                 20 
7.   Сочинения – миниатюры.                                      22                              
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов.        23                        
1.   Сочинения на даннуютему.                                                              
2.       План урокасочинения на тему « Весенние цветы»           24
 3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк   
  (лес).                                                                        25
4. Сочинение – описание  предмета « Веточкаберезы в
      вазе»                                                                               25
5.  Сочинение –описание по картине И.И.Левитана
     «Золотая осень»                                                          28
Заключение                                                                             31                
Литература                                                                                  32Приложение       

 Введение
 
Работа поразвитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написаниесочинений разных видов.
          Обучение сочинению – это актуальный вопроссовременности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мирребенка, познать его.
          Вопрос обучения сочинению затрагиваетфилософскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества,личности.
          Сочинение – это первые попытки ребенкавыразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношениек каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли всоответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этогообогащает язык и учит грамотности.
          Согласно программе по развитию речи, во всехклассах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятсяэлементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения.  Система работы вкаждом классе представлена как устными рассказами, так и письменнымисочинениями.
          Устные рассказы выделяются в особый раздел,так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет ихметодику.
          Все сочинения в начальных классах какустные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый годобучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем ик самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучениивыражения своих мыслей в разных видах сочинений.
          К различным видамсочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этихвопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь имосознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которыесоставляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам илиэкранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.
          К каждому устномурассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы,учащиеся их  используют по-своему усмотрению.
Объектисследования:     деятельностьучителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений разных видов.
Предметисследования:   методика изучениянаписания сочинений разных видов как средство обучения, воспитания ребенка.
Цельисследования:          определитьсодержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочиненийразных видов.
Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный
контроль за развитием мышления школьников путемпроведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучениянаписанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиватьсяинтенсивнее.
      
   Задачи исследования:
1.    Проанализировать методическую и литературоведческуюлитературу по написанию сочинений разных видов.
2.    Изучить опыт педагогов – практиков по проведениюуроков русского языка, по написанию сочинений разных видов.
3.    Определить формы, методы, содержание  уроков русскогоязыка по написанию сочинений разных видов.
           Теоретическая и практическая значимость:
1.   Была проанализирована  программа и методика работы сдетьми.
2.   Данная разработка уроков по написанию сочинений разныхвидов может быть использована педагогами – практиками.
Методическая основа исследования:
      Труды выдающихся педагогов и психологов.
           Методы исследования:
1.   Теоретический анализ научной и методическойлитературы.
2.   Изучение опыта учителей начальных классов.
3.   Наблюдение за работой учащихся на уроках русскогоязыка.
4.   Беседа с учителями и учащимися.
Этапы исследования:
1.        Изучение литературы по написаниюсочинений разных видов (методической, научной).
2.        Разработка уроков по написаниюсочинений.
3.        Обобщение материала.
             Содержание работы: в введении отраженыобъект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы, этапы исследования.
         В I главе – анализ роли написаниясочинений на уроках русского языка в школе. Анализ программы по русскому языкудля начальных классов средней школы.
          В II главе – описана практическаяразработка уроков русского языка.
          В заключении изложены выводы исследования.
          В приложении – результаты деятельности детей(сочинения).  
                                                                                          
ГЛАВА I
 
1.1        Методикаработы над сочинением в 1-ом классе.
           За год обучения в 1-ом классеучащиеся приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей,т.е. опыт работы над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основнымисточником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях,развертывающихся во времени, например: “ Как мы убирали школьный двор”,” Как мывстречали птиц”. В них описывается начало того или иного действия или события,его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболеедоступными для учащихся.
           Для проведения сочинений в 1-омклассе не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частьюуроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда иопределяется содеожанием читаемых произведений. В ходе работы над сочинениемзакрепляются те орфографичсские навыки и умения, которые получают учащиеся науроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работаносит обучающий характер.
            В процессе подготовки ипроведения сочинений необходимо выработать у первоклассников:
      1. Умение коллективно составлять ипод руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах,работе.
      2.  Умение излагать свои мысли поготовому плану, составленному в форме вопросов;
      3.   Умение строить простоепредложение: правильно располагать в нем слова, видеть границы предложения;
      4.  Умение находить для выражениясвоих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
              Чтобы дети овладели этимиумениями, необходима система упражнений, основанная на принципе постепенногонаращивания трудностей. Поэтому письменным сочинениям в 1-ом классепредшествуют различные обучающие устные упражнения: составление упражнений,объеденных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетныхкартинок, устные ответы на вопросы,  обьеденные темой, составление предложенийпо сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному, по аналоргии спрочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатсяизлагать мысли  в определенном порядке, последовательно. [14.с.33].Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводитсяна протяжении всего учебного года.
               Наиболее элементарными всистеме обучающих упражнений являются устные ответы на вопросы, объеденныетемой. Эта работа творческая, поскольку от учащихся требуется излагатьсобственные мысли на заданную тему. Порядок высказывания определяет учительвопросами, Учащиеся же должны  понять вопросы и правильно составить на нихответы в соответствии с темой высказывания. В качестве дидактического материаладля этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речии учебные диафильмы и диапозитивы.
                В альбом демонстрационныхкартин по развитию речи в 1-ом классе включены картины предметные, сюжетные ипейзажные. Каждая из картин содержит материал, по которому можно составитьответы на вопросы, объеденные темой. Тематика демонстрационных картин тесносвязана с материалом для чтения, данным в “Родной речи”, и работа с картинойпоможет учащимся глубже понять и осознанно усвоить прочитанное. Вопросы учителядолжны быть направлены не только на раскрытие содержания картины, но и на ееосмысление, они должны будить мысль, приучать к самостоятельности суждений,подводить у выводам.
              Для примера покажем работу с картиной « Лиса и журавль»художника У.М.Рачева. На картине «Лиса и журавль» изображен лишь один эпизодсказки К. Ушинского – журавль в гостях у лисы. В соответствии с содержаниемкартины учитель может поставить перед классом следующие вопросы и задания: « Ккому  пришел журавль на званый обед? Что сделала лиса? С какими словами обратиласьона к журавлю? Почему журавль не смог полакомиться кашей? Какой здесь показаналиса? Придумайте название картины.»
               Как видим, вопросы сформированы такимобразом, сто требуют от учащихся не перессказа сказки, а установления причинно– следственных связей в поступках действующих лиц ( лиса принарядилась, потомучто ждала гостя; кашу она размазала по тарелке, чтобы ей больше досталось;- иподводят к выводу: лиса хитрая. Но осмысление содержания картины – это лишьодна сторона дела. Не менее важна и другая – развитие речи учащихся. Составляявопросы для анализа картины, учитель формирует их так, чтобы ответы на них небыли односложными, чтобы учащиеся в ответах использовали новые для них слова ивырожения, правильно определяли порядок слов в предложении. Помня, чтоподражание- один из эффективных путей развития речи, учитель ориентируетучащихся на использование словарного богатства того художественногопроизведения, содержание которого отражает картина, поощряет различные вариантыответов на вопросы, учит употреблять точные слова. Так, например, из двухвозможных вопросов: « К кому пришел журавль в гости?» и « К кому пришел журавльна званый обед?» – учитель выберет второй и тем самым поможет учащимсяиспользовать в ответе очень точное выраженипе автора сказки, ведь лисаприглашала журавля не просто в гости, а на обед. Не менее важно указатьучащимся, что ответы на второй вопрос –"«Что сделала лиса?» – могут бытьразными: Лиса нарядилась и Лиса принарядилась. Хозяйка сварила кашу и Хозяйкаприготовила кашу. Лиса угощает журавля и Лиса потчует журавля. Так практическиучащиеся усваивают разнообразие языка.
              По развитию устной речи первоклассникамможно предложить диафильмы и диапозитивы. Эти экранные пособия удобны тем, чтоучитель сам регламентирует время просмотра каждого кадр.
              Одним из видов обучающих упражнений поразвитию речи является составление предложений, объеденных темой, и запись ихпод руководством учителя. Материалом для этой работы могут служить иллюстрациик прочитанному и сюжетные картинки. Учитель обращает внимание детей наиллюстрации в букваре, а затем и в книге « Родная речь» и просит рассказать,что на них изображено. В ходе такой работы у учащихся вырабатывается умениеточно подбирать слова, правильно строить предложения на заданную тему.
               Наряду с этим учащиеся обучаются умениюсоставлять предложения по нескольким картинкам, объеденным темой. Для этой целииспользуются  сюжетные раздаточные картинки по развитию речи.[3.с.20] исюжетные картинки, данные в учебниках. Составление предложений по сюжетнымкартинкам приближает учащихся к связному рассказу, так как последовательностькартинок серии отражает развитие сюжета.
               Более сложным видом упражнений всвязной речи являются  устные рассказы. В 1-ом классе широко практикуютсяустные рассказы в связи с прочитанным. Такая работа по составлению устныхрассказов помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передаватьпоследовательно, логично, правильно строить предложения, выбирать точные слова,т.е. подготавливает к письменным сочинениям.[19.с.32].
                Работа над письменным сочинениемначинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников – этоколлективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними,учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочиненийследует исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детскимсочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но ипоследовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:
1.    Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель даетвозможность учащимся  высказать свои  личные впечатления по теме.
2.    Чтение плана, записанного учителем на доске до урока,или коллективная работа над планом.
3.    Составление ответов на каждый вопрос плана,коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составлениясочинения, предупреждение орфографических ошибок.
4.    Связный рассказ по плану.
5.    Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6.    Проверка записанного.
         В начале работы над сочинением учащимсяпредлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить,сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их послогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учительоказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное,обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучаетобращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинствоучащихся выполнят сочинения без ошибок.
          После проверки работ учитель отводитнесколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценкавыполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, послечего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений ивсего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. Аучащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.[6.с.26].
          1.2.  Сочинения во 2-ом классе — это  небольшие сюжетныерассказы, в которые  со второго полугодия можно вводить элемент описания.Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всегоучебного года.
             Устному рассказу, как и сочинению, нужнообучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом дляиндивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во второмполугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителемили коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске доурока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мересоставления.
              С третьей четверти в сочинения ирассказы можно включать элементы описания. Эти элементы  представляют собой очень краткие  описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чемприступить к работе над сочинениями  с элементами описания, учитель обращаетвнимание детей на  те фрагменты из изучаемых ими художественных произведений,которые  содержат описания и могут служить образцом.[9.с.21].Чтобы описания получились точными, учитель организует наблюдения. В описанияхобычно  широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на этои помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовкесочинений  следует проводить ряды прилагательных в сочетании с наименованиемтех предметов, которые учащиеся будут описывать, например: березка –молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная; листочки – зеленые,изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая сними, учитель может показать, как из многих слов следует выбирать одно, самоеточное и нужное для выражения данного содержания.[9.с.23].Вовтором классе расширяется как тематика, так и круг источников для сочинений. Ксочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения понаблюдению за природой и трудом людей, сочинения по сюжетным картинкам (в 1-омклассе по сюжетным картинкам составлялись лишь устные рассказы), сочинения подиафильмам.[23.]
               Тематика устных рассказов определяетсяпрограммой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения.Работа может проводиться по такому плану:
1.   Сообщение темы и цели работы.
2.   Чтение вслух плана  рассказа, данного учителем, иликоллективное составление плана.
3.   Коллективное составление плана рассказа по плану.
4.   Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
5.   Связные рассказы по плану.
        При использовании сюжетных картинок работапроводится по такому плану:
          1. Постановка перед классом цели работы.
          2. Рассматривание картинок и уяснениесюжета.
          3. Озаглавливание картинок.
          4. Устные рассказы по плану.             
        Хороший материал для устных рассказов содержатиллюстрации, данные в книге «Родная речь». С этой целью следует братьиллюстрации, открывающие каждую новую тему для чтения, или серии картинок ожизни детей, о труде людей в разные времена года. Все они красочно выполнены,многопредметны, доступны по содержанию. Чтобы использовать их как дидактическийматериал в целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждойиллюстрации и составить по ней рассказ.[7].
        Устная подготовка сочинений во 2-ом классенесколько сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в  системуматериал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая рольотводится подготовительной беседе. Вместо беседы иногда допускается свободноеустное рассказывание по теме с последующим обсуждением. Всякому сочинению предшествуетколлективное составление плана.
          Самостоятельность учащихся при выполнениисочинений постепенно возрастает.[23.]. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два– три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их.Постепенно количество повторений сокращается до одного, и, наконец, коллективносоставленный рассказ  учащиеся записывают без повторений. Большие трудности дляучащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, вособенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения,следует поработать над готовыми рассказами, которые можно отобрать изхудожественных текстов, а иные учитель может составить сам.
            Работа над сочинением во 2-ом классе, какуже указывалось, предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работав связи с сочинениями может проводиться в такой системе:
1.    Введение в устные рассказы и в сочинения детей новыхслов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, хлынула, убранство идр.)
2.    Подбор синонимов или выбор из синонимического рядаслов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют,распевают, заливаются и др.)
3.    Включение в рассказы и тексты сочиненийфразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем жезначением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко).
4.    Усвоение сочетаемости слов. Учащимся необходимо какможно чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочиненияучитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более другихподходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель всписки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами,показалась, пробивается и др.
       1.3. В 3-ем классе учащиеся работают над сочинениями типарассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилияучитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
1.    писать небольшие рассказы с элементами описания ирассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
2.    Написать рассказы о случаях из своей жизни.
3.    Писать рассказы по одной картине и по отдельнымэпизодам кинофильма.
4.    Самостоятельно составлять план сочинения в формевопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
5.    Правильно строить простые предложения различных типов.
6.    Умению отбирать слова и употреблять их в речи. [10.]
Как устные рассказы, так и письменные сочиненияпроводятся в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыкиработы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается сколлективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где этовозможно, в сюжеты включаются элементы описания.
           В 3-ем классе в сюжетные рассказы исочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий:описание рисунка в сочинении « Что я люблю рисовать», описание грибов всочинении « За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описанията же, что и во 2-ом классе.
            Сочинения с элементами рассуждения – новыйвид работы. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к.основывается на понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях,на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такимиумениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.
            С необходимостью рассуждать учащиесясталкиваются нередко. Так, например, в ходе смыслового анализа рассказа А.Гайдара «Горячий камень» учащимся предлагается ответить на такие вопросы: « Чьесчастье настоящее: Ивашки, старика или рассказчика?» Эти вопросы побуждаютдетей к выяснению причинно следственных зависимостей в поступках героеврассказа и требуют излагать мысли в форме элементарных рассуждений.
             К составлению сочинений с элементамирассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первомэтапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано всочинении.
              Обучение элементарному рассуждениюудобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу примерподготовки сочинения на тему « Что я люблю рисовать». Выяснив в ходе подготовительной беседы, любят ли дети рисовать и что именно они любят, следуетприступить к коллективному составлению плана сочинения. Вопросы учителяпомогают учащимся определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжетавырисовывается план сочинения. План по мере его составления записывается надоске. В заключение учитель спрашивает учащихся: « О чем бы вы хотели написатьв конце сочинения?» Ответы могут быть самые различные, но учитель направляетмысль детей. « Обычно, — говорит он, — когда человек рассказывает о своейработе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она илискучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали,как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложениемоценить ваши рисунки, избегая слов хорошо или плохо». Попытки детей дать оценкисвоему труду учитель корректирует и помогает включить в сюжет элементрассуждения. Так как в сочинении на данную тему учащиеся пишут о разныхпредметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде (удачныйрисунок) и заключительные предложения у каждого ученика будут различными полексическому составу. Так под руководством учителя дети впервые  вводят всюжетный рассказ элемент рассуждения.[ 16.с.80].
            При подготовке последующих сочиненийработа над рассуждениями продолжается:  учитель мотивирует введение в сочинениена ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, очем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде втекст сочинения.
            Большое место в системе работы по развитиюсвязной речи, как в I-II классах, так и в III классе,отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используясюжетные картинки; диафильмы; демонстрационные картины. Но в отличие от IIкласса для этой цели рекомендуются художественные картины: « Чапаев в бою»П.В.Васильева, « Сосновый бор» И.И.Шишкина.
             Письменные сочинения в IIIклассе разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненногоопыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам,проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментамкинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобыдети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы ониотражали жизненную правду.[22.с.53].
             В III классепродолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем.Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать приработе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам.Письмо особым образом оформляется: вначале пишется приветствие и называетсячеловек, к которому письмо адресовано, а в конце ставится дата, подпись.Учитель помогает детям начать переписку с учащимися других школ и тактичноруководит ею.

  2.Тема сочинения и ее раскрытие.
      Тема – это предмет сочинения, то, о чем говоритсяв этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков,которые находят отражение  в сочинении. От того, как сформулирована темаучителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность иполнота сочинения.
          Первым по времени и по  значению шагом вработе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании надлительный период – определение тематики сочинений, рассказов.[12.]
          Тема и заглавие сочинения не всегдасовпадают. Например, детям предложена тема « Первые признаки весны». Конечно,сочинение может быть так и озаглавлено. Но учитель ( в III классе самидети) может и по другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!»,« Первые вести о весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образныезаглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится:сухо или образно, строго лаконично или  художественно. Если в работе надсочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуютсяболее глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем – тодля них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется ихтворчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание,неразрывно связанное, слитое с темой.
            Но если учащимся предлагается слишкомширокая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно иглубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой.
            Поверхностное раскрытие темы – один изтипичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Невсегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленносвязывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточнопонятой.
             В работе над рассказом или сочинениемможно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы черезнаблюдения к материалу для сочинения.[ 13.] Длягармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случаеучитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливатьматериал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Такпротекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного ипережитого.
              Во втором случаеучащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию,накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затемдети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Такимобразом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой,ее понимание и раскрытие.
             3.Сочинение по картинам.
       
     Чрезвычайно велика роль картины в развитии речиучащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним тестороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственномопыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомышкольнику. Она облегчает ему познание жизни.
              В школах используются учебные картины.Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегдадостаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использоватьхудожественные картины ( репродукции) [11.с.49]. Картиныразвивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусствоживописи.
              Сочинения по картинам делятся на триосновных вида: повествовательные  сочинения по серии картин или по картинномуплану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчоквоображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.
               Сочинения ( устные и письменные) посерии картин проводятся в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картиноблегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучатьдетей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин.Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.
               Сочинения по одной картине значительнотруднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненныйопыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц,представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после тогомомента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролироватьсебя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
                Первые сочинения по одной картинедолжны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая труднаяформа сочинения. Обычно оно проводится в  старших классах, но допустимо и в IIIклассе ( элементы описания картины возможны в I – IIклассах).
                 В начальных классах дети описываюткартину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины ( что на ней изображено);во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов;в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.
                  Уже в I классепрактикуется устное описание картины ( « Расскажи, что ты видишь на картине» ).От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементыанализа, развивается наблюдательность детей.
                 
 
4. Сочинения по наблюдениям.
                  Наблюдательность очень важна дляразвития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметови процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочиваютрезультаты наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутымописанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяютсущественные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокойточности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости всловесном оформлении своих знаний.[ 15.] Описаниябывают « деловые» ( например,» Наш кабинет труда») и эмоционально – образные (например, « Наша Мурка», « В саду осенью»). В начальных классах проводятсяследующие виды описаний:
1.   описание отдельного предмета по непосредственномунаблюдению ( « Яблоко», «Часы», «Кукла») или  по прошлым наблюдениям ( «Липавесной  и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элементсравнения.
2.   Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися:« Как сделать скворечник» ( на уроках труда), « Как посадить дерево».
3.   Описание картин природы и других сложных предметов,явлений: « Наша улица утром», « В лесу», «В магазине игрушек».
            Рассказы по наблюдениям получаютсябольшими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность,полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.
            Во II и IIIклассах подобные рассказы могут быть записаны  если не полностью, то хотя бычастично. Описание процесса не следует путать с повествованием.[ 12.]
            Сложные описания, обычно описание картинприроды, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборематериала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов.Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сортаяблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа« Наш поселок», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе.Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логическиенедочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самихнаблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль такихподготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметовпо наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи надоске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может бытьсоставлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнениюбольшинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методистысчитают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.
                    

 5. Сочиненияна основе прочитанного
 
            Отзывы о прочитанных книгах очень важныдля воспитания юных читателей. В отзыве школьник дает оценку  прочитанному (илипросмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливееуяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описаниеотзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках детидают устные характеристики прочитанного.
             В I и  во IIклассах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишьзаписывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагаютсодержание книги или какого — то эпизода и указывают, понравилась им книга илинет.
              Так постепенно школьникиподготавливаются к III классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов:класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв окниге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится ещеодин такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочиненияоказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, еслипроведена подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывоворганизует библиотека, где ведется журнал читательских мнений.[21.с.26]
               Обучение письму отзывов в IIIклассе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва окниге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всемиучащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение,высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будутсоставлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.
                 На уроке по внеклассному чтениюпроводится подробная беседа о книге: кратко излагается сюжет, описываютсяглавные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки,анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что имособенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычноподготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следуетознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.
                На следующем уроке составляетсяколлективный отзыв, обсуждается, обычно записывается на доске, редактируется, азатем  переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыво прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая- либообщая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы разнообразны. Тем неменее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым,примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще даватьоценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своихотзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой  отзыв ужесодержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то,что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.
                 Во многих отзывах дается элементарнаяхарактеристика  одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволноваличитателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям,возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В отзывахтакого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболееразвитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение,сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и изжизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда ияркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не ободном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С.Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одномпроизведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны,самостоятельны, в них  отражается начитанность школьника, его умениеобосновывать свое мнение, обобщать. Выделять главное.[ 20]. Во II классе тоже можно писать отзывы. Но во IIклассе нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так какфронтальная работа здесь еще трудна.[10.]
                   Сочинения – отзывы – одна из самыхперспективных работ. Постепенно усложняясь, они перейдут в IV – VIII классах в сочинения на литературные темы. Школа вооружает своих воспитанников умениями, необходимыми в общественной жизни. Так в начальныхклассах дети могут научиться писать простейшие заметки в газету. В сущностисочинения на самые разнообразные темы могут быть написаны как заметки в газету.Дети, поняв общественную пользу от своих сочинений. Охотнее и серьезнееработают над ними. К сожалению, в начальных классах редко издают стенгазеты.Если же газета выходит, она способствует не только сплочению коллектива, но иразвитию речи школьников. Они испытывают потребность высказывать свои мысли ичувства: речь мотивируется.
              В III классеучащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи изаметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое жесочинение после такого знакомства – это заметка в газету, например: « Наживотноводческой ферме» ( по экскурсии), « Интересный концерт», « Мой любимыйрассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания:  уважение илюбовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба,общественная работа.
             Заметка – это небольшая статья,посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычногосочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что вней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение кчитателю (иногда  и в заглавии). Заметка может также содержать простосообщение, новую интересную информацию. В III классе (режево II) проводится специальный урок или фрагмент урока, накотором пишется коллективная заметка, а в дальнейшем эта работа может протекатьи во внеурочное время.

 
       6. Сочинения по данной части
   Сочинение имеет три вида:
1.   сочинение по данному началу;
2.   сочинение по середине;
3.   сочинение по концу;
Требования:
1.   Отрывок должен быть кратким.
2.   Начало должно включать завязку.
3.   Середина должна включать кульминацию.
4.   Конец должен включать развязку.
5.   Можно обьеденить по данному концу и началу.
6.   Любая часть должна направить мысли ребенка поопределенному руслу.
                               
Методика работы
                       Сочинения по данному началу.
                Однажды  рано утром Витя с отцомотправились на охоту. Когда они входили в лес, было совсем темно. Вдруг вкустах раздался треск сучьев…
1.   Подготовительная работа.
-    Кто был в лесу рано утром?
-    Зачем вы ходили в лес?
-    Кто из вас был с отцом на охоте?
 Расскажите о каком – нибудь интересном случае.
            II. Чтение данной части (текст надоске).
           III. Сообщение цели урока. Нашазадача продолжить рассказ.(если нужно)
           IV. Работа над текстом,записанном на доске. Вопросы по содержанию записанной части (если нужно).
            V. Составление рассказа.
-    Что произошло дальше? (проходиллось, медведь, потерявшаяся корова).
-    Что делало это животное?
-    Что сделали охотники?(притаились).
-    Что сделали дальше? (полюбовалисьи ушли).
-    Опишите животных.
    Если предлагаете самостоятельную работу, то можнотолько выслушать версии ребят.
            VI. Составление плана.
1.   Раннее утро.
2.   Треск сучьев.
3.   В погоню.
4.   Лоси на поляне.
5.   Наутек.
             При составленииплана и рассказа параллельно нужно вести словарно – орфографическую работу.Строится сочинение по кульминации, завязке.[1.с.73]
            Сочинениепо кульминации
             Сочинение очень похоже по содержанию напрочитанный рассказ. Эти сочинения связаны с прочитанным материалом илирассказом учителя. Сочинение дается после прочитанного образца, поэтому работаначинается с чтения  и анализа
Содержания рассказа. Эта работа будет подготовкой ксочинению.
Выбирается произведение близкое детям по жизненномуопыту.
              ХОД РАБОТЫ
1.   Чтение произведения. Анализ его содержания. Сообщениетемы и цели урока.
2.   Подготовительная беседа. Цель: определить содержаниебудущего сочинения (опираясь на прочитанное и используя жизненный опыт ребят).
3.   Составление плана и лексико-орфографическая работа.
4.   Рассказывание по плану.
5.   Письмо сочинения с самопроверкой.[17.с.24]
           

  7.Сочиненияминиатюры
 
      Широкуюпопулярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. Ксочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной формепреимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что ик сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимаетзначительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа оченькороткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется вписьменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Затонередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении –миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Приведу примертакого сочинения:  
                                  КОТЕНОК.
            Маленький котеночек ползал по полу. У негоушки остренькие, а сам он рыженький, глаза черненькие, точно бусинки.(16 слов; IIкласс)
            Написано при изучении темы «Имя прилагательное»; употреблено четыре прилагательных, они помогли изобразитькотенка живо и ярко.
            Систематическое выполнениеподобных сочинений создает непрерывность в развитии связной речи, повышаетсамостоятельность учащихся.

 ГЛАВАII
 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ РАЗНЫХ ВИДОВ
1.   Сочинения на данную тему
             Сочинения наданную тему опираются на жизненный опыт детей  и на литературный материал.Требования к формулировка темы. Учитель сообщает, что тема коротко и четкосформулирована содержанием рассказа. Это то, о чем вы будете писать.[8.с.32]
             Работа над планом
1.   С первого класса учить работать по плану.
2.   Коллективное составление плана (учитель должен самчетко сформулировать каждый пункт плана и представлять его).
3.   Самостоятельное составление плана. Требуетсясамостоятельно составлять план со II класса.
       Ход работы
I.         Чтение темы и обдумываниесодержания сочинения (« Как Юра пас стадо»)
-    О чем можно написать в сочинении?
II.   Беседа по содержанию.
-    Где пас стадо Юра?
-    Сколько волков напало на стадо?
-    Как он стал защищать стадо отволков?
-    Что сделали собаки?
III.      Составление плана
1.   На поляне.
2.   Нападение волков.
3.   Находчивость  Юра.
4.   Собаки приходят на помощь.
5.   Опасность миновала. 
IV.      Лексико-орфографическая работа
1.   Стадо овечье, телячье паслось, разбрелось.
2.   Тревожное, волки, серые, разбойники, хищники, звери.Крадутся, таятся, подбираются, выбегают, выскакивают, хватают, несутся прочь.
3.   Находчивый, решительный, вежливый.
4.   Собаки примчались, бросились в погоню, защитили стадо.
V.       Рассказ по плану.
VI.     Письмо сочинения ссамопроверкой.
                      
        2. План урока сочинения на тему
                           « Весенние цветы»
  Материал: Скребицкий «Художник-Весна». IIкласс.
I.         Чтение рассказа Г. Скребицкого«Художник-Весна».
-    Почему автор называет Веснухудожником?
-    Как разукрасила Весна-Краснасережки осины и тополя, цветы на деревьях, цветы  калужницы?
-    Какие цветы появились первыми, и счем сравнивает их автор?
-    Почему автор использует такоесравнение?
-    Как Скребицкий показывает, чтоцветов много?
II.        Сегодня будем писать сочинение натему: «Весенние цветы» (показать первоцвет, стихи).
III.     Подготовка к сочинению
-    Кто был в лесу весной?
-    Кто видел первоцвет?
-    Какие цветы мы называемподснежниками?
-    Опишите их.
-    Где можно их встретить?
IV.      Составление плана
1.   Наступление весны ( Весна в лесу. В весеннем лесу)
2.   Первые цветы.
3.   Как хорошо в лесу весной.
V.       Орфографическая работа
                1.Наступила, лужицы, проталины,шоколадные,       
                   коричневые, березовые ветки, почки.
                 2.Подснежники,вереница, медуница, мать-и-мачеха, сон-трава или             
                   пострелы,голубоватый, мохнатые, голубовато-лиловые, колокольчики.
VI.      Письмо сочинения.
         
3.    Сочинения по материаламэкскурсий   в зимний  парк (лес)
               Сочинение проводится по материаламэкскурсии. В сочинении дается описание деревьев. Подготовительная беседа: Какиедеревья и кустарники вы видели в парке? Чем вы любовались в парке (в саду)?Какие картинки вы могли бы нарисовать о том, что видели на экскурсии?
               
Примерный план
1.   Заснеженный парк (снег блестит, искрится чистый,белый, голубоватый).
2.   Деревья зимой (без листьев, голые, в снегу, хмурые).
                
Примерное сочинение
          Вчера был теплый солнечный день. Мы ходилина экскурсию в зимний парк. Там много снега. Только у стволов деревьев онрастаял.
          В парке растут хвойные и лиственные деревья.На ветвях деревьев шапки снега. Иногда они срываются и падают на землюхлопьями. Ветки покачиваются. Снежная пыль сверкает в воздухе.
           Очень красиво в зимнем парке!
4.    Сочинение-описание предмета «Веточка березыв             
            вазе»
         Среди речевыхупражнений, как устных, так и письменных, в последние годы, особенно свведением усовершенствованных программ по русскому языку и чтению, серьезноевнимание отводится задачам развития речи учащихся. Эти программы ориентируютучителя на развитие речи учащихся, на общее умственное и творческое развитиеих. Дети любят писать сочинения. Любят за то, что можно проявить инициативу,самостоятельность, можно написать свое, сокровенное.
          Мне нравится проводить сочинения сэлементами описания предметов, т.е. когда красиво, образно, эмоционально,словом, художественно описывается детьми какой-то предмет. В методике, вчастности у М. Р.Львова, виды подобных работ имеют такое название:«образно-эмоциональное описание предмета».
           Сочинение описание способствует развитиюточности в выборе слов, словосочетаний, предложений, четкому оформлениюсобственных мыслей. Ученики же, давая художественное описание предмета, учатсянаблюдать, выделять его основные признаки, выделять по этим признакам предметсреди других предметов. Используются описания отдельных предметов понепосредственным и по прошлым наблюдениям. Элементы эмоционального описанияпредмета включаются в сочинения постепенно. Они состоят на первых порах из 2-3предложений. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания в свои творческиеработы, они под руководством учителя предварительно составляют короткие устныеи письменные зарисовки (2-3 предложения) описательного характера хорошознакомых предметов и явлений природы, внешности человека.[9.с.23]
            Начинается такая работа уже с Iкласса, ибо в школу  приходят малыши с огромным эмоциональным зарядом,воображением, удивленными глазами. Дети учатся описывать березу, липу, цветок,листочек. Пока это небольшие устные сообщения, эмоциональные рассказы.
            Приведу пример сочинения-описания предмета«Веточка березы в вазе». В начале урока можно прочитать стихотворение С.Есенина «Береза». Затем я ставлю в вазу принесенную веточку березы. Предлагаюдетям такие вопросы:» Какое впечатление произвела на вас эта веточка березы?Какое настроение она вызвала у вас? Какой вид придает веточка нашему классу,когда за окном еще снег, хотя и ярко светит апрельское солнце? Как появилась унас эта чудесная веточка?»
           Цель такой беседы: подготовить учеников ксочинению с элементами образно-эмоционального описания. « Эта веточка принеслав наш класс радость. Так хочется поделиться с другими ребятами этой радостью, — говорю я. — Опишите эту веточку так, чтобы другие люди, прочитав сочинение,смогли увидеть то, что увидели сегодня вы, чтобы читающий пережил ту жерадость, что и вы. Подумайте, как вы начнете»
           Здесь важно заметить, что начать своесочинение каждый ученик может по-своему и интересно. Далее предлагается детямвнимательно рассмотреть веточку (можно тихо подойти к столу, где стоит веточка)и описать ее. В течение 20-25 минут дети пишут сочинение: «На столе учителя вклассе стоит зеленая веточка. За окном снег, но уже ярко светит апрельскоесолнце…»
            После написания сочинения проверяютсяработы учеников, исправляются орфографические ошибки. Оценки пока не ставятся.На следующем уроке. На следующем уроке провожу анализ сочинений. На столе стоитта же вазочка. Цель этого урока: вызвать у ребенка потребностьсовершенствовать  написанное, научить их этому. Обязательно читаю наиболееудачные отрывки из сочинений, кратко их комментирую. Затем работы раздаюучащимся. Обсуждаем названия: «Зеленая веточка», «Маленькая радость», «Гостьявесны». Далее провожу анализ построения предложений с элементами описания. Впервой части описания следовало назвать предмет, чтобы заинтересовать читателя.Дети читают и обсуждают эту часть своих сочинений. Во второй части описания,которая является основной, дети отмечают, какие стебелек, листья и сережки. Вконце анализа делаю вывод: «Многие дети обратили внимание на стебелек, листья,сережки. НО вы заметили лишь то, что сразу бросается в глаза, на что указывалая. Снова рассмотрите веточку и ответьте, одинаковой ли величины листья, накоторые падает луч солнца; сколько  листьев не каждой веточке, какого цветасережки, как можно более точно описать их форму и оттенки желтого цвета, чемотличается основной стебелек от своих ответвлений по цвету, размеру, форме.»Учащиеся получают задание на дом: еще раз описать веточку березы. Напоминаюдетям, что они должны описать «нашу» веточку, поэтому надо стараться все время«видеть» ее перед собой. И обязательно передать свое настроение, отношение кветочке. В классе составляем альбом интересных работ.
           Анализ сочинений показал, что учащимсяинтересна  работа с элементами описания, а проведение ее систематически ицеленаправленно приучает детей к культуре чтения. Ребенок не пройдет мимоописания какого-то предмета в художественном произведении, он обязательнопрочтет и подивится красоте описываемого писателем предмета. А что-то, можетбыть, возьмет и для своего будущего сочинения.

  
     5.Сочинение-описание по картине И. И. Левитана    
«Золотая осень»
            Работа над сочинениями вызывает достаточнозатруднений как у учителя, так и у учащихся, тем более сочинения-описания попроизведениям живописи.
            Учитель Борисовской средней школы, с.Кривец Добровского района Липецкой области Л. Ф. Попова предложила типовой планподготовки и проведения уроков русского языка, развития речи, на которыхпроводится сочинение по произведениям живописи:
1.   словарная, терминологическая работа на уроках русскогоязыка, развития речи, изобразительного искусства по теме картины.Непосредственные наблюдения за окружающим миром;
2.   рассказ о художнике и истории создания картины;
3.   беседа по картине;
4.   словарно-стилистическая работа по теме урока;
5.   составление плана сочинения;
6.   составление устного высказывания по картине;
7.   написание первого варианта сочинения (редактирование);
8.   написание окончательного варианта сочинения;
9.   анализ творческих работ школьников.
    Тема:  «Сочинение-описание по картине И. И,Левитана «Золотая осень»
    Цель урока: учить описывать  картину; формироватьумение строить текст в определенной композиционной форме, определять основнуюмысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты грамматическиеошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическоевосприятие окружающей действительности и произведений живописи; развиватьспособность точного употребления слов в устной и письменной речи.
    Оборудование урока: репродукция картины И. И.Левитана «Золотая осень», музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года»,выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска сматериалами словарной работы, «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова, плакат сэпиграфом урока: «Люблю я пышное природы увяданье,/ В багрец и золото одетыелеса…» (А. С, Пушкин). Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осеннийлес и на берег реки; беседа на уроке изобразительного искусства и живописи и ожанре пейзажа.
             ХОД УРОКА
1.   Вступительное слово учителя и беседа с учащимся.
-    Ребята, вспомните нашу осеннююэкскурсию. Какие новые краски проявились у природы осенью? А как красоту осениможно сохранить даже зимой? (Надо собрать гербарий, сфотографировать,нарисовать).
-    На уроке изобразительногоискусства мы говорили о то, что рисунок, картина с изображением природы называетсяпейзажем. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную,исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан,который жил в конце прошлого века (1860-1900).
Художник рано остался сиротой. Егодетство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детскиегоды. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, емучасто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своегоугла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своейтворческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтомрусской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов.Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаетнастроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательнопрорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек,деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы. [18.с.50]
2.   Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана«Золотая осень».
        а) Каково общее впечатление отпейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во времяэкскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?
         б)  Каков, по-вашему, замыселхудожника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
         в)  Когда лес бывает таким,каким он изображен на картине Левитана, — в начале осени или в конце, в сухуюили дождливую погоду?
         г)    Все ли деревья осеньюодеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными.Покажите их на картине.
         д) Прямо ли течет река илименяет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается лицвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почемукрестьянские домики такие маленькие?
         е)    Вывод-обощение о замыслехудожника и путях его воплощения (делает учитель).
-    Обычно осень – время увяданияприроды – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляетсячувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого ибагряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаемпрозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствоватькрасоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихогосолнечного дня.
         Богатством своих красок осень привлекала ксебе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну измузыкальных пьес. «Сентябрь. Охота» Что вы представляете себе, когда слушаетемузыку? Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, ивпечатлением, полученным от музыки Чайковского?
3.   Речевая подготовка
а)    Подберите синонимы к словам:художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина(полотно, репродукция).
б)  Название каких цветов и оттенковможно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный,оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).
в)    Найдите неточно употребленноеслово и замените его.
-    Солнечные лучи ярко греют/освещаютприроду.
-    Молодые березы сплошьнакрыты/покрыты золотистой листвой.
         г)     Обратите внимание на правописаниеслов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
4.   Составление и запись плана.
Какое время года изображено на картине?
Какое впечатление производит она на вас?
Что вы видите на переднем плане? Вдали?
Какие цвета преобладают в пейзаже?
Что вам особенно нравится в полотнеЛевитана?
5.   Написание первого варианта сочинения.
6.   Домашнее задание: отредактировать написанное в классе,написать окончательный вариант сочинения.

                                                    Заключение
            В этой работе ярассмотрела проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений науроках русского языка в начальной школе.
            Сочинение в начальнойшколе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложениисвоих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения,анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудьвыводу.
            В этой работе былапроанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихсяпедагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательныеметоды обучения.
            Проделав данную работу,можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитиеммышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая егосочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию.Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.   

               
                                       Литература
 
1.            Балашова Т. Ю. Подготовкатретьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. — № 10 –1998. – с.70-75.
2.            Васильева Р. А., Суворова Г. Ф.Картины по развитию речи. 1 класс. – М., 1973.
3.            Васильева Р. А., Суворова Г. Ф.Сюжетные картинки по развитию речи. 1 класс. – М., 1974.
4.            Васильева Р. А., Суворова Г. Ф.Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. – М., 1974.
5.            Гуськов Т. В. Сочинение по картинеИ. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. — № 9.- 1981.- с. 23-27.
6.            Елисеева М. Т. Работа надизложением и сочинением// Начальная школа. — № 5.- 1981. — с. 26.
7.             Закожурникова М. Л. Обучениеизложению и сочинению в начальной  школе. – М., 1953.
8.             Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н.Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. — № 12. – 1997. – с.30-35.
9.            Купров В. Д. Образно –эмоциональное описание предмета // Начальная школа. — № 2. – 1989. – с. 20–23.
10.          Кустарева В. А., Назарова Л. К.,Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. -  М., 1982.
11.          Латышко Н. А. По системе  Л. В.Занкова // Начальная школа. — № 10. – 1995. –с. 47-49.
12.          Львов М. Р. Методика развития речимладших школьников. – М., 1985
13.          Львов М. Р. Речь младшихшкольников и пути ее развития. – М., 1975.
14.          Львова М. Е. Взаимосвязь обученияизложения и сочинения // Начальная школа. — № 3. – 1984. – с. 32-36.
15.          Методика развития речи / Под  ред.Ладыженской Т. А. – М., 1991.
16.          Нуруллина Н. Н. Как я учу писатьдетей сочинения // Начальная школа. -   № 3. – 1998. – с. 80.
17.          Побединская Л. М. Упражнения приподготовке к сочинению // Начальная школа. — № 6. – 1987. – с. 23-24.
18.          Попова Л. Ф. Сочинение-описание покартине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. — № 9. – 1998. – с.50-53.
19.          Потурьева Л. В. Обучение сочинениюв! — № классах // Начальная школа. — № 2. – 1988. – с. 30-35.
20.          Рализаева Т. Г., Львов М. Р.Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
21.          Розенберг Л. А, Развитиетворческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальнаяшкола. — № 2 – 1995. – с. 25-28.
22.          Романовская З. И, Развитие речи имышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. — № 8.– 1994. – с. 50-55.
23.          Черноусова Н. С. Сочинения вначальных классах. – М., 1976.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.