Реферат по предмету "Педагогика"


Приемы и методы по организации внимания у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка

Государственное образовательное учреждение
Губернский колледж г. Похвистнево
Сергиевский филиал
Дипломная работа
На тему: «Приемы и методы по организации внимания у детейсреднего школьного возраста на уроках английского языка»
Выполнила:
Суходол 2009

Содержание
Введение
Глава I.Формирование внимания у детей школьного возраста
1.1 Общие функции внимания
1.2 Виды и свойства внимания
1.3 Возрастные особенности развития внимания у школьников
1.4 Особенности развития внимания у детей подростковоговозраста
Глава II. Приемыи методы по организации внимания у детей среднего школьного возраста на урокаханглийского языка
2.1 Наглядность, как компонент развития внимания на урокаханглийского языка
2.2 Использование технических средств для развития внимания на уроках английского языка
2.3 Использование игровых методов на уроках английскогоязыка
Глава III. Видыуроков английского языка способствующих развитиювнимания у школьников
3.1 Нетрадиционные формы урока, способствующие развитиювнимания учащихся при изучении английского языка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Знание английского языка всовременных условиях развития общества является насущной необходимостью длякаждого человека. От организации учебного процесса опирающегося на возрастные ипсихические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.Большую роль в учебной деятельности детей, является организация внимания назанятии.
Внимание — это важнейшийдинамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому вниманиеможно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Вниманиеимеет огромное значение в жизни человека. Оно — необходимое условие выполнениялюбой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессыполноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложныхпроблем научной психологии.
Однако остаётся ещё очень многонерешённых вопросов развития внимания у детей. Остается проблема разработкисистемы приёмов по организации и развития внимания детей на уроках. Актуальностьпроблемы развития внимания у детей школьного возраста определяется, преждевсего, тем, что именно в школьном возрасте формируется качественно новыехарактеристики внимания, как и других процессов.
Те, кто занимаются изучениеминостранного языка, должны обладать хорошими коммуникативными навыками. Длятого чтобы стимулировать развитие этих навыков, нужно выбирать такие формыурока, которые будут наиболее способствовать этому.
Цель исследования: рассмотретьприемы и методы по организации внимания у детей школьного возраста на урокаханглийского языка.
Задачи исследования:
Возрастные особенности вниманияшкольников
Наглядность, как компонентразвития внимания на уроках английского языка
Использование техническихсредств для развития внимания на уроках английского языка
Объект исследования: организациявнимания на уроке английского языка.
Предмет исследования: приемы иметоды организации внимания на уроке английского языка на средней ступениобучения.
Гипотеза: организация вниманияна уроке английского языка зависит от таких факторов как:
Педагогическое мастерствоучителя;
Правильная организация воспитательногои учебного процессов;
Стремление учителя найти свойэффективный метод преподавания иностранного языка.
Методы исследования:
Анализ научно-методическойлитературы по проблеме исследования;
Обобщение опыта ведущихпедагогов, психологов и методистов;
Наблюдение;
Пробное обучение.
Глава I. Формированиевнимания у детей школьного возраста1.1 Общие функции внимания
Внимание — это в первую очередьдинамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оновыражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом,на котором она как в фокусе сосредоточена.
Одним из определений внимания впсихологии является предложенное Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленностии сосредоточенности психической деятельности человека. При этом поднаправленностью понимается избирательный характер активности, а подсосредоточенностью — углубление в данную деятельность. Подобно памяти вниманиеотносится к сквозным психическим явлениям, поэтому, если опираться на структурупсихической организации человека, возможно рассмотрение внимания и как процесса.Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «внимание своего особого содержания неимеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно — сторона всехпознавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой онивыступают как деятельность, направленная на объект».
За вниманием всегда стоятинтересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызываютизменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается вовнимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: онстановится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотявнимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах,однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязь деятельности иобраза. Изменение внимания выражается в изменении ясности и отчетливостисодержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.
Последовательность анализа среды(направление внимания) зависит от двух групп факторов:
структура внешних раздражителей(физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.);
структура внутреннего поля,определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивностираздражителя и т.д.).
Выделяют следующие функциивнимания:
отбор значимых, релевантных, т.е.соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий иигнорирование (торможение) других, несущественных, побочных, конкурирующихвоздействий;
удержание (сохранение) даннойдеятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметногосодержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательнаядеятельность, пока не будет достигнута цель;
регуляция и контроль протеканиядеятельности.1.2 Виды и свойства внимания
Выделяют три вида внимания:
1) непроизвольное — пассивное,само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного илинового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего откликраздражителя;
2) произвольное — активное,волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Быстро утомляет,требует волевых усилий для поддержания. Условия, облегчающие произвольноесосредоточение внимания:
включение в познаниепрактического действия (например, сопровождение чтения конспектированиемоблегчает удержание внимания на содержании научной книги);
оптимальное психическоесостояние человека (утомление и эмоциональное возбуждение ослабляют сосредоточенность).
3) послепроизвольное — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес,в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимаетсянапряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длитьсячасами.
Различая произвольное инепроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешнепротивопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольноевнимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольноевнимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловленонепосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такойнепосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляемнаше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями,которые мы себе ставим.
К числу основных характеристиквнимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию,распределение и переключение.
Под объемом внимания понимаетсято количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительнокороткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема вниманияпредлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточитьсясознание ребенка с тем, чтобы использовать эту информацию.
Устойчивость внимания — этоспособность ребенка не отклоняться от направленности психической активности исохранять сосредоточенность на объекте внимания. Характеристиками устойчивостивнимания являются временные параметры длительности сохранения направленности исосредоточенности психической активности без отклонения от исходногокачественного уровня. Необходимым условием устойчивости внимания являетсяразнообразие впечатлений или выполняемых действий, интерес.
Отвлекаемость — свойство,противоположное устойчивости, — колебания, периодическое ослабление внимания кконкретному объекту деятельности, что объясняется непрерывной сменойвозбуждения и торможения в коре головного мозга.
Концентрация вниманияпредусматривает так определение способности субъекта сохранятьсосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрациивнимания производят по интенсивности помех. Чем меньше круг объектов внимания,тем выше концентрация. Сосредоточение на объекте обеспечивает углубленноеизучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлениячеловека о том или ином предмете.
Распределение вниманиясвидетельствует о возможности ребенка направлять и сосредоточивать внимание нанескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределениявнимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результатесопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполненияэтой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.
Переключение вниманияпредставляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одногообъекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Характеристикойпереключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемаяскоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Легкость илитрудность переключения внимания обусловливается также индивидуальнымиособенностями ребенка, а именно свойствами его нервной системы. У лиц,характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбужденияк торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче. Не менеезначимы при переключении внимания и личностные особенности детей, а именно: ихактивность и заинтересованность, уровень мотивации и т.д.
1.3 Возрастные особенности развития внимания ушкольников
Развитие внимания у детейпроходит постепенно.
Произвольное внимание особенноинтенсивно развивается в играх, где соблюдение правил игр требует от ребенкасосредоточенности и концентрации внимания.
Развитию произвольного вниманияспособствует участие детей в других видах деятельности (учение, труд, рисованиеи др.). Без наличия цели, сосредоточенности и направленности внимания, без егоустойчивости невозможно овладеть ни одним видом деятельности, невозможнодостичь желаемого результата.
Характер внимания зависит отнаправленности и интересов личности школьника. Внимание младшего школьниканосит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для негозначимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их вниманиеобращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.
Внимание учащихся начальныхклассов в связи с их значительной эмоциональной возбудимостью легко отвлекаетсяи с трудом направляется на то, что им кажется скучным. Поэтому второстепенныедетали замечаются ими иногда легче, чем основное.
В педагогическом процессенеобходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитиюпроизвольного. Для возбуждения в поддержания непроизвольного внимания можноиспользовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известнуюэмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана ссамим предметом обучения или трудовой деятельности.
Хорошо развитые свойствавнимания и его организованность являются факторами, непосредственноопределяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Развиваяразличные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разнымучебным предметам. Сложность заключается в том, что разные свойства вниманияподдаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объемвнимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивостиможно и нужно тренировать.1.4 Особенности развития внимания у детейподросткового возраста
Как известно, переходный возрастхарактеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психическихпроцессах, происходящих у подростка. Это отражается и на внимании подростков. Наблюденияпоказывают, что именно пятиклассники занимаются в школе особенно неровно: бывают,то сосредоточенными, работоспособными, то рассеянными. Особенно невнимательнымиони оказываются во второй половине учебного дня.
Дело в том, что не только вфизическом, но и в психическом отношении подросток, перестав быть ребенком, нестал и взрослым. Он как бы на грани между тем и другим. Эта двойственнаяприрода подростка сказывается и на особенностях его внимания. С одной стороны,у него сильно развито непроизвольное внимание: все новое, интересное,вызывающее те или иные эмоции, привлекает подростка, но, с другой стороны, это — возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни,поэтому у подростка получает большое развитие и произвольное внимание. Благодаряэтому подросток может уже отвлечься от того, что непосредственнозаинтересовывает его, для решения поставленных задач.
Также отметим тот факт, что уподростков появляется интерес и к субъективному миру человека, к мыслям, кпереживаниям, как к чужим, так и к своим собственным. Возникает внутренняянаправленность внимания.
Все свойства внимания (объем,устойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умениеподолгу на чем-либо сосредоточиваться. В случае необходимости подростки могутбез особых усилий и переключать внимание. Возрастает также и способность к егораспределению. Поэтому подростки иногда не хуже взрослых справляются с работой,требующей данного качества внимания.
В этом же возрасте получаетсильное развитие послепроизвольное и привычное внимание, которое, какотмечалось выше начинает формироваться еще в младшем школьном возрасте. Уподростка появляется привычка быть внимательным, потому, что у него уже не разпроизвольное внимание переходило в послепроизвольное.
Хотя волевое управлениевниманием в подростковом возрасте достигает значительно более высокого уровня,чем у младших школьников, однако в регуляции его у подростка еще могут бытьсрывы. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества подростка, какповышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлеченийразличными предметами и видами деятельности.
Особенностиразвития внимания в юношеском возрасте
Внимание учащихся старшеговозраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общегоинтеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных чертличности. Если у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростковвнимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своейзанимательностью, то у старших учащихся наибольшую сосредоточенность частовызывают предметы, явления и виды деятельности, не отличающиеся внешнейвпечатляемостью, но привлекающие своим внутренним содержанием, ставящие передчеловеком какую-то проблему, вызывающие работу мысли. Иногда старшие школьникибывают более внимательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, иплохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно.
Старший школьник настолькоразвит, что требует, как говорится, пищи для ума, а где, как мы уже сказали,есть мысль, там необходимо присутствует и внимание.
Вывод по 1 главе: Внимание — этоважнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтомувнимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное,произвольное и послепроизвольное. К числу основных характеристик вниманияотносят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение ипереключение.
У разных возрастных группшкольников внимание развивается по разному. Внимание младшего школьника носитизбирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо.Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращаетучитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.
Развитие внимания у подростковсдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большаявозбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видамидеятельности.
Внимание учащихся старшеговозраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общегоинтеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных чертличности.
Глава II. Приемы иметоды по организации внимания у детей среднего школьного возраста на урокаханглийского языка2.1 Наглядность, как компонент развития внимания науроках английского языка
В своей практике учителяанглийского языка стремятся использовать наглядность как стимулированиепроцесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания исохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию такихспособностей ребенка, как воображение, зрительная и эмоциональная память.
Наглядность один из принциповобучения. Наглядный образ возникает не сам по себе, а результате активнойпознавательной деятельности ребенка. Образы представления значительноотличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия,но у разных детей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте,длительности запоминания. Степень наглядности образов представления может бытьразличной в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его знаний,от уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных образоввосприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенныесвойства и отношения между разными объектами и тем самым помогает создаватьболее обобщенные, боле глубокие по содержанию психические образы познаваемыхзапоминаемых объектов (лексем), что очень важно при изучении языков.
Наглядность как принцип обучениябыл впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Т. Песталоцци,К.Д. Ушинским и другими педагогами. Учитель может использовать различныесредства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемыхобъектов и явлений.
Наглядность обучения, какдидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средстванаглядности в процессе обучения языкам может быть использован и при изложениинового материала, и при проверке освоения учебного материала, и в оформленииучебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д.
Наглядность в обучении относитсяк различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни одиниз видов наглядных пособий не обладает абсолютным преимуществом перед другими. Например,при изучении природы (темы «Времена года», «Погода» и др.),наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. Науроках грамматики удобнее применение условных изображений, выражающих отношениямежду словами, частями предложения с помощью стрелок, дуг, посредствомвыделения частей слова разными цветами и т.п. В таких случаях сопоставительноеобучение языкам получает еще одно преимущество, так как он зрелищнее, даетдополнительные точки соприкосновения или различий изучаемых объектов. Применениеэтого способа осуществить и легко и сложно одновременно. Необходимо незагромождать предлагаемый материал излишним сравнением, рассеивающим внимание,а акцентировать внимание на самых главных моментах. Например, при изучениивремен в грамматике русского,, английского языков достаточно упомянутьсуществование трех времен в русском языке и большее наличие их в английскомязыках.
Нередко возникает необходимостьиспользовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и темиже вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, незагромождая уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешаетучащимся сосредоточиться, и обдумать наиболее существенные вопросы. Такоеприменении наглядных пособий в обучении не приносит пользы, а скорее вредит иусвоению знаний, и развитию учащихся. Когда у учащихся имеются необходимыеобразные представления, следует использовать их для формирования понятий, дляразвития отвлеченного мышления ребенка. Это правило относится не только ксредним и старшим классам, но и к начальным классам. В практике обученияприменение наглядных средств обязательно сочетается со словом учителя. Знаниеформ сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительнойэффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядностисообразно поставленной дидактической задачи, особенностям учебного материала иконкретными условиями обучения.2.2 Использование технических средств для развитиявнимания на уроках английского языка
С развитием современныхтехнологий компьютер становится средством обучения, способным нагляднопредставлять самую различную информацию. Новые информационные технологиивоздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы иорганизационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложныеи актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального,творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Большиевозможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскомуязыку.
В наше время применениеинтерактивных средств обучения прочно вошло в школы. Это не только современныетехнические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход кпроцессу обучения. Применение в образовании компьютеров и информационныхтехнологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организациюучебного процесса по различным дисциплинам. С развитием современных технологийкомпьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самуюразличную информацию. Новые информационные технологии воздействуют на всекомпоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формыобучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачипедагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала,аналитического мышления и самостоятельности человека. Быстрое развитиекомпьютерной техники и расширение её функциональных возможностей позволяетшироко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. Большиевозможности содержатся в использовании компьютеров при обучении английскомуязыку.
Применительно к компьютерномуобучению, принцип наглядности, называемый также «интерактивнойнаглядностью» играет очень важную роль. Если в традиционном пониманиинаглядность это, прежде всего иллюстративная компонента, то в компьютерномобучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальнойжизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Не следуетупускать из виду, что компьютер позволяет учащемуся не только читать, но ислушать, смотреть видео, а также активно воздействовать на происходящее спомощью нажатия различных клавиш или управления мышью.
Компьютерные обучающие системытакже называют интерактивными (диалоговыми) — это форма общения, характернымиособенностями которого являются смешанная человеко-машинная инициатива,предвидение намерений пользователя и возможность сотрудничества с системой. Традиционныеуроки по природе своей являются пассивной формой обучения. Посколькусоотношение между количеством учащихся и количеством преподавателей может бытьдостаточно велико, у преподавателя мало возможностей взаимодействовать с каждымучеником и ученик робкий и застенчивый зачастую остается без внимания. Обучениес помощью компьютеров, напротив, подразумевает обязательное взаимодействиекаждого учащегося с системой с целью усвоения урока: это делается нажатиемклавиш для перехода к другому окну, с помощью ответов на вопросы и т.п.
Эффективное представление уроковна экране является одним из центральных вопросов компьютерного обучения. Тестыс альтернативным выбором ответов по пройденным темам курса английского языка срисунками, графиками и автоматическим выбором баллов за правильные ответы поданному тесту. Следует отметить, что применение компьютерных программ — тренажеровзаметно повышает интерес к предмету. Помимо этого развивается навык ксамооценке — с компьютером спорить за оценку бесполезно.
Нельзя не упомянуть и о том, чтозанятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка,оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимозапоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро приниматьрешения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно инадолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируютпознавательную мотивацию.
При получении информации припомощи и слуха, и зрения, обучаемому сложнее отвлечься. В самом деле. Есличеловек сосредоточенно слушает голос или музыку, то отвлечь его постороннимзвуком сложнее, а визуальным эффектом (например, резким движением или перепадомосвещенности) легче. И, наоборот, для зрителя немого кино или читателя — звукбудет более сильным отвлекающим фактором. Таким образом, при комплексномвосприятии отвлечься сложнее, значит, процесс обучения будет проходить болееэффективно.
В последние годы, появилось большоеколичество обучающих программ по иностранным языкам. Они не только позволяютчитать текст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себетакой классический метод, как аудирование. Более того, ученик при этом нескован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушатьнеобходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобныхпрограмм позволяют даже контролировать произношение учащегося.
Изучение английского языка спомощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся среднейшколы. Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке дети активны. Каждыйученик, даже слабый, проявляет свои умения и способности.
Мультимедийный курс английскогоязыка — это видеоролики, интересные, увлекательные задания, направленные наразвитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыковмонологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексическихнавыков. Игры направлены на достижение только положительного результата! Особоевнимание можно уделить детям, отстающим в учебе. Азарт соревнования заставляетдобиваться лучших результатов. Работа на компьютере вызывает у таких учащихсянеподдельный интерес, что обеспечивает формирование положительной мотивации кобучению иностранному языку.
При проведения таких уроков, видночто, благодаря использованию интерактивного мультимедийного курса решаетсяпроблема повышения качества обучения.
Компьютерный курс содержитбольшое количество мультимедийных лекций и позволяет резко облегчить усвоениеобширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка,шумы), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроляусвоения пройденного материала.
Существующие на сегодняшний денькомпьютерные программы позволяют выводить на монитор информацию в виде текста,звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможностьорганизовать как самостоятельную работу каждого ученика в отдельности, так игрупповую работу вместе взятых учащихся группы.
Мультимедийные задания носятразличный характер:
нажать на правильный ответ;
заполнить пропуски, таблицы,разгадать кроссворды;
найти слово, (правильный ответ);
расположить предметы на картинке;
соединить точки, ответить навопросы;
найти слова, соответствующиекартинкам;
прочитать слова и указать напредмет;
прослушать и спеть песенку;
прослушать текст и выбратьправильный ответ на вопрос;
напечатать слово, фразу,предложение.
Занимательные упражнения,направленные на развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование,чтение, формирование и закрепление навыков монологической и диалогической речипозволяют отрабатывать произношение, совершенствовать письменную речь,пополнять словарный запас.
Использование мультимедийныхсредств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход вобучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетомособенностей детей, их уровня обучености, склонностей. Новейшие технологии вобучении английскому языку повышают самостоятельность детей, но в то же времяспособствуют сотрудничеству учителя и ученика на уроке, дают учащимся прочныезнания и развивают коммуникативную компетенцию, а так же позволяют идти в ногусо временем и не отставать от прогресса.
Электронные издания учебногоназначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют рядположительных отличий и преимуществ.
Известно, что учитель в процессесвоей работы должен не только передавать учащимся определенный объеминформации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребностьсамостоятельно добывать знания, применяя различные средства. Чем лучшеорганизована самостоятельная познавательная активность учащихся, темэффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повыситьсамостоятельность работы учащихся не только в аудитории, но и в домашнихусловиях, что необходимо для более успешного перевода знаний извне вовнутреннее достояние школьника2.3 Использование игровых методов на урокаханглийского языка
В школе особое место занимаюттакие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждогоученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьниковза результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологиюигровых форм обучения. Применение игровых методик на уроках иностранного языкаспособствует развитию внимания у учащихся, особенно на начальном и среднемэтапе обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то жезначение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешнекажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобыиграющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Игра всегда предполагаетпринятия решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить этивопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будетдумать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающиевозможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего- увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувстворавенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий — всёэто даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободноупотреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатахобучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникаетчувство удовлетворения — оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, мы рассматриваемигру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность длямногократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенныхк реально-речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью,целенаправленностью, речевого воздействия.
Игры способствуют выполнениюследующих методических задач:
создание психологическойготовности детей к речевому общению;
обеспечение естественнойнеобходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировка учащихся в выборенужного речевого варианта;
Место игр на уроке и отводимоеигре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала,целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестветренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением ужепройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различныхэтапах урока. (Приложение 1)
Следует помнить, что при всейпривлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначеони утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Как известно, движущей силойговорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотиваговорения — самый важный компонент деятельности учителя при организации ролевыхигр.
Игра посильна даже слабымученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущениепосильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолетьстеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, иблаготворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковойматериал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения — «оказывается,я уже могу говорить наравне со всеми».
структуре ролевой игры мывыделяем такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Игры можно подразделить наследующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры;
Использование различных игр науроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме,развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес киностранному языку.
Игры на уроках иностранногоязыка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, приотработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечноже, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуетсясвоим типом ведущей деятельности.
Игры лучше всего использовать всередине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работас играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служиладейственным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучениюиностранного языка начинает ослабевать.
Вывод по 2 главе: Наглядностьодин из принципов обучения. Наглядность в обучении языкам один из основныхпринципов, согласно которому обучение строится на конкретных образах,непосредственно воспринимаемых учащимися. В современной дидактике понятие наглядностиотносится различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.).Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютным преимуществом переддругими.
С развитием современныхтехнологий компьютер становится средством обучения, способным нагляднопредставлять самую различную информацию. Нельзя не упомянуть и о том, чтозанятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка,оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимозапоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро приниматьрешения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно инадолго. Компьютер развивает произвольную память и внимание, формируютпознавательную мотивацию.
Использование различных игр науроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме,развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес киностранному языку.
Глава III. Виды урокованглийского языка способствующих развитию внимания у школьников3.1 Нетрадиционные формы урока, способствующиеразвитию внимания учащихся при изучении английского языка
Сегодня все большее вниманиеуделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре,нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальномупотенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, остраянеобходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднююшколу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знаниемоснов наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить,инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходитьпостоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слитьв единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всехэтапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию,которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниямиматериала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития иформирования личности каждого обучаемого — с учетом его индивидуальныхспособностей и возможностей.
Пути и способы реализации этихпринципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то жевремя эффективными.
Нетрадиционные формы урокаанглийского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы илинескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят внеобычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановкицелесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итоговпроделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционныхусловиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранногоязыка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, атакже реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительнойнаглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического,педагогического и психологического характера, которые можно суммироватьследующим образом:
осуществляется контроль знаний,навыков и умений учащихся по определенной теме;
обеспечивается деловая, рабочаяатмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
предусматривается минимальноеучастие на уроке учителя.
Методически высокоэффективными,реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихсяявляются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия,урок-интервью и другие формы занятий. (Приложение 2)
Использование Интернета науроках иностранного языка
Интернет обладает колоссальнымиинформационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно,что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциалглобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактическихзадачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленнымиопределенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средствореализации этих целей и задач.
Поэтому, прежде всего, следуетопределить, для решения каких дидактических задач в практике обученияиностранного языка могут оказаться полезными ресурсы и услуги, котораяпредставляет всемирная сеть.
Интернет создает уникальныевозможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковуюсреду.
Сначала вспомним особенностипредмета «иностранный язык». Основная цель — формированиекоммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности кмежкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболеевостребованной учащимися.
Следует иметь в виду еще однуособенность предмета «иностранный язык». Обучать речевой деятельностиможно лишь в общении, живом общении.
Готовясь к очередному уроку,учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого изотбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какойметодической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболееэффективным.
Если иметь в виду предмет нашегообсуждения — Интернет, то также важно определиться, для каких целей мысобираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:
для включения материалов сети всодержание урока;
ля самостоятельного поискаинформации учащихся в рамках работы над проектом;
для ликвидации пробелов взнаниях.
Используя информационные ресурсысети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решатьцелый ряд дидактических задач на уроке:
совершенствовать умение аудированияна основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
пополнять словарный запас, какактивной, так и пассивной лексикой современного языка;
формировать устойчивую мотивациюиноязычной деятельности.
Включение материалов сети всодержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете,участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах,развивать любознательность и мастерство.
Использование видео-урока
Овладеть коммуникативнойкомпетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, деловесьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных ивоображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованиемразличных приемов работы.
Не менее важным считаетсяприобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этихцелях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствуетреализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процессовладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализацииобучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинствомвидеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтомувнимание должно быть направлено на формирование у школьников личностногоотношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитиюразличных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания ипамяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместнойпознавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученикстановится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникамнеобходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное вниманиепереходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процессзапоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое,зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатлениястрановедческого и языкового материала.
Таким образом, психологическиеособенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуетинтенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия дляформирования коммуникативной компетенции учащихся.
Практика показывает, чтовидео-уроки являются эффективной формой обучения.
Использование урока-экскурсии
В наше время, когда все шире ишире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русскойнациональной культурой становится необходимым элементом процесса обученияиностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу,рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принципдиалога культур предполагает использование культуроведческого материала ородной стране, который позволяет развивать культуру представления роднойстраны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Учителя, сознавая стимулирующуюсилу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать уучащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Применение урока-спектакля.
Эффективной и продуктивнойформой обучения является урок-спектакль. Использование художественныхпроизведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствуетпроизносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной,познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческаяработа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей ираскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Такой вид работы активизируетмыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес клитературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а такжеуглубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики.Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемыйпассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получаютудовлетворение от такого вида работы.
Использование урока-праздника иурока-интервью.
Весьма интересной и плодотворнойформой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяетзнания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах.
Вряд ли стоит доказывать, чтосамым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способностьучащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразнопроводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог. На такомуроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотныхклише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетаниеструктурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленныхзадач тема урока может включать отдельные подтемы. Например, «Свободноевремя», «Планы на будущее», «Биография» и т.д.
Во всех этих случаях мы имеемдело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как«Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряетсмысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретаетчисто формальный характер.
В такой ситуации логичноприбегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжаетоставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй долженсыграть роль его зарубежного сверстника.
Подготовка и проведение урокаподобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка,способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, атакже расширяет кругозор.
Вывод по 3 главе: Использованиенетрадиционных форм уроков английского языка способствует развитию различныхвидов внимания, мышления, способствует углублению знаний, расширяет кругозоручащихся.
Нетрадиционные формы урокаанглийского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы илинескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят внеобычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановкицелесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итоговпроделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционныхусловиях из-за боязни совершить ошибку.
Интернет создает уникальныевозможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковуюсреду.
Не менее важным считаетсяприобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этихцелях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Заключение
В дипломной работе мы определилицели и содержание организации внимания у школьников на уроках английского языкаи выяснили, что развитие внимания является одним из главных компонентовобучения иностранному языку. Мы рассмотрели все поставленные нами задачи: возрастныеособенности внимания школьников, организацию внимания школьника, наглядность,как компонент развития внимания на уроках английского языка, использованиетехнических средств для развития внимания на уроках английского языка.
В работе мы рассмотрелиформирование внимания у различных возрастных групп учащихся. Внимание — это важнейшийдинамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому вниманиеможно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное,произвольное и послепроизвольное.
К числу основных характеристиквнимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию,распределение и переключение.
У разных возрастных группшкольников внимание развивается по разному. Внимание младшего школьника носитизбирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо.Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращаетучитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.
Развитие внимания у подростковсдерживают такие качества подростка, как повышенная впечатлительность, большаявозбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видамидеятельности.
Внимание учащихся старшеговозраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общегоинтеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных чертличности.
Мы рассмотрели методыорганизации урока иностранного языка, которые влияют на развитие вниманияшкольников. Наглядность один из принципов обучения. Наглядность в обученииязыкам один из основных принципов, согласно которому обучение строится наконкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
С развитием современныхтехнологий компьютер становится средством обучения, способным нагляднопредставлять самую различную информацию. Нельзя не упомянуть и о том, чтозанятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка,оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимозапоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро приниматьрешения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно инадолго.
Применение игровых методик науроках иностранного языка способствует развитию внимания у учащихся, особеннона начальном и среднем этапе обучения. Игра имеет большое значение в жизниребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игровыеформы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: отвоспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели — творческо-поисковой деятельности.
Проблемы развития внимания удетей школьного возраста определяются, прежде всего, тем, что именно в школьномвозрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и другихпроцессов. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разномувоспринимаются человеком в зависимости от возраста, и вызывает у него различныереакции. Поэтому успех деятельности учителя зависит от того, в какой мереучитель знает своих учеников, учитывает их индивидуальные и возрастныеособенности.
Список использованной литературы
1.        Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М.: Академия,2004.
2.        Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. — М.: Педагогика, 1999. с.12.
3.        Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2002, №3. С.39 — 41.
4.        Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Хрестоматия. — М.: ЧеРо,2001.
5.        Домашнев Ю.Б. Психология внимания. — М., Просвещение, 2003.
6.        Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — М: Флинта, 2002.
7.        Ермолаев О.Ю. Внимание школьника. — М., Просвещение, 2003. с 143.
8.        Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранномязыке. — М.: Инфра-М, 2000.
9.        Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.
10.     Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.,Просвещение, 2003.
11.     Новые педагогические и информационные технологии /Под ред.Е.С. Полат — М.,1999.
12.     Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2. С.14- 19.
13.     Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999
14.     Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
15.     Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. М.: Валдос, 2002.
16.     Уроки английского языка. СПб.: Каро, 2000.
17.     Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Юнити, 2004.
18.     Цели обучения иностранному языку. / Под ред.Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой.- Воронеж: Интерлингва, 2002.
19.     Шахмаев Н.М. Технические средства обучения. — М.: Просвещение, 2001.
20.     Шехтер И.Ю. Комплексное применение технических средств при обучениииностранному языку. М.: Академия, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.