МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институтнефти и газа
Курсоваяработа
натему: Профессиональноесамоопределение школьников
Тюмень2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1Основные формы и модели профориентации: история и современность
1.2 Новыеметоды профориентационной работы
1.3Профессии, которые предпочитают современные школьники
ГЛАВА 2.НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ РR- ТЕХНОЛОГИЙ ВУЗАМИ (ТЕХНИКУМАМИ, УЧИЛИЩАМИ), ДЛЯФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ОПЫТ ТюмГНГУ)
2.1Направления профориентационной работы ТюмГНГУ
2.2 Рольпрофориентационной работы вуза в самоопределении школьников: результатысоциологического опроса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, сжизненным предназначением. Смысл профориентационной работы в том, чтобы помочьшкольникам и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в миресовременных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Профориентация, существовавшая еще при социалистическомметоде ведения хозяйства и ориентированная на тоталитарное педагогическоемышление, изжила себя. А профориентация, соответствующая требованиямизменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно незарекомендовала. Выбор профессии, в частности поступление в вуз, очень частоопределяется далекими от личных склонностей факторами. Для молодых людей этовозможность избежать призыва в армию. По последним оценкам среди получающихпервое профессиональное образование таких больше трети. Вуз выполняет роль«социального убежища» не только для ребят, подлежащих призыву, но и просто для«профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает нев школе, а уже в вузе.
В настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже втечение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или вуза,а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе.Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднегои профессионального образования в настоящее время практически не содержатпрофориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимонасытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии.Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже вшколе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурногосамоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным ксозданию общественно значимого продукта.
Актуальность работы заключается в том, что современнаямолодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинствовыпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынкетруда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностныеи социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.
Целью данной работы является выявление уровня проводимойпрофориентационной работы в школах города Тюмени и Тюменской области.
Задачи:
• Рассмотреть теоретический аспект профориентации учащихся;
• Выявить проблемы профессионального самоопределенияшкольников;
• Изучить новые РR-методы профориентационной работы со школьниками;
• Исследовать, посредством опроса абитуриентов, уровень профориентационнойработы проводимый школами, вузами (техникумами, училищами) города Тюмени иТюменской области.
Объектом данного исследования является профориентационнаяработа, проводимая в школах.
Предметом являются новые РR-методы, используемые в профориентационной работе вузов(техникумов, училищ).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Основные формы и моделипрофориентации: история и современность
В настоящее время в профориентации можно выделить четырегруппы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2)профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе ипринятии решения.
К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, иликраткие описания профессий. Нетрадиционные профессиограммы с трудомвоспринимаются школьниками, поэтому надо давать более компактные и понятныеописания. Во-вторых, справочная литература. Она необходима в том случае, еслипомещенная в ней информация достоверна.
Далее, информационно-поисковые системы (ИПС), оптимизирующиепоиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные»(карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банкиинформации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны, но для них нужныпрограммисты и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями.Такая заинтересованность встречается не часто.
Профессиональная реклама и агитации — оперативная ипривлекательная для школьников. Экскурсии на предприятия и в учебные заведения.Для этого необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов иподготовить их для такой работы с подростками.
Встречи со специалистами. Познавательные лекции о путяхрешения проблем самоопределения. Профориентационные уроки — как системазанятий, а не отдельные мероприятия. Учебные фильмы и видеофильмы.
Средства массовой информации (СМИ). Используя их, надообязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичностьизложения вопроса. Одна из главных задач для их авторов — произвестивпечатление на любую аудиторию. Объем информации о профессии урезан.Присутствуют разного рода редакторские правки и цензурные купюры.
Ярмарки профессий (и их модификации) уже давно показали своюпрофориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются спредставителями различных фирм и предприятий, и 40 % из них делают здесь свойважный выбор.
Вторая группа — помощь в самопознании. Сюда относятсязакрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам. Открытыебеседы-интервью, в ходе которых можно немного отвлечься от заранеезаготовленных вопросов. Опытные профконсультанты считают, что такие беседы даюто клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.
Опросники профессиональной мотивации. Работу с нимиспециалисты ценят выше, чем определение способностей к профессии. Это касаетсятех случаев, когда люди выбирают массовые профессии, «пригодные длябольшинства». Опросники профессиональных способностей. Они требуют оченьизбирательного использования и специальной подготовки профконсультанта дляинтерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно кпрофессиям с особыми условиями труда. А для большинства профессий«профпригодность формируется в самой трудовой деятельности».
Личностные опросники — работать с ними могут только тепрофконсультанты, которые понимают ограниченность этой методики. По-настоящемуличность нельзя «просчитать», с этим связана масса проблем. Истинно личностныйтест — это поступок человека в ответственные моменты жизни. В обыденном,«усредненном» режиме жизни сделать это очень трудно.
Проективные личностные тесты — для их проведения необходимаспециальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта. Методнаблюдения — это один из основных научно-практических видов работы психолога.Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры испособы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов. Сбор косвеннойинформации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей и т.д. Опрос должен быть тактичным. Психофизиологическое обследование — для того,кто выбирает профессию с особыми условиями труда.
Игры и тренинги, моделирующие ситуации профессиональногообщения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности. Позволяютпрогнозировать будущее профессиональное поведение подростка. Наблюдениенепосредственно в трудовой деятельности. С помощью тренажеров, служащих длянаработки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовностьосваивать новые профессиональные действия.
Третья группа. На фоне благоприятной психологическойатмосферы удается более эффективно рассматривать собственно профориентационныевопросы. На это нацелено создание групп общения, но механизмом решенияпрофконсультационных проблем они не являются. Тренинги общения позволяютосваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на работу,на экзаменах, в деловых контактах. Сложные методы индивидуальной и групповойпсихотерапии, требующие специальной подготовки профконсультанта, помогают лучшеосознать смысл выбираемой деятельности или проблем, связанных ссамоопределением.
Игры с элементами психотренинга. Успешные примерысамоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант повышает уверенностьподростка в решении его проблем, связанных с будущей профессией итрудоустройством. Праздники труда — эти мероприятия способствуют престижностиконкретных профессий.
Четвертая группа. Построение последовательности действий,реализующих намеченную цель. Действия должны быть четко сформулированы иизображены на листе бумаги в виде схемы, наглядно представляющей возможныепрофессиональные перспективы школьника. Лучше предлагать несколько вариантовтаких последовательностей (в виде «деревьев» и «ветвей»), чтобы выстроить изних оптимальную траекторию — в том числе с учетом набора профессий, которыепредлагает школа или конкретное профессиональное учебное заведение… [8, С79-84]
В России профориентационная работа после долгого перерыва (ссередины 1930-х гг.) возобновилась в широком масштабе с середины 1980-х гг.Сначала в подшефных школах крупных предприятии такая работа проводилась науровне «профориентационных мероприятий», отдельных «исследований» иконсультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства.Выбор профессии».
Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий состаршеклассниками в середине 1980-х гг., разработанный Е.А.Климовым иС.Н.Чистяковой:
1. Классификация профессий:
• общий обзор классификации;
• типы профессий;
• классы профессий;
• отделы и группы профессий;
• формула выбора профессии.
2. Человек и профессия:
• интересы, склонности, способности;
• здоровье и профессия
• профессиональная пригодность;
• сознательность и самостоятельность выбора;
• самовоспитание и выбор профессии.
3. Слагаемые успеха:
• профессиональный план;
• основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии;
• профессиональная консультация;
• характеристика профессии — профессиограмма;
• где получить профессию.
В целом такая программа в силу своей серьезности и даженекоторой «академичности» была больше рассчитана на взрослых людей,знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того, в тегоды было еще довольно мало активизирующих и игровых методов работы, поэтомузанятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаянияпреподавателя-профконсультанта.
Во второй половине 1980-х гг. активно использовались тесты исубтесты способностей. С учащимися старших классов проводились циклы занятий,на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланкиответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге по каждому ученикунакапливалась информация, на основе которой можно было выводитьпрофконсультационную рекомендацию.
В качестве примера современной программы профориентационнойработы с учащимися можно привести программу авторского коллектива подруководством С. Н.Чистяковой «Твоя профессиональная карьера». В даннойпрограмме вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским)материалом используются различные активизирующие методы (профориентационныевикторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаютсятрадиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц,посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направленияпрофориентационной помощи.
Интересный опыт профориентационной работы накапливается врегионах России. Например, в работе А. В. Мордовской «Теория и практика жизненногои профессионального самоопределения старшеклассников» описывается опытпрофориентационной работы с учетом этнонациональных