СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. Гендерное образование в современной России
Часть 2. Педагогические аспекты гендерной проблематики
Часть 3. Эмпирическое изучение гендерной проблематики всистеме российского образования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальностьгендерных исследований является попыткой познать общественно-социальныепроцессы на основе изменений социально-культурных парадигм поведения. Гендер рассматриваетвзаимосвязь между социально-значимыми аспектами общественной морали и реальнымифакторами поведения, которые действительно формируют сейчас современноеобщество.
Гендерные исследования –это попытка взглянуть на принципиально новую проблему, – каким образомизменение социально-культурной идентичности ведет к трансформации, вообще,социальных ролей? Мужчина и женщина не являются детерминированными только попервичным половым признакам, сейчас становится актуальным процесс формированиясоциального статуса, который определяет индивидуальные возможности в сфереобразования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности,семейные роли, репродуктивное поведение.
Гипотеза о социальныхстатусах как основном предмете отечественных «гендерных исследований» позволяетпересмотреть роль традиционной феминистской оппозиции «биологическое — социальное» для постсоветских условий. На «западе» и у «нас» становление«гендерных исследований» опирается на эту дискурсивную пару – в пользу«социального» и в противовес т.н. «биологическому», которое традиционно большесвязано с возможным эссенциализмом в трактовке женского («женской сущностью»,«женским телом» и т.п.).
Стремительные изменения,происходящие во всех областях социальной жизни общества, заставили мировоенаучное сообщество по-иному подойти к оценке гармонии во взаимодействии полов.Усиливающаяся роль женщин в социальном управлении, в науке, медицине,воспитании, культуре и искусстве настолько очевидна, что уже не нуждается вдоказательствах. Женская часть населения стала важнейшим компонентом трудовыхресурсов. Профессиональная деятельность женщин, как показывают последниеисследования, оказывает существенное влияние на рост экономики и национальногодохода ведущих стран мира1.
В условиях выраженныхизменений в поло-ролевой стратификации общества фактор пола является важнейшейсоставляющей любого серьезного исследования в области социально-гуманитарныхнаук, претендующего на объективность и научность. Как свидетельствуетсоциальная практика, половой диформизм относится к числу фундаментальныххарактеристик человеческого онтогенеза. Женщина и мужчина – два основныхчеловеческих типа, и отношения между ними необходимо рассматривать как базовуюмодель общественных отношений, которую призваны исследовать психология ипедагогика.
Исследования этогокардинального вопроса осуществляется в современных гуманитарных науках в рамкахкатегории «Гендер» (от англ. Gender- пол), отражающей особенности социального взаимодействия мужчин и женщин. Этоттермин – один из самых новых в обществознании. Он впервые был введен в научнуюлитературу американской исследовательницей-педагогом Дж.Скотт с цельюразграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчини женщин в социуме.
Смысл понятия «гендер» внаучном контексте создается, прежде всего, в идее социального моделированияпола в различных ситуациях взаимодействия в социуме, половых социальныхрепрезентаций. Социальный конструктивизм (направление в современной психологии)выдвинул трактовку гендера как социально сконструированного отношениянеравенства по признаку пола. Можно сказать, что гендер – это социокультурнаямаска пола.
Симона де Бовуар в своейкниге «Второй пол» (1949г.), подчеркнула, что никакое расслоение общества попризнаку пола не возможно. Женщина – другой внутри единого целого, оба элементакоторого необходимы др. др. для целостного развития личности1.
В связи с этим объектгендерных исследований не женщина, а весь спектр социальных взаимодействиймежду полами, основанных на межполовой стратификации социума.
Предметом гендерногоанализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи ивзаимодетерминации с социальными системами разных уровней. Центральное место вобласти гендерных исследований занимают социально детерминированныепредставления о мужчинах и женщинах, изучение различий и сходств в социальномповедении полов. Исходя из этого, гендерный подход можно интерпретировать каксовокупность женских и мужских моделей половой идентификации и самореализации.Поэтому гендер можно рассматривать как организованную модель социальныхотношений («социальных ситуаций общения»2) между мужчинами иженщинами во всем пространстве социума: от семьи до высших институтов власти.
В современных гендерныхисследованиях выделяются три основные направления: а) гендер как инструмент социально-экономическогоанализа; б) гендер в исследовании «женских» проблем; в) гендер каккультурологическая интерпретация общественного развития.
С 2000г. учебнаядисциплина, изучаемая в гуманитарных вузах в соответствии с Государственнымобразовательным стандартом высшего профессионального образования в рамкахподготовки специалистов по социальной работе, называется «Гендерология ифеминология», предполагая расширение предметной области образовательногопроцесса (изучение не только женских, но и мужских социально-психологическихпроблем, а также моделей поло-ролевого взаимодействия).
В представленном эссе рассмотримболее подробно гендерный аспект в современном российском образовании, сконцентрировавшисьна интеграции гендерной концепции в формальное образование в высшемобразовании.
Цель эссе — датьпредставление о гендерных аспектах образования; показать возможность применениягендерного подхода в образовании при решении актуальных проблем; научитьсяприменять гендерный анализ в педагогической деятельности.
ЧАСТЬ 1.ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Гендерная теория оченьчасто ассоциируется с «женской» теорией. Для более или менее точногоопределения следует обратиться к терминологии. Делая различие с биологическимполом, термин «гендер» переводится с английского языка как социальный пол всовокупности с его психологическими, культурными признаками. Следовательно,теория гендера основывается на общественно-социальном институте, который формируетгендер как постоянное взаимодействие женского и мужского миров. Можно липроводить параллель между «женской» теорией и теорией гендера? На мой взгляд,гендер и «женская» теория связаны между собой, однако следует подчеркнуть, чтоглавным объектом в последней все же является женщина, в то время как гендерохватывает и мужскую сторону социального взаимодействия.
Как показываютпоследние публикации, современное российское общество более ознакомлено спроблемами женщин, нежели с гендерной теорией. Все более актуальными становятсяпроблемы трафика, насилия в семье и их социальными причинами. Государствомподписываются документы, связанные с дискриминацией и улучшением положенияженщин во всех сферах жизни, которые должны служить гарантом их основных прав. Однаконужно также делать акцент и на мужское суждение данной проблемы — как мужчинаотносится к этому и готов ли он вообще быть на одной социальной ступени сженщиной? И на это необходимо обращать внимание в гендерном контекстеобразования.
Гендерное образование вРоссии развивается с начала 1990х гг. (раньше в вузах читались курсы погендерной тематике, а в школах «стихийно» учитывался гендерный аспектвоспитания). До недавнего времени большая часть активности в области гендернойпроблематики была ориентирована на специалистов или студентов, которые и такзанимались гендерными исследованиями, и больше нуждались в публичныхвыступлениях, нежели в знаниях. Большинство этих специалистов испытывало кпроблемам гендера чисто научный интерес, не стремясь к просветительскойдеятельности.
Постепенно гендернаяпроблематика стала проникать и в учебный процесс. Была утвержденагосударственная программа «Феминология и гендерные исследования в России:перспективные стратегии и технологии», открыты кафедры, объединившие специалистовпо женским движениям, проблемам женской занятости, женского образования и т.д.;в учебные пособия по философии, политологии, экономике были включенысоответствующие разделы, изданы первые учебники. Во многих вузах России сейчасчитаются гендерные курсы либо традиционные курсы, включающие рассмотрениепроблемы в гендерном аспекте.
Российские центрыгендерных исследований ведут просветительскую работу по распределению гендерныхзнаний среди различных слоев населения, включая политиков, профсоюзных лидеров,учителей и руководителей образовательных структур.
Наиболее сложная ситуациясложилась с гендерным образованием школьников, которое оказалось фактическиотдано в руки неких «общественных организаций», представители которых частовообще не имеют специального образования. Альтернативу этим «добровольцам»могут создать только кадры, прошедшие, помимо базовой подготовки в областипедагогики или педиатрии, специальные курсы по ознакомлению с принципамигендерного образования.
Однако именно таких кадровпока не хватает. Отсюда следует вывод, что основным направлением работы вобласти гендерного образования в России является подготовка взрослых (учителей,врачей, родителей) с тем, чтобы они, используя полученные знания, могликвалифицированно обсуждать с детьми и подростками проблемы гендерныхстереотипов, роли и места полов в обществе, а также, не в последней степени,проблемы полового воспитания.
ЧАСТЬ 2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
В течении последних летна уровне диссертационных исследований исторические, философские, экономическиеи психологические аспекты гендерных проблем в отечественной науке изучалимногие ученые.
Педагогические аспектыгендерной проблематики в рамках педагогики для взрослых (андрогогики)по-прежнему находятся на периферии современных научных исследований, и переченьпедагогических диссертаций по рассматриваемой проблеме крайне скуден, разработкив области гендерных исследований в российской педагогической науке до сих порне имеют в нашей стране целостной научной концепции. Целенаправленный анализвключенности российских педагогов в гендерные исследования показал, что объемпедагогической проблематики в общей системе гендерных научных изысканий составляетв России всего 0,7%1. В педагогической лексике термин«гендер» также пока разработан недостаточно.
Л.В. Штылева отмечает,что «по силе инновационных изменений, которые могут последовать в результатевнедрения «гендера» в общественные науки и социальную рефлексию, гендерныеисследования можно сравнить с открытием генетики»[1].
ЧАСТЬ 3.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной части эссе мырассмотрим результаты проведенного эмпирического изучения с цельювыяснения характеристик интеграции гендерной концепции в формальное образованиев высшем образовании. Для достижения цели было проведено два неформализованныхинтервью (примерный гид и пример транскрипта одного из интервью приведены вПриложении) с преподавательницами университета.
Наше обсуждение строилосьвокруг следующих ключевых вопросов:
Какие успешные стратегиивы использовали для интеграции гендерной концепции в учебный план? Есть ли,например, определенные предметные области, которые легче всего могутспособствовать такой интеграции? Какие стратегии вы используете для интеграциигендерной концепции, в то время как сама структура преподавания не соотноситсянапрямую с гендерными аспектами?
Каковы некоторыеэффективные стратегии первоначальной подготовки преподавателей и повышения ихквалификации по интеграции гендерной концепции в обучение? Существуют липримеры учреждений по подготовке преподавателей, которые отвечают за это (споддержкой со стороны неправительственных организаций или без таковой)?
Возможна большая свободаобращения к гендерным вопросам на вузовском уровне. Существуют ли творческиепути использования этого ресурса для содействия гендерному образованию на болееранних уровнях образования?
Как можно усилить ирасширить обоснование и положение гендерной концепции на всех уровняхформального обучения?
В результате анализатекстов расшифровки полученных интервью мы можем сделать следующие выводы.
Понятия «гендерныеисследования» и «гендерное образование» большинству людей мало что говорят изачастую транслируются патриархальные установки и стереотипы. В то же времяопрошенные преподаватели понимают, что гендерная концепция в образованииучитывает различие полов: особенности физического и психического развития исвязанных с этим проблем обучения. Из интервью: «Главная его идея состоит вравенстве мужчин и женщин в современном обществе, а значит, и равенствемальчиков и девочек в их праве на образование. Наша цель – максимальноераскрытие личности, гармоничное ее развитие. А препятствуют этому гендерныестереотипы, закрепленные в нашем сознании. Школа же, как продукт общества,естественным образом эти стереотипы воспроизводит: мужчина – добытчик, главасемьи и вождь, а женщина – мать, хозяйка и нежная подруга. Притом что не всеженщины хотят быть именно такими, и, что еще более неожиданно, не все мужчиныстремятся подходить под идеал своего пола».
Наша респонденткавыделяет наличие типичных гендерных проблем в системе современного высшегообразования: «К студентам мужского пола относятся внимательнее: они скороработать пойдут, армия опять же, светит… А девушки… В армию не идти, замуж скоровыскочат – их частенько «зажимают», занижают оценки, вообще обращают на нихменьше внимания».
Что видят опрошенныепреподаватели в качестве перспектив гендерной концепции в образовании:
«Реализация гендернойконцепции реальна только при пересмотре всей программы обучения и тщательномподборе преподавателей. Сейчас в России гендерные исследования пока не оченьраспространены. В России гендерное образование не будет востребовано до техпор, пока каждый из нас не поймет, что надо исходить из равенства полов и всебе самом глушить гендерные стереотипы. Внедрять гендерную культуру надо черезобучение, подготовку учителей, работников детских садов. Мне кажется, былобы неплохо, если бы государство и общество обозначили свою позицию по этомувопросу, это дало бы толчок дальнейшим дискуссиям и исследованиям».
В гендерном образованиимного неоднозначного, и действовать надо очень осторожно. Главное — чтобыинтерес к проблеме стал общественным. Думаю, что гендерное образование наснепременно «настигнет», мы до него «дорастем», потому что это адекватный ответна запросы времени, когда нужны самостоятельные, думающие, мобильные люди. Нодо «расцвета» пройдет, скорее всего, не один десяток лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В традиционнойконцепции образования обучение отделяется от воспитания границами учебногоплана и аудиторных занятий. В современных моделях процесс обучения предполагаетне только трансляцию знания, но и социально-психологическое развитие обучаемых.
Образовательныеучреждения не только предоставляют, но и ограничивают возможности карьеры. Ведьучащиеся видят на примере тех, с кем встречаются каждый день, что – мужчины –это начальство, а женщины- подчиненные. Кроме того, некоторые предметы идисциплины четко идентифицируются у студентов и школьников с полом преподавателя.Тем самым программируется выбор профессии в зависимости от пола. Те учебныезаведения, руководителем которого является женщины, предоставляют чрезвычайноважный источник идентификации для студенток, которые имеют возможность видетьженщину в роли руководителя, а студенты – юноши убеждаются в том, что наответственном посту могут быть как мужчины, так и женщины.
Все крупнейшие этические ученияи теории когнитивного развития основывались на исследованиях, касающихсяисключительно мужчин и особенностей мужской социализации, несмотря на то, что вэто же самое время женщины социализировались в абсолютно других условиях и поиным принципам. Эти различия в способах социализации, в правилах воспитаниядевочек и мальчиков вели к разным моральным ориентирам, тогда как теориипреподносили «мужские» ценности как универсальные, единые для всегочеловечества.
Понимание гендернойпарадигмы в общественном сознании поможет нам сформулировать более объективнуюоценку межличностных отношений внутри социума. Распределение социальных ролейбудет идти по пути культурного диалога и взаимоуважения.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антологиягендерной теории / Составители: Е. Гапова, А. Усманова. Минск, 2000.
2. Берн Ш. Гендернаяпсихология. Санкт-Петербург-Москва, 2001.
3. Бреслов Г.М.,Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995.
4. Жеребкина И.А. Остатусе гендерных исследований: взгляд культуролога // Высшее образование вРоссии, 2001, №2. с75-85.
5. Ильин Е.П.Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.
6. Костикова И., МитрофановаА., Пулина Н., Градская Ю. Перспективы гендерного образования в России: взглядпедагога. // Высшее образование в России, 2001, №2. с 68-75.
7. Малышева М.М.Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп.Курс лекций / Под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001.
8. Романов П.В.Феминистская этнография: метод сбора данных и политика интерпретаций //Гендерные исследования. №4, 2001. С.322-335.
9. Скотт Д. Гендер:полезная категория исторического анализа // Гендерные исследования. № 5. 2000.С.142-171.
10. Хрестоматия феминистских текстов.Переводы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
11. Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство илимультикультурализм // Высшее образование в России, 2001, № 4. с.102-110.
12. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адамаи Евы. М.: ИНИОН РАН, 2001.
13. Ярская-Смирнова Е.Р. Скрытый учебныйплан сквозь призму гендерного анализа // Иной взгляд, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕРНЫЙ ГИД ИНТЕРВЬЮ
Используете ли Вы иВаши коллеги гендерную основу в своей профессиональной деятельности?
Каков Ваш взгляд нагендерные исследования в современной России?
Что вы вкладываете впонятие гендер? КакВы относитесь к дискуссии о понятиях гендер и пол?
Каковы на Ваш взгляддальнейшие перспективы развития гендерных исследований в России?
В чем сутьсовременного гендера как метода образования?
Используете ли Вы всвоей преподавательской работе гендерную перспективу?
Какие успешныестратегии вы использовали для интеграции гендерной концепции в учебный план?Есть ли, например, определенные предметные области, которые легче всего могутспособствовать такой интеграции? Какие стратегии вы используете для интеграциигендерной концепции, в то время как сама структура преподавания не соотноситсянапрямую с гендерными аспектами?
Каковы некоторыеэффективные стратегии первоначальной подготовки преподавателей и повышения ихквалификации по интеграции гендерной концепции в обучение? Существуют липримеры учреждений по подготовке преподавателей, которые отвечают за это (споддержкой со стороны неправительственных организаций или без таковой)?
Как можно усилить ирасширить обоснование и положение гендерной концепции на всех уровняхформального обучения?
Есть ли будущее угендерного образования в России? Насколько оно близко? Готовы ли к нему нашасистема образования?
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИНТЕРВЬЮ 1
И: Пожалуйста, не могли бы вырассказать о вашем круге интересов в области гендерных исследований в аспектеобразования. Вы используете гендерную основу в своей профессиональной деятельности?
Р: Гендерные исследования входят всферу моих научных интересов, но не исчерпывает её полностью. Впрофдеятельности я стараюсь использовать теоретические свои знания. Не могусказать, что всё получается, иногда ловлю себя на мысли, что сложно преодолеваютсябанальные социальные стереотипы.
И: Хорошо. А не могли бы вы сказать,что вы вкладываете в понятие гендерные исследования и как, на ваш взгляд,соотносятся между собой гендерные и феминистские исследования, это синонимы,это кардинально разные направления, ведь разные точки зрения существуют.
Р: Я считаю, что феминистскиеисследования, ну, наверно, нужно обратиться к предмету исследования, поля могуткак пересекаться, так и совершенно параллельны быть друг от друга, на мойвзгляд, то есть. Ну, феминистские исследования, они, безусловно, были основойгендерных исследований, и с них как бы так все начиналось, если судить политературе. Вот, но в настоящее время я считаю, что это достаточно такиепараллельные вещи, хотя они и пересекаются.
И: А как вы относитесь к этойдискуссии о понятиях гендер, пол, нужен ли нам этот термин. Что вы вкладываетев это понятие. Простите, слишком много вопросов, тогда просто, что вывкладываете в понятие гендер?
Р: Для меня гендер, это такая незастывшая категория, это скорее процесс отношений между людьми опять же, не толькомежду мужчиной и женщиной.
И: А так вы относитесь к этойдискуссии о понятиях гендер и пол, ведь в русском языке понятие пол не несеттакой нагрузки, как слово секс в английском?
Р: Ну, тут тоже нюанс, конечно, нопоэтому поводу вам лучше поговорить с лигвистами.
И:Нет, ну вы же работаете с этимитерминами…
Р: По этому по воду, в академическойсреде настороженное отношение к слову гендер, да. Я могу рассказать историю,когда я встретилась на курсе с женщиной, которая занимается гендернымиисследованиями в культурологии и ведет курс культурология в университете, тоесть ей категорически запрещается заниматься гендерными исследованиями иговорить об этом со студентами, под таким «соусом», что гендер – это феминизм,феминизм – это лесбиянство, безусловно, а лесбиянство – это разврат, то есть,соответственно занимаясь гендером, мы развращаем студентов.
И:Это вот так руководство к этомуотносится?
Р: Да, это не в Саратове, а в городе ВеликийНовгород. Вот, то есть, я думаю, если это понятие есть, то есть оно уже как быесть, ну нужно относиться к нему как к данности, мы уже привыкли егоупотреблять. Слово пол – это другое. Род –это тоже как-то вот, ну вот сложилосьгендер. Ну, слово род, оно тоже в русском языке имеет какие-то свои коннотациии тоже.
И: Ну, да, в принципе, социологияродовых отношений, социология половых отношений, звучит странно.
Р: Да. Гендер, то есть слово можетостаться тем же, но мы в него, то есть скажем российские ученые могут вкладыватькакие-то свои понятия, более близкие нашему государству, чем, например,Америке, но слово, вот оно уже прижилось. Мне кажется нет смысла его менять,как-то искусственно создавать. Можно придумывать другие слова, если возникаеттакая потребность, как тот же queer.Ну, как его перевести?
И: Хорошо. А какие на ваш взгляддальнейшие перспективы развития гендерных исследований в России? Это какмеждисциплинарный подход, или как отдельная отрасль в социологии, или то идругое?
Р: Ну, это есть и как отрасльсоциологии, психологии, педагогики, но в общем-то сейчас уже вот гендерологияможно его выделить в отдельный предмет.
И: А вы сами преподаете?
Р: Да.
И:Используете ли Вы в своейпреподавательской работе гендерную перспективу?
Р: Да, использую. По возможности. Носпециального курса нет, к сожалению.
И: Понятно. И как вот реагируютстуденты, интересуются?
Р: У нас очень подготовленные студенты,студенты с этим словом встречаются еще на первом курсе, то есть оно не вызываеткаких-то таких реакций.
И: А много пишут курсовых, дипломныхработ по гендерной тематике?
Р: Да, достаточно много.
И:Спасибо большое за интервью.