Реферат по предмету "Педагогика"


История западноевропейского образования

Сибирский Федеральный Университет
Реферат на тему:
История западноевропейскогообразования
Красноярск, 2011

Введение
Тема моей работы –ведущие европейские университеты, и в данной работе я поставила перед собойцель изучить историю европейского образования, а также предпосылкивозникновения первых университетов. Задачи – описать университеты, ихструктуру, учебный процесс, роль, которую они играли в Средние века, и ихпоследующую эволюцию.
Сначала, яознакомилась с историей начального, среднего и высшего образования и об этомговорится в первых двух главах, затем я более подробно описала типичныйсредневековый университет: науки, которые изучались, организацию учебногопроцесса, условия, в которых жили и учились студенты. В последних четырехглавах я решила рассмотреть конкретные университеты – Саламанку, Сорбонну,Оксфорд и Гейдельберг, историю их возникновения, особые черты.
В конце своейработы, я сделала выводы и составила общую картину о первых университетах ивысшем образовании того времени.

1. Историяразвития начального и среднего образования
В периодсредневековья из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейскиешколы, а также школы счёта для детей торговцев и ремесленников, в которыхобучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы длямальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и на латинскомязыках, и обучение имело прикладной характер (кроме латыни изучали арифметику,элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки). В процесседифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давалиобразование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальными высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили названиеколлегий. С середины XX века коллегии организовывались при университетах. Стечением времени они переросли в современные колледжи или общеобразовательныеучебные учреждения.
В католических ипротестантских странах росло число городских школ начального обучения,учреждавшихся властями и религиозными общинами. Например, малые школы воФранции, угловые школы в Германии. Однако римско-католическая церковь отставалаот протестантской в процессе организации элементарного обучения. Поэтому вовсех католических приходах открывались воскресные школы для низших слоёвнаселения и начальные учебные заведения для знати. А также создавалисьблагочестивые школы для бедных. На протяжении XV — XVII веков местоучителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональныйпедагог, получивший специальное образование и подготовку. В связи с этимизменятся социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины иприхожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременнонаметились улучшения в организации образовательного процесса: в классахпоявляются учебники и школьные доски.
К учебнымзаведениям повышенного общего образования XV — XVII вв. относили:
Городские(латинские) школы, гимназии (в Германии в Страсбурге, Гейдельберге и другихгородах);
Грамматические ипубличные школы (в Англии в Винчестере, Итоне, Лондоне);
Колледжи (воФранции при Сорбонне и Наваррском университете, в Бордо, Вандоме, Меце,Шатийоне, Париже, Тулузе);
Школы иеронимитов(религиозная община братьев общей жизни);
Дворянские(дворцовые) школы (в Германии и Италии), школы иезуитов Иезуиты — членыкатолического монашеского ордена (в Вене, Риме, Париже).
В период с XVII поXVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формойобучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школаориентировалась на изучение древних языков и литературы:
В Германии — городская (латинская) школа (в дальнейшем — реальное училище) и гимназия;
В Англии — грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;
Во Франции — колледж и лицей;
В процессеразвития школьного образования каждый тип обогащался и совершенствовался впедагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности.
 
2. Историяразвития высшего образования
В Европе напротяжении XII — XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждойстране этот процесс происходил по-разному. Как правило, система церковных школвыступала в качестве истока зарождения большинства университетов.
В конце XI — началеXII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупныеучебные центры, которые затем стали называться университетами. Например, именнотак возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединениябогословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобнымобразом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год),Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).
Основание и правауниверситета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами,которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление,право на присуждение учёных степеней, на освобождение студентов от военнойслужбы). Сеть университетов в Европе расширялась довольно быстро. Если в XIIIвеке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.
Во второй половинеXIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультетыприсуждали учёные степени — сначала бакалавра (после 3 — 7 лет успешной учёбыпод руководством профессора), а затем — магистра, доктора. Факультетыопределяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главууниверситета — ректора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило,длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетами землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века.Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лицауниверситета стали назначаться властями.
Самые первыеуниверситеты имели всего несколько факультетов, однако их специализацияпостоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаваниемтеологии и философии, Оксфордский — канонического права, Орлеанский — гражданского права, университеты Италии — римского права, университеты Испании- математики и естественных наук.
На протяжениивеков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстрорасширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.
 
3. Учебный процесс
Обучение в университетахпроисходило в несколько циклов. Первым (по возрастающей сложности предметов исоциальной значимости) был общеобразовательный факультет или так называемый«факультет свободных искусств», а в дальнейшем философский факультет, гдепроходило углубленное изучение «семи свободных искусств». Следующим послефилософского факультета был медицинский, затем юридический и, наконец, самыйпрестижный — теологический. Методика преподавания на всех факультетах быластрого канонизирована. Аксиоматический уровень образования на любом факультетепредставлял собой строго определенный набор текстов. Текстуальным каноном нанизшем факультете были логические сочинения Аристотеля, так называемый«Органон», на медицинском факультете базисными текстами были работы Гиппократаи Галена, на юридическом – церковное право и римское право (Кодекс Юстиниана),на теологическом — Священное писание и прочие догматические тексты.
Факультет 7 свободныхискусств
В средние века не былоотделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах исуществовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальнойшколе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет наподготовительный факультет. Здесь он изучал «семь свободныхискусств», состоявших из двух циклов — «тривиум» (грамматика,риторика, диалектика) и «квадривиум» (музыка, арифметика, геометрия,астрономия). На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднемпримерно пять-семь лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости отконкретного студента и местных традиций. Проучившийся первые 2 года получалстепень бакалавра, прослушавший полный курс – магистра свободных искусств.Теперь они имели право преподавать на своем факультете или продолжить обучениена других. Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов.Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Богословию училисьминимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15-16 лет. Только после изучения«философии» предоставлялось право поступать на старшие факультеты:юридический, медицинский, богословский.
 
4. Организацияучебного процесса
Учебные занятия вуниверситете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия илисеместры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда,учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период соктября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малыйординарный учебный период с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако,составлялся на весь учебный год.
Три основные формыпреподавания:
Лекции. Полное, систематическое изложениеучебного предмета, по программе. Эти лекции делились на ординарные(обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средниевека школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курсфилософии или римского права и т.п. Тогда говорили, что такой-то преподавательчитает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Одни книги считались болееважными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие — менее важными инеобязательными (экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделениепреподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, какправило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как болееудобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарныечитались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась1-2 часа. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличитьразличные варианты текстов и дать необходимые разъяснения, школярам запрещалосьпереспрашивать или просить читать помедленнее.
Школяры должны былиявляться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждогослушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были оченьдороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII веке университетыначали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовыетексты.
Аудиторий всовременном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читалопределенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома.Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а сXIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Позднеепоявилось подобие парт — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек.Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином.
Подробное объяснениеотдельного текста сразных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений (Repetitio). ВПарижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определеннойчастной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующихкомментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили вформе диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответамсудил об успехах ученика. Была и еще одна форма — повторение частипрочитанного. В это же время готовились к диспутам.
Диспуты. Одной из самых распространенныхформ преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавалоим очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяровискусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигаласьдиалектика. Темы диспутов были самые разнообразные.
Экзамен
По окончании обучениястудент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации воглаве с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги иучаствовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем егодопускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы.Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магиструи получал „право на преподавание“, становясь „лиценциатом“.Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественнуюлекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.
Бакалавры и магистры. И содержательно, и формально процессполучения знаний был достаточно жестко регламентирован. Учащийся проходил курсизбранного им факультета в строго установленном порядке: чтобы иметь право поистечении положенного срока представиться к экзамену, он должен был прослушатьв указанной последовательности указанное число определенных лекций и быть участникомопределенного числа диспутов. После того, как испытуемый сдавал этот экзамен,он становился обладателем первой ученой степени — звания бакалавра. Далее цикллекций, диспутов и сдача очередного экзамена повторялись, но по усложненнойпрограмме. Присваивалась новая ученая степень «магистра» или доктора, причемобычно «магистр» работал на более «низких» факультетах, а «доктор» — на высших.
Формальная ступенчатаясистема была на первый взгляд весьма эффективной. Однако все без исключениязнания, усваиваемые на лекциях и диспутах и демонстрировавшиеся затем наэкзаменах, были чисто академическими, никоим образом не связанные с реальнымипрофессиональными навыками. Если мы возьмем два типа знаний, имеющих место вфилософии Аристотеля, «теоретическое» и «практическое», то первое былогипертрофированно, а второе игнорировалось. В результате, покидая alma mater,выпускник оказывался «книжным человеком», часто не способным решать какие-либопрактические задачи. Стоит отметить, что вплоть до XVII в. выпускники медицинскогофакультета не занимались лечением.
Три высших науки:Теология, Юриспруденция и Медицина
Теология (Богословие). Основное преподавание велось по«Сентенциям» Петра Ломбарда, включавшее в себя мнения наиболее авторитетныхтеологов по различным спорным моментам Библии.
Юриспруденция. Безусловно, наибольшее количествостудентов, перешедших на высшие курсы, специализировалось по этой дисциплине.Следует учесть, что существовало несколько источников законов. Это:
— Каноническое право,основанное на решениях церковных соборов, пап и других иерархов церкви.
— Римское право.Основным здесь был кодекс византийского императора Юстиниана. В этом кодексеуделялось большое внимание различным видам собственности. Но в практическойдеятельности юристам необходимо было также знать и местные законы. Свои законыиздавали различные феодальные правители, например король Франции.
Медицина. Включала в себя учение о четырехжидкостях, которые главенствуют в человеке крови, слизи, желчи и черной желчи.Считалось, что болезни проистекали от нарушения соотношения этих жидкостей. Влечении большую роль играли кровопускания и клизмы. Широко использовалисьразличные благовония.
В университетахдопускалось изучение и некоторых античных писателей. В области меди­цины такимофициально признанным античным автором был прежде все­го Гален. У Галенасредневековой медициной были взяты его окрашенные идеализмом выводы, носовершенно отброшен его метод исследования (опыты, вскрытия), что являлосьглавной его заслугой. Из произведений Гиппократа были приняты те, где снаименьшей силой по­лучили отражение его мате­риалистические воззрения вмедицине. Задачей ученых было в первую очередь под­тверждать правильностьучения признанных авторитетов в соответствующей области и комментировать его.Комментарии к произведениям того или иного авторитетного пи­сателя былиосновным видом средневековой научной лите­ратуры. Естествознание и ме­дицинапитались не экспери­ментами, а изучением тек­стов Галена и Гиппократа. Галилейрассказал об одном схоласте, который, увидев у анатома, что нервы сходятся вмозгу, а не в сердце, как учил Аристотель, сказал: «Вы мне показали все это такясно и ощутимо, что ес­ли бы текст Аристотеля не говорил обратного (а там прямосказано, что нервы зарождаются в сердце), то необходимо было бы при­знать этоистиной».
Методы преподавания исамый характер науки были чисто схоласти­ческими. Студенты наизусть заучивалито, что говорили профессора. Догматическими в медицине считались произведенияГиппократа, Галена, Ибн-Сины (Авиценны). Слава и блеск средневековогопрофессора заклю­чались, прежде всего, в его начитанности и в уменьеподтвердить каждое свое положение цицатой, взятой у какого-нибудь авторитета иприведен­ной на память. Диспуты представляли самый удобный случай высказать всесвое знание и искусство. Истина и наука означали только то, что было написано,и средневековое исследование стало просто истолкованием из­вестного. Широкоиспользовались комментарии Галена к Гиппократу, мно­гие комментировали Галена.
В XIII-XIV веках вуниверситетах Западной Европы развивалась схоластическая медицина с ееотвлеченными построениями, умозрительны­ми заключениями и спорами. Поэтому взападноевропейском лекарство­ведении наряду со средствами, добытыми медицинскойпрактикой, находи­ли место и такие, применение которых основывалось наотдаленном срав­нении, на указаниях алхимии, астрологии, которые действовали навооб­ражение или удовлетворяли прихоти богатых классов.
(Схоластика — общееназвание средневековой идеалистической философии, строившей философскую системуне на анализе действительности, а на догматах церкви, знание, оторванное отжизни и практики, основывающееся на формальных рассуждениях без проверки их наопыте, бесплодное умствование)
 
5. Организацияуниверситетов
 
Руководство
Первоначально университетподчинялся специальному представителю духовенства, обычно эта должностьназывалась канцлер университета. Позднее, уже с 12 в. канцлер или становитсявыборным главой университета из среды его докторов, как в Оксфорде или же теряетреальную власть, как в Париже. В Париже очень большую роль играли регенты, т.е.преподаватели, имевшие высшие степени. Они каждый на своем факультете избиралидекана, а на факультете Свободных искусств — ректора. Во многих университетахименно ректор стал выборным главой университета. Он мог занимать эту должностьсроком на 1 год или больше, а иногда даже пожизненно. При этом ректор занималсяхозяйственными делами, возглавлял суд над членами университета. Но он неконтролировал научную деятельность и присвоение степеней. Эту роль играл советпреподавателей. Большое значение также имели прокураторы, т.е. главы наций,также выбираемые регентами. В выборах главы университета и других чиновниковучаствовали преподаватели. Нередко в них принимали участие и студенты, а внекоторых университетах учащиеся обладали и активным избирательным правом, т.е.могли занять любой выборный пост.
Нации и коллегии(колледжи).
Студенты — учащиеся вуниверситете обычно делились на «нации», как бы землячества, обозначавшиеобъединения студентов из различных регионов. Такие нации могли обеднять какпредставителей различных провинций одной страны или представителей различныхстран. Например, университет в Оксфорде делился на южан и северян. Последниевключали в свой состав шотландцев и ирландцев.
Преподаватели как бывшиестуденты также принадлежали к нациям. Поддержка своей диаспоры играла большуюроль в жизни преподавателей и студентов. Обычно студенты стремились учиться упреподавателя своей нации.
Студенты могли сниматьсебе квартиры. Но многие жили в колледжах (коллегиях). Эти колледжи обычноформировались по нациям, т.е. в одной коллегии жили представители одногоземлячества, хотя понятно, что одна нация могла располагать несколькимиколлегиями. Коллегии располагали своим имуществом. Это собственно зданияколлегии и различные ренты, пожертвованные либо в качестве благотворительностиили бывшими студентами коллегии. Это давало им возможность стать учреждениями,которые предоставляли своим членам не только кров, но и пищу и даже стипендии.В Англии такие колледжи фактически стали учебными заведениями. Дело в том, чтопреподаватели стали работать там на постоянной основе. В результате именноколледжи стали основной единицей образования.
Другие членыуниверситета
Говоря об организацииуниверситета, не стоит забывать, что с точки зрения права того времени,университет был особой корпораций. В состав университета входили не толькопреподаватели и ученики, но и обслуживающий персонал, начиная с уборщиков ивключая трактирщиков, которые обслуживали студентов. Все они пользовалисьправами членов университета. Средневековье не зря называют временем корпораций(в смысле объединений). Практически за каждым человеком обычно стояла группа, вкоторую он входил, и которая отстаивала его интересы. Это могла бытьдеревенская община для крестьянина, дворянский Дом для феодала, цех дляремесленника или гильдия для купца. Университет выступал в роли своеобразного«цеха», говоря современным языком, профсоюза для своих выпускников, оказывая вслучае необходимости им определенную поддержку. Он, таким образом, являлся какбы гильдией людей, получивших высшее образование.
 
6. Жизнь студентов
Среди студентоввстречались самые разные люди. Различными были и отношение к учебе, исоциальный статус. Не стоит забывать, что четко установленных временных сроковобучения не существовало. Поэтому одни могли учиться десятилетиями, а другиестремились скорее закончить «мучения».
Поскольку в различныхуниверситетах ситуация складывалась по-разному, возникло такое явление какстранствующие студенты. Они переходили от одного преподавателя к другому. Ихцелью было получение знаний из различных источников. Иногда они следовали занаиболее известными преподавателями.
Нередко они просто былибродягами, которые просто стремились получить определенное прикрытие благодарястатусу студентов. Так постепенно сложилась целая группа студентов, которыхстали называть вагантами(vagantes-бродячие люди). В силу того что в Европеобразование шло на латыни они, кочуя из одной школы в другую, всегда былиокружены привычной обстановкой. Встречались среди них и клирики, в общем,ваганты — это разбитная толпа латиноязычных студентов разных стран. Вагантыслагали вольнодумные стихи на латинском языке, направленные против папства идуховенства. Помимо виршей сатирического характера, слагали лирические стихи,прославлявшие удовольствия и радости жизни (вино, любовь, азартные игры ит.п.).
Карьеры выпускников
Человек, окончивший илихотя бы частично прошедший университет, мог рассчитывать на различные карьеры.Грамотные люди требовались в различных областях.
Во-первых, университетыактивно поставляли кадры для церкви. Ученое звание было значительной помощью вцерковной карьере. В результате, очень многие иерархи церкви имелиуниверситетское образование.
С другой стороны,постепенно растущие аппараты управления различных феодалов и городов требовалибольшого количества грамотных и образованных людей. Причем не просто грамотных,но разбирающихся в законах. Следует учесть, что большинство аристократов были впервую очередь воинами, а выборные магистраты городов также обычно не имелихорошего образования. Естественно, что роль «секретарей» при таком подходе ещеболее возрастала.
Особенно многовыпускников университетов поглощали суды и различные профессии, связанные сними. От писцов, способных составить грамотное заявление, и нотариусоврегистрирующих сделки до адвокатов и прокуроров и собственно самих судей.
В крупных купеческихфирмах существовала достаточно сложная бухгалтерия и система учета.
Оплата
Естественно, что передпреподавателями и студентами стоял вопрос, на что существовать.
Во-первых, согласнотрадиции церковных школ образование давалось бесплатно, поскольку знаниесчиталось даром божьим. В качестве преподавателей выступали монахи, которыерассматривали его как часть своего монашеского служения. Потребности монаховобеспечивала церковь. Кроме того, многие профессора изначально были монахами,которые естественно жили за счет своих церковных доходов. Впрочем, право наполучение бенефициев имели многие профессора, являвшиеся мирянами.
Поскольку некоторыеуниверситеты были созданы как городские, например Болонский, то платупреподавателям там выплачивали городские власти. В той же Болонье науниверситет приходилось до половины расходов городского бюджета.
Существовала возможностьполучения дотаций от частных лиц. Такие дотации рассматривались как богоугодноепожертвование. Обычно они предназначались скорее для студентов. Но получениетакие доходов означало, что получающие их профессора и студенты попадали взависимость от тех, кто давал эти деньги.
Кроме того, это во многомне соответствовало настроению многих преподавателей, которые видели в своейработе такой же труд, как и любого другого ремесленника. Поэтому они требовали,чтобы их труд оплачивался потребителями, т.е. студентами. Очень приблизительноможно сказать, что примерно половину своих доходов профессора получали отстудентов, другую в качестве жалования. Следует учесть, что специальноежалование, выплачиваемое преподавателю за его работу, появилось с 13 века.
Что касается студентов,то они могли рассчитывать на помощь из дому, получение стипендий и возможностизаработать своим трудом. Кроме того, нередко они получали в качестве помощиразличные векселя или право получения денег. Дело в том что университетпользовался обычно большими судебными привилегиями, и нередко у студентов, какчленов привилегированной корпорации, т.е. университета, было намного большешансов выиграть дело, чем у их родственников. Стипендии могли выплачиватьсяразличными меценатами. Студент мог получать определенные доходы от церкви.Кроме того, нередко колледжи предоставляли своим членам не только кров, но истол и деньги на карманные расходы.
Что касается возможностиподзаработать, то здесь были различные варианты. Наиболее распространеннымибыли работа школьного или домашнего учителя и переписчика. Студентов нанимали вкачестве учителей для детей в богатые дома. Существовала также системапереписки книг. Обычно один человек переписывал одну и ту же страницу несколькораз, после чего из них собирали книги.
Студенты могли наняться вкачестве слуг к профессорам или более богатым собратьям. Могли статьпомощниками писаря или другого человека нуждающегося в грамотных людях. Иногдастуденты становились приживалами в богатых домах, занимая среднее положениемежду шутом и ученым советником. 7. Саламанка — древнейший университет Испании
 
Саламанка, город в Испании, в области Леон, на реке Тормес.
В наши дни Саламанкскийуниверситет, являясь одним из важнейших культурных и образовательныхцентров Испании, поддерживает свою всемирную славу удивительно органичнымсочетанием бережно хранимых традиций и самых новейших достижений.
В отличие от рядаевропейских стран, например от Италии, где инициатива создания университетовпринадлежала в первую очередь городам, первый испанский университет обязансвоим рождением королевской власти. В 1218 году король Леона Альфонс IX,осознав потребность государства в образованных людях, объединил в Универсальнуюшколу сеть учебных заведений Саламанки, занимавшихся в основном изучениемСвященного Писания и канонического права. Королевский указ привлек в Саламанкуученых со всей Испании, а также из Италии и Франции. Способствовала созданиювуза и католическая церковь. С самого начала большинство профессоров истудентов принадлежали клиру.
В 1255 году папаАлександр IV дарует Универсальной школе право собственной печати, а еговыпускникам право повсеместного преподавания. Это поставило Саламанкскийуниверситет на один уровень с вузами Парижа, Болоньи и Оксфорда. Предполагалосьпервоначальное обучение студентов всех факультетов грамматике и искусствам,затем следовало распределение (основными считали факультеты теологии и права),после которого можно было учиться для повышения квалификации.
В начале XIIIвека, конечно, было еще далеко до эпохи Ренессанса, однако постепенновозрождалось наследие античности, изучались труды Аристотеля и Авиценны,медицина Гиппократа. Средневековая наука пополнялась произведениями погеометрии, географии, астрономии, переведенными с арабского. Кстати,Саламанкский университет появился по соседству с тогда еще арабской Испанией сее передовой по тем временам культурой. Это способствовало тому, что город сталодним из центров культурного подъема, собирая лучших ученых со всей Испании.
В 1401 годублаготворитель и меценат дон Диего де Анайа-и-Мальдонадо основал приуниверситете колледж Святого Варфоломея и добился для его студентов правабесплатно посещать любые занятия всех факультетов и работать в уникальнойпрофессорской библиотеке. Он поддерживал способных, но неимущих молодых людейспециальными стипендиями и подал пример многим другим: вскоре подобные колледживыросли по всей Испании. Студенты этого колледжа оправдали надежды своегоблагодетеля и вскоре вышли в первые студенты. Активно составляя друг другупротекцию, они со временем оккупировали ключевые посты в светской и церковнойадминистрации королевства.
ЗавершениеРеконкисты в конце XV века католическими королями положило начало расцветуИспании. Централизация светской власти при Фердинанде и Изабелле и активнаяколонизация Америки потребовали резкого увеличения числа образованных людей.Отсюда энергичное покровительство Саламанке со стороны королевской власти,выражавшееся в значительной финансовой помощи и окончательном утверждении зауниверситетом статуса ведущего в Испании. Благодаря высочайшей поддержке вузстал лидером среди прочих учебных заведений Пиренейского полуострова. Тудапотянулись дети благородных семейств и дети горожан, чиновников, землевладельцев,военных и купцов из разных концов страны.
Несмотря на терроринквизиции, в Саламанке открыто изучали гелиоцентрическую систему Коперника,повсеместно проклятую. Университет, превратившийся в XVI веке в центревропейского либерализма, интенсивно развивался. В 1566‑1567 учебном годуколичество студентов достигло 7863 человек, в то время как все населениеМадрида составляло всего 11 000. К концу XVI века в Саламанке насчитывалось 70кафедр, среди которые выделялись кафедры права, теологии, медицины, логики ифилософии, риторики, грамматики, древнегреческого, латинского, древнееврейскогои халдейского языков, астрологии и музыки.
Расцветуниверситета продолжался до конца XVII века. Среди знаменитых выпускников тоговремени — драматург Кальдерон де ла Барка, поэты Хуан де ла Крус и Луис деГонгора, беллетрист и музыкант Висенте Эспинель, писатель и математик ДиегоТоррес Вильяроэль.
Затем последовалкризис. Впрочем, в середине XVIII века был и светлый период, связанный среформаторской деятельностью Карлоса III. Целью реформ стало ослабление влиянияцеркви в университете и рост авторитета королевской власти. Такое направлениесоответствовало духу просвещения, главным символом которого считали абсолютнуюмонархию. Впервые были разработаны учебные планы, упорядочена государственнаясистема контроля над высшим образованием, появились цензоры, кураторыуниверситета, ответственные за финансовое обеспечение. Учебное заведение изавтономного организма превращалось в часть централизованной государственноймашины. Тем не менее в XVIII‑XIX веках Саламанка разделила печальнуюучасть всех испанских университетов. Оккупация государства наполеоновскойармией, война за независимость испанских колоний в Америке и политическиенеурядицы надолго подорвали престиж классического образования в стране.
Начинания КарлосаIII были завершены в период правления партии либералов во второй половине XIXвека. Теология окончательно покинула университет, а сам он перешел под полноегосударственное управление. Развитие промышленности, науки и техникипотребовало специализации знаний. Новые учебные планы содержали теперь особыйнабор предметов и дисциплин для каждого факультета. Обновленная Саламанка по‑прежнемуоставалась ведущим центром образования Испании. Уже оформились основныенаправления университета: философское и филологическое. Сильными оставалисьфакультеты права и медицины. Расцвет Саламанки в ХХ веке приходится на егопервую половину, когда в учебном заведении работал великий испанский философМигель де Унамуно.
Унамуно былпрофессором античной философии и филологии, а также ректором университета в1901‑1914 и 1930‑1936 годах. Защищая университет, Унамуно постоянноатаковал своих идейных противников — и церковь, и социалистов, и короляАльфонса XIII, и диктатора Примо де Риверу. В результате философа уволили ифактически выслали на Канары. Вслед за ним ушли лучшие профессора.
После краха режимаПримо де Риверы Унамуно триумфально вернулся в Саламанку и вновь занял постректора. Впрочем, установленная после упразднения монархии в 1934 годудемократическая республика тоже была воспринята Мигелем критически. А когдапришли франкисты, случился скандал, после которого жена самого Франко проводилапрофессора в ректорский дом, где он и умер 31 декабря 1936 года.
После гражданскойвойны 1936‑1939 годов победивший франкизм использовал университет какполитический инструмент, однако жесткий контроль и идеологическое давление состороны режима не способствовали его престижу. В 1965 году здесь обучалосьнемногим более шести тысяч человек — меньше, чем в XVI веке. Образовательныйбум, охвативший Европу 15 годами раньше, начался в Саламанке только в 70‑хгодах, когда была демонтирована диктатура. Появилась конкурентная среда,которой до тех пор классический испанский университет не знал. Впривилегированной ситуации оказались столичные вузы, и маленькому Саламанкскомууниверситету в национальном рейтинге уже не под силу стало соперничать сМадридом и Барселоной. Тем не менее по ряду параметров он удержал первенство.
Сохранениеживописных ритуалов считают в Саламанке очень важным, например сегодня, как ираньше, в Саламанке пишут „виторы“ в честь присвоения докторскогозвания. Саму торжественную процедуру с вручением символических кольца, книги ишапочки проводят всегда в день покровителя испанского университетскогосообщества святого Фомы Аквинского. Причем на латыни. Профессора, получившиезвание раньше, надевают римские с виду тоги факультетских цветов исопровождаемые церемониймейстером, жезлоносцами и оркестром обходятмемориальные аудитории старого здания.
Еще один, обычай:одетые в черные камзолы с атласными перевязями и длинными плащами через плечостуденты рассыпаются по всему периметру Пласа Майор, распевая народные иненародные песни. Позже компания делится на маленькие группки. Каждая находит вуниверситетском городке балкон с красивой девушкой и поет серенады. Это действоназывают „туной“ от глагола tunar — вести праздную жизнь,бродяжничать в поисках пропитания. Традиция отражает саму суть жизнисредневекового студента, который в поте лица зарабатывал на хлеб и учебу, ноухитрялся не забывать о развлечениях.
Сейчас на 16факультетах — изящных искусств, биологическом, аграрном, естественных наук,химии, социологии, юридическом, экономическом, педагогическом,фармацевтическом, филологическом, философском, историко-географическом,медицинском, психологическом, перевода и архивоведения, а также в десятиуниверситетских центрах — можно получить 88 специальностей. Многие современныеиспанские политики являются выпускниками Саламанки. Еще одно очень важноеобстоятельство: Саламанкский университет единственный в Испании выдаетофициальный государственный диплом на знание испанского языка как иностранного — D. E. L. E.
 
8. Оксфорд- старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании
Основан около 1117года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителямобразование (в отличие от континентальных, английские священники часто былинеграмотны). При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетскимгородом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати.Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов — «бычий» и «брод».
Два самых древнихколледжа Оксфорда — Баллиоль (1260 год) и Мертон (1264 год) — названы в честьсвоих создателей. Джон Баллиоль был отцом будущего короля Шотландии, аоснователем второго был лорд-канцлер Уолтер де Мертон. Это одна из оксфордскихтрадиций — зачастую колледжи основывали очень высокопоставленные персоны, дажемонархи. А кардинал Томас Уолси в 1525 году открыл колледж имени самого себя — чтобы сохранить память о себе в веках. Каждый вечер во дворе Кардинальскогоколледжа раздается звон ритуального колокола «Большой Том». Собор этогоколледжа с 1545 года является кафедральным, и в нём собрана богатая коллекциявитражей.
Колледж ЦерквиХриста — самый большой и красивый в Оксфорде, а один из самых роскошныхколледжей Магдалины (Magdalen College) находится на берегу реки Червелл. В 1458году его основал один из преподавателей Винчестерского колледжа. Колокольня имост Магделины стали символом города, а хор колледжа каждый год 1 мая на башнепоет гимн причащения. Напротив колледжа Магдалины расположен старейшийботанический сад Великобритании — его открыли студенты-медики в 1621 году.
Университетсостоит из 39 колледжей, а также семи общежитий — закрытых учебных заведений,принадлежащих религиозным орденам без статуса колледжа. Экзамены, большинстволекций и лабораторных занятий организованы централизованно, а колледжи проводятиндивидуальные занятия со студентами и семинары.
Сейчас в Оксфордеучится 18,5 тысяч студентов, около четверти из них — иностранные. Их количестворезко увеличивается летом, когда открываются летние языковые школы. РекторОксфорда — сэр Крис Паттен. Женщин в Оксфорд начали принимать только в 1920-хгг., однако уже в 70-х было отменено раздельное обучение.
Штатпреподавателей Оксфорда огромен — почти 4 тысячи человек, из них 70 — членыКоролевского общества, более 100 — члены Британской Академии. Оксфордиспользует в обучении уникальную систему тьюторства — над каждым студентомучреждается персональная опека специалистом по выбранной специальности.
Основныенаправления подготовки студентов — гуманитарные, математические, физические,социальные науки, медицина, науки о жизни и окружающей среде.
Отделения:классических языков и литературы; древней истории; филологии, лингвистики ифонетики; живописи и изобразительного искусства; английского языка илитературы; средневековых и современных языков; современной истории; музыки;Востока; философии; теологии; Китая; истории искусств; истории медицины;антропологии; археологии; биохимии; географии; наук о растениях; зоологии;математики; статистики; химии; наук о Земле; инженерных наук; материаловедения;физики; анестезии; кардиоваскулярной медицины; клинических лабораторных наук;клинической медицины; клинической неврологии; клинической фармакологии;генетики; молекулярной медицины; акушерства и гинекологии; офтальмологии;педиатрии; психиатрии; здоровья населения и первой помощи; хирургии;экспериментальной психологии; анатомии и генетики человека; патологии;фармакологии; физиологии; Африки; Бразилии; современного Китая; Японии;Латинской Америки; России и Восточной Европы; Южной Азии; экономики;образования; Институт интернета; права; менеджмента; политики и международныхотношений; общественной политики и социальной работы; социологии;дополнительного образования.
Для того, чтобыпоступить в Оксфорд, кроме весьма внушительной суммы денег (расходы напроживание в год — около 8 тысяч фунтов, плата за обучение зависит от выбраннойспециальности — искусство — 6300 фунтов; наука — 8400 фунтов, медицина — 15400фунтов), необходимо знать английский язык не хуже англичанина (по сертификатамIELTS — 6.5, TOEFL — 230). Заявление подается осенью перед предполагаемым годомначала обучения. Специальная комиссия рассматривает оценки (только отличные,A-level), рекомендательные письма, проводит собеседования. В некоторых случаяхбудущего студента могут попросить показать свои письменные работы — в Оксфордестрого подходят к своим будущим подопечным, и выбирают не по толщине кошелька,а по уровню знаний, мотивации к учебе. Кстати, поступать в Оксфорд и Кембриджодновременно запрещено.
Оксфорд — нетолько университет, но ещё и крупнейший научно-исследовательский центр, у Оксфордабольше сотни библиотек (самая обширная университетская библиотека в Англии) имузеев, свое издательство.
Студенты имеютвозможность большое количество своего времени посвящать досугу — к их услугамболее 300 кружков по интересам. Традиционно пристальное внимание в Оксфордеуделяется спорту как полезному и престижному виду отдыха. Например, недавнокоманда Оксфорда обыграла сборную Кембриджа в соревнованиях по академическойгребле.
Из стен Оксфордавышла целая плеяда блестящих деятелей науки, литературы, искусства — здесьпреподавали Кристофер Рен, Джон Толкиен, Льюис Кэрролл, учились Роджер Бейкон иМаргарет Тетчер. 25 британских премьер-министров закончили Оксфорд. Образованиев Оксфорде для английской аристократии — многовековая традиция и дань престижу,а для талантливых студентов — шанс стать учеными мирового уровня.
учебный университетвысшее образование
9. Сорбонна- самый старый и знаменитый университет Франции
История Сорбонныначинается с 1215 года, когда церковные коллежи, находившиеся на левом берегуСены недалеко от Собора Парижской Богоматери, были объединены под общимназванием Парижского университета. Примерно 40 лет спустя по инициативедуховника короля Людовика IX Робера де Сорбона при университете был созданколледж, предназначенный для обучения богословию бедных студентов. Довольноскоро колледж превратился в богословский факультет университета, который сталименоваться Сорбонной.
В 1470 году вСорбонне открывается первая парижская типография. К этой же эпохе относитсясоздание богатейшей библиотеки, для которой было построено специальное здание.
Начиная с XVIIвека именем факультета, который быстро сделался одним из центров не толькобогословской, но и философской европейской мысли и снискал себе громкую славу,стали называть и весь Парижский университет.
В XVII векекардинал Ришелье обновил и расширил Сорбонну, но в 1791 году, после Французскойреволюции 1789 года, она была закрыта и только в 1821 году университет вновьначал свою работу. На рубеже ХIХ–ХХ вв. здания были расширены и перестроены, итеперь Сорбонна обладает многочисленными аудиториями-амфитеатрами,конференц-залами, лабораториями, библиотекой, двумя музеями и т.д.
В разные годы вСорбонне работали такие выдающиеся ученые, как Жозеф Гей-Люссак, АнтуанЛавуазье, Луи Пастер, Пьер и Мария Кюри и многие другие. Не обошлось и безисторических парадоксов. Основанная как школа богословия, к середине XIX векаСорбонна превратилась в центр не только светского образования, но иантиклерикальной мысли.
В начале XX в.Сорбонна видела в своих стенах наших соотечественников, ставших впоследствиизнаменитыми: в 1901 года здесь прослушал курс Максимилиан Волошин; в 1907 годастудентом Сорбонны был Николай Гумилев; в 1909 года Марина Цветаева изучала вСорбонне французскую литературу.
В ходе знаменитой«майской революции» 1968 года именно в Сорбонне начались беспорядки, переросшиезатем во всеобщую студенческую забастовку, которая привела к перестройке всейсистемы французского высшего образования. В результате этих событий гигантскийуниверситет был расчленен на части, которые получили статус автономных ВУЗов.Прямыми наследниками Сорбонны стали Париж I — Пантеон Сорбонна, Париж III — Новая Сорбонна, Париж IV — университет Париж-Сорбонна, Париж V — Университетим. Рене Декарта. Все они связаны единой сетью общих учреждений социальногоназначения (Центр профессиональной ориентации, межуниверситетский центрфизкультуры и спорта и т. д.).
Вузы Сорбоннычетко придерживаются специализации, доставшейся в наследство от факультетовбольшого Парижского университета, на базе которых они основаны.
Пантеон Сорбонна (ПарижI) обязан своим именем площади Пантеона, на которой расположен. Здесь учитсяоколо 40 тысяч студентов. Университет предлагает обучение на факультетах права(в том числе и коммерческого), экономики, истории искусств и археологии,управления и менеджмента, международных и европейских отношений, географии,истории, философии, политических и социальных наук, математики и информатики. Вего структуру входят также четыре института (демографии Парижа, экономическогои социального развития, социальных вопросов труда, туризма) и сетьспециализированных высших учебных заведений, занятых подготовкой кадров вобласти банковского дела, финансов и страхования.
Новая Сорбонна (ПарижIII), расположенная на улице Сорбонны, отличается чуть более скромнымиразмерами и ярко выраженной гуманитарной направленностью. Около 20 тысячстудентов грызут здесь гранит науки на факультетах французского и латинскогоязыков и литературы, общего и прикладного языкознания и фонетики, общего исравнительного литературоведения, преподавания французского языка какиностранного, немецкого языка, англоязычного мира, испанистики и странЛатинской Америки, страноведения Италии и Румынии, востоковедения и арабистики,театроведения, киноведения, средств массовой коммуникации.
При университетедействуют два специализированных учебных заведения: Институт стран ЛатинскойАмерики и Высшая Школа Переводчиков.
Париж-Сорбонна (Париж IV)расположенный на улице Виктора Кузена, дает духовную и интеллектуальную пищуболее чем 25 тысячам студентов. Это учебное заведение включает факультетыфранцузской литературы, французского языка, латинского языка, греческого языка,английского языка и стран Северной Америки, итальянского и румынского языков,славистики, испанистики и стран Латинской Америки, истории, географии,философии, истории искусств и археологии, музыки и музыковедения, прикладныхгуманитарных наук. При университете создан исследовательский институт поизучению цивилизаций современного Запада, а также Высшая школа информационныхнаук и коммуникации, Институт религиоведения, Институт физкультуры и спорта.
Университет им. РенеДекарта (Париж V) расположен на улице Эколь де Медсин, здесь обучается около 30тысяч студентов. Париж V — головной медицинский ВУЗ Франции. В составуниверситета входят факультеты биомедицины, детских болезней, зубной хирургии,физкультуры и спорта, фармацевтики и биологии, математики и информатики,гуманитарных и социальных наук, психологии и права. Дочерним вузом считаетсяТехнологический институт (со статусом университета), имеющий отделениемедицинского права.
Главное, чтоотличает университеты Сорбонны от других университетов — учебный процессмаксимально приближен к средневековым образцам. Студенты основную массу временидолжны тратить на работу с текстами первоисточников или проводить влабораториях. Даже лекционные занятия зачастую представляют собой чтениенескольких источников и их последующее обсуждение под контролем преподавателя.Кстати, привычного чередования лекций и семинаров в Сорбонне нет — основнойупор сделан на самостоятельную работу.
В отличие отдругих университетов, возглавляющих мировые рейтинги вузов, обучение в Сорбоннедоступно многим — в год студенты платят от 250 до 1000 евро. К тому жеиностранцы могут рассчитывать на стипендию. 10. Гейдельбергский университет: там,где учился доктор Фауст
Самый старый исамый престижный университет Германии был открыт в 1386 году при активнойпомощи Папы Римского. Первым был создан теологический факультет, затемюридический и философский. Первым ректором был Марсилиус фон Инген, апрофессора приехали из Праги и Парижа. Тогда же первыми студентами Гейдельбергабыл сочинен знаменитый студенческий гимн Gaudeamus.
Центр Гейдельберга- замок, резиденция династии Виттельсбахов. Это целый город в городе, зданиякоторого строились в эпоху Ренессанса и раннего барокко. В 18 веке замоксгорел, и обедневшая династия не стала его восстанавливать. В 19 веке этосделал магистрат, и теперь здесь каждое лето проводится театрально-музыкальныйфестиваль.
Старинный немецкийуниверситет Гейдельберга с 30-х годов XIX века до самого начала Первой мировойвойны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов,приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше третипопали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем вовсей Европе в середине XIX века.
В спискахвыпускников Гейдельбергского университета — имена великих философов Гегеля иЯсперса, естествоиспытателя Роберта Бунзена, федерального канцлера ГерманииГельмута Коля. Из стен университета вышли 8 нобелевских лауреатов.
Есть сведения,свидетельствующие о том, что именно в Гейдельбергском университете училсядоктор Фауст. В списках учащихся философского факультета за 1509 год в самомделе числится некий Иоганн Фауст — бакалавр теологии.
Но все это произошло,когда история Гейдельбергского университета насчитывала уже почти два столетия.А начиналась она так: в середине XIV века пфальцграф Рупрехт Рейнский решилосновать духовный центр и собрать в его стенах лучших иностранных ученых имыслителей. В 1386 году в Гейдельберге был основан университет в составечетырех традиционных средневековых факультетов (свободных искусств,богословского, медицинского и юридического, в XVI веке факультет свободныхискусств был преобразован в философский). Профессора приехали из Праги иПарижа, а ректором стал голландец Марсилиум фон Инген. Примерно тогда жепервыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимнGaudeamus.
Во многом благодарясамому Рупрехту и его наследникам стилем университета стал постоянный поискновых духовных течений, принципов, подходов. По-настоящему расцвел университетпри правлении курфюрста Филиппа Откровенного (1476–1518), канцлер которогоИоанн фон Дольберг, епископ Вормсский, пригласил в Гейдельберг ряд выдающихсяученых (в частности, филолога-гуманиста Рейхлина), превративших оплот науки водин из центров европейского гуманизма. Основанный с благословения священнойримской церкви и бывший изначально римско-католическим, университет в серединеXVI века испытал на себе влияние идей Реформации. Еще в 1518 году Мартин Лютерненадолго приехал в Гейдельберг, где защитил евангелическую диссертацию ивыступил с проповедями. Однако его встретили, мягко говоря, холодно, и онвынужден был покинуть университет.
Только в 1546 году, в годего смерти, курфюрст Фридрих II принял протестантскую веру и начал проводитьреформацию в Палатинате (курфюршество со столицей в Гейдельберге,располагавшееся по обеим сторонам верхнего Рейна, правитель которого вместе сшестью другими курфюрстами от имени немецкого народа избирали императораГермании). После воцарения в 1556 году курфюрста Отто Генриха (1556–1559),ярого приверженца евангелической церкви, в Гейдельберг прибыл один из духовныхлидеров протестантизма Филипп Меланхтон, который занялся реорганизациейуниверситета на евангелической основе. Он придал реформации в Палатинатехарактер умеренного лютеранства, дружественно настроенного к кальвинизму. В качестведогматической основы было взято Аугсбургское Исповедание, а обрядовая сторонабыла упрощена в соответствии с цвинглианством (так же, как в соседнемВюртемберге).
Гейдельберг стал местом,куда стекались протестантские теологи из разных стран, и полем брани носителейлютеранской, кальвинистской и цвинглианской идеологии. Обычно конфликтразгорался по поводу реального присутствия (Христа в Причастии). ТилеманХесхузий (которого Меланхтон, не зная его характера, рекомендовал на должностьпрофессора кафедры теологии в 1558 году), будучи главой религиозной общины,отстранил диакона Клебица за его цвинглианские взгляды и даже подрался с ним уалтаря за евхаристическую чашу. Этот публичный скандал послужилнепосредственной причиной написания знаменитого Гейдельбергского катехизиса.
Университет фактическипревратился в евангелическую высшую школу, начался его стремительный взлет.Преподавать в Гейдельберге считали за честь величайшие умы Европы, и этопритягивало сюда студентов из самых дальних стран. Расцвет продолжался до 1618года, пока не началась Тридцатилетняя война. Не раз учащимся и профессорамприходилось прерывать занятия, а особенно тяжелый удар был нанесен в 1623 году,когда католические войска Максимилиана I Баварского разорили город иуниверситет и вывезли оттуда всемирно известную библиотеку (BibliothecaPalatina), которую баварский герцог подарил Папе Римскому.
После Вестфальского миракурфюрст Карл Людвиг (1648–1680) пытался возродить университет, но вскореслучилось новое несчастье: в 1693 году французские войска разрушили веськомплекс зданий университета, и его пришлось закрыть. Постепенно преподаваниебыло восстановлено, но о прежнем величии ничто, казалось, уже не напоминало. ВГейдельберге, как, впрочем, и во многих других германских университетах,воцарилась интеллектуальная посредственность. Контрреформация уничтожила егоевангелический дух, а финансовая безалаберность и революционные войны концаXVIII века фактически лишили университет собственности и источников доходов.
В течение всего XVIIIстолетия он не мог подняться из-за влияния иезуитов. По Люневилльскому миру(1801) он окончательно лишился всех доходов и должен был закрыться, если бы неподдержка великого герцога Баденского Карла Фридриха. Дело в том, что в 1803году территория прежнего Палатината была поделена между Баденом, Баварией,Дармштадтом, Нассау и Пруссией, при этом Гейдельберг отошел к Бадену. КарлФридрих, которого справедливо считают вторым основателем университета,преобразовал его в финансируемое государством учебное заведение. Отныне он сталименоваться Университетом имени Рупрехта и Карла (в честь великого герцогаБаденского Карла Фридриха).
В аудиториях повеялосвежим ветром. Неогуманизм и романтизм наложили яркий отпечаток на духовный мирпрофессоров и студентов. Процветанию университета много способствовали такиепрофессора, как Шлоссер, Тибо, Гейссер, Гервинус, Вангеров, Виндшейд, Бунзен.Начало 60-х годов XIX века было особенно блестящим периодом. Тут преподавалГеорг Вильгельм Фридрих Гегель, последний и величайший представитель школынемецкого идеализма. Возникшая здесь гейдельбергская школа политической историипользовалась авторитетом во всей Европе. Одних русских студентов было до 100человек. Юридический факультет стал самым престижным в Германии. Вместе с гуманитарныминауками свой звездный час переживали и науки естественные — достаточновспомнить хотя бы знаменитого медика Хелиуса. Ученые говорили об особомгейдельбергском духе — новаторском, междисциплинарном подходе в науке. Тогдаже, в XIX веке, произошло радостное событие: вернулась на родинуГейдельбергская библиотека. Сначала удалось возвратить 38 наиболее ценныхрукописей, а потом и все древнегерманские (854). Сейчас в университете хранитсяболее 2,6 млн. томов, включая более 6 тыс. ценнейших рукописей. Имеется ирусская читальня.
Между прочим, самыйстарый немецкий университет с 30-х годов XIX века до самого начала Первоймировой войны являлся и самым русским университетом Германии. Из 84 студентов,приехавших в 1835 году из нашей страны для «окончания наук», больше третипопали в Гейдельберг. А к началу ХХ века в нем училось больше россиян, чем вовсей Европе в середине XIX века. Среди выдающихся выпускников этогообразовательного учреждения значатся путешественник, антрополог и энтографНиколай Миклухо-Маклай, политик и предприниматель Александр Гучков. ВГейдельберге учились поэты Осип Мандельштам и Саша Черный.
Несмотря на то что сначалом ХХ века атмосфера в университете все больше и больше определяласьконсервативными и националистически настроенными студентами-корпорантами, онпродолжал привлекать иностранцев высочайшим уровнем преподавания, подлинноисследовательским духом и либеральным настроем профессуры. В годы Веймарскойреспублики Гейдельберг еще сохранял репутацию оплота демократических идей, но срождением Третьего рейха над ним нависла в буквальном смысле слова угрозавырождения.
Множество студентов ипрофессоров по политическим и расовым причинам были изгнаны из Гейдельберга,снискавшего дурную славу коричневого университета (его ректором стал автортеории расовой педагогики Эрнст Крик). И хотя в годы Второй мировой войны егоздания не были разрушены, по окончании войны учебное заведение нуждалось вполном духовном обновлении. Философ Карл Ясперс разработал новый устав, вкотором было записано, что высшая школа должна «служить вечно живому духуистины, справедливости и гуманности». Претворить в жизнь эти принципы выпало надолю первого в послевоенные годы ректора — хирурга Карла Генриха Бауэра.
Упадок вновь сменилсяподъемом. Для естественных факультетов и части медицинского был отстроенспециальный городок (гуманитарные факультеты остались на прежнем месте — встаром городе). А в 1969 году пришло время реформ. Изначально было четырефакультета: теологический, правовой, медицинский и философский, в 1890 году кним прибавился естественно-научный. В конце же 60-х годов XX века структурауниверситета изменилась. Было создано 16 факультетов, выросло количествостудентов, в том числе иностранных. В аудиториях вновь утвердился старыйлиберальный дух.
По данным всевозможныхрейтингов, Гейдельбергский университет ежегодно является лучшим среди 325 вузовстраны в области юриспруденции. Он также неоднократно занимал почетные места покачеству обучения педагогическим и медицинским наукам. Так, на медицинскомфакультете работали нобелевские лауреаты Альбрехт Коссель и Отто Фриц Мейерхоф.Социологические опросы преподавателей стабильно отдают Гейдельбергу высокиеместа в таких областях, как история, физика и математика.
Университет предоставляетширокий спектр образовательных программ. Здесь есть факультеты химии, биологии,географии, геологии, можно изучать историю Египта, Рима, Ирана, Китая. Создандаже целый институт, занимающийся одной только Южной Азией. Хорошо представленымедицинские науки, в том числе фармакология, стоматология. Конечно, не забыта итакая важная сегодня специальность, как экономика. На факультете современныхязыков можно осваивать германистику, славистику и даже компьютернуюлингвистику. Среди учебных направлений — японистика, классическая филология,музыковедение и теология.
Как и во всех немецкихвузах, иностранцы учатся бесплатно. Это одна из причин, по которым их вуниверситете довольно много — около 12 % от общего числа студентов (в основномэто греки, американцы, иранцы, турки и китайцы). Однако каждый должен иметьденьги на проживание из расчета 500 евро в месяц. Условия поступления могутнесколько меняться от семестра к семестру. Существуют некоторые ограничения приприеме на такие специальности, как история европейского и восточноазиатскогоискусства, медицина, медицинская информатика, физика, политология, психология,правоведение, экономика, стоматология.
Гейдельберг — этопрекрасная учебная база, лаборатория молекулярной биологии, оснащенная попоследнему слову техники, Институт исследований рака и крупнейшая в странеуниверситетская клиника. Всемирную известность обрел Гейдельбергский институтядерной физики им. Макса Планка, который, кстати, проводит совместныеэксперименты с Московским институтом им. И.В. Курчатова.
Репутацию Гейдельбергакак наиболее престижного высшего учебного заведения Германии, несомненно,укрепляет и тот факт, что из его стен вышли восемь нобелевских лауреатов.

Заключение
Таков в общих чертах учебныйпроцесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все своинедостатки, средневековый университет все же давал возможность получитьнеплохое образование. В университетах обучались такие известные деятеликультуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт,Вильям Оккам и др. Средневековые университеты были сложным организмом,стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на всеперипетии социальной и классовой борьбы. Многие школяры жили в соответствии ссоветом: “Учись так, как будто тебе суждено жить вечно; живи так, какбудто ты должен умереть завтра”.
Некоторые первыеуниверситеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных властей, поинициативе города. Нередко они превращались в очаги свободомыслия и еретическихидей, и поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В нихтакже концентрировалась наука того времени. Велика роль средневековыхуниверситетов в развитии городской культуры. Они способствовалиинтернациональному культурному общению, затрудненному в средние века всемэкономическим и политическим строем жизни.
Конечно, со временемуниверситетская схоластика и вся система средневекового университетскогообразования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная отжизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Возникновениеи развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистическогопроизводства требовали полной ломки средневековой системы образования. Университетыже, за редким исключением, упорно придерживались старой системы, были враждебныопытной науке. Знания, которые давались в то время, были исключительноакадемическими, так что Расцвет естествознания 17-18вв., вызвавший к жизнимногочисленные академии, научные общества, протекал, в основном, минуя университеты.

Списоклитературы
1. Большая советская энциклопедия.«Советская энциклопедия», 1969-78.
2. Интеграция мирового образования- реальность третьего тысячелетия. Лиферов А.П., М., 1997.
3. Борзова Е.П. История мировойкультуры. 5-е изд. — СПб, 2007.
4. Педагогика. М.М.Невежина, Н.В.Пушкарёва, Е.В. Шарохина, М., «Риор», 2005.
5. Содержание образования. ЛедневВ.С., М., 1989.
6. Радугин А.А. Культурология:учебное пособие. — М., 1999.
7. Педагогика. Бордовская Н.В.,Реан А.А., СПб, «Питер», 2004.
8. Жак Ле Гофф „Интеллектуалыв средние века“.
9. Коплстон Фредерик Чарльз»История средневековой «философии».
10. История педагогики (Историяобразования и педагогической мысли) / Учеб. Пособие. — М.: Гардарики, 2003.
11. Гуревич А.Я. Категориисредневековой культуры. — М., 1984.
12… Гуревич А.Я. Средневековый мир;культура безмолвствующего большинства — М., 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.