Реферат по предмету "Педагогика"


Профессиональное самоопределние старшеклассников

--PAGE_BREAK--Идеальных профессий не бывает — любая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выбирая профессию, человек чаще всего не знает (или не хочет знать) о её объективных минусах, судит о ней из различных источников информации. Однако, для людей с разными желаниями и внутренними ресурсами одни трудности представляются непреодолимыми, а другие — вполне терпимыми. Одной из возможностей реально оценить свои силы и способности, проверить правильность выбора профессии являются профессиональные практики. В ходе таких практик молодые люди знакомятся с конкретными условиями труда и требованиями, которые предъявляются к данной профессии, примеряют на себя конкретную специальность и соизмеряют уровень своих притязаний и ожиданий с действительностью. Думается, что возвращение к производственным практикам в процессе профориентационной работы, является насущной потребностью и одним из основных условий правильного выбора молодыми людьми будущей профессии.
1.3. Социальная практика, принципы построения профориентационной работы Практика показывает, что профессиональная направленность молодежи не соответствует ни реальной потребности общества в кадрах, ни возможностям и способностям самих школьников, определенная часть которых к окончанию школы не имеет конкретно выраженных профессиональных стремлений и планов. Это приводит к тому, что часть молодых людей не может разумно воспользоваться своим правом на выбор профессии.
Выбор профессии тогда удачен, когда работа доставляет человеку удовлетворение от деятельности. Это означает, что она соответствует физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям. Если данные обстоятельства не учитываются, выбор профессии может стать неудачным. В таком случае каждодневная работа становится обременительной и нудной обязанностью, выполнение которой может неблагоприятно сказаться на духовном и физическом состоянии человека, а также человек не сможет принести пользу обществу.
Очень часто молодой человек теряется в огромном количестве профессий и не может остановить свой выбор на конкретной профессии. Кто и как может помочь человеку в профессиональном самоопределении? В условиях социально- экономической нестабильности школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа по профориентации учащихся на протяжении всех лет обучения в школе. Система должна обеспечивать непрерывность, последовательность и преемственность профориентационного процесса, как между возрастными группами учащихся, так и различными формами работы на разных возрастных уровнях (начальные, средние и старшие классы).
В школах сложилась определенная система профессиональной работы с учащимися 1-11 классов. В основном она состоит из двух направлений. Просветительная работа: внеклассные и внешкольные групповые и массовые мероприятия, уроки с профориентационным содержанием, справочно-информационные консультации, работа с родителями. Второе направление- консультационная работа: профориентационные, психологические и диагностические индивидуальные консультации. Одним из главных организаторов профориентационной работы является классный руководитель. От того, как он построит свою работу, каким содержанием, методами, формами работы он воспользуется, будет зависит конечная цель- готовность старшеклассников к выбору профессии. Основными формами работы по профориентации могут быть: индивидуальные- беседа, консультация, диагностика и групповые- урок, классный час, сбор, утренник, игра, вечер, встреча, экскурсия, конкурс, путешествие и др. Но классному руководителю в одиночку справиться с такой работой порой не по силам. Поэтому необходима совместная тесная работа классного руководителя со всеми участниками профориентационной работы в школе: учителями предметниками, педагогом- психологом, социальным работником, медицинским работником, библиотекарем, педагогами дополнительного образования, зам. директора по воспитательной работе и конечно, с родителями. Именно они оказывают большое влияние на выбор профессии школьников. Работа с родителями в школе может быть представлена в формах бесед, лекториев, родительских собраниях, педагогических чтений по вопросам выбора профессии. На родительских собраниях могут обсуждаться вопросы: изучение интересов и склонностей ребенка в семье; формирование устойчивых интересов и склонностей ребенка в семье; формирование профессиональной направленности ребенка,; о способностях детей и др.
Конечно, родители или классный руководитель может воспользоваться услугами специальных профцентров, где проводится компьютерное тестирование, консультационная работа. Но не всегда и у всех имеется такая возможность. Большую роль в нашей школе в профессиональной ориентации школьников играет курс «Основы профессионального самоопределения» в 9 кл. На него отведено 34 часа. Этот курс известен под названием «Человек- труд- профессия», разработан проф. С.Н.Чистяковой в соавторстве. Разработанная Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовк5и работников образования. К.О Антоненко, О.В.Атауловой рабочая тетрадь и методическая рекомендация к рабочей тетради по технологии для учащихся 9 кл. к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» включает в себя основные акты, тесты игровые задачи направленные на самооценку уровня развития профессионально важных качеств учащихся.
Особого внимания заслуживают занятия по составлению профессиограм (описаний профессий), цель которых- ознакомить учащихся со спецификой труда в данной отрасли, научить самостоятельно работать над изучением профессии.
Использование методов формирования практических умений выбора профессии, создание ситуации, эмоционально окрашенных опирающихся на жизненный опыт школьников, в их глазах делает занятия практически значимыми.
Во всех случаях, выбирая методы, учитель придерживается определенных правил (целесообразности, доступности, привлекательности и гибкости).

Раздел II. Профориентация старшеклассника, пути, методы, решения
2.1. Профориентационная программа «Я и моя карьера» В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы. Однако квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги, не соответствует этим требованиям, в то время как их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.
Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но даже смутно не представляя, кем будут работать. Число выпускников школы приближается к числу абитуриентов. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности — одни из-за того, что не могут найти работу, другие из-за того, что разочаровались в профессии, выбранной из соображений престижа или «за компанию». Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров — вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь.
В современном понимании смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Задача школы — воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.
Работа по профессиональному самоопределению предполагает развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, мотивации.
Разработанная нами программа «Я в мире профессий» направлена на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистического самовосприятия, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование готовности к личностному и профессиональному самоопределению.
ЗАДАЧИ: Формировать представление о карьере, как о способе профессионального самоопределения; Познакомить с профессиями, которые востребованы в данных социально-экономических условиях; Формировать способности к самоанализу и рефлексии; Научить получать и анализировать информацию о профессиональных возможностях и рисках; Воспитывать любовь к труду, чувство ответственности.
Программа «Я в мире профессий» рассчитана для обучающихся 8 классов, которым предстоит познакомится с миром профессий и разобраться в своем «Я». Срок реализации данной программы — 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. На каждом занятии дается теоретический материал, и выполняются практические упражнения, тесты.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформированные представления о своей будущей карьере, как о способе профессионального самоопределения; представления о рынке труда, профессиях востребованных в данных социально-экономических условиях; предварительный выбор профессии; адекватная самооценка своих профессиональных интересов, способностей и возможности их совершенствования; умение получать и анализировать информацию о профессиональных возможностях и рисках; уважение к труду, и стремление трудиться, ответственное отношение к своему выбору.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Лекция: Каждое занятие обеспечивается основной информацией. Лекция- это структурное и организованное представление информации по определенной теме, проводимое преподавателем. Несмотря на то, что лекция является быстрым путем представления информации, она имеет свои недостатки. Если лекция слишком долгая студенты не принимают в ней участие, учитель теряет возможность донести информацию из-за невнимания студентов.
Дискуссия: Дискуссия представляет собой вербальный обмен информации между студентами и учителем. Дискуссия дает студентам возможность поделиться своими идеями, чувствами и мыслями по определенной теме. Дискуссии полезны, потому что они позволяют студентам использовать свои мыслительные навыки, расширить свои идеи и услышать мнения своих одноклассников. Дискуссии расширяют и углубляют понятия студентов и позволяют им использовать полученные знания.
Мозговая атака: Мозговая атака — очень популярная техника обучения, способствующая возникновению свободного потока идей по определенной теме. Учитель знакомит студентов с проблемой или жизненной ситуацией над которой им следует подумать. Затем он поощряет студентов генерировать как можно больше решений и альтернатив для решения этой проблемы. На начальной стадии мозговой атаки поощряется свободный поток идей. Все идеи записываются без комментариев. Они оцениваются только после того как, обмен идеями окончен. Потом студентов просят проверить каждую представленную идею.
Ролевая игра: Упражнение Ролевая игра соответствует своему названию. Студенты представляют себя в какой-нибудь роли, проигрывая жизненные ситуации. В течение каждой игры должны проигрываться все возможные варианты этой ситуации. Так как студенты не играют самих себя и не являются непосредственными носителями представляемых идей, то ролевая игра один из безопасных методов исследования какой-либо ситуации без ущемления личности студента. Ролевая игра помогает студентам познать свои чувства, мысли и действия в спокойной обстановке. Студентам должна представиться возможность добровольного участия в игре. Затем их следует научить техникам полезным для проведения игры. Например, студенты могут проигрывать роли своих персонажей поделиться своими чувствами в этой роли. В игре может участвовать «внутренний голос», студент который будет шептать идеи, если его персонаж попал в затруднительное положение. Студенты могут меняться ролями со своими товарищами для нового видения ситуации. Ролевая игра может являться богатым материалом для дискуссии. Она к тому же должна быть забавна.
Структурные упражнения: Структурное упражнение — это заранее спланированное упражнение для того, чтобы облегчить процесс обучения. Структурное упражнение часто симулирует жизненные ситуации. Условия при этом контролируются, что позволяет проводить наблюдение и дискуссии. Цели структурных упражнений является повышение уровня самопознания у студентов перед лицом сложных жизненных ситуаций. Эта программа подразделяется на разделы.
Раздел 1: Мир профессий. Школьники уточняют и систематизируют свои знания о профессиях.
Раздел 2: Самопознание. Школьники стараются ответить на вопрос «Кто Я?», каковы мои интересы, способности, предпочтения, устремления и как я могу связать их со своим выбором профессии?
Раздел 3: Исследование карьеры. Школьники подводят итоги самопознания. Отвечают на вопрос: «Как знания о себе помогут при выборе профессии, кто влияет на наш выбор».
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Мир профессий (8 часов) Мир профессий Дорога труда Карта интересов Ваши увлечения Кто нужен нашему городу? Все профессии нужны, все профессии важны. Учебно-профессиональное пространство города Человек и профессия
Раздел 2: Самопознание (20 часов)  Давайте познакомимся! Образ «Я» или «Что я думаю о себе?» Моя успеваемость Как я учусь (способ восприятия) Память и внимание Особенности мышления Свойства нервной системы Темперамент Чувства и эмоции Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции Что такое характер? Самооценка и уровень притязаний Моя самооценка Профессия и здоровье В здоровом теле — здоровый дух Межличностное взаимодействие Я и коллектив Круг общения Духовное самоопределение Мой портрет
Раздел 3: Исследование карьеры (7 часов) Кто влияет на наш выбор? Жизненные ценности Роль жизненных ценностей при выборе профессии Интересы и склонности в выборе профессии Учет личностных особенностей при выборе профессии Формула профессии Итоговый урок: «Век живи — век учись»
2.2. Психология профессионального самоопределения учащихся на уроках технологии в рамках предпрофильной подготовки «3нание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет или же знаем, где найти о нем сведения». Б. Франклин
2. Актуальность и перспективность опыта.
«Нужно иметь в голове великое множество разнообразнейших идей, чтобы родить одну хорошую». Л. Мерсье
Учение — это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача моя, как учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому, по моему мнению, в полной мере способствует использование технологий, системы уроков творческой самореализации, что и легло в основу опыта. Также важно и то, чтобы каждый ученик осознал цели предстоящей деятельности. Последовательность же прохождения этого процесса выглядит так: потребность — мотив — цель — действие — рефлексия (самоанализ собственной деятельности).
В свете последних изменений в обществе и требований к образованию поступает социальный заказ от государства и родителей.
В ходе изучения образовательной ситуации социального заказа были вычленены следующие противоречия; " между заявленным уровнем профессионального самоопределения и низкой мотивацией учащихся к осознанному выбору профессионального и образовательного маршрута; " между необходимостью осознанного выбора профессионального маршрута и незнанием учащихся своих способностей, индивидуальных особенностей и возможностей; " между многообразием современных профессий и низкой информированностью учащихся о мире профессий.
Каждое противоречие предполагает постановку задачи с ёё последующим решением: 1. Создание оптимальных условий для формирования устойчивой мотивации учебной и практической деятельности на занятиях технологии через активирующие методики, практический и творческий компоненты предмета, направленные на формирование личности, способной реализовать себя в разных социально-экономических сферах общества. 2. Создание условий для формирования готовности школьника к самоанализу своих интересов, способностей и возможностей через диагностику личностной сферы. 3. Создание условий для расширения системы представлений о мире профессий, через содержание программы курса «Твоя профессиональная карьера».
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.