Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Нижнекамскиймуниципальный институт
Кафедра Иностранныхязыков
Специальность 031201– Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Группа 3612
Курсовая работа
по дисциплине:Теория обучения иностранным языкам
Тема: Применениеэлектронных образовательных ресурсов в обучении английскому языку
Руководитель
Л.А. Леонтьева
Нормоконтролер
Т.Н. Созонова
Студент
Н.Н. Низамутдинова
Нижнекамск 2011
Введение
Актуальность темы. В последние годы всё чаще поднимается вопрос оприменении новых информационных технологий в средней школе. Стремлениепрогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образованиипутем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни иновые формы обучения.
Важным критериемуспешности работы учителя становится его самообразование, целью которогоявляется овладение учителями новыми различными методами и формамипреподавания.
XXI век – веквысоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в миреэлектронной культуры. Меняется и роль учителя в информационнойкультуре – он должен стать координатором информационного потока.Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новымиобразовательными технологиями, чтобы общаться на одном языкес ребёнком.
Сегодня, когдаинформация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания –предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют винформационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, чтосовременное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач,стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний обокружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей страненаложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основныхчастей информатизации образования является использование информационныхтехнологий в образовательных дисциплинах.
Модернизация школьногообразования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи сэтим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческоголичностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования,в том числе языкового.
Интернет сталнеотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощьв изучении английского языка, так как применение ЭОР создает уникальнуювозможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами,слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественнуюязыковую среду. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоватьсяогромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатитьуроки разнообразными идеями и упражнениями.
Основной целью написания работыявляется исследовать и проанализировать формирование и развитие коммуникативной культурышкольников, обучение практическому овладению иностранным языком. Отсюдавытекают следующие задачи:
¾ Определить понятия образовательного электронного ресурса
¾ Дать определение термину ЭОР
¾ Изучить требования к созданию и применениюэлектронных образовательных ресурсов
¾ Сделать выводы о применение ЭОР в обучении ИЯ
Объектом работыявляется процесс обучения ИЯ.
Предмет работы являетсяместо ЭОР в обучении ИЯ.
Структура работы: курсоваяработа состоит из введения, двух глав, которые подразделены на параграфы,заключения, списка литературы. Работа изложена на 24 страницах. Во введенииобосновывается актуальность темы, перечисляются цели и задачи, определяютсяпредмет и объект курсовой работы. В первой главе рассматриваетсятеоретические основы применнеия образовательных ресурсов в обучении. Во второйглаве изучается ЭОР в обучении ИЯ. Заключение содержитосновные выводы по теме курсовой работы.
Глава 1. Теоретическиеосновы применения образовательных ресурсов в обучении
1.1 Понятиеи классификация электронных образовательных ресурсов
Понятиецифровых (электронных) образовательных ресурсов является фундаментальнымпонятием. В состав его входят достаточно понятные и широко употребляемыетермины. На основании их определений построим определение интересующего наспонятия.
Цифровой– представленный в виде последовательности цифр – чисел. В настоящее время пристремительном развитии информационных технологий особую популярность получаетцифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео идр.
Основнаяотличительная характеристика тех образовательных ресурсов, о которых идет речь –их цифровой характер, т.е. они должны быть представлены в цифровом виде.
Образовательный– т.е. направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разныхформах образования.
Ресурс,согласно толковому словарю, средство, к которому обращаются в необходимомслучае.
Следовательно,образовательный ресурс можно определить как средство, к которому обращаются сцелью получения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательногохарактера.
Такимобразом, под цифровым образовательным ресурсом будем понимать учебную,методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую дляэффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровомвиде.
Общепринятойклассификации образовательных ресурсов не существует, что создает определенныепроблемы при их каталогизации.
Далееприведем различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов,имеющихся в российской и международной практике.
СогласноМежгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 следует различать:
Электронныйдокумент: Документ на машиночитаемом носителе, для использования которогонеобходимы средства вычислительной техники.
Электронноеиздание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедшийредакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения внеизменном виде, имеющий выходные сведения.
Можнопредложить следующую классификацию электронных образовательных ресурсов.
Электронныйобразовательный ресурс, может иметь следующие виды:
• электронныеданные;
• электронныепрограммы или их сочетание в одном ресурсе.
Познаковой природе информации:
Электронныеданные делятся на: текстовые, числовые, звуковые, графические, шрифтовые идемонстрационные.
Электронныепрограммы делятся на: системные, прикладные и сервисные; сочетание электронныхданных и программ — на интерактивные мультимедиа и онлайновые службы.
Поцелевому назначению: электронные образовательные ресурсы можно разделить наофициальные, научные, учебные, учебно-методические, справочные.
Потехнологии распространения: локальные, сетевые и комбинированногораспространения.
Похарактеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса: детерминированныеи недетерминированные (интерактивные).
Попериодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся иобновляемые. По наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатногоиздания; самостоятельное электронное издание. По структуре: однотомные,многотомные и электронная серия. По жанру следует различать: образовательныепорталы; сайты вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ;научно-популярные журналы; сайты научно-образовательных проектов; электронныепособия, учебники, хрестоматии; электронные курсы (образовательные объекты);архивы образовательных ресурсов; базы данных (полнотекстовые,библиографические, справочные, адресные и т.д.); лаборатории и вычислительный иимитационный эксперимент, виртуальные тренажеры; дистанционное управлениеэкспериментальными комплексами; электронные библиотеки; электронноепредставление ресурсов обычных библиотек; персональные страницы преподавателейвузов, организаторов образования; отдельные статьи или страницы;иформационно-поисковые системы [1] При выполнении проекта по созданиюФедерального ресурсного центра по Сибирскому федеральному округу (в рамках ФЦПРЕОИС) группой разработчиков из Томского государственного университета поитогам проведения работ по подготовке, систематизации и классификации различныхэлектронных ресурсов для дошкольного и всех уровней школьного образования былапредложена следующая классификация образовательных ресурсов по функциональномупризнаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:
1. программно-методические(учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программыучебных дисциплин в соответствии с учебными планами);
2. учебно-методические(методические указания, методические пособия, методические рекомендации дляизучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ,тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем,сценарии организации образовательных мероприятий);
3. обучающие(сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронныетекстовые учебники, электронные учебные пособия);
4. вспомогательные(сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии,справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научныепубликации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных ивоспитательных мероприятий);
5. контролирующие(тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебнымдисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).
6. ресурсы,созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проектыи компьютерные программы, созданные школьниками);
7. информационные(общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней,информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе) [1].
Очевидно,классификация по функциональному признаку, определяющему их значение и место вучебном процессе, является оптимальной с позиций структурирования целей изадач, а также определения структурных функциональных составляющих(подразделений) службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения.
1.2 Требованияк созданию и применению электронных образовательных ресурсов
Говоря о местеэлектронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитыватьособенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуютразличные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важносоответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствиис этим естественно требование, чтобы структура и способ представленияучебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и должныбыли бы легко варьировать в зависимости от конкретной формы их использования. Вконечном счете, необходимо обеспечить доступ к большему объемуучебно-методических ресурсов для максимально возможного числа пользователей, атакже поддержку индивидуального подхода и активных методов обучения и обратнойсвязи.
Перечислим основныетребования, предъявляемые к электронным ресурсам:
1. педагогическиетребования (дидактические принципы; методические требования; обоснование выборатематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразностьиспользования и эффективность применения);
2. техническиетребования;
3. эргономическиетребования;
4. эстетическиетребования.
Общедидактическиепринципы ЭОР
Каки в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известныхдидактических принципах и правилах:
Наглядность.В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познанияокружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являютсянаиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективнымипри обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информациипостроена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-,фото-, видео — и других видов мультимедийной информации, что активизируетвнимание, оживляет восприятие;
Интерактивность.Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотри прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, ихкопирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы походу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;
Практическаяориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебныхмодулей практической направленности — практические задания, учебные задачи,тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальнымтренингом для учащегося;
Доступность.Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, отзнаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлятьобучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;
Научностьизложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук,которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательныхтехнологий;
Последовательностьизложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание илисамообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговыйинтерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденнойили по последующей учебной информации, а также к любой справочной иэнциклопедической информации;
Модульностьи вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей- темы) и микромодули (в основе микромодулей — понятия). Модульность позволяетвыстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также взависимости от решаемых задач обучения.
Весьпонятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации долженбыть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОРпредставлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий болеебыстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой имоторной памяти. Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступноучащемуся.
Методическиетребования предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенностиконкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки,ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализациисовременных методов обработки информации.
Технические требованияк программным средствам учебного назначения (ПС УН). Для эффективногоиспользования ПС УН в учебно-воспитательном процессе важно не только егосодержание, но и технические параметры.
Основные требования приэтом таковы:
1. наличиеупрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);
2. скоростьзагрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем).
3. доступностьс различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступачерез информационно-поисковые системы;
4. высокаястепень интерактивности;
5. использованиеоптимального и современного инструментария для создания;
6. качественностьпрограммной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений,скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами;
7. адекватностьиспользования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов;
8. обеспечениеустойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя.
Эргономическиетребования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливаютнеобходимость:
1. учитыватьвозрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организациидеятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальнойи эмоциональной работоспособности;
2. обеспечиватьповышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействииобучаемого с электронным ресурсом;
3. устанавливатьтребования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкостьизображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста наэкране.
Эстетические требованияустанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначениюресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическимтребованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительныхэлементов.
Глава 2. Электронныеобразовательные ресурсы в обучении иностранному языку
2.1 Обзор электронныхобразовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку
Использованиеновых информационных технологий в преподавании английского языка является однимиз важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса,обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразитьформы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Необходимымусловием качественного современного образования сегодня является гармоничноесочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Цельюсовременного образования в России является развитие активной, сознательной,ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронныхматериалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новыйуровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностейчеловеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностныхособенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая вроссийской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднегообучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциалкаждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяетиндивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такойдифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создаетусловия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихсяположительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.
В отличие оттрадиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённыезнания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становитсяглавной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учительвыступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция –организация и стимулирование учебного процесса.
Информатизация системыобразования сопровождается исследованиями вопросов использования электронныхобразовательных ресурсов в учебном процессе и внедрением результатов этихисследований в образовательную практику. Потенциал электронных образовательныхресурсов создает предпосылки для его практической реализации адекватноспецифике изучения конкретной дисциплины, в частности, учебной дисциплины«Иностранный язык».
При подборе и включенииэлектронных образовательных ресурсов для обучения английскому языку я опираласьна принципы деятельностного подхода, который предполагает необходимостьобеспечение условий для активной самостоятельной учебной деятельностиобучающихся. Так в учебном процессе мной используются следующие типыэлектронных образовательных ресурсов: демонстрационные материалы (иллюстрации,фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением), интерактивныетаблицы, правила, учебные словари.
Аудиторная работаобучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов представляетсобой форму продуктивной в учебном отношении деятельности студентов, выполняющихопределенные действия со справочными средствами ИКТ, интерактивными таблицами,учебными словарями. Формы работы с использованием презентаций MicrosoftPower Point на уроках иностранного языка включают: изучение лексики, обучениедиалогической и монологической речи, отработку грамматических явлений. Онипозволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их вразных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформироватьлингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизироватьязыковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущейрепрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификациюсамостоятельной работы. Внедрение в учебный процесс использования программыMicrosoft Power Point вовсе не исключает традиционные методы обучения, агармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка,применение, контроль.
Одним из возможныхпутей использования электронных образовательных ресурсов на уроках английскогоязыка в учебном заведении мы видим в использовании компьютерных учебных курсови программ в учебном процессе при введении и активизации языковых форм иструктур; при обучении речевой деятельности, для обеспечения контроля зауровнем сформированности речевых и языковых навыков. Компьютерные программыобеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организациюигровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяя использовать все видынаглядности. К выполнению предлагаются упражнения для занятий в локальной сети(звуковые и текстовые задания), при работе с которыми обучаемые используюткомпьютер в качестве инструмента учебной деятельности. Контроль усвоения знанийпо тематическим разделам дисциплины осуществляется при выполнении тестовыхзаданий в тестирующих программах (Краб, Конструктор тестов).
При выполнении заданийаудиторной работы студенты осуществляют поиск необходимой языковой информации всети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых.Глобальная сеть Интернет позволяет создать условия для получения любойнеобходимой участникам образовательного процесса информации. В своейпрофессиональной деятельности Интернет ресурсы мы используем:
1. длявключения материалов сети в содержание урока, то есть интегрирование впрограмму обучения;
2. длясамостоятельного поиска информации студентами в рамках работы над проектом;
3. длясамостоятельного изучения иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях,умениях, навыках.
4. дляобмена учебной информацией.
Электронныеобразовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного ииндивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитиюличности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитиеисследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровняуспешности овладения иностранным языком. Проекты, выполненные с использованиемЭлектронные образовательные ресурсы, помогают разнообразить занятия, проводимыепо учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении изначительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Реализацияпроектов с помощью программ Microsoft PowerPoint, Publisher позволяетразнообразить работу, сделать занятия более динамичными.
Самостоятельная работаобучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов, с однойстороны, способствует эффективной работе по усвоению знаний и овладениюспособами деятельности, входящими в содержание обучения по дисциплине«Иностранный язык», с другой стороны, удовлетворяет потребность всамосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программногоматериала, а также после окончания учебного заведения.
2.2 Модели уроков наоснове использования электронных образовательных ресурсов нового поколения
Рациональноеиспользование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебногопроцесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсовнового поколения (ЭОР НП).
Урок — введение новойинформации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится втрадиционной модели. Получение учащимся новой информации происходит в основномне на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается восвоении учащимися содержания ЭОР НП, работе с Интернет-ресурсами и другимиинформационными ресурсами: книгами, словарями, энциклопедиями и т. д.
Структура ЭОР включаетв себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные,практические и контрольные. В различных дидактических моделях проведения уроковвозможно использование всех типов ЭУМ.
ЭУМ И-типа:
- предоставлениеучебной информации;
- иллюстрированиефактов, закономерностей, понятий;
- организациясамостоятельной работы.
- ЭУМ П-типа:
- закреплениезнаний и применение их в практической деятельности.
- ЭУМ К-типа:
- повторение изакрепление пройденного материала;
- текущий,тематический и итоговый контроль.
В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типыуроков. Рассмотрим некоторые из них.
1. Урок –введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя(табл. прилож. 1).
2. Урок – введениенового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельностиучащихся (табл. прилож.2).
3. Урок –обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельностьучащихся по подготовке урока.
При организации такогоурока материал для изучения подготавливается учащимися на основе материалов ЭОРНП. Однако для того чтобы эффективность урока была достаточно высока,подготовка его должна осуществляться под четким руководством учителя иначинаться не менее чем за 3 – 4 недели до его проведения.
Общая схема проведениятакого урока фактически дублирует схему проведения урок – введения новогоматериала с той разницей, что задания учащимся формулируют ученики, которыеготовили материалы, отвечают на вопросы, комментируют и проверяют задания тожеони.
В этом случае работаучителя заключается в том, чтобы:
- определить тему урока — обучающегосеминара;
- сформулировать для учащихся цель: наэтапе подготовки, в процессе проведения урока;
- определить учебный материал (ЭУМ И- иП-типа), на основе которого будет проходить урок. Рекомендовать дополнительныеисточники информации;
- координировать работу учащихся как впроцессе подготовки к уроку, так и в процессе его проведения.
4. Урок –виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР НП.
Урок – лабораторнаяработа, целью которой является введение нового материала, предполагаетдеятельность учащегося по изучению реальных объектов, проведение виртуальногоэксперимента, самостоятельной формулировке выводов и проверке ихсправедливости.
Как известно,эффективность лабораторного занятия во многом зависит от детальных инструкций,грамотно выстроенной системы вопросов и заданий, регулирующих выполнениедействий учащимися, осмысления получаемых результатов. Все это реализовано всоответствующих ЭОР НП.
Значимость такого родазанятий определяется также возможностью способствовать становлению уменийосмысленной работы, углубленного анализа подвергающихся изучению материалов,развитию навыков исследования.
Схема урока близкалогике, применяемой при изучении нового материала. Однако специфика состоит втом, что при изучении нового материала в традиционной форме преимущественноосуществляется ориентация на знаниевую компоненту и в значительной мере нарепродуктивную деятельность учащегося при выполнении заданий, предлагаемыхучителем. В то время как при проведении лабораторной работы важно, устанавливаясоотношение изучаемого материала с содержанием урока, конкретизировать,иллюстрировать, углублять понимание темы и, главное, содействовать становлениюу учащегося умений анализа, обобщения, внутреннего рассуждения, постановкипроблемы.
5. Уроки –практикумы с использованием ЭОР НП.
Очевидно, что основнойобучающей целью уроков-практикумов является формирование умений и навыковрешения определенных типов задач. Поэтому количество задач, предлагаемыхучащимся в процессе проведения такого урока, должно быть достаточно большим присравнительно небольшом уровне их сложности.
Можно выделитьследующие виды уроков-практикумов с использованием ЭОР.
Практикум, носящийрепродуктивный и неиндивидуализированный характер
Основной такого урокаявляются ЭУМ П-типа, включающие в себя задания тестовогохарактера и направленные на отработку элементарных навыков, или задания,решения которых носят алгоритмический характер и не предполагают осуществленияпоиска.
Индивидуализированныйпрактикум
Основой такого урокаявляются вариативные ЭУМ П-типа. Отличается от неиндивидуализированногопрактикума тем, что разным группам учащихся, в зависимости от уровня ихтеоретической подготовки, успеваемости, когнитивного стиля предлагаются разные ЭУМ.Учащиеся работают в индивидуальном темпе.
Творческий практикум
В рамках творческихпрактикумов на основе применения полученных учащимися теоретических знанийорганизуется:
- поисквозможностей применения известного способа для решения новой задачи;
- интерпретацияучащимися теоретических фактов в соответствующей области на основе предложенныхдополнительных материалов;
- моделированиепроцессов и явлений реальной жизни и других предметных областей на основепредложенных дополнительных материалов.
Учитель проверяетрезультаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса.
Основой такихпрактикумов являются ЭУМ И- и П-типов, а также дополнительные источникиинформации.
Урок –решение задач
Целью такого урокаявляется формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основеусвоенных теоретических знаний.
Этот урок может бытьпроведен как в форме индивидуальной работы, так и по группам.
Основой таких уроковявляются ЭУМ П-типа, содержащие задания, решения которых носятнеалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. ЭУМ П-типаопределяет учитель.
Применяются также ЭУМИ-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. Приэтом учитель может рекомендовать определенные ЭУМ И-типа, а может предложитьучащимся самостоятельно найти ЭУМ, включающие в себя необходимые сведения.
Урок – дискуссия наоснове использования ЭОР НП
Целью таких уроковявляется формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения наоснове освоенных знаний, умения анализировать высказываемые сторонамиаргументы, умения находить рациональное основание для принятия аргументовпротивника.
Умение аргументированноотстаивать свою точку зрения — интегрированное умение, основными составляющимикоторого являются следующие умения:
– определятьцель деятельности;
– отбиратьинформацию в соответствии с определенной целью;
– выстраиватьцепочку обоснований;
– находить(подбирать) контраргументы (контрпримеры);
– последовательноизлагать материал и т. д.
Кроме того, в процессеурока формируются умения слушать, уважать мнение оппонента, анализироватьсуждения противной стороны…
Этот урок посвященобсуждению поставленной проблемы или проблемной ситуации, или проблемноговопроса, или ситуации, предполагающей конструирование выводов. Итогом дискуссииможет являться:
– алгоритм решениязадачи;
– метод решениязадачи;
– классификация;
– модель ситуации;
Основой проведениятакого урока являются ЭУМ И-типа, которые используются:
– на этапе изучениянового материала (ЭУМ — источник новой информации);
– на этапедемонстрации аргументов (ЭУМ — источник аргументов).
Это такие ЭУМ, вкоторых:
– сформулированапроблема, требующая разрешения;
– заложенонекоторое противоречие;
– предлагаетсянесколько способов решения той или иной проблемы;
– предлагаетсянесколько трактовок того или иного явления;
Используются также ЭУМП- типа, которые:
– содержат задания,предполагающие осуществление поиска решения;
– включают в себялабораторную или практическую работу, предполагающую неоднозначность выводов;
Такие уроки могут бытьорганизованы на основе предварительной самостоятельной работы учащихся дома.Результатом этой работы являются:
–освоениеучащимися содержания рекомендованных учителем ЭУМ, а также дополнительногоматериала, либо рекомендованного учителем, либо найденного самостоятельно;
–разработкасистемы аргументов в защиту выбранной позиции.
Однако может бытьпредусмотрена организация дискуссии на основе материалов ЭУМ, изученных вовремя урока в классе.
Урок — групповаядискуссия
Основным отличиемтакого урока от дискуссии, проводимой в индивидуальном режиме, являетсяпредварительное разделение учащихся на группы и совместная выработка аргументовв пользу того или иного мнения.
Основой проведениятакого урока могут являться ЭУМ И- и П-типа, обладающие теми же особенностями,что и в предыдущем случае.
Урок — обсуждение(выдвижение) идей
Целью такого урока являетсяформирование умения высказывать предположения и гипотезы на основе анализаинформации, полученной разными способами.
Умения, формируемые впроцессе урока:
– анализсобственного опыта;
– синтезированиемнений (точек зрения);
– анализвысказываемых суждений.
Основой проведениятакого урока, так же как и урока-дискуссии, являются ЭУМ И- и П-типа. При этомналичие в содержании урока какого-либо противоречия или проблемы являетсянеобязательным. В условиях проведения таких уроков материалы ЭУМ используются вкачестве основы для выдвижения идеи, обоснования ее продуктивности.
Урок — проблемныйсеминар
В условияхиспользования ЭОР НП появляется реальная возможность организации полноценного семинара,учитывающего помимо подготовки учащегося на основании изучения различныхисточников еще и устный доклад, и развернутую дискуссию по проблеме.
Основой проведениятаких уроков могут являться ЭУМ всех типов. При этом выбор ЭУМ осуществляетсяпреимущественно учащимся, поскольку такие уроки предполагают обобщение и систематизациюуже изученного материала, содержание уже освоенных ЭУМ. Необходимым являетсяего переосмысление и переструктурирование.
Однако подготовка ксеминару учитывает не только повторение учеником учебных материалов ЭУМ, но иобращение к оригинальным текстам (фрагментам текстов), к электронным версиямжурналов, газет, ресурсам Интернет. Рекомендуется предоставить учащимся списокосновных источников, но при этом не ограничивать их в возможностисамостоятельно подобрать дополнительные информационные ресурсы по проблеме.
Проектная деятельностьучащихся
Как известно, умениеосуществлять деятельность по выполнению учебного проекта являетсяинтегрированным умением, включающим в себя:
– анализличного опыта;
– формулированиецели и задач;
– планированиедеятельности;
– поискинформации, ее анализ и преобразование;
– применениеимеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных задач;
– умениеосуществлять самоанализ и рефлексию;
– подготовкупрезентации результатов собственной деятельности.
ЭОР НП могут являтьсяосновой такой деятельности. При этом в качестве основы могут служить ЭУМ всехтипов. Выбор необходимых ЭУМ или их фрагментов осуществляется учащимся.
Заключение
Уроки с использованиемЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатовинновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можноприменить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, котораяпозволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использованиеинформационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать уроксовременным. Использование компьютерных технологий в процессе обучениявлияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствуетзначительному повышению качества образования, что ведёт к решению главнойзадачи образовательной политики.
Анализируя опытиспользования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использованиеинформационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечитьположительную мотивацию обучения;
- проводитьуроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечитьвысокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повыситьобъем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствоватьконтроль знаний;
- рациональноорганизовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формироватьнавыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечитьдоступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другиминформационным ресурсам.
Что касается результативности,то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебнымипрограммами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний.Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка,участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Список литературы
иностранныйязык электронный программный
1. ЕсенинаН.Е. Обзорэлектронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранномуязыку / Н. Е. Есенина// Информатика и образование. – 2006. – № 12. – С.103-105.
2. КащукС.М. Использованиесети Интернет на уроках французского языка в старших классах / С.М. Кащук //Иностранный язык в школе. – 2006. – № 7. – С. 50-53.
3. КудрявцеваЛ.В. Использованиетелекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурнойкомпетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В.Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. – С. 49-53.
4. МатвееваН.В. Рабочаятетрадь по английскому языку для студентов средних специальных учебныхзаведений: учеб.пособие/ Н.В. Матвеева – М.: Среднее профессиональноеобразование, 2005 – С.19-21.
5. НестероваН.В. Информационныетехнологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык вшколе. – 2005. – № 8. – С. 102-103.
6. ПолатЕ.С. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат.– М.: Академия, 2000 – С. 43-45.
7. СысоевП.В. Внедрениеновых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материалеанглийского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев //Интернет-журнал «Эйдос». – 2008. – 1 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm.
8. ХижнякЕ.А. Предпосылки использования электронных образовательных ресурсов приобучении иностранному языку/ Е.А. Хижняк // Фестиваль педагогических идей«Открытый урок». – 2010. iteach.stup.ac.ru/node/21
12.Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обученияиностранному языку / Н.Е. Есенина // Информатика и образование. 2006. № 12.
13.Бухаркина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения/ М. Ю.Бухаркина //Иностранные языки в школе. 2009. — № 5.
14.Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработкидокументов по обновлению общего образования. — М.: Министерство образования,2001.