Урокрусского языка на тему:«Видыбессоюзных сложных предложений»Соколовская Ольга Николаевна,учитель русского языка и литературы,9-й класс «А»
СШ № 3, г.Тайынша
Цельурока:формирование умения определять вид БСП и расставлять знаки препинания вуказанных конструкциях.
Задачиурока:
1)устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных ибессоюзных предложениях;
2)использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того жесмысла;
3)определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения взависимости от интонации в устной речи;
Типурока:комбинированный.
Оборудование: учебник; сборниктекстов, карточки, компьютер, интерактивная доска.
Методическиеприемы: проверкадомашнего задания, словарная работа; элементы комплексного анализа текста;замена части предложения синонимичными конструкциями; составление схемпредложений, наблюдения над интонацией бессоюзных сложных предложений с разнымизнаками препинания между его частями; подведение итогов урока; запись домашнегозадания; работа с использованием компьютерной презентации, интерактивной доски.Технологическая карта урокаI. Орг.момент.
Сегодняна уроке нам предстоит научитьсяустанавливать смысловые отношения междупростыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; отличать видысложных бессоюзных предложений. Итак, смотрим на экран. Проверка домашнегозадания. (4 уч. раздаю карточки с БСП. Объяснить постановку зн. препинания.)II. Проверка домашнегозадания.При помощи джойстиков решим тест.1. Определить вид придаточного в СПП.Если подальше положишь,то поближе возьмешь.А) условия В) причины С) следствия Д)присоединительное Е) места2. Определить тип союза в ССП. В комнате было темно, надворе тоже пасмурно.А)противительный В) причины С) следствия Д)соединительный Е) места3. Определить вид придаточного в СПП.Если окна настежь, тоуснуть мне невмочь.А) условия В) причины С) следствия Д)перечисление Е) места4. Определить вид придаточного в СПП. Кажется, шепчут колосьядруг другу, что скучно нам слушать осеннюю вьюгу…А) условия В) изъяснительное С) следствия Д)перечисление Е) места5. Определить вид связи в предложении. Ветер пуще разыгрался, икто-то в избу постучался.А) сочинительная В) подчинительная С)бессоюзная Д)простоеЕ) вводное предложение6. Определить вид придаточного в СПП.Солнце и степь –величины вечные, потому что по солнцу измеряется степь.А) причины В) изъяснительное С) следствия Д)перечисление Е) места1. условия2. соединительный3.условия4. изъяснит.5. сочинительная6. причиныIII. Тема урока.— Чем отличается сложное союзное предложение отсложного бессоюзного?-По каким признакам выделяются виды БСП?-Какие знаки препинания ставятся в БСП?— Кто скажет, какая сегодня тема урока?Откройте учебник на стр. 180. рассмотримтаблицу.Откройте тетради, запишите число и тему урока.IV. Изучение новой темы.Правила употребления знаков препинания в БСП –один из самых трудных разделов пунктуации. Основная пунктуационная ошибказаключается не в пропуске знака препинания, а в выборе его. Выбор знакапрепинания зависит от смысловых отношений между частями предложения. Послушаемребят, они подготовили для вас интересную информацию.(флипчарт 1)1) Опустился занавес, и зажглась гигантскаяхрустальная люстра, зрители встали, аплодируя актерам. (В этом предложении триосновы: опустился занавес, зажглась люстра, зрители встали. Это БСП, оносостоит из трех простых. В нем перечисляются факты. К концу 1 и2 предложенияголос повышается, между простыми предложениями делаются небольшие паузы.Следовательно, предложения разделяются запятой. Найдем аналогичное предложениев таблице.)(флипчарт 2)2) Загадочны и потому прекрасны темные чащилесов, глубины морей; и загадочен крик птицы и треск лопнувшей от теплотыдревесной почки. (В этом предложении 2 основы: 1.загадочны и прекрасны чащи,глубины 2. загадочен крик и треск. Оно БСП, состоит из 2 простых предложений. Внем перечисляются факты. Простые предложения значительно распространены, причемвнутри первого есть запятая. Между простыми предложениями делается большаяпауза, чем перед запятой. Сложное предложение произносится в замедленном темпе.Между его частями ставим точку с запятой. Обратим внимание на таблицу.)(флипчарт 3)Он поднялся на бугор: слева по-прежнему шлачерная гряда сопок, изогнувшаяся, как хребет гигантского зверя. (В предложении2 основы: он поднялся, шла гряда. Это БСП, состоящее из 2 простых. Между нимиможно поставить слова и увидел, что. Второе предложение дополняет смыслпервого, поэтому между ними ставится двоеточие. Снова обратимся к таблице… дуними можно поставить слова и увидел, что. Второе предложение дополняет смыслпервого, поэтому между ними ставится двоеточи)(флипчарт 4)Много пчел на желтой акации – жди дождя. (Впредложении 2 основы: много пчел, жди. Это БСП, состоящее из 2 простых. Передпервым простым предложением можно поставить союз если. Первое предложениеуказывает на условие того, о чем говорится во втором предложении. Между частямиБСП ставится тире. Таблица, примеры)Вывод: При определении вида БСП и знакапрепинания можно опираться на соотносительное союзное сложное предложение.В казахском языке виды БСП. Жалғаулықсызсөйлемдердің түрлері.1. Қыс түсті, аязды күндербасталды. (Наступила зима, начались морозные дни.)2. Шілде айы, совхозда шөп шабу науқаныбасталды. (Июль, в совхозах начались сенокосные работы.)В английском языке виды БСП. The types ofcomplex sentences1. The wind was fresh and strong; clouds were flying fast.(Ветер был свежим и сильным; облака плыли быстро.)2. He was very tired; his face was pale and worn. (Он былочень усталым; его лицо было бледным и изможденным.)V. Закрепление материала. А) Рядом с номером предложения начертите егосхему, определите вид: (флипчарт на каждое предложение)1. Смелый крепости берет – трус в безвестностиживет. ([- =] — [- =].противопоставление)2. Закрепляй победу: отходит враг – преследуй.([=]: [= — ] — [=].причины, следствия)3. Было темно; холодным веером, как ножом,резало лицо. ([=]; [=].перечисление)4. Я поднял голову и посмотрел на чутьпосветлевшее небо: на нем низко висели серые тучи. ([- = и =]: [=-].изъяснительное)Б) Поменяйте местами части БСП и запишите,расставляя знаки препинания.1. Пришло время сеять овес: распустиласьбереза. (Если распустилась береза, то пришло время сеять овес.)2. Напрямик не пробиться: впереди непроходимоеболото. (Впереди непроходимое болото, поэтому напрямик не пробиться.)3. Ноги вязли по щиколотку- идти было трудно.(Идти было трудно, так как ноги вязли по щиколотку.)В) Ученые по скелетам давно вымерших животныхвосстанавливают их облик. А сможете ли вы по схеме предложения воссоздать егооблик?Потому что1. [ ]: [ ]. если2. [ ] — [ ]. Г) Работа по учебнику. Упр. 401.Перепишите, определите вид БСП. Д) Бессоюзные сложные предложения частоиспользуются художниками слова в описаниях природы.
Запишемпод диктовку текст.
Веселопробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихобьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадьбежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут надвами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец,подле красивой липы. (И.С. Тургенев).
Проверьтезаписанный текст.
Почемуво втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнемпредложении – точку с запятой?
(Вовтором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Междупредложениями, которые представляют собой простые, схожие по строениюпредложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающаясмену впечатлений. Это требует постановки запятой.
Впоследнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя.Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (отишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; впростых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация,поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).VI. Подведение итогов.1) Насколько удачными были ваши ответы? 2) Как вы считаете, полностью ли раскрыта тема?3) Что нужно для того, чтобы безошибочноопределять вид СБП?VII. Запись домашнего задания.
Упр. 402. (соотносительноесоюзное сложное предложение записать в скобках.)
Инд.\задание:6 учащимся составить 5 тестовых заданий по новой теме.
Оценки заурок.
VШ. Методсинквейна.
А сейчас япопрошу вас составить синквейн, посвященный нашему уроку. Можно на разныхязыках.
Предложение
Сложное,бессоюзное
Поясняет,изъясняет, дополняет.
Ставим двоеточиемежду простыми.
Вид.
Предложение
Сложное,бессоюзное
Противопоставляет,несет значение
Времени,условия, следствия.
Ставим тиремежду простыми.
Отношение.
Предложение
Сложное,бессоюзное
Перечисляет,интонирует, соотносит.
Ставимзапятую или точку с запятой.
Обособление.
Урокзавершен. Успехов вам.