Федеральное агентство пообразованию Государственное образовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
Удмуртский ГосударственныйУниверситет
Курсоваяработа
Тема: «Взаимодействие МДОУ с семьей»
Выполнил
Студент 3 С (Вт) – 031000 – 43(к)
Григорьева В.Л
Проверил
Савельева М.Г
2008г.
ПЛАН РАБОТЫ
Введение
1. Семья и значение семьи в жизни ребенка
1.1 Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
1.2 Сущность понятия «Семья»
2. Способы взаимодействия, формы и методы педагоговМДОУ с родителями
2.1 Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
2.2 Формы общения педагога с родителями
2.3 Основные подходы к определению и реализации ролиродителей как субъектов дошкольного образования
2.4 Организация сотрудничества педагогов, родителей идетей
Заключение
Библиография
Приложения
ВЕДЕНИЕ
Главным в работе любого ДОУ являютсясохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, ихтворческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностногороста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работе невозможно вотрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка смомента рождения и на всю жизнь.
В соответствии с Законом «Об образовании»,где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложитьосновы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенкав раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения вработе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольногоучреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целейдеятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности вовремени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль иоценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач ирезультатов.
Актуальность данной темы в том, чтосовременная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессыкризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, гдеразногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличиваетсяразница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказаласьна грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.
В связи с таким положением появился термин«семьи группы риска», которые нуждаются в особой поддержке.
Взаимодействие педагогов дошкольногоучреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами,переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Повышение педагогической культурыразрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и егоиспользованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Родители часто допускают типичные ошибки ввоспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагоговдошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги невсе готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает еще однопротиворечие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ.
Профессор Минненур Ахметханова Галагузова[1]под термином «семьи группы риска», понимает «наличие некоторого отклонения отнорм, не позволяющих определить их как благополучные. Они справляются сзадачами воспитания ребенка с большим напряжением сил»[2, ст.175].
Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина выделяют рядпроблем, характерных для данной категории семей (неполные, многодетные, молодые,с ребенком инвалидом): материально – бытовые (финансовые), трудоустройствородителей, жилищные, психолого – педагогические, медицинские.[2]
По мнению Мудрика важнейшей проблемойявляется проблема воспитания и социализации детей.
Исследования семей С.А. Беличевойпоказали: несмотря на серьезные трудности экономического характера, на первомместе у семей группы риска с большим отрывом выступает потребность впсихологической и педагогической помощи.
Р.В. Овчарова предлагает использоватьпсихолого-педагогические консультации, педагогические поручения, педагогическиепрактикумы.
М.А. Галагузова выделяет такие формыработы с семьей: патронаж, консультативную беседу, тренинги.
Проблема заключается в определении методови форм эффективного взаимодействия педагогов МДОУ с семьями
Объектом нашего исследования становитсясемья как система.
Предметом являются методы и формы.
Цель нашей работы: выявить методы и формывзаимодействия педагогов МДОУ с «семьями группы риска».
Нами была выдвинута гипотеза о том, чтосоциально-педагогическая поддержка во взаимодействии с семьями, осуществляемаяДОУ в виде консультаций, практикумов, педагогических поручений, существенноповлияет на взаимоотношения родителей и детей в семьях, при условиях:
— планомерной работы с данной категорией семей;
— включения родителей в разнообразную деятельность Дошкольного ОбразовательногоУчреждения.
Длядостижения цели необходимо решить сл6дующие задачи:
1. Датьхарактеристику семье как педагогической системе;
2. Выявитьформы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов МДОУ ссемьями;
3. Охарактеризоватьосновные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектовдошкольного образования.
Внашей работе мы будем использовать эмпирические и теоретические методыисследования. К эмпирическим мы относим: изучение документально-информационногопотока (журналы, книги, статьи), сборники научных статей, учебные издания(учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия), периодическиеиздания, нормативно-правовую литературу, справочную литературу. Изтеоретических методов исследования будем использовать: анализ, синтез,индукцию, дедукцию, абстрагирование, аналогию.
В Главе I мы рассмотримсущность понятия «семья»; дадим представление о современных родителях;рассмотрим периодизацию типов отношений родителей и детей в психоистории;рассмотрим ретроспективу взаимодействия ДОУ с семьей.
В Главе II мы рассмотримработу педагогов с родителями; рассмотрим основные подходы к реализации ролиродителей как субъектов ДОУ.
семья педагог дошкольный учреждение
Глава 1. СЕМЬЯ И ЗНАЧЕНИЕСЕМЬИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Семейное воспитание (то же самое – воспитание детей в семье) – общееназвание для процессов воздействия на детей со стороны родителей и другихчленов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное ишкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейноговоспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общейпедагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьи обусловлена ееглубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в нейчеловека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, ивоспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенканамного превышает другие воспитательные воздействия.
1.1 Периодизация типов отношений родителейи детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает,что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, ахомо релатенс, т.е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег иливласти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, чтореальным базисом для понимания мотивации в истории являются не экономическийили социальный класс, а «психокласс».[3] Чтобы понять это,утверждает Л. Демоз, необходимо проанализировать историю детства, то, какобращались в разные исторические периоды развития общества взрослые с детьми.
Изучая детство многих поколений, важнеевсего сосредоточится на тех моментах, которые повлияли на психику следующегопоколения. Прежде всего на том, что происходит, когда взрослый находится лицомк лицу с ребенком, который чего-то хочет. Л. Демоз считает, что в распоряжениивзрослого имеются три способа реагирования:
1. он может использовать ребенка каксосуд для проекции содержания собственного бессознательного (проективнаяреакция);
2. он может использовать ребенка какзаместителя фигуры взрослого, значимого для него в его собственном детстве(возвратная реакция);
3. он может сопереживать потребностямребенка и действовать, что бы удовлетворить их (реакция сопереживания).
Проективная реакция известнапсихоаналитикам под рядом терминов, от проекции до проективной идентификации.Ребенок (либо другой человек) используется как сосуд для проекций взрослого. Нанаш взгляд, наиболее точно этот тип реакции отражен в известном образномбиблейском изречении: что ты ищешь соломинку в глазу брата своего, когда усамого бревно. Т.е. родитель наделяет ребенка своими грехами, мыслями, не желаядаже себе самому признаться в том, что на самом деле он присущи ему самому.
Возвратная реакция известна исследователямродителям, избивающий своих детей. Ребенок существует лишь для того, чтобыудовлетворить родительские потребности. Не способность ребенка в качестверодительской фигуры дать ожидаемую от него любовь всегда вызывает наказание. Л.Демоз приводит характерное для таких реакций высказывание: «Меня ни когда нелюбили. Когда ребенок родился, я думала, что он будет любить меня. Если онплачет (не слушается и т.д.), то, значит, не любит меня. Поэтому я его бью»
Третий тип реакции — эмпатическая реакция,понимаемая в данном случае как «способность взрослого регрессировать к уровнюпотребностей ребенка и правильно распознать их без примесей их собственныхпроекций. Кроме того, взрослый должен в определенной степени дистанцироваться(известен так же термин децентрация) от потребности ребенка, что бы бытьспособным удовлетворять ее». В современной гуманистической психологии ипедагогике эта способность рассматривается как важнейшее качество личностивзрослого, воспитывающего детей, и определяется как педагогическая рефлексия.Это наиболее психологически зрелая позиция взрослого.
Л. Демоз считает, что проективная ивозвратная реакции у родителей прошлого часто смешивались, и ребенокодновременно рассматривался как полный проективный желаний, подозрений исексуальных мыслей взрослого (проективная реакция) и в то же время как отцовскаяи материнская фигура (возвратная реакция). Т.е. одновременно плохим и любимым.
Пытаясь выделит периоды с разными стилямивоспитания детей, Л. Демоз признает, что психогенная эволюция с неодинаковойскоростью протекает в разных генеалогических линиях, что многие родители какбудь то «застряли» на более раннем этапе, что даже в наши дни есть люди,которые бьют, убивают и насилуют детей. Кроме того, существуют классовые ирегиональные различия, ставшие особенно. Демоз, анализируя имеющиеся в историисведения о воспитании детей, сформировал периодизацию типов отношений родителейи детей. Эти периоды показывают постепенное сближение ребенка и родителя помере того как поколение за поколением родители медленно преодолевают своитревоги и начинают развивать способность распознавать и удовлетворятьпотребности ребенка. Эта классификация дает так же представление и осовременных тенденциях в воспитании детей в семье.
1. Инфантицидный, или стильдетоубийства (античность до 4 века до нашей эры). Когда родители боялись, чторебенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и этооказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить,преобладали проективные реакции. (характерно примером этого стиля являетсяизвестная сказка «Мальчик- с-пальчик»).
2. Оставляющий стиль (4-13 вв.).Родители начали признавать в ребенке душу, и единственным способом избежатьпроявления опасных для ребенка проекций был фактический отказ от него — отправляли ли его к кормилице, в монастырь или заведение для маленьких детей, вдом знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали ли навсегда в чужуюсемью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Проективные реакциипо-прежнему очень сильны: ребенок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратныереакции значительно ослабевают.
3. Амбивалентный стиль (14-17 вв.).Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он былпо-прежнему вместилищем опасных проекций взрослых. Так, задачи родителей было«отлить» его в «форму», «выковать». Самый популярной метафорой того временибыло сравнение детей с мягким воском, глиной, которой надо придать форму. Этотэтап отмечен сильной двойственностью. Появилось много руководств по воспитаниюдетей, в искусстве стал популярным образ заботливой матери.
4. Навязывающий стиль (18в.). Этотстиль стал возможен после грандиозного ослабления проективных реакций ифактического исчезновения возвратных реакций, что стало завершением великогоперехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в меньшей степени являлсяотдушиной для проекций, и родители стремились сблизиться с ним более тесно иобрести власть над его умом и уже по средствам этой власти контролировать еговнутреннее состояние, гнев, потребности, даже саму волю. Ребенок воспитывалсясамими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию, его незаставляли а уговаривали; били иногда, но не систематически; повиноватьсязаставляли часто при помощи слов. Стало возможной истинная эмпатия. Снизиласьдетская смертность, т.к. за детьми стали ухаживать.
5. Социализирующий стиль (19-середина 20 вв.). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенказаключается уже не столько в овладении воли, сколько в ее тренировке,направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться кобстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когдаобсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собойразумеющееся социализирующую модель. В 19 в. отцы стали гораздо чаще выказыватьинтерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных своспитанием. Стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда дажеосвобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.
6. Помогающий стиль (с середины 20в.). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знаетсвои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют обародителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности.Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать«черты». Детей не бьют и не ругают, их прощают, если они в состоянии стрессаустраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени,энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому чтопомочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на еговопросы, не играя с ним. Быть слугой, а не повелителем ребенка, разбираться впричинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развитияинтересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии — вот чтоподразумевает этот стиль. Итог этого стиля воспитания, называемого по–разному –демократический стиль, личностно-ориентированная модель воспитания, гармоничныйстиль и т.п., — вырастающие добрые, искренние люди, не подверженные депрессиям,неврозам, с сильной волей, которые никогда не делают «как все», имеющиесамостоятельность мышления и ответственность.
При этом не следует понимать слова Л.Демоза о том, что родитель должен быть «слугой ребенка», буквально. Данныйстиль воспитания не предполагает попустительства прихотям ребенка, аспособствует удовлетворению жизненно-важных для него потребностей.Представители гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерс, Т.Гордон и др.выделяют следующие потребности:
— в любви, — познании,
— внимании, — свободе,
— ласке, — независимости,
— успехе, — самоопределении,
— понимании, — развитии,
— уважении, — самосовершенствовании,
— самоуважении, — реализации собственногопотенциала.
Таким образом, Л. Демоз подводит нас кмысли о том, что полноценное воспитание гармоничных, психически здоровых детейможет осуществляться только психологическими зрелыми родителями, обладающими,прежде всего, педагогической рефлексией.
В педагогической рефлексии И.А. Карпенковыделяет три блока:
1.Осознание взрослым того, как он ведет себя с ребенком.
1а.Понимание взрослым поведения ребенка при контакте с ним.
2.Осознание взрослым в процессе контакте с ребенком своих чувств и своеговнутреннего состояния.
2а.Осознание взрослым состояния и чувств ребенка.
3.Понимание взрослым причин, по которым он испытывает те или иные чувства.
3а.Понимание взрослым причин, по которым ребенок испытывает те или иные чувства.
В современной гуманистической психологииТ. Гордоном разработана техника повышения родительской эффективности, котораяраскрывает пути достижения родителями навыков педагогической рефлексии, даетвозможность практическим путем овладеть приемами воспитания вличностно-ориентированной модели (помогающем стиле) воспитания. Овладение этойтехникой включает в себя выработку умений одобрять ребенка, т.к. «одобрениеможно уподобить плодородной почве, позволяющей крошечному семени развиться впрекрасный цветок» (Т. Гордон). Одобрение помогает ребенку реализовать свойпотенциал. Техника повышения родительской эффективности предполагает овладениенавыками активного слушания, что как раз является мощным предполагает овладениенавыками активного слушания, что как раз является мощным стимулом в развитиипедагогической рефлексии у родителей, а также навыками «Я -сообщений» и умениямив беспроигрышном разрешении конфликтов, что дает родителям возможностьэффективно влиять на детей, способствуя росту ответственности и самосознаниядетей, самостоятельности в решении их проблем.
1.2 Сущность понятия «Семья»
В социальной работе произошел резкийповорот к семье. Этот поворот вполне соответствует ориентации социальной работына человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять иоказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых онявляется. Овчарова Р.В. в «Справочной книге социального педагога» говорит отом, что человек в своей жизни имеет две семьи «здесь и теперь», членом которойон является и семью, из которой он произошел [7, ст.345]. Поэтому в жизникаждого человека семья занимает важное место. В семье ребенок усваивает нормычеловеческих отношений, а став взрослым строит свои семейные отношения всоответствии с тем, какие отношения были у его родителей между собой, и как ониотносились к нему. От состояния семьи, на которую влияют все изменения,происходящие в обществе, зависит состояние государства. Во все векачеловечество понимало важность семьи. Блонский П.П. говорил о семье как органевоспитания «семья есть самое возвышенное, что только можно придумать длявоспитания нашего рода (Песталоцци); из тихого святилища семьи приходит к намсчастье человека, и только одна семейная жизнь дает для всей человеческой жизнисамое важное — развитие и образование доброго сердца». По мнению Эллен Кей,лишь «в тихой и сердечной атмосфере семейного воспитания может естественно инормально развиваться нежная индивидуальность ребенка» [10, ст.62].
Семья — социальный институт воспитания, вней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включаетв себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известныйотечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшимэлементом социальной ситуации развития.
Семья — основа первичной социализацииличности. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенкомобщественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиямивыявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средствмассовой информации, улицы. Следовательно, от микроклимата в семье, духовного ифизического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешностьразвития и социализации ребенка. Этот факт не может не интересовать школу.Очевидной стала необходимость изменить отношения образовательного учреждения исемьи. Партнерским отношениям предстоит учиться как педагогам, зачастуюсчитающим себя носителями истины, которые могут диктовать модель поведенияродителя, так и родитель, действия которого лежат между полюсами «мы вамвручили, вот и воспитывайте» и «дайте мне совет на каждую минуту моего общенияс ребенком».
Семья – это целостная система, именно поэтому проблемы диады «родитель-ребенок» не могут быть решены только благодарякоррекции ребенка и родителя. Независимо от того, каковы особенности основногонарушения во взаимоотношениях «родитель-ребенок», обратившиеся за помощью, какправило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьминеэффективны. Р.В. Овчарова выделяет четыре причины нездорового родительскогоотношения:
1. педагогическая и психологическаянеграмотность родителей;
2. различные стереотипы воспитания;
3. личные проблемы и особенностиродителей, вносимые в общение с ребенком;
4. влияние особенностей общения в семье наотношения родителей с ребенком.
Все эти причины искажения родительскихотношений могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологическойкоррекции.
Существует юридическое и социологическоеопределение понятий «семья». Под юридическим понимается «Семья – объединениечаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами иобязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формыустройства детей на воспитание в семье».
Под социологическим, по мнению ХарчеваА.Г: «Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями,общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом завоспроизводство населения».
Сложившаяся ситуация с кризиснымсостоянием в современной России, отсутствием системы целенаправленнойгосударственной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации ипорождающих в стране увеличение социального сиротства, безнадзорности,беспризорности, свидетельствуют о необходимости введения в практику понятия“семьи социального риска” или “социально-незащищённые семьи”, семьи группыриска. Под понятием «семья социального риска» Л. М. Шипицыной понимается«семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности всоздании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех еёчленов».
ПрофессорМинненур Ахметхановна Галагузова под термином «семьи группы риска», понимает «наличиенекоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные.Они справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением сил».
Роль семьи в обществе несравнима по своейсиле ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семьеформируется и развивается личность человека, происходит овладение и социальнымиролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семьявыступает как первый воспитательный институт, связь с которым человеком ощущаетна протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основынравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренниймир и индивидуальные качества личности. Семья выступает как первыйвоспитательный институт, связь с которым человеком ощущает на протяжении всейсвоей жизни.
Именно в семье закладываются основынравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренниймир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не толькоформированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную,творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Во все века семья испытывала потребностьполучать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когдалюди жили большими семьями, то необходимее знания и навыки семейной жизнипередавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современноминдустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены,передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становитсяодной из важных забот общества.
Чем глубже разрыв между поколениями, темболее ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи ввоспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимостьпомощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов,социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследованияпоказывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не тольконеблагополучные, но и вполне благополучные семьи.
Современная ситуация, в которой оказалосьнаше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитанияличности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня толькородители, но и их помощники — социальный педагог, воспитатели, учителя,общественность.
Существует несколько определений семьи.Во-первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малаясоциальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведениемдомашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями поотношению друг к другу.
Во-вторых семьей называется социальныйинститут, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, врамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.
Рассмотрение семьи как целостногосистемного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализцелого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализиндивидуальных особенностей членов семьи.
Мудрик А.В. говорит о том, что в «семьевырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения,регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детеймежду собой».
Семья, как система тысячами нитей связанас другими социальными системами. Социальная работа с семьей, по мнениюОвчаровой Р.В., должна быть направлена на «изменение отношений между семьей иокружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основнымиобластями их жизни».
Василькова Ю.В. сравнивает семью сорганизмом «в котором каждый член для того, чтобы организм нормальнофункционировал, должен выполнять определенную функцию, занимать определенноеместо в системе ролевых отношений в семье».
Последнее определение нам кажется болееправильным, так как все чаще можно встретить одиноких матерей, безответственныхродителей, к сожалению, задумываются о том, что на них лежит ответственностьперед обществом в воспроизводстве и воспитании здорового населения не многие.Семья – организм, и как нам известно из курса анатомии, если с одним органомслучиться беда, то это незамедлительно отразится на всем организме, то естьсемье.
Семья – ведущий фактор развития личностиребенка, от которого во многом зависит дальнейшее человека. Это важнейшийинститут социализации подрастающего поколения. Она представляет собойперсональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которойопределяется рядом параметров конкретной семьи.
Мудрик А.В. пишет о том, что какую бысторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в егоэффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Он выделяетнесколько аспектов, которые мы рассмотрим далее [6, ст.92-93].
Во-первых, семья обеспечивает физическое иэмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играетопределяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтамисоциализации. В детском, младшем и подростковом возрасте ее влияние остаетсяведущим, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья влияет на формированиепсихологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияниеопределяющие, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации,благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: наборличностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различныеустановки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскимисвойствами) или фемининностью (женскими свойствами).
В-третьих, семья играет ведущую роль вумственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различиев коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных семьях инеблагополучных семьях, доходит до 20 баллов), а также влияет на отношениедетей к учебе и во многом определяет ее успешность, какие пласты культуры онусваивает, на стремление к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение вовладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах,определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становитсякардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания иликоторым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы,связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своимребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируютсяфундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных имежэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровеньпритязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семья играет большую роль впроцессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение,поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека,помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптируются кизменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальныхусловиях.
Таким образом, семья – организм или малаясоциальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанона супружеском союзе или родственных связях. То есть на отношениях между мужеми женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками,живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе семейного бюджета. Черезсемью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неепродолжается род, в ней вырабатываются нормы, поведение, взаимодействияродителей и детей. В этом взаимодействии каждый должен выполнять определеннуюфункцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизникаждый человек имеет две семьи: в которой он родился и воспитывался и ту,которую создаст или создал сам. Семья выполняет специфические и неспецифическиефункции. К базовых семейным функциям можно отнести: сохранение жизни издоровья; удовлетворение физического, материальных и духовных потребностяхчеловека; рождение и воспитание детей; создание условий, благоприятных дляразвития и самореализации каждого члена семьи; воспроизводство необходимыхобществу человеческих ресурсов. Функции семьи напрямую зависят от общественныхотношений в целом, а также от уровня культурного развития родителей и общества.Естественно, чем выше культурный уровень общества, тем выше культура семьи.
Глава 2. СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ФОРМЫ ИМЕТОДЫ ПЕДАГОГОВ МДОУ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1 Содержание работы педагога сродителями в ДОУ
Начинать необходимо с анализа социальногосостава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроитьработу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формывзаимодействия с семьей.
Родителей детей, посещающих сегоднядошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.
Первая группа – это родители, оченьзанятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотряна это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода заребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания,организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силузанятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильнойорганизации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенкомсемейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для нихвремя примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселыхстартах или субботнике.
Вторая группа – это родители с удобнымрабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семеймогли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценногообщения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – недопустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивногонаблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детскогосада.
Третья группа – это семьи с неработающимимамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения сосверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильногорежима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительскойгруппы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов иактивными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателюнеобходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников,конкурсов, выставок и т.п.
Содержание работы педагога с родителямивключает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которымипедагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями несуществует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания обособенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организациипредметно-игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотятполучить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?».
Всем родителям необходимы педагогическиезнания, с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя.Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей.Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто имчитать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеютдоступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическуюлитературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могутполучить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуютсяслучайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «каквоспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка.Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживатьих уверенность в собственных педагогических возможностях, распространятьположительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следованиесемейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д. Тезис опедагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.
Родители младших дошкольников испытываюттрудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, ародители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных к раннейподготовке их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют наразвитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, врезультате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнутьневроз, поэтому – необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать егознаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать ихинтеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей– помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей.
В разработке содержания занятий сродителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с физическоговоспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическоевоспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка»,«Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д.Если это художественно — эстетическое направление, то акцент делается насущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастныхгруппах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздниковв условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобныхмероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучениядетей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать кконсультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя),проводить открытые просмотры детского творчества.
2.2 Формы общения педагога с родителями вДОУ
Содержание работы с родителями реализуетсячерез разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуюттрадиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников,суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формыподразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся групповыеродительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня можетбыть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такиетемы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методыпедагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себячтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучшевести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнениюлекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Нерекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад»,«мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читаеттекст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен визлагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы икаждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалистыдетского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты средиродителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист идр.). Собрание готовится за ранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.
Хочется предостеречь педагогов отувлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю,провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразносочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательныхмероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительскихсобраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
К индивидуальным формам относятсяпедагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных формустановления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, таки применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена всобрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по томуили иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей.Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя.Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и проситих подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результатебеседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитаниядошкольника.
Отдельную группу составляют наглядно-информационныеметоды. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методамивоспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о ролидетского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи намагнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видовдеятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ,стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью каку педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения сродителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены наустановление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания кдетскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его вдругой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накопленомногообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных формпредлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:информационно аналитические, досуговые, познавательные,наглядно-информационные.
Табл.1 Нетрадиционные формы организацииНаименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Основной задачейинформационно-аналитических форм организации общения с родителями являютсясбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогическихзнаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностяхродителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основевозможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода кребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективностивоспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения сих родителями.
Досуговые формы организации общенияпризваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами иродителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Кданной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений такихсовместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучшийпапа», «Папа, мама, я — дружная семья» и др. Такие вечера помогают создатьэмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлениюпозитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения,в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлятьпедагогическую информацию.
Познавательные формы организации общенияпедагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностямивозрастного и психологического развития детей, рациональными методами иприемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежатьтаким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др.Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, наоснове которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общениена основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценкипартнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами какнетрадиционные.
Познавательные формы организации общенияпедагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышениипсихолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменениювзглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдаютпроцесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организацииобщения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями,содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения,позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы иприемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
2.3 Основные подходы к определению иреализации роли родителей как субъектов ДОУ
Работа с родителями – это процесс общенияразных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детскомсаду могут возникнуть проблемные ситуацииво взаимоотношениях педагогов и родителей:
· конфликты между родителями из – задетей;
· родительские претензии квоспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
· жалобы воспитателей на пассивностьродителей;
· невнимание родителей крекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из – замолодого возраста или небольшого опыта работы.
Важным моментом в предупреждениивозникновения проблемных ситуаций являются установление личного контактапедагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенокпровел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информациипорождает у родителя желание получить ее из других источников, например отдругих родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженныйхарактер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Часто молодых педагогов пугает обращение кним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того,чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителейв категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они неправы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позициявоспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будетобращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоциипо отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной инаправлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры курегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка,улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первойвстрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателяпрофессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, накоторой рассказать о результатах предпринятых мер.
Сегодняшние родители внимательно отнесутсяк консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходитдо воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеютсвое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт иобразование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрациядошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должнаподдерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит егознания, умения, педагогические достижения.[4]
Процессы демократизации в системеобразования, его вариативность, инновационные программы обусловилинеобходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, созданияусловий для повышения педагогической культуры родителей.
Практики и исследователи выявили исформулировали в этой связи следующие противоречия:
· между правами и обязанностямиродителей и неумением ими пользоваться;
· между потребностью родителей наобразовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
· между стремлением родителей кактивной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельностиучреждения;
· между низким уровнемпедагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями иотсутствием систем обучения их в ДОУ.
Укреплением и развитием тесной связи ивзаимодействия различных социальных институтов (д/с, семья, общественность)обеспечивают условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной,гармонической ценности.
На современном этапе в основу совместнойдеятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
1. родители и педагоги являютсяпартнерами в воспитании и обучении детей;
2. это единое понимание педагогами иродителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3. помощь, уважение и доверие кребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4. знание педагогами и родителямивоспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использованиевоспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5. постоянный анализ процессавзаимодействия ДОУ и семьи, его промежуточным и конечным результатом.
Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка,но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи ДОУ должноопределять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы иметоды сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихсяусловий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагогдошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей поих воспитанию.
«Вопрос о работе с родителями – этобольшой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей,о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, ихпрактике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская).Существенной стороной взаимодействия д/с и семьи, неоднократно подчеркивалаН.К. Крупская, является то, что д/с служит «организующим центром» и «влияет надомашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организоватьвзаимодействие д/с и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюднойзаботе и ответственности – огромная сила».[5] Вместе с тем она считала,что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Теоретики и практики дошкольноговоспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимостьсовершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этойработы и ее задачи.
Задачи работы ДОУ по взаимодействию сродителями:
· установить партнерские отношения ссемьей каждого воспитанника;
· объединить усилия для развития ивоспитания детей;
· создать атмосферу взаимопонимания,общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· поддерживать их уверенность всобственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общенияпедагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самымпрочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы сродителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность,требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детскогосада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», есливоспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения сродителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит,каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневноедоброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше,чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход. Необходимне только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь сродителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь ипригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а ненаставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своихсобственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропагандыпедагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи всложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллективадетского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно. Любое, дажесамое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно исерьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельновзятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленноеродительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительныйимидж учреждения в целом.
5. Динамичность. Детский сад сегоднядолжен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собоймобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей.Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этогодолжны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Руководящая и организующая роль д/с поотношению к семье характеризуются комплексом факторов:
· планомерное, активноераспространение педагогических знаний среди родителей;
· практическая помощь семье ввоспитании детей;
· организация пропагандыположительного опыта общественного и семейного воспитания;
· вовлечение родителей впедагогическую деятельность;
· активизация их педагогическогосамообразования и др.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогикадолжна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь – ни будьуспешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения,повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составнойчастью общей культуры.[6]
Под педагогической культурой родителей[7]понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности,которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессесемейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогическойкультуры является их педагогическая подготовленность, которая характеризуетсяопределенной суммой психолого – педагогических, физиолого – гигиенических иправовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными впроцессе практики воспитания детей.
Весьма существенно при этом и отношениеродителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям,желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная частьпедагогической культуры родителей.
Педагогическую культуру рассматривают всвязи с общими социально педагогическими условиями воспитания, которые включаютв себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержаниеидейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характеротношений в семье.
В соответствии с этим работа с родителямистроится на принципах сотрудничества.
Признаками такого сотрудничества являются:
· осознание цели деятельности каждым участникомпроцесса;
· четкое разделение и кооперация труда между егоучастниками;
· личный контакт между участниками процесса с обменоминформацией, взаимной помощью, самоконтролем;
· положительные межличностные отношения.
Работа с родителями – это сложная иважная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогическихзнаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейномвоспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей;взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Можно выделить и основные задачи, стоящиеперед ДОУ в работе с родителями:
1. изучение семей детей;
2. привлечение родителей к активномуучастию в деятельности ДОУ;
3. изучение семейного опытавоспитания и обучения детей;
4. просвещение родителей в областипедагогики и детской психологии.
Содержание, организация и методикасотрудничества ДОУ и родителей включает:
1.единство в работе д/с и семьи повоспитанию детей;
2.взаимное доверие вовзаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересовребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагоговв семье и родителей в д/с;
3.установление правильных отношенийна основе доброжелательной критики и самокритики;
4.взаимопомощь в совместной работепо воспитанию дошкольников. Д/сповседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родителипомогают д/с в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
5.изучение лучшего опыта семейноговоспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование вработе д/с положительных методов семейного воспитания;
6.индивидуальные и групповые формыработы с родителями, которые дополняют друг друга.[8]
2.4 Организация сотрудничества педагогов,родителей и детей
Формирование сотрудничества детей,родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складываетсявзаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может бытьуспешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправнымипартнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союзадолжно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс,выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также путидостижения намеченных результатов.
Сотрудничество педагогов и родителейпозволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть вразных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальныхособенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативныхпоступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В то же время преобладающая частьродителей – не профессиональные родители. Они не имеют специальных знаний всфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности вустановлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искатьнаиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание иформы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль вустановлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.
Для привлечения родителей к деятельностидошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
первый – актуализация потребностейродителей в образовании собственного ребенка;
второй – педагогическое просвещениеродителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
третий – партнерство педагогов и родителейв деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеигуманизации
отношений, приоритет общечеловеческихценностей с акцентом на личностно – деятельностный подход.
Внедрение такой методики позволяет создатьусложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждыйиз которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Основные блоки по работе с родителямиотображены в таблице.Блоки Основные задачи Формы Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. Включение родителей в деятельность ДОУ Создание благоприятных условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др.
Для реализации содержания работы вдошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формыдеятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных формвзаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления,выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы,переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, еслиудалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важнорасположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность,разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все этопоможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблемвоспитания конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием такогоуспешного межличностного взаимодействия является внимательность,проникновенность, неторопливость.
Анализ практики работы педагогов ируководителей ДОУ выявил 2 вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов иродителей1. родительские собрания 8. диспуты 2. конференции 9. педагогические советы 3. консультации 10. попечительский совет 4. беседы 11. встреча с администрацией 5. вечера для родителей 12. школа для родителей 6. кружки для родителей 13. посещение семей на дому 7. тематические выставки 14. родительский комитет
Совместные мероприятия педагогов,родителей и детей1. дни открытых дверей 7. выпуск газеты 2. турниры знатоков 8. просмотры фильмов 3. кружки 9. концерты 4. КВН, викторины 10. оформление групп 5. праздники 11. соревнования 6. семейные конкурсы 12. благоустройство ДОУ и территории
Однако часто используются в основномстандартные формы работы: анкетирование родителей[9],родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятсянерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых двереймало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН,викторины фактически не проводятся.
Воспитатели не всегда умеют поставитьконкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы:содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно,воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей иусловий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые,используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причинами являются:
1. недостаточное знание спецификисемейного воспитания;
2. неумение анализировать уровеньпедагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3. неумение планировать совместную работус детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточноразвиты коммуникативные умения.
Анализ теории и практики работы с семьейвыявил еще одну проблему на современном этапе – организация совместнойдеятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов – создатьусловия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнутотолько рпи деятельности родителей и детей, которая может быть реализована вразличных формах.
Например, формытрудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант поблагоустройства и озеленению двора, посадка аллей в связи со знаменательнымсобытием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.
Или же наглядныеформы: папки – передвижки, памятки – рекомендации для родителей, детскихрисунков, поделок с родителями, родительский уголок и др.
Проведение родительских собраний по старойструктуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно –правовой базой ДОУ родители являются заказчиками образовательных услуг и имеютправо принимать участие в организации образовательного процесса, создавать своиорганы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительскихсобраниях, конференциях и в других формах работы.
Важнейшим способом реализациисотрудничества педагогов и родителей является организация их совместнойдеятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активныеучастники процесса, т.е. включение родителей в деятельность ДОУ. Под включениемродителей в деятельность ДОУ мы понимаем их участие в:
· организацииобразовательного процесса;
· созданиетворческих групп, которые активно делятся своим опытом;
· организациисовременной социально – развивающей среды в группах;
· оказаниядополнительных услуг;
· разработкепланирования разных видов на всех уровнях:
1. общедошкольных планов;
2. занятий;
3. самостоятельной деятельностидетей;
4. совместной деятельности детей;
· разработкесобственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
· привлечениеродителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
Для реализации этой задачи необходимо:
1. внедрение методики поэтапноговключения родителей в деятельность
ДОУ:
а) повышения уровня психолого –педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательныхпотребностей;
б) воспитание родителей как реальныхзаказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функцийДОУ;
в) активное, систематическое участиеродителей в деятельности ДОУ;
2. создание комплекса необходимых условийна всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для переходародителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве сДОУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – это малаясоциальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатываетсясовокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этомвзаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, заниматьопределенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человекимеет две семьи, в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст илисоздал сам.
Таким образом, можно отметить, чтожизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семьеформируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были нашидетские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец.Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, этотакая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменитьникто.
Однако все мы прекрасно понимаем, чтовоспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи,стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход квоспитанию.
Многиеродители допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть и исправлять;другие считают, что заниматься воспитанием ребёнка должны педагоги, поскольку«это их обязанность». Поэтому задача воспитателей заключается в правильнойорганизации взаимодействия с родителями своих воспитанников.
Чтобы общение воспитателей с родителями неограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителямистроить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителейи, самое главное, их опыта в воспитании детей. Недаром педагоги прошлого –К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой – говорили о необходимости приобретения родителямипедагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, онеобходимости сочетания знаний и опыта. В этом современным родителям могутоказать помощь педагоги детского сада, несмотря на то, что информация повопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это ипериодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература дляродителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видитпроблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказываетпомощь родителям в разных формах.
В настоящее время педагоги используютновые нетрадиционные формы работы с родителями. Но мы прекрасно понимаем, чтомероприятия, проводимые эпизодически, не могут заменить систематической работыс родителями, и не имеют положительного эффекта.
От воспитателя требуется творческий подходк организации работы с родителями: поиск новых примеров; использование методовактивизации родителей, направленных на появление у них интереса к проблеме, навозникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей,переосмысливание своей родительской позиции. При этом необходимо учитыватьпотребность родителей в знаниях. Главное, чтобы родители не являлись толькопассивными слушателями. Можно провести анкетирование: «Чего вы ждете отдетского сада в этом году?»[10], «Об организациидополнительных платных услуг»[11], «По результатам года»[12].
Также можно применить творческиеобъявления. Объявления постоянно присутствуют с родителями: о дне проведенияутренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п.[13]Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле.Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым повысивуровень их заинтересованности к полученной информации и настроив наположительное взаимодействие с педагогами.
В тоже время воспитатели детского садаидут на поводу у родителей, учитывая лишь только их запросы и потребности впедагогических знаниях. Важно учитывать и тот факт, что сейчас на родителейобрушивается большой поток информации: выходит множество журналов, создаютсярадио- и телепрограммы, но при этом они направлены на некоего усреднённогородителя и среднестатистического ребёнка, а к воспитанию приходят мамы и папы,которым важно знать особенности развития именно их детей. Поэтомунепосредственно воспитатели детского сада играют ведущую роль в обогащенииродителей педагогическими знаниями.
Инициаторомустановления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку онипрофессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно,понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности ввоспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенкаи что в этом необходимо убедить родителей.
Инициативав установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задачэтого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.
Мнеочень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья дляребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры дляподражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотимвырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всеммиром»: детский сад, семья, общественность.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Василькова Ю.В. Методика и опытработы социального педагога. – М., Издательский центр «Академия», 2001.
2. Галагузова М.А. Социальнаяпедагогика: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3. Дети социального риска и ихвоспитание. Учебно-методическое пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. –СПб.: Издательство «Речь», 2003.
4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общениепедагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Крупская Н.К. Педагогическиесочинения. – М.: АПНРСФСР, 1959. – Т.6.
6. Мудрик А.В. Социальнаяпедагогика./ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2000.
7. Овчарова Р.В. Справочная книгасоциального педагога. – М.: ТЦ «Сфера»,2001.
8. Овчарова Р.В. Справочная книгашкольного психолога. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
9. Осипова Л.Е. Работа детского садас семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.
10. Отечественная социальнаяпедагогика: Хрестоматия/ Сост и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.:Издательский центр «Академия», 2003.
11. Подласый И.П. Педагогика: Новыйкурс: Учебн. для студ. высш. учеб. Заведений: В 2кн. – М.: Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Процесс воспитания.
12. Семейная педегогика: Учебно –методическое пособие. Глазов, 2005 ст.5-9. / Сост. – канд. психол. наук, доценткафедры дошк. пед. Н.В. Кущ.
13. Словарь по социальной педагогике./Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
14. Солодянкина О.В. Сотрудничестводошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.
15. Социальная педагогика:Практическое пособие./ Сост. Л.А. Штыкова, Л.Л. Проказова – Глазов: Изд. центрГГПИ, 2004.
16. Сухомлинский В.А. Павлышскаясредняя школа. – М.: Просвещение, 1979.
17. Шакурова М.В. Программа,содержание, мониторинг по работе с семьей. Целевая программа «Семья».// 2006 №1ст. 87-99.