Реферат по предмету "Педагогика"


Использование методов активного социально-психологического обучения в средней общеобразовательной школе. Начальные классы

ФГАОУВПО Российский государственный
профессионально– педагогический университет
Институтпсихологии
Кафедрапедагогической психологии
Реферат
подисциплине
Методыактивного социально-психологического обучения
натему:
Использование методов активного социально-психологического обученияв средней общеобразовательной школе. Начальные классы
Екатеринбург2010

СодержаниеВведение1.Возрастные особенности младших школьников2.Проблема активности личности в обучении2.1 Готовностьмладших школьников к обучению с помощью методов активного обучения2.2Методы активного обучения в урочное и внеурочное время3.Использование методов активного обучения на уроках в начальных классах3.1Концептуальные позиции методов активного обучения.233.2 Ходпроведения урока с использованием методов активного обученияЗаключениеСписоклитературы
Введение
Целью современногоначального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческихвозможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальномобразовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативностьпедагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свободадля творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежныйопыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместес тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика начального образованияжелает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касаетсятеории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в начальнойшколе, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.
Проблема активностиличности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке,как и в образовательной практике.
Актуальностьданной проблемы подвела нас к выбору темы реферата «Использование методов активногосоциально-психологического обучения в средней общеобразовательной школе. Начальныеклассы».
Известно, до 70%личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки,такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.
Каждому человеку,вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыкимышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное,решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку,быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенкунеобходимо войти в этот мир. Задача учителей в начальной школе состоит в том, чтобытак построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.Этому могут способствовать формы и методы активного обучения.
Зачастую активизациясводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицироватьпередачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения,компьютерных, информационных технологий, резервных возможностей психики.
Развитие учащихсябудет осуществляться более эффективно с использованием активных методов обучения,если:
— учитывать возрастныеи индивидуальные особенности детей;
— активность воспроизведениябудет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвестизнания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
— творческая активностьобучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельномупоиску решения проблем;
— педагог будетпонимать значимость использования активных методов обучения в целях развития и воспитанияшкольников, владеть технологией включения активных методов обучения в педагогическийпроцесс и обеспечивать руководство ими.
1. Возрастные особенности младших школьников
Младшимшкольным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, чтосоответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойногои равномерного физического развития.
Увеличениероста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно ипропорционально.
Костнаясистема младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника,грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё многохрящевой ткани.
Процессокостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчиваетсяполностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительныи утомительны.
Происходитфункциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функциякоры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процессторможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения,и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Поступлениев школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь укладего жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностьюстановится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретатьзнания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевыеусилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будетжить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Основнойдеятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретениеновых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающеммире, природе и обществе.
Разумеется,далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению.Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд,требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательноеотношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнкумысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однакоочень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного,нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Напервых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениямив семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом.Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителейи родителей.
Вначалеу него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознанияеё значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного трудаформируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вотэта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьникамотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственнымотношением к учебным занятиям.
Формированиеинтереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживаниемшкольниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувствоодобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленькийуспех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувствогордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большоевоспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самогоначала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитетучителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебнаядеятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психическихпроцессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшиешкольники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательнойлюбознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающуюсреду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболеехарактерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, гдесовершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов.Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста –тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психическогоразвития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка– значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия,взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональностьвосприятия.
Впроцессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокуюступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим,принимает характер организованного наблюдения.
Некоторыевозрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная изних – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания,управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные вниманиямладшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихсяпроизвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могутзаставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата,который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенноработать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку,заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительнолучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное,яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с ихстороны.
Возрастныеособенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения.Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развиваетсявозможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. Всвязи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системыу младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения,события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьникисклонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемогоматериала.
Основнаятенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствованиевоссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданиемобразов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающеевоображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности.Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием,переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации,также развивается.
Подвлиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явленийк познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признакипредметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы,проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе уребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическаядеятельностьв начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основномна стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятиипредметов.
Младшийшкольный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Длянего характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую системуколлективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет рядсерьёзных требований к ученику.
Всёэто решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношенийк людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер,волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Вмладшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходитусвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественнаянаправленность личности.
Характер младших школьников отличаетсянекоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительнодействовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и невзвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активнойвнешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Возрастнойособенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладаетбольшим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий.Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередконаблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания.Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни вчём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнкапротив тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимостижертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшиешкольники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, чтоих психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, очём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых,младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление,они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха,удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большойэмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременными бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развиваетсяспособность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большиевозможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистскихотношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитанииважный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельностив коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей вобщественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опытколлективной общественной деятельности.
/>2. Проблема активности личности в обучении
Проблема активностиличности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке,так и в образовательной практике.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достиженияцелей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требуетпринципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов)и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения являетсяне увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольныхмероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения,включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной исоциальной активности.
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основнойего логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многомне только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.
В соответствии с традиционной логикой обучения, включаю щей такие этапы,как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова;его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом,т.е. трансформацию его в практическую деятельность.
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемогопонять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичьсмысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененныхусловиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого ктеоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивноепроявление познавательных интересов.
Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опытубеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогическихусловий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию,в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное«Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».
А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом:активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных,программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим,проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательныхмотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден бытьактивным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс,поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительнойстепени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степеньмотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямыхи обратных связей.
Методы активного обучения — это методы, которые побуждают учащихсяк активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебнымматериалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов,которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний,их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниямии умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности методов активного обучения состоят в том, что в их основезаложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нетдвижения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие методов активного обучения обусловлено тем, чтоперед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечитьформирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления,умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловленобурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме,вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, тов век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнутоглавным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательнойактивности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци ональный откликна процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальныхи общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление иумение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находитьсвой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную ин формацию,но и способы добывания знаний; критический под ход к суждениям других, независимостьсобственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность — качества,характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности,они проявляются и развиваются в деятельности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают методыактивного обучения. Наиболее полную классификацию дала М.Новик, выделяя неимитационныеи имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственнои форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие моделиизучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется черезустановление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемогопроцесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы,при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате риала, посколькудостигается существенное приближение учебного материала к конкретной практическойили профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация иактивность обучения.2.1Готовность младших школьников к обучению с помощью методов активного обучения
Учитывая безусловныедостоинства методов активного обучения и возрастные возможности учащихся 7-10 лет,а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение ужев начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенностии варианты организации метода активного обучения с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многихотечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес,В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования тогоили иного развивающего активного метода, во многом обусловлена позицией учителя,его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства,демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Такжев психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существеннымусловием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание,является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”.Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использованииактивных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательнойдеятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно,относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивнойпроектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность,“зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, этосформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективныхсоциально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
· умениеспрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации“дефицита” информации или способов действий);
· умениеуправлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации,чтобы все слышали);
· умениевыражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированноего доказывать);
· умениедоговариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное,оригинальное решение, рассуждение).
Данные уменияформируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебныхситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”,регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону,содержание высказываний.
Вторым показателемготовности младших школьников к обучению с помощью использования активных форм деятельностивыступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”.Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий какинтегративной характеристики, включающей в себя:
· развитиеаналитико-синтетических действий;
· сформированностьалгоритма сравнительного анализа;
· умениевычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
· возможностьвыделять общий способ действий;
· перенособщего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественнымихарактеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихсяначальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К “интеллектуальнойзрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, какгибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленноеформирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышленияосуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центральногопсихического новообразования младшего школьного возраста — теоретического мышлениячерез особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения,диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьегопоказателя готовности младших школьников к эффективной активной деятельности рассмотримопыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности,которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
· адекватнооценивать свою работу и работу одноклассников;
· обоснованнои доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачис акцентом на положительное;
· выделяянедостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особоподчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальнойшколы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективностимладшего школьника в процессе обучения.2.2Методы активного обучения в урочное и внеурочное время
В целом в деятельностимладших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
· мотивационный(учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики:обсуждают, предлагают собственные идеи);
· планирующий– подготовительный (определяются тема и цели урока, формулируются задачи, вырабатываетсяплан действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываютсяспособы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднеес нарастанием ученической самостоятельности);
· информационно-операционный(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственновыполняют задание; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам являетсяинформационным источником);
· рефлексивно-оценочный(ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательнойоценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку,учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Как подчеркиваетН.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебномпроекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельностизависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков активной деятельности.Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебногозадания, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Как видно из схемы,роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учительвыполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в упражнение, — зависит судьбаурока в целом. Здесь есть угроза свести работу над заданием к формулированию и выполнениюзадания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика,поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали илиисследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданнымумозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом,научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так,чтобы работа учащихся действительно была активной, чтобы она не сводилась к простосамостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова,начиная работу над выполнением задания, учитель пробуждает в учащихся интерес ктеме урока. Тема учебного плана и тема урока – это разные темы. Тема урока должнабыть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренныйвидеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. этомладшие школьники.
На втором этапеорганизуется деятельность детей. Если упражнение групповое, то необходимо организоватьдетей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определитьроль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы порешению задачи упражнения. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того какспланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообщеможет “потеряться”, т.е. стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делаютсами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили.Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент дляподачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности,каков уровень самостоятельности.
Этап презентациикак одна из целей активной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зренияучителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного,самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы надупражнением является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказатьпрежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какимибыли вытекающие из нее цель и задачи урока, кратко охарактеризовать возникавшиеи отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать своимысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатыватьструктурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает,резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
3. Использование методов активного обучения на уроках в начальных классах
Стратегия активногообучения разработана группой специалистов «Фонда Образования для Демократии», центркоторого находится в Польше, базируется на теории американского исследователя профессораД. Колба. Белоруссия, Украина, Польша, Германия и др. страны Евросоюза применяютактивные методы обучения для тренировки космонавтов, разведывательных групп, дляумения принимать групповые решения в разных условиях, в том числе и экстремальных.Есть различные варианты применения активных методов обучения в средней школе.
Ученые видят целесообразностьприменения технологии «Активные методы обучения» в процессе обучения в том, чтоона позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков,учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Американские социологипроводили исследования и обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившихшколу, и предложили ряд вопросов из разных областей наук. Только 10% опрошенных,правильно ответили на вопросы.
Результаты этогоисследования подтолкнули российского педагога М Балабана сделать вывод: школа,независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся.Как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? Исследованияпоказали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит,30% того, что видит. 50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматриваяфильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим,участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности,сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, толькотогда мы запоминаем на 90%. Объяснение простое: только 10% людей способны учитьсяс книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционнойшколе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своимипоступками, реальными делами, всеми органами чувств, т.е. способы познания у разныхлюдей разные.
Методы активногообучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом»,который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательногопроцесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активныхдействий, мыслей, идей и сомнений.
Такие методы обученияпредполагают групповую форму работы.3.1Концептуальные позиции методов активного обучения
Технология активных методов обучения основана на коллективнойдеятельности и направлена на:
· взаимноеобогащение учащихся в группе;
· организациюсовместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
· распределениеначальных действий и операций;
· коммуникацию,общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
· обменспособов действия для решения проблемы;
· взаимопонимание,которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
· рефлексию,через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечиваетсяадекватная коррекция этого действия.
Активные методыпредусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся.
Педагогика игры собирает идеи, которые облегчаютконтакты в группе, обмен мыслей и чувств, понимание конкретных проблем и поиск способових решения. Она несёт вспомогающую функцию во всём процессе обучения. Заданием педагогикиигры является предоставление методик, которые помогают в работе группы и образуютатмосферу, благодаря которой участники чувствуют себя безопасно и хорошо. Педагогикаигры помогает ведущему реализовать различные потребности участников: потребностьв движении, переживаниях, преодоление боязни, желании быть с другими людьми. Онатакже помогает перебороть робость, застенчивость, а также существующие общественныестереотипы. Деятельность данного типа может принести много удовлетворения, она даётрадость и удовлетворение в результате открытости всех и общих переживаний.
Принципы педагогикиигры:
1.Добровольностьучастия.
2. Избегать соперничестваи освобождать положительные эмоции.
3. Разнообразиеиспользуемых форм.
4. Обращение вниманияна все уровни коммуникации.
Человека можносравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 которогоскрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всегооб эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач педагогов бывает оттого, чтозабывается о чувствах и эмоциях ученика.
Методы активногообучения предполагают использование методик организации игровой деятельности: «Ледокол»,«Дерево решений», «Пустое кресло», «6х6х6», «Ковёр идей».
Методика «Ледокол». Как правило, «Ледокол»(«Ломка льда») используют для сближения малознакомых людей (представление, интервью).В классе, где ученики хорошо друг друга знают, «Ледокол» чаще используют для эмоциональногонастроя.
Методики активныхметодов обучения предполагают работу в группах сменного состава.
Методика деленияна группы.
Деление на группызаранее планируется учителем. В группах не более 9 человек.
Деление на группыдолжно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы«лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер.На уроке работают группы сменного состава. Цель: научиться делиться своими идеями,сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком,с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создаватьновые творческие идеи.
Методика «Дереворешений». «Дереворешений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных.Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливаеттаблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке,дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природнымиусловиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученикивыявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможныеварианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:
Проблема и приходят к совместномурешению.+ (преимущества) — (недостатки)
Методика 6 х 6х 6 («Шесть на шесть»). Работа проходит в два этапа.
На первом этапе каждая группа получает отдельноезадание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения,при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникамдругих групп.
На втором этапе идёт смена групп таким образом,чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначалакаждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первогоэтапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения,полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатываютобщий вывод трёхстороннего сотрудничества.
«Пустое кресло»– дискуссионнаяметодика.
Цель: найти ответна чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихсяк открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустогокресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы,активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.
На 3-4 стульяхразложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомныхлистах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениямии становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение,становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителядля дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представителигрупп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставитещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло.В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий)услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.
Методика «Ковёридей». «Ковёридей» — один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятсяна 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникампредлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группаполучает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечаютна вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записываетна листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат«Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можноизменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветнойбумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности.Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальноепринятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Использованиеактивных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос: для чегоих используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя,так и для учеников). Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.
На уроках создаётсявполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологическихвозрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями.Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссиии сотрудничества.
При работе с младшими школьниками, необходимо применять следующие методыработы:
Метода удивления. Ребенок 7-9 лет активный участник познания и преобразованияокружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его ми ром. Но, придяв школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу.Ученики сами «открывают» новые для себя знания, являются исследователями окружающегомира.
Например, на уроке «Окружающий мир» ученики открывают для себя, чтообитатели Земли могут жить только в своей определенной сфере: рыбы в воде, червив земле, птицы в воздухе.
Метод «любования» — это эмоциональная форма усвоения нового. Его можноиспользовать на уроках чтения, ИЗО, музыки, с помощью упражнения «Мир вокруг нас».Под музыку Брамса Ученики любуются маргаритками, первыми весенними садовыми цветами.Какие они прелестные! В одном кустике растут разные по цвету, разные по величине,маленькие удивительные цветы весны. С какого звука начинается их название? Какаябуква первая в этом слове? Какое самое дорогое слово для каждого человека начинаетсяс этой буквы? Конечно же, мама! А еще мир, море … Давайте напишем сегодня с любовьюнашу минутку чистописания: Мм, слова: мама, мир, море, Москва, Махачкала.
Дети выводят буквы, любуются своими старательно написанными словами.Я обязательно буду использовать в работе этот активный метод.
Метод «Круглый стол» чаще используется при обобщении материала. Науроке чтения можно проводить урок-обсуждение.
Например: детям дано задание написать сочинения про зверюшек от имениживотных. В конце урока учитель собирает работы и анализирует их. Далее-обсуждение.Учитель может отобрать не просто удачные, лучшие работы, а выстроить «лесенку» отработ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, ещераз попробовали преодолеть свои авторские трудности.
Урок-обсуждение детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно,и пишутся сочинения. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель.И достигается это, прежде всего потому, что происходит живое общение авторов и читателей,что обсуждается не далекий, непогрешимый, достигший совершенства не взрослый автор,а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему читатель может непосредственно обратитьсяс вопросами, чтобы сравнить замысел и результат, а сам автор может учесть мнениесвоих читателей.
Сегодня очень часто педагоги используют метод-проектов. На уроках технологиидети выбирают сами по теме материал, выбирают путь изготовления изделия. Может бытьпредставлено проектирование с исследованием: «История моего города», «Разные кошки- разные характера», «Как вырастить цветок», «Растения Дагестана».
Мы пришли к выводу, чтобы у учащихся выработалось правильное отношениек учебной деятельности нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е.систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированноеовладение системой знаний и способов деятельности. Во всех методах обучения используютсяприемы. Я сгруппировала приемы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированноеовладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам организацииучебной деятельности. 3.2 Ход проведения урока с использованием методовактивного обучения
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галереяпортретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание,должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезнымиупражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение несколькихминут.
Очень важным для учителя является включение в урокактивных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Деревоожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», позволяют учителюлучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использоватьдля осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаютсяв следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны,разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают(хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записави прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируютсясформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщатьновый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка»,«Кластер», «Мозговой штурм» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представитьим основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы,пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о какихаспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моментыи вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделениеобщего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. Послепрезентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросову детей, учитель дает ответы на них.
При организации самостоятельной работы над новой темойважно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можносделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используютсядля групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Дляпроведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Дляпредставления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы,как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Метод «Творческаямастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературногочтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданнуютему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливаютблокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать ипрезентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составитьплан размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. Наработу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или еепредставитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельностиучеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В концеурока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно.Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективносоздавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов- главная цель этого урока.
Не стоит забыватьо восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно,чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активныеметоды — «физминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволятсделать это, не выходя из класса.
Если учитель сампринимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также инеуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применивтакие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрываютлепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главныевопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителяэтот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо,а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связьот учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Заключение
 
Стремительно развивающиеся изменения в обществе иэкономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям,находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, нетеряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникациис разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современнойшколы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовойк жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника,обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющихему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненнаяроль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогическиетехнологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методыобучения.
Методы активного обучения – это система методов, обеспечивающихактивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессеосвоения учебного материала.
Методы активного обучения подразделяются на методыначала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала,организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этихметодов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Уроки с использованием методы активного обучения интересныне только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использованиене дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрятьв урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностямисвоего класса.
Таким образом, использование методов активного обученияпозволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игровогообразовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченностиобучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качествличности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиями потребностям обучающихся, родителей, общества.
Список литературы
 
1. «Активныеметоды обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательныйпортал «Мой университет», www.moi-universitet.ru/
2. АнциборМ.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
3. БрушменскийА.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
4. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология.
5. ДмитрийМедведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г.
6. КларинМ.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003.
7. ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
8. ЛизинскийВ.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
9. ПоляковС. Школа: поиск и пути. –М., 2003.
10. ШлаковС.А. Игры учащихся. –М., 2004.
11. ЯковлевИ.м. Методика и техника урока. –М., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Музей в хх веке
Реферат Прогнозирование энтальпии образования при нормальных и повышенных давлениях
Реферат Анализ деловой активности ООО "Художественные материалы"
Реферат Делопроизводство и архивное дело в Республике Казахстан
Реферат Интернет на службе direct-mail, или... Как попасть в свою целевую аудиторию
Реферат Розробка стратегії диверсифікації послуги контекстна реклама рекламного агентства ADLABS Лабораторія
Реферат Адмирал П.С. Нахимов исторический портрет
Реферат Вирус СПИДа
Реферат Каково значение анализа финансовой отчетности для принятия управленческих решений
Реферат Естественно-научная база современных информационных технологий Современные средства накопления хранения
Реферат Реформация и Великая Крестьянская война в Германии
Реферат Защита населения и территории в черезвычайной ситуации
Реферат Правовой режим земель сельскохозяйственных
Реферат Моделирование коммерческой деятельности предприятия
Реферат Класифікація та основні властивості провідникових матеріалів