Реферат по предмету "Педагогика"


Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника

Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Красноярский государственный
педагогический университет
Им. В.П. Астафьева
 
Институт дистанционного образования (ИДисО)
 
Контрольная работа потеоретической педагогике
На тему:"Взаимодействиеклассного руководителя и семьи школьника"
Красноярск 2007

Содержание
 
Введение
1. Смысл педагогическоговзаимодействия классного руководителя и семьи
2. Формы работы классногоруководителя с родителями учащегося
3. Классный руководительв конфликте «Школа — родители»
Вывод
Список используемойлитературы
 
 

Введение
В работепочти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем.Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своейпреподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы нибыла сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям,поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесьорганизуется познавательная деятельность, формируются социальные отношениямежду учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей,решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов,формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организаторомдеятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий являетсяклассный руководитель. Классный руководитель выполняет очень важные иответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классеи наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив,объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Целью даннойконтрольной работы является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрениедеятельности классного руководителя. Непосредственно, объектом, изучаемым вданном педагогическом исследовании, будет весь процесс деятельности классногоруководителя.Предмет — особенности этой деятельности, ее главныестороны. Основныезадачи: проанализировать литературу по данной теме,дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главныефункции классного руководителя, взаимодействие классного руководителя с семьейшкольника.
Рассматриваяподробнейшим образом все стороны деятельности и личности классного руководителя,попытаемся вникнуть и осознать не только всю сложность должности классногоруководителя, но и конечно её необходимость.

1. Смысл педагогическоговзаимодействия классного руководителя и семьи
 
Воспитываетвсе: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них напервом месте – родители и педагоги.
Индивидуальностьребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не можетстроиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единойвоспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижениепланируемых результатов.
Необходимостьорганизовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей«помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями.Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждогошкольника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, исемейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, ивоспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не былопедагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первуюочередь, ученик и его развитие.
В общем виденазначение работы школы с родителями учащихся состоит в создании единой (вместес коллективом класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, чтовоспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогическихзнаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание(саморазвитие) родителей»[1].
Педагогическийколлектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен вотношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в егоинтеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики,эстетики, права… Поэтому может оказать помощь в нестандартных ситуациях семейноговоспитания: в условиях многодетной семьи и семьях с единственным ребенком, внеполных семьях (материнских или отцовских), в семьях повышеннойпсихологической конфликтности, в разрешении проблем и противоречий семейноговоспитания, в преодолении его ошибок.
 
2. Формы работы классногоруководителя с родителями учащегося
По своемустатусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работыс родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактикувзаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом,в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешениипротиворечий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействийокружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классногоруководителя.
Нельзязабывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Родителисами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полое право на собственнуюпедагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, своесобственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственношколы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогическоготакта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика,консультанта-специалиста, непосредственного представителяучебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа сродителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды дляоптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителяюридически определено его правовое положение в качестве третьего лица призащите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав,решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия,неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечениедетей в противоправную деятельность. В этих случаях права классногоруководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, иуголовно-процессуальным).
Согласновоспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пятьосновных функций классного руководителя:
1.        ознакомлениеродителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса,организуемого школой;
2.        психолого-педагогическоепросвещение родителей;
3.        вовлечениеродителей в совместную с детьми деятельность;
4.        корректировкавоспитания в семьях отдельных учащихся;
5.        взаимодействиес общественными организациями родителей.
Раскроемболее подробно каждую из этих функции.
Ознакомлениеродителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса,организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований.Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания иорганизационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессешколы. Так на первом родительском собрании классный руководитель только чтополучивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией,с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планомвоспитательной работы. Совместно с родителями изыскиваются возможные путиреализации этой программы в семейном воспитании. Все проблемы классныйруководитель держит в поле зрения родителей на протяжении всего учебного года,корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями.
Психолого-педагогическоепросвещение. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того,что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет засобой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее,исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровеньпсихолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней вобществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобучародителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себянаиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей.Применяются практические формы психолого-педагогического просвещения родителей:
· народные Университеты;
· школьный лекторий;
· школьные и классныетематические конференции для родителей;
· родительские лектории помикрогруппам родителей на основе их групповых интересов;
· поклассное просвещениеродителей;
· индивидуальныеконсультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические);
· различного родачитательские конференции, обзоры, и выставки литературы для родителей.
Вовлечениеродителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широкопрактикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширениявоспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей,родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействияродителей, учеников и учителей в совместной деятельности.
Участие вовсех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем – походы, экскурсии,вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Подготовка ишкольных лагерей труда и отдуха, дальних походов высокой категории сложности,поездок по городам страны. Участие в профориентационной работе школы: встречи сучащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации. Ведение факультативов икружков согласно профилю своей профессиональной деятельности. Участие в работеСоветов школы, школьных и классных родительских комитетов. Оказаниематериальной помощи в реализации различных школьных и классных дел черезустановление связи школы со своими предприятиями, фирмами. Участие родителей вподготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где?Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья».
Корректировкавоспитания в семьях отдельных учащихся – первый аспект – оказаниепсихолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность кизучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формамвнеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя –это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудныхпроблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста,преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период,профилактика формирования вредных привычек. Помощь в преодолении дурноговлияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежипрофилактика правонарушений. Индивидуальная работа с неблагополучными семьямиучащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство ипреступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающиминадлежащего развития и воспитания детей – эта работа ведется совместно справоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по деламнесовершеннолетних. Отделами охраны прав ребенка и опеки департаментовобразования.
Взаимодействиес общественными организациями родителей- с родительскими комитетами школы и класса,школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т.д. Содержаниеобщей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом)соответствующей общественной организации. В их компетентность может входить:
·   оказаниематериальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся;
·   связьс административными и правоохранительными органами;
·   коллегиальноерешение отдельных вопросов жизни школы;
·   помощьшколе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
·   участиев работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций,лекториев; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей,нерадиво относящихся к воспитанию детей).
Все перечисленныефункции работы школы, и в частности классного руководителя, способствуютсозданию нормальной воспитывающей среды для организации школьноговоспитательного процесса.
2.2. Одной изглавных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительскоесобрание.
Родительскиесобрания могут быть:
· организационными;
· текущими илитематическими;
· итоговыми;
· общешкольными иклассными.
Родительскоесобрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чемуроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны – педагоги иродители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемытретьей. Самой главной стороны – детей.
Этапыродительского собрания.
1 этап. Организацияродительского собрания.
2 этап.Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать всебя 5 обязательных компонентов:
— Анализучебных достижений учащихся класса. 
— Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
— Психолого-педагогическоепросвещение.
— Обсуждениеорганизационных вопросов.
— Личныебеседы с родителями.
3 этап.Осмысление итогов родительского собрания.
Советыпсихологов:
·       Передначалом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
·       Длительностьсобрания не более 1,5 часов.
·       Самыйприятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами иотчествами родителей.
·       Передначалом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
·       Незабудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затемговорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
·       Предупредитеродителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
·       Поблагодаритевсех, кто нашел время придти (особенно отцов).
·       Дайтепонять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
·       Вличной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
·       Доведитедо родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
·       Родительдолжен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
·       Осуждатьприсутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
·       Сравниватьуспехи отдельных учащихся и разных классов.
·       Даватьнегативную оценку всему классу.
·       Переоцениватьзначение отдельных предметов.
·       Избиратьдля общения назидательный тон.
Правилаподготовки классного родительского собрания:
1.     Тема родительскогособрания должна быть актуальной для родителей.
2.     Родительское собраниедолжно проводиться в удобное для родителей время.
3.     План проведенияродительского собрания должен быть им известен.
4.     общение классногоруководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
5.     родительское собрание недолжно навешивать ярлыков.
6.     родительское собраниедолжно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Тематикародительских собраний определяется классным руководителем на основе изученияцелей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Общешкольноеродительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольногородительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы.Планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, днисамоуправления). Итоги работы за определенный промежуток времени иперспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Также общешкольные собрания могут носить торжественный характер, например юбилейшколы. Такие собрания носят глубокий нравственный характер, положительно влияютна родителей. Стимулируют их на изменение педагогической позиции в семье.
Классное родительскоесобрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собранииобсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждаетсяпостроение воспитательного процесса, определяются стратегические линиисотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждениеуспеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации ипроведении родительского собрания.
3. Классный руководительв конфликте «Школа — родители»
По-разномускладываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя вчастности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, вконечном счете – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так идомашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классногоруководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, азначит, и три основных тактики взаимодействия.
1.        Ситуация,когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Стольблагоприятная ситуация складывается, если родители стремились определитьребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностьюпринимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствиемпомогают в организации учебно-воспитательного процесса.
2.        Ситуация,когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, чтообъясняется разными причинами, разной позицией родителей: «я занимаюсь своимделом – школа своим», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут – тогдаприхожу», «мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину – все идетнормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитанием детей незанимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родителипринимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательногопроцесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесссемейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственномуусмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своимиметодами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы исемьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы»содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, котороеусугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции,развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно – икритического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).
3.        Ситуациянеприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, еслиизначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа:«педагоги не понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением относится кмоему сыну (дочери), «в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки», «вдругих школах все гораздо лучше» и т.п. В этих и подобных ситуациях возможнаразличная степень непонимания, противоречия отношений, противостояния и дажепротиводействие, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы ввысшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушаетсянормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше идомашнее воспитание детей.
Классномуруководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителямикласса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители – школа»: хотим илине хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственныеотношения классного руководителя с классом и коллективом родителей. И поэтомуна первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либобезоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушноеотношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и дажевраждебность.
Классномуруководителю следует немедленно, при первом же общении с родителями и детьми«снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающеесяпротивостояние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, черезформирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезнымиуроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам и личностикаждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел,широкой эрудированностью и кругозором. Во-вторых, необходимо сразу установитьопределенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства сродителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показатьпривлекательность своей личности (тактично, ненавязчиво, скромно), вынести наобсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии итактики воспитания (и школьного, и семейного). Обязательно в конце первогособрания предложить каждому родителю письменно или устно высказать своисуждения по поводу услышанного, замечания, предложения, дополнения, просьбы ирекомендации. При первых контактах очень важна тональность отношений:доброжелательность, культура речи, позитивная эмоциональность, оптимизм поповоду существующих с классом и отдельными учащимися проблем. Такое началопозволит классному руководителю выстроить систему собственных позитивныхотношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными,исключительно положительными, бесконфликтными. Такого быть не может, так как воснове этих отношений – жизнь со всеми её радостями и печалями, взлетами ипадениями, ровным течением и коллизиями.
Конфликт впедагогике и психологии трактуется как несовпадение, несходство во взглядах,точках зрения, убеждениях, оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношенияхк объектам окружающего мира. Конфликт – это противоречие в диалектическомподходе к явлениям – источник всякого развития. Разрешенный конфликтспособствует позитивному развитию, прогрессу – ученика, отношений в классе и сродителями, Самого педагога. Неразрешенный конфликт усугубляет неприязненные взаимоотношения,нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контактыучителя и учащихся, родителей и детей. Классный руководитель должен овладетьтеорией диалектического противоречия и конфликта (в этом поможет имеющаясяфилософская, педагогическая и психологическая литература).
/>/>
 
Типывозможных конфликтов в отношениях «классный руководитель ↔ родители» по возрастающейстепени глубины и сложности:
· несогласие, несовпадениемнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля.Похода, музыкального произведения… (такого рода противоречие не затрагивает ниодну из сторон);
· несогласие, несовпадениемнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков иповедения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);
· спор непродуктивнаядискуссия по поводу личностных особенностей ребенка, его жизненной позиции,отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного процессав школе (это противоречие затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех идругих);
· ссора прерываниеотношений на краткий или более длительный срок – могут привести к болееустойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний,подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и другихорганов народного образования);
· разрыв – конфликт,доведенный до крайней точки, когда в отношениях образовалось противостояние,делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всегов таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводеребенка в другой класс или в другую школу.
Первая группа– причины объективные:
·       различияв уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях, вубеждениях;
·       различияв уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности квоспитанию детей;
·       возрастныеи половые различия педагога и родителей;
·       различияв типе отношений к ребенку: в основе отношения родителей – чувство любви иродственные связи. В основе отношения педагога – общественные иобщечеловеческие требования;
·       однобокая,односторонняя информированность о ребенке (у родителей из наблюдений в домашнихусловиях, у педагога – в системе общественных отношений)
·       предъявлениезавышенных требований родителей – к педагогам, педагогами – к родителям;
·       разницаусловий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развитиядетей (интеллектуального, физического, эстетического, нравственного…).
Вторая группа– причины субъективного характера, кроющиеся в личностныхособенностях классного руководителя и родителей:
·       личностныекачества: особенности протекания психологических процессов (ощущения, внимания,памяти, мышления, речи), направленности личности (потребностей, мотивов,склонностей, интересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих испециальных), темперамента, черт характера;
·       историяжизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие нажизненную и педагогическую позицию;
·       сложившийсястереотип в понимании воспитания;
·       воспитаниекак стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как насвоспитывали», «как… наказать, пригрозить, запугать…», как бесконечноеморализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях свысоким уровнем образования, в педагогических семьях);
·       предшествующиемелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;
·       отношениеребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;
·       недостаткии отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия,неврастения);
·       вредныепривычки (алкоголизм, курение, наркомания);
·       равнодушиек детям, неисполнение прямых родительских или педагогических обязанностей идругие.
Анализируяпричины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, классныйруководитель, как правило, выявляет несколько моментов, которые образуют такназываемую сложную совокупную причину. Знание её позволяет грамотнораспознать, предотвратить и преодолеть имеющие6ся или возникающие конфликты.
Проведяанализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классныйруководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:
·   сведениенезначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;
·   компромисс(действия на основе взаимных уступок);
·   переносвнимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (стем, чтобы вернуться к нерешенным проблемам на волне доброжелательности,спокойствия, педагогического такта);
·   спокойныйи деловой анализ сложившейся ситуации;
·   выражение(подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку иродителям;
·   временныйотказ от своего требования;
·   привлечьдругих лиц (директора школы, завуча, учителей-предметников, других членовсемей) в качестве «третейского судьи»;
·   выяснениеострых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на инойтерритории, в новых необычных формах): в библиотеке, в сквере, дома за чашкойчая;
·   проявлениеавансированного доверия, Уважения, Надежды, веры (для родителей неблагополучныхсемей);
·   конструктивныйдиалог (склонение родителей на свою сторону, убедительными доводами, доказательнымифактами);
·   умениепоставить себя на место противоположной стороны, оценить все «её глазами иумом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;
·   использованиеметода «параллельного действия» А.С. Макаренко умелое приведение примера излитературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;
·   личныйпример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода изконфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классногоколлектива.
Очень важнопри организации классным руководителем разрешения конфликтных ситуацийучитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать овозможности их создания. Основные из них таковы:
·   убежденностьобеих сторон в необходимости разрешения конфликта;
·   психолого-педагогическаяграмотность, хотя бы на уровне элементарном;
·   этическаяобразованность, владение, владение нормами культуры поведения, соблюдениеправил этикета;
·   психологическоездоровье сторон (в противном случае уместно участие врача-психоневролога, психиатра);
·   скрытостьконфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.
Такимобразом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, их типов, способоввыхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классномуруководителю управлять ситуацией возникновения, развития, и разрешенияконфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, аследовательно – средством повышения эффективности всего учебно-воспитательногопроцесса.
 

Вывод
В этой работея отразила некоторые особенности работы классного руководителя. Структураработы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Такимобразом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущностьдеятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся,организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качествазнаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной ивнеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей,работы с родителями учащихся. А также педагогические требования, предъявляемыек классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическоемастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважениек детям, наличие организаторских способностей, творческий подход квоспитательной работе, повышение квалификации.
Можно сделатьследующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна,если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошовоспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит сдетьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательныемероприятия, дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя.
Функциязащиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми изнеблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждогоученика.
Стоитотметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителяне остаются только на страницах учебника, а действуют в современных школах. Несмотряна всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляеточень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

Список используемойлитературы
1.     Сергеева В.П. Классныйруководитель в современной школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.
2.     Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ,РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей).М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. – с. 304.
3.     Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО»2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление)
4.     Фалькович Т.А.,Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.:5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).
5.     Педагогическаядиагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград:Учитель, 2007. – 128 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.