Реферат по предмету "Педагогика"


Использование информационных технологий во внеклассной работе по информатике

Введение
 
Тема нашей работы называется «Использованиеинформационных технологий во внеклассной работе по информатике». Данная темавыбрана неслучайно, потому что персональный компьютер (РС)- это не простошедевр современной высокой технологии — это дверь, уже сейчас широко открывшаядорогу к мировой информации. РС в образовании — это устройство, провоцирующее иучителя и ученика на творчество и новаторство, дающее возможность перейти к новымформам обучения.
Повышение эффективности образованияневозможно без создания новых форм обучения учащихся. В связи с этим большоевнимание сегодня уделяется внеклассной деятельности учащихся. Здесь большуюроль играет самостоятельная работа учащихся с компьютером, работа над самиминформационным объектом.
Чтобы учащиеся любили посещать уроки информатикинеобходимо привить любовь к урокам, а это можно сделать на внеклассных занятияхс использованием информационных технологий.
Внеклассная работа является составнойчастью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке.Основные задачи внеклассной работы следующие: углублять и расширять знания ипрактические навыки учащихся; развивать логическое мышление, смекалку, выявлятьнаиболее одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию,вырабатывать интерес к предмету, вовлекать детей в занимательные занятия, аэтим укреплять дисциплину, организованность и коллективизм.
Внеклассная работа отличается от класснойтем, что она строится на принципе добровольности. Здесь учащимся не выставляютоценок, но обоснованность суждений, смекалка, быстрота вычислений,использование рациональных способов решения должна поощряться. Для внекласснойработы учитель подбирает доступный материал повышенной трудности или материал,дополняющий изучение основного курса информатики, но с учетом преемственности склассной работой. В отличие от урока внеклассная работа носит характер развлечений,игр, соревнований.
Применяя информационные технологии назанятиях можно наблюдать удивление и острый интерес учащихся, радость на ихлицах от возникшей догадки.
Перед учителем стоит задача организациипроцесса обучения таким образом, чтобы ученик приобретал навыки самостоятельнойдеятельности, объективно оценивал свои знания и умения, ставил перед собойзадачи и находил их решения. Такой учитель должен хорошо владеть материалом,творчески подходить к каждому занятию, не бояться думать, постоянно находится впоиске новых педагогических методов и приемов, хорошо знать психологию ученика
У современной школы нет иного выбора, чемадаптация её к информационному веку. Достижение всеобщей компьютернойграмотности необходимо всем учащимся для их существования и процветания вобществе, развитие которого будет основываться на информационной технологии.
В связи с этим мы разработали следующийаппарат исследования:
Тема дипломной работы: «Использование информационных технологий вовнеклассной работе по информатике»
Цель исследования:определитьвлияние внеклассной работы с использованием информационных технологий на развитиеучащихся
Проблема исследования:повышениероли занимательности и применение компьютерной техники в изучении сложных темпредмета
Объект исследования:ученическийколлектив
Предмет исследования:особенностипроведения внеклассной работы по информатике с использованием информационныхтехнологий
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую иметодическую литературу по теме: «Использование информационных технологий вовнеклассной работе по информатике»
2. Подготовить задания повнеклассной работе с использованием информационных технологий.
3. Разработать требования корганизации внеурочной работы со школьниками и способы применениязанимательного материала в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
Методы исследования: изучение методической литературы, наблюдение, беседа.

1 Внеклассная работа — одна из форм повышения знаний по информатике
 
 Внеурочное время может использоваться учителями-предметниками для решениякомплекса задач по вовлечению школьников в удивительный мир науки. Расширение иуглубление знаний и умений по предмету, повышение интереса учащихся к информатикекак одному из предметов естественнонаучного цикла, повышение уровня мотивацииучебной деятельности, реализация на практике основных принциповличностно-ориентированного обучения, создание условий способствующих проявлениюзнаний и умений в нестандартных игровых ситуациях.[ Уваров, 2005: 13]
Выбор того, как частопроводить смотр результатов работы факультативов, кружков, научных обществшкольников и других форм внеурочной работы по предметам — неделя, месяц илидекада — определяется планом работы школы и сложившимися традициями.
Содержание работы изгода в год должны изменяться, т.к. в противном случае, при использовании одногои того же программного материала, может наблюдаться некоторое однообразие взаданиях.
В конце годажелательно организовать праздник знаний, где необходимо подвести итогисоревнований между классами, наградить победителей.
Основными требования корганизации внеурочной работы со школьниками являются:
· Вовлечение всех учащихся с учётомих интересов и способностей;
· Органическое единство учебной ивнеурочной деятельности;
· Увлекательность всех внеурочныхзанятий;
· Повышение роли самих детей иорганов детского самоуправления;
· Взаимодействие школы свнешкольными учреждениями.
Интересы человека многообразны, как многообразенокружающий мир. Однако из многообразия предметов, явлений окружающего мира винтересах каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо,важно, ценно для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом иразвитием.
Исходя из теории психолого-педагогическогосопровождения образовательного процесса, постоянное и устойчивое влияние наформирование личности, ее психического и интеллектуального развития оказываютзнания, основанные именно на познавательном интересе.
Познавательный интерес теснейшим образомсопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательногоотношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию вних, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе познания предметногомира и отношения к нему, научным истинам формируется миропонимание,мировоззрение, мироощущение.[Никитина, 2007: 56]
Специфика внеклассной работы состоит втом, что она проводится по программе, выбранной учителем и обычно согласованнойс учениками с учетом их интеллектуальных возможностей и познавательныхинтересов.
Дидактикой утверждается, чтосамостоятельная деятельность учащихся в приобретении новых знаний пособственной инициативе сверх программы школьного предмета возможна лишь приналичии серьезного интереса к предмету.
Современное представление о приобретенииновых знаний имеет неограниченные возможности, которые можно реализовать,только обладая всем необходимым инструментарием для поиска и отбора информации.Предмет «Информатика» такие возможности предоставляет, особенно когда креализации интереса ребёнка привлечены профессионально подготовленныепедагогические кадры.
Поэтому, на мой взгляд, важно иметь нетолько документ о педагогическом образовании с указанием соответствующегопрофиля, но постоянно совершенствовать своё мастерство, чтобы быть интереснымдетям.
«Смертельный грех учителя – быть скучным»(Гербарт). [1]Этот афоризм часто определяетпонимание учителем места познавательного интереса в обучении, которыйрассматривается им как инструмент оживления учебного процесса, находящийся вего руках. И именно поэтому так важно наличие эксперимента в образовательномучреждении, как условия для развития и совершенствования всех его участников.
Влияние мастерства учителя напознавательный интерес учащегося – неоспоримый факт. В руках учителя находитсясудьба познавательных интересов учащихся. Избирательное отношение к учебнымпредметам в первую очередь зависит от учителя, от его личности и от степени егомастерства.
Исходя из теории развития познавательногоинтереса, прежде всего, ищу среди детейлюбознательных и последовательно веду их интерес к необходимости теоретическихзнаний, к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки сиспользованием их как инструмента познания.
На уроках информатики имеется немаловозможностей заинтересовать школьников содержанием той или иной науки. Вместе стем, основная цель уроков все же состоит в обучении определенному комплексупроцедур информатико-математического характера, занимательность изложениядолжна быть подчинена этой цели. Однако развитие способностей учащихсяпроисходит в рамках изучения обязательного материала. На том стоит дидактика –от простого к сложному.
Дополнительные возможности для развитияспособностей учащихся и привития им интереса к информатике и ее приложениямпредоставляют различные внеклассные формы занятий по информатике. Они могутбыть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характераучащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширения илиуглубления фактических знаний по информатике. Такое расширение происходит какбы само собой, как результат возникшего интереса к предмету. [Морозевич, 2001:201-218]
Таким образом, под «внеклассной работой»по информатике надо понимать занятия, проводимые во внеурочное время,основанные на принципе добровольного участия и призванные решать три основныезадачи:
1)  углубить теоретические знания иразвить практические навыки учащихся, проявить математические способности;
2)  способствовать возникновению убольшинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей»информатики;
3)  организация досуга учащихся всвободное от учебы время.
Внеклассные занятия по информатике могутбыть построены как на материале лишь косвенно связанном со школьной программой,так и на материале, непосредственно примыкающем к работе в классе, но недублирующем эту работу в рамках общеобязательного минимума.
Реализация перечисленных целей частичноосуществляется на уроках. Однако в процессе внеклассных занятий, ограниченныхрамками учебного времени и программой, это не удается сделать с достаточнойполнотой. Поэтому окончательную и полную реализацию этих целей я переношу навнеклассные занятия этого вида.
Между учебно — воспитательной работой,проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь:учебные занятия, развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуютразвертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющиеуглублять эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению.Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу в классе, иначеона превратится в обычные дополнительные занятия.
Говоря о содержании внеклассной работы сучащимися, интересующимися информатикой, отмечаю следующее:
· Традиционная тематика внеклассныхзанятий обычно рассматривает такие вопросы, которые хотя и выходят за рамкиофициальной программы, но и имеют много точек соприкосновения срассматриваемыми в ней вопросами.
· Разнообразная подача материалаэмоционально воздействует на учащихся. Дополнительные сведения познавательногохарактера способствуют активности учащихся, что, на мой взгляд, являетсярешением основной проблемы в получении качественных знаний.[ Могилев, 2003:158]

2 Использование информационныхтехнологий во внеклассной работе по информатике
 
2.1 Значение и особенности внекласснойработы по информатике
 
Значение внеклассной работы по информатикес младшими школьниками состоит в следующем:
1. Различные виды этой работы в ихсовокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся:восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
2. Она помогает формированиютворческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в математическойили логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующихигр.
3. Некоторые виды внеклассной работыпозволяют детям глубже понять роль компьютера в жизни человека.
4. Внеклассная работа содействуетвоспитанию коллективизма и товарищества (в связи с работой по выпуску стенгазетс помощью компьютера и соответствующего программного обеспечения, приорганизации командных соревнований по проведению игр и т.д.)
5. Главное же значение различныхвидов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интересучащихся к изучению компьютера, содействует повышению познавательнойдеятельности учащихся.
По сравнению с классно – урочной формойвнеклассная работа по информатике имеет ряд особенностей:
1. По своему содержанию она строго нерегламентирована государственной программой.
2. Если уроки во всех отношенияхпланируются на 45 минут, то внеклассные занятия в зависимости от содержания иформы проведения могут быть рассчитаны и на 2 – 3 минуты, и на целый час ( сминутками отдыха и паузами на выполнение заданий без компьютера).
3. Для внеклассной работы учащиеся могутобъединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разныхклассах.
4. Внеклассная работа характеризуетсямногообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, выпуск газеты илиинформационного бюллетеня, викторины и олимпиады т.д.[ Лыскова, 2007: 89 ]
2.2 Возможностииспользования компьютерных игр для адаптации младшего школьника
Внедрениекомпьютерных технологий в структуру урока становится неотъемлемой частьюизучения многих школьных дисциплин, что способствует совершенствованию методикпреподавания, развитию межпредметных связей, повышению качества знаний учащихсяв целом за счет усиления индивидуализированного подхода.
Процессобучения включает такие основные фазы, как приобретение новых знаний и навыков,их закрепление, диагностика и контроль. Одним из дидактических приемов,применяемых для закрепления знаний, диагностики и контроля, являетсяиспользование игровых методов обучения.
Компьютерныеигры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процессновыми возможностями. Помогают ли они учителям обучать детей или дети простоиграют?
Мнения многихучителей и ученых о том, что использование компьютерных игр на уроке и даже вовнеклассной работе нежелательно аргументируется отрицательными последствиями ихиспользования. Другие, напротив, предлагают чаще прибегать к компьютерным играм,порой очень сильно переоценивая их возможности. Но даже самую хорошуюкомпьютерную обучающую игру применять в процессе обучения необходимо в нужноевремя, в нужном месте (т.е. на нужном этапе урока) и в необходимом количестве,соблюдая медицинские требования.
Под игрой мыпонимаем такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействиемигроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижениекакой-либо цели.
Особенностьюкомпьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков здесь выступаеткомпьютер.
В обучающейкомпьютерной игре можно приобретать знания, умения и навыки посредствомдеятельности по заданным правилам. В них необходимо выделять два компонента:обучающий и игровой. На уроке один из компонентов может преобладать, т.е. играво время обучения и обучения во время игры.[ Кузнецов, 2007: 7]
Еслипреобладает обучающий компонент, то игра предоставляет широкие возможности,связанные с восприятием знаний, умений и навыков, их применением, отработкой. Вслучае же преобладания игрового компонента игра может использоваться в качествесредства для наглядности и повышения мотивации к обучению.
Игра занимает значительное место в первыегоды обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама формаигры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Входе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Играставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно,дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правилаигры.
Включение в урок игр и игровых моментовделает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодроерабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебногоматериала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та илииная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию имиокружающего мира.
В настоящее время, в связи с оснащениемвсех образовательных учреждений компьютерными классами, с наличием компьютеровв семьях первоклассников, остро встает проблема правильного и эффективногоиспользования в процессе обучения и воспитания компьютерных игр. Неизбежновстает вопрос правильного выбора, – какие игры развивают ребенка, а какие изних имеют сомнительную ценность.
Рассмотрим особенности некоторых видовкомпьютерных игр и их роль в развитии ребенка.
1) АДВЕНТУРНЫЕ (приключенческие).Оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами –возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимообладать неплохой сообразительностью и развитым логическим мышлением. Ксожалению, большинство игр предполагают длительную работу за компьютером. В товремя как дети 7 лет за ПК могут работать только 10 минут. Кроме того, данныйвид игр является мощным раздражителем, следовательно, гиперактивным детям нерекомендуется с ними работать.
2) СТРАТЕГИИ. Основная цель – завоеваниевражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированногоколичества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т.п. Подобные игрыразвивают в ребенке усидчивость, способность к планированию своих действий,тренирует многофакторное мышление. К сожалению, не подходят детям младшегошкольного возраста из-за большой продолжительности по времени.
3) АРКАДНЫЕ. Для данного вида игрхарактерно поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является правоперехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов,предоставляемых за особые заслуги, такие как быстрота прохождения, победа надсильным врагом, нахождение секретных дверей и т.п. Тренируют глазомер,внимание, скорость реакции. Не рекомендуется гиперактивным детям. Необходимконтроль времени со стороны взрослых.
4) РОЛЕВЫЕ. Целью может быть отысканиеопределенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченнойцели обычно преграждают враги, с которыми следует вступить в бой или обманутьхитростью. Главный принцип – использование нужного персонажа в нужном месте и внужное время. Как и аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скоростьреакции. Не рекомендуется гиперактивным детям. Необходим контроль времени состороны взрослых.
6) СИМУЛЯТОР. Имитаторы (авто-, авиа -,спортивный и т.п.). Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях.Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуется гиперактивнымдетям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.
7) ЛОГИЧЕСКИЕ. Головоломки, задачи наперестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т.п. Какправило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать времяработы ребенка на компьютере. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания.
При неправильном подборе игровых программ,в частности основанных на агрессивности или чистой развлекательности, возможно,такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Этоможет проявляться в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой,общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера. Поэтомудля работы с детьми начальных классов целесообразно использовать именнологические игры.
Компьютерные игры позволяют не толькореализовывать развивающие функции, но и решать задачи адаптации ребенка к жизнив современном информационном обществе.
Во-первых, компьютерные игры позволяютрасслабиться. Смена деятельности является отдыхом, поэтому совершенноестественно, что дети после интеллектуальной или физической нагрузки судовольствием играют в компьютерные игры, которые могут поднять настроение,помочь успокоиться и восстановить силы. Многие игры с юмором и иронией, что создаетположительный эмоциональный настрой во время игры.
Во-вторых, компьютерные игры позволяютосвоить различные формы общения, в том числе реализовать совершенноновые и необычные способы взаимодействия. Младшие школьники любят играть вкомпьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников. В эти моментыобщение у них разворачивается вокруг сюжета игры, происходит обменэмоциональными состояниями, обсуждается содержательная сторона игры. При этомчасто деятельность младших школьников в чем-то похожа на модель «мозговогоштурма», часто используемую в современном стратегическом планированиивзрослых. Дети, обсуждая происходящее в игре, вырабатывают коллективное решениепо поводу дальнейших действий игрока.
В-третьих, компьютерные игры оказываютпсихотерапевтическое воздействие. Многим детям они позволяют избавиться отчувства неполноценности: часто то, что не получается у детей в реальной жизни,легко реализуется с помощью компьютера. Используя ПК, многие дети начинаютпеть, рисовать, даже сочинять стихи. Учебные и игровые программы сдоброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.
В-четвертых, компьютерные игры позволяютребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации.Подобные эксперименты позволяют ребенку «проиграть» множествоситуаций, которые он в последующем мог бы реализовать в жизни.
В-пятых, компьютерные игры могут помочьребенку в самореализации. Одни дети предпочитают головоломки и логическиеигры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающиеигры, четвертые любят раскраски и т.п.
В-шестых, коррекционный эффект приработе с детьми с ограниченными возможностями. Многие дети впервые начинаютобучение, им становится доступной большая часть информации с помощью ПК, ониосваивают речь, получают знания об окружающем мире и о себе. Компьютер можноэффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми сзадержкой умственного развития.
Для эффективного и правильного примененияигровых программ с целью воспитания и развития детей, педагогам и родителямследует при выборе жанра игры учитывать возраст, темперамент и интересыребенка.
Для младших школьников лучше выбиратьлогические игры, игры – симуляторы. Они, как правило, не продолжительны повремени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции удетей.
Оптимальный уровень сложности игры можноопределить, наблюдая за реакцией детей в ходе выполнения игровых действий. Еслиребенок перевозбужден, то следует снизить уровень сложности или вообще сменитьигру на другой тип. Если ребенок стал излишне нетерпелив – повысьте уровеньсложности.
По времени игра для дошкольников не должнапревышать 10-15 минут. Либо должна предусматривать запись промежуточныхрезультатов работы с последующей возможностью ее продолжения.
Некоторые игры очень хорошо подходят длясовместной работы детей и взрослых. Особенно важно играть совместно припервичном ознакомлении ребенка с игрой.
При правильном подборе и методахприменения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстротадействий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работес ним. Педагогам следует помнить, что в младшем школьном возрасте главнаязадача – воспитание психологической готовности к применению ПК и созданиечувства комфортности в процессе работы. Младший школьный возраст самыйобучаемый; знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, становятсяосновой и средством всей последующей познавательной деятельности. Такимобразом, именно в этом возрасте необходимо формировать культуру использованиякомпьютерных игр в жизни современного человека.

3 Решение логических задачкак одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся
Формировать мышлениелучше всего в ходе решения задач, когда учащийся сам наталкивается на проблемыи вопросы, формулирует их и находит ответы и решения, преодолевая возникающиетрудности. Задача учителя — подготовить ученика к этому, научить его приемамумственной деятельности.
Графический редакторпредоставляет неограниченные возможности составления системы разнообразныхзаданий.
Каждое заданиесопровождается небольшим вступлением (рассказом или сказкой) и оригинальнымрисунком (файлом). Красивые картинки и яркие образы вызывают дополнительныйинтерес к задаче.
Все предлагаемые намизадания на логику условно можно разделить на две группы: логические задачи, вкоторых используются теоретико-множественные операции и отношения, и логическиезадачи более широкого спектра, связанные с развитием пространственноговоображения, внимания, мышления в целом и т. д.
Первая группа заданий
С помощью заданий первойгруппы учащимся можно объяснить точный смысл логических связок «или», «и», «не»и понятий «хотя бы», «все», «тогда и только тогда, когда ...», «если ..., то...».
Каждое задание снабженосвоей картинкой и имеет четыре варианта карточек разного уровня сложности, чтопозволяет осуществлять индивидуальный подход. В данной работе основной примерпроиллюстрирован одной картинкой и ко всем заданиям дано по одному вариантукарточек.
Задание 1. Впервые наарене./> />
В воскресенье мальчик Андрюша ходил в цирк.Больше всего ему
понравилось выступлениеморских львов. Они подкидывали мячи и удерживали их на кончике носа. КогдаАндрюша пришел домой, то нарисовал картинку:
зеленая                   желтая                   синяя             красная
тумба                    тумба                   тумба          тумба

Комментарий. Перед выполнением задания следует обратить вниманиеучащихся на то, что в первом условии перечислены все цвета, которые имеют мячи.Следовательно, так как надо раскрасить четыре объекта и даны четыре разныхцвета (в заданиях 1.1 и 1.2), причем в перечислении использован союз «и», тоэто значит, что на рисунке должен быть мяч каждого из названных цветов. В этомже условии содержится утверждение о том, что не было двух мячей одного цвета.
Задание 1.1. Логическая операция «не».
Дорисуй мячи морскимльвам, если:
•  мячи были красного, синего, желтого и зеленого цветов;
•  не было ни одного льва, у которого цвет мяча совпадалс цветом тумбы;
•  у льва, сидящего на зеленой тумбе, не было ни желтого,ни красного мяча;
•  у льва напрасной тумбе не было зеленого мяча;
•  у льва на желтой тумбе не было красного мяча.
Ответ*. Мяч/тумба: с/з, з/ж, к/с, ж/к.
Задание 1.2. Логическая связка «и».
Дорисуй мячи морскимльвам, если:
•  мячи были красного, синего, желтого и зеленого цветов;
•  у любого льва цвет тумбы и мяча не совпадал;
•  у львов, сидящих на красной и синей тумбах, были синийи желтый мячи.
Ответ. Мяч/тумба: к/з, з/ж, ж/с, с/к.
Задание 1.3. Логическая связка «или».
Дорисуй мячи морскимльвам, если:
•  мячи были красного, желтого и зеленого цветов;
•  у льва на желтой тумбе был красный или зеленый мяч;
•  у льва на красной тумбе был желтый или зеленый мяч;
•  у льва на красной тумбе был зеленый или красный мяч;
•  лев с красным мячом выступал на синей или желтойтумбе;
•  лев с желтым мячом выступал на зеленой или желтойтумбе;
•  на синей тумбе выступал лев с желтым или синим мячом.
Ответ. Мяч/тумба: ж/з, к/ж, ж/с, з/к.
Комментарий. Постепенно усложняя задания, можно перейти к решениюзадач, требующих более сложных рассуждений. Например, к рассмотренной вышекартинке можно привести задание, в котором учащийся должен самостоятельнопостроить отрицания к некоторым высказываниям. Перед выполнением этого заданиянадо разобрать, кто из морских львов смотрит в одну сторону.
Задание 1.4.
Дорисуй мячи морскимльвам, если:
Истина Ложь Мячи были зеленого, красного, синего и желтого цветов Есть львы, мячи у которых того же цвета, что и тумбы У двух морских львов, сидящих на соседних тумбах, были зеленый и желтый мячи Лев на красной тумбе смотрит в ту же сторону, что и лев с зеленым мячом Тот лев, у которого желтый мяч, сидит рядом с красной тумбой Хотя бы один мяч был разноцветным
 
Ответ. Мяч/тумба: к/з, з/ж, ж/с, с/к.
Приведем еще несколькопримеров заданий от простых (задания 2, 3) до более сложных (4—6).
Задание 2. Три снеговика.
/>
Раскрась шапочки ишарфики снеговикам так, чтобы количество шапочек и шарфиков разного цветасоответствовало данным в таблице, а цвет шапочки и шарфика у любого изснеговиков не совпадал.
Задание 3. Разыскивается опасный преступник.
/>
По делу об ограблениикиоска было 9 подозреваемых. После опроса свидетелей было выяснено:
•  у преступника не было лысины;
•  на лице у преступника не было пластыря;
•  у преступника были усы. Найди преступника.
Ответ. Фото преступника — в 1-й строке, 1-м столбце./> />
Медвежата катались на коньках. На них былиодноцветные свитера и
шапочки четырех цветов:красного, желтого, синего и зеленого. Раскрась шапочки и свитера, если:
•  на любом медвежонке шапка и свитер были разного цвета;
•  если медвежонок в желтой шапке повернется, то емунавстречу будут ехать медвежата в зеленой и синей шапках;
•  если медвежонок в синем свитере развернется, то всепоедут в одну сторону;
•  если медвежата в красной и желтой шапках поменяютсяшапками, то только у одного медвежонка совпадут цвета шапки и свитера;
•  если медвежонок в зеленой шапке обернется, то онникого не увидит.
Ответ. Шапка/свитер: з/ж, с/з, к/с, ж/к.
Задание 5. Встаньте,гномы, встаньте в круг...
/>
Курточки гномов (отгнома с палкой по часовой стрелке): темно-зеленая, красная, желтая,светло-зеленая.
На день рождения гному вкрасном колпачке Белоснежка испекла торт. Раскрась гномам колпачки согласноусловиям, и ты узнаешь, кто именинник:
•  слева от гнома в красном колпачке стоит гном с палкой;
•  гном в желтом колпачке стоит между гномами в синем изеленом колпаках;
•  гном в синем колпачке стоит справа от гнома в желтомколпачке.
Ответ. От гнома с палкой по часовой стрелке: с, ж, з, к.
Комментарий. Трудность данного задания заключается в том, что слова«между», «справа от», «слева от» относятся к объектам, расположенным по кругу.Поэтому перед выполнением задания рекомендуется провести с учащимися беседу:
•  Как стоят гномы относительно друг друга? (Покругу.)
•  Какой гном с палкой? (В темно-зеленой курточке.)
•  О каком гноме можно сказать, что он стоит между гномомс палкой и гномом в желтой курточке? (Таких гномов два: в красной курточке исветло-зеленой курточке.)
•  В какой руке гном держит палку? (В левой.)
•  Кто стоит слева от гнома с палкой? (Гном в краснойкурточке.)
•  Кто стоит справа от гнома в красной курточке? (Гномс палкой.)
Вторая группа заданий
Задание 1. Приглашение на праздник.
/>
Обойди все клетки, незаходя дважды в одну и ту же клетку и в клетки с утками.
Ответ. Начать надо с верхнего правого угла, а затемперемещаться вниз—вниз— влево—вверх—влево—вверх—влево—влево—вниз—вправо—вниз.
/>Задание 2. Океанскаячехарда.
На дне синего-синегоокеана жил да был осьминог Митя. Однажды он нашел коробку, в которой лежало 8 карандашей:красный, синий, фиолетовый, темно-зеленый, светло-зеленый, коричневый и дважелтых. Вдруг откуда ни возьмись появились головастики. Сколько их было? (8.)Взяв в каждую ножку по карандашу, осьминожка раскрасил сразу всех головастиков.Но головастики не прекратили вертеться вокруг него, и на шести из них краскасмылась. Помоги Мите восстановить цвета головастиков.
Комментарий. На рисунке раскрашены все карандаши и два головастика.Дети, пользуясь инструментом «валик», закрашивают только серых головастиков.Правильным считается решение, при котором порядок следования цветов наголовастиках совпадает с порядком следования цветов карандашей.
Задание 3. Треугольники.
Разделите треугольник:
1)тремя прямыми линиями на 4 равныечасти;
2)тремя прямыми линиями на 6 равныхчастей;
3)двумя прямыми линиями на 4 части;
4)тремя прямыми линиями на 3 равныечасти;
5)одной линией на 4 части.
Нетрадиционныйподход к изучению традиционных тем. Текстовый редактор.
«Текстовый редактор» —тема, без которой не обходится, наверное, ни одна учебная программа поинформатике.
При изучении текстовогоредактора центральное место отводится так называемым обучающим упражнениям дляиндивидуальной работы учащихся.
Для того чтобы учениквыполнил задание с пользой для себя, оно должно быть очень точно поставлено; ачтобы выработать устойчивые навыки применения той или иной программы,необходимо поставить четко сформулированную цель. Задания должны бытьсформулированы таким образом, чтобы побуждать ребенка к познавательной и творческойактивности. Если же проанализировать предлагаемые учащимся задания, то можнозаметить, что очень часто они формулируются в виде: «Замените в тексте всебуквы О на А» или «Наберите текст стихотворения «Наша Таня громкоплачет». Удалите вторую строку» и т. п. Подобные задания у старшихшкольников вызывают весьма обоснованный протест, и тогда вопросов «Зачем?» и«Кому это нужно?» не избежать. Младшие школьники не протестуют вслух, но интереск предмету падает, а значит, уменьшается продуктивность.
Изменим ситуацию так,чтобы ученик поставил вопрос по-иному: «Я хочу удалить эту строку. Как этоможно сделать?» Заметим, что в этом случае у школьника появляется другой —осознанный — мотив, направленный на приобретение тех или иных умений и навыков.А если подобрать подходящее задание, то оно может стать одновременно иразвивающим.
Поясним свою мысль наконкретном примере.
Задание 1. Два в одном.
Строчки стихотворений С.Маршака «Чем болен мальчик?» и О. Григорьева «Полотер» перепутались. Получитеодно из этих стихотворений. Подпишите его название и автора.
Полотер, полотер! Онлежит в постели, Зря ты щеткой пол натер! Дышит еле-еле. Перед ним на стуле —По паркету я пойду, Капли и пилюли, Поскользнусь и упаду! Чтоб непоскользнуться И шею не сломать, Порошки и банки, Нужно пол не щеткой, Пузырькии склянки. А теркой натирать! Доктор выслушал младенца, А потом и говорит: —Инфлюэнца-симуленца, Притворенца, лодырит!
А теперь приведем ещенесколько заданий, которые можно предложить учащимся на уроках.
/>
Задание 2. Пословицы.
Сравните китайские ирусские пословицы. Разместите попарно пословицы, выражающие одну и ту жеглавную мысль. Например:
Торопливым людям нехватает мудрости (кит.). Поспешишь — людей насмешишь (рус).
Китайские пословицы:
Написанное на бумаге ибоги не сотрут. Зонт готовь, когда ясная погода. Двумя руками трудно схватитьдвух угрей. Где нет деревьев, и полынь считается деревом. Лекарь лекаря непорочит.
Хочешь узнать человека —узнай, кто его друзья. Слабого обижает, а сильного боится. Написанное на бумагеи боги не сотрут.
Русские пословицы:
На безрыбье и рак — рыба.
За двумя зайцамипогонишься — ни одного не поймаешь.
Что написано пером — невырубишь топором.
Готовь сани летом, ателегу — зимой.
Молодец против овец, апротив молодца сам овца.
Ворон ворону глаз невыклюет.
Скажи мне, кто твой друг,и я узнаю, кто ты. >
Что написано пером — невырубишь топором.
Задание 3. Найди лишнее.
Найдите и удалите лишнееслово:
•  дуб, дерево, береза, рябина;
•  горький, горячий, кислый, соленый, сладкий;
•  юг, запад, восток, север, полюс;
•  запятая, точка, двоеточие, существительное, тире;
•  кот, нос, ком, лиса, рот;
•  сложение, вычитание, слагаемое, умножение, деление;
•  один, шесть, семь, число, пять, сто;
•  дождь, снег, осадки, иней, град;
•  мягкий, холодный, горячий, теплый;
•  град, глаз, стол, столб, стул, мост.
Задание 4. Что забыли?
Вставьте в ряд нужноеслово:
•  секунда минута сутки месяц год;
•  километр метр сантиметр миллиметр;
•  лето осень весна;
•  лед пар;
•  самокат мотоцикл машина;
•  единицы десятки тысячи миллионы;
•  суббота воскресенье понедельник вторник четверг пятница;
•  тонна центнер грамм;
•  ручей море;
•  утро день ночь;
•  завтрак обед ужин.
Задание 5. По порядку —становись!
Однажды японский мальчикрешил научить своего домашнего робота готовить чай. Проверьте, нет ли ошибок валгоритме, и если есть, исправьте их.
1.  Включить плиту.
2.  Налить из маленького чайника чай в чашку.
3.  Положить 2 ложки сахара в чашку и размешать.
4.  Открыть кран с водой.
5.  Налить в маленький чайник кипяток.
6.  Налить в большой чайник воду.
7.  Поставить чайник на плиту.
8.  Подождать 5 минут.
9.  Выключить плиту.
10.Ждать, пока вода не закипит.
11.В маленький чайник насыпать 2ложки чая.
12.Закрыть кран.
Старшеклассники — начальной школе
Помимо логических заданийиз различных программных пакетов, о которых говорилось во введении, на уроках вначальной школе мы используем программы, созданные старшеклассниками назанятиях спецкурса «Компьютерное моделирование».
Приведем несколькопримеров.
Логическая игра «Уголки»
Собрать в разных углах почетыре кружка одного цвета.
В данной игрепредусмотрены более простые варианты: 1) 12 кружков трех цветов, 2) вместо пяти— четыре разделителя (квадрата).
При прохождении преддипломной практикимной было использовано достаточно много занимательного материала, которыйпредоставлен в моей дипломной работе, ребятам было интересно заниматься вовнеурочное время, поэтому я решила провести небольшой эксперимент.
Внеклассная работа важна для воспитанияучащихся различных навыков, приобретения знаний. Поэтому более важно создаватьтакой учебный процесс, который позволял бы более эффективно решать задачи идостигать цели внеклассной работы по информатике. Таким образом, мысформировали гипотезу, с помощью которой можно было бы решить данную проблему.Гипотеза заключается в следующем: показать насколько информационные технологииво внеурочное время влияют на активизацию творческой активности и повышениеинтереса к предмету. Чтобы проверить данную гипотезу мы провели следующийэксперимент.
Данный эксперимент проводился вАрдатовской средней общеобразовательной школе, города Ардатова, Ардатовскогорайона республики Мордовия в 2008-2009 учебном году. Участниками экспериментаявлялись ученики 5 класса. Учащиеся были поделены на две группы по 6 человек вкаждой группе.
Данный эксперимент преследуетследующие задачи:
1. Выявление преимуществиспользования информационных технологий во внеурочной работе по информатике;
2. Выяснить мнение учащихся по поводувнеурочной работы по информатике с применением информационных технологий.
Первоначально мной было проведено занятиес одной из групп без применения информационных технологий. На этом урокеучащиеся выполняли задание по графическому оформлению устройств компьютера,т.е. они рисовали на обычных листках, с помощью фломастеров, карандашей.
 По ходу урока возникали некоторыепроблемы: некоторые учащиеся забыли принести карандаши и фломастеры, в процессеработы пару учеников сломали карандаши, многие не смогли нарисовать всеустройства компьютера, так как на уроке не было наглядностей, многие просилиновые листы, так как старые испортились.
 Следующее занятие было проведено с другойгруппой с применением информационных технологий в специально оборудованномкабинете по следующему конспекту:
Тема: «Как устроен Компьютер»
Цели:
1. Знакомитьучащихся с устройством компьютера;
2. Развиватьинтерес учащихся к работе с компьютером;
3. Развиватьнавыки работы с графическим редактором Paint;
4. Воспитыватьбережное отношение к ЭВМ.
План урока:
1. Организационныймомент;
2. Постановкацелей урока;
3. Изложениенового материала;
4. Практическаяработа;
5. Физкультминуткадля глаз;
6. Закреплениеизученного;
7. Подведениеитогов.
Ход урока
1.      Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня урокинформатики у вас проведу я, меня зовут Екатерина Владимировна.
2.      Постановка целей урока
Ребят, на сегодняшнем уроке мы с вамипознакомимся с устройством ПК, потом выполним небольшое практическое задание.
3.      Изложение нового материала
Кот знает, из каких основных устройствсостоит ПК? (монитор, системный блок, клавиатура,
мышь)
Посмотрите на слайд и скажите, что здесьбудет являться устройством ввода, вывода, обработки
информации?
А как вы считаете, что является главнымв компьютере?
Системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители нагибких и жестких магнитных дисках, блок питания и т.д.
Процессор предназначен для вычислений, обработки информации иуправления работой ПК.
Память ПК служит для хранения данных. Существуют 2 видапамяти: оперативная и постоянная. Устройства из реализующие называются ОЗУ — оперативное запоминающее устройство и ПЗУ — постоянное запоминающееустройство.
В ПЗУ хранятся инструкции, определяющиепорядок работы при включении ПК. Эти инструкции не удаляются даже при выключении ПК.
Все программы и данные, необходимые дляработы компьютера, помещаются в ОЗУ (оперативную память). Процессор может мгновеннообращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Электрическиеимпульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти,существует только тогда, когда компьютер включен. После отключения источникапитания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Длядлительного хранения информации используется долговременная память: магнитныедиски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски — этокруглые диски из пластика или металла, покрытые магнитным веществом. Данные изОЗУ записываются на них как намагниченные и ненамагниченные участки. Магнитныедиски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрьсистемного блока и постоянно находится там. В системном блоке находятся идисководы гибких магнитных дисков — дискет. Дискета вручную вставляется вдисковод через специальное отверстие в корпусе системного блока. С помощьюдискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой. В отличие отгибких, жесткие диски нельзя переносить. В последнее время дискеты редкоиспользуются, в основном, все пользуются оптическими дисками и USВносителями(Flash)
Скажите мне, для чего используетсяклавиатура? (для ввода информациив память компьютера)
Для чего используется монитор? (предназначен для вывода информации на экран или, ещеговорят, для отображения информации на экране).
Так же, всем вам известно, что к ПК могутподключаться дополнительные устройства:
· Принтер(для вывода информации на бумагу);
· Мышь(для управления экранными объектами);
· Акустическиеколонки (для вывода звуковой информации);
· Джойстик(для управления компьютером во время игры);
· ДисководСD-ROМ(для чтения данных с лазерных дисков);
· Сканер(для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно сбумажного оригинала);
· Графопостроитель(для вывода графической информации, т.е. чертежей и рисунков, на бумагу).
Существуют и другие устройства. Все онисоставляют аппаратное обеспечение компьютера.
Теперь давайте внимательно рассмотримшкольные компьютеры. Они связаны друг с другом и подчиняются самой главноймашине — той, которая стоит на учительском столе. Говорят, что они объединены влокальную сеть. Компьютерные сети(локальные и глобальные, объединяющиепользователей разных стран) получили в настоящее время широкое распространение,так как позволяют очень быстро передавать информацию на любые расстояния иоткрывают каждому доступ к огромным информационным ресурсам.
4. Практическая работа
Нарисоватьустройства ПК с помощью программы Paint.
5.  Физкультминутка для глаз
↓↑ ←→ круговыедвижения глаз(по 3 раза), глаза зажмурить-открыть(Зр).
6. Закрепление изученного
1. Из каких основных устройств состоит ПК?(системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
Как называется устройство обработкиинформации? (процессор)
Какие устройства хранения информации вызнаете? (оперативная память, дискеты, жесткий диск)
Что входит в состав аппаратногообеспечения ПК? (устройства ввода, вывода, обработки, хранения информации)
7. Подведение итогов
Учащиеся также изображали устройствакомпьютера с помощью встроенного в операционную систему графического редактора Paint.Им было намного легче выполнять это задание, так как перед ними с помощьюпроектора были предоставлены наглядные примеры. В данном случае учащиеся нежаловались на то, что у них нет фломастеров или карандашей, что портятсялисточки. В конце занятия мной был проведен опрос учащихся по отношению их кданной внеклассной работе, на что многие ученики отозвались положительно.
 В результате данного эксперимента мывидим, что внеклассную работу по информатике намного эффективнее и удобнеепроводить с использованием информационных технологий. Интерес к предмету уучащихся значительно возрос из-за применения во внеклассной работе компьютера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, какиеже положительные результаты дает внеклассная работа? Так, ВР направлена большейчастью на развитие воображения школьников на основе образного материала,который не подается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы,в том числе и нравственного характера. На них реализуется мнемоническиеспособности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: “объятьнеобъятное”; гармонично объединить фактический и теоретический материал;обычное восприятие информации и творческую работу; эмоциональный и логическийспособы восприятия – словом, заставить функционировать разные уровнипознавательной деятельности учащихся. На проблему соотношения чувственного илогического обращал пристальное внимание Н.Г. Дайри: «В преподавании некоторыхпредметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или инойстепени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений,фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легкопознакомится в жизни. Проигрывание роли, внутренне раскрепощая ребенка, создаетусловия, при которых может развиваться творчество».[2]Результативностью применения ВР является следующее: ВР мотивирует, стимулируети активизирует познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие,мышление, память, воображение; внеклассная работа повышает интерес к предмету,практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такиеуроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиямтехнологией, ВР позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическоеусвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные ипрочувствованные знания.
Несмотря навысокую степень эффективности ВР в процессе обучения, в то же время ее неследует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практикапроведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они немогут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может датьобратный результат”.[3] От традиционных формуроков не следует отказываться.
Толькооптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствоватьуспешному развитию личности учащихся. Критерием такой сбалансированностиявляется принцип оптимизации процесса обучения, хорошо разработанной вдидактике. За основу принимается критерий оптимальности, по словам Ю.К.Бабанского: «признак, на основании которого производится сравнительная оценкавозможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего из них». В качестве такихкритериев Ю.К. Бабанский выделяет: эффективность (как результаты успешностиучения, воспитанности, развитости учащихся); качество решенияучебно-воспитательных задач (как степень соответствия результатов обученияцелям и задачам учебно-воспитательного процесса); оптимальность расхода времении усилий учителей и учащихся.
То есть,должно быть гармоничное сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.Точно также как нельзя отказываться от традиционного обучения, точно такженельзя отвергать нетрадиционное. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем изорганизации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциалнезависимо от того, какой предмет он преподает, а вместе с тем они помогаюттворчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательнуюактивность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную вовсе более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. И в этом наммогут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционныеуроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.

Списокиспользованных источников
 
1. Асаинова, А. Ж.Учебно-методический проект «Информация и управление» / А. Ж. Асаинова //Применение современных информационных технологий в образовании: Сб. трудов 4-гоучебно-методического семинара. – Омск: Изд-во ОМГПУ, 2003. – 45 с.
2. Асаинова, А. Ж. Формирование учебно-познавательной компетентностишкольников в процессе обучения информатике / А. Ж. Асаинова // Математика и информатика:наука и образование. — 2003. –№ 3. – 180 с.
3. Горячев, А. В. Мы формируеминформационно грамотную личность / А. В. Горячев // Информатика и образование.– 2002. — №6. – С. 46 — 51.
4. Гохберг, Г. С. Информационныетехнологии: учебник для сред. проф. образования / Г. С. Гохберг, А. В.Зафиевский, А. А. Короткин. – М.: Академия, 2004. – С. 5 – 11.
5. Иванова, Б.В. Проблемные ситуации при обучении информатике / Б.В.Иванова // Начальная школа. – 2001. — № 5. – 110 с.
6. Информатика: учеб. пособие длястуд. пед. вузов / А. В. Могилев [и др.]; под ред. Е. К. Хеннера. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Академия, 2003. – С. 23 – 31.
7. Информатика в понятиях и терминах:Кн. для учащихся ст. классов средн. шк. / под редакцией Г.А. Бордовский,В.А.Извозчиков, Ю.В.Исаев, В.В.Морозов. – М.: Прсвещение, 2005. – 56 с.
8. Карелина, Т.М. Методы проблемного обучения/ Т.М. Карелина // Информатикав школе. – 2001.- № 5. – 75 с.
9. Колин, К. К. Информатика какфундаментальная наука / К. К. Колин // Информатика и образование. — 2007. — №6.– С.46 – 57.
10.  Кузнецов, А. А. Изучение ИКТ в курсе информатики:методические проблемы и пути их решения / А. А. Кузнецов, А. С. Захаров, Т. Н.Суворова // Информатика и образование. – 2007. — №12. – С. 3 — 9.
11.  Куликова, Т.Н. Особенности применения компьютерныхобучающих программ умственного развития младших школьников / Т.Н. Куликова //Информатика и образование. – 2007. — №1. – С. 103 – 105.
12.  Лыскова, В. Ю. Активизация учебно-познавательнойдеятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационнойсреды / В. Ю. Лыскова. – Тамбов: Стиль, 1997. — 380 с.
13.  Матюшкин, А.М. Проблемныеситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин.– М.: Педагогика, 2003.- 77 с.
14.  Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик [идр.]; под общей ред. М. П. Лапчика. – М.: Академия, 2003. – С. 110 — 114.
15.  Методика преподавания информатики: учеб. пособие длястуд. пед. вузов / М. П. Лапчик [и др.]; под общей редакцией М. П. Лапчика. –М.: Академия, 2001. — 624 с.
16.  Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности детеймладшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. –М.: Академия, 2007. – 272 с.
17.  Могилев, А. В. Информатика: учеб. пособие для студ.пед. вузов / А. В. Могилев Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. – 2-е изд., стер. – М.:Академия, 2003. – С. 158.
18.  Морозевич, Н. Н. Основы информатики: учеб. пособие /Н. Н. Морозевич, Н. Н. Говядинова. — М.: Новое знание, 2001. – 386 с.
19.  Моторин, В. В. Воспитательные возможности компьютерныхигр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. — №11. – С. 53 – 57.
20.  Никитина, О.Ю. Поговорим о компьютерных играх. Советыпедагогам / О.Ю. Никитина // Дошкольная педагогика. – 2007. — №8. – с. 53 – 54.
21.  Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003 /В. П. Леонтьев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 957с
22.  Петухов, В. В. Психология мышления:учебно-методическое пособие / В. В. Петухов. — М., 1987. – С. 78.
23.  Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальнойшколы / Ю. А. Первин // Информатика и образование. – 2002. — №12. – С. 21 – 29.
24.  Полат, Е.С. Новые педагогические и информационныетехнологии в системе образования / Е.С. Полат.- М.: Педагогика, 2000.-69 с.
25.  Семакин, И. Г. Преподавание базового курса информатикив средней школе: методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. – М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – С. 34 — 49.
26.  Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М.Прохоров. – 4-изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600 с.
27.  Уваров, А. Ю. На пути к общедоступной коллекциицифровых образовательных ресурсов / А. Ю. Уваров // Информатика иобразование.-2005.-№7.-С.3-13.
28.  Цветкова, М. С. Практические задания с использованиеминформационных технологий для 5-6 классов: практикум / М. С. Цветкова,
О.Н. Масленникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 54 – 59.
29.  Осин, А. ВСоздание учебных материалов нового поколения / А. В. Осин // Информатизацияобщего образования: тематическое приложение к журналу «Вестник образования» — М.: Просвещение, 2003. – №2.- С15-25.
30.  INTELLSYST.Ru: энциклопедический портал. – М., 2006.- Режимдоступа: www.intellsyst.ru/publications/_text/TOM3.shtml. — 08.02.2009.
31.  ALLENG.Ru:справочный портал по информатике. – М., 2007.- Режим доступа: www.alleng.ru/edu/comp4.htm. - 08.02.2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.