Реферат по предмету "Педагогика"


Использование моделирования в формировании естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №90
«АЙБОЛИТ»
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ВЫСШУЮ КАТЕГОРИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитатель:
Мунтян Агафия Григорьевна
г. Нижневартовск, 2007 год

Оглавление
Введение
Глава I. Теоретический аспект исследования
1.1 Экологическое воспитание как актуальное направлениедошкольной педагогики
1.2 Формирование естественно-научных представлений у детейдошкольного возраста средствами графического моделирования
Глава 2. Практический аспект исследования
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Введение
Кончился ХХ век — век, напротяжении которого человек «познавал» окружающий мир. Это познание привелок исчезновению многих видов животных, к загрязнению воздушного и водного Океана.Все чаще и чаще происходят экологические катастрофы. Настала пора задуматься оспасении того, что еще можно спасти и сохранить.
В третьем тысячелетиичеловечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой — " Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходиться начинать думатьпо-иному, чем до сих пор…", — такого мнения придерживаютсяученые-современники.
Экологическую культуру нельзяпривезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура — есть знание,понимание природы как необходимого основополагающего и незаменимого компонентасуществования всего человечества на Земле; она рождается как результатвзаимодействия природы и человека. Хорошо известно, что в нашей стране,осталось слишком мало регионов с благоприятной экологической обстановкой. Согласноисследованиям экологов, в большей части территории России экологическиепроблемы существуют не один год и в ближайшее будущее положение дел в лучшуюсторону не измениться.
Наш регион не являетсяисключением, в газете «Еженедельник» №2 за 2005 год в статье «Состояниеокружающей среды в ХМАО» приводятся факты экологической обстановки врегионе: например, суммарный объем выбросов загрязняющих веществ (в основном, объектынефтедобычи) в атмосферу в 2004 году составил 113859 тонн. Так, Ханты-Мансийскийавтономный округ всегда славился своими богатейшими лесами, состоящими, восновном, из хвойных видов деревьев (сосна, кедр.), но экологическое положениелесных угодий с каждым годом становится все хуже — данное положение обусловленорастущей нефтедобывающей и нефтеобрабатывающей промышленностями.
Богатство и многообразие мира природыгод от года ухудшается, уменьшается вследствие интенсивной хозяйственнойдеятельности человека, который непрестанно вносит изменения в природный баланс,нарушая тем самым экологическое равновесие окружающей среды.
Всё это побуждает к болееинтенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развитияэкологического мышления у населения планеты. Процесс осознания, чточеловечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы ХХ века: наМеждународной конференции по окружающей среде, одновременно с этим сталоформироваться понимание необходимости экологического просвещения людей. Так,постепенно появлялась мысль о необходимости создания непрерывногоэкологического образования, которое "…предполагает обучение бережномуотношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованиювнутреннего мира самого человека. Только сознание себя как частимакромира…позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой…" (издоклада Г.А. Ягодина — председателя Гособразования СССР — на Третьей Всесоюзнойконференции осенью 1990 года в г. Казань).
Каждый ребенок хочет радоваться новомудню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше новогои интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано,что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т.к именноэто общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы,но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитатьи беречь.
Дети дошкольного возраста — этосамые маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых(родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых можетразвиваться и совершенствоваться в рамках практической реализацииэкологического образования детей, которое является новым направлением в дошкольнойпедагогике.
Так, главной цельюэкологического воспитания является формирование экологической культуры, подкоторой следует понимать совокупность экологического сознания, экологическихчувств и экологической деятельности.
Экологическая культура, в своюочередь, является неотъемлемой частью общей культуры человека и включаетразличные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельностиэкологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннююэкологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания,чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки,взаимодействие).
В структуре экологическойкультуры ребенка выделяются компоненты: экологические знания и умения,экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданноеповедение.
Выше названные структурные компонентыотображены в региональной программе ХМАО по экологическому образованиюдошкольников «Экология для малышей» (автор Е.В. Гончарова), цельюкоторой является формирование экологической культуры на основеисторико-географических и природных особенностей, традиционного и современногоприродопользования с учетом этнических культур.
Дошкольный возраст — оптимальныйэтап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенокначинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностноеотношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позицийличности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также вего поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможностьформирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия сприродой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней,активности в решении некоторых экологических проблем.
Эффективность работы поформированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит отособенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы поэкологическому воспитанию. Главная задача педагога — нагляднопродемонстрировать причинно-следственную связь природных объектов, развиватьтакие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общностьпредметов.
Наиболее благоприятным дляпростраивания взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды впедагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольныйвозраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, еголюбознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношениюк окружающему миру (Виноградова Н.Ф., Николаева С.Н., и др.). Отечественныеученые и практики предлагают пути и способы преодоления отчуждения ребенка отприродной среды, которая рассматривается как средство умственного развития.
На практике, решениеобязательной для каждого дошкольного образовательного учреждения задачи поознакомлению детей с природой чаще всего сводится к накоплению системы знаний иопыта практического взаимодействия с природой вне осмысления характерапротекания процесса освоения ее детьми, и соответственно сущностипедагогической деятельности по ее организации.
Основной смысл педагогическогопоиска в современных условиях заключается в выявлении оптимальных условий дляформирования естественно-научных представлений, т.е. экологического мышления — способностивидеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
В работе по формированиюестественно-научных представлений опираюсь на материалы парциальных программрекомендованных министерством образования РФ: «Юный эколог» (НиколаеваС.Н.); «Мы -земляне» (Вересов Н.Н.),«Экология для малышей»(автор Е.В. Гончарова).
В настоящей квалификационнойработе рассмотрены подходы к содержанию экологического воспитания дошкольников,метод графического моделирования (как разновидность методов экологическоговоспитания) — роль, место, особенности использования в конкретной возрастнойгруппе, определена эффективность их применения в работе по формированиюэкологических представлений и положительного отношения к объектам природы, чтоподтвердила выдвинутая гипотеза.
Целью работы является:
Изучение проблемы использованияграфического моделирования как средство формирования естественно-научныхпредставлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели настоящейквалификационной работы необходимо решить следующиезадачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическуюлитературу по проблеме естественно-научных представлений у детей старшегодошкольного возраста средствами графического моделирования.
Выявить уровень сформированностиэкологических представлений об объектах неживой природы у детей старшегодошкольного возраста.
Разработать систему работы поформированию естественно-научных представлений у детей дошкольного возрастасредствами графического моделирования.
Определить эффективность системыработы по формированию естественно-научных представлений у детей дошкольноговозраста средствами графического моделирования.
Разработать методическиерекомендации для педагогов и родителей по формированию естественно-научныхпредставлений в ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста методомграфического моделирования.
Объект исследования: процессформирования экологических представлений и положительного отношения к объектамживой и неживой природы в рамках формирования общей экологической культуры удетей старшего дошкольного возраста посредством использования вышеназванныхметодов экологического воспитания, рассматриваемых как их разновидность.
Предмет исследования: особенностипроцесса формирования естественно-научных представлений у дошкольников.
Методологические основыисследования: работы Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Н.Н. Поддъякова,Д.Б. Эльконина и др.
Субъект исследования — дети старшего дошкольного возраста:
2005-06 учебный год — средняягруппа — 20 человек
2006-07 учебный год — старшаягруппа — те же 20 человек
Гипотеза исследования: естьвозможность предположить, что в ходе целенаправленной, планомерной исистематической работы у выделенной группы дошкольников произойдут качественные изменения в показателях их экологическойвоспитанности, которые являются результатом использования возможностейметода графического моделирования, с объектами природы, игровой обучающейситуации как разновидности методов экологического воспитания детей, одним из направлений которого является формированиеэкологических представлений и положительного отношения к объектам природы, а также при обязательном построениииндивидуально-дифференцированных программ образования, предполагающихизучение каждого ребенка.
Методы исследования: теоретическийанализ литературы, формулирование гипотезы.
База экспериментальногоисследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детскийсад компенсирующего вида № 90 «Айболит».
Глава I. Теоретическийаспект исследования
 1.1 Экологическое воспитание как актуальноенаправление дошкольной педагогики
В наши дни, когда мир находитсяна грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда,является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природуна планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первыеосновы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Бережное отношение к природе,осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранногосознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальныйэтап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивноеотношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям(«Концепция дошкольного воспитания „). Именно на этапе дошкольногодетства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получаетэмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формахжизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологическогомышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии — есливзрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимаютобщие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькомучеловеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Одной из основных задачвоспитания и образования является формирование экологической культуры иприродоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания поэкологии и практические умения, направленные на охрану природы. “Природадля нас — кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу — значитохранять Родину» (М.М. Пришвин).
Проблема экологическойкатастрофы затронула все мировое сообщество, все чаще этот вопрос поднимаетсяна конференциях, съездах, семинарах разного уровня: от Международнойконференции до конференций регионального значения; разработано и принято кисполнению значительное количество программ, технологий, нормативныхдокументов, регламентирующих деятельность всех структур — от промышленности дообразования — в области природоохраны и природосбережения. Суть всего этоготакова — выход из сложившейся ситуации может быть возможен лишь только в томслучае, если человечество осознает проблему экологического кризиса и обрететновое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества сприродой и изменит практику жизнедеятельности.
В России в конце прошлого векапроисходило становление системы непрерывного экологического образования,формировалась его концепция, где важная роль отводится сфере дошкольноговоспитания.
Все выдающиеся мыслители ипедагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитаниядетей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развитияума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.)говорили о необходимости приобщения; детей к природе, к возбуждению стойкого иглубокого интереса; к ней, без которого невозможно накопление разнообразныхсведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавалприроде К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобысообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеиознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории ипрактике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (А.А.Быстров, P.M. Басе, А.М. Степанова,Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, и др.). Природа как неисчерпаемый источник форм,красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитаниядошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержания (Э.И.Залкинд, А.С. Макаревич, В.А. Дрязгунова), в труде (E. Образцова,Н.К. Постникова, Е.И. Корзакова, В.Г. Фокина и др.).
В дошкольной педагогике велисьисследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающихведущие закономерности живой (И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева идр.) и неживой (И.С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященныхживой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которойподчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растенийи животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходув ознакомлении детей с природой.
Результатом экологическоговоспитания является экологическая культура личности. Составные экологическойкультуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологическаянаправленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, вразнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Становление экологическивоспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательногоучреждения возможно при решении следующих задач:
1. Формирование у детейэлементов экологического сознания. Освоение ребенком элементовэкологического сознания определяется содержанием и характером (степеньюсложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания,отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование у детейпрактических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; приэтом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходереальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголкеприроды и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваиваютумения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетомпотребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми уменияпредвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе,сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоениедетьми практических навыков и умений делает отношение к природе несозерцательным, а осознанно-действенным.
3. Воспитание гуманногоотношения к природе. Отношение к природе — гуманное, познавательное,эстетическое — теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенкомзнаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение идеятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природезанимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
Экологическую культуру детейдошкольного возраста можно рассматривать как специфическую «субкультуру»определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры,соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовойинформации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формированиеначал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающейприроде и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяетсяне только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествамипедагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.
Структурные компонентыэкологической культуры (экологические знания и умения, экологическое мышление,ценностные ориентации, экологически оправданное поведение) тесно связаны междусобой и составляют единую систему. Осью индивидуальной экологической культурыцелесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельностиребенка и которое повышается, если стимулировать его интерес к природе вообще,и любви к природе родного края, в частности, пробуждать чувства, вызыватьсопереживание; важно, чтобы ребенок сам мог оценить поведение человека вприроде, высказать свое суждение по этой проблеме.
Для дошкольника характерныследующие элементы экологического сознания: во-первых, потребность в общении с природой,которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка,как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этойприроды; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызываетобщение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различныеэмоциональные оттенки, положительные или отрицательные.
Основы экологической культурымогут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотноорганизованной деятельности; важно, чтобы в процессе экологического воспитанияприобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовалоформированию основ экокультуры.
Показателем сформированности экологическойкультуры дошкольника является его экологическая воспитанность, котораявыражается в:
усвоении норм и правилэкологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформациязначительной их части в привычки;
наличии потребности вприобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
потребности в общении спредставителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявлениедоброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всемуокружающему;
проявлении эстетических чувств,умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения втворческой деятельности;
проявлении инициативы в решенииэкологических проблем ближайшего окружения.
Названные показателисформированности нравственно-экологической позиции личности показательны длялюбого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированностиразличен, как различны и содержание каждого из характеристик, так и формы ихпроявления.
Дошкольный возраст — оченькороткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет, но они имеютнепреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно истремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенецпревращается в относительно самостоятельную, активную личность.
Таким образом, в периоддошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культурыдетей, и при условии качественного формирования этой субкультуры в настоящиймомент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь,передавая свои знания и умения следующим поколениям.
 1.2 Формирование естественно-научных представленийу детей дошкольного возраста средствами графического моделирования
Многие известные педагоги ифилософы обращали внимание и необходимость открыть ребенку книгу природы какможно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.А. Сухомлинский и др.
Особую роль природы в развитии мышленияподчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, нагляднойи полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составляютпервоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть, отражение внашем уме связи предметов и явлений природы.
Многочисленными исследованиями А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, тоу них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно,необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия — черезсодержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.
Великий учёный И.М. Сечиновдоказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарныхформ познания — практических действий ребёнка. Эти действия включены вчувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, нои способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сечиновалегла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления удетей.
Психологами доказано, что удетей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным инаглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольномучреждении в основном должен строится на методах наглядных и практических. Педагогическиенаблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышлениядошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активноенаблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование,имитация.
Вместе с тем, в последние годы впедагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросаммоделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологическихработах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование,становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксациизнаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В.Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)
Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изученияих моделей.
Моделирование рассматриваетсякак совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.
Цель моделирования — обеспечитьуспешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре,связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано напринципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями,знаками.
В действии с натуральнымиобъектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеютмножество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельномудействию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторонобъекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Например, для выбора способаудаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количестволистьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для даннойдеятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимомоделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели,свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы,какие-либо предметные образы-заместители или знаки.
Моделирование как активнаясамостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрациеймоделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей междуреальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей ксовместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированиюосуществляется в такой последовательности.
Воспитатель:
предлагает детям описать новыеобъекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
организует сравнение двухобъектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства,одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панномодели, замещающие эти признаки;
постепенно увеличиваетколичество сравниваемых объектов до трех-четырех;
обучает детей моделированиюсущественных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделированиепризнаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
руководит созданием моделейэлементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери»,«домашние животные»,«дикие животные», «растения»,«живое», «неживое» и т.д.
Многообразие природных явлений,составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкогопознания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни дикихживотных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных измененийв природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутриприродных сообществ — все это создает объективные трудности для познанияявлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которыхнаходится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызываютнеобходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств ипризнаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которыевскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи сокружающими условиями.
Доступность метода моделированиядля детей дошкольного возраста доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина. Оно определяется тем, что в основемоделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен вдеятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок раноовладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, визобразительной деятельности.
В дидактике выделяют три видамоделей:
Первый вид — предметнаямодель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерносвязанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главныечасти, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей впространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижнымсочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модельпредостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).
Второй вид — предметно-схематическаямодель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связимежду ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.
Предметно-схематическая модельдолжна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примероммогут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:
модель покровительственнойокраски (С.Н. Николаева)
модель «длинных и короткихног» (С.Н. Николаева)
модель, позволяющая формироватьу детей знания о потребности растений в свете (И.А. Хайдурова)
модели Н.И. Ветровой дляознакомления детей с комнатными растениями.
Третий вид — графическиемодели (графики, формулы, схемы и т.п.)
Чтобы модель, какнаглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должнасоответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойстваи отношения, которые являются объектом познания;
быть простой и доступной длясоздания и действия с ней;
ярко и отчётливо передавать с еёпомощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
облегчать познание (М.И. Кондаков,В.П. Мизинцев, А.И. Усмов)
Этапы овладения детьмимоделями.
Первый этаппредусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают спомощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. Наэтом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостногообъекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них,установление связи функционирования.
На втором этапе — осуществляетсязамещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвестидетей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться отконкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональнымисвязями и зависимостями.
Третий этап — самостоятельноеиспользование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственнойдеятельности.
В психолого-педагогическойлитературе выделены особенности организации работы с моделями вдошкольном возрасте:
начинать следует с формированиямоделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает стипом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию другихтипов отношений;
целесообразно в началемоделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу попостроению модели, имеющей обобщенный смысл;
обучение моделированиюосуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовыхмоделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.
Глава 2. Практический аспект исследования 2.1 Констатирующий эксперимент
Проблеме поиска эффективныхпутей формирования экологической культуры у дошкольников, и как её составнойчасти, развитию экологического мышления в МДОУ ДСКВ №90 «Айболит» уделяетсядостаточно большое внимание.
Образовательная работа с детьмистроится в соответствии с рекомендациями комплексной программы «Развитие»,разработанной авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера. Формированиеэкологической культуры у дошкольников в МДОУ ДСКВ № 90 в данной ситуацииосуществляется путём экологизации системы педагогического воздействия: специально-организованной,совместной и самостоятельной. (Приложение №1).
В соответствии с рекомендациямиС.Л. Новосёловой о создании предметно-развивающей среды, в МДОУ ДСКВ № 90 дляповышения интереса детей на территории детского сада создана экологическаятропа, в качестве объектов которой выбраны различные виды растений (злаковые,мхи, лекарственные, лесные и садовые ягоды и др.), уголок нетронутой природы икормушка для птиц.
В группах старшего дошкольноговозраста рекомендовано оборудовать уголки экспериментирования илимини-лаборатории.
Несмотря на созданные условия,проблема организации детского экспериментирования разработана неполно. Этообусловлено недостаточной теоретической проработанностью вопроса в МДОУ ДСКВ №90,не владением методикой руководства графического моделирования детей дошкольноговозраста и отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
Мною разработана: система работыпо развитию познавательных способностей дошкольников на природоведческомматериале, подкрепленная разнообразным дидактическим материалом, данная системаработы включает также перспективное планирование по организации работы с детьми.
В экологическом образованиидошкольника есть важный момент — проведение диагностики по изучению уровнясформированности экологических знаний ребенка, которую считаю важнойсоставляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к именномониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его зонуактуального развития (т.е. то, что ребенок может сделать сейчас и сам безпомощи взрослого) и зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать неможет, но стремиться и со временем научиться это делать самостоятельно) дляболее эффективной и направленной работы), но и проанализировать степеньэффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученныхрезультатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работыкак с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимостивнести коррективы в план своей работы.
В исследовании принимали участиедети старшего дошкольного возраста:
2005-2006 учебный год — средняягруппа — 20 человек
2006-2007 учебный год — старшаягруппа те же 20 человек.
Для исследования уровнясформированности экологических знаний детей была проанализирована литература иопределены основные диагностики, с помощью которых проводилось дальнейшееисследование. Основой для диагностирования и послужила методика выявленияуровня развития естественно-научных представлений у детей и уровня освоениядействия использования модели, разработанная авторским коллективом подруководством Л.А. Венгера (комплексная программа «Развитие») (Приложение№ 2).
Исследование предполагало:
Выявление знаний детей о живойприроде
Выявление знаний детей овременах года
На основе исследованийразработанным авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера (комплекснаяпрограмма «Развитие») были определены критерии оценки экологическихпредставлений:
Полнота — ребенок называетмногообразные живые объекты и предметы неживой природы.
Существенность — ребенок знаетотличительные признаки растений и животных, особенности их образа жизни ипроизрастании, а также свойства предметов в неживой природы.
Обобщенность — ребенок знаетназвания растительных групп, а так же определяет экологические группы животных.
Сформированности бережногоотношения к объектам природы
эмоциональные реакции в общениис природой
понимание необходимостибережного и заботливого отношения к животным и растениям
проявление активной заботы обобъектах природы
При оценке сформированности вышеобозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокийуровень, средний уровень, низкий уровень.
И так, результаты диагностикиследующие: см. Диаграмма 1.
Анализ полученных результатов (Диаграмма1) позволяет отметить положительную динамику в плане формированияэкологических представлений у детей средней группы за период обучения сСЕНТЯБРЯ по МАЙ 2005-06 учебного года. Так, например, произошли существенныеизменения в:
Сформированности представленийдетей о жизни животных:
подавляющее большинство детейгруппы — 63% на момент СЕНТЯБРЯ 2005-06 уч. года имели низкий уровеньсформированности, в ЯНВАРЕ показатель снизился до 37% (10 человек), а в МАЕстал — 19% (5 человек).
Показателисреднего уровняпретерпели также значительные качественные изменения СЕНТЯБРЬ -37%- ЯНВАРЬ — 48%- МАЙ — 44%
Что касается высокого уровнясформированности представлений о мире животных, то на начало учебного годаданный уровневый показатель отсутствовал, в ЯНВАРЕ стал на отметку 15% (, но вМАЕ данный показатель вырос, что составляет 37% от всей возрастной группы.
Сформированности представленийоб объектах и явлениях неживой природы:
Низкий уровень составил63%) — 41%- 19% соответственно СЕНТЯБРЬ-ЯНВАРЬ-МАЙ.
Показательсреднего уровняизменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках,так в СЕНТЯБРЕ он составил 37% в ЯНВАРЕ — 48% в МАЕ — 56%
Показатель высокого уровня появилсяуже к ЯНВАРЮ и составил 11% а в МАЕ уже был 26% что также является хорошейдинамикой в сформированности представлений об объектах и явлениях неживойприроды
Как показывают результатыдиагностики сформированности экологических представлений детей, в СЕНТЯБРЕ 2005-06уч. года, т.е. в начале учебного года, дети испытывали значительные сложностипри выполнении практически всех диагностических заданий. Например, привыявлении экологических представлений о мире животных, растений, об объектах иявлениях неживой природы дети в ответ на просьбу педагога называли объекты,выделяя их признаки и свойства только непосредственно в деятельности и лишь 3ребенка (11%) различали и называли достаточно большое число объектов природы изнали, например, основное строение растений и их состояние по сезонам. Чтокасается бережного отношения детей к объектам природы, то следует отметитьслабое выражение эмоциональных реакций при общении с природой, детиэпизодически принимали участие в уходе за растениями и животными и мотивировалинеобходимость бережного отношения к объектам природы, исходя из их утилитарнойпользы для человека.
К концу 2005-06 учебного годадети стали лучше ориентироваться в объектах природы, стали различать большееколичество конкретных видов деревьев, кустарников, животных разных экологическихгрупп; значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре ифауне, некоторых особенностях органов животных, стали замечать и пониматьпризнаки «живого» — движение, питание, состояние по сезонам; значительнорасширились представления о росте и развитии растений и животных, о местеобитания и способах их существования. Дети стали проявлять живой интерес кярким, динамичным объектам природы, под влиянием взрослого стали проявлятьлюбознательность в непосредственном общении с природой, стали осознаватьнеобходимость бережного отношения, но все же мотивировали его толькопрактическим или эстетическим значением объекта природы для людей.
Анализ сравнительных результатов(Диаграмма 2) общего показателя экологической воспитанности детей за 2005-06учебный год позволяет говорить о наметившейся положительной динамике в егоформировании и отмечается качественный рост в экологической воспитанности детейсредней группы. Так, за этот период экологическая воспитанность выросла до высокогоуровня, который составляет 33%, значительные качественные измененияпретерпел показатель среднего уровня, он вырос с 33% до 48%соответственно, а показатель низкого уровня экологической воспитанностиснизился до отметки 19% (для сравнения: на начало учебного года он составил67%, к середине года — 41%). Таким образом, результаты показывают, что работапо экологическому воспитанию детей средней группе проводилась планово,целенаправленно и систематично.
2.2 Формирующий эксперимент
Исходя из теоретическихположений, рассмотренных в первой части настоящей квалификационной работы, изрезультатов констатирующей части исследования, где отмечены «слабые» местав формировании экологических представлений детей, видно, что требовалосьпроведение соответствующей работы в данном направлениии коррекцияимеющихся результатов у данной группы детей возможна.
Гипотеза: естьвозможность предположить, что в ходе целенаправленной, планомерной исистематической работы у выделенной группы дошкольников произойдут качественные изменения в показателях их экологическойвоспитанности, которые являются результатом использования возможностейметода графического моделирования, как разновидности методов экологическоговоспитания детей, одним из направленийкоторого является формирование экологических представлений иположительного отношения к объектам природы,а также при обязательном построении индивидуально-дифференцированныхпрограмм образования, предполагающих изучение каждого ребенка.
Результаты диагностики детей по выявлению экологических представлений увыделенной группы детей определили основные направления формирующей работы:
1) живая природа (характерныеособенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живыхорганизмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2) неживая природа (воздух,вода, свет и др.).
Основой базового компонента моейработы является реализация раздела «Развитие экологических представлений»комплексной программы «Развитие» (Л.А. Венгер), которыйконкретизируется с учётом местных условий: эколого-географических,национально-культурных.
Мною составлен перспективныйплан работы по развитию экологических представлений у детей старшегодошкольного возраста средствами моделирования и экспериментирования (всоответствии с рекомендациями комплексной программы «Развитие») вспециально организованной деятельности (Приложение № 3) Так же используюв работе с детьми алгоритмы деятельности, схемы.
Учитывая, что действительностьдля детей представляется в форме «ясных» и «неясных» знаний(Н.П. Поддъяков), и что противоречия, возникающие между двумя этими областями,стимулируют их активность, для поддержания её на высоком уровне создаю условия,при которых рост «неясных» знаний опережает рост «ясных». Сэтой целью мною используются традиционные методы: чтение и рассматриваниеспециальной литературы познавательного характера, наблюдение, накоплениепознавательного опыта.
Ребёнку обеспечиваются условиядля продвижения от зоны ближайшего к зоне актуального развития. В этом случаемоя позиция, как педагога — вместе, на равных.
Мною разработаны методическиерекомендации по отбору содержания объектов поисково-познавательной деятельности(Приложение № 5).
В групповом помещении выделены основные,так называемые, микроблоки развивающей среды, которые способствуют развитиюестественно-научных представлений у старших дошкольников.
Лаборатория. Решаетзадачи овладения средствами познавательной деятельности, способами действий,обследования объектов; расширение познавательного опыта. Содержание среды: материалыдля ознакомления с их свойствами (сыпучие, твёрдые, жидкие и пр.); оборудованиедля экспериментов (воронки, ёмкости и др.); приборы (микроскоп, лупы, весы,часы и др.); элементарные устройства, макеты, модели для демонстрациикаких-либо свойств, явлений). Деятельность детей — опыты, эксперименты.
Уголок природы. Решаетзадачу расширения познавательного опыта, его использования в практическойтрудовой деятельности. Содержание среды: растения в соответствии срекомендациями, оборудование для труда в природе. Деятельность детей — наблюдения, проведение опытов, экспериментов и исследований, трудприродоведческого содержания.
Уголок «Знайки». Решаетзадачу формирования умения самостоятельно «работать» с книгой, «добывать»нужную информацию, накопление познавательного опыта. Содержание среды: познавательнаялитература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальныеобъекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-,видеокассеты, коллекции, макеты (тайга, пустыня, море, горы) и пр. Деятельностьдетей — рассматривание, чтение, слушание, составление коллекций, систематизациянаглядных материалов.
Уголок моделирования. Решаетзадачи развития способности овладения моделирующей деятельностью,систематизация познавательного опыта. Содержание деятельности: условныесимволы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календаринаблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности,опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей),изобразительные средства. Деятельность детей — «чтение», составление,рисование моделей, действия в соответствии с ними.
Разработано мною система работыпо формированию естественно-научных представлений строится с учетомобщедидактических принципов:
деятельностный подход к развитиюличности;
ориентацию на многообразие формреализации поисково-познавательной деятельности;
обеспечение системного подхода кобъединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированиюпоисково-познавательных задач;
ориентацию на использованиесредств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуальногосодержания).
Хотелось бы заметить, чтопредставленные в квалификационной работе и в Приложении материалы- это лишь небольшая часть всей системы работы, по формированиюэкологических знаний детей старшего дошкольного возраста средствами методаграфического моделирования.
Материал для разработки перспективного плана по формированию естественно-научныхпредставлений у детей средствами графического моделирования разработанные мною, основываются на сборникахматериалов следующих авторов:
Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детейсредней группы ДОУ. Екатеринбург, 2002
Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетныеигры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
Николаева С.Н. Воспитаниеэкологической культуры в дошкольном детстве. М., 2002
Николаева С.Н. Экологическоевоспитание дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М., 1998.
И др.
 2.3 Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности ирезультативности педагогического воздействия на процесс формированияэкологических представлений и положительного отношения к объектам природыпосредством использования метода графического моделирования использовался тотже диагностический материал по обследованию уровня сформированностиэкологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явленияхприроды, об отношении детей к объектам природы, в исследования принималиучастие те же 20 детей, но уже ставшие воспитанниками старшей группы.
Данный этап экспериментапоказал, что в целом получена положительная динамика развитияестественно-научных представлений у детей. Отмечено, что дети способны делатьвыводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов иявлений, самостоятельно формулировать выводы, давать описание увиденного,фиксировать ход и результаты опытов в простейших схемах.
Контрольный экспериментпроводился в СЕНТЯБРЕ, 2006-07 уч. года.
Диаграмма 3.
Анализ диаграммы 3 позволяетговорить, что произошли значительные изменения в плане сформированностиэкологических представлений об объектах природы и бережного к ним отношения. Отмеченыкачественные и количественные преобразования в показателях. Так, например:
Сформированность представленийдетей о жизни растений:
подавляющее большинство детейгруппы — 74% на момент СЕНТЯБРЯ 2006-07 уч. года имели низкий уровеньсформированности, в ЯНВАРЕ 2006-07 уч. года показатель снизился до 22%
Показателисреднего уровняпретерпели также значительные качественные изменения — выросли: СЕНТЯБРЬ 2006-07уч. года -26%- ЯНВАРЕ 2006-07 уч. года — 37%
Что касается высокого уровнясформированности представлений о растениях, то на начало 2006-07 учебного годаданный уровневый показатель отсутствовал, а в ЯНВАРЕ 2006-07 учебного составил41%
Бережное отношение к объектамприроды:
Низкий уровень составил70%- 22% соответственно СЕНТЯБРЬ, 2006-07 уч. года — ЯНВАРЬ, 2006-07 уч. года.
Показательсреднего уровняизменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках,так в СЕНТЯБРЕ 2006-07 уч. года он составил 30% а в ЯНВАРЕ 2006-07 уч. года — 48%
Показатель высокого уровня наСЕНТЯБРЬ 2006-07 уч. года отсутствовал, а в ЯНВАРЕ 2006-07 уч. года составил30% (8 человек), что является хорошей динамикой в сформированности бережногоотношения к объектам природы.
Таким образом, выдвинутаягипотеза экспериментальной работы подтвердилась не только в теоретическихположениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходецеленаправленной, планомерной и систематической работы у выделенной группыдошкольников произошли качественныеизменения в показателях их экологической воспитанности, которые являются результатом использования графическогомоделирования как разновидности методов экологического воспитания, одним из направлений которого является формированиеэкологических представлений и положительного отношения к объектам природы.
Заключение
Формирующий эксперимент,проведённый в условиях образовательного процесса с детьми позволил исследоватьособенности и положительную динамику процесса становления естественно-научныхпредставлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимостьисследования определяется возможностью использования содержащихся в нёмтеоретических положений и выводов, методических материалов и предложенныхрекомендаций в процессе совершенствования образовательной работы с детьмистаршего дошкольного возраста по формированию естественно-научных представлений.
В заключении подводим итоги иделаем следующие выводы:
теоретические исследованияпоказали, что в формировании основ естественно-научных представлений методомграфического моделирования рассматривается как метод, близкий к идеальному.
составленные рекомендации дляродителей по формированию естественно — научных представлений методомграфического моделирования (Приложение №6) позволяют создать единоеобразовательное пространство в детском саду и семье.
Список литературы
1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М., 1996.
2. Гончарова Е.В. «Экология для малышей», Тюмень, изд. Институтапроблем освоения Севера СО РАН, 2000.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом». Занимательныеопыты и эксперименты для дошкольников. Москва: творческий центр «Сфера»,2001 г.
4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений иэкспериментов в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. (миррастений). М.: ТЦ Сфера, 2004.
6. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Учебно-методическоепособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. Шадринск: издательствоПО «Исеть», 1997.
7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
8. Основы дошкольной педагогики / под ред. А.В. Запорожца и др.М., 1980.
9. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольников. М., 1997.
10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом«Карапуз», 2001 г.
11. Рыжова Н.А. Я и природа. М., 1996.
12. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М. 1997.
13. Рыжова Н.А. Воздух — невидимка. М., 1998.
14. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998, №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.