Министерство образованияРоссийской Федерации
Бирский государственныйпедагогический институт
Кафедра методики физики иТСО.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему:
Выполнил: студент 44 группы
физико-математическогофа-
культета Гайсин Шамиль Т.
Проверил: д.п.н., профессор
Тагариев Р.З.Бирск-2002
Оглавление
Введение
Цели и задачи
План
Блок 1. Изучение новогоматериала ( основной объем )
План урока.
Опорный конспект урока.
Блок 2. Тренинг минимум.
План урока.
Задачи
Блок 3. Изучение новогоматериала (дополнительный объем )
План урока.
Вопросы семинара.
Дополнительная литература.
Блок 4. Развивающеедифференцированное обучение.
План урока.Задачи 1 уровня.
Задачи 2 уровня.
Задачи 3 уровня.
Блок5. Контроль и коррекция знаний учащихся по данному модулю.
План урока.
Тест, выявляющий уровеньзнаний учащихся по данному модулю.
Введение.
Данная творческая работа посвящена изучениюинтегрированного обуче-ния на примере двух глав «Взаимное превращение жидкостейи газов» и «Твердые тела» программы 10 класса средней общеобразовательнойшколы, которая входит в раздел «Молекулярная физика. Тепловые явления».Тема (модуль) разбивается наотдельные блоки. Исходя из целей всего модуля, строится поэтапное крупноблочноеизложение материала, основываясь напринципах модульного и крупноблочного подхода, а также в зависимости отконкретных задач каждого блока. Рассмотрим эту идею на примере тем: «Взаимное превращениежидкостей и газов» и «Твердые тела». Цели и задачи
Познакомить учащихся с основными – законами переходавещества из одного состояния в другое и свойствами твердых тел. Датьопределения по-нятий: испарение,конденсация, насыщенный пар, ненасыщенный пар, кипе-ние, критическаятемпература, влажность воздуха, кристаллы, аморфное те-ло, деформации(растяжения (сжатия), сдвига), предел прочности, предел пропорциональности иупругости, пластичность и хрупкость, механическое напряжение. Раскрытьсущность зависимости давления насыщенного пара от температуры. Раскрыть сущность закона Гука. Развиватьпознавательный интерес через постановку демонстрационных опытов, развивать самостоя-тельностьчерез деятельностный подход. Ознакомить учащихся с методами научного эксперимента проведениемлабораторных работ. Осуществлять самостоятельную работу на уроке в соответствиис принципами интегриро- ванного обучения.
План интегрированного обучения.
Форма проведения уроков
Количество
часов
Блок 1. Изучение нового материала Форма- лекция, крупноблочная
2
Блок 2 Тренинг-минимум
Закрепление, решение задач
1
Блок 3. Изучение нового материала (дополнительный объем)
Дополнительный объем, семинар
2
Блок 4. Развивающее дифференцированное обучение
Практикум-семинар
1
Блок 5. Контроль и коррекция знаний и умений учащихся
Проверочная итоговая контрольная работа
1
Блок 1. Изучение новогоматериала(основной объем).
Изучение нового материала. Для этого модуляпредпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикамукрупненную дидактическую единицу содержания материала. Однако такуюдидактическую единицу не всегда можно выделить в предмете, ибо, как ранееуказывалось, смысл укрупненной единицы не количественный, а качественный:наличие комплекса взаимно обратимых мыслительных операций. Кроме того, класс невсегда подготовлен к восприятию лекций( ученики не умеют выделить главное, непонимают логических ударений и интонаций, не умеют грамотно конспектировать ипрочее). Наконец, учитель тоже не всегда умеет читать лекции. Поэтому нетникаких оснований вытеснять проверенные формы- беседу, рассказ, семинар( хотяон и редко применяется в этой части блоков уроков). Разумное их сочетание полезнее.План урокаИзучение нового материала
Этапы урока Время Приемы и методы
Организационный момент
3 мин. Сообщения учителя
Изучение нового материала
35-37 мин.
Беседа, записи в тетрадях, эксперимент, рассказ, наблюдение
Подведение итогов. Повторение главного. Домашнее задание
5-7 мин. Сообщение учителя
Опорные конспекты уроков:
Состояние насыщенного параприближенно описывается уравнением:
P0=ρ*R*T/M или P0=n*k*T;
При T=const: pне зависит от V, таккак nне зависит от V.
P Закон Бойля-Мариотта не выполняется
A (участок AB)
B
0 V
приV=const: pизменяется быстрее, чем T,вследствие увеличения концентрации молекул (плотности) пара.
Закон Шарля не выполняется (участок BC).
p
C
B T
0
взрыв Поведение насыщенного пара взакрытых сосудах
Приувеличении T
Приуменьшении T
сдавливание
Учитывается при проектировании, эксплуатации
автоклавов и котлов высокого давления.
Парообразование, происходящее одновременно с поверхности ипо всему объему жидкости при определенной температуре, называют кипением.
Кипениеначинается тогда, когда давление насыщенного Внутри пузырьковстановится равным или большим внешнего
давления,производимого на пузырька пара в жидкости.
давление внутрипузырька равно сумме давлений
насыщенного пара ивоздуха:
PПУЗЫРЬКА=PНАС.+PВОЗДУХА.
Составнымичастями внешнего давления являются атмосферное давление, гидростатическоедавление и давление, связанное с силами поверхностного натяжения:
PВНЕШ.=PАТМ.+ρgh+PП.Н.По условию кипения имеем:
PНАС.+PВОЗДУХА PАТМ.+ ρgh+PП.Н.
ρ жидкость
Температура TК, при которой исчезает различие
между жидкостью и ее насыщенном паром,
пар называетсякритической.
0 TК T
Влажностьвоздуха.
Под влажностью воздуха понимается содержание водяных паровв воздухе.Абсолютной влажностью воздуха назв. количество водяных паров, содержащихся в единице объема воздуха (1м3), т.е. плотность паров воды, содержащихся в воздухе.
r=m/V ïrï=г/м3Относительной влажностью воздуха назв. отношение абсолютной влажности к тому количеству водяного пара, которое необходимо для насыщения 1 м3 воздуха при данной температуре.
j=r/rн*100% или j=P/P0*100%Температура, при которой насыщенный ранее воздух становится насыщенным, назв. точкой росы(tр). Приборы для определения влажности и точки росы:
А) гигрометры: волосяные(j); конденсационные(tр,r).
Б) психрометр(j,r).
Сухость норма влажность
40% и меньше 60- 80% 80% иболееИспользование и учет.
А) в метеорологии;
Б) при хранении продуктов иматериалов;
В) хранения произведений искусств;
Г) в проектирование строительныхсооружений;
Деформация. Виды деформации твердых тел.
Деформацией назв. изменение формы или объема телапод действием внешних сил.
Деформации бывают упругими илипластичными.Растяжения.
l0
F=-F1 Dl=l-l0- канаты,
Абсолютное удлинение тросы,
F1 F сцепления.
Dl e=Dl/l0
относительное удлинение
lСжатие. При растяжении или сжатии столбы,
F
F1 L меняется начальная длинаи колонны,
Площадьпоперечного сечения тела стены.
Dl
l0
3. F1
При кручении отдельные слои тела остаются
параллельными, но смещаются относительно
F другдруга по вертикальной линии.
валы,
сверла.
4.Сдвиг. F
g Придеформации балки в
сдвигапроисходит местах
смещение слоев тела опор,
угол сдвига g»F относите-о друг друга. зубила.
4.
сжатие
кран-балка, консоль.
нейтральный слой
растяжение
F
Механическиесвойства твердых тел.
Механическоенапряжение-величина равная отношению модуля Fсилы упругости к площадипоперечного сечения Sтела.
s=F/S СИ F S s
Н м2 Н/м2(Па)
Роберт Гук, ЗаконГука: При малых деформациях напряжение прямо
1676.Закон пропорционально относительномуудлинению.
установлен s»e s=E*ïeï
опытном где E-модульЮнга или модуль упругости
путем характеризует сопротивляемостьматериала упругой деформации
растяжения или сжатия.
Т.к.s=F/S ; e=Dl/l0 ИмеемF/S=E*Dl/l0
F=E*S*ïDlô/l0–сила действующая на материалили сила упругости материала.
ГдеE*S/l0=k -жесткость материала, то F=k*ïDlô
Диаграмма растяжения: Е sп — предел пропорциональности-
s напряжение, при котором еще
sпч выполняетсязакон Гука;
к разрыву sуп – предел упругости-напряжение,
sуп текучесть которое не вызывает заметные
sп в остаточные деформации;
sдоп sпч — предел прочности-максимальное
напряжение, которое выдерживает материал
0 e перед его разрушением;
sдоп — допустимое (рабочая)напряжение, оказываемое на материал в процессе работы.
n=sпч/sдоп–запас прочности.
Блок 2. Тренинг-минимум.
Тренингминимум. Таккак этот модуль предназначен для доведения умения.
решать шаблонные задачи минимального уровня доавтоматизма, поэтому нужно сначала задать шаблоны. Это обычно делаетсяпосредством бесед. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работуучеников. Промежуточным шагом может быть использование практикума, когда классделится на группы, и закрепление проходит через общение учеников. В этом случаесостав группы не учитывает никаких уровневых достижений учеников, посколькуникаких уровней пока просто нет. На данном этапе обучения все ученики считаютсянекомпетентными в изучаемой теме.
План урока
Тренировочный урок по решению шаблонных задач.
Этапы урока
Время
Приемы и методы
Введение: порядок на уроке
1-2 мин.
Сообщение учителя
Закрепление знаний и умений
20-25 мин.
Решение задач, эвристическая беседа
Самостоятельная работа
10-15 мин.
Сообщение учителя, решение задач
Домашнее задание
1 мин.
Сообщение учителя
Задачи
1.Какой диаметр должен иметь стальной трос подъемногокрана, если максимальная масса поднимаемого груза равен 10 т? Предел прочностистальной проволоки 8,5* 108 Па, запас прочности должен быть = 6.
Дано: Решение:
M=104 кг Предел прочностиопределяется отношением модуля
s =8,5*108 Па максимальной силы упругости кплощади поперечного
n=6 сечения:
s=FУ/S Т.К. запас прочности равен 6,
D-? трос должен выдержатьнагрузку, в 6 раз
превышающий ту, который возникает при подъеме
грузамассой 10 т. Следовательно s=6mg/pd2 Þ d=Ö24mg/ps=3*10-2 м.
Ответ: d=3*10-2м
2. Относительная влажность воздуха в закрытом сосуде притемпературе t