ТЕМА:Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников
Содержание
1. Значениепрограммы воспитания и обучения, зависимость ее содержания от цели воспитаниядошкольников
2. Вариативностьальтернативных программ, в воспитании дошкольников
2.1 Программа «Пралеска» — первая национальная программа воспитания иобучения в детском саду
2.2 Характеристика программы «Гибкий режим в детском саду»
2.3 Программа семейного детского сада
2.4 Программа семейного воспитания детей раннего возраста
2.5 «Очарование» — программа альтернативная
Списоклитературы
1. Значение программы воспитания и обучения. Из историисоздания программных документов для дошкольников
Программа – государственный документ, утвержденныйМинистерством образования, в котором определено содержаниеучебно-воспитательной работы с детьми разных возрастных групп, цели и задачивоспитания детей дошкольного возраста.
Программа помогает воспитателю строить педагогическийпроцесс планово, видеть перспективу развития детей, осуществлять целостноеформирование личности с ранних лет жизни, обеспечивает преемственность ввоспитательно-образовательной работе на протяжении дошкольного детства,является ориентиром для воспитания детей в семье.
Существуют принципы построения программы в целом:
Концентрический – по мере взросления ребенка, усложняетсясодержание;
Линейный;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
Доступность;
Системность и последовательность расположения материала;
Связь с жизнью;
Развивающее обучение;
Единство воспитательной и образовательной работы;
Осуществление воспитания детей в деятельности.
Если говорить об истории создания программных документовдля дошкольников, то необходимо упомянуть первый программный документ — «Инструкция по ведению очага и детского сада» (1919 г.). Центральное место вэтом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающейпроявление детской активности и инициативы. Были предложены примерные схемы иуказания по оборудованию, размеры мебели, перечень детских игрушек, спискидетской и воспитательной литературы.
В 1921 году выходит «Инструкция по ведению детскогосада». Ведущим компонентом данного документа было физическое воспитание.Особенный упор был сделан на игру, была предпринята попытка сформулироватьсредства, методы воспитания.
Первый проект программы работы дошкольных учреждений былиздан в 1932 году. Это была первая попытка определить задачи и объем содержанияработы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастнойгруппе. Однако в ней недостаточно учитывались возрастные особенности ивозможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, неотводилось должного места игре.
В основу «Программ и внутреннего распорядка детскогосада» (1934) была взята часть проекта 1932 года, ориентированная на организациюработы по «видам деятельности». Указанную программу в Беларуси приняли заоснову.
«Программа воспитания в детском саду» (1962) – единаяпрограмма воспитательной работы с детьми с раннего возраста до поступления вшколу, создана авторским коллективом научных работников Академии педагогическихи Академии медицинских наук. Цель программы – ликвидировать межвозрастнуюразобщенность в воспитательном процессе.
В 1969 г. Вышла в свет усовершенствованная «Программавоспитания в детском саду», которая создана на основе научных исследований, в связис переходом школы на новое содержание образования.
На основе исследований и опыта 70-х – начала 80-х годовбыла подготовлена «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду». Онаучитывала введение обучения детей с 6-летнего возраста и предусматривалавоспитание детей первых шести лет жизни в процессе разнообразных видов активнойдеятельности.
2. Вариативность альтернативных программ, в воспитаниидошкольников
2.1 Программа «Пралеска» — первая национальная программавоспитания и обучения в детском саду
Временным творческим коллективом под руководствомпрофессора Е.А.Панько и доцента А.И. Васильевой создана первая национальнаяпрограмма «Пралеска».
Основными задачами программы являются:
— охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основздорового образа жизни;
— обеспечение полноценного своевременного и всестороннегопсихического развития ребенка;
— воспитание личности ребенка, ее творческого потенциала,формирование способностей;
— формирование взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоциональногоблагополучия каждого воспитанника;
— обучение детей, приобщение их к общечеловеческим инациональным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм исредств народной педагогики.
Содержание программы основывается на следующих взаимосвязанныхпринципах:
— гармония трех начал – физического,духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития ребенка;
— гуманизация и демократизация воспитания и обучения;
— природосообразности и индивидуализациивоспитательно-образовательного процесса;
— оздоровительной направленности воспитания;
— соединения национального и общечеловеческих моментов ввоспитании.
Содержание и задачи воспитательной работы представлены впрограмме разделами: «Познать, чтобы воспитывать», «Расти здоровым, малыш» (вэтом разделе особое внимание обращено на оздоровительную направленностьдеятельности педагога дошкольного учреждения). «Сотрудничаем с семьей».
Основное место в пособии занимает раздел «Развиваемся вдеятельности». Полноценное развитие ребенка как личности не может происходитьбез общения и речи. Материал, посвященный вопросам общения и речи в раннем идошкольном возрасте, представлен в начале данного раздела.
Материал программы представлен для трех групп: «Маляты»(2-й, 3-й год жизни), «Чамучкі» (4-й, 5-й год жизни), «Фантазёры» (6-7-й годжизни). Программа дополняется приложением по коррекции физического,психического развития дошкольников, списками литературных, музыкальныхпроизведений.
Наряду с известными, традиционными описаны разработанныеавторами инновационные подходы, технологии воспитательно-образовательной работыс детьми раннего и дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровьядетей, музыкальному образованию, приобщению к миру природы, математики и др.Значительное место отведено методическим рекомендациям по созданиюблагоприятных условий для развития и саморазвития личности, детскоготворчества, становления позитивного образа «Я» ребенка.
Особое внимание педагогов обращено на важность приобщенияребенка к общечеловеческим (универсальным) и национальным ценностям, опоры назначимые для него мотивы (преимущественно игровые).
2.2 Характеристика программы «Гибкий режим в детскомсаду»
«Гибкий режим в детском саду» — программа воспитания иобучения, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь,разработанная Белорусским научно-исследовательским институтом образования.Данная программа предназначена для дошкольных учреждений и групп с гибкимрежимом дня, а также родителей, чьи дети посещают эти группы. В программе содержаниевоспитания и обучения рассчитано на детей от 2 до 6 лет, строится на основетиповой программы воспитания и обучения в детском саду, утвержденнойМинистерством образования Республики Беларусь (“Праграма выхавання і навучанняў дзіцячым садзе (з беларускай мовай выхавання і навучання”), — Мн., 1992.
Создание данной программы было мотивировано появлениемдетских дошкольных учреждений с гибким режимом работы. Они же в свою очередьбыли образованы с целью наибольшего охвата детей дошкольным обучением и воспитанием.
Программа помещена в таблицах, где определены годовыевоспитательно-образовательные задачи по каждому ее разделу. Это даетвозможность воспринимать содержание определенного раздела с его усложнениямидля детей всех возрастов группы одновременно. Особенно это удобно в условияхразновозрастной группы. Каждый раздел программы начинается с общих задач,которые необходимо решать. С учетом сокращенного времяпребывания в группедетского сада отобран приблизительный объем воспитательно-образовательной работы,который может быть реализован воспитателем.
Однако возрастная дифференциация и адресованностьсодержания программы не означает ее строгой реализации детьми определенноговозраста. Необходимо видеть проявление каждым ребенком не только возрастных, нои свойственных только ему индивидуальных особенностей.
В связи с тем, что родители должны принимать активноеучастие в воспитании детей, содержание каждого раздела программы представленоне в традиционной академической форме, а в популярно-занимательной, котораяболее понятна людям без специального образования.
Такая форма подачи программного материала подчеркивает еегуманистическую направленность: воспитатель получает возможность видеть необезличенную массу детей определенного возраста, а каждого ребенка с егоиндивидуальными особенностями и проявлениями.
Также возможно использование данной программы в детскихсадах семейного типа, где мать воспитывает своих детей вместе с оставленнымипод ее присмотром детьми несколько часов на протяжении дня. В таком случае онадолжна иметь педагогическое образование.
2.3 Программа семейного детского сада
Данная программа разработана Министерством образованияРеспублики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа воспитателям,которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя.Программа для семейного детского сада создана на основе итоговпсихолого-педагогических исследований последних лет, а также зарубежного опыта.
Построена программа в соответствии с 4 ведущиминаправлениями развития детей, психофизического, познавательного,эмоционально-нравственного, языкового. Каждый раздел представлен определеннымиразделами. Например, раздел «Музыка» определяет задачи эмоционально-моральногоразвития. «Математика» — познавательное развитие. Однако, музыка, кромесоциального и эмоционального, включает еще и познавательный, физический,лингвистический аспекты, математика помогает малышу не только развиватьумственные способности, но и приобретать социальный опыт, пополнять речевойзапас.
Развитие и воспитание дошкольника идет по всемнаправлениям, именно поэтому деление программы на разделы можно считатьусловным: задачи, определенные в ней, тесно связаны между собой и успешнорешать их можно только в комплексе.
Названия разделов свидетельствуют, что ребенокприобщается к основным ценностям человеческой культуры. В некоторых разделахданы этапы решения задач, которые показывают последовательность и постепенностьработы с детьми. В отличии от этого деления каждого раздела на подразделы неозначает, что воспитатель сначала выполняет рекомендации первого из них, затемвторого. Все задачи решаются одновременно и на протяжении года.
Подразделы даны по горизонтали, этапы развития и возрастдетей – по вертикали такая структура облегчает ориентацию в материале исоответственно – организацию работы в группе.
При выполнении программы необходимо учитыватьиндивидуальный темп развития. В каждый раздел программы включен подраздел«Ознакомление с культурой других народов». Предусматривается выполнение 2-хзадач. 1 – воспитание детей в духе миротворчества и формирование егогуманистического мировосприятия. 2 – развитие национального самосознания.Эффективность реализации зависит от того, насколько разделяют воспитатели иродители идею национального возрождения.
2.4 Программа семейного воспитания детей раннего возраста
Данная программа разработана Министерством образованияРеспублики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа предназначена дляродителей. Цель программы – помочь родителям ориентироваться в разнообразныхпроявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию обособенностях его развития и воспитания. В программе выделены важные направленияв развитии и воспитании детей на каждом возрастном этапе.
Предпосылкой создания данной программы стало то, что всовременных условиях мать получила право воспитывать ребенка в домашнихусловиях от рождения до трех лет. Это считается правильным, так как домашнеевоспитание малыша в раннем возрасте имеет колоссальное значение. И посколькуребенок воспитывается дома родителями, то именно на них ложится ответственностьза создание условий для его полноценного развития. Дети рождаются с одинаковымивозможностями для их развития, а добиться успеха в воспитании своего ребенка впервые часы жизни – задача родителей. Именно от родителей, и от их отношений сдетьми зависит развитие ребенка.
Время после рождения ребенка самое благоприятное дляформирования разносторонних способностей, эмоционального и интеллектуальногоразвития ребенка.
Родителям необходимо иметь элементарные представления обспособностях воспитания детей раннего возраста. Каждому ребенку свойственныиндивидуальные черты, темп развития.
Начинается данная программа с раздела «Любить своегоребенка». Рассматриваются в данном разделе способы передачи любви ребенку(контакт глаз, физический контакт). Этапы семейного воспитания, описанные впрограмме, затрагивают, кроме всего прочего, еще и период пренатальногоразвития ребенка, а также время ожидания и планирование появления детей всемье. Именно этой теме посвящен раздел программы «Пакуль дзіця ненарадзілася».
Структура программы следующая:
— Предисловие;
— Любить своего ребенка
— Пока ребенок не родился
— Первый год жизни:
1. Первые недели жизни;
— как видит себя ребенок
— чем интересуется малыш
— что важно для новорожденного;
— чего необходимо избегать
— достижения новорожденного, улыбка.
2. От 1,5 до 3 месяцев
3. От 3 до 6 месяцев
4. от 6 до 9 месяцев
5. от 9 месяцев до года
6. Развитие речи:
— на первом году жизни
— на втором году жизни
— на 3 году жизни
— когда ребенок не говорит, трудности в развитии речи
— родителям.
«Очарование» — программа альтернативная
Программа «Очарование» была предложена докторомпедагогических наук, заведующей кафедры методик физического воспитаниядошкольников, учащихся и студентов Академии физического воспитания и спортаЛарисой Дмитриевной Глазыриной
Программа по физическому воспитанию «Очарование» состоитиз 3 направлений: оздоровительное, воспитательное и образовательное. Впрограмме определены основные задачи, принципы и методические рекомендации поиспользованию средств физической культуры в оздоровительном направлении.
Основными задачами воспитания дошкольников, заявленными впрограмме являются:
-обеспечить укрепление здоровья детей с помощью средствфизической культуры;
— содействовать ликвидации недостатков в физическомразвитии детей, пользуясь разными формами физических упражнений и упражнениямикоррекционного характера;
— повышать сопротивляемость организма ребенка кнеспособствующим условиям внутреннего и внешнего характера.
Автор предлагает в процессе воспитания и развития детейпользоваться следующими принципами:
— принцип организации двигательной деятельности, которыйобеспечивает хорошую адаптацию к различным негативным воздействиям внешнейсреды;
— принцип отбора физических упражнений, непосредственносвязанных с профилактикой различных заболеваний;
— принцип периодического напряжения сил и способностейребенка в системе занятий
— принцип организации, который формирует у детейпредставление о состоянии своего здоровья.
Автор в своей программе широко раскрывает методическиеприемы, дает различные рекомендации по выполнению всевозможных физическихупражнений. Так, в программе разграничены рекомендации к занятиям физическимиупражнениями общего характера, также рекомендации к занятиям физическимиупражнениями в зависимости от возраста детей.
Также автором предлагаются примерные фрагменты занятий поознакомлению с гигиеническими требованиями, занятий по физической культуре.
Автор предлагает также и теоретический блок: раскрываетсяпонятие «физическое упражнение», дается классификация физических упражнений.
Список литературы
1. Гібкі рэжым у дзіцячым садзе// Пралеска, — 1992, — №9.
2. Глазырына Л. «Зачараванне» — праграма альтэрнатыўная // Пралеска, — 1995, — №7.
3. Изучение «Программы воспитания и обучения в детском саду» в курседошкольной педагогики (методические рекомендации), — Мн, — 1989.
4. История педагогики/ под ред. М.Ф. Шабаевой, — Мн, — 1981, — С. 356.
5. Литвинова Н.В., Поздеева Т.В. Краткий курс лекций по дошкольнойпедагогике, — Мн., — 1997, — С. 64 – 78.
6. Праграма сямейнага выхавання дзяцей ранняга ўзросту //Пралеска, — 1993,- №5,7,8,9.
7. Праграма сямейнага дзіцячага сада//Пралеска, — 1994, — №2.
8. Праграма фізічнага выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту//Пралеска, — 1996, — №1.
9. Пралеска. Праграма выхавання і навучання ў дзіцячым садзе. – Мн.: 1996.
10. Программы дошкольных образовательных учреждений: метод. рек. Дляработников дошкольных образовательных учреждений/сост. О.А. Соломенникова М.,С. 17 – 28.
11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебноепособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений, Под ред. Т.И.Ерофеевой, — М., — 2000, — С.32-127.