Реферат по предмету "Педагогика"


Пути индивидуализации воспитания школьников

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
на тему: «Путииндивидуализации воспитания школьников»

Введение
Процессвоспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитанияявляется формирование и развитие ребенка как личности, которая обладаетполезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачивоспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.
Изменениеобщественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания.Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развитияобщества к личности человека.
Целивоспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развитияобщества. Во времена значительных социально-экономических преобразований онистановятся неопределенными.
Задачивоспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемымиобщечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра изла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы,ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, добротыи бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов надсиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности ксамосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности квнутренней и внешней независимости. Ответственность мы определяем как внутреннююготовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы другихлюдей и общества в целом.
Общая цель современноговоспитания – сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободнымии ответственными личностями.

1. Средстваи методы воспитания
В широкомсмысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного инеорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели)воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у нихопределенные психологические качества и формы поведения.
Подпсихологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаемдействия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личностивоспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения (которые связаны с формированиемпоступков человека), убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразованиекогнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг идругие виды психологической коррекции.
Средствамивоспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведениядемонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характерувоздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитанияпредполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого,которое осуществляется в прямом общении друг с другом.
Косвенные средствавоспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств,без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтениекниг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетногочеловека).
По включенностисознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятсяна осознанные и неосознанные.
Осознанныесредства воспитания: воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель,а воспитуемый знает о ней и принимает ее.
Неосознанныесредства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное воздействие безсознательного контроля со своей стороны, а воспитатель так же не производит преднамеренноговоздействия на воспитуемого. По характеру того, на что в самом объектевоспитания направлены воспитательные воздействия, его средства делят на эмоциональные,когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными,т.е. включают разные стороны личности воспитуемого.
К достоинствампрямых средств воспитания относят то, что они:
-  Задействуют такие виды научения как заражение, подражание и внушениекоторые основаны на механизме викарного научения (например, воспитательдемонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное еговосприятие испытуемым).
-  Расширяют возможности воспитания.
-  Это единственно возможные средства на ранних этапах детского развития(когда ребенок еще не понимает речь).
Недостаткамиявляются: персональная и временная ограниченность их
применения(воспитатель может передать только то, чем обладает сам). Не всегда воспитательможет находиться в личном контакте с воспитуемым.
Достоинствамикосвенных средств воспитания являются: разносторонность и длительность ихвоздействия на воспитуемого (книги, средства массовой информации, другиесистемы кодирования и передачи информации).
Недостаткикосвенных средств воспитания:
-  Лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом воспитательномвоздействии).
-  Возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью, умеющимчитать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).
Осознанные средствавоспитания являются управляемыми с заранее контролируемыми и предвидимыми результатами.К их недостаткам относят возрастные ограничения (они не применимы к детям раннеговозраста и даже отчасти к младшим школьникам).
Неосознанныесредства воспитания трудно оценить из-за недостаточной контролируемостисознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средства воспитания. Когнитивныевоспитательные влияния в современных условиях являются основными, так какбольшинство ученых считают, что знания человека не только определяют еголичность, но и его поведение.
Эмоциональныевоспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать у воспитуемогоопределенные аффективные состояния, которые облегчают или затрудняют принятиеим других психологических влияний. Положительные эмоции «открывают», аотрицательные «закрывают» воспитуемого от воспитательного воздействиявоспитателя.
Поведенческиевоспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вданном случае воспитуемый сначала совершает поступок и только потом осознаетего полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменениявначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются наповедение.
В последнеевремя широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического,психокоррекционного воздействия на личность. Это, например,социально-психологический тренинг, основной целью которого является научить человекалучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы,устанавливать нормальные, бесконфликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношенияс окружающими людьми.
 

2. Психологическиетеории воспитания
Теории воспитания– это концепции, объясняющие происхождение,
формированиеи изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя.
До второйполовины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которымличностные качества человека передаются по наследству, под влиянием условийжизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, часть характеристик личностивоспитанию не подлежит. Такие теории называют биогенетическими.
Второйгруппой теорией воспитания являются социогенетические теории. Авторы этихтеорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизнипод влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темпераментаи заканчивая нравственными чувствами. Их недостатки: 1) некоторые свойства личностине могут быть воспитаны (например, темперамент), т. к. они определяются генотипом(для темперамента – врожденными свойствами нервной системы); 2) из психиатрии ипсихопатологии известно, что существует связь между болезненными состояниями организмаи изменениями в психологии личности больного человека. Например, при истерии и шизофрениинаблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного,которое никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию,хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.
Ряд теорийвоспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух групп теорий,рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитие личности зависит какот биологических, так и социальных факторов.
Основныеидеи гуманистической педагогики
Модельвоспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии,развивали в 50–60 годах в США такие ученые как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли,Комбс и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются«самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждыйчеловек представляет собой цельное образование, неповторимую личность.Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды,как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации –развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути.Личность понимается как сложная автономная система, отличающаясянаправленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.Самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, вполнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Цельюобучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора фактов,теорий и прочего, а изменение личности учащегося в результате самостоятельногоучения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвитияличности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти ксамоактуализации.
 
3.Психологические условия формирования свойств личности
При какихпсихологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным?
– Воспитательноевоздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весьсубъективный мир человека. Искусство воспитателя состоит в том, чтобыустановить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника и тем, чтосубъективно значимо для него.
– Активностьи самостоятельность самого учащегося.
– Принципразвития в деятельности. Деятельность ребенка – необходимое условие формированияличности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельностьребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируютсяи привычные способы поведения.
– Подкрепление.Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильноориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
Воспитаниешкольника немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразияего личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагаетучет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типатемперамента, развития тех или иных способностей и т.д.), т.е. выяснение того,чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строитьвоспитательную работу.
Индивидуальныйподход в воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случаеиндивидуальный подход является частью педагогического такта. Психологический аспектиндивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с цельюорганизации педагогически целесообразного процесса воспитания. Психологиювоспитания в этом случае интересуют индивидуальные проявления общихпсихологических закономерностей у школьников, изучение лишь только им присущихи неповторимых сочетаний данных закономерностей и особенностей.
 

4.Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе
 
Каждыйчеловек – есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задачапедагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.
Человекэто: 1) индивид, 2) личность, 3) субъект, 4) индивидуальность, 5) уникум.
Учитель ипедагог Сухомлинский В.А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсотстраниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников.Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым,уникальным миром.
Нет в миреничего сложнее и богаче человеческой личности.
В настоящеевремя перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности,свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.
Из этойцели возникают следующие задачи:
1)Выявление сущности личности.
2) Изучениепоявления различных сторон личности, особенности протекания психическихпроцессов, особенности психического состояния, психологические свойстваличности.
3) Познатьзаконы формирования личности.
4)Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развитияцелостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие исотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно навыработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выборнравственным путем. Что требует от обращения человека «внутрь себя», к своимистокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощьюнаставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни насознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как яживу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? кудадвигаться дальше?
Тогда цельвоспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование уличности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственнойжизни в соответствии с жизнью других людей.
В детствеособенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научитьлюбить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарнымлюдям за их труд.
К.Д. Ушинскийсчитал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развитияличности. «Мы уверены, – писал он, – что воспитание, совершенствуясь, можетдалеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных инравственных».
Формированиеличности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного,трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развитиячеловека.
Вся этаработа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всючеловеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этотпроцесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личностипроисходит в подростковом возрасте. Подростковый период – это один изсложнейших этапов жизни человека.
В прошломуспешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передатьзнания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду оченьбыстрых научно – технических, культурных, бытовых изменений воспитательнаясистема может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежьсамостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо небыло и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагаетотноситься к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как ксубъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработкипринципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике этобудет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии – требование понимания.Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитыватьсубъективные «свойства «молодых людей.
 
5.Воспитательная работа с учащимися
 
Возрастныеособенности младшего школьника
Поступлениев школу – переломный момент в жизни ребенка. Основной деятельностью становитсяучение.
Формируютсяосновы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правилповедения, начинает формироваться общественная направленность личности.
В поведенииотчетливо проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности.Позднее они маскируются привычными формами сложившегося в жизни поведения.Нервная система пластична и способна к некоторым изменениям под влияниемвнешних воздействий. Поэтому важно формировать навыки самоконтроля исамовоспитания.
Младшийшколный возраст представляет большие возможности для воспитания положительныхкачеств характера. В воспитателной работе с младшими школьниками необходимоопираться на: податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию,авторитет учителя в их глазах.
Важнодобиваться единства требований школы, семьи и общественности.
Ввоспитании особая роль отводится коллективным играм. Они воспитывают волю,организованность, находчивость, инициативность, чувство товарищества. Отзывчивыдети этого возраста к трудовым начинаниям при условии заинтересованности,увлекательной формы.
Происходитопределенное развитие самозознания, что позволяет организовать процесснравственного самовоспитания.
Дети могутохарактеризовать некоторые качества личности, установить связи между поступкамидругих людей и качествами их личности, начинают качественно характеризоватьсвои собственные поступки.
Возрастныеособенности подростка
Подростковыйвозраст наиболее своеобразен, интересен с точки зрения возможностей воспитанияи самовоспитания. Он считается переломным, переходным, поскольку в течениеэтого периода происходит своеобразный переход от детского состояния квзрослому. Этот переход связан с перестройкой психических и физическихпроцессов, деятельности, личности школьника.
Подростковыйвозраст – время начала активного формирования мировозрения, нравственныхубеждений, принципов и идеалов, системы одиночных суждений.
В этомвозрасте закладывается основы нравственного сознания. От характера нравственнойдеятельности и опыта зависит формирование личности подростка.
Формированиесамосознания, потребность осознать себя как личность – самый важный момент вразвитии подростка. Всматриваясь в себя, он стремится узнать слабые и сильныестороны своей личности. Развитие самосознания начинается с оценки своегоповедения, моральных качеств, характера, особенностей. Отношение окружающихимеет решающее значение для развития самосознания подростка, формирует вернуюсамооценку.
Выделениеобразца, нравственного идеала – новый этап в развитии самосознания.Сопоставление с идеалом помогает оценивать свое поведение. Задача учителя –организация самовоспитания подростка.
Кризисподросткового возраста – сопротивление различным педагогическим требованиям,если не учитывается стремление подростка к самостоятельности.
Возрастныеособенности старшего школьника
Развитиеличности приобретает особое значение.
Движущаясила развития – противоречие между повышением уровня требований со стороныобщества и уровнем психического развития старшеклассника.
Заметноразвивается самосознание, приобретая качественно-спецефичекий характер.Возникает потребность осознать и оценить морально-психологические свойствасвоей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Старшийшкольник умеет оценить личность в целом. Задача учителя – тактично помогать вформировании правильного представления о себе, собственной личности.Доброжелательная, тактичная, непредвзятая оценка учителя воспринимается сдолжным вниманием и признательностью.
Чувствовзрослости переходит в чувство самоутверждения, которое проявляется в желаниивыразить свою индивидуальность.
Старшийшкольный возраст – время юношеских мечтаний, больших дерзаний, романтики,творческой инициативы. Необходим опытный наставник, не навязывающий своихнравоучений и назиданий, не сковывающий инициативы молодых людей.
Развиваютсяэстетические чувтсва, способность замечать, воспринимать, любить прекрасное вокружающей действительности.
В старшихклассах необходимо проводить профориентационную работу, так как случайностьпрофессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям,разочарованием в выбранной профессии, тяжелым внутренним конфликтам. Задачаучителя – помочь выпускнику оценить способности склонности и т.д. Проблемаиндивидуального подхода не может рассматриваться вне деятельности, посколькутолько в деятельности проявляется индивидуальность человека.

Заключение
Одна извечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимальногоповышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательныхвоздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранеепланировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создаватьблагоприятные возможности для решения этой задачи.
Целенаправленноеуправление процессом развития личности обеспечивает научно организованноевоспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где естьвоспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные ииндивидуальные особенности детей, используются все возможные положительныевлияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляютсяотрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единствои согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказываетсяспособным к самовоспитанию.
Современныенаучные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборстваряда педагогических идей.

Списоклитературы
 
1.  Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
2.  Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе /Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой и др. – М., 1991.
3.  Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание.– Ростов-на-Дону, 1997.
4.  Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. Пособие длятех. Вузов. – М.: 2001.
5.  Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – Спб.: Питер, 2004.
6.  Развитие, социализация и воспитание личности: Региональнаяконцепция / Под ред. Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 1993.
7.  Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971.
8.  Самыгин С.И. Психология и педагогика для студентов вузов/ С.И. Самыгин – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
9.  Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности вобучении. – М., 1999.
10. Усачева О.А. Шпаргалка. Введение в педагогическуюдеятельность: учеб. Пособие. – М.:2006.
11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1990. – Т.6. – С. 397


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.