Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"

Пути совершенствованияконцепции и программ образовательной области «Технология»
Последняя половина XX в. характеризовалась резким увеличением объема общественногопроизводства в мире (в 7 раз с 1950 по 1990 гг.), развитием вычислительнойтехники и новых, в том числе высоких, материало- и энергосберегающих,наукоемких технологий. Началась третья технологическая революция в историичеловечества, возникло постиндустриальное общество с высоким уровнеминтеллектуальной составляющей труда — «белых воротничков», котороепришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства — обществу«синих воротничков». Резкое увеличение объема используемой информациипривело к созданию информационного мира.
В 1976 г. появилась первая ПЭВМ, а в 1978 г. — первыекомпакт-диски и лазерный плеер; в 1983 г. — сотовый телефон. Эти достижениявычислительной и лазерной техники доступны сейчас каждому. Так, мобильнойсвязью в 2006 г. пользовались 2,7 млрд. человек, а Интернетом — более 1 млрд.
Все большее число людей связано с обработкой информации спомощью ЭВМ: в США — более 80% трудоспособного населения, в странах ЗападнойЕвропы и Японии — более 70%, в России в 1995 г. -55%. ЭВМ служит инструментомрешения возникающих практических задач.
Быстрая смена технологий требует соответствующей перестройкипрофессиональной подготовки работников, которые в течение своей трудовой жизнидолжны менять направление деятельности, получая высокую квалификацию вприменении новых технологий. Однако лишь 5% экономически активного населенияРоссии может быть отнесено к категории специалистов с высшей квалификацией. ВФРГ доля таких специалистов составляет 56%, в США-43% [1, с. 3].
Появление новых технологий, для реализации которыхразрабатывается покое оборудование, отодвинуло технику на второй план.Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов,энергии и информации привело к появлению новой образовательной области(предмета) «Технология» в учебных планах общеобразовательных школмногих стран мира в качестве обязательной дисциплины.
В 1992 г. Временный трудовой коллектив «Технология»(рук. Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симопеико), созданный Минобразования РФ, разработалКонцепцию, а позднее и программу «Технология. Трудовое обучение. I—IV, V—XI классы», неоднократноиздававшуюся с 1996 по 2006 гг. общим тиражом 140 тыс. экземпляров. В 1993 г.образовательная область «Технология» была введена в Базисный учебныйплан общеобразовательных учреждений России. Созданы учебники, разработаныдругие методические материалы для всех классов.
С 1994 г. в нашей стране проводятся международные конференциипо технологическому образованию школьников и подготовке учителей технологии. В1997 и 2001 гг. лучшие из них стали «Учителями года России».
В концепции образовательной области «Технология»отмечалось, что основной целью одноименного предмета является содействие вподготовке учащихся к самостоятельной жизни, к овладению массовыми профессиями.Это предполагает: а) развитие способностей обучаемых к созидательной,преобразующей и творческой деятельности при решении практических задач; б) формированиеу них знаний и умений при освоении разнообразных способов и средствиспользования материалов, энергии, информации с учетом социальных,экономических и экологических последствий; в) приобщение учащихся ксамостоятельному решению проблемы жизненного и профессиональногосамоопределения.
Выделим направления, ориентированные на выполнение следующихзадач:
политехническое (правильнее сказать «политехнологическое» [2,с. 7]) развитие молодежи, ознакомление ее с современными и перспективнымитехнологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетомэкономических, экологических и предпринимательских знаний;
творческое, эстетическое развитие — создание проектов и их выполнение впроцессе художественной обработки материалов и изделий;
общетрудовая и жизненно необходимая подготовка — овладение умениями и навыками,включая культуру труда, поведения и бесконфликтного общения, в том числе длябыта и домашних работ;
изучение мира профессий — приобретение практического опыта профессиональнойдеятельности и на этой основе выбора пути профессионального самоопределения;
учебно-воспитательная функция образовательной области«Технология» — овладение технологической культурой, практическимиумениями и навыками безопасной деятельности; развитие графических умений играфической культуры, навыков технологической, проектной, конструкторской ихудожественно-прикладной деятельности.
Представим цели и задачи, реализуемые на различных ступеняхтехнологического образования школьников. На этапе начального общегообразования предусматривается достижение таких целей:
— расширение политехнического кругозора учащихся,ознакомление с простейшими технологиями преобразования материалов, энергии,информации;
— выполнение отдельных этапов проектной деятельности;
— воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям ибережного — к природе.
В соответствии с ними намечается выполнение следующих задач:освоить доступные технологии ручной обработки природных и искусственныхматериалов, выращивания комнатных и огородных растений; выполнить эскизыобъектов труда; освоить доступные информационные технологии; познакомиться сраспространенными профессиями людей из ближайшего окружения школьников.
Цели основного общего образования сформулируемследующим образом:
— ознакомить с наиболее распространенными и перспективнымитехнологиями преобразования материалов, энергии, информации в сферахпроизводства, сервиса, домашнего хозяйства; с основами прикладной экономики ипредпринимательской деятельности;
— обучить умению выполнять проекты;
— вести работу, направленную на профессиональноесамоопределение учащихся;
— формировать добросовестное отношение к труду и бережное — кокружающей среде и своему здоровью.
Исходя из этих целей назовем соответствующие задачи: освоитьнекоторые из технологий обработки материалов (в соответствии с выбраннымнаправлением обучения), энергии и информации; приобрести графические умения истремиться овладеть графической культурой; освоить культуру труда; ознакомитьсяс принципами дизайна; совершенствовать работу по профессиональномусамоопределению подростков.
К целям этапа среднего (полного) общего образования отнесемследующие: формирование технологической культуры учащихся, знакомство стехнологиями выбранного профиля, выполнение комплексных проектов. Всоответствии с ними решаются задачи: завершить освоение технологическойкультуры, освоить некоторые технологии выбранного профиля, уточнитьпрофессиональные планы старшеклассников.
Выделим два направления подготовки учащихся на каждойступени: «Техника и техническое творчество» (технический труд) и«Культура дома и художественно-декоративное творчество»(обслуживающий труд). Однако возможна общая технологическая подготовкамолодежи.
В начальной школе изучаются технологии обработки материалов,мир техники (работы с электроконструкторами и механическими конструкторами),информационные технологии (знакомство с ПЭВМ), культура дома, проектнаядеятельность (со второго класса).
В общей городской школе изучаются технологии конструкционныхматериалов с элементами машиноведения (для направления «Техника итехническое творчество»), а для направления «Культура дома ихудожественно-декоративное творчество» — технологии обработки ткани ипищевых продуктов, электротехника и электроника, культура дома и домашняяэкономика, ремонтно-строительные работы, графика и черчение, художественнаяобработка материалов и дизайн, информационные технологии, основыпредпринимательства, профессиональное самоопределение. С V по IX класс учащиеся выполняют проекты.
На старшей ступени школы могут изучаться модули: «Основытехнологической культуры» [3, с. 9—12], «Производство и окружающаясреда», «Техническое творчество», «Введение вхудожественное конструирование» и др. Осуществляется профильное обучение.Выполняются комплексные проекты. 70% времени при изучении образовательнойобласти «Технология» выделяется на практическую деятельность, 30% —на теоретическую.
Не менее 25% общего времени отводится на выполнение проектов,которое включает также исследовательскую и поисковую деятельность. ВВеликобритании на выполнение проектов в образовательной области«Технология» выделяется 60% учебного времени. В образовательнойобласти «Технология» синтезируются научные знания по математике,физике, химии и биологии, раскрывается их использование в промышленности,энергетике, сельском хозяйстве, связи, строительстве и других сферахдеятельности человека.
Сквозные линии содержания обучения должны пронизывать всемодули образовательной области «Технология»: 1) культура труда; 2)информационные технологии — компьютерная поддержка каждого модуля; 3) графика ичерчение; 4) прикладная экономика и предпринимательство; 5) история,перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; 6) экология— влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;7) профориентация; 8) нравственное воспитание, в том числе культура поведения ибесконфликтного общения; 9) эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;10) творческое развитие, прежде всего в процессе выполнения проектов [4].
Тем самым формируются элементы технологической культурышкольников: труда, дизайна, человеческих отношений, домашнего быта,информационная, графическая, предпринимательская, экологическая и проектнаякультуры.
В отличие от других образовательных областей, формирующих«зиаииевую» личность, образовательная область «Технология»воспитывает деятельностного субъекта, успешного в современномконкурентно-состязательном мире, способного мыслить творчески, видетьпотребности, находить пути решения проблем, планировать свою деятельность,оценивать результаты труда.
В начале 1990-х гг. в большинстве из 68 тыс. школ РоссийскойФедерации началось изучение образовательной области «Технология».Учителя осваивали метод проектов. С 1997 г. проводятся Московские олимпиадышкольников по технологии, а с 2000 г. — Всероссийские олимпиады, в которыхучаствуют учащиеся более 60 регионов России.
Внедрение новой образовательной области осложнялосьотсутствием финансирования этой материало-инструментальноемкой области. Ксожалению, положение усугубилось ошибкой, допущенной Минобрнауки РФ в«Перечне учебной техники и наглядных средств обучения дляобщеобразовательной школы» [5, с. 104—105]: для обработки металла идревесины предлагалось приобрести недопустимо малое количество станков.
В соответствии с этим перечнем оснащения вшколах-новостройках Москвы невозможно реализовать соответствующие разделыпрограммы «Технология», а тем более обеспечить обучение в профильнойшколе. До сих пор не удается организовать производство конструкторов дляизучения электротехники и электроники в соответствии с программой.
Основные элементы концепции и программы образовательнойобласти «Технология» вошли в проекты стандарта по технологии,опубликованные в 1998 и 2002 гг., в приказы МО РФ о минимуме содержанияобразования № 1235 и № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99 [8, с. 246-299; 9,с. 319—328], а также в сокращенном виде — в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общегои среднего (полного) общего образования [6, с. 3-18], утвержденный МО РФ в 2004г., а также и в разработанные в соответствии с Федеральным компонентомпримерные программы.
Дополнительный удар технологической подготовке школьников внашей стране нанес утвержденный Министерством образования РФ Базисный учебныйплан 2004 г., где число часов по технологии уменьшено до 1 ч в неделю в VIII классе, до нуля — в IX классе, до 1 ч — в непрофильных X и XI классах и ликвидировано практически во всех направленияхпрофильной школы. Все это ослабляет технологическую подготовку школьников иформирование их технологической культуры, необходимой каждому человеку в любыхсферах деятельности [3, с. 9—12].
Ослабление технологической подготовки школьников противоречиттребованию технологического перевооружения производства в нашей стране иподготовки кадров в системе профессионального образования для обслуживаниясовременной производственной и военной техники. Прошедшие 15 лет со днявведения образовательной области «Технология» показали, чтонедооценка ее со стороны органов управления образованием разных уровнейопределяется: а) недостаточной информированностью этих органов о целях,задачах, возможностях и важности этой образовательной области; б) отсутствиемдешевого оборудования для изучения технологии в школе; в) уходом учителейтехнологии из школ из-за низкой оплаты труда.
В настоящее время эта образовательная область представляетсобой совокупность технологий преобразования материалов, энергии и информации.Однако не выделены общие принципы технологической деятельности людей, нетчеткой структуры технологических систем, неясны принципы проектирования,нуждаются в разработке теоретические основы творческой деятельности, путиовладения технологической культурой. Разработка этих общих подходов и введениеих в концепцию и программы «Технологии» позволят этой области знанийприобрести необходимый научный уровень и встать вровень с другими традиционнымипредметами естественнонаучного цикла. Важно осознать, что технологии используютнаучные знания и обеспечивают преобразующую деятельность людей, создавшихсовременную цивилизацию, по достоинству оценить роль образования в изменяющейсякультурно-технологической среде [7].
Российская экономика испытывает острую потребность вквалифицированных специалистах: рабочих, техниках и инженерах. Очевидно, чтоизучение технологий в школе будет способствовать кадровому обеспечениюпроизводства.
Начиная с 1992 г., в концепции и программах«Технологии» отмечалась необходимость изучения современных иперспективных технологий преобразования материалов, энергии и информации. Вчастности, лазеры используются в каждом проигрывателе CD и DVDдисков, с помощью лазерных технологий удается обработать металл толщиной до 3см, а с использованием лазерной и электроискровой технологии — до 10 см. Однакоинформация об этих достижениях в учебниках не представлена. Поэтому существуетогромный разрыв между изучаемыми технологиями в школе и теми, что используютсяв современном производстве. Информация, необходимая будущим специалистам,должна быть доведена до сведения учащихся с помощью экскурсий, видео- и DVD-фильмов, которые в настоящее времяне производятся.
Полагаем, что изучение технологии в школе должно бытьпронизано идеями дизайно-художественного конструирования на основефункциональных возможностей изделий и их эстетического оформления, т.е.экономики и технической эстетики. В условиях рыночной экономики толькодизайнерски оформленные изделия найдут спрос у потребителя, т.е. будутконкурентоспособными.
Программа по технологии в связи с ограниченностью учебноговремени должна уделять внимание, в первую очередь, расширению политехническогокругозора учащихся, формированию элементов их технологической культуры,освоению ими жизненно необходимых умений и навыков, их творческому развитию ивыбору дальнейшего жизненного пути.
В перспективе представляется целесообразным сохранитьоправдавшие себя в XX в. в нашейстране два приоритетных направления трудовой, а позднее технологическойподготовки школьников: «Техника и техническое творчество»(технический труд) и «Культура дома и декоративно-художественноетворчество» (обслуживающий труд). Вместе с тем следует разработать единуюпрограмму технологической подготовки школьников, включающую основные элементыдвух вышеуказанных направлений. Также целесообразно основную часть времениуделять репродуктивному обучению, а примерно 25% времени — выполнению проектов.Все разделы «Технологии», начиная со средней школы, должны иметькомпьютерную поддержку: компьютерные тесты и моделирующие программы,облегчающие решение возникающих практических задач.

Список литературы
1. КорочЕ. Оборотная сторона прогресса // Известия. 14.02.2003.
2.Серебренников Л.Н. Концептуальные аспекты модернизации технологическойподготовки школьников // Материалы X Международной конференции по технологическому образованию школьников«Технологическое развитие в условиях модернизации образования» / Подред. Ю.Л.Хотунцева. М., 2004.
3. ХотунцевЮ.Л. Программа «Основы технологической культуры» // Школа ипроизводство. 2002. № 7.
4. АтутовП.Р., Хотунцев Ю.Л., Симоненно В.Д., Кожина О.А., Овечкин В.П. Концепцияформирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе //Школа и производство. 1999. № 1.
5. Перечниучебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы.Изд. 2-е, доп. М., 2005.
6.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начальногообщего, основного общего и среднего (полного) общего образования // Школа ипроизводство. 2004. № 4.
7. Овечкин В.П. Образование вусловиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. 2005. №10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общее сведения о больнице и показатели здоровья населения (республика Беларусь)
Реферат "биорезонансная"
Реферат А. И. Данилов Московский государственный университет пищевых производств Предисловие Данный практикум
Реферат Расчет механизмов – козлового консольного крана грузоподъемностью 8 тонн
Реферат "12" сакавіка 2010 г
Реферат "Петербургский период" активизации украинского движения
Реферат Кодекс судейской этики
Реферат Виды газораспределительных механизмов
Реферат Метод маски как инновационная реализация полного включённого наблюдения в журналистском творчестве
Реферат "Выбирая Бога, мы выбираем судьбу"
Реферат Carbohydrates Essay Research Paper CarbohydratesIntroductionCarbohydrates are molecules
Реферат Cowboys Essay Research Paper American Cowboys Have
Реферат "Полезные ископаемые Ростовской области"
Реферат "банк народний капітал"
Реферат Модель большого взрыва и расширяющейся вселенной 2