Реферат по предмету "Педагогика"


Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании

Содержание
 
Введение
Глава 1. Использование технических средствобучения и информационные технологии в образовании
1.1 Дидактические основы и психологическиеособенности использования технических и информационных средств в процессеобучения и воспитания
1.2 Классификация педагогических программныхсредств
Глава II. Использование информационных технологийв процессе обучения английскому языку
2.1 Методы организации обучения с применениемперсонального компьютера
2.2 Формы применения компьютера в процессе обученияанглийскому языку
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
 
Существовавшаяот первобытного и рабовладельческого обществ до примерно середины XV векааграрная цивилизация породила менторскую школу, основанную на устном общении, азатем на создании и использовании рукописных «конспектов лекций» и«протоколов научных опытов». Она характеризовалась наивысшей духовнойблизостью учителя и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью как впространстве, так и во времени, низким уровнем сохранности данных. Научные иучебные коллективы рождались и умирали, иногда не оставляя потомкам и сотойдоли накопленных знаний. Информационные потери порой были катастрофическими(александрийская библиотека), а процент образованных людей — ничтожным, общаяграмотность сводилась к элементарному письму и счету.
Тем не менее,за тысячелетия существования менторской школы человечество накопило гигантскийпотенциал, позволивший совершить прорыв в индустриальное общество, породившее,в свою очередь, новые формы образовательного процесса — назовем их условноремесленной школой. Основой этого реформирования, безусловно, явилоськнигопечатание, которое не только в сотни и тысячи раз расширило аудиториюпользователей, но и во столько же раз повысило сохранность информации, впервыеобеспечило массовый характер дистанционного (без непосредственного контакта спреподавателем) обучения. Распространение книг укрепило коммуникационные связии между странами, и между поколениями, привело к небывалому росту эпистолярногожанра. Ремесленная школа, система городов-университетов в первую очередьудовлетворяли потребности растущей промышленности как по численностиобучающихся, так и по содержательному наполнению образования. Даже изучениефундаментальных естественно-научных и гуманитарных дисциплин максимальноприближалось к практическим нуждам. Конечно, центральными фигурами и основныминосителями знаний в университетах оставались профессора, но их теперь у каждогоученика было много, они имели сравнительно узкую специализацию, а аудиторная(«голосовая») нагрузка в расчете на одного студента резко снизилась.В среднем, на наш взгляд, уменьшилось и духовное, мировоззренческое влияниепреподавателя, хотя великие педагоги демонстрировали блестящие исключения изэтой тенденции. Таким или почти таким положение в образовании сохранялось доконца XX века, когда новые коммуникационные, и, в первую очередь, компьютерныетехнологии перевернули наши представления о возможностях информационногообмена. Отметим, что это произошло, благодаря уже не тысячелетиям, а всего лишьпяти столетиям передачи знаний в рамках ремесленной школы.
Уже сегодняни одна уважающая себя школа не обходится без применения технических средствобучения и компьютерных технологий. Это во многом упрощает, экономит время,разнообразит уроки. Почти каждый имеет дома персональный компьютер, что даетеще один повод для активной информатизации образования. Таким образом нужноразрабатывать возможности применения компьютера не только в школе на уроках, нои выполнять с его помощью домашнее задание, творческую самостоятельную работу ит.д. Тема эта на сегодняшний день весьма актуальна, так как активная«компьютеризация» охватывает в должной мере лишь нынешние поколения, а многиепредыдущие, к которым относятся большинство преподавателей, в видунедостаточного технического прогресса не имели возможности познакомиться смодернизированными технологиями и возможностями педагогической работы сперсональными компьютерами.
Предметисследования: Новые информационные технологии
Цель: Рассмотреть и раскрытьцелесообразность применения информационных технологий в образовании.
Задачи:
1) Выделить дидактические основы ипсихологические особенности использования технических и информационных средствв процессе обучения и воспитания
2)Классифицировать виды педагогических программных средств
3)Рассмотреть методыорганизации обучения с применением персонального компьютера и формы применениякомпьютера в процессе обучения английскому языку
4)Представить формыработы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка
 

ГЛАВА1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОБРАЗОВАНИИ
 
1.1Дидактические основы использования технических и информационных средств впроцессе обучения и воспитания
Качествопроведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности иизложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используяразнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическимивозможностями:
— являются источникоминформации;
— рационализируют формы преподнесения учебной информации;
— повышаютстепень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
— организуюти направляют восприятие;
— обогащаюткруг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;
— наиболееполно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
— создаютэмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
— усиливаютинтерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций,технологий, машин, приборов;
— делаютдоступным для учащихся такой материал, который без технических средств обучениянедоступен;
— активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательномуусвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения,наблюдательности;
— являютсясредством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
— иллюстрируют связь теории с практикой;
— создаютусловия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения,реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правилобучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного кабстрактному);
— экономятучебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебнойинформации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоениеучебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которыеона выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что дажепростой фильмоскоп экономит 25 мин двухчасового занятия, а на техническихоперациях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20 учебноговремени.
Все этодостигается благодаря определенным дидактическим особенностямтехническихсредств обучения, к которым относятся:
а)информационная насыщенность;
б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы,
в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
г) показизучаемых явлений в развитии, динамике;
д) реальностьотображения действительности;
e) выразительность,богатство изобразительных приемов
Психологическиеособенности использования технических средств обучения
Техническиесредства и информационные технологии обучения повысят продуктивностьучебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитательхорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.Известен следующий случай. Учитель начальных классов была увлеченаиспользованием графопроектора, который применялся ею каждый день и почти навсех уроках, что позволяют возможности этого технического средства.Администрация школы, методисты и коллеги поддерживали ее увлеченность. Однакокогда учитель в процессе написания дипломной работы об использованииграфопроектора в учебном процессе в начальной школе провела углубленноеисследование этого вопроса, выяснились интересные обстоятельства.
Учащиесяочень по-разному относились к использованию этого технического средства науроках. Одним это очень нравилось: у них усилился интерес к обучению и егоположительная мотивация, повысилась успеваемость по всем или отдельнымпредметам; другим детям кодопроекции были интересны только на первых порах, апотом они относились к ним нейтрально. В третью группу входили дети, которымкодопроекции бывали необходимы только на определенных уроках и в определенныхслучаях. Четвертую группу составили дети, которым использование графопроекторапросто мешало в силу особенностей их мыслительной деятельности. Всем учащимсяпостоянное использование одного и того же ТС, даже при многообразии иразнообразии самих транспарантов, к концу четверти, и особенно учебного года,надоело. Менее всего пользы такое использование графопроектора принесло сильнымученикам, которым излишняя наглядность и детализация изучаемого не были нужны,а также и слабоуспевающим детям, которым была необходима дифференцированнаяконсультация и помощь от самого учителя в силу очень разных причин возникающиху них учебных трудностей.
Дидактическиевозможности обучающих, так же как и контролирующих технических средств обучения, определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются.Программа и технические средства обучения органически взаимосвязаны и дополняютдруг друга. Какими бы совершенными ни были технические средства обучения, безсоответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения ис учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценностьв дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В тоже время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализацииустройства с высокими техническими данными. Наиболее полно требованиям,предъявляемым к техническим средствам обучения, удовлетворяютавтоматизированные обучающие системы.
Автоматизированныеобучающие системы — функционально взаимосвязанный набор подсистемучебно-методического, информационного, математического и инженерно-техническогообеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный дляоптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговомрежиме коллективного пользования. Автоматизированные обучающие системы даютвозможность использовать быстродействие электронно-вычислительных машин, еёспособность хранить большое количество информации, логической возможности,дистанционный доступ к информационным массивам, возможность накапливать иобрабатывать статистический материал об учебном процессе с требуемым уровнемобобщения. Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессепозволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные изкоторых — индивидуализация обучения в условиях массовости образования;развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательнойдеятельности; унификация учебно-методического материала в связи с открывшейсявозможностью «тиражирования» опыта лучших преподавателей. Оснащение учебногорабочего места устройством отображения информации на электроннолучевой трубке(дисплеем) позволяет организовать диалог с электронно-вычислительной машиной,близкий к естественной форме общения учащихся с преподавателем.
Комплексноеиспользование технических средств обучения всех видов создаёт условия длярешения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистовв соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.
Видытехнических средств обучения
— акустические системы
— видеокамера
— видеомагнитофон кассетный
— видеомикшер(пульт для монтажа и озвучивания видеопрограмм, видеофильмов)
— видеоплеер(на магнитных пленках или лазерных дисках)
— видеопроектор(для воспроизведения на большой экран)
— графопроектор(для проекции на экран изображений с прозрачных пленок, или компьютера)
— камкордер(видеокамера со встроенным видеоплеером)
— микрофон
— компьютер(персональный компьютер – ПК)
И т.д.
Как правило,все информационные технологии обучения связаны с компьютерным обучением. Насовременном этапе международные образовательные учреждения разрабатывают новыенаправления деятельности для создания условий перехода на информационныетехнологии:
· Совершенствованиебазовой подготовки учащихся школ и студентов ВУЗов и СУЗов по информатике и новыминформационным технологиям;
· Переподготовкапреподавателей в области новых информационных технологий;
· Информатизацияпроцесса обучения и воспитания;
· Оснащениесистемы образования техническими средствами информатизации;
· Созданиесовременной национальной информационной среды и объединение в нее учрежденийобразования;
· Созданиена базе новых информационных технологий единой системы дистанционногообразования в стране
Современныеинформационные технологии выполняют различные функции в обучении учеников школ:средства обучения, учебного и исследовательского инструментария,коммуникативной системы, предмета изучения. В настоящее время становитсяобычной практикой широкое использование компьютерного тестирования длядистанционного обучения, заочного образования, тренинга, самостоятельнойработы, для проведения текущего, промежуточного и обобщающего контроляприобретаемых знаний.
Применениегипертекстовой технологии в работе с информацией представлено в видекомпьютерных сред и в виде сред мультимедиа (бурно развивающаяся областьинформатики). Продукты мультимедиа применяют различные разновидностиинформации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Мультимедиа– интерактивные средства, т.е. зритель и слушатель не остается пассивным.Трудности использования Интернет нашими соотечественниками вызваны языковымбарьером, высокой ценой, боязнью нелегального доступа.
Значениеинформационных технологий велико, т.к. они способствуют формированию единогообразовательного пространства в рамках мирового сообщества.
 Преимуществаи недостатки организации педагогического процесса на основе применениякомпьютера.
C Расширенныевозможности представления информации с помощью средств мультимедиа
C Доступк большим объемам информации
C Автоматизациярутинных действий
C Усилениемотиваций учения
C Объективное(непредвзятое) оценивание
C Систематичностьконтроля (возможность пошагового)
Но:
D Возможностьнеосознанного навязывания обучаемому своего видения системы фактов и выводов вданной области знания
D Неадекватныйспособ передачи информации (отсутствие или изобилие деталей)
D Сложностьучета исходного уровня знаний, способностей, навыков
Несомненно,перечисленные проблемы оказывают различное влияние на разных людей взависимости от их индивидуально-физиологических и личностных качеств. Учет этихкачеств осложняется тем, что многие аспекты работы человека с ПК не получилидостаточного научного рассмотрения.
Одной из немаловажныхдля работы с ПК психологических проблем является проблема возрастов. Дело втом, что чаще всего люди старшего поколения более осторожно относятся кпроцессу компьютеризации, нежели молодежь. Это можно объяснить тем, что увзрослых людей к определенному возрасту формируются привычные методы и формыработы, которые они не захотят, а часто — и не могут кардинально менять (чтонеизбежно случиться при компьютеризации их работы).
Как известно,главное преимущество компьютерных технологий, особенно при выходе в Интернет,заключается в том, что любой человек получает доступ к максимально большомуобъёму знаний, полученных человечеством на данный момент в соответствующейобласти науки. Студент в принципе обеспечивается современным материаломнаиболее высокого уровня. (Учебники, как правило, отстают в силу спецификисвоего производства на ряд лет).
Однако,стремительная компьютеризация учебного процесса в вузах, в том числе вразличных системах открытого и дистанционного образования, заставляет обратитьсамое серьёзное внимание на важнейший элемент этого процесса — самогообучающегося. Массовое воздействие на психику потока непривычных и сложных формобучения вызывает у учеников неоднозначную реакцию и даёт не всегдаположительные результаты с точки зрения углублённого постижения изучаемыхдисциплин и формирования творческого потенциала учащихся. Очень частопроисходит, требуемая машинными методиками схематизация как в оформлении, так ив подаче материала. Это может служить серьёзным минусом в изучении гуманитарныхдисциплин, особенно философского цикла. ( В своё время программированноеобучение в этих областях знания было сочтено нецелесообразным). Акцент наобщении с машиной существенно сокращает объём обучающей информации, к которой,несомненно, следует относить и личное воздействие преподавателя на ученика,контакт «живой» мысли с её огромными эвристическими преимуществами.
Общение скомпьютером ставит целый ряд методологических и психологических проблем. Не всеучащиеся достаточно легко им овладевают. Это вызывает нежелательные стрессы.Исследования и опросы показывают, что примерно у 30% обучающихся на компьютереподнимается давление, ухудшается сон, обостряются болезни. Этому способствуют ине совсем комфортные условия в компьютерных классах (неправильная освещённость,скученность, шум и т.п.).
Работа накомпьютере, связанная с обучением тем или иным наукам, выполнением тех или иныхподчас весьма сложных заданий, вызывает интерес примерно у 35-40% учеников (неимеются ввиду компьютерные игры). Около 35% считают обучение с помощьюкомпьютера «полезным» и «нужным». От 7 до 12%% считаютработу на компьютере «тяжёлой» и «неэффективной».
Такимобразом, если рассматривать эти данные с учётом общей успеваемости студентов,то получается следующее. Предоставляемая компьютером возможность болееуглублённого изучения какого-либо предмета определённую часть учеников непривлекает. Наоборот, она пугает и раздражает /как слишком подробный и«учёный» учебник/. Слабые, плохо успевающие ученики избегают работатьи осваивать учебные программы на компьютерах. Средние по уровню успеваемости невидят в них никакой особой помехи. И весьма ценят возможности компьютерногообучения отличники и личности с разносторонними интересами.
 
1.2Классификация педагогических программных средств
Информационнаятехнология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникойспециализированные программные средства. Под программным средством учебногоназначения понимается программное средство, в котором отражается некотораяпредметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения,обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.Такие программные средства, функционально поддерживающие различные видыучебного процесса, называются педагогическими программными средствами.
В настоящеевремя существует большое количество различных классификаций и типологий педагогическихпрограммных средств
Образовательныеэлектронные издания следует различать:
1) пофункциональному признаку, определяющему значение и место образовательныхэлектронных изданий в учебном процессе;
2) поструктуре
3) поорганизации текста;
4) похарактеру представляемой информации;
5) поформе изложения;
6) поцелевому назначению;
7) поналичию печатного эквивалента;
8) поприроде основной информации;
9) потехнологии распространения;
10) похарактеру взаимодействия пользователя и электронного издания.
1) Виды образовательныхэлектронных изданий по функциональному признаку
§ программно-методические(учебные планы и учебные программы);
§ учебно-методические(методические указания, руководства, содержащие материалы по методикепреподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых идипломных работ);
§ обучающие(учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
§ вспомогательные(практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
Информационныетехнологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу:
§ контролирующие(тестирующие программы, базы данных).
Программно-методическиеиздания.Рассматриваемая группа изданий направлена на организацию учебного процесса иуправление им. Как составная часть может входить в автоматизированную системууправления учебным процессом (образовательный портал).
Учебный план определяет: формы и видыобучения; порядок, последовательность и сроки теоретических, практических илабораторных занятий, семинаров, самостоятельных работ, курсовых и дипломныхпроектов, зачетно-экзаменационных сессий; состав, структуру ипоследовательность учебных предметов, формы обучения, виды учебных занятий,объем учебного времени, отводимый на аудиторный и самостоятельные занятия.
Учебнаяпрограммаконкретизирует учебный план на уровне курса и отдельной учебной дисциплины. Вней указываются перечень тем, номенклатура изучаемых вопросов, объединенных втемы и микротемы, последовательность их изучения, время, отводимое на основныечасти курса. В программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь сдругими предметами, содержание тем, определяются области и характер знаний, уменийи навыков, которыми учащийся должен овладеть в результате изучения дисциплины.В программах перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формыобучения, обозначается круг литературных источников, которые учащийся должениспользовать для наиболее полного овладения дисциплиной.
Обучающиеиздания. Издания, входящие в данную группу, рассматриваются как основныесредства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний. Учебник являетсяосновной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовыезнания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательногостандарта (ГОСа), по каждой дисциплине. Эти единицы устанавливают основныенаправления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательностьрасположения материала.
Следует иметьв виду, что учебник должен не только содержать характеристику знаний, но ипризван раскрыть методические аспекты их получения. При отборе фактическогоматериала необходимо учитывать, что задача учебника заключается в раскрытии важнейшихпроцессов и явлений, которые определяют специфику данной сферы деятельности.Кроме того, в нем должна быть полностью представлена «школа» ~ теоснования, которые необходимо усвоить обучаемому для дальнейшего овладенияпредметом.
Содержаниеучебника должно отражать определенную систему научно-предметных знаний,составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сфере человеческойдеятельности (направлению), необходимых и достаточных для дальнейшего овладенияпрофессией и применения в конкретной области.
Учитывая, чтоучащийся воспринимает информацию учебника как основную, необходимо обеспечитьтщательный отбор материала, исходя из его достоверности, научности, что иобеспечивает авторитетность и апробированность теоретического и фактическогоматериала обучающих изданий.
Кроме того,учебник должен включать характеристику методов получения и использования знанийв конкретной области, методологические основания базовых законов изакономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания илисферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой наукиили сферы деятельности. При этом теоретические и прикладные вопросы должнырассматриваться в учебном материале во взаимосвязи, а характеристики знаний иих использование даваться последовательно.
Учебноепособиеобычно выпускается в дополнение к учебнику. Однако в тех случаях, когда вучебный план вводятся новые дисциплины, а в учебную программу новые темы иучебник по этим дисциплинам пока не создан, организуется выпуск учебногопособия. Пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколькоразделов учебной программы.
Посколькупособие создается более оперативно, чем учебник, то в него включается новый,более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее этот материалдолжен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.
В отличие отучебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знанияи положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разныеточки зрения на решение той или иной проблемы.
Курслекций- этотексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу вцелом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило,это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальныхматериалов.
В сборникелекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текстперсонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данногоучебного курса. Однако оригинальность авторского текста, манера изложения недолжны затруднять восприятие основного содержания учебного материала. Причемлекции должны соответствовать учебной программе по данной дисциплине.
Текст лекцийв сборнике составляется на базе уже прочитанного материала. Автор (авторы)раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументируетсобственную позицию. Все это имеет серьезный обучающий эффект, так какпоказывает учащемуся методологические аспекты учебного материала.
Средиобучающих изданий значительное место занимают конспекты лекций, которыевыпускаются по новой дисциплине, элективному курсу или в дополнение к учебнику.В последнем случае в лекциях ставятся новые проблемы, предлагаютсяальтернативные решения, оригинальные направления развития отрасли науки илиобласти человеческой деятельности.
Вспомогательныеиздания. Одно из ведущих мест вэтой группе изданий занимают практикумы. Цель практикума — формированиеи закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использованиятеоретических знаний в конкретных условиях. Практикумы направлены на овладениеформами и методами познания, которые используются в соответствующей отраслинауки или деятельности. В них содержатся задания и упражнения практическогохарактера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса. Структурапрактикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебнойпрограмме.
Хрестоматия-сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В состав хрестоматии могутвходить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место вхрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенностивключенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Методическиеуказания ориентируют учащегося при подготовке к семинарским и практическимзанятиям.
Каждый текст,включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описаниемиздания, из которого он взят.
Учебно-методическиеиздания. Этот вид изданийвключает материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса,выполнения курсовых и дипломных проектов, контрольных работ, организациисамостоятельной работы учащихся. В них дается характеристика методов овладениядисциплиной и подготовки различных заданий, а также дипломных и курсовых работ.
Изданияданного вида помогают организовать работу учащегося и преподавателя. Особуюгруппу составляют методические указания по организации самостоятельной работыучащихся, которые готовятся по каждому предмету (дисциплине). Указания содержатобщую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов,на которые она опирается), а также форм, методов и видов самостоятельной работыучащихся (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка кпрактическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.).Излагаемый материал должен показать особенности самостоятельной работы поданной дисциплине, раскрыть общие требования к знаниям и навыкам, которыеформируются при ее изучении.
Контролирующиеиздания. Ключевое место в этой группе занимают компьютерные тестирующиепрограммы, которые обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля дляобучаемого, а с другой — принимают на себя рутинную часть текущего илиитогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собойкак отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальнуюпрограммную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.
База данных — упорядоченнаясовокупность данных и их интерпретации, предназначенных для накопления,хранения и обработки с помощью электронно-вычислительной машины. Для создания иведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачиих пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемыйсистемой управления базы данных. База данных в сочетании с системой управлениябазой данных представляет собой банк данных.
2) Виды образовательныхэлектронных изданий по структуре
Электронныеиздания по структуре подразделяются на:
§  однотомное электронноеиздание — электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
§  многотомное электронноеиздание — электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованныхчастей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе,представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
электроннаясерия — серийное электронное издание, включающее совокупность томов,объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих воднотипном оформлении.
3) Виды образовательныхэлектронных изданий по организации текста
Учебныеэлектронные издания. Программно-методические и учебно-методические материалы могутбыть выпущены как моноиздания и как сборники. Моноиздание включает однопроизведение, а сборник — несколько произведений учебной литературы.
Ясно, чтоучебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только ввиде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения — в видесборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указанийи руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественнов виде моноизданий. Хотя в отдельных случаях более предпочтительны были бысборники. Так, можно сформировать сборник из произведений одного жанра, включивв него все учебные программы по данному направлению, специальности, или сборникзаданий для самостоятельной работы учащихся по всем предметам курса, входящим вучебный план. С методической точки зрения такое объединение материалов даетвозможность учащемуся заранее представить весь процесс овладенияспециальностью, заблаговременно готовиться к тем или иным занятиям, выполняемымна разных курсах, самостоятельно выявлять связь между ними, накапливатьпостепенно библиографические материалы, создавая собственную информационнуюбазу.
Можноиспользовать другой принцип формирования такого сборника — включать в негоматериалы различных жанров по одному предмету: учебную программу, методическиеуказания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ и методическиеуказания по их выполнению. Такие сборники целесообразно издавать прежде всегодля учащихся заочной формы обучения. Ознакомление с программой и методическимиуказаниями по изучению дисциплины позволит учащимся осознанно, обоснованновыбирать темы контрольных работ и выполнять их с учетом общих представлений опредмете.
Предисловие ксборникам должно отражать методическую направленность, содержать общуюхарактеристику издания в целом, отмечать цели, задачи, особенности его созданияи применения, включать данные об утверждении составляющих сборник материалов ипринципах их отбора. Содержание сборника должно включать полный переченьназваний входящих в сборник документов.
Подобныеиздания усиливают активность учащихся, обеспечивают комплексность процесса овладенияинформацией.
По критериюорганизации текста может быть выделена еще одна группа образовательныхэлектронных изданий — учебно-методические комплекты (УМК). УМК содержит какмоноиздания, так и сборники, так как представляет собой комплект различныхвидов учебных изданий. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяеткомплексно подходить к решению основных дидактических задач.
4) Виды образовательныхэлектронных изданий по характеру представляемой информации
По характерупредставляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды образовательныхэлектронных изданий:
§ Учебныйплан
§ Учебнаяпрограмма
§ Методическиеуказания
§ Методическиеруководства
§ Программыпрактик
§ Заданиядля практических занятий
§ Учебник
§ Учебноепособие
§ Конспектлекций
§ Курслекций
§ Практикум
§ Хрестоматия
§ Книгадля чтения
Даннаяклассификация целесообразна для высшей школы, нежели для средних школ.
5) Виды образовательныхэлектронных изданий поформе изложения
По формеизложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:
§ конвекционныеучебные издания,
§ программированныеучебные издания,
§ проблемныеучебные издания,
§ комбинированные,или универсальные учебные издания.
Конвекционноеучебное издание соответствует установившимся традициям классической педагогики иимеет энциклопедический или монографический характер. Реализует информационнуюфункцию обучения.
Программированноеучебное издание основано на обучении по системе «стимул-реакция». Имеетформу разветвленной или линейной программы. Такой учебник ориентирован преждевсего на самостоятельную работу учащихся, раскрывает основы и методы получениязнаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.
Проблемноеучебное издание базируется на теории проблемного обучения и направлено наразвитие логического мышления, стимулирование творческой составляющейвосприятия знаний.
Комбинированное, или универсальноеучебное издание содержит отдельные элементы перечисленных моделей.
6) Виды образовательныхэлектронных изданий поцелевому назначению
По целевомуназначению электронные учебные издания могут быть разделены на следующиеосновные группы:
§ образовательныеэлектронные издания для школьников;
§ образовательныеэлектронные издания для бакалавров;
§ образовательныеэлектронные издания для дипломированных специалистов;
§ образовательныеэлектронные издания для магистров;
§ образовательныеэлектронные издания для взрослых.
Различия поцелевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которыерешаются при подготовке специалистов различного уровня. Так, подготовкабакалавров требует.
7) Виды образовательныхэлектронных изданий поналичию печатного эквивалента
По наличиюпечатного эквивалента электронные учебные издания могут быть разделены наследующие основные группы:
§ электронныйаналог печатного учебного издания — образовательные электронные издания, восновном воспроизводящее соответствующее печатное издание;
§ самостоятельныеобразовательные электронные издания — электронное издание, не имеющее печатныханалогов.
8) Виды образовательныхэлектронных изданий поприроде основной информации
По природеосновной информации электронные учебные издания могут быть разделены наследующие основные группы:
§ текстовое(символьное) электронное издание — образовательные электронные издания,содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме,допускающей посимвольное обработку;
§ изобразительноеэлектронное издание — образовательные электронные издания, содержащеепреимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостныеграфические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатноевоспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
§ звуковоеэлектронное издание — образовательные электронные издания, содержащее цифровоепредставление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но непредназначенной для печатного воспроизведения;
§ программныйпродукт — самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собойпубликацию текста программы или программ на языке программирования или в видеисполняемого кода;
§ мультимедийноеэлектронное издание — электронное издание, в котором присутствует информацияразличных форматов.
9) Виды образовательныхэлектронных изданий потехнологии распространения
По технологиираспространения образовательные электронные издания подразделяются на следующиевиды:
§ локальноеобразовательное электронное издание — электронное издание, предназначенное длялокального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичныхэкземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
§ сетевоеэлектронное издание — электронное издание, доступное потенциальнонеограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
§ электронноеиздание комбинированного распространения — электронное издание, которое можетиспользоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
10) Виды образовательныхэлектронных изданий похарактеру взаимодействия пользователя иэлектронного издания
По характерувзаимодействия пользователя и электронного издания электронные учебные изданиямогут быть разделены на следующие основные группы:
§ детерминированноеэлектронное издание — электронное издание, параметры, содержание и способвзаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемыпользователем;
§ недетерминированноеэлектронное издание — электронное издание, параметры, содержание и способвзаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем всоответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основеинформации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.
То есть взависимости от многих аспектов (характер взаимодействия с пользователем,природа основной информации, целевое назначение и т.д.) мы имеем возможностьвыбрать конкретные электронные издания в соответствии поставленным требованиямк результату обучения.
обучениеиностранный программный компьютер

ГЛАВАII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУЯЗЫКУ
 
2.1Методы организации обучения с применением персонального компьютера
В практикеобучения могут применяться четыре основных метода обучения:
— объяснительно-иллюстративный
— репродуктивный
— проблемный
— исследовательский
Учитывая, чтопервый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником исистемой обучения, его использование в системах с использованием ПКбессмысленно.
Репродуктивныйметод обучения с применением средств вычислительной техники предусматриваетусвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) персональнымкомпьютером, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведениюизученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этогометода с использованием персонального компьютера позволяет существенно улучшитькачество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменитьучебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (безкомпьютера). В этом плане более оправданным является применение проблемного иисследовательского методов.
Проблемныйметод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса какпостановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной цельюявляется максимальное содействие активизации познавательной деятельностиобучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач наоснове получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительныхзнаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное местоотводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передачеинформации.
Исследовательскийметод обучения с применением компьютера обеспечивает самостоятельную творческуюдеятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований врамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение являетсярезультатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, какправило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании другихвышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагаетизучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Длядостижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этомплане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационноепредставление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
Компьютерныемодели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями других видов в силу своейгибкости и универсальности. Применение моделей на компьютере позволяетзамедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитироватьвыполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальноммире.
Персональныйкомпьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения.Такое техническое средство обучения позволяет упорядоченно хранить огромноеколичество материала и готовых разработок уроков.
Возникаетвопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программадолжна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам.Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметьвозможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к урокузаниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будетвыводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию влюбой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этимитребованиями обладает любая программа создания презентаций.
Приподготовке к урокам для создания презентаций я использовала программу PowerPoint. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видовнаглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так какуправление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
По ходу урокаучитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основныевопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организуетобсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.
В случаенеобходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или простоскрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимальнонастраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретномклассе.
Систематическоеиспользование персонального компьютера на уроках приводит к целому рядулюбопытных последствий:
1. Повышение уровняиспользования наглядности на уроке.
2. Повышениепроизводительности труда.
3. Установлениемежпредметных связей с информатикой.
4. Появляется возможностьорганизации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ подруководством учителей информатики и технологии.
5. Учитель, создающий, илииспользующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание наподачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровнезнаний учащихся.
6. Изменяется к лучшемувзаимоотношения с учениками, не любящих урок технологии, особенно с увлеченнымикомпьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».
7. Изменяется отношение ккомпьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ученики начинают восприниматьего в качестве универсального инструмента для работы в любой областичеловеческой деятельности.
Использованиеновых информационных технологий способно существенно углубить содержаниематериала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметноевлияние на формирование практических умений и навыков учащихся на урокаханглийского языка.
Опираясь навсе эти возможности данной программы, я решила попробовать свои силы в созданиипрезентации для открытого урока грамматики английского языка на 3 курсе по теме«Pronoun»(Местоимения).
Для созданияданной презентации я использовала учебный материал Н.А. Кобриной «Грамматика.Морфология. Синтаксис».
Дляпроведения урока по этой теме мне потребовалось достаточно много времени, чтобыподобрать непосредственно материал, затем скомпоновать его и только потомначать разрабатывать презентацию.
Разработка исоздание самой презентации не заняло у меня много времени и, как результат,получилась довольно-таки удобная в обращении и понятная программа, котораяпомогла детям на уроке достаточно быстро понять материал и применить знания напрактическом занятии.
В качестведополнительных материалов к презентации можно создать раздаточные материалы длядетей -- уменьшенные копии слайдов, распечатанные различными способами.Кроме того, для аудитории можно распечатать заметки докладчика. В процессеработы над презентацией можно распечатать ее структуру, включающую заголовкислайдов и основные моменты презентации. Я же распечатала еще и комплексупражнений на каждую часть материала
Формыприменения компьютера
Выделяютсятри основные формы, в которых может использоваться компьютер при выполнении имобучающих функций:
а) машина как тренажер;
б) машина как репетитор, выполняющий определенные функции за
преподавателя, причем машина может выполнять их лучше, чем человек;
в) машина как устройство, моделирующее
определенные предметные ситуации
(имитационное моделирование).
Представляется, что использование компьютеров при преподавании гуманитарных дисциплин оправдано лишь в единственном случае: если компьютер является средством облегчения ученического труда — иначе зачем?
Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:
а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;
б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;
в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.
Перечисленныезадачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключаюттакую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение обучаемых укомпьютера.
Подводя итогиможно отметить что нужны разнообразные формы учебной деятельности: это ифронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работаобучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, иработа консультационной службы, это и интересные устные и письменные задания.Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился несамоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебномупроцессу.
 
2.2Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранногоязыка
Существуетмножество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка иучащимся при овладении английским языком.
Компьютерныеобучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методамиобучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности исочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления,сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации,автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможностьучёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода иинтенсификацию самостоятельной работы учащегося.
Проанализируемнекоторые из них.
а)Изучение лексики.
При введениии отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда ит.д., можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”,“English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютернымипрограммами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примерекомпьютерной программы рассмотрим эти этапы.
На I-мэтапе — введение лексики, например, по теме «Weather». Используядемонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экранепоявляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower,гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear,солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуютфразы:
What abeautiful day! — Какой прекрасный день!
What awfulweather! — Какая ужасная погода!
Isit usually as hot as this? — Здесь всегда так жарко?
What'sthe forecast for tomorrow? — Какой прогноз погоды на завтра?
It's windy! — Дует сильный ветер!
It's raining- идёт дождь
Учащиесясмотрят и слушают. Время работы — примерно 1 минута.
На II-мэтапеидёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель илиучащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкаетмышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за дикторомхором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работаютиндивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы — примерно 5 — 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.
На III-мэтапе проводитсяконтроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разноеколичество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экранепоявляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремитсядобиться лучших результатов.
Если в классетолько один компьютер, он используется как демонстрационный при введении ифронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можноосуществлять индивидуально используя раздаточный материал — карточки. Заданияна карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:
Укажитеправильный вариант перевода
снег — tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball
Какое изнаписанных слов является лишним по смыслу
winter,February, cool, december, November, January
и т. п.
Компьютернаяпрограмма «English on holidays» охватывает лексический материал потеме «Город» и позволяет контролировать лексику сразу по всемразделам темы. В этом случае предлагается большее количество вопросов: 60, 90,120.
б)Отработка произношения.
Многиеобучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. Послепрослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экранепоявляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнениикоторых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графическогоизображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.
в)Обучение диалогической речи.
Пример работыс диалогами компьютерной программы «Triple play plus in English». Изпредложенных 12 диалогов, выбирается один, например «В кафе». Наэкране появляются несколько картинок — сцен данного диалога.
I — этап — знакомство с диалогом.
Goodmorning!
Goodmorning!
Whatwould you like?
I'dlike some coffee, please.
Doyou want milk in your coffee?
Yes,please.
Hey,this coffee is too cold.
I'msorry.
hereis some hot coffee.
Thankyou.
Howis it now?
It'sjust right.
Wouldyou like some more coffee?
No,thanks.
Howmuch is it?
Ninety- five cents, please.
Thankyou. Have a nice day.
Goodbye.
II — этап- разучивание диалога.
При наличиинескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использованрежим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения насоставление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you,wood, your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой,чтобы составить предложение What would you like? и т.д. Количество верныхпредложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой формеосваивают правописание и разучивают диалог.
III — этап — инсценирование диалога.
Учащиесявоспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют егосамостоятельно.
Следующийэтап — это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов.Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описаниемситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы ипроявляя свою фантазию.
г)Обучение письму.
Этот видработы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоениеклавиатуры. Компьютерная обучающая программа «Bridge to English»помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать наклавиатуре английских слов и предложений.

Заключение
Современностьпредъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владениюиностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмыинформации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработкиявляются неэффективными. Использование информационных технологий раскрываетогромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающиепрограммы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Онипозволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их вразных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформироватьлингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации,автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможностьучёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода иинтенсификацию самостоятельной работы ученика.
Вмультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различныеметодические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.
Компьютерлоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихсяхвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельностьи создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на урокеанглийского языка, придавая им уверенность в себе, что является немаловажнымфактором для развития их индивидуальности.
Помимоиспользования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимымпомощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебногопроцесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред дляразработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов,использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельнойработы, а также проектной деятельности учеников.
В заключениинеобходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использованиемультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, агармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка,применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не толькомногократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся кдальнейшему самостоятельному изучению английского языка
Хотя передачавсех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полнойавтоматизации обучения, едва ли можно рассматривать как практически реализуемуюи гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личностиобучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.