ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.О необходимости введения новой системы оценивания
2.Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении
3.О необходимых условиях введения безотметочной системы обучения в начальнойшколе
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Словосочетание «безотметочное обучение»в педагогике стало очень популярным. Министерство образования РФ, стремясь корганизации здоровьесберегающего образования, рекомендовало такое обучение длявсей — в том числе и традиционной — начальной школы. Это должно было бырадовать, но, к сожалению, «безотметочное обучение» на практике вылилось вобучение без отметок в виде привычных двоек-пятерок, но с наклейками, флажками,звездочками и т.п., которые дети и родители все равно переводят в привычные дляних цифры. На основании таких отметок формируется внешняя оценка ребенка и еговнутренняя самооценка: «молодец» он или «двоечник». Никакой содержательнойинформации о продвижении ребенка в учебном материале эта система не дает. Всепопытки выстроить «работу над ошибками» под руководством взрослого ожидаемогоэффекта не дают. Вместе с тем, отметкой формируется что-то большее — внешняя ивнутренняя оценка ребенка, его самоценность.
Оценивание — это демонстрация ценностей,принятых в том или ином сообществе.
Отметка может разделить людей на «умных»и «глупых», «трудолюбивых» и «ленивых». И все.
Для школы РО такие акцентыконтрпродуктивны, поэтому наиболее адекватной системой реализацииобразовательных ценностей, среди которых особое значение придается формированиюучебной самостоятельности (не исполнительности!), является безотметочноеоценивание, которое предполагает:
первоочередное право ребенка на оценкусобственной работы;
наличие понятных учащемуся критериев, покоторым он осуществляет действие оценки;
специальную педагогическую работу,начатую с первых же дней обучения ребенка в школе и направленную наформирование у него умения оценить без помощи взрослого стоящую перед нимзадачу (в плане определения возможностей и способов ее решения) и результатывыполнения своей работы.
Такой подход позволяет ребенку активновключиться в процесс обучения, сознательно относиться к его результатам, что, всвою очередь, дает ему возможность определять собственные образовательныеинтересы и дефициты и ставить образовательные задачи. Поэтому правильнаяорганизация системы безотметочного оценивания не только не вредит обучениюребенка, но и решает задачи его личностного развития.
1. Онеобходимости введения новой системы оценивания
Изменения, произошедшие в содержаниисовременного образования за последнее десятилетие, — перенос акцента спредметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формированиеобщеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий — влекут засобой и изменение системы оценивания.
Безотметочное обучение — это поискнового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей«отметочной» системы оценивания.
Традиционная пятибалльная системаоценивания:
— не дает полноценной возможности дляформирования у учащегося оценочной самостоятельности — «краеугольногокамня» здания учебной самостоятельности. Указанная способность признанасегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержанияроссийского образования (см. Концепцию модернизации российского образования напериод до 2010 года, утвержденную распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 29.12.2001 N 1756-р (п. 2). Общепринятая «отметочная»система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося состороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий,ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя,других учеников);
— затрудняет индивидуализацию обучения.Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждогоконкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результатаребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой(«Три ошибки в диктанте — это хорошо или плохо?»), и фиксациейуспешности результата для данного ребенка («Для данного учащегося триошибки — хорошо, если обычно у него их десять»). Даже если учитель склоненк оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки — этохорошо, ты — молодец!»), официальный статус отметки («Все равно затакую работу нужно ставить три») сводит на «нет» все старанияпедагога;
— является малоинформативной. В силусвоей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить одействительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектордальнейших усилий — что именно надо улучшить, над чем поработать, в какойстепени это вообще возможно для данного ребенка;
— часто имеет травмирующий характер.Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» системанередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, котороенаправлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, народителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тожеиспользуют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, какизвестно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфортаучащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению егофизического здоровья.
Необходим поиск принципиально иногоподхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты вобучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебногопроцесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. Споиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Было бы преждевременно говорить о том,что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с темучеными уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к еепостроению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ееорганизации.
2. Об общихподходах к оцениванию при безотметочном обучении
В основе данных подходов лежат следующиеключевые вопросы:
— что оценивать (т.е. что именноподлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
— как оценивать (т.е. какими средствамидолжно фиксироваться то, что оценивается);
— каким образом оценивать (т.е. каковадолжна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
— что нужно учитывать при такомоценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективностибезотметочной системы оценивания).
Оцениванию должны подлежать не толькознания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всехсферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценканавыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителябудет посвящено ЗУНам и лишь 10% — творческим проявлениям ребенка, то ученикиполучают ясное сообщение: «Я вас ценю в основном как исполнителей, точноследующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих поправилам и алгоритмам».
Необходимо, чтобы оценка творческихпроявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, иучащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки,публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайноважно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признаниеинтеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы,самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересныедогадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальнойклассной «Тетради наших догадок, вопросов и открытий»).
Оцениванию на уроках не должны подлежатьличные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Работая в рамках безотметочногообучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика недолжен употреблять «заменителей» отметочной системы:«звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т.п. Прибезотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с однойстороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, сдругой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжированиеучеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которыхфиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различныеформы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которыхотмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все этиформы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей.Учитель не должен делать их предметом сравнения — недопустимо, например,вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости». Оценки недолжны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороныучителя, ни со стороны родителей.
Особенность процедуры оценивания прибезотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должнапредшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становитсяпредметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такиезадания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например,количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективностьоценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждойработы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора междуучителем и учениками.
Самооценка ученика должнадифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому рядукритериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как суммумногих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Ребенок сам выбирает ту часть работы,которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерийоценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий.Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновойработы, которую ученик не предъявляет для оценки.
Содержательное самооценивание неотрывноот умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания,обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие школьники имеют право насамостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнениеи незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения(например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем.Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделятьизвестное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самомуребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительноего самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например,графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).
Оценка высших достижений ребенка (самыйбыстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детеймощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценоквысших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая можеттравмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторыхучителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот ипр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.
3. О необходимыхусловиях введения безотметочной системы обучения в начальной школе
Работа в режиме безотметочного обучениятребует наличия определенных условий, важнейшее из которых — добровольноепринятие единой «оценочной политики» всеми членами педагогическогоколлектива. Важно, чтобы эта «оценочная политика» была не простопринята на уровне школы, но и тщательно разработана, по крайней мере, долженбыть заранее продуман ряд «узловых» вопросов, обеспечивающихфункционирование единого оценочного «организма» школы. Среди такихвопросов можно назвать следующие:
1. «Стыковка» на уровне общихподходов к оцениванию между начальной и основной школой. Если не будет выстроенспециальный переход от способов оценивания в начальной школе к нормативномуоцениванию в основной школе, дети пострадают от резкого перепада в оценочныхвзаимоотношениях с учителями. Проблема «стыковки» безотметочногообучения и традиционного оценивания в рамках обучения в начальной школе (еслитакой переход осуществляется, например, после первого класса или после второго,третьего) тоже существует, хотя и выглядит менее болезненной.
2. «Стыковка» «оценочнойполитики» школы и семьи. Должны быть продуманы механизмы постоянногосогласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника навсех этапах обучения.
3. «Стыковка» оценочныхтребований администрации и учителей всех ступеней, договор о приемлемых формахвнутришкольного контроля (правилах ведения классных журналов, ученическихдневников).
Заключение
Изменения, произошедшие в содержаниисовременного образования за последнее десятилетие, – перенос акцента спредметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формированиеобщеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут засобой и изменения системы оценивания.
Безотметочное обучение – это поискнового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостаткисуществующей “отметочной” системы оценивания.
Традиционная пятибалльная системаоценивания:
не дает полноценной возможности дляформирования у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая “отметочная”система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося состороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий,ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя,других учеников);
затрудняет индивидуализацию обучения.Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждогоконкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения.Учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка,сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой, и фиксациейуспешности результата для данного ребенка. Даже если учитель склонен к оценкеиндивидуального результата ребенка, официальный статус отметки сводит на нетвсе старания педагога;
является малоинформативной. По отметкечасто нельзя судить о действительном уровне знаний, что самое главное, нельзяопределить направление дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чемпоработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
часто имеет травмирующий характер.Полностью сосредоточенная в руках учителя, “отметочная” система нередко оказываетсяорудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с однойстороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны – на родителей.Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют этосредство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, кснижению интереса к обучению, росту детской тревожности.
Список использованныхисточников
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение,2001. с. 236
2. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обученияустной речи на иностранном языке в средней школе. Автореф. канд. дис. М.,2002г. с.196
3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры.// Информатика и образование. – 1991. — №3. с. 40
4. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики.//Информатика и образование. – 1991. — №3. с. 57
5. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –М., 1989с. 52
6. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. –Т.6 – М., 1984. с. 369
7. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. // Информатика иобразование. – 1994. — №4. с. 48
8. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.2000 с.301
9. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.2002 с.236
10. Гуревич К.М.,«Индивидуально-психологические особенности школьников», М., 1988 с. 268
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996с. 311
12. Данилова Л.А. Методы диагностики младших школьников.- М.: Академия, 1997с. 254
13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер, 1999 с. 312
14. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 л. –М.,1996 с. 168
15. Заничковский Е.Ю. проблемы информатики – проблемы интеллектуальногоразвития общества. // Информатика и образование. – 1994. — №2. с. 187
16. Зиновкина М.М. Многоуровневое креативное образование и школа. М.:Приоритет – МВ, 2002 с. 278