ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. ПОИСК И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ… 5
2. ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 14
ВВЕДЕНИЕ
Утверждение известногосоветского психолога С.Л. Рубинштейна о том, что «человек доподлинно владеетлишь тем, что добывает собственным трудом», в полной мере относится к процессусамообразования личности.
Под самообразованием всовременной науке понимается «сознательная деятельность человека, направленнаяна самостоятельное познание, повышение своего образования и личностноесовершенствование» [10, с. 45]. Самообразование осуществляется в различныхвидах самостоятельной деятельности и может характеризоваться как сорганизационной, так и с познавательной стороны.
Организационнаясамостоятельность проявляется в умении правильно организовать свой режим дня,поставить цель, спланировать и выполнить определённую работу. Она включает всебя овладение такими необходимыми элементами культуры умственного труда, какумение сосредоточиться на главном, умение разумно распределить своё время,физические и духовные силы. Познавательная самостоятельность проявляется вготовности к деятельности (учебной, трудовой и т.д.) без посторонней помощи.Формирование познавательной самостоятельности в процессе самообразования происходиттогда, когда процесс усвоения осуществляется не путём механическогозапоминания, а с учётом общепринятых психолого-педагогических закономерностейусвоения знаний.
Большое значение в этомпроцессе имеет самостоятельная работа с литературой, выработка рациональныхприёмов этого вида образовательной деятельности. Овладение рациональнымиприёмами работы с литературными источниками является признаком сформированностиу личности культуры умственного труда как одной их важнейших предпосылокдальнейшего самообразования. Вопрос о самообразовании является одним изактуальных после окончания школы, поэтому одна из важнейших задач не толькошколы, но и вуза – формирование у учащихся и студентов рациональных приёмовработы с литературными источниками.
Основные приёмы работы слитературными источниками включают в себя деятельность, связанную с поиском,изучением, обработкой, осмыслением полученной информации, её систематизацией ихранением.
В связи с актуальностьюпроблемы, нами была выбрана тема реферата «Рациональные приёмы работы слитературными источниками». В процессе работы мы поставили перед собойследующие задачи:
- рассмотретьвопросы поиска и изучения литературных источников;
- проанализироватьосновные приёмы по осмыслению, систематизации и сохранению литературныхисточников.
Работа состоит из введения,дух параграфов, заключения и списка использованных источников.
1.ПОИСК И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
В процессе поискалитературных источников следует просмотреть все виды источников, связанных стемой собственной работы (или исследования). В их число могут входитьматериалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии,информация, размещенная в сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских иопытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчетыспециалистов о зарубежных командировках, иные различные материалы. В этойсвязи Вам могут помочь информационные изданиями типа каталогов, которыевключают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзорих содержания.
В процессе поискаматериалов по интересующей теме рекомендуется широко использовать возможностиинформационно-поисковых систем, баз и банков данных. Полученная таким образоминформация может оказаться полезной как сама по себе, так и послужить вкачестве отправной точки для поиска дополнительной информации [5, с .135].
Изучение литературныхисточников предполагает в первую очередь их чтение. Чтению обычно предшествуетпредварительный просмотр, который предполагает знакомство с аннотацией, оглавлением,введением (предисловием). Чтение может быть ознакомительным и углублённым. Вовремя ознакомительного чтения следует выяснить, какие сведения, необходимые длякурсового исследования, содержатся в документе. Ознакомительное чтение обычно происходит в начале работы, когда необходимо отобрать литературу по теме, составитьплан курсовой работы, определить рабочее название курсовой. Предварительныйпросмотр и ознакомительное чтение уместно сопровождать составлением планадокумента и выписок из него. Целью углубленного чтения является уяснениеосновных положений работы, системы доказательств, выводов автора.
При работе слитературными источниками рекомендуется вести записи прочитанного. Записиделятся на систематизированные и несистематизированные. Существует несколько приёмовведения систематизированных записей, к их числу относятся планы, конспекты,рефераты, аннотации. К несистематизированным записям относятся выписки.
План — это систематизированная записьтекста, отражающая структуру документа. План обычно составляется приознакомительном чтении, тогда, когда еще точно не известно, какие разделыданной книги пригодятся в дальнейшем. План позволит легко вспомнить, о чем шлав книге речь, и определить целесообразность ее дальнейшего изучения.
Конспект - это систематизированная записьтекста, отражающая содержание документа и его структуру. При подготовкекурсовой конспект является наиболее распространённой формой систематизированныхзаписей прочитанного. Конспектирование помогает накопить нужный материал. Конспектможет быть кратким или развернутым. В кратком конспекте фиксируются основныеположения (тезисы) работы, в развернутом помимо тезисов даётся подробноеизложение работы или ее отдельных частей.
Составляя конспект, рекомендуетсясжато, без лишних слов записывать самое необходимое из прочитанногопроизведения. В основе конспекта должен лежать план изучаемого произведения.Поэтому полезно прежде всего составить план, а затем, раскрывая пункты плана,вести записи. Конспектируют документы, как правило, своими словами. Наиболееважные и наиболее трудные для понимания части текста лучше цитировать. Цитаты,содержащиеся в конспекте, могут быть в дальнейшем перенесены в текст, поэтомуих следует очень тщательно сверять с оригиналом. Конспект рекомендуется вести так,чтобы легко можно было бы найти нужный материал: записи лучше всего делать втетрадях большого формата или на отдельных листах. Писать надо на одной сторонелиста, обязательно отмечая в конспекте номера страниц источника, с которыхвзяты сведения. Однако это может быть и индивидуальным.
Реферат представляет собой максимальносжатое изложение содержания документа или его части. Он должен включатьосновные идеи, фактические сведения и выводы документа. Реферат по своемусодержанию близок к сочинению на заданную тему, но в сочинении излагаютсясобственные рассуждения о предмете изложения, а в реферате пересказываютсяматериалы источников.
Выписки — это краткие записи отдельныхфрагментов текстов, цифр, дат и других фактов. Заведите для выписок блокнот идержите его всегда под рукой.
Ф.А. Кузин предлагаетследующие этапы работы над литературными источниками [7, с. 49]:
- общееознакомление с источником в целом по его оглавлению;
- беглый просмотрвсего содержания;
- чтение в порядкепоследовательности расположения материала;
- выборочное чтениекакой-либо части произведения;
- выпискапредставляющих интерес материалов;
- критическаяоценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись, как фрагментбудущей собственной работы.
При изучении литературыпо определённой теме обычно используется не вся информация, а только та,которая имеет непосредственное отношение к выполняемой работе. Таким образом,критерием оценки прочитанного является возможность дальнейшего практическогоиспользования в своей работе.
Работу с литературойлучше начинать с наиболее фундаментальных работ, авторы которых обладаютмаксимальным научным авторитетом в данной области, а затем двигаться дальше внаправлении от общего к частному – от базисных положений к более конкретным.Однако не следует забывать, что задача состоит в том, чтобы не заимствоватьматериалы из авторитетных источников, а в том, чтобы, почерпнув из них вселучшее, осмыслить и переработать весь накопленный в процессе собственной работыматериал, предложив своё осмысление темы.
Помимо фундаментальныхработ, следует уделить внимание научным статьям, публикуемым в периодическихизданиях и размещенным в сети Интернет, делая при этом поправку на то, что они,как правило, более актуальны, но и более подвержены искажениям, вызваннымполитической и экономической конъюнктурой.2.ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
При работе с литературойнужно стремиться не только к заимствованию материала. Рекомендуется параллельнообдумывать найденную информацию. Этот процесс может совершаться в течение всейработы над собственной темой – тогда собственные мысли, возникшие в ходезнакомства с чужими работами, могут стать основой для получения нового знания.
Когда накоплендостаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций,можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны налистках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскатьсодержательные и логические связи.
Осмысление – это поискиответов на интересующие вопросы. Исходя из поставленных задач, в ходеосмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему?зачем и для какой цели?». Ответы должны быть обоснованными, то естьпредставлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны бытьнепротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, гдевозможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.
Нередко осмыслениепонимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят передсобой историки – описать, как это было «на самом деле».
При работе надлитературными источниками необходимым являются их отбор и оценка. Необходимымявляется использование только проверенных научных фактов. Научные факты характеризуютсятакими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность [7, с.50]. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сихпор предмете, явлении или процессе.
Очень полезным приемомработы с литературными источниками является составление картотеки научныхисточников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзорезаголовков позволяет охватить проблему в целом. Структура карточки, по мнениюВ.П. Кохановского, может выглядеть так (Схема: Приблизительная структуракарточки анализа литературы):
Схема:Приблизительная структура карточки анализа литературыТема Раздел темы Общий термин Ключевой термин Полное название работы с выходными данными, количеством страниц Внутренняя нумерация Библиотечный шифр, код, идентификатор Информационные материалы по данной работе, соответствующие разделу темы, проясняющие общий и ключевой термины. Материалы могут даваться в форме описания или/и цитирования с точным воспроизведением текста и указанием соответствующей страницы Общая характеристика структуры всей работы (основные разделы с номерами страниц)
Библиографию следуетвести и хранить так, чтобы сведения о необходимом документе легко можно было бынайти даже спустя много лет и после завершения работы. Библиографическиекарточки объединяют в библиографическую картотеку с помощью приспособлений дляих упорядочивания, например кляссера, ящика или коробки. Использованиекомпьютера меняет лишь форму ведения библиографии, но не принцип. Вкомпьютерных программах также используется идея картотеки: библиографическиесведения заносят в «электронные карточки». Размещают карточки либо по алфавиту,либо по группам. Чаще всего группы карточек выделяются по тематическомупринципу, но можно, например, распределить карточки и иными способами, например,так: «Заказать», «Заказано», «Найти», «Ксерокопировать». Достоинствомкартотечной формы ведения библиографии является возможность сравнительнолегкого изменения порядка расположения, быстрого добавления новых данных или,наоборот, удаления лишних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выражение внутреннейсамодеятельности человеческого организма – ещё одна из составляющихиндивидуального в образовательном процессе. «При образовании, писал П.Ф.Каптерев, постоянно заботятся о научении, сообщении, внушении, запоминании,убеждают, выговаривают, исправляют, всё своё лучшее хотят передать образуемому.… Но остановиться на таком понимании образовательного процесса невозможно, т.к.внутренняя сторона его остаётся при этом совершенно незатронутой, всё делопредставляется лишь с внешней стороны, поверхностно, а потому неправильно» [4, с.351]. Рассуждая об этой – активной – позиции учащегося в образовательном процессе,Каптерев говорил: «… основа школы и источник её успехов и усовершенствованияесть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал иметодов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование» [4, с. 357].Одним из видов самостоятельной работы является самостоятельная работа слитературными источниками.
Работа с литературойпредставляет собой один из непростых видов умственной деятельности. Изучениелитературных источников – это начальный этап практически любой научной илитворческой работы. Статьи, книги и другие литературные источники рекомендуетсячитать с карандашом в руках, делая при этом выписки, конспектируя. Конспект –это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла,пересказанного своими словами или в виде цитат.
Работая с литературнымиисточниками важно уметь их осмысливать, т.е. выделять не только основные мыслии идеи автора, но и ориентироваться в том, какие из них могут понадобиться длядальнейшей собственной работы или могут быть использованы потом в качествецитат.
Множественность приёмовработы с литературными источниками определяется прежде всего индивидуальнымподходом каждого школьника или студента к этой деятельности. Очень важновыработать собственные приёмы, которые будут не только отвечать запросамличности, но и станут для неё наиболее продуктивными в этой работе.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронцов Г.А.Работа над рефератом. – Р. н/Дону: МарТ, 2002. – 62 с.
2. Дьяченко М.И.,Кандыбович Л.А. краткий психологический словарь. – Мн.: Народная асвета, 1996.– 399 с.
3. Дьяченко М.И.,Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Тесей, 2003. – 351 с.
4. Каптерев П.Ф.Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика,1982. – 704 с.
5. Кохановский В.П.Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999. – С.135-136.
6. Кузнецов И.Н.,Лойко Л.В. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. Методическиерекомендации по подготовке и оформлению. – Мн.: Завигар, 1998. – 146 с.
7. Кузин Ф.А.Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления, порядокзащиты. – М.: «Ось-89», 1997. – 208 с.
8. Поварин С.И. Какчитать книги. – М.: «Книга», 1978. – 53 с.
9. СмородинскаяМ.Д., Маркова Ю.П. Окультуре чтения: что нужно знать каждому. – М.: Книга, 1984. – 88 с.
10. Чепиков В.Т.Педагогика. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.