Реферат по предмету "Педагогика"


Рациональные приёмы работы с литературными источниками

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. ПОИСК И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ… 5
2. ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА… 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 14
ВВЕДЕНИЕ
Утверждение известногосоветского психолога С.Л. Рубинштейна о том, что «человек доподлинно владеетлишь тем, что добывает собственным трудом», в полной мере относится к процессусамообразования личности.
Под самообразованием всовременной науке понимается «сознательная деятельность человека, направленнаяна самостоятельное познание, повышение своего образования и личностноесовершенствование» [10, с. 45]. Самообразование осуществляется в различныхвидах самостоятельной деятельности и может характеризоваться как сорганизационной, так и с познавательной стороны.
Организационнаясамостоятельность проявляется в умении правильно организовать свой режим дня,поставить цель, спланировать и выполнить определённую работу. Она включает всебя овладение такими необходимыми элементами культуры умственного труда, какумение сосредоточиться на главном, умение разумно распределить своё время,физические и духовные силы. Познавательная самостоятельность проявляется вготовности к деятельности (учебной, трудовой и т.д.) без посторонней помощи.Формирование познавательной самостоятельности в процессе самообразования происходиттогда, когда процесс усвоения осуществляется не путём механическогозапоминания, а с учётом общепринятых психолого-педагогических закономерностейусвоения знаний.
Большое значение в этомпроцессе имеет самостоятельная работа с литературой, выработка рациональныхприёмов этого вида образовательной деятельности. Овладение рациональнымиприёмами работы с литературными источниками является признаком сформированностиу личности культуры умственного труда как одной их важнейших предпосылокдальнейшего самообразования. Вопрос о самообразовании является одним изактуальных после окончания школы, поэтому одна из важнейших задач не толькошколы, но и вуза – формирование у учащихся и студентов рациональных приёмовработы с литературными источниками.
Основные приёмы работы слитературными источниками включают в себя деятельность, связанную с поиском,изучением, обработкой, осмыслением полученной информации, её систематизацией ихранением.
В связи с актуальностьюпроблемы, нами была выбрана тема реферата «Рациональные приёмы работы слитературными источниками». В процессе работы мы поставили перед собойследующие задачи:
-         рассмотретьвопросы поиска и изучения литературных источников;
-         проанализироватьосновные приёмы по осмыслению, систематизации и сохранению литературныхисточников.
Работа состоит из введения,дух параграфов, заключения и списка использованных источников.
1.ПОИСК И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
В процессе поискалитературных источников следует просмотреть все виды источников, связанных стемой собственной работы (или исследования). В их число могут входитьматериалы, опуб­ликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии,информация, размещенная в сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских иопытно-конструкторских работах, диссертации, депо­нированные рукописи, отчетыспециалистов о зарубежных команди­ровках, иные различные материалы. В этойсвязи Вам могут помочь информационные изданиями типа каталогов, которыевключают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзорих содержания.
В процессе поискаматериалов по интересующей теме рекомендуется широко использовать возможностиинформационно-поисковых систем, баз и банков данных. Полученная таким образоминформация может оказаться полезной как сама по себе, так и послужить вкачестве отправной точки для поиска дополнительной информации [5, с .135].
Изучение литературныхисточников предполагает в первую очередь их чтение. Чтению обычно предшествуетпредварительный просмотр, который предполагает знакомство с аннотацией, оглавлением,введением (предисловием). Чтение может быть ознакомительным и углублённым. Вовремя ознакомительного чтения следует выяснить, какие сведения, необходимые длякурсового исследования, содержатся в документе. Ознакомительное чтение обычно происходит в начале работы, когда необходимо отобрать  литературу по  теме, составитьплан курсовой работы, определить рабочее название курсовой. Предварительныйпросмотр и ознакомительное чтение уместно сопровождать составлением планадокумента и выписок из него. Целью углубленного чтения является уяснениеосновных положений работы, системы доказательств, выводов автора.
При работе слитературными источниками рекомендуется вести записи прочитанного. Записиделятся на систематизированные и несистематизированные. Существует несколько приёмовведения систематизированных записей, к их числу относятся планы, конспекты,рефераты, аннотации. К несистематизированным записям относятся выписки.
План — это  систематизированная записьтекста, отражающая структуру документа. План обычно составляется приознакомительном чтении, тогда, когда еще точно не известно, какие разделыданной книги пригодятся в дальнейшем. План позволит легко вспомнить, о чем шлав книге речь, и определить целесообразность ее дальнейшего изучения. 
Конспект -  это систематизированная записьтекста, отражающая содержание документа и его структуру. При подготовкекурсовой конспект является наиболее распространённой формой систематизированныхзаписей прочитанного. Конспектирование помогает накопить нужный материал. Конспектможет быть кратким или развернутым. В кратком конспекте фиксируются основныеположения (тезисы) работы, в развернутом помимо тезисов даётся   подробноеизложение работы или ее отдельных частей.
Составляя конспект, рекомендуетсясжато, без лишних слов записывать самое необходимое из прочитанногопроизведения. В основе конспекта должен  лежать план изучаемого произведения.Поэтому полезно прежде всего составить план, а затем, раскрывая пункты плана,вести записи. Конспектируют документы, как правило, своими словами. Наиболееважные и наиболее трудные для понимания части текста лучше цитировать. Цитаты,содержащиеся в конспекте, могут быть в дальнейшем перенесены в текст, поэтомуих следует очень тщательно сверять с оригиналом. Конспект рекомендуется вести так,чтобы легко можно было бы найти нужный материал: записи лучше всего делать втетрадях большого формата или на отдельных листах. Писать надо на одной сторонелиста, обязательно отмечая в конспекте номера страниц источника, с которыхвзяты сведения. Однако это может быть и индивидуальным.
Реферат представляет собой максимальносжатое изложение содержания документа или его части. Он должен включатьосновные идеи, фактические сведения и выводы документа. Реферат по своемусодержанию близок к сочинению на заданную тему, но в сочинении излагаютсясобственные рассуждения о предмете изложения, а в реферате пересказываютсяматериалы источников.
Выписки — это краткие записи отдельныхфрагментов текстов, цифр, дат и других фактов. Заведите для выписок блокнот идержите его всегда под рукой.
Ф.А. Кузин предлагаетследующие этапы работы над литературными источниками [7, с. 49]:
-         общееознакомление с источником в целом по его оглавлению;
-         беглый просмотрвсего содержания;
-         чтение в порядкепоследовательности расположения материала;
-         выборочное чтениекакой-либо части произведения;
-         выпискапредставляющих интерес материалов;
-         критическаяоценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись, как фрагментбудущей собственной работы.
При изучении литературыпо определённой теме обычно используется не вся информация, а только та,которая имеет непосредственное отношение к выполняемой работе. Таким образом,критерием оценки прочитанного является возможность дальнейшего практическогоиспользования в своей работе.
Работу с литературойлучше начинать с наиболее фундаментальных работ, авторы которых обладаютмаксимальным научным авторитетом в данной области, а затем двигаться дальше внаправлении от общего к частно­му – от базисных положений к более конкретным.Однако не следует забывать, что задача состоит в том, чтобы не заимствоватьматериалы из авторитетных источников, а в том, чтобы, почерпнув из них вселучшее, осмыслить и переработать весь накопленный в процессе собственной работыматериал, предложив своё осмысление темы.
Помимо фундаментальныхработ, следует уделить внимание научным статьям, публикуемым в периодическихизданиях и размещенным в сети Интернет, делая при этом поправку на то, что они,как правило, более актуальны, но и более подвержены искажениям, вызваннымполитической и экономической конъюнктурой.2.ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
При работе с литературойнужно стремиться не только к заимствованию материала. Рекомендуется параллельнообдумывать найденную информацию. Этот процесс может совершаться в течение всейработы над собственной темой – тогда собственные мысли, возникшие в ходезнакомства с чужими работами, могут стать основой для получения нового знания.
Когда накоплендостаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций,можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны налистках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскатьсодержательные и логические связи.
Осмысление – это поискиответов на интересующие вопросы. Исходя из поставленных задач, в ходеосмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему?зачем и для какой цели?». Ответы должны быть обоснованными, то естьпредставлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны бытьнепротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, гдевозможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.
Нередко осмыслениепонимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят передсобой историки – описать, как это было «на самом деле».
При работе надлитературными источниками необходимым являются их отбор и оценка. Необходимымявляется использование только проверенных научных фактов. Научные факты характеризуютсятакими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность [7, с.50]. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сихпор предмете, явлении или процессе.
Очень полезным приемомработы с литературными источниками является составление картотеки научныхисточников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзорезаго­ловков позволяет охватить проблему в целом. Структура карточки, по мнениюВ.П. Кохановского, может выглядеть так (Схема: Приблизительная структуракарточки анализа литературы):
Схема:Приблизительная структура карточки анализа литературыТема Раздел темы Общий термин Ключевой термин Полное название работы с выходными данными, количеством страниц Внутренняя нумерация Библиотечный шифр, код, идентификатор Информационные материалы по данной работе, соответствующие разделу темы, проясняющие общий и ключевой термины. Материалы могут даваться в форме описания или/и цитирования с точным воспроизведением текста и указанием соответствующей страницы Общая характеристика структуры всей работы (основные разделы с номерами страниц)
Библиографию следуетвести и хранить так, чтобы сведения о необходимом документе легко можно было бынайти даже спустя много лет и после завершения работы. Библиографическиекарточки объединяют в библиографическую картотеку с помощью приспособлений дляих упорядочивания, например кляссера, ящика или коробки. Использованиекомпьютера меняет лишь форму ведения библиографии, но не принцип. Вкомпьютерных программах также используется идея картотеки: библиографическиесведения заносят в «электронные карточки». Размещают карточки либо по алфавиту,либо по  группам. Чаще всего группы карточек выделяются по тематическомупринципу, но можно, например, распределить карточки и иными способами, например,так: «Заказать», «Заказано», «Найти», «Ксерокопировать». Достоинствомкартотечной формы ведения библиографии является возможность сравнительнолегкого изменения порядка расположения, быстрого добавления новых данных или,наоборот, удаления лишних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выражение внутреннейсамодеятельности человеческого организма – ещё одна из составляющихиндивидуального в образовательном процессе. «При образовании, писал П.Ф.Каптерев, постоянно заботятся о научении, сообщении, внушении, запоминании,убеждают, выговаривают, исправляют, всё своё лучшее хотят передать образуемому.… Но остановиться на таком понимании образовательного процесса невозможно, т.к.внутренняя сторона его остаётся при этом совершенно незатронутой, всё делопредставляется лишь с внешней стороны, поверхностно, а потому неправильно» [4, с.351]. Рассуждая об этой – активной – позиции учащегося в образовательном процессе,Каптерев говорил: «… основа школы и источник её успехов и усовершенствованияесть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал иметодов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование» [4, с. 357].Одним из видов самостоятельной работы является самостоятельная работа слитературными источниками.
Работа с литературойпредставляет собой один из непростых видов умственной деятельности. Изучениелитературных источников – это начальный этап практически любой научной илитворческой работы. Статьи, книги и другие литературные источники рекомендуетсячитать с карандашом в руках, делая при этом выписки, конспектируя. Конспект –это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла,пересказанного своими словами или в виде цитат.
Работая с литературнымиисточниками важно уметь их осмысливать, т.е. выделять не только основные мыслии идеи автора, но и ориентироваться в том, какие из них могут понадобиться длядальнейшей собственной работы или могут быть использованы потом в качествецитат.
Множественность приёмовработы с литературными источниками определяется прежде всего индивидуальнымподходом каждого школьника или студента к этой деятельности. Очень важновыработать собственные приёмы, которые будут не только отвечать запросамличности, но и станут для неё наиболее продуктивными в этой работе.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        Воронцов Г.А.Работа над рефератом. – Р. н/Дону: МарТ, 2002. – 62 с.
2.        Дьяченко М.И.,Кандыбович Л.А. краткий психологический словарь. – Мн.: Народная асвета, 1996.– 399 с.
3.        Дьяченко М.И.,Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Тесей, 2003. – 351 с.
4.        Каптерев П.Ф.Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика,1982. – 704 с.
5.        Кохановский В.П.Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999. – С.135-136.
6.        Кузнецов И.Н.,Лойко Л.В. Рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы. Методическиерекомендации по подготовке и оформлению. – Мн.: Завигар, 1998. – 146 с.
7.        Кузин Ф.А.Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления, порядокзащиты. – М.: «Ось-89», 1997. – 208 с.
8.        Поварин С.И. Какчитать книги. – М.: «Книга», 1978. – 53 с.
9.        СмородинскаяМ.Д., Маркова Ю.П. Окультуре чтения: что нужно знать каждому. – М.: Книга, 1984. – 88 с.
10.     Чепиков В.Т.Педагогика. – М.: Новое знание, 2003. – 173 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Практическое применение дидактических игр на уроках английского яз
Реферат Themes Of The Invisible Man Essay Research
Реферат Просторечие как форма русского языка Просторечие как
Реферат Brazilian Economics Essay Research Paper Executive Summary
Реферат Пётр Гринёв по роману А.С. Пушкина Капитанская дочка
Реферат Влияние средств ритмической гимнастики на показатели физического развития и двигательных качеств
Реферат Синтез цифрових комутаційних систем
Реферат Туймазинское месторождение
Реферат Бизнес план по производству и реализации журнальных столов
Реферат Frankenstein Essay Research Paper
Реферат Пророчество Платонова в повести Котлован
Реферат Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Реферат Пространство и время в произведениях ФМДостоевского
Реферат Визначення відстаней до зір. Їх основні характеристики
Реферат Проблема счастья в романе Война и мир