План:
I. Введение. Влияние развивающих игр и упражнений наразвитие мыслительных процессов у школьников…………………………………….….3
II.Теоретическая часть. Использование развивающих игр и упражнений науроках……………………………………………………………………...……....8
1. Исторический аспект изучаемойтемы………………………………….…8
2. Современное состояние проблемы……………………………………….11
3. Психолого-педагогическая характеристикаподросткового возраста. Влияние игры на развитиеподростка…………………………….…………...17
4. Теоретические выводы………………………………………….…….…...19
III.Практическая часть…………………………………………………..……… 21
1. Констатирующий…………………………………………………………21
2. Формирующий……………………………………………………………24
3. Контрольно-итоговый……………………………………………………30
IV.Заключение………………………………………………………..………....34V. Литература……………………………………………………………………36 Введение
Влияние развивающих игр и упражнений на развитиемыслительных процессов у школьников
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное,но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждыйне только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможностисобственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория итехнология массового обучения должна быть направлена на формирование сильнойличности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способнойсмело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственныйвыбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся исамореализующейся.В школе особое место занимают такие формы занятий,которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышаютавторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результатыучебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых формобучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» даетопределение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практикезаранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большоезначение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослогодеятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой.А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своейэнергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Дети повторяют в играх то, к чемуотносятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно ихпониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальнойдеятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностейчеловека.
Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий обокружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости илюбознательности».
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значенииигры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельнаяподражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеетгромадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысльвысказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором ониживут и который призваны изменить».
Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос освязи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этимивидами деятельности; в игре, как и в работе, главное – постановка цели и еевыполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошуюработу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества,чувство ответственности.
«Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работаесть участие человека в общественном производстве, в создании материальных,культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей,к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношениекосвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям,которые необходимы для работы»1 .
В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского,Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельнаятворческая деятельность детей.
“Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простордетской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели…Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им теили иные игры…”.
“Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, нотак, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, нерегулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре,общении, на наблюдении окружающего…”2.А.С. Макаренко, давая советы родителям, указывает нараспространенные ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто неинтересуются игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают многоигрушек, третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают,лишают ребенка возможности самому решить игровую задачу. “У таких родителейребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им: здесь, всущности, играют больше родители, чем ребенок”3. Впедагогических исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской иА.С. Макаренко находят свое развитие и подтверждение. Многие исследователи пишут, что закономерностиформирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаетсяв игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляетсяформирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщенияпроизвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть единственным вобразовательной работе с детьми. Оно формирует способности учиться и развиваетпознавательную активность школьников.Педагоги и психологи различных научных школ выделилиряд общих положений:
1. Игра выступает самостоятельнымвидом развивающей деятельности детей разных возрастов.
2. Игра детей есть самая свободнаяформа их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир,открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания,самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельностиребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная иравноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющихсвои цели по мере взросления учащихся.
4. Игра есть практика развития. Детииграют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия,саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
6. Игра – главная сфера общениядетей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опытвзаимоотношений людей.
Чем старше и более развиты дети, тем требовательнееони к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюдаестественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденцийразвития игры- все большая связь ее с обучением. Задача учителя – поддержатьэто стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему вэтом.
Подростковый возраст называют переходным возрастом,потому что в течении этого периода происходит своеобразный переход от детскогок взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток –полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила.Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: иего анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – ивсе виды его деятельности.
Игра всё ещё имеет большое значениев жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес кней. Так как игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особуюформу существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива,который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга иответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинятьличные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценкаколлективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило,общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чеммнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружноевоздействие коллектива товарищей.
Использование развивающих игр иупражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов,мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Отсюда следует, что использованиеразвивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебногопроцесса.
В настоящее время не достаточно хорошо изучены условияэффективности применения на практике развивающих игр и упражнений на уроках всредних классах школы.
Отсюда: проблема исследования:каковы условия эффективного применения развивающих игр и упражнений на урокахтехнологии в средних классах школы.
Цель исследования:выявить условия эффективности применения развивающих игр и упражнений на урокахтехнологии.
Объект исследования:учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования:условия использования развивающих игр и упражнений в учебном процессе.
Задачи исследования:
· Изучить психолого-педагогическуюлитературу по проблеме исследования.
· Составить систему уроков сиспользованием развивающих игр и упражнений.
· Применить на практике даннуюсистему.
· Выяснить, как влияет применениеразвивающих игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности.
· Разработать методическиерекомендации.
Гипотеза исследования:если использовать развивающие игры и упражнения на уроке, то развиваютсямыслительные процессы.
Методы исследования:наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа, обработка статистических данных.
Методологическая основа исследования: методологической основой исследования являются трудыфилософов, учёных, педагогов и психологов о развитии личности.
База исследования:средние классы Сенгилеевской средней общеобразовательной школы № 2, ул. Гая, д.63.
Этапы исследования:
1. Апрель, май, июнь, июль, август,сентябрь, октябрь 2002 г. – организационный. На этом этапе: изучаласьпсихолого-педагогическая литература, подготовка программ эксперимента,констатирующий эксперимент.
2. Ноябрь, декабрь, январь, февраль2002 – 2003 г. – экспериментальный. Проводился формирующий эксперимент. На этомэтапе были проанализированы и проведены педагогические условия и дидактическиеприёмы необходимые для формирования деятельности учащихся.
3. Март, апрель – 2003 г.заключительный. На этом этапе была завершена опытно экспериментальнаяработа, систематизация результатов исследования. Полученные в ходе работыданные подвергаются качественному и количественному анализу. Былисформулированы основные выводы, и шло литературное оформление.
Как мы пытались показать, эти условные точкиопределяют основные объекты структуры развития мыслительных процессов,стремились подчеркнуть, что переход каждой новой, более высокой стадииформирования учебной деятельности осуществляется в результате перестройки формыдеятельности учащихся.
Структура работы: в работе имеется введение, где сформулированы основные компоненты исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи,гипотеза и этапы.
В теоретической главе раскрыты сущность, виды,особенности использование развивающихигр и упражнений на уроках.
В опытно-экспериментальной главе проведёнконстатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В заключении сделаны выводы и обобщения, а так жевыработаны методические рекомендации для учителей по развитию мыслительныхпроцессов с помощью развивающих игр и упражнений в средних классах.
При написании работы было использовано 14 источников.
В приложении приводятся результаты и ходопытно-экспериментальной работы.
Теоретическаячасть
Использование развивающих игр и упражнений на уроках
1. Историческийаспект изучаемой темы.
Игра -вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самомпроцессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории,переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками,искусством, в особенности исполнительскими его формами. Игры свойственны ивысшим животным. Игра изучается историками культуры, этнографами, психологами(в частности, в связи с детской психологией), историками религии,искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. Происхождение игрысвязывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическимипотребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов,«Письма без адреса»).
Связь игрыс тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделироватьконфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено илиневозможно. Поэтому игра является не только физической тренировкой, но исредством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качествеабстрактной модели конфликта. Особая психическая установка играющего которыйодновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта,двуплановость его поведения роднит игру с искусством. Вопрос о соотношении игрыи искусства был поставлен Кантом и получил философско-антропологическоеобоснование у Ф. Шиллера, видевшего в игре специфическичеловеческую форму жизнедеятельности по преимуществу «… человек играет толькотогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человекомлишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Однако междуигрой и искусством имеется существенное отличие: игра представляет собойовладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительнымсвойством игры является наличие системы правил поведения.Существует несколько групп игр, развивающих интеллект,познавательную активность ребенка.Iгруппа – предметные игры, как манипуляции с игрушками ипредметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем,материал, мир животных, мир людей и т.п.IIгруппа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет –форма интеллектуальной деятельности. Игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» ит.д. Данные игры – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебнойработы познавательного характера. Творческие, сюжетно-ролевые, игры в обучении – непросто развлекательный прием или способ организации познавательного материала.Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то,что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляетсясопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можнообъяснить «способностью игрового воображения представить в качестве системцелостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами неявляются».Например, игры путешествия. Они носят характергеографических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций»,совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками ввоображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровымиролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники,пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательногохарактера. В этих письменных документах деловое изложение материаласопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения,создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назватьпрактической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется вовнешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, врезультате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческоговоображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешнихдействий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности.Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники.IIIгруппа игр, которая используется каксредство развития познавательной активности детей – это игры с готовымиправилами, обычно и называемые дидактическими.Как правило, они требуют от школьника умениярасшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чемискуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрытадидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учитсянепреднамеренно, непроизвольно, играя.IV группа игр – строительные, трудовые,технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельностьвзрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатсяпланировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оцениватьрезультаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческихзадач. Трудовая активность вызывает активность познавательную. Vгруппа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения,игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании,они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждаютих познавательную активность. Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровойдеятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательнойдеятельности учащихся.
Проблема использования игр в обучении возникла ужедавно. Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попыткусистематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Длянего, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались,смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно –первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенкувозможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Обучающие игры занимают важное место средисовременных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод ониполучили распространение в 70-е годы 20 века.Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает,что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению испроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальныхотношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую наопределенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций испособов познания ребенком мира взрослых.Отечественные психологи и педагоги процесс развитияпонимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Обэтом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида отобщества, как нет и последующей социализации». Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное вжизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильноеотражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традициии нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развитияребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому,чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Вомногих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, толи в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственнонедоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя,ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера ихсоциального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения.Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра– путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе,человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого,настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Онауникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в какихвидах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажениясвоих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра — это регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в нейребенок – и ученик, и учитель одновременно.Возникшая в советской системе образования теориявоспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольныхсистем, но практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. ВРоссии дидактическое значение игры доказывал еще К.Д. Ушинский. Педагогическийфеномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухамлинского.В Новосибирске есть мастерская «Игра», куда входят ведущие педагоги и психологигорода.2. Современное состояние проблемы.
Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игрыосмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, играприменяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинаютвходить в дидактику более активно.
Огромная роль в развитии ивоспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Онаявляется эффективным средством формирования личности школьника, егоморально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она незадача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
А что игра даёт детям?
· Перерыв в повседневности, с ееутилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни.Игра это неординарность.
· Выход в другое состояние души.Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных,меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, вкотором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольнойи радостной мобилизацией духовных и физических сил.
· Порядок: система правил в игреабсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качествопорядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
· Создает гармонию. Формируетстремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя вигре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся кразрешению.
· Увлеченность: игре нет частичнойвыгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
· Возможность создать и сплотитьколлектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг сдругом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способностьсохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
· Элемент неопределенности, которыйвозбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
· Понятие о чести. Она противостоиткорыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именнопобедит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы вборьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность иблагородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользуколлектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха исовершенства в игре.
· Компенсацию, нейтрализациюнедостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальностииллюзорный гармоничный мир — антипод. Игра дает романтизм.
· Физическое совершенствование, посколькув активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игровогофехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности,причем в доспехах и с игровым оружием.
· Возможность проявить илисовершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровойатрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
· Развитие воображения, поскольку ононеобходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
· Стойкий интерес к хорошей литературе,поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобысоздать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
· Возможность развить свой ум,поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
· Развитие остроумия, поскольку процесси пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций,хохм и анекдотов.
· Развитие психологическойпластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральноеискусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
· Радость общения с единомышленниками.
· Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Даетпсихологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высоксейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизнии целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Воспитательное значение игры во многом зависит отпрофессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учетаего возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методическогоруководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведениявсевозможных игр.
Игровое творчествопроявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуютсвой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы,сооружения, постройки.Игровое творчество развивается под влиянием воспитанияи обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, отсформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с особой силой проявляютсяиндивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческогозамысла.
Через игру и в игрепостепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни,отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности,необходимые школьнику. В игре формируются такие качества, каксамостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческиеспособности, умение работать коллективно.Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь нароли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры. «Дидактические игры» — этот термин правомерен поотношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.Они вызывают у школьника живой интерес к предмету,позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитываетпознавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому,какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении тойили иной задачи применительно к каждому ученику.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического ихиспользования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании сдидактическими упражнениями, игровыми моментами, приёмами и формами.
Игровые моменты Обязательны игровые моменты не обучающегохарактера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения вниманияи снятия напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, новозможно и пятом, так как дети ещё только перешли на более высокую ступеньобучения. В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстронаступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снятьнапряжение и дети смогут более продуктивно работать дальше. Например, приизучении темы «Изготовление фартука, пооперационная обработка» в пятом классенапряжение детей очень большое так как они стараются выполнить ровные строчки,но это им ещё плохо удаётся из-за того, что у детей ещё нет навыка работы нашвейной машине. В качестве игрового момента можно использовать такуюфизминутку: Поднимайте плечики,Прыгайте, кузнечики.Прыг-скок, прыг-скок.Сели, травку покушали,Тишину послушали.Тихо, тихо высокоПрыгай на носках легко. Игровые приёмыОбучение, как правило, включают два компонента: сборнужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечиваютдидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени.Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельнотренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологическогохарактера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы ит.д. В решении проблемы развития познавательной активностинеобходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика.Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделятьосновные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игрна обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальныеявления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Использование игровых приёмов– забота каждогоучителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать,сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то,что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызываетважнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».[1]
Их можно использовать как при закреплении пройденногоматериала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов,кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету вцелом.
Например, в девятом классе при изучении темы«Психические процессы», детям можно предложить кроссворд со следующимивопросами.
По горизонтали.
1. Одно из качеств внимания. Определяет количествообъектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
2. Отражение предметов и явлений при непосредственномвоздействии их на органы чувств.
3. Психический процесс отражения предметов и явленийокружающей действительности на основе прошлого опыта человека.
4. Вид памяти в зависимости от цели и способазапоминания.
5. Способность к сохранению и воспроизведению прошлогоопыта.
6. Вид памяти в зависимости от длительности сохраненияинформации.
7. Направленность и сосредоточенность сознания человекана определённом объекте.
8. Намеренный перенос внимания с одного объекта надругой.
9. Степень сосредоточенности на объекте.
10. Возможность удерживать в сфере внимания одновременнонесколько объектов.
По вертикали.
11. Вид памяти в зависимости отобъекта запоминания.
12. Отражение отдельных свойствпредметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
13. Психический процесс создания новыхобразов на основе материала ощущений и представлений.
14. Важное качество, котороевырабатывает в себе человек при частом проявлении внимания.
15. Длительное сосредоточение вниманияна объекте.
16. Процесс познавательнойдеятельности индивида, характеризующийся отражением действительности.
(кроссворд см. приложение №1)Игровые формыИгровые формы обучения позволяют использовать всеуровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую кглавной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковаядеятельность оказывается более эффективной, если ей предшествуетвоспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваиваютприемы учения.Опираясь на данные концептуальные положения,определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитиеустойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровыеформы обучения.Концептуальные положения игровых форм обучения:[2]1. Целевым ориентиром в обученииявляется развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самоеначальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.2. Переориентация сознания школьникас обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.3. Свобода выбора, свобода участия,создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.4. Приоритетная организация учебногопроцесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание»открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.Безусловно, одно – воспитательная, образовательнаяценность развивающих игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей,родителей.При соответствующих методах педагогическогоруководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. Вподростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственныйплан, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).Игровое воображение создает у детей план наглядныхпредставлений о действительности, формирует способность ими оперировать.Организация игровых форм обучения проходит в двухнаправлениях:1. Использование игровых элементов науроке.2. Урок – игра.Урок, проводимый вигровой форме, требует определенных правил:1. Предварительной подготовки. Надообсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределеныроли. Это стимулирует познавательную деятельность.2. Обязательные атрибуты игры:оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффектнеожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.3. Обязательна констатация результатаигры.4. Компетентное жюри.При использовании игровых форм обучения главное –уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремитьсяразвивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Исходя из этого, можно сказать, что технологияигровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивысвоего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели ипрограммы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшиерезультаты.
Игровые формы намного сложнее игровых моментов иприёмов. Они требуют большей подготовки учителя.
Например, их можно применить в седьмом классе приизучении темы «Построение чертежа халата на основе ночной сорочки». Урок можнопостроить так, что каждый ребёнок побывает в роли конструктора-модельера визвестном доме моды.
Для этого надо внести небольшие изменения в обстановкукласса. Урок начинается со стихотворения:
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
- Сегодня мы с Вами находимся визвестном доме моды «Burda», а Вы – все конструкторы-модельеры и пришли не наурок, а на своё рабочее место. Сегодня перед Вами стоит задача – построитьчертёж халата на основе ночной сорочки. Опыт в построении чертежей у Вас ужеесть и, поэтому Вы будете работать по инструкционным картам (см. приложение№2), которые лежат перед Вами.
- Можете приступать к работе.
В конце урока, проверив иоценив работу, подводится итог, делается вывод о том, кто лучше всех справился.Лучший конструктор-модельер награждается грамотой (см. приложение №3)
3. Психолого-педагогическаяхарактеристика подросткового возраста. Влияние игры на развитие подростка. Почему младенец визжит от восторга?Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязаниеповергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснитьникаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этойспособности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконноекачество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своимдетям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр.в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, сее напряжением, с её радостью, с ее шуткой и забавой.
У подростков в 11-15лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовойдеятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративноеотмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно вэнергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения кидеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкойэмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.
Учёба в школе занимаетбольшое место в жизни подростка. В этом возрасте возникают новые мотивы учения,связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем,профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость. Ониявляются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственносознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрастеприкладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных инаучных знаний.
Важным стимулом кучению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебнымматериалом требует от подростков высокого уровня учебно-познавательнойдеятельности. Объём учебного материала велик, и большую эффективностьвоспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики егопостроения, выделение существенного.
Большое значениеприобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальноеколичество смысловых связей в окружающем мире.
В подростковомвозрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже можетрассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себялегко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемойреальности. Иными словами, он может действовать в логике рассуждения.
Обсуждая особенностиучебной деятельности в отрочестве, мы брали предметом анализа возможности этоговозраста верхнюю планку развития мышления. Однако в действительности многиеподростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления.
Для подведения их кболее высокой ступени развития мышления необходимо использовать развивающиеигры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживанияоставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действийвзрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких жекачеств у ребенка.1
В последнеевремя в психологии, так же как во многих других областях науки, происходитперестройка практики и методов работы, в частности, всё более широкое распространениеполучают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровыхметодов связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поискновых форм социальной культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесно врамках уже устоявшихся традиций, которые не удовлетворяют современным условиямнаучной революции: огромным потокам информации, коллективным формам творчества,резкому увеличению круга общения.
Поэтому, в центре внимания ученых оказываютсякритические точки индивидуального и социального развития, пути преодолениякризисов, способы переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаютсяпродуктивные попытки установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихсямежду технологией и этикой, индивидуальным и коллективным вкладом в творчество,дифференциацией знаний и междисциплинарным характером проблем, традиционныминормами и условиями научно-технической революции.
По всей видимости, распространение игр объясняетсяименно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления,различных социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построенияролевых и межличностных отношений.В своей работе учительобязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьниковучиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения», гдедостаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения повозрастным группам. Мотивысамообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебнойработы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо вэтом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценностиобщества). Позиционные мотивы – усиливается мотив поискамиконтактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональнымиспособами этого сотрудничества в учебном труде. Подростку доступнысамостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательностьнескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видахдеятельности. Таким образом, чем старше школьники, тем большеезначение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрытоили открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная играпо-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных качеств,содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества. 4. Теоретические выводы.
Вся жизнь школьниковсвязана с игрой, которая имеет большое значение в ней. Так как, игра – этосредство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детейполезные умения и привычки, формирует волевые черты характера, тренируетпамять, выдержку, внимание.
Ценность игрызаключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями дляформирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формыобщения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей,формирование товарищеских отношений между детьми.
Игра влияет и настановление трудовой деятельности детей, суть которой хорошо раскрыл А.С.Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохаяигра похожа на плохую работу…»
Хорошая и правильноорганизованная игра, способствует формированию психологических качеств личностиребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма,товарищества.
В педагогическойлитературе существуют различные виды игр, и каждая имеет свою характеристику иклассификацию.
Наиболее важнымииграми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные.
Каждая игра должнабыть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленныйхарактер.
Игра может бытьотличным дополнением к учебному процессу в развитии личностных качеств ребёнка.
Они индивидуальны итребуют индивидуального подхода к каждому ребёнку, но есть и общиезакономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, требует чувствамеры и осторожности.
Игра как процессимеет свои структурные элементы и педагогические требования.
При выборе игрынеобходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, выборпомещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, рольучителя.
Его роль в игре восновном руководящая и задача учителя заключается в создании условий,определённых правильных отношений к ней со стороны детей.
Играучителем-педагогом используется не только в учебной деятельности, но и вовнеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации.
Таким образом, игра – это серьёзноедело, имеющее важное значение в жизни ребёнка, формирование его личностныхкачеств, в развитии и воспитании, а также имеющая свои особенности ворганизации и использовании в учебно-воспитательной работе. Итак, рольразвивающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике ониявляются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основываетсяна развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о ролиразвивающих игр, известный отечественный педагог и психолог М.И. Махмутовотмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной,социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыковучастия в развивающих играх. О результатах примененияразвивающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественныхспециалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повыситьэффективность обучения в среднем в3 раза.
Практическая часть.
Исследования проводились на базе Сенгилеевской среднейобщеобразовательной школы № 2 в 5 «б» и 8 «а» классах.
Списочный состав классов.
5 «б» класс
8 «а» класс Кошелева Ангелина Аниськина Валя Мозанова Настя Васильева Катя Патрикеева Марина Волошина Таня Солдатова Лена Ермохина Маша Бродягина Ирина Карпеева Катя Каштанкина Оля Кузьменко Настя Козлова Надя Парамонова Лена Кузорева Маша Сафарова Эльмира Бурханова Марьям Толстякова Марина Богданова Настя Гулящева Люба
1. Констатирующий этап.
На констатирующем этапебыли поставлены следующие задачи:
1. Выявить уровень развитиямыслительных процессов у учащихся в данных классах.
2. Наметить наиболее эффективные путиих совершенствования.
С этой целью в пятом классебыли проведена методика «Оценка мышления» (см. приложение № 4)
При обработке полученных ответов каждая задача, взависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или«-». Если ребёнок не успел или пропустил задачу, то она отмечается знаком «0».Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.
Итоговая ведомость.
Оценка мышления учащихся 5 «б» класса.
Таблица № 1.
Ученик
Номер задачи
Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 + - Кошелева А. + + + - - - - - - - 3 7 12 Мазанова Н. + + + - - - - - - - - - 3 9 10 Патрикеева М. + - - - - - - - - - 1 9 12 Солдатова Л. + + + + + + - - - - - - - 6 7 9 Бродягина И. + + + + - - - - - - - - - - 4 10 8 Каштанкина О. + + - - - - - - - - - - - - - - 2 14 6 Козлова Н. + - - - - - - - - - 1 9 12 Кузорева М. + + - - - - - - - - 2 8 12 Бурханова М. + + - + + - + + + - - - - - 5 9 8 Богданова Н. + + + + - - - - - - - - 4 8 10 Гулящева Л. + + + + + - - - - - - - - - 5 9 8
Пользуясь данными этой ведомости можно подсчитать процент правильных ответов. Наосновании полученных сведений составляется диаграмма. Диаграмма№ 1.
/>
Проанализировать данную диаграмму, видно, чтобольшинство детей справились с 1 по 4 задачи. К ним относятся: Гулящева Л.,Солдатова Л., Бродягина И. Это свидетельствует об относительно хорошем развитииу них способности действовать в уме, так как они могут заменить отношенияданные на обратные в самом начале решения однотипных задач. Но действие анализау них развито в минимальной степени. Свидетельством тому является тот факт, чтоони, отвлекаясь от внешнего сходства формулировки вопроса с формулировкойпервого или второго отношения объектов в условиях задачи.
С заданиями с 5 по 9 не справились: Кошелева А.,Мазанова Н., Патрикеева М., Бродягина И., Кузорева М., Коштанкина О., Козлова Н., Это говорит о недостаточно высоком проявлении анализа условий,неумении выделить структурную общность этих задач с предыдущими.
Отказались от решения задач с 18 по 22 следующиедети: Кошелева А., Патрикеева М., Солдатова Л., Козлова Н., Кузорева М., Богданова Н. Это отражает их неумение планировать ход и этапы своегорассуждения.
Аналогичная работа была проведена в восьмом классе. Уних была проведена методика «Школьный тест умственного развития (Штур)» ( см.приложение №5)
При обработке полученных ответов каждая задача, взависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или«-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость, котораяотражает количество правильных ответов.
Итоговая ведомость.
Оценка уровня развития мыслительных процессов учащихся8 «а» класса.
Таблица № 2.
Фамилия, имя ребёнка
Осведомлённость
Аналогии
Классификация
Обобщения
Числовые
ряды Аниськина Валя 8 4 4 8 2 Васильева Катя 8 3 6 7 3 Волошина Таня 7 8 9 6 3 Ермохина Маша 12 8 8 6 4 Карпеева Катя 9 6 3 6 1 Кузьменко Настя 8 4 6 7 4 Парамонова Лена 11 5 6 8 3 Сафарова Эльмира 9 4 5 5 2 Толстякова Марина 10 5 9 7 3
Исходя из полученных данных можно составить диаграммуотражающую степень развития мыслительных процессов.
Диаграмма №2.
/>
Проанализировав данную диаграмму, можно сделать такойвывод: большинство детей (Карпеева Катя, Аниськина Валя, Васильева Катя,Волошина Таня, Сафарова Эльмира) имеют проблемы с продолжением числовых рядов.Это говорит о незнании некоторых детей таблицы умножения и о недостаточномуровне развития мыслительных процессов (аналогии, обобщении). В связи с этимони не могут найти правила, по которому построен тот или иной ряд.
По итогам проведённой работы видно, что в 5 классе наневысоком уровне развития находится способность детей классифицировать. В 8классе у большинства детей возникли проблемы с продолжением числовых рядов.
В связи с этим возникает необходимость развивать уучащихся 5 «б» класса умения выделять структурную общность различных задач испособность к анализу. А учащихся 8 «а» класса необходимо обратить внимание наразвитие способности анализировать, обобщать, умения выявлять закономерности ирасширение кругозора.
2.Формирующий этап.
На формирующем этапе были поставлены следующие цели:
1. В 5 «б» классе применять игрынаправленные на развитие способности анализировать, умения выявлятьзакономерности и расширение кругозора.
2. В 8 «а» классе использовать игры иупражнения направленные на развитие способности анализировать, обобщать иумения выявлять закономерности.
С данными целями на формирующем этапеисследовательской работы, опираясь на результаты, полученные на констатирующемэтапе, была применена система игровых моментов, приёмов и форм, направленная наразвитие мыслительных процессов.
В пятом классе были использованы следующие упражненияс целью развития способности к обобщению и выделению существенныхпризнаков.
Ход проведения:детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. На их выполнениедаётся 20минут. Жюри проверяет работы и определяет победителя, которомувручается медаль.
1.Сгруппируй слова по смыслу.
А)0,7; обтачать; шов; ширина.
Б)утюжить, проутюжильник, вода, изделие.
Подбери подходящий по значению термин.
/>/>/> пояс карман/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
обтачать притачать подшить обтачать
стачать притачать
Выбери слова, относящиеся к теме «Изготовление юбки»
Бретели, пояс, карман, задняя половинка, нагрудник.
Исключи лишнее, объясни почему.
1. Разутюжить, приутюжить, подшить,заутюжить.
2. Сметать, приметать, наметать,отутюжить.
3. Стачать, пришить, обтачать,притачать.
2. Театрмоды.
Цель:развивать способность анализировать, обобщать иумение применять это напрактике.
Ход проведения: на уроке идёт беседа о известныхмодельерах, анализируются модели одежды, созданные ими. После этого детямпредлагается нарисовать свою модель: школьной формы, одежды рыбаков, туристов,учителей… (см. приложение №6)
3.Слова наоборот.
Цель:развивать у детей способность производить мыслительные операции анализа исинтеза.
Ход проведения:детям говорится, что им сейчас будут зачитываться слова, и они должны в уме переставитьбуквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат.
Набор слов: шов – вош
Ножницы – ыцинжон
Игла – алги
Сметать – ьтатемс
Суп – пус
Одежда – аджедо
Ткань – ьнакт
Швейная машина – анишам яанйевш
Ответы детей проверяются и тот, кто допустил меньшеошибок, награждается аплодисментами.
Цель:развивать логическое мышление, способность анализировать и умение выявлятьзакономерности.
4.Труд и человек.
Ход проведения:на доске зарисовывается схема. В этой схеме зашифрована фраза в которой сказаноо роли труда в судьбе человека. Сначала нужно прочитать все буквы в верхнейполовине кружков, а потом – в нижней. Завершает фразу слог, помещённый вцентральном кружке.
/>/>
/>/>
/>
КА
/>/>
/>/>
Подсказка:начинать с буквы «Т» по часовой стрелке через 2 кружка.
5. Четыре прямые.
Ход проведения:на доске зарисовывается расположение точек. Необходимо перечеркнуть все точкичетырьмя прямыми линиями не отрывая руки./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
6.Сосчитайте.
Ход проведения:на доске зарисовывается фигура. Необходимо сосчитать, сколько треугольников вфигуре?
/>
7.Разруби подкову.
Ход проведения:детям даётся задание «разрубить» подкову «топором» на 6 частей, не перемещаячастей после удара. Каждый рисует подкову и пробует её «разрубить» на листочке.
8.Сколько кошек?
Ход проведения:детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.
Задание: вкомнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по 3 кошки, нахвосте у каждой кошке по 1 кошке. Сколько всего кошек в комнате.
9.Делёж.
Ход проведения:детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.
Задание: какразделить 5 яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и 1яблоко осталось в корзине?
10.Отгадай-ка.
Ход проведения:детям зачитываются загадки. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.
Загадки:
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(рис – Ирс)
Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
(тлас – Атлс)
Мы – для пилильщика подставка,
Мы – для кучера сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударение –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(Кзлы – Козл)
Аналогичная работа была проведена в восьмом классе.Детям были предложены игры.
Цель: развивать способность производить в умематематические действия, умение определять закономерности.
Ход проведения:детям были даны карточки с нижеприведёнными заданиями. На выполнение заданийдаётся 20минут. Жюри проверяет работы и определяет победителя, которомувручается медаль.
1.Подумай, какое число надо поставить в пустую клетку?3 5 7 9 9 25 49
2.Сравнитечетыре ряда чисел и найдите среди них ряд, не похожий на остальные. Чем этотряд отличается от остальных?2 5 8 11 14 1 4 7 10 13 3 4 5 6 7 3 6 9 12 15
3.Который из этих числовых рядов лишний, то естьотличается от остальных? Найди не менее трёх признаков, по которым остальныеряды имеют сходство.
/>
1,2, 4, 8, 16, 32
3,6, 12, 24, 48, 96
5,10, 20, 40, 80, 160
2,6, 18, 54, 162
7,14, 28, 56, 112, 224
4.Ребусы.
Цель:развивать логическое мышление, анализ и синтез.
Ход проведения:детям показывалась карточка с ребусом. Кто первый догадается, должен поднятьруку. За правильный ответ давался жетон. Набравший большее количество жетонов,объявляется победителем. (см. ребусы в приложении № 7)
5.Анаграммы и логарифмы.
Цель:развивать логическое мышление.
Ход проведения:детям сообщается, что такое логарифмы и что такое анаграммы.
Анаграммы – загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.
Логарифмы – загадки, в которых слово получает различное значение от выбрасываниеили прибавление буквы.
Задания:
1. Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)
2. Вдоль по проволоке я мчусь
Ночи я дни,
А с конца меня прочтут
Тигру я сродни. (Ток – кот)
3. Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь мои –
В кастрюлю я полезу. (Шпала – лапша)
4. Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной –
И найдёшь меня в буфете. (Атлас – салат)
5. Известное я блюдо,
Когда прибавишь «м»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха –муха)
Цель:развивать логическое мышление и умение анализировать.
6.Сколько их?
Ход проведения:детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.
Задание:мальчик имеет столько же братьев, сколько и сестёр, а у его сестры вдвое меньшесестёр, чем братьев. Сколько сестёр и сколько братьев в той семье?
7.Спящий пассажир.
Ход проведения:детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.
Задание:пассажир проехал половину всего пути, лёг спать и спал до тех пор, пока неосталось ехать половину того пути, что он проехал спящим. Какую часть всегопути он проехал спящим?
8.Найди число.
Ход проведения:детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.
Задание:найди число, которое, будучи разделено на 2 даёт в остатке 1, при делении на 3даст в остатке 2, при делении на 4 даст в остатке 3, при делении на 5 даст востатке 4, при делении на 6 даст в остатке 5, но на 7 это число делится нацело.
9.Волк, коза, капуста.
Ход проведения:детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.
Задание:крестьянину нужно перевести через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова,что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или толькокоза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, акозу с капустой, то коза съест капусту. Как перевезти крестьянину свой груз?
10.Гусеница.
Ход проведения:детям зачитываются задания. Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку.Если он отвечает неправильно, то может ответить другой желающий.
Задание: в 6 часов утра в воскресенье гусеница начала вползать на дерево. В течении дня,то есть до 8 часов, она вползла на высоту 5м, а в течении ночи спускалась на2м. В какой день и час она вползёт на высоту 9м?
3.Контрольно-итоговый этап.
На контрольно-итоговом этапе ставятся следующиезадачи:
1. Определить результатсформированности и проанализировать уровень развития мыслительных процессов.
2. Сравнить результаты, полученные наконстатирующем и контрольно-итоговом этапах.
С этой целью в пятом классе проведена методика«Исключение слов» (см. приложение № 8).
При обработке полученных ответов каждая серия, взависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.
Итоговая ведомость.
Оценка уровня развития операций мышления учащихся 5«б» класса.
Таблица№ 3.Ученик Номер задачи
Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 + - Кошелева А. + - + + - + - + + - - + + + 9 5 1 Мазанова Н. + - + - + - - + + - + + - - 7 7 1 Патрикеева М. - + + - - + - + + + + - + + 9 5 1 Солдатова Л. + - - + - + + - + - + + - + 8 6 1 Бродягина И. - + - + - + - + + + + - + - 8 6 1 Каштанкина О. + - + - + - + - - + - + + + 8 6 1 Козлова Н. - + - + - + - + - + - + + + 8 6 1 Кузорева М. + - - + + + - - - + + + + 8 6 1 Бурханова М. + - + - - + + - - + - - + + 7 7 1 Богданова Н. + - + - + - + - + + + - + + 9 5 1 Гулящева Л. + - + + + - + - + - + + - - 8 6 1 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Проанализировав данную ведомость составляетсядиаграмма, отражающая процент правильныхответов. Диаграмма № 3.
/>
Сопоставив результаты полученные на констатирующем иконтрольно-итоговом этапах видно, что на последнем процент правильных ответовповысился. Наглядно это видно на примере Бродягиной И., Гулящевой Л.,Богдановой Н. Несмотря на это, в некоторыхзаданиях ошибки всё-таки допускаются из-за невнимательности.
Аналогичная работа была проведена в 8 классе. Им былапредложена методика «Оценка мыслительных процессов» (см. приложение № 9).
При обработке полученных ответов каждая серия, взависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость, котораяотражает количество правильных ответов.
Итоговая ведомость.
Оценка уровня развития мыслительных процессов учащихся8 «а» класса.
Таблица № 4.
Фамилия, имя ребёнка
Осведомлённость
Аналогии
Классификация
Обобщения
Числовые
ряды Аниськина Валя 9 5 4 9 4 Васильева Катя 8 3 7 7 6 Волошина Таня 8 9 9 8 5 Ермохина Маша 12 8 9 6 7 Карпеева Катя 10 7 5 7 4 Кузьменко Настя 9 4 6 7 7 Парамонова Лена 11 6 7 9 6 Сафарова Эльмира 11 4 5 5 5 Толстякова Марина 10 5 10 9 8
Исходя из полученных данных можно составить диаграммуотражающую степень развития мыслительных процессов.
/>Сопоставив результаты, полученные наконстатирующем и контрольно-итоговом этапах видно, что эффективней работапрошла в 5 классе. На констатирующем этапе в 5 классе правильных ответов –14,5%; неправильных – 41,7%; пропущенных – 43,8%. На контрольно-итоговомправильных ответов стало — 60%; неправильных — 33,4%; пропущенных – 6,6%. Изэтого видно, что на контрольно-итоговом этапе после применения развивающих игри упражнений уровень развития мыслительных процессов повысился. В 5 классеуровень развития мыслительных процессов в среднем повысился на 40%. Высокиепоказатели обусловлены тем, что сильно снизилось количество пропущенныхответов. В связи с этим показатель правильных ответов увеличился на большойпроцент. В 8 классе в среднем осведомлённость повысилась на 3%, аналогия – 4%,классификация – 6%, обобщение – 7%, числовые ряды – 8%. Это связано с тем, чтопятиклассники в силу своего возраста более восприимчивы к игровым приёмам науроках.
Таким образом, использование развивающих игр повлиялона развитие мыслительных процессов в целом. Следовательно, применение игр иупражнений на уроках является эффективным способом развития детей.
Так как игра способствует:
1. Повышению уровня развитиямыслительных процессов.
2. Развитию личности ребёнка.
3. Сплачиванию школьного коллектива.
4. Воспитанию положительныхличностных качеств.
В связи с этим учителю необходимо:
1. Установить уровень развитиямыслительных процессов у учащихся.
2. Разработать систему уроков сиспользованием игровых моментов, приёмов и форм.
3. Корректировать ход развитиямыслительных процессов у школьников.
Заключение.
Игра – это мир практической деятельности ребёнка, нопрежде это средство воспитания. Существует большое разнообразие игрнаправленных на развитие интеллекта детей:
1. предметные
2. творческие, сюжетно-ролевые
3. дидактические
4. строительные, трудовые,технические, конструкторские
5. интеллектуальные
Используя различные виды игр учитель имеет огромныйарсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.Каждая из них направлена на развитие интеллекта детей и повышение ихспособностей.
Через игру и в игре постепенно готовится сознаниеребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и совзрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Вигре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность,организованность, развиваются творческие способности, умение работатьколлективно.
Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости илюбознательности. Она вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяетразвивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитываетпознавательную активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемостии развития мыслительных процессов школьников.
Игра хранит и передаёт по наследству огромную гаммудуховных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Традиционные формыигровой деятельности народов, сложившийся в культурах прошлого, практическивыродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищаниесоциально-психологических процессов общения, отчуждённых людей. Существуетбольшое разнообразие игр и рассчитаны они на конкретный возраст играющих, времягода, уровень воспитанности и культуры.
О теориях происхождения игры можно сказать, что правбыл Л.Б. Ительсон, говорящий: «…здесь пока есть почти столько же теорий,сколько существует теоретиков». Прав оказался и Г.С. Спенсер,считающий, что игра – есть способ изживания у ребёнка излишков энергии; прав К.Гросс, считающий, что игра – это форма подготовки к будущей деятельности; правД. Дьюи, доказывающий, что игра – есть реализация ребёнком видов поведения,приобретённых на основе инстинктов подражания. Существует высокая правда Л.Выготского, который считал, что игра выражает из противоречия между социальнымипотребностями и практическими возможностями ребёнка, и видел в ней ведущеесредство развития детского сознания и его функций. Правы все учёные, утверждающие,что игра – это важнейшее средство развития мышления детей.
Игра – это развивающая деятельность и формажизнедеятельности, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми,посредник между миром ребенка и миром взрослого.
И всё же игра – это работа, считал Януш Корчак, вкоторой нет слов «надо» и «не надо».
В современной школе одной из важных целей являетсяиндивидуальный подход к личности каждого ребёнка, особенно это важно вподростковом возрасте. При этом игра выступает в роли неоценимого помощника.
Следовательно, игра является важным источникоминформации, и, конечно же, средством развития мыслительных процессов детей.
Проделанная исследовательская работа доказывает, чтоиспользование развивающих игр и упражнений повышает развитие мыслительныхпроцессов детей. Результаты исследования наглядно представлены в таблицах. Изкоторых видно, что в 5 классе относительно 8 класса уровень развитиямыслительных процессов повысился несколько больше. Это свидетельствует о том,что дети ещё не могут привыкнуть к повышенным требованиям и нуждаются впривычной форме общения – игре, поэтому они во время игр более активны. Это иобъясняет более высокие показатели.
В 8 классе показатели развития мыслительных процессовтоже поднялись. Но во время игр они не внимательны, так как успели отвыкнуть оттакой формы обучения.
Таким образом, учителю необходимо использовать науроках технологии игровые моменты, приёмы и формы. Для более высокихрезультатов, их использование необходимо начинать как можно раньше. Тем самымобеспечиваются более высокие темпы развития мыслительных процессов у учащихся.Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причём, мир собственноличный,суверенный, где ребёнок может делать всё, что захочет, всё, что ему запрещаетсявзрослыми.
К.Э. Цеолковский говорил: «Сначала я открывал истины,известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконецстал открывать истины никому неизвестные».
Видимо это и есть путь развития интеллекта детей, аименно этому способствует использование развивающих игр и упражнений в учебномпроцессе.
В связи с этим учителю необходимо:
1. Установить уровень развитиямыслительных процессов у учащихся.
2. Разработать систему уроков сиспользованием игровых моментов, приёмов и форм.
3. Корректировать ход развитиямыслительных процессов у школьников.
Литература1. Беспалько В.П. Слагаемыепедагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.2. Выготский Л.С. Воображение итворчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическомразвитии ребенка. // Вопросы психологии: — 1966. — № 6.4. Давыдов В. Проблемы развивающегосяобучения. – М.: 1986.5. Преодолеть пропасть. / Под.ред.Данильченко Н.И., Дроздовский В.П., Спадарщ В.И. – М.: Просвещение, 1989.6. Завгородняя О.Д. Нестандартность:ее пути, обретения и ловушки. — М.: 1987.7. Маркова А.П. Формированиемотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.8. Оконь В. Введение в общуюдидактику. – М.: Высшая школа, 1990.9. Пидкасистый П.И. Технология игры вобучении. – М.: Просвещение, 1992.10. Изучение личности учащихся и ученических коллективов./ Под. ред, Каплуновича И.Я., Пушкина Т.А., Фридмана Л.М. – М.: Просвещение,1988.
11. Воспитательная система сельской школы./ Под.ред. Степанова Е.Н. — Псков, 1997.